Что такое эпос краткое определение. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Что такое эпос краткое определение. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

ТЕРМИНОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ

ТЕРМИНОЛО́ГИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕ́ДЧЕСКАЯ, совокупность терминов, употребляемых в литературоведении. По сравнению с терминологией естественных и технических наук Т. л. обладает собственной спецификой. В этих науках многозначность, синонимичность (одно понятие обозначается разными словами), образность, отсутствие четких границ сферы обозначаемого ощущаются как недостатки. Объекты литературоведения являют собой феномены такой сложности (образ художественный, поэтическое слово), что в ряде случаев не могут быть описаны как строго очерченные, полностью исчерпывающие себя понятия и соответственно обозначены единым общепринятым термином. В частности, этим объясняется неоднозначность, пестрота и противоречивость в истолковании не только сравнительно новых литературных терминов, но и таких традиционно устоявшихся, общепринятых, как стиль, образ, мотив, сюжет, тема, литературное направление и течение и др. Вместе с тем есть такие разделы литературоведения, где строго однозначные и образующие выдержанную систему термины возможны и даже необходимы (стиховедение, некоторые разделы поэтики). Тем или иным сторонам объекта могут отвечать термины разных научных школ и разных эпох, поэтому в Т. л. нередка ситуация возрождения терминологии античной или средневековой поэтики. Невозможный в естественных науках параллелизм терминов (после появления авторитетной новой теории старый термин отмирает) обычен в филологии, где, как и в философии, нет полностью устаревших, «отмененных» теорий и где прежние термины и обозначения продолжают функционировать в языке науки.

Т. л. всегда активно использовала заимствования из других наук или искусств: с конца XIX в. — термины музыки и искусствознания (О. Вальцель; использование в поэтике терминов искусствоведа Г. Вёльфлина), дарвиновской теории (И. Тэн, Ф. Брюнетьер), позже — терминологию генетики, социологии, в наше время — термины теории информации, семиотики (особенно структурной лингвистики). Неоднократно производились попытки «перевести» Т. л. на более точную и однозначную терминологию других наук. Попытки такой «перекодировки» еще острее обнаруживают невозможность декретирования той или иной системы Т. л.

Наибольшую устойчивость и распространенность в истории литературоведения обнаруживают термины-концепции, например: образ автора (ст. Автора образ), внутренняя форма слова, остранение, карнавализация. Термин жив и долговечен не общественным договором и не законодательным установлением, а поддерживающей силой стоящей за ним теории.

Художественный текст — объект такой сложности, что некоторые его явления не поддаются описательно-аналитической характеристике, но образно-обобщенной. Возникают термины метафорического характера, провоцирующие на образные ассоциации, выражающие не только основной смысл явления, но и сверхсмыслы, обертоны («субъектные призмы» и «плоскости» как термины повествовательной структуры у В. В. Виноградова, «теснота стихового ряда» у Ю. Н. Тынянова). Отсюда стремление некоторых ученых «к вариациям и к многообразию терминов к одному явлению» (М. М. Бахтин о себе; в его кн.: Эстетика словесного творчества, 1979, с. 360). В описании художественного мира писателя, очевидно, всегда достаточно высокой будет доля неспециальной, общеупотребительной лексики. В общей для научного знания проблеме альтернативы — язык естественный или искусственный — в литературоведении предпочтение, очевидно, должно быть отдано первому, гибко пользующемуся исторически сложившимися лексико-стилистическими средствами («мудростью языка»), использующему все его богатства и традиции — от публицистики и метафизической медитации до просторечия.

Читать еще:  История жизни братьев кирсановых. Срочно нужна история жизни павла петровича из романа отцы и дети

Одна из основных черт современного литературоведения — его дифференциация по направлениям, школам, каждая из которых создает свои термины, его терминологический полиглотизм.

Литература:
Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов, т. 1—2, [под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого и др.], М. — Л., 1925;
Лотте Д., Основы построения научно-технической терминологии, М., 1961;
Вопросы терминологии, М., 1961;
Квятковский А., Поэтический словарь, М., 1966;
Бушмин А. С., Методологические вопросы литературоведческих исследований, Л., 1969;
Научный симпозиум «Семиотические проблемы языков науки, терминологии и информатики», ч. 1—2, М., 1971;
Словарь литературоведческих терминов, [ред.-сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев], М., 1974 (по указателю);
Григорьев В., Поэтика слова, М., 1979;
Чудаков А., Нужны новые категории, «Лит. обозрение», 1979, № 7;
Мейлах Б., Терминология в изучении художественной литературы: новая ситуация и исконные проблемы, «ВЛ», 1981, № 7.

Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия . Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева . 1987 .

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
От аллегории до ямба.

Составитель: Н.Ю. Русова, 2004г.

Целое – Целое (термины, обозначающие)

Часть – Часть (термины, обозначающие)

Эст. – Эстетическая категория

Асс. – Прочие ассоциативные связи

1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. М., 1979.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

3. Бирюков Б.В., Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках. М., 1973.

4. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 1988.

5. Введение в литературоведение / Под редакцией Г.Н. Поспелова. М., 1976.

6. Введение в литературоведение: Хрестоматия. М., 1979.

7. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.

8. Виноградов В. . О языке художественной литературы. М., 1959.

9. Вишневский К.Д. Мир глазами поэта. М., 1979.

10. Громов Н.И., Спицына Н.А., Коровин В.И., Семенова Н.К. Русская литература: Учебник для 8 класса средней школы. М., 1988.

11. Гуляев Н.А. Теория литературы. М., 1977.

12. Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Русская литература: Учебник для 10 класса средней школы. М., 1990.

13. Кожинов В.В. Как пишут стихи. М., 1970.

14. Краткий психологический словарь. М., 1985.

15. Краткий словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М., 1985.

16. Краткий словарь по эстетике / Под редакцией М.Ф. Овсянникова. М., 1983.

17. Курдюмова Т.Ф., Коровина В.Я., Полухина В.П., Збарский И.С., Романичева Е.С. Программа по литературе для средней общеобразовательной школы // Литература в школе. 1991. № 4. С. 25-64.

Читать еще:  Красивые картины из сухих листьев и цветов своими руками. Как сделать панно из осенних листьев своими руками

18. Литература. Справочные материалы: Книга для учащихся. М., 1989.

19. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

20. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

21. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

22. Маранцман В.Г. Художественная литература: Книга для учащихся 9 класса. М., 1991.

23. Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. М., 1981.

24. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978.

25. Поспелов Г.Н. Лирика. М., 1976.

26. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.

27. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

28. Программы педагогических институтов. Сб. 1. История русской литературной критики. Теория литературы. М., 1987.

29. Программы средней общеобразовательной школы. Литература. 4-10 классы. М., 1988.

30. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.

31. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.

32. Русская литература ХХ века. Очерки, портреты, эссе. Книга для учащихся 11 класса средней школы. В 2 ч. М., 1991.

33. Русская советская литература: Учебник для 11 класса средней школы / Под редакцией В.А. Ковалева. М., 1989.

34. Русский язык: Энциклопедия. М., 1997.

35. Словарь литературоведческих терминов / Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М., 1974.

36. Советский энциклопедический словарь. М., 1984.

37. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М.: АН СССР, 1962. Т. 3.

38. Толстой Л.Н. Что такое искусство? // Собр. соч. в 20 т. М., 1964. Т. 15.

39. Философский словарь. М., 1968.

40. Чуковский К.И. От двух до пяти // Собр. соч. М., 1968. Т. 1.

41. Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987.

42. Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1987.

ТЕЗАУРУС

Найдено 7 определений термина ТЕЗАУРУС

ТЕЗАУРУС

1) лингвистический словарь языка с полной смысловой информацией; 2) полный систематизированный набор данных о к.-л. области знания, позволяющий свободно ориентироваться в нем человеку или машине; 3) словарь учебной дисциплины, государственного образовательного стандарта.

Тезаурус

1) лингвистический словарь языка с полной смысловой информацией; 2) полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, позволяющий свободно ориентироваться в нем человеку или машине; 3) словарь учебной дисциплины, государственного образовательного стандарта.

ТЕЗАУРУС

1)лингвистический словарь языка с полной смысловой информацией; 2) полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, позволяющий свободно ориентироваться в нем человеку или машине; 3) словарь учебной дисциплины, государственного образовательного стандарта [24, c. 146; 82, c. 762].

ТЕЗАУРУС

словарь, в котором наиболее полно представлены слова языка с применением их употребления в тексте; – словарь, в котором слова, относящиеся к какой-либо области знания, расположены по тематическому принципу и показаны семантические отношения (родовидовые, синонимические и др.) между лексическими единицами; – фонд действенных знаний.

Читать еще:  Победитель "Голос.Дети" Данил Плужников - "КП": "Я научился не обращать внимания на злых людей". Об участии в проекте «Голос»

Тезаурус

отгреч. thesauros – сокровище) – 1) словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте (в полном объеме осуществим лишь для мертвых языков); 2) словарь, в котором слова, относящиеся к какой-либо области знания, расположены по тематическому принципу и показаны семантические отношения (родо-видовые, синонимические и др.) между лексическими единицами. В информационно-поисковых тезаурусах лексические единицы текста заменяются дескрипторами.

ТЕЗАУРУС

от греч. thesauros — сокровище, запас) — 1) словарь, в котором максимально полно представлены слова какого-либо языка и семантические отношения (родо-видовые, синонимичные и др.) между ними. Традиционный тезаурус состоит из двух частей: списка слов и устойчивых словосочетаний, сгруппированных по смысловым (тематическим) рубрикам, и «ключа» — алфавитного словаря, где для каждого слова указаны соответствующие рубрики. Создатель первого тезауруса (1852) и самого термина «тезаурус» — английский ученый П. Роже; 2) инф. полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, который позволяет вычислительной машине или человеку ориентироваться в этой области.

Тезаурус

в современной лингвистике — особая разновидность словарей общей или специальной лексики, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами. Таким образом, тезаурусы, особенно в электронном формате, являются одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей. В отличие от толкового словаря, тезаурус позволяет выявить смысл не только с помощью определения, но и посредством соотнесения слова с другими понятиями и их группами, благодаря чему может использоваться в системах искусственного интеллекта. В прошлом термином тезаурус обозначались по преимуществу словари, с максимальной полнотой представлявшие лексику языка с примерами ее употребления в текстах. Также термин тезаурус употребляется в теории информации для обозначения совокупности всех сведений, которыми обладает субъект. В педагогической науке понятие Педагогический тезаурус определяется как упорядоченное множество лексических единиц, достаточно полно отражающих лексику педагогической науки, с фиксацией в явном виде семантических (парадигматических, внеконтекстных, базисных, концептуальных) связей между лексическими единицами. Информационно-поисковый педагогический тезаурус может быть использован в качестве средства интеллектуальной поддержки пользователей информационно-поисковых систем и баз данных в процессе поиска

Найдено схем по теме ТЕЗАУРУС — 0

Найдено научныех статей по теме ТЕЗАУРУС — 0

Найдено книг по теме ТЕЗАУРУС — 0

Найдено презентаций по теме ТЕЗАУРУС — 0

Найдено рефератов по теме ТЕЗАУРУС — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Источники:

http://literary_encyclopedia.academic.ru/7007/%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%9C%D0%98%D0%9D%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF_%D0%9B%D0%98%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%9E%D0%92%D0%95%D0%94%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF
http://niv.ru/doc/dictionary/literary-terminology/index.htm
http://didacts.ru/termin/tezaurus.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии