Что такое очерк как жанр. Образные ценности, отображенные в портретных очерках российских и латвийских средствах массовой информации

Что такое очерк как жанр. Образные ценности, отображенные в портретных очерках российских и латвийских средствах массовой информации

Очерк как жанр художественно-публицистического стиля

Очерк является одним из распространенных жанров публицистики. В ходе исследования мы пришли к выводу, что практически ни один автор не может дать абсолютно четкого определения этому жанру, или же предлагает на выбор несколько определений. Поэтому для начала проанализируем информацию об очерке из различных источников, а затем на основе полученных данных сформулируем собственное определение.

Для начала рассмотрим, какие определения дают очерку в словарях.

небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк;

Общее изложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории.

) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы;

) публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

Итак, опираясь на определения словарей, можно сделать вывод, что характерными особенностями очерка являются документальность, достоверность фактов, событий, о которых идет речь. В нем называются подлинные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышленные места событий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразительные средства, вводятся элементы художественной типизации.

Теперь рассмотрим, как объясняют природу очерка такие авторы как Тертычный А.А., Шостак М.И. и Кройчик Л.Е.

Начиная рассматривать очерк как жанр, Тертычный сразу же отмечает, что он “в качестве названия журналистских публикаций определенного типа имеет неясное происхождение”. Далее он представляет вниманию читателя краткую биографическую справку (рассказывает, кто причастен к появлению очерка, перечисляет его родоначальников) и только после всей этой информации говорит о том, что “сущность очерка во многом предопределена тем, что в нем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало. Развернутость репортажного начала воспринимается как преобладание художественного метода, в то время как упор автора (делается) на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода” [3].

Шостак М.И. сразу же начинает излагать информацию по сути дела и выявляет важнейшую черту очерка как жанра: “очерк наглядно представляет читателю события и характеры, развивая, тем самым, “репортажное направление” работы газеты. Но в этом жанре наглядно и подробно представлено также и развитие авторской мысли о предмете изображения. А, следовательно, очерк продолжает и исследовательскую, обозревательскую линию, используя для этого свои специфические средства”.

Кройчик Л.Е. относит очерк к исследовательско-новостным текстам и сразу же отмечает, что для этого жанра “метод образного познания действительности является определяющим”. У этого автора мы находим целых два определения очерка как жанра:

“Очерк – аналитически обоснованная картина действительности: система доказательств в нем строится на разработке конфликта, на взаимодействии персонажей, на особом характере повествования, включающем в себя как описание поступков действующих лиц, так и рассуждение автора”;

“Очерк – публицистический жанр, в образной форме исследующий закономерности социально-нравственного бытия человека и развития общественных процессов, а также конкретные ситуации реальной действительности” [5].

Исходя из всего вышеперечисленного, мы сформулировали определение очерка следующим образом:

Очерк – художественно-публицистический жанр, сочетающий в себе репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало, в образной форме исследующий закономерности социально-нравственного бытия человека и развития общественных процессов, а также конкретные ситуации реальной действительности.

Глубина авторского осмысления – отличительная черта очерка. Он не только описывает, комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознание автора. Личность автора не менее важна в очерке, чем факт или событие. Правильный выбор выразительных средств имеет принципиальное значение. К выразительным средствам относятся:

подбор образов, сравнений и эпитетов;

композиция и т.д.

Личность в очерке приобретает особое качество литературного героя, она обособляется. Очерк, как правило, строится по жестким драматургическим законам, он полифоничен – в нем много различных линий.

Преобладание в ходе подготовки очерка того или иного метода зависит прежде всего от цели и предмета исследования. Так, если предметом исследования выступает какая-то проблемная ситуация, то целесообразным для ее исследования будет теоретический метод. Если же предметом журналистского интереса стала личность, то более подходящим для выявления ее характера будет художественный метод, позволяющий, так сказать, более естественным путем проникнуть в психологию личности, без представления о которой трудно судить о достоинствах или недостатках любого человека, в том числе и героя очерка.

Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто – в ущерб художественности. Это, очевидно, вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которых сообщает очеркист, зачастую настолько драматичен, сюжеты их настолько непредсказуемы, раскрываемые тайны настолько заманчивы и сенсационны, что сами по себе способны привлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне информации, черпаемой из самых интересных художественных произведений. В этом случае потребность в интенсивной переработке исходной информации нередко становится излишней.

Исходя из всего вышеперечисленного также можно выявить основные характерные черты очерка как жанра:

достоверность фактов, событий;

глубина авторского осмысления;

повествование ведется от лица автора

Понятие “очерк” в качестве названия журналистских публикаций определенного типа имеет неясное происхождение. Хотя существует мнение, что к его появлению причастен А.М. Горький, который в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслу указывал, что исходным в определении текста, имеющего известную литературную форму, как “очерка” является глагол “очерчивать”.

Точность этого мнения установить трудно. Однако то, что публикации, которые А.М. Горький называл “очерком”, появились отнюдь не в тот момент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим “именем”, сомнения не вызывает.

Понятие литературного очерка появилось в русском литературном языке с 30-40-х годов XIX века, а затем получило очень широкое распространение. Очерк встречается в истории русской литературы в самые разнообразные эпохи, но в определенное время получает особенно важное значение, выдвигаясь на передний план литературной жизни.

Расцвет очерка наблюдается:

в годы промышленного роста, когда обостряется капитализация определенных кругов дворянства и крепнет буржуазия (1840-е гг.);

в годы бурного подъема революционно-демократического движения (1860-1870-е гг.);

в эпоху диктатуры пролетариата.

Очерки в 1840-х годах носили название “физиологических очерков”. Они оформились под влиянием французских буржуазных очерков, многие из которых переводились и переиздавались на русский язык (“Физиология” Бальзака, “Физиология любителя наслаждений” Джеймса Руссо и мн.др.). Из оригинальных русских физиологических очерков наиболее интересны сборники:

“Наши, списанные с натуры русскими” (1841 г., составлен. Башуцким);

“Физиология Петербурга” (1844-1845, ред. Некрасова);

“Очерки русских нравов, или лицевая сторона и изнанка рода человеческого” (1843 г., 6 вып., Булгарина);

В буржуазном журнале “Финский вестник” (1845-1847) был организован специальный отдел “Нравоописатель”, где из номера в номер печатались “физиологические очерки”.

“Физиологические очерки” в 40-е гг. стали значительным явлением в разных классовых литератуpax: либерально-дворянской (Башуцкий, Григорович, Тургенев и другие), буржуазной (Булгарин и другие), либерально-мелкобуржуазной (Даль и др.) и разночинческой, революционно-демократической (Белинский, Некрасов и др.). Героями “физиологических очерков” в основном были люди “низшего звания”, обитатели подвалов и окраин капиталистического города, впервые становившиеся объектом художественного познания в большой литературе. При всем различии подхода к своей теме, у писателей каждой из указанных классовых групп в центре внимания была профессионально-бытовая характеристика социального типа. Стремление воспроизвести тип с натуры, уловить профессиональную диференциацию, которая становилась характерным выражением разделения труда развивавшегося товарного хозяйства, – такова была основная установка физиологического очерка. Физиологические очерки имели большое значение в истории русской литературы как один из важнейших жанров натуральной школы.

Читать еще:  Пусть говорят — Тайский пленник: Евгений Осин вырвался из клиники (12.10.2017). Никита Лушников о побеге Евгения Осина из клиники: «Он настаивал на лечении дома Пусть говорят — Тайский пленник: Евгений Осин вырвался из клиники

В литературе 60-70-х гг. большое распространение получил просветительский очерк. В отличие от дворянских и буржуазных очерков предыдущей поры, просветительские очерки 60-70-х гг. давали более богатый фактический материал и значительно более правильную обрисовку социального положения эксплоатируемых низов, прежде всего крестьянина. Очерковая литератуpa заняла в 60-70-е гг. положение опасного конкурента господствующей дворянско-буржуазной литературы.

В 80-е гг. большое распространение получил народнический очерк, главным представителем которого был Глеб Успенский. Либеральное народничество 80-х гг. дало большое число очерков (Златовратский, Вл. Короленко и др.), которые не имели однако того значения, как очерки революционной демократии. Революционно-демократические (просветительские и народнические) очерки не переросли в значительные повести и романы, так как крестьянская демократия вследствие неблагоприятных условий не могла в то время широко развить свою художественную культуру.

В условиях пролетарской диктатуры и строительства социализма развитие очерка приобретает ряд существенных особенностей. Прежде всего богатство практической деятельности пролетариата, освоение новых участков действительности, перестройка отношений людей друг к другу, к труду обусловили расширение тематики очеркового творчества. Советский очерк начал свое существование в первые годы восстановительного периода (очерки Л. Рейснер о гражданской войне, об Урале, Донбассе, о революционном движении на Западе, очерки М. Шагинян на производственные темы, очерки Д. Фурманова). Живые зарисовки событий эпохи гражданской войны, путевые наблюдения – таково главное направление советского очерка этого периода.

Очередной толчок в своем развитии очерк получает в условиях перехода страны к социалистической реконструкции. Возникает проблемный очерк, посвященный вопросам восстановления производства, новому быту, набору кадров рабочих и т. п. Как и вся советская литература, очерк многообразен в зависимости от классовой идеологии писателя-очеркиста. Так, например, мелкобуржуазная группа писателей “Леф” выдвинула ряд авторов, давших образцы очеркового творчества, в которых господствовало объективистское изображение, демонстрация вещей, хозяйственных процессов или утверждалось голое делячество. Индустриальные натюрморты давал Б. Кушнер. Практицизм, оперативность, передача организационно-деловой стороны процесса преобладали в очерках С. Третьякова. Эта установка очеркистов “Леф” на передачу фактов самих по себе сочеталась с игнорированием явлений классовой борьбы, с неумением показать роль человека, с приглушением своего авторского отношения к действительности. В дальнейшем развитии советского очерка узость творческой практики и теории очеркистов-лефовцев становится особенно ясной. И тогда плеяда пролетарских очеркистов сделала темой своего творчества производство, строительство новых отношений в деревне. В очерках В. Ставского, И. Жиги и других пролетарских очеркистов факты действительности подвергались обобщению, типизации, вскрывалось всемирно-историческое значение наблюденных примеров. Воздействие на читателя достигалось не только подбором красноречивых самих по себе явлений, но и партийностью освещения их. Очерк играл в советской литературе значительную роль. Многие начинающие писатели использовали жанр очерка в своих первых литературных опытах (очерки Тарасевича, Салова, Михайлова и др.).

Развитие советского очерка, его разнообразие вызвали разные оценки и споры о месте этого жанра в художественной литератуpe. Дискуссия по этому вопросу широко развернулась в 1928-1929 гг. между “Лефом” и марксистской критикой. Возражая против недооценки очерка, против отношения к нему как к “низшему” художественному жанру, имеющему только агитационно-пропагандистское значение (точка зрения, в которой сказались предрассудки барства буржуазных теоретиков-эстетов) “Леф” своевременно встал на его защиту.

Проведенное в плане подготовки к Всесоюзному съезду писателей совещание очеркистов (июнь 1934 гг.) показало огромное значение очерка на этапе социального строительства. Очерк завоевал себе почетное место не только в центральной прессе, но и в районных, областных газетах, а также во многих других изданиях.

В наши дни очерк, к сожалению, немного утратил свою первоначальную популярность. Как правильно отмечает Тертычный, с точки зрения подготовки, очерк “один из наиболее трудоемких. Написать хороший очерк журналист может только в том случае, если он уверенно владеет разными методами отображения действительности, существующими в его ремесле” [3]. Но надо учитывать, что при подготовки очерка мало найти подходящий предмет выступления, успешно собрать и проанализировать материал, но и соответствующим образом переосмыслить ее и воплотить в “очерковую” форму. Так как в современных СМИ господствует “гипердинамический стиль работы” [5], очерк встречается на страницах печатных изданий нечасто и зачастую им свойственна “документальная насыщенность в ущерб художественности” [3].

Слово очерк в русском языке XIX и XX вв., а также в современном русском языке имеет три основных значения:

На основе этого значения возникло широкое применение слова очерк в живописи, в изобразительном искусстве;

Например: “Мы поехали вместе в Лондон; я расспрашивал его подробности, мелочи о друзьях, – мелочи, без которых лица перестают быть живыми и остаются в памяти крупными очерками, профилями”.

Описание, изложение, исследование обзорного характера, дающее общее представление о сущности какой-нибудь темы, вопроса;

На почве этого значения вырастает обозначение “очерками” научных трудов, представляющих собою серию внутренне связанных эскизов, набросков, статей.

Например: “Очерки по истории русского литературного языка”

Небольшое литературное произведение, содержащее краткое выразительное описание чего-либо.

Например: очерки народной жизни

Третье значение, развившееся в русском литературном языке с 30-40-х годов XIX века, затем получило широкое распространение. В этом значении слово очерк стало особенно продуктивным в советской литературе. На почве его выросла серия новых производных слов: очеркист, очеркистка, очеркистский, очерковый, очеркизм. В системе современного русского языка слово очерк ближе к книжному стилю, чем к бытовой устной речи. При этом первоначальное значение его – контур, очертание – устаревает. Между тем, именно это значение, сложившееся в конце XVIII – начале XIX века легло в основу всей последующей семантической истории слова очерк.

Образные ценности, отображенные в портретных очерках российских и латвийских СМИ

Глава 1. Очерк как жанр наглядно-образной журналистики. Теоретические основы и особенности очерка как жанра

1.1 Понятие наглядно-образной журналистики

1.2 Очерк как жанр художественно-публицистического стиля

1.3 История жанра

1.4 Виды очерка. Структурная организация очерка

Глава 2. Образные ценности, отображенные в портретных очерках российских и латвийских СМИ

2.1 Образы российских портретных очерков

2.2 Образы латвийских портретных очерков

2.3 Сравнение образных ценностей, отображенных в российских и латвийских портретных очерках

Данная курсовая работа посвящена изучению образных ценностей, отображенных в портретных очерках российских и латвийских СМИ.

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно, через нестандартную тему, показывает влияние российской культуры и ее традиций на страну, которая в определенный исторический период входила в состав РФ, показывается востребованность России в сфере культуры и качества жизни, а также доказывается тот факт, что Россия была и останется одной из лидирующих стран, так как ценности, отображенные в российских СМИ не только тесно переплетаются, но и кардинально совпадают с ценностями той страны, у которой уже поменялась власть и сложился другой уклад жизни. Новизна данной работы состоит в том, что такого исследования еще не проводилось.

Читать еще:  Сообщение о гоголе краткое содержание биография. Николай Гоголь, биография, новости, фото! Влияние путешествий за границей на мировоззрение писателя

Предметом исследования являются образные ценности, отображенные в портретных очерках российских и латвийских СМИ, а объектом – очерк как жанр.

Теоретическая основа изучения – очерк как жанр наглядно-образной журналистики, его сущность и исторические этапы развития, а также виды и структурная организация. Для теоретической основы исследования основными материалами стали: учебник Тертычного А.А. – «Жанры периодической печати»; учебно-методическое пособие Шостак М.И. – «Жанры газеты. Часть 2»; учебник Корконосенко С.Г. – «Основы творческой деятельности журналиста» (глава 5. Кройчик Л.Е. – «Система журналистских жанров»). Эмпирическая база исследования – портретные очерки из таких российских периодических изданий как «Аргументы и Факты» и «Известия», из латвийских периодических изданий – газета «Суббота». Хронологические рамки исследования: анализировались очерки за период с ноябрь 2011 года по июнь 2012 года.

В ходе исследования использовались такие методы как дедукция – используя частные положения – от образных ценностей, отображенных в российских и латвийских СМИ переходим к общему – влиянию России на Латвию; контент-анализ – изучали и анализировали тексты российских и латвийских портретных очерков; сравнение – сравнивали образные ценности, отображенные в российских и латвийских СМИ и нашли общие параллели.

Целью данной работы является изучение и анализ образных ценностей, отображенных в портретных очерках российских и латвийских СМИ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть очерк как жанр наглядно-образной журналистики;

Осветить сущность очерка как жанра, изучить его исторические предпосылки;

Изучить виды очерка и особенности его структурной организации;

Найти образные ценности в портретных очерках российских и латвийских СМИ;

Сравнить образные ценности, отображенные в портретных очерках российских и латвийских СМИ и провести общие параллели;

С помощью сравнения показать влияние российской журналистики на латвийскую.

Научно-практическая значимость исследования: собранный в ходе исследования материал и сделанные выводы могут использоваться в бизнес-целях, если речь пойдет о сотрудничестве России и Латвии, а также в сфере культуры, ведь, как будет доказано в данной работе, Россия одобряет сотрудничество с латвийскими актерами.

Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Очерк как жанр наглядно-образной журналистики. Теоретические основы и особенности очерка как жанра

очерк образная журналистика

1.1 Понятие наглядно-образной журналистики

В журналистике существует три главных способа отображения – фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они опосредуют определенные уровни «проникновения» познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее – к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе – художественного образа).

Первый и второй способы отличаются друг от друга прежде всего степенью глубины проникновения в суть предмета отображения. Фактографический способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (в этом случае журналист прежде всего отвечает на вопросы: где, что и когда произошло?). Быстрота получения таких сведений позволяет современной журналистике оперативно информировать аудиторию о многочисленных актуальных событиях, что очень важно для нее.

Аналитический способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения (в этом случае набор вопросов, на которые отвечает журналист, значительно расширяется). В данном случае главным становится обращение к различным проблемам выбора эффективных путей развития общества, а также выявление причин, условий, тенденций развития событий и ситуаций, изучение оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил, выяснение возникающих между ними противоречий, оценка значимости различных феноменов, определение обоснованности тех или иных точек зрения, концепций, идей.

Способ наглядно-образного отображения действительности нацелен не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже – художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой. Подобного рода журналистика поставляет аудитории «материал», способствующий как рациональному познанию действительности, так и эмоциональному сопереживанию отображаемых событий.

Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается прежде всего в том, что он выступает как особый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, решения определенных задач. Важнейшие из них носят предопределяющий характер и выступают как функции конкретного издания. Такие функции могут быть разными. Одни издания (например, «желтая пресса») преследуют коммерческие цели, поэтому в публикуемых материалах они стремятся прежде всего освещать такие темы, использовать такие методы создания текстов, которые позволяют в максимальной мере удовлетворять самые распространенные в соответствующей аудитории субъективно доминирующие информационные интересы в развлечении. Причем подобные издания мало волнует вопрос о том, насколько такие интересы совпадают с объективно более важными, коренными потребностями аудитории.

Другие издания могут преследовать цель пропагандистского воздействия на аудиторию (например, политического, религиозного и т.д.). Третьи могут ставить перед собой цель максимально полно, объективно информировать аудиторию, исходя из того, что журналистика призвана быть важнейшим средством именно массового информирования, связанного прежде всего с коренными, базовыми потребностями аудитории, средством повышения социальной компетентности населения, его социальной ориентированности и т.д.

Конечно же, в реальности одно и то же издание может преследовать самые разные цели. Но и в этом случае они окажут свое воздействие на характер публикаций, которые будут появляться на его страницах.

1.2 Очерк как жанр художественно-публицистического стиля

Очерк является одним из распространенных жанров публицистики. В ходе исследования мы пришли к выводу, что практически ни один автор не может дать абсолютно четкого определения этому жанру, или же предлагает на выбор несколько определений. Поэтому для начала проанализируем информацию об очерке из различных источников, а затем на основе полученных данных сформулируем собственное определение.

Для начала рассмотрим, какие определения дают очерку в словарях.

Очерк [[ ] Толковый словарь Ожегова Онлайн – http://www.ozhegov.ru/ ]:

небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк;

Общее изложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории.

Очерк [[ ] Большой Энциклопедический словарь Онлайн – http://www.vedu.ru/BigEncDic/ ]:

1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы;

2) публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

Образные ценности, отображенные в портретных очерках российских и латвийских СМИ

Глава 1. Очерк как жанр наглядно-образной журналистики. Теоретические основы и особенности очерка как жанра

1.1 Понятие наглядно-образной журналистики

1.2 Очерк как жанр художественно-публицистического стиля

1.3 История жанра

1.4 Виды очерка. Структурная организация очерка

Глава 2. Образные ценности, отображенные в портретных очерках российских и латвийских СМИ

2.1 Образы российских портретных очерков

2.2 Образы латвийских портретных очерков

2.3 Сравнение образных ценностей, отображенных в российских и латвийских портретных очерках

Данная курсовая работа посвящена изучению образных ценностей, отображенных в портретных очерках российских и латвийских СМИ.

Читать еще:  Композиция войны и мира краткое содержание. Сюжетно-композиционные особенности романа-эпопеи Л.Н

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно, через нестандартную тему, показывает влияние российской культуры и ее традиций на страну, которая в определенный исторический период входила в состав РФ, показывается востребованность России в сфере культуры и качества жизни, а также доказывается тот факт, что Россия была и останется одной из лидирующих стран, так как ценности, отображенные в российских СМИ не только тесно переплетаются, но и кардинально совпадают с ценностями той страны, у которой уже поменялась власть и сложился другой уклад жизни. Новизна данной работы состоит в том, что такого исследования еще не проводилось.

Предметом исследования являются образные ценности, отображенные в портретных очерках российских и латвийских СМИ, а объектом – очерк как жанр.

Теоретическая основа изучения – очерк как жанр наглядно-образной журналистики, его сущность и исторические этапы развития, а также виды и структурная организация. Для теоретической основы исследования основными материалами стали: учебник Тертычного А.А. – «Жанры периодической печати»; учебно-методическое пособие Шостак М.И. – «Жанры газеты. Часть 2»; учебник Корконосенко С.Г. – «Основы творческой деятельности журналиста» (глава 5. Кройчик Л.Е. – «Система журналистских жанров»). Эмпирическая база исследования – портретные очерки из таких российских периодических изданий как «Аргументы и Факты» и «Известия», из латвийских периодических изданий – газета «Суббота». Хронологические рамки исследования: анализировались очерки за период с ноябрь 2011 года по июнь 2012 года.

В ходе исследования использовались такие методы как дедукция – используя частные положения – от образных ценностей, отображенных в российских и латвийских СМИ переходим к общему – влиянию России на Латвию; контент-анализ – изучали и анализировали тексты российских и латвийских портретных очерков; сравнение – сравнивали образные ценности, отображенные в российских и латвийских СМИ и нашли общие параллели.

Целью данной работы является изучение и анализ образных ценностей, отображенных в портретных очерках российских и латвийских СМИ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть очерк как жанр наглядно-образной журналистики;

Осветить сущность очерка как жанра, изучить его исторические предпосылки;

Изучить виды очерка и особенности его структурной организации;

Найти образные ценности в портретных очерках российских и латвийских СМИ;

Сравнить образные ценности, отображенные в портретных очерках российских и латвийских СМИ и провести общие параллели;

С помощью сравнения показать влияние российской журналистики на латвийскую.

Научно-практическая значимость исследования: собранный в ходе исследования материал и сделанные выводы могут использоваться в бизнес-целях, если речь пойдет о сотрудничестве России и Латвии, а также в сфере культуры, ведь, как будет доказано в данной работе, Россия одобряет сотрудничество с латвийскими актерами.

Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Очерк как жанр наглядно-образной журналистики. Теоретические основы и особенности очерка как жанра

очерк образная журналистика

1.1 Понятие наглядно-образной журналистики

В журналистике существует три главных способа отображения – фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они опосредуют определенные уровни «проникновения» познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее – к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе – художественного образа).

Первый и второй способы отличаются друг от друга прежде всего степенью глубины проникновения в суть предмета отображения. Фактографический способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (в этом случае журналист прежде всего отвечает на вопросы: где, что и когда произошло?). Быстрота получения таких сведений позволяет современной журналистике оперативно информировать аудиторию о многочисленных актуальных событиях, что очень важно для нее.

Аналитический способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения (в этом случае набор вопросов, на которые отвечает журналист, значительно расширяется). В данном случае главным становится обращение к различным проблемам выбора эффективных путей развития общества, а также выявление причин, условий, тенденций развития событий и ситуаций, изучение оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил, выяснение возникающих между ними противоречий, оценка значимости различных феноменов, определение обоснованности тех или иных точек зрения, концепций, идей.

Способ наглядно-образного отображения действительности нацелен не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного. Нередко это обобщение достигает такого уровня, который называется публицистической (или даже – художественной) типизацией, что сближает журналистику с художественной литературой. Подобного рода журналистика поставляет аудитории «материал», способствующий как рациональному познанию действительности, так и эмоциональному сопереживанию отображаемых событий.

Своеобразие того или иного способа отображения действительности заключается прежде всего в том, что он выступает как особый путь реализации иерархически взаимосвязанных целей, решения определенных задач. Важнейшие из них носят предопределяющий характер и выступают как функции конкретного издания. Такие функции могут быть разными. Одни издания (например, «желтая пресса») преследуют коммерческие цели, поэтому в публикуемых материалах они стремятся прежде всего освещать такие темы, использовать такие методы создания текстов, которые позволяют в максимальной мере удовлетворять самые распространенные в соответствующей аудитории субъективно доминирующие информационные интересы в развлечении. Причем подобные издания мало волнует вопрос о том, насколько такие интересы совпадают с объективно более важными, коренными потребностями аудитории.

Другие издания могут преследовать цель пропагандистского воздействия на аудиторию (например, политического, религиозного и т.д.). Третьи могут ставить перед собой цель максимально полно, объективно информировать аудиторию, исходя из того, что журналистика призвана быть важнейшим средством именно массового информирования, связанного прежде всего с коренными, базовыми потребностями аудитории, средством повышения социальной компетентности населения, его социальной ориентированности и т.д.

Конечно же, в реальности одно и то же издание может преследовать самые разные цели. Но и в этом случае они окажут свое воздействие на характер публикаций, которые будут появляться на его страницах.

1.2 Очерк как жанр художественно-публицистического стиля

Очерк является одним из распространенных жанров публицистики. В ходе исследования мы пришли к выводу, что практически ни один автор не может дать абсолютно четкого определения этому жанру, или же предлагает на выбор несколько определений. Поэтому для начала проанализируем информацию об очерке из различных источников, а затем на основе полученных данных сформулируем собственное определение.

Для начала рассмотрим, какие определения дают очерку в словарях.

Очерк [[ ] Толковый словарь Ожегова Онлайн – http://www.ozhegov.ru/ ]:

небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой очерк;

Общее изложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории.

Очерк [[ ] Большой Энциклопедический словарь Онлайн – http://www.vedu.ru/BigEncDic/ ]:

1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большой описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы;

2) публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

Источники:

http://studexpo.ru/138433/zhurnalistika/ocherk_zhanr_hudozhestvenno_publitsisticheskogo_stilya
http://www.tnu.in.ua/study/refs/d69/file119618.html
http://www.tnu.in.ua/study/refs/d69/file119618.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии