Что такое гипербола в литературе – определение. Примеры гипербол в русской художественной литературе

Что такое гипербола в литературе – определение. Примеры гипербол в русской художественной литературе

Гипербола (литература)

Гипе́рбола ( _gr. ὑπερβολή, «переход, преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит».

Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией. Из русских авторов к гиперболе особенно склонён Гоголь, из поэтов — Маяковский.

Примеры

Фразеологизмы и крылатые слова

* «море слёз»
* «быстрый как молния», «молниеносный»
* «многочисленный как песок на берегу моря»
* «мы не виделись уже сто лет!»
* «(Пьяному) море по колено [а лужа – по уши] »
* «кто старое помянет – тому глаз вон! А кто забудет-оба!»

Античные примеры

Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю. . Архимед (др.греч.: Dos moipu sto, kai tan gan kinas.)

Гиперболические метафоры в Евангелии

* «Почему же ты смотришь на соломинку в глазу твоего брата, а в своем глазу не замечаешь бревна?» (Евангелие от Матфея 7:1—3). В этой образной картине критически настроенный человек предлагает вынуть соломинку из «глаза» своего ближнего. Критик хочет сказать, что его ближний не видит ясно и поэтому не способен судить здраво, тогда как самому критику здраво судить мешает целое бревно.
* В другом случае Иисус осудил фарисеев за то, что они «поводыри слепые, отцеживающие комара, а верблюда проглатывающие» (Евангелие от Матфея 23:24). Кроме того, Иисус знал, что фарисеи процеживали вино через ткань. Эти поборники правил поступали так для того, чтобы случайно не проглотить комара и не стать из-за этого церемониально нечистыми. В то же время они, образно говоря, проглатывали верблюда, который тоже считался нечистым (Книга Левит 11:4, 21—24).
* «Вера с [крошечное] горчичное зерно», которая могла бы передвинуть гору,— способ подчеркнуть, что даже небольшая вера может сделать многое (Евангелие от Матфея 17:20).
* Верблюд пытается пройти через игольное ушко — также гипербола Иисуса Христа, которая наглядно показывает, насколько трудно приходится богатому человеку, ведя материалистический образ жизни, пытаться служить Богу. (Евангелие от Матфея 19:24).

Классики марксизма

Какая глыба, а? Какой матёрый человечище! . В.И.Ленин – «Лев Толстой как зеркало русской революции» (1908)

Учение Маркса всесильно, потому что оно верно. . В.И.Ленин – «Три источника и три составные части марксизма» (Июль — ноябрь 1914 г.)

Проза

. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбаром и строениями. . Н.Гоголь – повесть «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1835)

Миллион козацких шапок высыпал вдруг на площадь.

. за одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец. . Н.Гоголь – повесть «Тарас Бульба» (1835)

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры. можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! . Н.Гоголь – комедия «Ревизор» (1851)

Стихи, песни

И будь я негром преклонных годов,
и то б без унынья и лени,
я русский бы выучил только за то,
что им разговаривал Ленин. . Владимир Маяковский – поэма «Владимир Ильич Ленин» (1925)

Я волком бы выгрыз бюрократизм.
К мандатам почтения нету. . Владимир Маяковский – «Стихи о советском паспорте» (1929)

Читать еще:  Как варить кисели из крахмала - советы профессионалов. Кисель из замороженных ягод смородины

На медведя я, друзья, выйду без испуга,
Если с другом буду я, а медведь – без друга. . Песня из к/ф “По секрету всему свету”. Муз: В.Шаинского, сл.М.Танича

О нашей встрече – что там говорить,
Я ждал её, как ждут стихийных бедствий,
Но мы с тобою сразу стали жить,
Не опасаясь пагубных последствий! “(2 раза) “

О чем просила – делал мигом я,
Мне каждый час хотелось сделать ночью брачной,
Из-за тебя под поезд прыгал я,
Но, слава богу, не совсем удачно. “(2 раза) “

…И если б ты ждала меня в тот год,
Когда меня отправили на “дачу ” [Дача – нары (Уголовный жаргон)] , –
Я б для тебя украл весь небосвод
И две звезды Кремлёвские в придачу! “(2 раза) “

И я клянусь — последний буду гад! –
Не ври, не пей — и я прощу измену!
И подарю тебе Большой театр
И Малую спортивную арену! “(2 раза) “

А вот теперь я к встрече не готов –
Боюсь тебя, боюсь ночей интимных,
Как жители японских городов
Боятся повторенья Хиросимы. “(2 раза) ” . Владимир Высоцкий, 1964

Гипербола в литературе: образное преувеличение

Любое писательский труд содержит некоторое количество специальных стилистических приемов, например, таких как метафора, сравнение, гротеск или гипербола. Литература просто не может обойтись без специфических языковых средств, которые придают произведению особенную художественную выразительность. Без стилистических приемов книги любых жанров превратились бы в обычное описание фактов и по содержанию напоминали бы сухие научные труды.

Определение

Гипербола в литературе – средство, с помощью которого явно и намеренно преувеличивают свойства предметов или явлений с целью усиления воздействия на читателей. Этот стилистический прием можно найти практически у любого писателя как у классика, так и у современного автора.

Примеры гиперболы в литературе

– «что взмах – то готова копна» Н. А. Некрасов;

– «шириною с Черное море» Н. В. Гоголь о казацких шароварах;

– «дунул, и поднялся ветер» русские народные сказки;

– «храпит, как трактор» И. Ильф, Е. Петров;

– «мело, мело по всей земле» Б. Пастернак.

Отличие от подобных языковых средств

Гипербола в литературе имеет сходство с другими стилистическими приемами: метафорой, сравнением или гротеском. Но есть существенные отличия. Гротеск – это всегда смесь реальности и фантастики, красоты и уродства с целью создания особого комичного образа. Сравнение и метафора так же, как и гипербола, сравнивают предметы и явления, но гипербола – всегда преувеличение. Примеры: «ноги как у слона», «высотой до неба», «тысячу раз говорили» и т. п.

Языковое средство преуменьшения

Гипербола в литературе имеет свою противоположность – литоту. Этот стилистический прием основан на преуменьшении предметов или явлений, например «мужичек с ноготок», «кот наплакал», «рукой подать». Некоторые лингвисты считают литоту не самостоятельным стилистическим приемом, а частным случаем гиперболы.

Языковые средства в разговорной речи

Не стоит думать, что образные выражения – это изобретение классиков 16-17 века. И гипербола, и другие стилистические приемы известны с самых древнейших времен. Например, в Нагорной проповеди – «скорее верблюд пройдет в игольное ушко» или «махнет – станет улица» в старинных русских былинах об Илье Муромце. Гипербола активно используется в разговорной речи, без нее наш язык был бы намного беднее. Примеры: «сто лет не виделись», «хоть пруд пруди», «целая вечность», «ягода – с кулак», «падаю с ног от усталости» и т. п. Находит она свое применение и в ораторском искусстве – цель все та же, с помощью преувеличения привлечь внимание аудитории и усилить выразительность речи. Гипербола используется и в рекламных слоганах, например, «больше, чем вкус» или «никогда не сможете оторваться».

Читать еще:  Участники битвы экстрасенсов 18 сезон никита. Никита Турчин — эпатажный ребенок-индиго, видеоблогер, актер

Визуализация

Существует и визуальный аналог этого стилистического приема, например, на агитационных плакатах советского периода, фигура большевика всегда резко возвышалась не только над людьми, но и над крышами домов. Преуменьшение образов (литоту) можно найти на полотнах Босха, там человек показан мелким и ничтожным, как символ суетности и ничтожности греховной обыденной жизни.

Помните, гипербола в литературе – это образное выражение, поэтому не стоит понимать его буквально. Она является только средством для того, чтобы заострить внимание или усилить выразительность.

Что такое гипербола, примеры из литературы и повседневной жизни

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все мы в жизни хоть раз говорили или слышали подобные выражение (а кто-то и не раз): ВЕЧНО ОПАЗДЫВАЕТЕ или СТО ЛЕТ НЕ ВИДЕЛИСЬ.

И мало кто задумывался, что эти фразы лишены какого-то здравого смысла. Так, человек просто не может «вечно опаздывать». И не может кто-то не видиться «сто лет», хотя бы потому, что люди редко так долго живут.

Подобные преувеличения в русском языке называются гиперболами и именно о них пойдет речь в этой публикации.

Гипербола — это красивое преувеличение

Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».

Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов. Благодаря этому создается более впечатляющий образ.

Причем часто преувеличение доходит до совершенно непостижимых понятий, иногда даже граничащих с абсурдом. Любой иностранец, если будет переводить такие словосочетания дословно, будет явно озадачен. Мы же давно к ним привыкли, и воспринимаем их как совершенно нормальные.

Вот примеры наиболее часто используемых в обиходе гипербол:

НАПУГАТЬ ДО СМЕРТИ
ТЫСЯЧА ИЗВИНЕНИЙ
ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ
РЕКИ КРОВИ
ГОРЫ ТРУПОВ
ЖДУ ЦЕЛУЮ ВЕЧНОСТЬ
ЕХАТЬ ЗА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ
ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛА
КУЧА ДЕНЕГ
ПИР НА ВЕСЬ МИР
МОРЕ СЛЕЗ
НЕ ВИДЕЛИСЬ 100 ЛЕТ
ОКЕАН СТРАСТЕЙ
ВЕСИТ СТО ПУДОВ
ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТЬЯХ
ИСПУГАТЬСЯ ДО СМЕРТИ

Все перечисленные выражения мы постоянно используем в разговорной речи. И ради эксперимента просто попробуйте разобрать их дословно и увидите, насколько некоторые из них смешны, а порой и абсурдны.

Ну, например, «хоть залейся» — это должно быть такое количество жидкости, чтобы ее хватило на целый бассейн, в который можно было бы погрузиться с головой. Хотя на самом деле мы этим выражением просто хотим сказать, что напитков у нас много — даже больше чем нужно.

Или фраза «куча денег» на самом ведь деле обозначает просто хорошее финансовое состояние, а не то, что человек собрал все свои сбережения и давай их складывать в одну кучу.

А выражение «ехать за тысячу километров» мы употребляем, ни когда речь идет о реальном расстоянии, например, от Москвы до Волгограда или Ростова-на-Дону. А просто в значении «далеко», хотя на самом деле в реальных цифрах там расстояние может быть всего в несколько километров.

И так можно «развенчать» абсолютно любую гиперболу. Но делать этого не стоит. Они и не должны означать абсолютную правду, их задача – наиболее живописно охарактеризовать конкретную ситуацию или мысль, усиливая ее эмоциональный окрас.

Примеры гипербол в художественной литературе

На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался еще в русских былинах, а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников.

Читать еще:  Поющая монахиня взорвала шоу голос италия. Итальянская монахиня приняла участие в шоу «голос

Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)

На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)

Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)

Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)

Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)

Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве». Например:

«Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».

Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя. Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:

Редкая птица долетит до середины Днепра.
Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину.

Или использует преувеличения в своих сатирических произведениях, вкладывая их в уста героев:

В муку бы вас все стер! (Городничий)
Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)

А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».

Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.

Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.

Вот еще примеры гипербол в литературе:

  1. И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
  2. Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
  3. Миллион терзаний (Грибоедов)
  4. Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
  5. И сосна до звезд достает (Мандельштам)
  6. Во сне дворник стал тяжелым как комод (Ильф и Петров)

Примеры гипербол в рекламе

Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов, не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:

  1. Вкус на грани возможного (жевательная резинка «Стиморол»)
  2. Контроль над стихией (кроссовки «Адидас»)
  3. Король салатов (майонез «Оливьез»)

В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.

В этих роликах явно гиперболизировано (сильно преувеличено) чувство голода и «чудодейственная» сила самого «Сникерса».

Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».

Вместо заключения

Придать большую выразительность и эмоциональную окраску любому выражению можно не только с помощью гиперболы. Есть в русском языке прием, который является ее полной противоположностью. Он не преувеличивает, а, наоборот, уменьшает значение.

Не успеешь глазом моргнуть, а годы уже пролетели.

Называется такой прием «литота». Об этом подробно – в нашей следующей статье.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/19030
http://www.syl.ru/article/74518/giperbola-v-literature-obraznoe-preuvelichenie
http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/giperbola-chto-ehto-takoe-primery-giperbol-literature.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии