2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое художественный образ определение. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Классификация образов по родовой и стилевой специфике

Что такое художественный образ определение. Нужна помощь по изучению какой-либы темы? Классификация образов по родовой и стилевой специфике

Классификация художественных образов

О видах художественных образов, о делении их по тем или иным признакам упоминается у многих авторов, но более или менее оформленные классификации созданы лишь несколькими авторами. Одно из наиболее широко принятых сегодня оснований для классификации — это степень сложности знака. Остановимся на наиболее подробной из классификаций, представленной исследователем Николаевым А.И в его работе «Основы литературоведения».

Итак, согласно Николаеву А.И., все художественные образы в литературе можно разделить на 5 основных групп в соответствии с уровнями сложности представления того или иного художественного образа.

1. Элементарный уровень (словесная образность). Здесь рассматриваются различные виды наращения значения значений, стилистические фигуры, тропы.

2. Образы-детали. Более сложный уровень с точки зрения формальной организации. Образ-деталь, как правило, строится из множества словесных образов и является более ощутимым звеном при анализе образов более высокого порядка.

3. Пейзаж, натюрморт, интерьер. Эти образы, как правило, имеют еще более сложное строение: и словесные образы, и образы-детали органично входят в их структуру. В ряде случаев эти образы не носят самодостаточного характера, являясь частью образа человека. В других ситуациях эти образы могут быть совершенно самодостаточными. Если по отношению к пейзажу или интерьеру этот тезис особых комментариев не требует (скажем, пейзажная лирика хорошо представима), то самодостаточность натюрморта обычно ассоциируется с живописью, а не с литературой. Однако и в литературе мы порой встречаемся с самодостаточным натюрмортом.

4. Образ человека. Образ человека становится по-настоящему сложной знаковой системой лишь в том случае, когда он становится центром произведения. В прозаических произведениях образ человека принято называть персонажем или литературным героем. В теории литературы нет четких границ, разделяющих эти два термина. Как правило, признается, что литературный герой является центральным образом произведения, в то время как термин «персонаж» более универсален.

5. Уровень образных гиперсистем. Здесь речь идет об очень сложных образных системах, как правило, выходящих за пределы одного произведения. В первую очередь к данному уровню относятся образы городов в различных произведениях. Наиболее сложной образной гиперсистемой является образ мира у того или иного автора, складывающийся из взаимодействия всех образов всех произведений.

Такова классификация образов с позиции сложности знаковых систем. Возможны, однако, и другие основания для классификации. Например, можно классифицировать образы с позиции родовой специфики литературы. Тогда можно говорить о лирических, эпических и драматических образах и описывать особенности каждого из них.

Корректен и стилевой подход к проблеме классификации образов. В этом случае мы можем говорить о реалистических, романтических, сюрреалистических и т.п. образах. Каждый из этих образов представляет свою систему со своими законами. [18; 255-257]

В данной работе мы попробуем рассмотреть именно особенности передачи художественных образов наиболее высокого уровня — образных гиперсистем на примере образа Парижа в произведении Виктора Гюго «собор Парижской Богоматери». Но прежде хотелось бы более подробно остановиться на понятии «образ города» в литературных произведениях.

Город в самых разных культурах воспринимается как точка пересечения дорог, торговых путей, как некий центр, объединяющий окружающее его пространство не только в географическом, но и в метафизическом смысле. Город является отражением модели мира. Каждый христианский город имеет своего святого покровителя и возникает вокруг храма.

С точки зрения архитектуры, образ города составляют его планировка, взятая в историческом аспекте, рядовая застройка города, создававшаяся веками, рельеф местности, связь с окружающей природой, путями сообщений, окрестностями и т.д.

Однако не стоит забывать, что город является не только архитектурным феноменом, произведением строительного искусства, но представляет собой социокультурное образование, заполненное различными формами жизнедеятельности людей. Образы города находят воплощение в художественной литературе, изобразительном искусстве. В своей совокупности эти виды художественного творчества создают образную панораму города, корпус текстов, каждый из которых представлен на специфическом языке определенного вида творчества. В этих текстах мы видим город как в зеркале. В результате рождается эстетический образ, настолько приближенный к реальному существованию города, что его можно определить как образ города, имманентный самому городу.

Читать еще:  Как зовут исполнителя группы twenty one pilots. «На сцене мы иногда чувствуем себя очень уязвимыми

Итак, образ города можно определить как относительно устойчивую и воспроизводящуюся в массовом и/или индивидуальном сознании совокупность эмоциональных и рациональных представлений о городе, складывающуюся на основе всей информации, полученной о нем из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений.

Виды образа города

Различают несколько видов образа города по различным основаниям. По воспринимающему образ субъекту он делится на внутренний и внешний. Носителями внутреннего образа являются жители данного города, внешнего — гости города и население других поселений.

По числу носителей образа города выделяют индивидуальный и групповой образ. Групповой, или общественный, образ города создается наложением одного на другой множества индивидуальных. Ряд общественных образов вырабатывается значительной группой людей. Групповые образы необходимы для того, чтобы индивид мог успешно функционировать в пределах своего окружения. Всякий индивидуальный образ уникален. Он охватывает какое-то содержание, которое никогда или почти никогда не передается другим, но при этом в большей или меньшей степени совпадает с общественным образом.

По способу восприятия образ города делится на осязаемый и неосязаемый. Осязаемый образ создается вследствие восприятия города при помощи 5 чувств: впечатление о городе складывается из того, что можно увидеть, услышать, почувствовать, вдохнуть, потрогать. К этому виду относится все, начиная от названия города, его символики, заканчивая архитектурой и чистотой улиц. Неосязаемый образ города представляет собой эмоциональные связи с определенным городом. Зачастую средства массовой информации формируют предпосылки неосязаемого образа.

Что касается структуры, то можно отметить, что образ города состоит из следующих составляющих:

– Стереотипы о городе;

– Эмоциональные связи с городом (эмоции, чувства, ожидания, надежды, связанные с городом и отношение к нему);

– Городская символика (название, флаг, герб, эмблема, девиз, гимн и т.п.).

Образы различных городов в разной степени насыщены каждой из этих составляющих, и от этого зависит яркость образа.

В литературных произведениях, особенно художественного стиля, существует достаточно обширный объем различных стилистических единиц, используемых для передачи образа города.

В данной работе будет дана подробная характеристика лексических единиц и стилистических фигур, которые выбрал Виктор Гюго для передачи образа Парижа в своем романе «Собор Парижской Богоматери».

Разновидности и классификация литературных образов. Классификация литературных образов по смысловой обобщенности

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ОБРАЗОВ:

1. Классификация по предметности:

— образы-детали (статичные описательные фрагментарные образы): пейзаж, портрет, интерьер;

— образы-события (динамические моменты, развернутые во времени, связующие предметные подробности);

— образы характеров и обстоятельств (герои в коллизиях и конфликтах);

— образы судьбы и мира (глобальные образы бытия вообще в понимании художника)

2. Классификация по смысловой обобщенности

— Индивидуальные (неповторимые, созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника);

— Характерные (отражающие закономерности общественно-исторической жизни, запечатлевают нравы и обычаи,

распространенные в данную эпоху и в данной среде);

— Типические (это высшая степень характерности, благодаря которой образ перерастает границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты).

— Мотив (образ, повторяющийся в произведениях одного или многих авторов);

— Топос (образ, характерный для целой культуры данного периода или данной нации);

— Архетип (образ, заключает в себе наиболее устойчивые и вездесущие «схемы» или «формулы» человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и искусстве на всех стадиях его исторического развития).

3. Классификация по структуре

— автологические (самозначимые, ПС=ПВ);

— металогические (метафоры и тропы, ПС>ПВ);

— аллегорические и символические (суперлогические, ПС>ПВ по всеобщности, отвлеченности)

Образ-деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. К художественным деталям относят подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, а также жеста, субъективной реакции, действия и речи.

Художественный характер – образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью. Характер раскрывает исторически обусловленный тип поведения (поступки, мысли, переживания, речь) и авторскую нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования.

Типв литературе и искусстве – обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее характерный для определенной общественной среды.

Мотив – устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста. Мотив может быть выделен в пределах одного или нескольких (как правило, объединенных в цикл) произведений писателя, в контексте всего его творчества, а также в контексте какого-либо литературного направления или литературы целой эпохи.

Топос (“общее место”) – образ, характерный для целой культуры данного периода или данной нации.

Таковы топосы “мир как книга” в культуре европейского Средневековья, “мир как театр” – в культуре Возрождения; таковы топосы дороги или зимы в русской литературе (в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова, Блока и др.).

Архетипы (термин “аналитической” психологии и эстетики швейцарского психолога К.Г. Юнга) – мотивы и их комбинации, наделенные свойством “вездесущности”, универсальные устойчивые психические схемы (фигуры), бессознательно воспроизводимые и обретающие содержание в архаическом ритуале, мифе, символе, верованиях, актах психической деятельности (сновидения и т.п.), а также художественном творчестве вплоть до современности.

Читать еще:  Список знаменитых музыкальных групп 90 х. Как заказать звезду на праздник цены на юбилей, день рождения

В современном литературоведении архетипами называют также неосознанно воспринятые и трансформированные мотивы (“преображение” как смена одежд или насыщение, “битва” как жатва и др. в метафорическом строе русской поэзии 20 в.) или универсально распространенные сюжеты (мифы о потопе, представления о “мировом древе” и их отражения в литературе).

14. Классификация художественных образов по структуре ( по соотношению предметного и смыслового планов).

Структура образа включает в себя соотношение двух планов: предметного и смыслового, явленного и подразумеваемого, и поэтому подразделяется на две большие группы.

— Первая группа состоит из автологических,«самозначимых» образов, в которых оба плана совпадают.

Вообще, “автологией” (от гр. αὐτός– “сам” иλόγος – “слово”, “смысл”) называют употребление слов в их прямом значении. С языковой точки зрения, автологичный образ – это образ, который передан обычными словами, без тропов.

Еще такие образы часто называют “образ-тип”, они могут радовать нас узнаванием – “точно”, “да, я такое видел”, “ну как будто он с натуры записывал”, но при этом это не просто набросок с натуры, для того, чтобы побаловать нас таким вот эффектом, автор берет из “ряда похожих предметов один и наделяет его чертами, которые были собраны с большого числа отдельных представителей этой группы”. Типично можно изобразить людей и предметы, местность, обстоятельства, отношения – да что угодно! Этот вид образности очень распространен сейчас.

— Вторая группа — это металогические образы, в которых явленное отличается от подразумеваемого, как часть от целого, вещественное от духовного, большее от меньшего и т.п. Такие образы – не самодостаточны, значение их всегда лежит где-то в иной плоскости. Они не лучше и не хуже автологичных образов. Просто другие Это всё образы-тропы: метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, метонимия, синекдоха. К группе металогичных образов относят символ, аллегорию, подтекст.

Символ — часто символ называют высшей ступенью образности; его “чувственная основа” помимо своего собственного значения указывает еще на другие значения и идеи, которые непосредственно изображенным предметом не обозначаются. Например, “алые паруса”: паруса необычного цвета – примета, по которой герои узнают друг друга – символ любви как рукотворного чуда. Образ-символ может родиться из конкретной образности произведения или цикла произведений. Образ первоначально символом не является, а символическое значение приобретает уже в произведении.

Аллегория (гр. ἀλληγορία – иносказание) – вид образности, где предмет становится знаком идеи, которая полностью абстрагирована от его прямого значения; а значит, чувственный образ и идея связаны формально, а не по сути. Например, образ женщины с завязанными глазами и весами в руках (изображение Фемиды)– аллегория абстрактной идеи правосудия. Аллегория возникла на почве мифологии, прижилась в фольклоре. Использовалась в изобразительных искусствах. Из литературных жанров аллегорией пользуются басни, притчи, моралите; аллегорический тип образности был основным для литератур средневековья и классицизма.

От символа аллегорию отличает еще и то, что идея в ней – рациональна и однозначна, а в символе – эмоциональна и многозначна.

В широком смысле аллегорией иногда называют любое иносказательное выражение мыслей, имея ввиду то, что любой образ так или иначе выражает какую-то идею.

Подтекст (буквально – то, что лежит под текстом) – глубинное значение, не то, которое лежит на поверхности. Это вид образности, в котором конкретно-чувственный образ кроме собственного значения содержит еще и припрятанный намек (“фигу в кармане”, как у Горалик). Эта дополнительная идея не называется прямо, но она может существенно менять весь смысл сказанного.

Таким образом, в литературоведении можно найти все разновидности образов. Конечно, в ходе исторического развития художественной образности меняется соотношение её основных компонентов: предметного и смыслового, которые тяготеют то к равновесию и слиянию, то к разорванности и борьбе, то к одностороннему преобладанию.

Николаев А. И. Основы литературоведения

Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011

Виды художественных образов

Виды художественных образов

Художественные образы можно классифицировать по различным основаниям, поэтому различные классификации не противоречат друг другу, а дополняют одна другую.

Одно из наиболее принятых сегодня оснований для классификации – это степень сложности знака. Мы уже говорили, что художественный образ часто трактуют как особый знак, тогда можно говорить о том , что одни образы непосредственно совпадают со словесными знаками или их простейшими сочетаниями, другие построены из множества «элементарных» знаков (в литературе – из слов).

Классификация образов при этом будет выглядеть примерно так:

1.Элементарный уровень (словесная образность). Здесь мы рассматриваем различные виды наращения значения значений, стилистические фигуры, тропы. Этот уровень будет подробно рассмотрен в теме «Язык художественного произведения».

2. Образы-детали. Более сложный уровень с точки зрения формальной организации. Образ-деталь, как правило, строится из множества словесных образов и является более ощутимым звеном при анализе образов более высокого порядка. Например, плюшкинская куча как образ-деталь характеризует Плюшкина отчетливее, чем отдельные словесные образы.

Читать еще:  Мэрилин Керро: личная жизнь. Мерлин Керро и Александр Шепс – необычная парочка Что случилось у шепса и керро

3. Пейзаж, натюрморт, интерьер. Эти образы, как правило, имеют еще более сложное строение: и словесные образы, и образы-детали органично входят в их структуру. В ряде случаев эти образы не носят самодостаточного характера, являясь частью образа человека (вспомним, как создает свои типы Гоголь – интерьеры и пейзажи всякий раз меняются, фактически становясь средствами создания характера). В других ситуациях эти образы могут быть совершенно самодостаточными. Если по отношению к пейзажу или интерьеру этот тезис особых комментариев не требует ( скажем, пейзажная лирика хорошо представима), то самодостаточность натюрморта обычно ассоциируется с живописью, а не с литературой . Однако и в литературе мы порой встречаемся с самодостаточным натюрмортом. Таково, например, стихотворение Г. Иванова «Ваза с фруктами»:

Тяжелый виноград, и яблоки, и сливы –

Их очертания отчетливо нежны –

Все оттушеваны старательно отливы.

Все жилки тонкие под кожицей видны.

Над грушами лежит разрезанная дыня,

Гранаты смуглые сгрудились перед ней;

Огромный ананас кичливо посредине

Венчает вазу всю короною своей…

4. Образ человека. Образ человека становится по-настоящему сложной знаковой системой лишь в том случае, когда он становится центром произведения. Само по себе упоминание о человеке еще не делает его центром. Чтобы почувствовать это, сравним три образа древней восточной поэзии. Поэзия Востока очень интересна тем, что позволяет зримо увидеть, как с течением времени усиливается присутствие образа человека в художественном произведении. Абстрагируясь от хронологии, сравним строки, где отразилась более древняя традиция, с теми, где уже чувствуется смещение центра в сторону человека.

Вот прекрасные строки китайского поэта ХII века Синь Ци-цзы:

На каждой ветке яркий свет луны…

Сороки потревоженный полет

И ветра вздох. И в мире тишины

Человек уже «отразился» в этом пейзаже, но самого его еще нет.

А вот в стихах вьетнамского поэта ХI – ХII веков Кхонга Ло присутствие человека гораздо отчетливей:

Весь день утешаюсь в хижине горной.

Отрада моя проста.

Порой с вершины скалы одинокой

Протяжный крик издаю.

И леденеет от этого крика

Великих небес пустота.

Здесь человек уже не растворен в природе, он – значимый участник всемирной драмы.

В поэзии Нового времени, несмотря на традиционный для Востока аромат природных образов, центр внимания уже смещен на человека. Знаменитый японский поэт ХVII века Кикаку пишет:

Мошек легкий рай

Вверх летит – воздушный мост

Если же мы посмотрим, как строятся образы, например, у М. Ю. Лермонтова, то здесь все уже подчинено человеку и фактически является лишь метафорическим выражением его чувств и мыслей.

В прозаических произведениях образ человека принято называть персонажем или литературным героем. В теории литературы нет четких границ, разделяющих эти два термина. Как правило, признается, что литературный герой является центральным образом произведения, в то время как термин «персонаж» более универсален: это любой рассказчик или тот, кто действует в рассказе. В современной теории «персонаж» оказывается тесно связанным с развертыванием повествования, это скорее функция, чем характер. Такова, например, классификация персонажей, предложенная известным польским теоретиком Е. Фарыно. Герой, напротив, предполагает анализ характера. Различные точки зрения и определения «литературного героя» и «персонажа» хорошо представлены в книге «Теоретическая поэтика: понятия и определения: Хрестоматия для студентов филологических факультетов» / Автор и составитель Н. Д. Та­марченко. М., 1999, Тема 19. К этому пособию мы и отсылаем.

5. Уровень образных гиперсистем. Здесь речь идет об очень сложных образных системах, как правило, выходящих за пределы одного произведения. Таковы, например, образы Москвы в художественном мире Цветаевой, образ России в творчестве Блока и так далее. Мы можем говорить о Петербурге Достоевского, и разговор этот в равной степени коснется городских пейзажей, интерьерных зарисовок и характеров героев, отношений между ними. Наиболее сложной образной гиперсистемой является образ мира у того или иного автора, складывающийся из взаимодействия всех образов всех произведений.

Такова классификация образов с позиции сложности знаковых систем. Возможны, однако, и другие основания для классификации. Например, можно классифицировать образы с позиции родовой специфики литературы. Тогда можно говорить о лирических, эпических и драматических образах и описывать особенности каждого из них.

Корректен и стилевой подход к проблеме классификации образов. В этом случае мы можем говорить о реалистических, романтических, сюрреалистических и т.п. образах. Каждый из этих образов представляет свою систему со своими законами.

Возможны и иные основания для классификации.

Источники:

http://studbooks.net/2100514/literatura/klassifikatsiya_hudozhestvennyh_obrazov
http://studopedia.ru/10_305218_raznovidnosti-i-klassifikatsiya-literaturnih-obrazov-klassifikatsiya-literaturnih-obrazov-po-smislovoy-obobshchennosti.html
http://www.listos.biz/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2-%D0%B0-%D0%B8-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector