17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что вас привлекает в окопах сталинграда. Произведения о войне (повесть «В окопах Сталинграда» Виктора Платоновича Некрасова)

Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда»: краткое содержание и анализ

» В окопах Сталинграда » — повесть 1946 года, за которую автор был удостоен высшей по тем временам государственной награды — Сталинской премии. После того как Виктора Некрасова лишили советского гражданства, книгу изъяли из библиотек. В статье изложено краткое содержание » В окопах Сталинграда » .

Сталинградская битва

О чём повесть Некрасова? Книга » В окопах Сталинграда » , краткое содержание которой представлено ниже, отражает события самого важного периода в войне. Повесть Некрасова рассказывает о битве, происходившей почти восемьдесят лет назад на территории Ростовской, Воронежской и Волгоградской областей. Шесть месяцев провели советские солдаты в окопах Сталинграда. Краткое содержание решающего этапа ВОВ изложено ниже.

Немецкое наступление началось в июле 1942 года. В планах захватчика была большая излучина Дона, затем волгодонский перешеек и, наконец, Сталинград. Если б цель была достигнута, был бы создан плацдарм для дальнейшего наступления и завладения нефтяными месторождениями. Немцы имели превосходную авиацию , они знали о том, что такое верная военная стратегия. Тем не менее эту битву они проиграли. Заставить захватчиков капитулировать Красной Армии удалось благодаря операции » Уран » . Или, быть может, чуду, о котором говорит один из героев повести в » В окопах Сталинграда » .

Краткое содержание произведения Виктора Некрасова изложить можно в двух-трёх фразах, потому как особенных событий в нём не происходит. Но стоит сказать, что эта книга произвела неизгладимое впечатление не только на обычных советских читателей, но и на самого Сталина.

Безупречная правда

В чём успех повести » В окопах Сталинграда » ? Краткое содержание не даст ответа на этот вопрос. Только прочтение повести в оригинале. Фронтовики утверждали, что в книге Некрасова показана война такой, какая она есть. Без прикрас и излишнего пафоса. Варлам Шаламов, никогда не бывавший на фронте, назвал повесть » робкой попыткой показать кое-что, как это есть » . Высокую оценку этой книге дал и Андрей Платонов. И, наконец, прежде чем изложить краткое содержание по главам » В окопах Сталинграда » , стоит привести слова Даниила Гранина: » Повесть Некрасова — безупречная правда » .

Отступление

Итак, о чём рассказал в своем произведении Некрасов? Краткое содержание » В окопах Сталинграда » следует начать с описания отступления советских войск, которое происходило в июле 1942 года под Осколом. Главный герой — лейтенант Керженцев. Немцы подходят к Воронежу. Полк из только что вырытых укреплений уходит без единого выстрела. Батальон, которым руководит Комбат Ширяев, остаётся без прикрытия. В помощь ему остаётся главный герой повести. Спустя два дня они отправляются в путь, по дороге узнают о том, что полк разбит.

Керженцева сопровождает несколько месяцев ординарец Валега. Другие герои повести — Игорь, Седых. Батальон отправляется на поиски своих, но по дороге встречает немцев, многие погибают. Керженцев , Валега, Игорь и Седых отправляются в Сталинград.

Мирный город

Главный герой вспоминает о довоенной жизни. На фронте он давно, всё, что было раньше, в родном Киеве, кажется, никогда не существовало. О чём рассказано в последующих главах произведения В. Некрасова? Содержание » В окопах Сталинграда » , по крайней мере первых глав, сводится к размышлениям, воспоминаниям лейтенанта Керженцева . Он так привык к фронтовой жизни, что его удивляет город, который совсем скоро превратится в руины. Здесь по-прежнему читают газеты, спорят о литературе, посещают библиотеку, просто живут.

Керженцев и его товарищи останавливаются в доме Марии Кузьминичны. Женщина угощает их чаем с вишневым вареньем. Забытая мирная жизнь расслабляет. Герои отправляются купаться на Волгу, затем предаются чтению. Вечером этого дня немецкие войска начинают наступление на Сталинград.

Керженцев — сапер . Лейтенанта и направляют на местный тракторный завод. Здесь он знакомится с инженером-электриком Георгий Акимовичем — человеком, убеждённым в том, что советским войскам победить в этой войне поможет лишь чудо. Идет кропотливая, долгая подготовка к взрыву. Проходит десять дней. Немцы нещадно бомбят город. Приказа о взрыве всё ещё нет, и Керженцева направляют в инженерный отдел, расположенный по ту сторону Волги.

Командование батальоном

Лейтенанта направляют в 184-ю дивизию. Вскоре погибает комбат, и Керженцеву приходится взять на себя командование батальоном. В распоряжении лейтенанта две роты, которые занимают позиции на одном из местных заводов. Здесь главный герой задерживается надолго. Каждый день начинается с канонады. Так проходит сентябрь, а затем и октябрь.

Атака

Скоро приходит сообщение о том, что позиции нужно менять. Приказано занять сопку, на которой расположены пулеметы противника. Передо атакой время тянется невыносимо медленно. Неожиданно появляются работники политотдела, которых Керженцев встречает отнюдь не радостно. Лейтенант выставляет с командного пункта проверяющих, а когда начинается атака, неожиданно для себя принимает в ней участие. Сопку удается взять, причём без больших потерь.

Делит ли своих героев на положительных и отрицательных Виктор Некрасов? В кратком содержании » В окопах Сталинграда » стоит уделить внимание такому герою, как начальник штаба Абросимов. Капитан уверен в необходимости атаки » в лоб » . Он не слушает доводы ни Керженцева , ни комбата Ширяева. Главный герой повести снова идёт в атаку. В этом бою погибает 26 человек. Абросимова судят за превышение власти и отправляют в штрафбат .

Излагая краткое содержание повести Некрасова » В окопах Сталинграда » , стоит сказать, что в этом произведении автор не создавал ни отрицательных, ни положительных образов. Он не навязывает читателю своего мнения. Изображение атаки, которая состоялась по приказу Абросимова, — это одна из многочисленных офицерских ошибок, которые , возможно, неизбежны на войне.

Ранение

На следующий день после суда над Абрамовым приходят танки, которых ждали в течение последних месяцев. Вскоре у Керженцева день рождения. Готовится небольшое празднование, которое, конечно, не состоится, потому как неожиданно начнётся бой. Лейтенант получит ранение, окажется в госпитале, а после лечения вернётся в Сталинград, который в мыслях будет называть » домом » .

Дополнение к краткому содержанию

Произведение » В окопах Сталинграда » ведется от первого лица. В повести нет неожиданных сюжетных поворотов. Но простота, с которой рассказчик излагает события, производит сильное впечатление.

В первых главах, где речь идёт о злоключениях героев ещё до их прибытия Сталинград, лейтенант мысленно рассуждает о войне. Что самое страшное на фронте? Снаряды? Бомбы? На войне самое страшное неопределенность , бездеятельность, отсутствие непосредственной цели — все то, из чего состояло существование отступающих солдат. Нельзя сказать, что героев Некрасова не пугают пули, но читая повесть, создается впечатление, что в Сталинграде они испытывали меньше страха, нежели под Воронежем, когда отступали.

Читать еще:  Геометрическая аппликация — лучшие идеи для детского творчества. Инструкции и фото простых поделок

Тему дружбы автор этого произведения затрагивает вскользь. Тем не менее она является, пожалуй, главной. На фронте Керженцев понимает, что такое настоящая дружба. Едва ли кто-нибудь из его киевских друзей смог бы вытащить его, раненого, с поля боя. Вряд ли с кем-нибудь из-за них Керженцев пошел бы в разведку. А ординарец Валега бы вытащил. С ним бы лейтенант в разведку пошел . Войну автор сравнивает с лакмусовой бумагой. Только на фронте можно узнать людей по-настоящему.

Публикация

Повесть в окопах Сталинграда Некрасову Виктору Платоновичу принесла всесоюзную славу. Это произведение было опубликовано в журнале » Знамя » . Сперва официальные критики повесть не приняли. Более того, книга Некрасова никогда бы не вышла в печать, если б не вмешался один человек.

Встреча со Сталиным

В сталинские времена пострадало немало поэтов и прозаиков. Одни были осуждены, отправлены в лагеря. Другие лишены права издавать свои произведения, что для настоящего писателя, пожалуй, хуже тюремного заключения. Но это отнюдь не говорит о том, что Сталин ничего не понимал в литературе. Он избавлялся от людей неудобных, не желающих отражать в своем творчестве официальную идеологию.

Повесть о Виктора Некрасова — это первое произведение, в котором рассказано о войне предельно правдиво. Это одна из первых книг, созданных фронтовиками. Повесть была напечатана благодаря личному вмешательству Сталина.

Писатель и государственный деятель Фадеев вычеркнул » В окопах Сталинграда » из списка произведений, которые должны были появиться на страницах журнала » Знамя » . Сталин внес . Повесть была опубликована. А спустя некоторое время за Некрасовым приехали сотрудники госбезопасности отвезли к » вождю » . В одном из очерков писатель позже рассказал о встрече со Сталиным. По словам Некрасова, он создавал неожиданное впечатление, был этаким » уютным старичком » , приятным собеседником, кроме того, уважал творчество Платонова, Булгакова, Бабеля — писателей, пострадавших от советской власти.

Несколько слов об авторе

В 1959 году Некрасов выступил против строительства стадиона в Бабьем Яру, на месте массовых расстрелов, проводимых фашистами во время войны. С тех пор отношения писателя с властью резко ухудшились. Он принимал активное участие в митингах, писал неоднозначные статьи. Наконец, Некрасова обвинили в » низкопоклонстве перед Западом » , а книги его запретили издавать. В 1974 году писатель эмигрировал в Швейцарию. Последние годы провел в Париже.

«Лейтенантская проза» – Виктор Некрасов

Виктор Платонович Некрасов (1911-1987) – советский писатель, диссидент и эмигрант. Участник Великой Отечественной войны. Лауреат Сталинской премии 2-й степени 1947 года. Получил премию за произведение, которое сделало его знаменитым, повесть «В окопах Сталинграда». Данная повесть стала первым послевоенным художественным произведением о войне в уникальном жанре, который позднее получил название «окопная проза». Из-за своих политических взглядов и жизненной позиции писатель вынужден был покинуть СССР и переехать во Францию. В 1987 году в Париже на 77-м году жизни Виктор Некрасов скончался от рака легких, был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Виктор Некрасов появился на свет еще в царской России в Киеве 17 июня 1911 года. Происходил он из интеллигентной семьи, его отец был банковским служащим, а мать врачом. В самом раннем детстве он был увезен матерью в Лозанну, где та заканчивала учебу на медицинском факультете. После Лозанны семья на время перебралась в Париж, но с началом Первой мировой войны Некрасовы вернулись в Киев. Они вернулись на родину в 1915 году в надежде обрести здесь уют и защиту, но оказались в самом омуте гражданской войны.
Любопытный факт, но в Париже в 1915 году Некрасовы жили в одном доме, в соседних квартирах с будущим наркомом просвещения страны Советов Луначарским. Во Франции же маленький Виктор начал говорить на французском языке, русский язык он выучит позднее.

К началу новой эпохи недавние европейцы Некрасовы отнеслись, как к неизбежному злу, с которым они не смогут бороться и начали решительно приноравливаться к железной поступи нового века. Будущего писателя отдали учиться в передовую профсоюзную железнодорожную школу, после окончания которой Некрасов поступает сразу в 2 вуза – в строительный институт на отделение архитектуры и в театральный институт на актерский факультет. В 1936 году Виктор окончил Киевский строительный институт, а в следующем году студию при Театре русской драмы. До начала Великой Отечественной войны Виктор Некрасов успел поработать сначала архитектором, а затем актером и театральным художником в различных театрах: в Киеве, Кирове, Ростове-на-Дону и даже во Владивостоке. К этому же времени относят и первые литературные опыты Некрасова, которые, однако, носили «домашний» характер и не предназначались для широкой публики.

На войну с гитлеровской Германией Виктор Некрасов попал в августе 1941 года. Как человека со строительным образованием, его отправили в инженерные войска. Бывший архитектор стал сначала полковым инженером, а затем командовал саперным батальоном. Принимал участие в боях под Сталинградом, на Украине в Польше. В годы войны два раза был ранен. Кульминацию мировой бойни он встретил на Волге, в окопах Сталинграда он провел все 200 кошмарных дней натиска и обороны. Воспоминания об этих днях и сражении за город позднее лягут в основу самой известной книги писателя. В начале 1945 года в звании капитана Некрасов был демобилизован из армии по инвалидности после ранения. В годы войны Некрасов вступил в коммунистическую партию (исключен из КПСС в 1973 году). Награжден боевыми орденами и медалями: орденом «Красной Звезды», медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».

Вчерашний капитан Красной Армии, раненный в бою под Варшавой и демобилизовавшийся из армии в начале 1945 года, вернувшись в родной Киев, устроился на работу в местную газету «Советское искусство», где проработал до 1947 года. Здесь же в Киеве Виктор Некрасов практически с ходу написал свою самую знаменитую повесть, бывший архитектор и актер сделал это без всякой подготовки. Данное художественное произведение оказалось написано таким новым и свежим языком и так честно, что дебют начинающего писателя уже в 1946 году был опубликован в именитом московском военном журнале «Знамя».

Этим художественным произведением стала повесть «В окопах Сталинграда». Она была посвящена изнурительной, окопной, а не фанфарной войне, рассказывала читателю о войне, как о разновидности очень тяжелой работы и была написана в очень хмурой, практически документальной форме. Данная повесть принесла Виктору Некрасову подлинную славу и популярность. Книга была переиздана тиражом в несколько миллионов экземпляров и переведена на 36 языков мира. За повесть «В окопах Сталинграда», после ее прочтения Иосифом Сталиным, писатель в 1947 году был удостоен Сталинской премии 2-й степени. Позднее по мотивам данного художественного произведения был снят кинофильм «Солдаты», который был отмечен премией Всесоюзного кинофестиваля. Одну из своих первых больших ролей в кино в этом фильме сыграл Иннокентий Смоктуновский.

Однако «охранная грамота» Сталинской премии не распространилась на дальнейшее творчество писателя. То, что Виктор Некрасов писал потом, как правило, подвергалось критике руководящих идеологических служб СССР. Так в частности произошло с повестью «В родном городе» (1954 год), которая рассказывала о драматической судьбе бывших фронтовиков, которые по возвращении в долгожданную мирную жизнь столкнулись с трудностями разрухи, разорения, непробиваемого партийно-бюрократического бездушия. Подверглась критике и повесть «Кира Георгиевна» (1961 год), в которой причины душевной опустошенности, конформизма, нравственных недугов части советской интеллигенции Некрасов объяснял разлагающей общество нехваткой воздуха и свободы.

Читать еще:  Стиль в одежде 30 х годов. Аксессуары и обувь к платью в стиле Чикаго. Кому идёт платье в стиле Чикаго

Официальная советская критика встречала в штыки и эссе писателя, которые он писал по вопросам искусства. Так его статья «Слова «великие» и простые» (1959 год) критиковалась за то, что он отвергал напыщенную героическую патетику, которая уводила людей от правды. Статью о современной архитектуре «О прошлом, настоящем и чуть-чуть о будущем» (1960 год) критиковали за то, что он писал в ней об убогом однообразии и безвкусной монументальности тогдашнего советского стиля градостроительства. Эстетические взгляды Виктора Некрасова в те годы классифицировались как идейно порочные.

Настоящая травля писателя началась после того как Никита Хрущев ополчился против зарубежных очерков писателя «По обе стороны океана» (1962 год). Генсек тогда заявил, что Виктору не место в партии. Некрасова перестали печатать, на собраниях его клеймили позором, на него было заведено персональное дело и вынесен выговор. После падения Никиты Хрущева писателя на время снова оставили в покое. Но в 1969 году за то, что он подписал коллективное письмо в защиту украинского диссидента Вячеслава Черновила, а также принял участие в выступлении по поводу 25-летия расстрела евреев в Бабьем Яру, на Виктора Некрасова снова было заведено персональное дело, которое завершилось вынесением 2-го строгого выговора.

В 1973 году писатель был исключен сначала из КПСС, а затем и из Союза писателей. После этого им занялось КГБ: прослушивающийся телефон, слежка на улице, унизительный обыск с изъятием рукописей и книг, частые допросы, на которых ему дали понять, что если он не «исправится» или не покинет страну, ему придется отправиться «в места не столь отдаленные». Так в 1974 году Виктора Некрасова, по сути, вытолкнули в эмиграцию. После того, как в 1979 году, выступая на радио, он иронически отозвался о «трилогии» Брежнева, в основном о ее военной части – «Малая земля», Некрасова лишили советского гражданства. После этого почти 2 десятка лет его книги на родине не издавались, они были изъяты из библиотек, а имя Виктора Некрасова было запрещено упоминать в прессе, его вычеркивали даже из библиографических справок.

И все-таки его книги пережили его самого, оставив заметный след в русской литературе. Безусловно, его главной книгой стала первая же его повесть «В окопах Сталинграда». Которая стала самым высоким художественным достижением писателя. Позднее он написал несколько очень сильных рассказов о Великой Отечественной войне, к примеру «Судак» (1958 год) или «Вторая ночь» (1960 год). Данные произведения можно поставить в один ряд с его первой повестью, но не над ней. Книга «В окопах Сталинграда» стала первой в отечественной литературе, которая была не о войне, а изнутри войны. Это было повествование не наблюдателя, а непосредственного участника, который находился на переднем крае сражения. Данная повесть как будто возвращала всем «окопникам» их незаживающее прошлое, которое было перечеркнуто массово тиражируемыми и официально признанными фанфарными, парадными сочинениями.

Повесть «В окопах Сталинграда» стала той книгой, которая определила целое направление в отечественной литературе и военной прозе. Именно под влиянием данной повести на рубеже 1950-1960-х годов заявила о себе литература фронтового поколения, которую затем назвали «лейтенантской прозой». У истоков этого пласта российской литературы и находилась повесть Некрасова, которая служила ориентиром и была общепризнанным лидером, о чем говорили многие «военные» литераторы, в частности Василь Быков и Григорий Бакланов. Позднее писатели фронтового поколения так описывали роль повести Виктора Некрасова в их сложившейся творческой судьбе: «Все мы вышли из некрасовских «окопов».

В окопах Сталинграда (сборник)

Некрасов Виктор Платонович

Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» стала одним из ярких образцов так называемой «лейтенантской» прозы. Фронтовик, архитектор по образованию, не имевший прежде литературного опыта, Некрасов сумел передать личное ощущение войны. Это повесть не столько про героизм и победы, хотя каждый из персонажей по праву может называться героем, сколько про внутренний страх, растерянность, привычку к смерти, умение сохранить человечность даже там, где людей уже не остается.
Гравюры Вадима Ростовцева, четкие и беспощадные, словно зарисовки полевого корреспондента, отражают сюжетные события и передают отношение к ним автора.

Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» стала одним из ярких образцов так называемой «лейтенантской» прозы. Фронтовик, архитектор по образованию, не имевший прежде литературного опыта,… Развернуть

Кураторы

Рецензии

Я тут не большинстве,но еденомышленники имеются по рецензиям имеются. Несомненно я преклоняюсь перед подвигом солдат! Но книга все же не совсем зашла, сухой,односложный текст. Я ее не читал,а слушал, как аудио книгу, может это тоже повлияло на мою оценку, когда читаешь книга для меня лично воспринимается по другому. В этой книге большей части своем мнолог одного солдата с самим собой. Масштаба войны тут ждать не приходится или какой-то драматической истории, как у Василя Быкова. Для меня все же Василь Быков на первом месте про ВОВ. Потом уже идут мемуары.

Я тут не большинстве,но еденомышленники имеются по рецензиям имеются. Несомненно я преклоняюсь перед подвигом солдат! Но книга все же не совсем зашла, сухой,односложный текст. Я ее не читал,а слушал, как аудио книгу, может это… Развернуть

Книга оставила смешанные ощущения. Написано интересно, язык живой, персонажи «выпуклые», многослойные, никаких картонных диалогов. Война — дело страшное. Но эта книга вроде бы и повествует об ужасах войны, однако, делает это как бы вскользь и настолько буднично, что создаётся впечатление, будто война — скорее дело непонятное и сумбурное, но нестрашное. Конечно, следует отдать должное автору — это первая книга такого рода о Великой Отечественной Войне. Прародитель жанра, так сказать. Но мне чего-то не хватило. Масштаба что ли. Если вспомнить, например, «На Западном фронте. «, то сюжет примерно тот же (маленький человек на большой войне), события схожи, стиль близок, но Ремарк за душу берет и не отпускает, а вот Некрасов почему-то нет. Вроде бы и Война эта нам ближе, и в Волгограде я жила (с обязательным посещением панорамы и Мамаева Кургана, естественно) и представляю о каких местах и погоде пишет автор, но вот не попала мне эта книга в сердце. За живое не задело. Хотя, конечно, каждому своё.

Книга оставила смешанные ощущения. Написано интересно, язык живой, персонажи «выпуклые», многослойные, никаких картонных диалогов. Война — дело страшное. Но эта книга вроде бы и повествует об ужасах войны, однако, делает это как… Развернуть

Эта книга не расскажет ничего нового о войне, зато поведает об ощущениях и мыслях человека на войне. Тут нет рассказов о героях или какой-то жести, она скорее подойдет для школьной программы.
В основе лежат диалоги между солдатами. Подобные вещи лучше слушать как аудиокнигу, как историю. можно сказать это дневник только без надписей — День первый, день второй итд. Там всё вплоть до месячных скитаний. Например долго искали свою роту, офицером в другую роту не возьмут, а солдатом не пойдешь. Им стыдно, люди воюют, а они ходят, бродят, ищут. Всегда нехватка рук в каких-то точках, в некоторых местах идёт имитация. Расставлены оружия, человек обходит и по очереди стреляет из каждого. Люди есть для пополнения, но не дают всякие формальности присоединиться, ну или сами понимаете, ломиться на фронт с большой скоростью кто захочет? В воздухе витает неопределенность, непонятно что происходит вне поля твоего зрения. Сегодня укрепляют позиции, роют весь день окопы для себя, для командующих, завтра уже нужно бросить свои труды и не отдохнувшим пойти в наступление, так как планы поменялись. Офицерам нужно и отчитаться, и людей не потерять, и цель выполнить, даже правильное решение все равно приводит к смертям, вопрос только в количестве.

Читать еще:  Рисование на тему дары осени старшая группа. Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование «Натюрморт с овощами и фруктами» (подготовительная группа)

Эта книга не расскажет ничего нового о войне, зато поведает об ощущениях и мыслях человека на войне. Тут нет рассказов о героях или какой-то жести, она скорее подойдет для школьной программы.
В основе лежат диалоги между… Развернуть

События, описываемые в этой повести, происходят с июля 1942 года по февраль 1943 года во время боевых действий. Повествование ведётся от лица лейтенанта Юрия Керженцева, честно и правдиво описывающего страшные дни, которые пережила наша великая страна.
Рассказчик говорит о том, что люди в стрессовых ситуациях ведут себя по-разному. В армии были трусы, но храбрые ребята тоже были и даже в большинстве. Художественная книга о войне, написанная очевидцем войны в самом страшном её проявлении.
Не зря эту книгу хвалили современники, потому что она вскрыла сущность тех событий. Повесть небольшая по объёму, но такая насыщенная и сильная, что я не смогла прочитать её в два присеста. Советские бойцы так самоотверженно и жестоко боролись, отвоёвывали каждый метр своей земли у фашистов.
Керженцев вёл себя как настоящий герой. Я читала и гордилась за весь русский ( не только русский, но и советский) народ.
Я где-то читала, что эта повесть пользовалась невероятной популярностью сразу же после публикации, неоднократно переиздавалась, но после экземпляры изымались из библиотек и магазинов только потому, что власть вдруг усмотрела в Некрасове следы антисоветчины.
Повесть «В окопах Сталинграда» должна быть прочитана всеми, кто понимает значимость истории и памяти в жизни человека.
Ещё я посмотрела фильм «Солдаты», снятый по мотивам повести «В окопах Сталинграда». Тоже произвёл должное впечатление. Иннокентий Смоктуновский справился со своей ролью на все 100%. Но книга мне понравилась чуть больше. Короче говоря, рекомендую к прочтению.

События, описываемые в этой повести, происходят с июля 1942 года по февраль 1943 года во время боевых действий. Повествование ведётся от лица лейтенанта Юрия Керженцева, честно и правдиво описывающего страшные дни, которые… Развернуть

Я знаю, что воспрянули недаром
сердца в чаду коричневого ада:
взошло созвездье красных командармов
на грозном небосводе
Сталинграда.

И суждено надежде распуститься,
раскрывшись, как цветок в объятьях сада.
Написана великая страница
штыками и рассветом
Сталинграда.

Пабло Неруда, «Новая песнь любви Сталиграду», 1943

Интеллигентский взгляд на войну. Не могу отделаться от желания сравнивать эту повесть Некрасова с главами из романа Шолохова. Да простится мне это сравнение, но это ужасно похоже на разницу подходов к коренным народам у Арсеньева и Федосеева – оба писали про сибирских жителей, но один отстраненно, со стороны, а другой рядом, наравне. Так и Некрасов – его герой офицер и со стороны, а у Шолохова герои как раз рядовые бойцы.

При этом простые люди в книге есть, не могут не быть. Но они, если честно, картонные. И Седых, и Валега что твой Платон Каратаев – символизируют народ своей простотой, широтой души, малограмотностью и при этом определенной живостью ума.

Сама фактура книги другая. Герой вспоминает город, город глазами студента и мальчишки из интеллигентной среды. Довоенный Киев конца 20-х, с огромным количеством иностранных немых фильмов в прокате, с кинотеатрами, специализирующимися на арт-хаусе того времени или на ковбойских фильмах.

Но можно предположить, почему эта книга понравилась Сталину. Автор нашел крайне уместный для военный прозы синтаксис. Повествование почти все время идет в настоящем времени, фразы короткие, рубленные, отлично передающие напряжение момента. Герои даже говорят также, быстро, односложно. Лирических отступлений минимум, события накатывают на героя, вертят его, опрокидывают, переносят с места на место.

Книга забрасывает читателя в водоворот сразу, с первых страниц – мы оказываемся втянуты в гигантское отступление летом 1942 после неудачного удара на Харьков. Автор хорошо подает географию. Я читал не отрываясь от карты, стараясь найти и сопоставить между собой Купянск, Булацеловку, Вешенскую и многие другие населенные пункты (на Украине много уже и переименовано, а с нашей стороны границы почти все осталось также, как в 1942). Герои оказываются подхваченными потоком, который выплескивает их на берег уже в Сталинграде, где их шокирует почти еще мирная жизнь. Действующие лица «Они сражались за Родину» остались чуть севернее, а подробнее о них мы так и не узнали.

Автор точен и подробен в деталях. Я почему-то люблю эти канувшие приметы той жизни. Офицеры берут в библиотеке дореволюционные журналы – «Ниву» и «Аполлон». Мне стало интересно, что такое дневная фотобумага и метлахская плитка. Про Hutte я вроде что-то слышал, но в контекст не ставил. И я как-то не задумывался, что Черчилль прилетал в Москву в самый разгар летнего наступления фашистов.

Но потом все это обрывается самой Сталинградской обороной. Детали и красивовсти стираются, остается голая окопная правда. Дурацкое сравнение, но это действительно как шутер от первого лица – сражения за каждый клочок, за насыпь, за будку, за основание трубы, за гору металлолома. Все жестко, жестоко и предельно четко. Кровь, кровь и еще раз кровь. Ошибки, приводящие к ненужным потерям, маленькие хитрости, господство вражеской авиации, наша артиллерия с того берега, и опять кровь и кровь. Наши при этом стараются остаться людьми – бритье иногда, куски художественных книг (любопытно, что герои книги будущего лауреата Сталинской премии читают в землянках книгу другого лауреата Сталинской премии про оборону Севастополя в Крымскую войну – «Севастопольскую страду» Сергеева-Ценского).

Автор неоднократно, но аккуратно славит Сталина. Это и портреты, которые наши помещают в своих землянках, и прочувственный диалог о том, как ему, наверное, тяжело держать весь фронт, думать о каждом участке. Я любопытства ради посмотрел несколько отзывов об этой книге на сайте и сильно удивился — люди пишут, что Сталина в книге нет, как и советского патриотизма. Люди такие люди — то, что потом автор эмигрировал, совсем не означает, что в 1945 он не писал вполне правоверные вещи. Ох уж этот синдром поиска фиги в кармане. Текст — упрямая вещь, вот он, перед вами, все идеологические маркеры на месте, только сделано это аккуратно и точно, так что и самому Сталину понравилось (судя по книгам, получавшим премию его имени, любил он как раз вещи неплакатные, сложные, противоречивые).

Финал существует в двух вариантах. Автор хотел написать три части, но ему предложили напечатать книгу, когда были готовы первые две. Поэтому есть скомканный, но вполне достоверный финал, а также есть и набросок третей части. Любопытно, но, пожалуй, книга должна остаться такой, какой вышла в печать.

Я знаю, что воспрянули недаром
сердца в чаду коричневого ада:
взошло созвездье красных командармов
на грозном небосводе
Сталинграда.

И суждено надежде распуститься,
раскрывшись, как цветок в объятьях сада.
Написана великая…

Источники:

http://www.syl.ru/article/335709/povest-v-nekrasova-v-okopah-stalingrada-kratkoe-soderjanie-i-analiz
http://topwar.ru/27496-leytenantskaya-proza-viktor-nekrasov.html
http://www.livelib.ru/book/1002798302-v-okopah-stalingrada-sbornik-nekrasov-viktor-platonovich

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector