Что такое социально культурная деятельность определение. Что такое социально-культурная деятельность

Что такое социально культурная деятельность определение. Что такое социально-культурная деятельность

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Определение понятия СКД по Киселевой и Красильникову: Культурная деятельность- это деятельность по выявлению, сохранению, распространению и потреблению культурных ценностей.

Определение понятия СКД В.В. Туева.

СКД – это деятельность общества по приобщению человека к культуре.

СКД – это управляемый (средство) обществом (субъект) процесс приобщения (цель) человека (объект) к культуре.

СКД – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре.

СКД – это управляемый обществом и его социальными институтами процесс приобщения человека к культуре и активное включение самого человека в этот процесс.

СКД – это управляемый обществом, педагогический процесс приобщения человека к культуре и культурным ценностям общества при активном включении самого человека в этот процесс.

СКД– особая сфера социальной жизни общества, достаточно локальная и самоорганизованная, много институциональная.

СКД как новая профессия 21 века, новая гуманитарная наука, новый образовательный предмет, который включается в программы всех вузов (университетов, пединтитутов, институтов культуры, искусств). Термин научный и образовательный, в котором так или иначе отражается определенный вид профессиональной деятельности людей. Эта деятельность называется социально – культурная, совершается в социально-культурной сфере, в соц. – культ. среде, социально-культурными учреждениями, социально-культурными средствами, специфическими формами для всех категорий населения на разных объектах и в разное врем, но прежде всего в свободное время людей, часы их досуга.

-осуществляется в свободное время

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью

-характеризуется многообразием видов

-РФ располагает большим количеством институтов,

создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб

Отличительные черты СКД:

Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.

Сфера (от греч. sphaira — шар). 1) область действия, пределы распространения чего-либо (напр., сфера влияния). 2) Общественное окружение, среда, обстановка.

Социальная сфера – это особая область государственной и общественной жизни и деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и общества.

Социальная сфера– непроизводственная, направленная на приобщение человека к культуре. Входят здравоохранение, образование, правоохранение, спорт, СМИ, искусство, туризм. В числе подсистем социальной сферы находится социально-культурная сфера, но отличается от других систем, т.к. имеет дело с культурой, культурными ценностями, их созданием, потреблением, накоплением. Деятельность СКС и есть СКД.

Социальная – культурная сфера шире, чем СКД. В неё входят здравоохранение, образование, правоохранение, спорт, СМИ, искусство, туризм. СКД является только частью СКС. Деятельность СКС и есть СКД.

Сеть социально-культурной сферы– это совокупность социальных институтов культуры и досуга, действующих в масштабах региона в условиях формирования рыночной экономики, и объединенных единством цели и задач в рациональной организации свободного времени населения.

Виды сети социально-культурной сферы:

1. федеральные учреждения (национальный театр, Третьяковская галерея и крупные коллективы содержатся за счет государства).

2. республиканские учреждения ( подчинены министерству культуры содержатся этим министерством – наш университет)

3. областные ( краевые) библиотека им. Федорова, краеведческий музей, департамент культуры.

4. городские (муниципальные)

5. районные государственные.

6. сельские (передвижные учреждения СКС (автоклубы, автопланетарии,

Социально-культурные комплексы и Центры досуга –это государственное учреждение культуры, в состав которых входят клубы и кружки различного направления, коллективы художественной самодеятельности, методические отделы. Основными задачами СКЦ и ЦД являются:

– создание условий для активного отдыха населения;

– предоставление возможностей творческой самореализации личности или коллектива

– оказание услуг населению (в т.ч. платных);

– методическая помощь организаторам КДД школ, клубов, других организаций;

– игровая и концертная деятельность;

СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции:

1. Развлекательные – предоставление условий для игровой деятельности (групповые,

индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы)

2. Физкультурно – оздоровительные –организация спортивно-развлекательных мероприятий,

создание условий для занятия спортом.

3. Образовательные –организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деятельности.

4. Стимулирование творческой активности –проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ.

5. Досуговое общение –проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов.

6. Информационные – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям.

Читать еще:  Финалисты 3 сезона танцы на тнт. Победитель шоу «Танцы» потратит выигрыш на дом для мамы

А также СКЦ и ЦД осуществляют создание творческих и технических мастерских, прокат инвентаря и костюмов, выполнение социально-творческих заказов.

Библиотека –учреждение культуры, организующее сбор, хранение и общественное пользование производимой печати.

Клуб (англ. клаб – собираться, собрание), древнейший уникальный социально-комун. институт культуры.Клуб –общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения.

Клубное объединение – активная форма организации досуга, общения людей по интересам. Клуб – способ привлечь население в УК для самоорганизации самодеятельности людей, форма народной демократии. Направления: официальная культура, любительское творчество, самодеятельность. Клубное объединение как самодеятельная форма активного досуга. Принципы этоосновные положения, которые надо иметь в виду, организуя деятельность, чтобы была стабильной, эффективной.Клубное объединение- это романтическое объединение, посвящено много книг, учебных пособий. Смирнова «Клубное объединение”,

Туев В.В. “Технология и организация инициативных клубов” и “Как организовать свой клуб?”, Калинин Иван Егорович “Записки клубника” и “Клубная встреча”.

Клубные учреждения –массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения.

КДД(культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).

Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сфере творчества, на базе КДУ, основной деятельностью которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе.

Музей– научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Свободное время –часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и др. нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению. В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение СМИ и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), а также любительские занятия – личные хобби и занятия в различных объединениях.

Социально-культурная деятельность

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое “Социально-культурная деятельность” в других словарях:

Культурная Революция (группа) — Культурная Революция Жанр гаражный рок панк рок Годы c 1984 Страны … Википедия

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром. Понятием Д. охватываются разные формы человеческой активности (экономическая, политическая, культурная Д.) и сферы функционирования общества. С… … Современный философский словарь

ФОРМА КУЛЬТУРНАЯ — совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символич. функции, на основании к рых производится его идентификация и атрибуция. При этом не следует смешивать понятие Ф.к. как … Энциклопедия культурологии

Кафедра социально-экономической географии зарубежных стран — Московский государственный университет Год основания 1934 Место расположения 119992, Москва, ГСП 2, Ленинские горы, ГЗ МГУ (19 этаж, а … Википедия

РЕФЛЕКСИЯ КУЛЬТУРНАЯ — состояние сознания, повернутое на переосмысление состоявшихся культурных актов и своего культурного опыта в поисках новых парадигм развития культуры и собственного культурного роста. Р.к. охватывает все виды рефлекторной деятельности,… … Энциклопедия культурологии

ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ТЕХНОЛОГИЯ И КУЛЬТУРНАЯ ФОРМА — (1974) книга Р. Уильямса . Была переиздана в 1992. Книга Уильямса представителя Бирмингемского центра культурных исследований касается взаимодействия общества и культурных технологий. Проблема взаимовлияния общества и культурных технологий,… … Социология: Энциклопедия

Историко-культурная типология педагогики — Поскольку процессы воспитания и обучения были присущи уже первобытному обществу, то и по отношению к периодам, предшествовавшим появлению пед. теорий, в лит ре нередко используются понятия «пед. деятельность», «пед. традиция», «пед. идеалы», «пед … Российская педагогическая энциклопедия

Прикладная культурология — Прикладная культурология Прикладная культурология включает в себя культурологию личности, культурологию семьи и быта, культурологию социальной жизни, культурологию общения, культурологию досуга и иные направления вовлечения человека в мир… … Википедия

Казанский государственный университет культуры и искусств — Казанский государственный университет культуры и искусств ранее Казанская государственная академия культуры и искусств. Вуз основан в 1969 году как филиал Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, в 1974 году… … Википедия

Читать еще:  Цветная гравюра для детского творчества своими руками. Как делаются иллюстрации, выглядящие как гравюры

Хабаровский государственный институт искусств и культуры — Хабаровский государственный институт искусств и культуры … Википедия

Сущность понятия «Социально-культурная деятельность»

Возникновение понятия «СКД» связано с философским, культурологическим, педагогическим обоснованием термина.

Предшествующие понятия «образование», «просвещение», «политико-просветительная работа», «культурно-массовая работа» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание.

Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечественной науке на смену понятия «культурно-просветительная работа», которая трактовалась как составная часть идеологической деятельности государства по коммунистическому воспитанию трудящихся. Такая трактовка базировалась на субъект – объектной модели организации досуга населения. Сущность этой модели заключалась в том, что население рассматривалось в качестве объекта, который надо просвещать, воспитывать, направлять в «светлое будущее».

Если говорить об идеологической основе социально – культурной деятельности, то ее ключевая задача состоит в том, чтобы расковать инициативу, творчество, самостоятельность людей, так как в основе социально – культурных процессов находится субъект – субъектная модель организации культуры досуга, где народ сам является субъектом социально — культурной деятельности.

Как самостоятельная работа область познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века. Первая попытка обозначения смысла термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье.

Суть и смысл социально-культурной деятельности заключается в направленности на активное участие личности в конкретной социальной среде, выбор адекватных форм участия в социально-культурных процессах. Это связано:

-с развитием демократических процессов в мире;

– с движением за права человека;

– с ростом потребности во внутренней свободе;

– с возможностями творческого самовыражения и самореализации.

Основные сферы реализации СКД:

– досуг и досуговая деятельность;

– образование и карьера;

– худ. культура и искусство;

– социально-культурная реабилитация и поддержка;

– межкультурное сотрудничество и коммуникация.

Под СКДследует понимать свободное взаимодействие людей по производству, сохранению культурных ценностей, в ходе которого изменяются:

– отношения и связи между людьми;

окружающий их мир (по В. Е. Триодину, профессор кафедры СКД СПбГУКИ)

В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически на­правленный исоциально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия лично­сти и социальных групп в интересах развитиякаждого члена обще­ства(Т.Г. Киселева, Ю. Д. Красильников, профессора кафедры СКД МГУКИ).

Понятие «социально-культурная деятельность» отличается от терминов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятельность», «социальная работа».

Термин «культурно-досуговая деятельность» сосредоточен на любительской, т.е. непрофессиональной культурной деятельности в часы досуга, отдыха, поэтому термин «культурно-досуговая деятельность» рассматривается как обозначение досуговой части социально-культурной деятельности.

Социальная работа определяется как деятельность государственных и общественных учреждений и организаций, незащищенных поддержке слоев населения: забота о социальном и культурном обустройстве сирот, инвалидов, пожилых граждан и т.д.

Основные направления социальной работы:

а) материальная, финансовая, правовая поддержка (льготы, доплаты, правовые консультации)

б) физиологическая помощь (клиники, реабилитационные центры, уход за немощными, приюты и т.д.)

в) психолого-педагогическая помощь: телефоны доверия, вовлечение в общественную, спортивную, культурную жизнь.

Опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя следующие понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культур­ная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирова­ние» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг»(В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздокова) и др.

Культурная деятельность – деятельность по выявлению, сохране­нию, формированию, распространению и освоению культурных ценно­стей.

Культурные ценности – нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художествен­ные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, резуль­таты и методы научных исследований культурной деятельности, имею­щие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении террито­рии и объекты.

Культурные блага— условия и услуги, предоставляемые организа­циями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.

Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творческий работник, субъект культурной деятельности — физи­ческое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.

Читать еще:  Выгодный бизнес в городе. Какой бизнес самый выгодный в маленьком городе? Как выбрать прибыльный бизнес для маленького города

Достоинство культур народов и национальных групп — признание их ценности, проявление уважения к ним.

Культурное наследие народов и национальных групп, проживаю­щих на территории Российской Федерации -это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культур­ные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

Функции СКД («функция» от лат. – «назначение, роль») – максимальное развитие самодеятельности, инициативы, предприимчивости, социально-культурнойактивности людей.

Основные функции:развивающая, информационно-просветительная,культуротворческая, рекреативно-оздоровительная.

1. Развивающая – благодаря ей, все остальные функции связаны в единый узел. Подразумевает производство новых знаний, норм, умений, навыков.

2. Информационно-просветительная– подразумевает педагогическую образовательную и самообразовательнуюдеятельность, направленную на духовное обогащение личности, приобретение системы знаний, получение необходимой информации. В отличие от школ, вузов информационно – просветительная деятельность СКД:

1) основана на добровольности, инициативе, самостоятельности людей;

2) обеспечивает полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.

3) Опирается на более широкий, чем в учебных заведениях арсенал средств, форм, методов, знаний, навыков, умений;

4) Продолжает,дополняет и углубляет знания и информацию, полученные в учебных заведениях и из других источников

3. Культуротворческая деятельность: компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей ребенка, подростка, взрослого Виды культурно-творческой деятельности: социальное, художественное, научно-техническое и самобытное прикладное творчество.

Под социальным творчеством понимается общественная, основанная на демократических, добровольных началах деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проект в и инициатив в культурно-досуговой сфере. Это деятельность самоуправления сферой культуры, досуга, спорта, работа в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуговых программ, выполнение эпизодических общественных поручений.

Самодеятельное художественное творчество характеризуется сложными и противоречивыми процессами. Сокращается число коллективов и участников в них (любительские театры, академические хоры, оркестры народных инструментов). Растет престиж современных, в первую очередь молодежных течений в сфере музыкального, хореографического, нетрадиционных видов любительского, авторского, прикладного творчества.

Научно-техническое творчество – это развитие станций юных техников, юных натуралистов, постоянно действующие выставки научно-технического творчества, общества изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники, сеть периодических изданий, система конкурсов по профессии, Проблемы, обеспечение материально-технических условий, подбор руководителей, поиск оптимальных форм организации занятий.

Прикладное творчество это фольклорные различные виды народных промыслов и ремесел.

Это создание в регионе центров и пунктов, мастерских, артелей, кооперативов, работающих на материале культурных местных традиций и ремесел и опирающихся на местные ресурсы и общественную инициативу. Фольклорно-этнографическая деятельность это активное культуротворчество самого населения, которое характеризуется ростом социально активной деятельности детей и подростков и взрослых, опорой на местные обычаи, традиции, -этнические нормы, и оценки укрепление социальных связей и формированием культурного облика самобытного культурного лица своего края, города.

Фольклорное движение охватывает многочисленные слои населения. Одним из приоритетных направлений культуротворческой деятельности является работа по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел.

Под художественными ремеслами подразумевают изготовление вещей, которые обладают особыми, час то неповторимыми эстетическими качествами и содержанием. Наряду с народными обычаями и обрядами, фольклором и традиционными национальными и местными праздниками ремесла относятся к памятникам культуры, представляют органичную часть культурного населения.

4.Рекреативно-оздоровительная функцияэто разработка и осуществление множества развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ для различных групп населения, с целью восстановления сил, устранение производственного напряжения и развивающего воздействия. Эта функция ориентирована па досуг активный и пассивный, организованный и неорганизованный, коллективныйи индивидуальный. Общий признак: неформальное общение, игровая деятельность, танцы, проведение зрелищных мероприятий, занятия любительских объединений, реализация программ выходного дня.

Вывод:основные функции сложились на основе многолетнего опыта, накопленного культурно-досуговой сферой. Именно они в своей сово­купности образуют само понятие социально-культурной деятельности. Соседствуя друг с другом, они в основном остаются постоянными величинами в процессе проектирования и реализации досуговых заня­тий.

Источники:

http://poisk-ru.ru/s24518t7.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/29568
http://megaobuchalka.ru/6/42502.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии