Что продавал самый маленький советский игровой автомат. История советских игровых автоматов
Что продавал самый маленький советский игровой автомат. История советских игровых автоматов
Советские игровые автоматы производились с 1973 по 1991 год, копировали американские или японские прототипы, денежных призов не выдавали и никакой фанатской субкультуры не породили. МОСЛЕНТА выяснила у одного из создателей Музея советских игровых автоматов, как при помощи линейки можно было получить бесплатную игру в «Морской бой», какой приз в пластиковой коробочке выдавал автомат «Пенальти» и за какие махинации был расформирован «Союзаттракцион».
Александр Вугман, один из создателей Музея советских игровых автоматов
Вначале была выставка
Эра игровых автоматов в СССР началась в 1971 году, когда на высшем уровне решено было провести в Москве выставку «Аттракцион-71», поучаствовать в которой пригласили крупнейших мировых производителей из десятка стран, от США до Японии. Ситуация в стране сложилась тогда так, что появилась возможность загрузить заводы тяжелой промышленности чем-то еще, кроме производства кастрюль и ракет.
Выставка проходила в Парке Горького и Измайловском парке. Туда были привезены как «аттракционы больших форм»: американские горки, карусели разных видов, так и «аттракционы малых форм», которые все мы привыкли называть игровыми автоматами. Это были как проверенные десятилетиями пинболы, так и уже появившиеся к тому времени «стрелялки» всех мастей и телевизионные игровые автоматы, например, с пинг-понгом.
По понятным причинам выставка пользовалась ошеломляющим успехом: до этого советские люди ничего подобного не видели. В парках культуры и отдыха были, конечно, карусели и тиры, были аттракционы с самолетами, какой показывают в «Я иду, шагаю по Москве», но игровых автоматов до 1971 года в СССР не было, это абсолютно точно.
Одними из первых в СССР стали делать автоматы «Морской бой» и «Снайпер», они получились очень удачными и их выпускали с 1973 до 1991 года.
Отметив повышенный интерес к выставке ее организаторы, не долго думая, скупили все привезенные экспонаты. Их отдали на копирование, чтобы наладить производство на собственных заводах. Было создано всесоюзное производственное объединение «Союзаттракцион», которое разместило свои заказы по выпуску игровых автоматов на различных заводах страны, в основном на предприятиях оборонной промышленности, потому что именно они имели очень большой технологический потенциал, могли выпускать сложную электронику, в том числе и гражданского назначения.
Одними из первых в СССР стали делать автоматы «Морской бой» и «Снайпер», они получились очень удачными и их выпускали с 1973 до 1991 года. Производство шло на заводах по всем республикам, за отдельными производствами были закреплены конкретные автоматы. Например, «Цирк» делал только рязанский «Теплоприбор», «Морской бой» выпускался только серпуховским радиотехническим заводом. Там же с 1981 года выпускали «Торпедную атаку», но потом, немного изменив конструкцию, его стали делать и на одном из уральских заводов. Это — единственное исключение, в остальных случаях правило соблюдалось строго: автомат определенной модели выпускали только на одном производстве.
«Ну, погоди!» от Nintendo
На 95 процентов советские игровые автоматы являются аналогами западных и японских. Например, прототип «Морского боя» – это Sea Raider и Sea devil 1969-1971 годов американской компании Midway. Чисто советских разработок не так много, это: «Городки», «Конек-горбунок» и силомер «Репка». Если западные силомеры работают от удара рукой по груше, либо от удара кувалды по кнопке, то наши использовали другой принцип, небезопасный для спины играющего — в «Репке» надо двумя руками тянуть рычаг.
Выпускалось много «стрелялок»: и охотничьих автоматов с ружьями, и имитирующих ситуацию воздушного или морского боя. Были пинболы и спортивные автоматы: баскетбол, футбол, хоккей, кегельбан, мотогонки. Из 30 советских телевизионных аппаратов самым популярным, наверное, был «Сафари». Производились манипуляторы — «Автокран», «Зонд», «Батискаф», в которых механической клешней можно было вытащить одеколон, календарик, жвачки или диафильм. На «Скороходе» надо было нажимать ногами на четыре большие клавиши, как в современных танцевальных автоматах, в «Морском бое» был перископ, а так везде управление сводилось к джойстикам и кнопкам.
Как ни странно, на космическую тему ничего своего у нас не придумали. Выпускали копию американского автомата «На луну», где надо было совершать пилотируемую посадку, но он был ненадежным и в начале 1980-х его сняли с производства.
Играя в «Астропилот», надо было проделать несложный маршрут на летающей тарелке: пролететь под мостом, над горой, под радаром и, немного покружив, посадить ее на специальную площадку. Сюжет незамысловатый, но сделано все красиво. И был еще детский автомат «Спутник» в виде космической ракеты. В 1980-х стали делать телевизионный автомат «SOS», сюжет там заключался в том, что на незнакомой планете астронавт спасает своих друзей. Вот и все наши советские космические игры.
Сомневаюсь, чтобы кому-то платили за патент или авторские права, похоже, все вчистую передрали, как это у нас уже делали и с холодильниками, и с машинами.
Хороший пример про то, как у нас все это копировалось, рассказал мне знакомый, который помогает нашему музею с ремонтом автоматов и параллельно занимается созданием эмуляций игр. От симуляторов их отличает то, что это не подражание, а точная копия, которая воспроизводит алгоритм работы самой электроники, процессов, происходящих внутри платы.
В частности, он сделал эмулятор карманной электронной игры «Электроника», в которой волк ловит в корзину яйца на птицеферме. Не секрет, что это — копия линейки Game & watch японского производителя Nintendo. В процессоре игры всегда зашиты данные о производителе. И вот, наш приятель, который делает точные копии, считав все данные и сигналы игрушки-прототипа, рассказал, что в процессоре «Электроники» в качестве изготовителя указан Nintendo. То есть, передирали подчистую, не вдаваясь даже в то, что именно копируют.
Махинации «Союзаттракциона»
И в Москве и во всех крупных городах СССР отечественные игровые автоматы появились в 1974 году. Поначалу их ставили только в парках культуры, в каждом из которых для этого выделяли отдельный зал или строили павильон. Позже их стали также размещать в кинотеатрах, аэропортах и крупных магазинах, на вокзалах и в комнатах отдыха гостиниц, так или иначе нагружая ими разные общественные места.
В пионерские лагеря автоматы поставлялись для бесплатной игры. Лучше всего в этом плане были оснащены самые богатые лагеря, принадлежавшие предприятиям оборонного комплекса. Не каждый день, а скорее по выходным, были часы, когда каждый отряд мог прийти и поиграть. Понятно, что на вожатых и прочих сотрудников администрации пионерлагеря это ограничение не распространялось.
Во всех остальных местах играть можно было только за деньги. С коммерческой точки зрения это был очень выгодный бизнес: народу было охота играть, и люди готовы были за это платить.
Стандартная цена игры — 15 копеек, были деньгами по тем временам хорошими: проезд в метро стоил 5 копеек, большая кружка кваса из бочки — 6, фруктовое мороженое — 7. И прибыль у автоматов по тем временам была колоссальная: при плане в 6-8 рублей за день, фактически же они зарабатывали гораздо больше. Давайте посчитаем: в выходной день автомат работал по 10 часов без перерыва, сеанс игры — 2 минуты, так что рублей 40-45, я думаю, набегало. Мое детство, например, прошло на Таганке, и я помню, что в нашем парке отдыха к автоматам было не подступиться, такая же история была в Центральном детском мире. Там если только разок в «Морской бой» удавалось сыграть, и то, если папа за тебя вступится, а так оставалось только смотреть на спины играющих старшеклассников.
В каждом автомате ящик-касса с монетами мало того, что запирался на номерной ключ, так еще и пломбировался. Изначально планировалось, что доставать и вывозить деньги будут инкассаторы, но затем от этой идеи отказались. И наладилась коррумпированная схема: значительная часть монет из аппаратов уходила мимо государственной кассы в частные руки. Отдельные сотрудники «Союзаттракциона» курировали конкретные точки с автоматами, с которых снимали прибыль. И им ничего не стоило заплатить 50-70 рублей, чтобы раз в неделю слетать в какой-нибудь далекий город, где стояли подведомственные им автоматы и снять с них прибыль, исчислявшуюся сотнями и тысячами рублей.
В 1980-х даже было громкое расследование, которое раскрыло, как именно деньги оседали в руках у верхушки «Союзаттракциона». Эта организация просуществовала около 10 лет, после чего была расформирована ввиду своей коррумпированности. Все «игровое» хозяйство страны было передано в ведение «Союзтеапрома», производившего театральное оборудование. Но по сути это ничего не переменило, на ключевых позициях остались те же люди.
Геймерская культура
Фанатской геймерской культуры в СССР не существовало. Поиграть любили все, но культа из этого не делали: не было ни клубов любителей, ни совместных выходов-тренировок или соревнований.
Общение вокруг игр и их обсуждение строились в основном на выдумках и хвастовстве. Так же, как про карманные «Электроники» рассказывали, что, если наберешь 999 очков, тебе покажут серию из «Ну, погоди!», про автоматы говорили, что если в «Снайпере» резко дернуть ружьем, можно сбить за раз целый ряд мишеней, а если в «Морском бое» стрелять резко по углам, будешь только попадать. А если отключить автомат из розетки, а потом снова включить, он выдаст тебе бесплатную игру.
Сейчас я все эти аппараты чиню и хорошо знаю их устройство, так что точно могу сказать: все это — выдумки. Единственное, в «Снайпере» действительно можно получить бесплатную игру после обесточивания и включения, но происходит это только в случаях, когда кое-что в автомате работает некорректно.
Обмануть хорошо настроенный автомат крайне сложно. Можно подобрать металлическую шайбу размером с «пятнашку», но если она стальная, ее притянет магнит, который расположен внутри специально, чтобы вылавливать все железосодержащее барахло, которое туда закидывают.
В автоматах есть кнопка контрольного запуска игры и это, наверное, единственное их больное место. Дотянуться до нее при закрытой передней дверце на большинстве аппаратов невозможно, но, например, у «Морского боя» она так расположена за этой дверцей, в 20 сантиметрах от правого края, что, просунув туда линейку, нажать ее все-таки можно. Поэтому производитель несколько раз менял конструкцию: переносил ее, а в некоторых моделях ставился отдельный выключатель, блокирующий действие этой кнопки. У нас в коллекции есть различные вариации этого автомата, и если раскрыть переднюю панель, видно, как эта кнопка кочевала от модели к модели.
Редкие аппараты
Разновидностей советских игровых автоматов было порядка 100, некоторые из них в какой-то момент с производства были сняты или модернизированы. Например, «Подводный бой» в 1980-х выпускать прекратили, его модернизировали, что-то там упростили и выпускали до 1991 года уже под названием «Подводная лодка». Самым популярным, массовым, простым в обслуживании и надежным в работе во все времена оставался «Морской бой».
Отдельно стоит сказать про автомат ЭТ-10М, который представлял собой тот же самый «Морской бой», но без монетоприемника. Загадочная аббревиатура расшифровывается просто: ЭТ – электронный тренажер, 10 – количество выстрелов, М — модернизированный. Устанавливали их только на атомных подводных лодках для развлечения моряков в дальних походах. В отличие от дизельных подлодок, где места совсем не было, они изготавливались с повышенным вниманием к вопросу организации досуга экипажа: еще в советские времена там стали устраивать комнату с растениями — маленький зимний сад, а на некоторых даже бассейн.
На самом же деле тренажеров среди советских автоматов не было, если не считать «Викторину», которая задумывалась для проверки знаний в различных областях, но выпускалась в единственной комплектации — со знаками дорожного движения. Их устанавливали в ГАИ, где приходившие сдавать на права могли освежить в памяти знаки дорожного движения.
Если продолжать тему уникальных автоматов, то у нас в коллекции есть единственный выпускавшийся советской промышленностью игровой автомат с денежным выигрышем — Lobis. В СССР его встретить было нельзя, поставлялся он только в Польшу при том, что принимал, как ни странно, 15-копеечные монеты, хотя все надписи на нем и были выполнены на польском.
На остальных советских автоматах выиграть деньги было невозможно. Призовую игру давали, если ты безукоризненно выполнил задание: сбил 10 выстрелами 10 кораблей — получи три дополнительных выстрела. «Пенальти», «Викторина» и «Подводная лодка» в зависимости от настроек автомата, могли выдавать или призовую игру или приз — значки в маленьких пластиковых коробочках. Например, «Пенальти» выдавал маленький зеленый значок с такой же надписью и изображением мяча. Вот и вся фанатская символика, доступная советским геймерам.
«Союзаттракцион» выпускал еще фирменные календарики с тематикой автоматов, но распространялись они не среди игроков, а среди клиентов: купил автомат за 3 тысячи рублей — получи календарик. К слову, самым дорогим был громоздкий «Кегельбан», стоивший, как «Жигули», 5 тысяч рублей.
Производство отечественных игровых автоматов резко оборвалось с распадом СССР. Они были дороги, продавались только предприятиями — предприятиям, и когда эта система рухнула, выпускать их стало невыгодно.
В начале 1990-х в Москве и по всей стране стали появляться более дешевые и надежные иностранные игровые автоматы, такие как Pac-Man. И они быстро вытеснили старые советские аппараты, которые в большинстве своем отправились на свалку, в переплавку.
«Это был коррумпированный бизнес»: история Музея советских игровых автоматов
Как появилась идея создания музея
Александр Стаханов: Идея появилась, наверное, 1 апреля 2006 года. Мы с коллегой Александром (Вугманом, одним из основателей музея. — Прим. ред.) ехали в машине, и он сказал: «Нам нужен автомат «Морской бой». Помнишь «Морской бой»? Я говорю: «Конечно, помню, давай найдем!» Не было никакой мысли о музее, а только конкретное желание найти этот автомат. Нам было примерно по 26 лет — и в тот момент нам хватало свободного времени. Я начал звонить в разные парки культуры и отдыха, где, как мне казалось, должны были быть автоматы. И каким-то чудом мужчина, который поднял трубку в парке имени Прямикова на Таганке, сказал, что автоматы есть и их сейчас как раз выкидывают. Мы тут же приехали и за 210 рублей купили несколько игровых автоматов у мужчин, которые их выбрасывали на помойку. Так у нас появился гараж, полный этими поломанными, полуразобранными автоматами: помимо «Морского боя» остальные мы просто взяли за компанию. Автоматы были не комплектными, поэтому мечта о «Морском бое» тогда так и не сбылась.
В процессе поиска запчастей пришло понимание, что, во-первых, вся эта история нам очень нравится, во-вторых, так думали и все наши друзья. Так мечта иметь дома «Морской бой» эволюционировала. Автоматы — это великая ценность, которая стремительно исчезает, и ее надо сохранять. Постепенно мы пришли к тому, что нам нужен музей. Тогда мы не понимали, что он может быть экономически рентабельным, решили просто так называть наш проект.
Александр Стаханов и Максим Пинигин 10 лет назад
Стаханов: А дома «Морской бой» не нужен. Автомат слишком большой для квартиры. А если вдруг кто-то все-таки решит притащить его домой, то через какое-то время он выйдет из строя. Починить его, вероятнее всего, человек не сможет. Иметь автомат без огромного количества запчастей — это утопия. Очень скоро он станет элементом декора.
Автоматы нужно постоянно чинить, и мы нуждаемся в непрерывном притоке запчастей, постоянно покупаем все, что можем найти по вменяемой цене. Берем куски автоматов, запчасти, схемы от автоматов, что угодно. То, что мы видим в музее, — это вершина айсберга. У нас больше сотни автоматов на складе. Когда автомат в музее ломается, мы привезем со склада такой же, но работающий. Мы все время шерстим интернет, слушаем посетителей, во всех интервью рассказываем, что если вы знаете, где игровые автоматы, то позвоните, пожалуйста, в музей.
Пока в России можно найти и работающие автоматы. Особенно в южных городах, в которых подходящие климатические условия и большое количество праздношатающихся позволяет этому формату развлечений экономически существовать. Недорогая аренда, наличие ностальгирующих посетителей — все дороги ведут в какой-нибудь Кисловодск или Таганрог.
Сколько стоит автомат и как его оживить
Максим Пинигин: Сколько стоит автомат, говорить не будем. Вы это опубликуете, и все будут стараться нам продать автомат по наиболее высокой цене.
Стаханов: Рынка никакого нет. Иногда у людей появляются автоматы, которые они хотят продать. Либо они продают их за вменяемую цену, либо ждут покупателя годами и даже десятилетиями.
Пинигин: Сейчас появились перекупщики, которые скупают автоматы, чтобы потом перепродать нам. Как бороться с ними, непонятно. Если они что-то стоящее находят, мы в результате все равно это покупаем.
Стаханов: Ну или не покупаем, потому что цена неадекватна. Ждем несколько лет, пока она не снизится.
Пинигин: Даже если мы купили новый автомат в коробке, который никогда не использовался, все равно он, как правило, не работает. Какие-то элементы требуют ревизии. Может быть, что-то сгнило. Это все надо исправить.
Стаханов: Наш ремонтник — очень приятный человек. Пришел к нам и говорит: «Я чиню автоматы с 1984 года, хочу у вас работать, берите меня». С тех пор мы помогаем друг другу. Ему интересно чинить автоматы, а для нас это идеальный сотрудник.
Пинигин: Каждый автомат требует разного количества времени. Зависит от того, что сломалось, есть ли у нас другие такие же автоматы или это единственный экземпляр.
Стаханов: Но некоторые автоматы мы так и не починили. У нас много лет стоит автомат в единственном экземпляре без запчастей. Он ждет своего часа на складе. Починить его из-за отсутствия документации и запчастей невозможно. Когда-нибудь мы найдем второй и из двух обязательно соберем один. Так что срок ремонта — от месяца до бесконечности.
Здесь и далее листовки, которые рассылались «Союзаттракционом» потенциальным покупателям.
Как в СССР появились игровые автоматы
Пинигин: Кто-то съездил на Запад, посмотрел, что бывает, и организовал выставку у нас в Москве.
Стаханов: В 1971 году в СССР состоялась выставка, на которую пригласили поставщиков из Европы и Америки. Никаких контрактов на поставку большой партии автоматов не заключали. Купили то, что они привезли, и отдали на заводы. На заводах им постепенно сделали то же самое.
По всей территории Советского Союза автоматы изготавливали 22 разных завода. Все — оборонные. Некоторые до сих пор делают военную продукцию, примерно ту же, что они делали тогда. Те, что были в Прибалтике и на Украине, закрылись или занимаются бытовой техникой. Но завод, который делал «Морской бой», еще существует. Это завод «Ратеп» в Серпухове. Когда нам нужно что-то уточнить в схеме «Морского боя», мы можем написать им письмо, они отвечают. Каламбур в том, что этот завод помимо автомата делал корабельные системы ракетного огня — с одного «кораблика» по другому.
Пинигин: К нам приходили ребята из «Союзаттракциона», которые разрабатывали эти автоматы, но это отдельная от завода структура.
Стаханов: 90% советских игровых автоматов — это копии, но остальное — разработка отечественных инженеров. Автомат «Городки» — самый известный пример.
Пинигин: Тогда же не было компьютерных игр, нельзя было в фейсбуке посмотреть механику какой-то игры и вставить в автомат. Так что «Городки», я считаю, хорошая игра.
Стаханов: Дизайном игр и самих автоматов занимались сами инженеры на заводе, который эти автоматы выпускал. Предположительно, есть 22 дизайнера по всей стране. Технически оригинальные игры проще, чем западные аналоги. Они отстают в технологиях на 10–15 лет. Если в «Городки» добавить счетчик времени, рекорды и соревнование с бесконечным количеством игроков, это было бы, конечно, интересней. Но не сделали, потому что электроника не позволяла.
Пинигин: Какие-то автоматы копировали с японских — фирмы Sega. Были и европейские производители. Мировых производителей автоматов — порядка тысячи компаний во всем мире.
Стаханов: Проследить, с какого автомата срисован советский игровой автомат, легко. Советский автомат «Скачки» внешне не отличается от американского аналога. Поиграть в эти автоматы можно у каких-нибудь американских коллекционеров в их гигантских ангарах, но это тема отдельного исследования, которым мы пока не занялись.
Что внутри у советских автоматов
Стаханов: Советские игровые автоматы из-за особенностей плановой экономики изготавливались, мягко скажем, нерациональным способом. Заводские инженеры разбирали зарубежные автоматы и собирали их копии, исходя из имеющихся деталей. Часто та номенклатура деталей, которая приходила на этот завод по плану, не подходила для нужд автомата. Инженерам приходилось собирать очень сложную схему, которую можно было бы заменить одним современным процессором, но его просто не было. Поэтому некоторые автоматы сделаны крайне нерационально. Это громоздкая и крайне ненадежная система.
Пинигин: Пока мы сохраняем в автоматах все как есть — ничего не оптимизируем. У нас только сейчас появляются мысли о будущем, когда доноры перестанут появляться, придется переходить на современную технику.
Стаханов: Какие-то вещи, непринципиальные для игры, такие как кинескопы или блоки питания, в будущем точно придется менять. Сейчас они до сих пор настоящие. Но нужно будет переводить какие-то механические вещи в электронные, это может быть очень дорого. Поэтому, пока мы можем это поддерживать в аутентичном виде, мы поддерживаем. Дальше будет видно.
Монеты и финансовые взаимоотношения
Стаханов: В автоматах несколько систем защиты. Монетоприемник сначала проверяет монету на вертикальный-горизонтальный размеры, а потом по инерции перебрасывает ее. Если эта монета сделана из другого металла, у нее другая масса, другая скорость — она отсеивается. Плюс советские 15-копеечные монеты не магнитятся. В разных системах монетоприемники устроены по-разному, но, в общем, это достаточно сложные штуки.
В среднем монетоприемник рассчитан на 700 монет. Монета весит 2,5 грамма, поэтому проще монеты не считать, а взвешивать. 700 монет — это 105 рублей, то есть по тем временам — зарплата.
Пинигин: Поэтому их грабили. И вообще тогда это был коррумпированный бизнес. По слухам, за сезон они могли принести денег на автомобиль.
Стаханов: В первые годы индустрии аттракционов была централизованная система «Союзаттракцион», которая владела всеми автоматами в Советском Союзе, — это была крупная структура в духе «Росцирка». Она имела абстрактный финансовый план на день работы (по-моему, около шести рублей). И это, конечно, порождало нездоровую возможность коррупции. Поэтому в начале 80-х «Союзаттракцион» закрыли и появилась другая структура, которая просто изготавливала автоматы и продавала их залам, паркам культуры, кинотеатрам. Выручку от этих автоматов не отправляли в Москву, а брали себе. Возможностей для коррупции стало меньше, теперь она была локальной.
Кто-то из сотрудников «Союзаттракциона» рассказывал, что парк Горького в ранние 80-е годы был пронизан коррупцией: там стояли игровые автоматы, аттракционы — и у них были баснословные внекассовые доходы. Потом доблестные сотрудники ОБХСС их всех закрыли. Были специальные люди, которые искали в помойке рваные билетики, гладили их, отрезали ненужное, продавали от билетика по трети. И если один аттракцион стоил от 20 копеек до рубля, то это гигантские деньги.
История бизнеса музея советских игровых автоматов
«Музей советских игровых автоматов» с виду — хипстерский проект, а на деле — растущий (не без сложностей) бизнес. Основатели собрали в двух местах — в Москве и Петербурге — несколько десятков советских игровых автоматов и не просто демонстрируют их всем желающим, но и предлагают поиграть, кроме самих игр продавая сувенирную продукцию и напитки. Через 2,5 года после запуска, по словам владельцев, музей стал прибыльным, в 2014 году оборот компании составил около 50 млн рублей. Совладелец проекта Александр Вугман рассказал Inc., как сделать музей из частной коллекции, выйти на маленькую, но уверенную прибыль и почему Казань не место для развлечений такого рода.
О взрослых играх и бизнесе
Музей игровых автоматов появился, потому что моя личная коллекция перестала помещаться дома. В 2006 году мы с друзьями — Александром Стахановым и Максимом Пинигиным — стали собирать советские игровые автоматы для себя. За год собрали прилично. Бесплатно получили подвал общежития в институте, где преподавал Стаханов, и там открыли музей.
Поначалу это был не бизнес, а удовольствие. У всех была работа, а музей был хобби. Экскурсии мы проводили вечером по средам, позже — и в выходные, выручка от билетов была меньше 30 тыс. рублей. Нас упоминали на сайте Студии Лебедева, оттуда приходили первые клиенты, остальные каким-то чудом находили наш сайт. Деньги, конечно, смешные. Покупка и ремонт автоматов, обслуживание помещения, старые долги съедали эту сумму и большую часть наших зарплат. Но скромный доход показывал, что из нашего хобби можно сделать успешный коммерческий проект.
Добывали автоматы где только можно, больше всего — в старых парках культуры. Стоили они от 3 тыс. до 80 тыс. рублей. Предлагали и по 150 тыс., и по 300 тыс., но это завышенные цены — для коллекционеров, не считающих деньги. Мы брали иногда почти бесплатно, иногда по бартеру: меняли на старый компьютер или на самый дешевый бильярдный стол.
Все автоматы были нерабочие. Что-то мы ремонтировали сами, потом взяли в штат проверенных ремонтников. Ремонт обходится от 5 тыс. до 70 тыс. рублей, так что полную стоимость автомата не сразу и поймешь. В рабочем состоянии — от 100 тыс. рублей и выше. Какие-то автоматы легко чинились, другие разбирались на детали для ремонта, третьи ремонтировались годами, четвертые его еще ждут.
100 тыс. рублей и дороже может стоить советский игровой автомат после ремонта и настройки.
27 человек работает в штате музея: 15 — в Москве и 12 — в Петербурге.
Более 50% расходов музея — арендная плата (остальное — зарплаты и расходы на ремонт и покупку автоматов).
50 млн рублей — выручка московского, питерского и казанского музеев за 2014 год (по данным «СПАРК-Интерфакс»)
1,98 млн рублей — прибыль московского и питерского музеев за 2014 год (по данным «СПАРК-Интерфакс»)
О зависимости от арендодателя и бейсболках
Нашему бизнесу очень сильно помогают арендодатели из лояльности к проекту. Они сдают нам помещение со скидкой. К сожалению, на полную арендную ставку (около 2,5 млн рублей в месяц) мы не зарабатываем. Мы снимаем помещения по цене от 7 тыс. руб/час.
Нас спасают субарендаторы: бургеры и кеды. Например, мы хотели продавать посетителям еду — и тут нам предложили сотрудничество Burger Heroes. А Максим Пинигин привел на время торговую точку «Двух мячей».
Ещё один способ заработать — сдавать помещения в субаренду под коммерческие ивенты. Выручку с билетов на лекции или концерты обычно делим пополам с организаторами. Самый удачный пример — приглашение DJ Огурца. На его выступление пришло более 100 человек.
Основная прибыль музея — от продажи билетов. Почти все покупают билеты в музее, билетов электронных и в составе подарочных сертификатов — меньше 3%. От сдачи помещения под частные мероприятия, от аренды наших автоматов для корпоративов и фестивалей приходит около 5% общей прибыли. Ну и совсем чуть-чуть — от продажи сувениров.
Через 2,5 года после старта мы вышли на уверенную прибыль — но маленькую. Прибыль больше всего зависит от арендодателя (аренда не растет, мы не переезжаем — тогда динамика положительная, и наоборот) и от ситуации в стране. Сейчас у людей кончаются деньги и посещаемость в сравнении с прошлым годом упала примерно на 15%.
Больше всего денег из сувениров нам приносят бейсболки. Мы продаём леденцы, обложки для паспортов, маленькие флажки, часы Montana — это перепродажа закупок у китайского завода. Под нас сделаны тематические значки и бейсболки. Значки очень дорогие в закупке, как и всё, что под заказ, и наша прибыль минимальная (иначе их просто не купят): сверх 300 закупочных рублей мы накидываем 50, и это уже не про бизнес, а про имидж. Бейсболки заказаны в Китае по оригиналу 90-х годов. На них наценка 100%. Но мы продаем наши огромные запасы докризисных времен. Заказывать новую партию по новым ценам невыгодно.
В конце августа один из основателей Музея советских игровых автоматов Максим Пинигин открыл в центре Москвы еще один проект — техно-коворкинг для детей и взрослых Laba.Space. Коворкинг оборудован 3D-принтером, лазерным и фрезерным станками, есть столярная мастерская. Планируется, что в коворкинге будут мастер-классы и курсы по судо-, авто— и авиамоделированию, робототехнике, анимации и VR/AR-технологиям.
О неудачных решениях
В Москве почему-то не действуют испробованные инструменты привлечения аудитории в музей — газеты, телевидение, реклама в метро, в маршрутках, интернет, доски бумажных объявлений. В интернете, в основном, конечно, соцсети. «Курочка по зернышку» — набрали подписчиков. Вначале около года покупали «свои» слова в Яндекс.Директе. На сторонних сайтах мы появлялись, в основном, бесплатно, в момент совместных акций, например, с «Афишей» или «Ночью музеев». Около года рекламировались на сайте для ивент-агентств, чтобы продвинуть свою площадку и аппараты в аренду, но реклама не окупилась.
По непонятным причинам на Кузнецком мосту у нас редко арендуют площадь под мероприятия. Мы пробовали специализированные рекламные ресурсы, но без отдачи. Нас по-прежнему находят только те, кому нужны именно советские игровые автоматы. Было несколько крупных мероприятий, но это исключение из общей статистики. Сейчас прибыль от аренды площадей под мероприятия меньше 3%. Расцвет был на Бауманской: бывало и 10%.
Наш филиал в Казани (работал полтора года, с августа 2014) закрылся с огромным минусом — от 4 до 6 млн рублей. Мы рекламировали его через соцсети, флаеры во всех значимых для города местах, через промоутеров на улице, проводили в музее массу бесплатных акций, ярмарок и кинопоказов. Цены на билеты были около 300 рублей. Склоняюсь к мысли, что там у людей нет денег на такой досуг. Им остается только держаться, а нам — не лезть туда со своей дорогой услугой.
Политика очень проста: субарендатор дает нам деньги и гарантию общественного порядка, мы ему — помещение и радость от игры. Не пустим только неадекватов с очевидным намеком на разрушения в музее. Но мы вроде еще никому не отказывали.
На первых порах работало только «сарафанное радио». Сейчас уже много посетителей из соцмедиа, но точно не от коммерческой рекламы. В Питере реклама работает лучше, там время от времени мы запускаем рекламные акции.
Неплохой доход приносит сдача автоматов в аренду для городских фестивалей: самый крупный и узнаваемый — Пикник «Афиши». Цены на аренду — как на современные автоматы: 30 тыс. рублей в день за автомат. Вычтите из этого 9 тыс. рублей за транспорт и около 7 тыс. рублей на монтажные работы и техническое сопровождение. Остальное — наш доход.
Мы планируем открыть филиал музея в Берлине, но там больше вопросов, чем ответов. Видимо, поедем с временной выставкой, а дальше будет видно.
Источники:
http://weekend.rambler.ru/read/38914637-kak-poyavilis-i-pochemu-propali-igrovye-avtomaty-v-sssr/
http://daily.afisha.ru/brain/5171-eto-byl-korrumpirovannyy-biznes-istoriya-muzeya-sovetskih-igrovyh-avtomatov/
http://echo.msk.ru/blog/incrussia/2054156-echo/