Что такое сказ в литературе. Каковы особенности жанра сказа? Какие литературные сказы Вам известны? Сказы в литературе и их классификация

Что такое сказ в литературе. Каковы особенности жанра сказа? Какие литературные сказы Вам известны? Сказы в литературе и их классификация

СКАЗ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКЕ

Анализ сказов П. Бажова. Образ сказителя.

Образность. Притча в сказах П.П. Бажова. Сказ Н.С. Лескова. Л. Филатов «Про удалого молодца…»

Сказы отличаются от сказок тем, что в описываемые события верили люди, особенно близкие своей жизнью, профессией, характером труда к героям этих произведений. В сказах, как и в сказках, есть чудеса, фантастика, но они служат объяснению непонятных явлений природы, свойств полезных ископаемых, способов их добычи.

Сказ, как и предание, основан на известном, близком к действительным фактам содержании, которое в каждом из рассматриваемых жанров передается с помощью определенных и очень сходных художественных средств. Сказы и предания строятся по одинаковому принципу логического следования одного события за другим. Характерно наличие ограниченного числа персонажей, незначительное включение пейзажных зарисовок. Эти произведения не велики по размеру, нет традиционных сказочных присказок, зачинов и концовок. Языковые средства характеризуются лаконичностью, точностью и выразительностью. В то же время сказ не ограничивается объяснением фактов, а дает более обширную информацию, связанную с тем или иным событием. В сказе обязательно есть «определенная эстетическая идея», которая есть не что иное, как образное обобщение тех или иных сторон действительности, нашедшее конкретное выражение в соответствующих художественных формах. В сказе всегда обнаруживаются приметы сословно-классовой и местной принадлежности сказителя.

Сказэто эпическое прозаическое произведение фольклора, имеющее определенную художественную форму, повествующее о действительных (или принимаемых за действительные) событиях и конкретных лицах недавнего прошлого, нередко рассказываемого от первого лица.

Существует 4 вида сказов:

2. о труде и быте;

4. о событиях советской эпохи.

К историческим сказам относятся устные повествования об эпохе крепостного права. Они воссоздают характерные эпизоды изнурительного труда крепостных крестьян, когда «три дня работали на помещика, а три дня на себя», рассказывают о беспросветной жизни народа, когда господа «своих крепостных целыми семьями в карты проигрывали». В них говориться и о тяжелой судьбе детей (сказ «Гусенок»). Есть сказы и о рабочих, первых переселенцах (сказы «Вечно голодали», «На Златоустовском заводе»).

Есть целая группа сказов о благородных мстителях («Кудеяр»), «благородных разбойниках», о декабристах и т. д.

Сказы о труде и быте. Эти сказы акцентируют внимание на фактах тяжелого труда и нищенской жизни крестьян. Рассказывается, что крестьян обирали не только помещики, но и попы. Особенно тяжелой была судьба женщины. Изнурительным был и труд тех, кто работал на фабриках, заводах, шахтах, рудниках. Эти сказы начинались традиционным зачином «тяжело жили».

О революции:«В дни Великого Октября», «На Авроре», «Братья Венгеровы», сказы о Чапаеве и Буденном, о Ленине («Простой в обращении», «Ленин на субботнике», «Как Федосья Никитишна у Ленина была»).

О советской эпохе.«Мы строили Магнитогорск», «Горячее сердце», «Свадьба Ковпака».

В сказе герой преподносится в несколько идеализированном виде. С течением времени герои теряют качества невыразительные и второстепенные, отчего сильные и наиболее характерные их стороны становятся более рельефными, а сами образы яркими и колоритными.

Сказы О. Сомова, А. Новопольцева, Н. Лескова, П. Бажова, Б. Щедрина, И. Панькина дополняют наше представление об этом жанре.

БАЖОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ

(1879-1950)

Родился в семье горнозаводского мастера (недалеко от Екатеринбурга). Получил образование в духовной школе, затем в духовном училище и семинарии. Учился с любовью. Отец умер рано, поэтому Павлу Бажову пришлось и учиться, и работать. Писал короткие репортажи в газетах, читал корректуры, давал частные уроки. Судьба Бажова – типичная для разночинца.

В 1899 году начинается его педагогическая деятельность. Идея служения народу все больше захватывала Бажова.

1917 год резко изменил его жизнь. Революционная деятельность, журналистика, первые произведения.

Для правильного понимания сказа Бажова очень важно обратить внимание на рассказчика, который, как правило, причастен к событиям своего повествования.

Одобрение, восхищение рассказчика относится к героям активным, способным постоять за себя и других, как, например, Дуняха – птаха из сказа «Кошачьи уши».

Собиравшиеся многие годы истории из рабочей жизни, байки, легенды положили начало собранию сказов с символическим названием «Малахитовая шкатулка».

Сказы «Малахитовой шкатулки» объединяются в группы, связанные с общими героями, как главными, так и второстепенными. Часто дается как бы история одной семьи: Степана, Насти и их дочери Катерины и мужа ее Данилы, а затем и их детей.

Общие в сказах и волшебные персонажи.

Еще в глубокой древности сложилось у людей представление о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа или Хозяйки Медной горы, которая не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых и мужественных, творчески одаренных людей.

Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владение Хозяйки. Другой – не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство.

Композиционно «Малахитовая шкатулка» состоит из 4-х циклов:

1. волшебные сказы, объединенные образом Медной горы хозяйки;

2. старательские сказания;

3. сказы-легенды о горнозаводском Урале;

4. сказы о русских мастерах – умельцах.

Основной конфликт между человеком и Матерью – Землей. Постигая тайны мастерства, герой проникает за грань доступного человеку, посягает на сверхчеловеческое, мистическое.

Настоящую тайну хозяйки недр, Красоту, Богатство нельзя ни продать, ни купить. Ею вознаграждаются лучшие: смелые, честные, даровитые, верные слову, делу, любви.

Медной горы хозяйка дарит Степану малахитовую шкатулку. Сначала – это лишь подарок – символ. А потом шкатулка становится. От судьбы драгоценной шкатулки зависит судьба многих героев, и прежде всего Танюшки, Памятки, любимой дочери Степана. Именно ей открывается волшебная сила «тятиного подаренья».

Читать еще:  Как сделать и где разместить карту желаний по фен-шуй? Как сделать карту желаний — Блог ведической астрологии.

Медной горы хозяйка хотела пойти за Степана, потому что он был человек слова.

Танюшка не идет замуж за молодого барина, потому что он слову своему не хозяин. Танюшка сливается с малахитовой стеной в зале отцовской работы.

Часто встречаются в сказах образные сравнения, присущие народным поэтическим произведениям: «чисто лиса, так и метет, так и метет хвостом» – так говорится о хитром человеке. Постоянные эпитеты в его произведениях характеризуют людей, их родственные отношения: братцы милые, сестрицы любезные, задушевные подруженьки, использует свойственные русскому языку своеобразные повторы: лишился сна-покою, рад-радехонек, слыхом не слыхивали, один-одинешенек. Все это придает красочность и выразительность языку писателя.

109.201.137.29 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Сказ как жанр детской литературы

Особенности образа рассказчика в эпическом произведении

эпические произведения – в основе лежит

событие, рассказ о людях, об окружающем мире

Сказ – это повествование с установкой на устную речь (от слова «сказывать»), опирающееся на народные предания и легенды, близкое им по форме, которое содержит зарисовки народного быта и нравов. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу, человека с особым характером и складом речи.

Как жанр русской литературы сказ определяется Литературным Энциклопедическим словарем как «особый тип повествования, ориентированный на современную живую, резко отличную от авторской, монологическую речь рассказчика, вышедшего из какой-либо экзотической для читателя среды (бытовой, национальной, народной)» [51, с. 382].

Отмечая оригинальность сказа как литературного жанра, П.П. Бажов писал: «К тому, что рассказывает сказка, относились заранее как к вещи, которая занимает, развлекает, поучает младших. А к сказу относились по-другому, в сказе есть элементы действительной жизни, истории… В основе лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказкой».

В лингвостилистическом аспекте сказ получил разработку в трудах В.В. Виноградова, Б.М. Эйхенбаума и др. исследователей.

Глубокий подход к проблеме сказа характерен для академика В.В. Виноградова, который так определяет сказовую форму повествования: «Сказ – это своеобразная литературно-художественная ориентация на устный монолог повествующего типа, это художественная имитация монологической речи, которая воплощает в себе повествовательную фабулу, как будто строится в порядке ее непосредственного говорения» [49, с. 6].

Таким образом, трактовка сказа в лингвостилистическом аспекте в основном сводится к двум точкам зрения. Одна из них исходит из того, что перед нами «установка на устную речь рассказчика», другая основывается на том, что «в большинстве случаев сказ есть, прежде всего, установка на чужую речь, а уж отсюда, как следствие,на устную речь» [49, с.

В литературоведении и фольклористике термин «сказ» употребляется как понятие стилевое и жанровое.

Изучение жанров относится к числу наиболее сложных и мало разработанных современным литературоведением вопросов. Трудность исследования литературного сказа связана, прежде всего, с особой природой этого жанра: будучи своеобразным типом художественного повествования, сказ относится к письменной литературе, отражает в себе основные ее закономерности и одновременно вбирает в себя многие элементы устного народного творчества, в частности сказок, легенд, преданий и изустных сказов. Отсюда оригинальность стиля и своеобразие его жанровой структуры.

Особенно подчеркнем, что сказ неотделим от народного восприятия действительности. Это проявляется как в оценке общественных явлений и событий, так и в языковых средствах изображения – литературному сказу, как уже отмечалось, присуща ориентация на живой язык.

В середине ХIХ в. литературный сказ окончательно утвердил себя как жанр и наряду с поэмой, романом, драмой и повестью прочно вошел в сокровищницу художественной культуры.

Итак, литературный сказ – это «художественное произведение (в стихах или в прозе) со своеобразной сюжетно-композиционной и образной структурой, тесно связанной с народнопоэтической традицией, и четкой ориентацией на живой разговорный язык» [49, с. 14].

Глагол «сказывать» принадлежит к разряду одного из наиболее древних слов в русском языке. Издавна выполнял он «двоякую функцию: прямую, обычную («сказывать» в смысле «сообщать», «уведомлять») и специфическую принадлежащую сфере устного творчества («сказывание»)» [49, с. 15-16].

Фольклорные традиции в значительной мере определили природу литературного сказа, своеобразие его стиля, представляющего собой органическое слияние народно-традиционных и книжных элементов.

Творчеством таких выдающихся писателей ХIХ в. как Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Короленко сказ утверждается как полноправный жанр художественной литературы.

В 20-30-е года ХХ в. к литературному сказу обращаются такие писатели, как Б. Шергин, П.П. Бажов, С. Писахов, Э. Пистоленко. Таким образом, одной из важных специфических особенностей литературного сказа является сплав жизненного начала с фольклорными истоками – легендами, сказками, то есть органическое сочетание реального и фантастического.

Важнейшей особенностью жанра сказа, характеризующей его как со стороны содержания, так и со стороны формы является образ повествователя, рассказчика. В сказе повествователь призван дать оценку событий и фактов с точки зрения народа. Повествователь народного сказа – это индивидуальность, герой из народа, голос которого сливается с голосом автора. Повествователь – народ – автор нерасторжимы в сказе. В.В. Виноградов утверждал, что «рассказчик – речевое порождение автора, и образ рассказчика в сказе – это форма литературного артистизма автора. Образ автора усматривается в нем как образ актера в творимом им сценическом образе». [49, с. 184].

Читать еще:  Китайский миф о сотворении мира особенности. Древние мифы Китая: Сотворение мира и людей

Повествование может вестись как бы из трех точек: 1) от человека из народа (Н.В. Гоголь, П.П. Бажов); 2) рассказ может быть голосом коллектива, т.е. «мы» (М.Ю. Лермонтов); 3) рассказ может вестись от лица писателя (С. Есенин). [49, с. 87].

Но чей бы голос ни звучал в сказе – представителя трудового люда, коллектива или самого писателя, – он всегда предполагает народную оценку описываемых событий, народный взгляд на явления общественной жизни. Стало быть, рассказчик в сказе является носителем массового сознания, коллективного мироощущения.

Произведение художественной литературы начинается с его заглавия.

Из всех литературных жанров сказ, пожалуй, один из наиболее «чувствительных», наиболее требовательных к заголовку. Что касается сказовых образов, то они сравнительно редко даются в длительном временном развитии, они предстают перед нами чаще всего уже сложившимися, со всеми присущими им общими, «родовыми» и индивидуальными качествами; но это не снижает их художественных достоинств. Наиболее яркие сказовые образы перерастают в типические характеры.

Структура сказа сложна и многогранна. В сказе, как и в других литературных жанрах, есть и своя завязка, и кульминация, и развязка. Есть в нем портрет и пейзаж, диалог и монолог, своя, только данному жанру присущая композиция. И все эти элементы подчинены решению главной художественной задачи: отражению исторической эпохи.

Николай Семенович Лесков (1831-1895).

Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. методика: Кн. для учителя. – М., 2000, с. 130

Двуголосие как своеобразие стилистики сказа Лескова: автор и рассказчик. Достоинство и ум простолюдина в народно-ироническом слоге сказа. Его контрастная композиция: противостояние России императорской и народной. Историческая правда и народное предание в художественном строе сказа. Ироническое и высокопоэтическое как нераздельно контрастное в стилистике «Левши». (1883). Белиновская З.С., Маевская Т.П. Эпос с «человечкиной душою». (Материалы к урокам по сказу Н.С. Лескова «Левша». // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. №2, 1992, с. 25

Основная тематика творчества Лескова – изображение быта послереформенной России. Писатель всеми силами стремится уберечь национальную самобытность русского народа, выступает против враждебных ему сил.

Тема и идея сказа Н.С. Лескова «Левша».

Тема самобытности, талантливости, самоотверженности русского народа находит воплощение в «Левше». Это сказ о тульском оружейном мастере, судьбе талантливого человека из народа. Гениальный мастер не имел своего имени, а только прозвище – Левша.

Предисловие М.С. Горячкиной к кн. Лесков Н.С. Левша: (Сказ о тульском косом левше и остальной блохе). – М., 1985, с. 7

Турьянская Б.И., Холодова Л.А., Виноградова Е.А. Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе: Урок за уроком. – М., 1999, с 103-111

Мы можем выделить 4 основных идейных мотива сказа «Левша»:

1. Поразительные способности русского народа.

2. Истинный патриотизм Левши, народа.

3. Невежество, ограничивавшее его возможности.

4. Безответственное и преступное отношение к нему со стороны властей (от царедворца до городового) доходящее не только до побоев, ограбления, но, в сущности, и до убийства гениального мастера.

Замысел «Левши», по признанию Лескова, возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский ее подковал». Полухина В.П. Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература».6 класс. – М., 1996)

Предисловие М.С. Горячкиной к кн. Лесков Н.С. Левша: (Сказ о тульском косом левше и остальной блохе). – М., 1985, с. 7

«Облик сказителя в сказе «Левша», его речь сливаются с обликом и речью главного героя сказа. Оригинальность восприятия жизни, чуждой сказителю и герою, комическое и сатирическое переосмысление многих ее понятий, языка и создает особый стиль сказа о Левше. Сравнивая впоследствии стиль своей легенды «Скоморох Памфалои» и стиль «Левши», Лесков писал: «Этот язык, как язык «Стальной блохи», дается не легко, а очень трудно, и одна любовь к делу может побудить человека взяться за такую мозаическую работу. Но вот этот-то самый «своеобразный язык» ставили мне в вину и таки заставили меня его немножко портить и обесцвечивать».

Лесков использует в нем приемы сказочного повествования: зачины, построения диалога, концовки: «Государь говорит: «Что тебе, мужественный старик, от меня надобно?» А Платов отвечает: «Мне, ваше величество, ничего для себя не надо…»

Автор характеризует стиль сказа «Левша» как «баснословный», то есть сказочный, басенный, а характер героя считает «эпическим». Но Левша предстает перед читателями как живой человек, а не условный сказочный герой. И впечатление это создается во многом благодаря народному разговорному языку, данному во всей его бытовой достоверности, благодаря умению сказителя раскрыть психологию персонажа через диалог. И события и речь персонажей сказа лишена фантастики. Все воспринимается как вполне реальное и правдоподобное. И этому восприятию не только не мешает причудливый язык сказа, но даже помогает – настолько он оживляет, делает незабываемыми нарисованные типы людей.

Богато использованы русские пословицы и поговорки в языке сказа: «Небо тучится, брюхо пучится, скука большая, а дорога длинная», «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина» и т.п.

Предисловие М.С. Горячкиной к кн. Лесков Н.С. Левша: (Сказ о тульском косом левше и остальной блохе). – М., 1985, с. 7

Излюбленный жанр Лескова «сказ», повествование от первого лица, требовал особого дара перевоплощения. (Впоследствии этот прием с успехом применяли и другие писатели, можно сказать, что этот жанр трансформировался в особый вид рассказа с повествователем от первого лица). Блестящим мастер «сказа» – рассказа был Зощенко; уверенно говорил от имени своих героев и Владимир Высоцкий.

П.П. Бажов (1879-1950) был родом из уральского рабочего поселка. Он получил духовное образование, участвовал в Гражданской войне, занимался газетной публицистикой. В художественную литературу Павел Бажов пришел поздно, в 57 лет, однако успел создать целый свод «Сказов старого Урала». Всего с 1936 по 1950 год он написал свыше сорока сказов. Первый выпуск его сборника «Малахитовая шкатулка» вышел в 1939 году. (37 сказов).

Читать еще:  Мэрилин Керро и Александр Шепс — супружеская пара экстрасенсов. Александр Шепс последние новости

Писатель отрицал саму возможность обработки фольклора: «Я не знаю, какое я имею право обрабатывать, у меня в этом отношении есть сомнение. Ведь это так говорится, а на самом деле против народного творчества не создать. Всякая попытка изменения выйдет хуже того, что там». Сказы Бажова лишь по внешним признакам напоминают былички и сказки, бытовавшие в горнозаводских поселках. Сюжеты и многих героев писатель создавал сам, смешивая фольклорные и литературные приемы повествования.

Сказы дополняют друг друга, некоторые герои переходят из сказа в сказ, фантастические события происходят в пределах общего времени и пространства. В целом складывается эпос Урала. В центре каждого сказа – жизнь людей труда, в которой вдруг случается нечто фантастическое. Сила трудового человека, его талант и мудрость противопоставлены и силе угнетения, воплощенной в разных хозяевах жизни, и тайной силе природы. Драма этого сложного противостояния и составляет основу проблематики сказов.

Основные тематические циклы сказов П.П. Бажова:

1. Сказы о природных богатствах Урала.

2. Сказы о мастерах Урала.

3. Сказы о тяжелом положении трудового народа.

4. Сказы о заводчиках и их приближенных.

5. Сказы о семейных отношениях.

Следует заметить, что все вышеупомянутые темы сказов П.П. Бажова имеют очень тонкие, размытые границы и могут взаимопроникать друг в друга, то есть несколько тем могут спокойно сосуществовать в одном сказе.

Его манера вести рассказ о былом (как бы в действительности – на той горе, за тем леском…) создает впечатление живой устной речи, обращенной непосредственно к читателю-слушателю. Оттого диалектные слова, простонародные речения воспринимаются как органичная особенность книжного текста (вместе с тем Бажов выступал против нарочитого фольклоризма в литературном языке)

Павел Бажов делил свои сказы по тональности, по строю речи на три группы: сказы «детского тона» (например, «Огневушка-Поскакушка»), «взрослого тона» («Каменный цветок») и «исторические рассказы» («Марков камень»).

Повествование ведется от лица явно заинтересованного рассказчика. Читателю передается и его сочувствие беднякам-горюнам, и неодобрение за неспособность на добро, на ласку. Тактично, но неуклонно утверждает рассказчик идеал жизни не сказочной, а самой что ни на есть реальной: «Жили-поживали, добра много не наживали; а на житье не плакались, и у всякого дело было».

Маленького читателя завораживает изображенная обстановка – реальная и вместе с тем таинственно-сказочная. Трижды попадает он вместе с героями в разные жилища: первое – самое обычное, где как будто поселилось горе, второе – изба Коковани, где так уютно работать и слушать сказки, а третье – лесной балаган, где случается неповторимое чудо. От обыденного мира, где переплелись добро и зло, – к миру, где сказка сплетается с реальностью, – такова логика композиционного построения.

Павел Петрович Бажов – крупнейший мастер литературного сказа. Многие прозаики и поэты считали его свои учителем.

Каковы особенности жанра сказа? Какие литературные сказы Вам известны?

СКАЗ – это эпическое прозаическое произведение с особой манерой повествования.

И суть этой самой манеры заключается в том, что повествование ведется не от лица автора, а от лица рассказчика, вводимого в произведение автором. Рассказчик обычно повествует читателю о событиях и конкретных лицах недалекого прошлого, очевидцем или даже участником которых он был.

Например, в сказах Лескова, непревзойденного мастера этого жанра, рассказчиком является то монастырский послушник, то бывший солдат, то отставной городничий, то бывшая актриса и др.

Эти люди принадлежат совершенно к другому социальному кругу, имеют разные профессии, образование, нежели сам писатель и, вполне возможно, предполагаемый читатель.

А поэтому речевая манера, а часто и позиция рассказчика отличается от точки зрения и стиля автора.

Речь рассказчика – это живая разговорная речь, речь устного рассказа: диалекты, типично профессиональные слова, переиначивание иностранных слов на русский просторечный лад. Может и сочетаться просторечие с литературной нормой, то есть присутствует и комбинация того и другого.

СКАЗ – это описание реального события, но в нем есть и элементы фантастики.

В русскую литературу сказ был введен еще Н.В. Гоголем. Например, в его повести “Вечер накануне Ивана Купала” в повествование введен украинский дьячок Фома Григорьевич, который с его колоритной манерой разговора рассказывает легенду о папоротнике. Но основательно разработал и, можно сказать, прославил этот литературный жанр, конечно же, художник слова Н.С. Лесков.

У Лескова довольно много сказов о народных праведниках, о талантливых народных умельцах и т.п.

Мне кажется, что самыми известными читателю являются такие произведения, как “Очарованный странник”, “Тупейный художник” и, без сомнения, “Левша”.

“Малахитовая шкатулка” Павла Бажова, уральского сказителя. С детства знакомые сказы “Каменный цветок”, “Горный мастер”, “Серебряное копытце”, “Голубая змейка” не оставляют никого равнодушными.

Сказы “Малахитовая шкатулка” объединены одним неподражаемым рассказчиком из народа — дедом Слышко.

У Исаака Бабеля в его рассказе “Как это делалось в Одессе” сказителем является “гордый еврей, живущий при покойниках” — Арье-Лейб. Особенность бабелевского сказа – это неподражаемый диалектный так называемый “одесский язык”. По существу это русский язык с примесью украинского языка и идиша.

Примеров литературных сказов немало. Такие сказы создавали и наша современники Шолохов, Тынянов и другие писатели. К сожалению, в рамках одного ответа невозможно рассказать подробно и полно по этой интересной теме.

Источники:

http://studopedia.ru/19_51479_skaz-v-literaturnoy-skazke.html
http://studbooks.net/737128/literatura/skaz_zhanr_detskoy_literatury
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1330327-kakovy-osobennosti-zhanra-skaza-kakie-literaturnye-skazy-vam-izvestny.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии