Что собой представляет семья кирсановых. Сочинение «Любовь в жизни Базарова и семьи Кирсановых

Что собой представляет семья кирсановых. Сочинение «Любовь в жизни Базарова и семьи Кирсановых

Любовь в жизни Базарова и семьи Кирсановых. (сочинение)

Любовь в жизни Базарова и семьи Кирсановых.

Автор: Тургенев И.С.

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева — это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, повести “Ася”, “Первая любовь” и многие другие произведения. Любовь в глазах Тургенева прежде всего таинственна и редко поддается рациональному объяснению. “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства. На них можно только указать — и пройти мимо”, — читаем в финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе с тем способность любить писатель считал мерилом человеческой ценности. В полной мере это относится и к роману “Отцы и дети”.

Любовь играет существенную роль в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, он всецело отдался мирному течению деревенской жизни. “Десять лет прошло как сон”. Смерть жены — страшный удар для героя: обрушился весь мир, потому что не стало женщины, которая являлась его средоточием. Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее: просто “. она была так молода, так одинока”, что вызвала сострадание и, конечно, привлекала стареющего помещика молодостью и миловидностью. Мне кажется очевидным, что герой питал к девушке больше отеческие чувства, нежели страсть. Взяв “неровню”, но мать своего ребенка в жены, Николай Петрович совершил поступок, достойный мужчины.

Тургенев проводит через испытания любовью и Павла Петровича Кирсанова. Встреча на балу с княгиней Р. резко изменила жизнь героя: он не в силах противиться своему чувству, а княгиня быстро охладевает к поклоннику. “Десять лет прошло. бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро”. Интересно, что в жизни братьев Кирсановых фигурирует число десять, только с разными акцентами: у Николая это десять лет счастья, у Павла — напротив. Мне кажется, этим подчеркивается одновременно и-родство, и внутренняя противоположность братьев. Реакция на смерть возлюбленной у Павла Петровича та же, что и у Николая: жизнь кончена, герой сломлен. Однако Павел Петрович, как и брат, “заметил” Фенечку, только та его боится: не хватает старшему брату простоты и мягкости младшего. Симпатия к молодой женщине и нетерпимость к поведению, а главное — мировоззрению Базарова, презирающего все то, что свято для старшего Кирсанова, приводит к дуэли. “Рыцарство” Павла Петровича кажется несколько нелепым в этом эпизоде, но все же это рыцарство. К тому же эта “пародийная” дуэль прошла не зря для героя: что-то поколебалось в его “принсипах”, он стал человечнее и просит брата жениться на Фенечке, сам же находит в себе силы “уйти в тень”.

В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему “учителю”, младший Кирсанов считает любовь “вздором”, “чепухой”, “романтизмом”. Впрочем, реальная жизнь быстро ставит все на места. Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощутить себя “школьником, студентиком” рядом с ней, это, конечно, не настоящая любовь, а лишь увлечение пылкого неискушенного юноши “светской львицей”. Зато “с Катей Аркадий был как дома”, их объединяло все: литература, природа, музыка, отношение к жизни. Все поверхностное, наносное — то, что прививалось Базаровым, — исчезло, осталось лишь естественное молодое чувство. Аркадий повторяет, но более счастливо, жизненный путь своего отца: его интересы замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот, но разве это так уж “мелко” — приносить счастье окружающим людям?

Что же значит любовь в жизни главного героя романа? “Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни”. Изначально молодой нигилист отрицает духовную сторону любви, настаивая, что есть лишь плотское влечение. Он отнюдь не женоненавистник, но “нравится тебе женщина— старайся добиться толку”. Так, Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых, — молодостью, чистотой, непосредственностью, и герой, не признающий нравственных обязательств хотя бы перед гостеприимными хозяевами, делает неуклюжую попытку соблазнить ее. Возможно, правда, еще одно объяснение его поступку: неосознанное желание “взять реванш” за “неудачу” с Одинцовой, утешить самолюбие. Вот к той он испытывает настоящую любовь-страсть и мучается от того, что рушится его теория отрицания высоких чувств, сведения всего к “физиологии”. Базаров понимает, что с ней-то как раз “не добьешься толку”, но отвернуться, уйти и забыть не имеет сил. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. “Этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр”, — говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Анной Сергеевной. Не только “богатое тело”, но и “свобода и независимость. мыслей” молодой женщины — вот что вызвало чувство Базарова. “Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”.

Своим романом Тургенев утверждает вечные ценности любви, красоты, природы. Недаром во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность летней ночи — это одухотворяющая сила любви пробудила душу героя к чувствам, дотоле неведомым.

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова сочинение и таблица

В своем романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев знакомит читателя с яркими личностями того времени. Автор поднимает вопрос противостояний двух мировоззрений, которые зародились в преддверии крестьянской реформы. Общество разделилось на консерваторов, которые не хотят менять с годами сложившийся строй и либералов – революционеров пытающихся кардинально изменить ход истории.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов два человека, которые являются проявлением кардинально противоположных мнений в обществе. Эти два человека не только отличаются мировоззрением бытия, но и имеют различие по внешним признакам.

Внешняя характеристика главных героев.

Евгений Базаров – бедно одетый молодой человек с длинной шевелюрой, неопрятный, не интересующийся своей внешностью. На узком лице с угловатыми скулами особенно выразительными были зеленые глаза, которые излучали самоуверенность и ум.

Павел Петрович Кирсанов – не молодой по тем временам мужчина, среднего роста. Аристократ по своей натуре, имел привлекательную внешность. Тщательно следил за ней и за своим гардеробом. В молодости широко пользовался популярность у петербургских барышень. Дожив до средних лет, он не прекращал баловать себя изысканной одеждой и дорогим одеколоном.

Читать еще:  Какие сатирического изображения (гротеск, гипербола) используются в повести? привести примеры использования этих примеры в тексте. Повесть о Шемякином суде можно узнать из картинок

Даже походка отличала друг от друга этих людей. Молодой Базаров двигался быстро и уверенно. В свою очередь Павел Петрович Кирсанов шагал медленно и размеренно.

Происхождение.

Евгений Базаров воспитывался в не богатой семье, сын военного лекаря. Из-за низкого происхождения он был обречен на жалкую роль прозябания на задворках низшего общества.

Павел Петрович Кирсанов – дворянин, офицер, сын генерала, вращается в больших светских кругах. Всю свою молодость он провел в столице, красуясь на баллах перед столичными дамами.

Образование.

Базаров – грамотный молодой человек, начитан, уверенно шагающий к своей цели. Талантливый специалист. Близкие друзья пророчили Евгению большое будущее в сфере медицины.

Продвижению по службе Кирсанов Павел Петрович обязан семейным связям и своей харизме. Мало начитанный и вообще не интересующийся точными науками человек.

Образ жизни.

Евгений Базаров по своей натуре жаворонок. Молодой человек начинал свою активную деятельность тогда, когда еще другие люди продолжали прибывать в стране «Морфея». Из-за умственных нагрузок он постоянно испытывал чувство голода, оттого много ел. А чтобы хоть как-то расслабиться употреблял в больших количествах алкоголь.

Кирсанов в свою очередь вел спокойную и размеренную жизнь дворянина. Ел мало, но высоко ценил комфорт.

Сравнительная характеристика двух героев в любовных отношениях

Павел Петрович – романтик, однолюб. После смерти любимой женщины, оставил столицу и переехал в деревню, подальше от тех мест, где ему все о ней напоминало.

Евгений Базаров – циник, не готовый к серьезным отношениям. Считает, что женщины нужны для физического удовлетворения. А когда к нему пришла настоящая любовь в лице прекрасной Фенечки, юноша робеет и теряет голову.

Отношение к простому люду.

Кирсанов – двуличен, воспевает культуру простых крестьян, а при встрече с ними морщиться и отворачивается.

Базаров – призирает крестьянское невежество и суеверие, но сочувствует их бедственному образу жизни. Считает, что крестьяне такие же равноправные члены общества и поэтому разговаривает с ними на равных.

Сравнивая двух этих людей, мы приходим к выводу, что проблема противостояния «Отцов и детей», которая пришла с 19 века, осталось актуальна и сейчас. Что мы наблюдаем в современной политике.

Сочинение Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова Павла Петровича

“Отцы и дети” – это одно из известнейших произведений талантливого писателя Тургенева. Рассмотрим же таких персонажи этого романа как Базаров и Кирсанов.

В свое время поют Петрович обучается в пажеском корпусе. Он известен своей красотой и прекрасными манерами, он обходителен и романтичен. Дамы прекрасно проводят время в его обществе, слушая его прекрасные речи.

Кирсанов довольно долгое время живет за границей. Однако потом он решает пожить у своего брата, который владеет поместьем. Так и получилось, что два брата, Базаров и Кирсанов живут вместе под одной крышей.

Павел Петрович аристократичен, он – настоящий барин. У него живой ум, он имеет прекрасное образование. Одевается он прекрасно, в английском стиле: у него есть запонки, его воротники всегда отбелены, манжеты просто аккуратные. По прошествии некоторого времени Кирсанов уединяется. Из-за этого соседи думают про него, что он слишком странный. Однако они уважают его за его воспитание и манеры, его безупречный вкус, аристократичность, стиль духи и характер.

Павел Кирсанов придерживается идеи консерватизма. Братья постоянно спорят из-за того, что они слишком разные как и их взгляды на жизнь и общество.

Базаров рос в деревне. Отец обеспечиваем учебу в университете. Он считает себя нигилистом именно поэтому то, что говорят его предки для него ничего не значит. Его же мать очень переживает за него и молится за своего сына.

Родители души не чают в Евгении, они никогда не скажут ему слова никогда не отказывают. Они не проявляют никаких эмоций при своём сыне, ведь они прекрасно знают, как он к этому относится.

Но ним гордятся им, ведь он умён, образован. Базаров свято верит, что каждый человек должен трудиться, он практикует медицину, проводит эксперименты и изучает науку.

По внешности Евгений походит на обычного человека и, смотря на то, что его мать из дворянского рода, у неё есть своя деревня и крепостные. Он разительно отличается от Павла Петровича. Он резкий, грубый и не приемлет чужих точек зрения. Для него знания должны иметь какую-то практическую ценность и никак иначе.

В своём произведении Тургенев прекрасно описывает два противоположных образа: образ консерватора и образ нигилиста. Тем самым, автор хочет показать, что только вместе, только объединившись эти две непохожие друг на друга стороны смогут повлиять на будущее страны и сделать мир лучше.

Вариант 3

Основной проблемой произведения Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» является конфликт двух поколений. Противоречия между старшим и младшим поколениями проявляются, в первую очередь, через идеологические разногласия. Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров конкурируют друг с другом на протяжении всего произведения. Оба этих образа являются наиболее яркими и убеждёнными представителями своего поколения.

Павлу Петровичу Кирсанову на момент повествования около 45 лет, он по-прежнему красив, хотя уже понемногу увядает. Во всём его внешнем виде заметна принадлежность к дворянству и интеллигенции: одет он изысканно, в каждой его частичке есть элегантность, поведение наполнено манерами, вежливостью и сдержанностью. Он умён, состоятелен, уверен в себе, не лишён любви к собственной персоне. Как человек просвещенный, он любит и разбирается в искусстве, культуре, политике (причём во всех сферах придерживается общепринятых точек зрения). Павел Петрович старается приносить пользу: помогает брату по делам имения. Однако к простым мужикам относится с презрением (при общении с ними нюхает английский одеколон, чтобы не чуять их запаха), а деятельность его не приносит действительных позитивных изменений.

Евгений Базаров, в сравнении с ним, молодой человек (ему около 30 лет). Приятной внешностью и манерами он не отличается; перед читателем предстаёт герой-разночинец. Одет он просто, признаёт только то, что приносит практическую пользу. Евгений является нигилистом, отрицает традиционные ценности общества: монархию (он – демократ), социальные статусы, искусство, религию, любовь. Он увлекается наукой и медициной, непосредственно общается с простыми мужиками, помогая им. Базаров не стесняется своих взглядов, отстаивает их перед любым человеком, характер его обладает мужеством и уверенностью в себе. Его революционные взгляды постоянно воплощаются в действия.

Оба героя схожи в своей гордости, развитом интеллекте, твёрдости характера, а также в том, что жизнь обоих ломается от несчастной любви. Конфликт этих героев является основной линией противостояния взглядов двух поколений. Автор, однако, разрешает их разногласия через дуэль, в которой побеждает Базаров.

Читать еще:  Стримерша Карина - кто это? Где она сейчас и чем занимается? Стримерша Карина – история возникновения персонажа, появление в Твиче, интересные факты о ней.

Тургенев через разрешение этого конфликта показал, что всё-таки движет общество именно молодое поколение с их новыми идеями. Однако есть в жизни вечные неразрешимые вопросы, с которыми суждено сталкиваться людям каждой эпохи. В этом все люди похожи, и это есть объединяющее звено для каждого поколения. Общественный уклад может меняться, но вечными остаются истинные ценности и любовь.

Сочинение Базарова и Кирсанов. Сравнительная характеристика

А.С. Тургенев создал роман “Отцы и дети” в 1862 году. В нём он описал актуальную проблему конфликта поколений.

Главным представителем шестидесятников, детей, является Евгений Базаров. Он разночинец, не имеет полного образования и работает лекарем, как и отец. Своим отрицанием всего нематериального он пытается прикрыть свою духовную бедность. Основное противостояние ему оказывает Кирсанов Павел Петрович – представитель старого поколения отцов. Он аристократ, хорошо образован, любит искусство и всё английское. Он не может терпеть развязности ни в себе, ни в других.

С самого начала герои противопоставлены даже по внешнему виду, одежде. Павел Петрович описан как человек средних лет, с гладко выбритым лицом, без признаков старости, в английском сьюте. “Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом,” – казалось, всё в нём было идеально. Базаров же описан как молодой человек в небрежно широком плаще, с щетиной, длинными волосами и красными рабочими руками.

Взгляды их расходились во всём. Евгений терпеть не мог аристократом, которые только «сидят сложа руки и уважают себя». Ему нужны деятельные люди, от которых будет польза. Кирсанов же наоборот, являясь аристократом, говорит про англичан, что они уважают права других и не отступают от своих прав, он уважительно к ним относится. Изречения Базарова его оскорбляют.

Взгляды Базарова в сфере искусства доходят до абсурда: «Рафаэль гроша медного не стоит». Он не видит практической пользы в музыке, живописи, скульптуре. Такая прямота, практичность раздражают Павла Петровича, который привык читать художественную литературу и наслаждаться музыкой.

Про нигилистов Кирсанов отзывается нелестно, считает их болванами, которые вдруг нашли себе более модное название. В нигилизме он видит оправдание невеждам. Базаров же гордится тем, что он нигилист, чувствует себя уверенно, видит своё призвание в том, чтобы «место расчистить», а кто будет строить что-то новое его не волнует.

Но в одном эти личности похожи. Оба мужчины оказались жертвами несчастной любви. Любимая Павла Петровича умерла, и он погас внутри. А Базаров оказался отвергнут Анной Одинцовой и не смог признать своих чувств, пока не оказался на смертном одре.

Таким образом, 2 абсолютно противоречивые личности как нельзя лучше иллюстрируют конфликт между поколениями в критическом проявлении.

Вариант 5

Роман Тургенева И.С. «Отцы и дети» издан в ХIХ веке. Но своей актуальности он не потерял и в настоящее время. События, описываемые в произведении, происходят летом , в Марьино – родовом поместье Кирсановых. Описывая главных героев романа, Тургенев не просто наделяет их характерными чертами. Он на примере действующих персонажей показывает не только противоречие между молодым поколением и старым. На примере Евгения Базарова и Павла Кирсанова показаны разногласия, существующие в обществе.

Кирсанов Павел Петрович, как представитель старшего поколения олицетворяет собой всё консервативное. Потомственный дворянин, лощёный аристократ, он и в деревне безупречно одет, держится достаточно уверенно. Умный и хорошо образованный, он знает себе цену. Придерживаясь либеральных взглядов, считает, что монархия – идеальный государственный строй. И, что прогресса в жизни государства и общества можно добиться при помощи либеральных реформ. Родившийся аристократом, Павел Петрович считает, что именно дворянское сословие является движущей силой государства. По его мнению, именно дворяне способны принести пользу своей Родине.

Ему в противовес показан Евгений Базаров. Незнатного сословия, разночинец, слишком просто и небрежно одетый. Речь Базарова разительно отличается от речи Кирсанова. Он говорит прямо и несколько грубовато. Прослыв нигилистом, отвергает всё старое и косное. Всё патриархальное Евгению чуждо. Он отвергает традиции предков, как ненужный хлам. Аристократов считает трутнями, не приносящими никакой пользы обществу.

Первый ожесточённый спор между Кирсановым и Базаровым возник на их разногласии по поводу общественного устройства России.. Кирсанов в прошлом имел блестящую военную карьеру. Личная жизнь у него не сложилась. Потеряв интерес к жизни, Павел Петрович приехал доживать свой век в деревню, к брату. Либерал в душе, он, пытается наладить хозяйство и ввести новшества. Предметом его гордости является тот факт, что крепостных в их имении не бьют кнутом.

Базаров – сын обедневшей дворянки и бывшего военного врача. Медицина и естественные науки – вот его жизненный интерес. Всё, чего он достиг в жизни, досталось ему годами учёбы и самообразования. Разделяя взгляды нигилистов, Базаров не приемлет ни либерализма, ни консерватизма. Считая, что мир устроен на материальной основе, Евгений отвергает всё духовное. Он нетерпим к религии. По его мнению, будущее за образованием и наукой. Любовь и дружба для него – ненужные эмоции. Искусство и литература – бессмысленные занятия, не приносящие существенной пользы.

Два антипода – Кирсанов и Базаров. Каждый имеет свой взгляд на жизнь и свою цель в жизни. Оба с упорством отстаивают свои взгляды. Каждому из них видится свой жизненный путь единственно правильным. Оба считают, что способны принести пользу обществу. На самом деле Павел Петрович не способный к действию, проводит свою жизнь в праздности. Евгений, отрицая и разрушая своими догмами всё «старое», не способен предложить что-то взамен.

Разные взгляды на жизнь и всё, чем эта жизнь наполнена, приводит наших героев на дуэль.

Также читают:

Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова

Популярные сегодня темы

В рассказе Всеволода Михайловича Гаршина «Художники» явственно прослеживается борьба двух эстетических течений живописи русских художников.

Тема любви и взаимоотношений между мужчиной и женщиной в творчестве русской поэтессы Анны Ахматовой занимает важное место. Ее многие критики назвали русской Сафо.

В рассказе Тихое утро Казакова есть два основных персонажа: Яшка и Володя. Мы проанализируем образ второго.

«Повесть о настоящем человеке» была написана в 1946 году военным журналистом Борисом Николаевичем Полевым и основана на реальных событиях. Это не просто рассказ о летчике-истребителе,

Читать еще:  Из чего сделан грифель цветного карандаша. Краткий обзор технологии изготовления карандашей

Нечасто в русской литературе встретишь книгу в которой собрано большое количество очерков на различные темы и между собой мало связанные временем. Путешествие из Петербурга в Москву

Доклад: Любовь в жизни Базарова и семьи Кирсановых.

Любовь в жизни Базарова и семьи Кирсановых.

Автор: Тургенев И.С.

Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева — это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, повести “Ася”, “Первая любовь” и многие другие произведения. Любовь в глазах Тургенева прежде всего таинственна и редко поддается рациональному объяснению. “Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать — и пройти мимо”, — читаем в финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе с тем способность любить писатель считал мерилом человеческой ценности. В полной мере это относится и к роману “Отцы и дети”.

Любовь играет существенную роль в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, он всецело отдался мирному течению деревенской жизни. “Десять лет прошло как сон”. Смерть жены — страшный удар для героя: обрушился весь мир, потому что не стало женщины, которая являлась его средоточием. Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее: просто “… она была так молода, так одинока”, что вызвала сострадание и, конечно, привлекала стареющего помещика молодостью и миловидностью. Мне кажется очевидным, что герой питал к девушке больше отеческие чувства, нежели страсть. Взяв “неровню”, но мать своего ребенка в жены, Николай Петрович совершил поступок, достойный мужчины.

Тургенев проводит через испытания любовью и Павла Петровича Кирсанова. Встреча на балу с княгиней Р. резко изменила жизнь героя: он не в силах противиться своему чувству, а княгиня быстро охладевает к поклоннику. “Десять лет прошло… бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро”. Интересно, что в жизни братьев Кирсановых фигурирует число десять, только с разными акцентами: у Николая это десять лет счастья, у Павла — напротив. Мне кажется, этим подчеркивается одновременно и-родство, и внутренняя противоположность братьев. Реакция на смерть возлюбленной у Павла Петровича та же, что и у Николая: жизнь кончена, герой сломлен. Однако Павел Петрович, как и брат, “заметил” Фенечку, только та его боится: не хватает старшему брату простоты и мягкости младшего. Симпатия к молодой женщине и нетерпимость к поведению, а главное — мировоззрению Базарова, презирающего все то, что свято для старшего Кирсанова, приводит к дуэли. “Рыцарство” Павла Петровича кажется несколько нелепым в этом эпизоде, но все же это рыцарство. К тому же эта “пародийная” дуэль прошла не зря для героя: что-то поколебалось в его “принсипах”, он стал человечнее и просит брата жениться на Фенечке, сам же находит в себе силы “уйти в тень”.

В суждениях о любви Аркадия Кирсанова чувствуется влияние Базарова. Подобно своему “учителю”, младший Кирсанов считает любовь “вздором”, “чепухой”, “романтизмом”. Впрочем, реальная жизнь быстро ставит все на места. Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой заставляет Аркадия ощутить себя “школьником, студентиком” рядом с ней, это, конечно, не настоящая любовь, а лишь увлечение пылкого неискушенного юноши “светской львицей”. Зато “с Катей Аркадий был как дома”, их объединяло все: литература, природа, музыка, отношение к жизни. Все поверхностное, наносное — то, что прививалось Базаровым, — исчезло, осталось лишь естественное молодое чувство. Аркадий повторяет, но более счастливо, жизненный путь своего отца: его интересы замыкаются в тесном кругу семейных и хозяйственных забот, но разве это так уж “мелко” — приносить счастье окружающим людям?

Что же значит любовь в жизни главного героя романа? “Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни”. Изначально молодой нигилист отрицает духовную сторону любви, настаивая, что есть лишь плотское влечение. Он отнюдь не женоненавистник, но “нравится тебе женщина— старайся добиться толку”. Так, Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых, — молодостью, чистотой, непосредственностью, и герой, не признающий нравственных обязательств хотя бы перед гостеприимными хозяевами, делает неуклюжую попытку соблазнить ее. Возможно, правда, еще одно объяснение его поступку: неосознанное желание “взять реванш” за “неудачу” с Одинцовой, утешить самолюбие. Вот к той он испытывает настоящую любовь-страсть и мучается от того, что рушится его теория отрицания высоких чувств, сведения всего к “физиологии”. Базаров понимает, что с ней-то как раз “не добьешься толку”, но отвернуться, уйти и забыть не имеет сил. Тургенев рисует внутреннюю борьбу героя с самим собой. Именно в этом заключается объяснение показного цинизма Базарова. “Этакое богатое тело. Хоть сейчас в анатомический театр”, — говорит он об Одинцовой. А между тем Аркадий замечает в своем друге и учителе непривычное волнение, даже робость в отношениях с Анной Сергеевной. Не только “богатое тело”, но и “свобода и независимость… мыслей” молодой женщины — вот что вызвало чувство Базарова. “Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”.

Своим романом Тургенев утверждает вечные ценности любви, красоты, природы. Недаром во время свидания с Одинцовой Базаров вдруг ощущает потрясающую красоту и таинственность летней ночи — это одухотворяющая сила любви пробудила душу героя к чувствам, дотоле неведомым.

Можно с уверенностью сказать, что сильное чувство изменило Базарова, но не смогло поколебать его основных принципов — герой не способен “сломить” себя, “подстроить” под мерки другого человека. Любовь Евгения Базарова трагична: он видит, что Одинцова себя “заморозила”, что чересчур высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни, чтобы связать свою судьбу со столь неординарной личностью, как он. Главный герой слишком непохож на окружающих, слишком незауряден, чтобы достичь личного счастья. Тихое семейное счастье достается ординарностям — Николаю Петровичу и Аркадию. Удел сильных личностей — Базарова, Павла Петровича — одиночество, по-моему, именно к такой мысли подводит нас Тургенев в своем романе “Отцы и дети”.

Источники:

http://zinref.ru/000_uchebniki/02800_literatur/005_lekcii_literat_04/2052.htm
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/turgenev/sravnitelnaya-harakteristika-bazarova-i-kirsanova
http://ronl.org/doklady/literatura-i-russkiy-yazyk/797150/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии