Что означает понятие традиционное общество. Развитие и становление традиционного общества

Что означает понятие традиционное общество. Развитие и становление традиционного общества

Что такое традиционное общество

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. История человечества насчитывает несколько миллионов лет, и большую часть этого времени люди прожили в традиционном обществе.

Именно в это время был приручен огонь, изобретено колесо, возникло земледелие, сформировались первые государства, появилась письменность и было сделано множество других изобретений, позволивших создать цивилизацию (это как?).

Давайте вместе попробуем понять, что такое традиционное общество, каковы его признаки, особенности и отличия от современного социума (что это?).

Традиционное общество — это.

Традиционное общество — это общество, жизнь которого жестко регламентируется традициями и обычаями, закрепленными в социальных нормах (это что?).

Подобная организация призвана сохранить ранее сформировавшиеся социокультурные устои и не приемлет быстрых и качественных изменений. Развитие цивилизации идет очень медленно, эволюционно, так как в нем отсутствуют условия, которые обеспечивают быстрый прогресс (это как?).

Такой социум выступает самым ранним этапом в триаде традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество.

Традиционное общество принято иначе называть аграрным или доиндустриальным. Действительно, в нем развито сельскохозяйственное производство, которое доминирует в структуре экономики.

Распределение прибавочного продукта происходит не в рамках привычного нам рыночного обмена, а в соответствии со статусом человека, поэтому египетский фараон получал гораздо больше зерна, нежели производящие его крестьяне.

Признаки и черты традиционного общества

Для ранних стадий развития человечества характерен низкий уровень социальной мобильности, не позволявший людям менять социальные статусы (это как?).

В Индии, например, переходы между кастами вообще были исключены, что лишало возможности талантливых людей двигаться вверх по социальной лестнице.

Строгая сословная иерархия (это как?) навязывала жесткую соподчиненность рабов рабовладельцам или зависимых крестьян феодалам. Иерархия существовала даже в рамках одного сословия (что это такое?), вспомним духовенство или вассальные отношения у феодалов (это кто?), где обычный рыцарь, барон и герцог стояли совсем не на одной ступени.

Среди других признаков традиционного общества:

  1. преобладание натурального хозяйства, в котором производство (в основном продукты питания) ориентировано на собственное потребление;
  2. преобладание ручного труда;
  3. основным фактором производства выступает земля;
  4. отсутствие частнособственнических отношений, имущество принадлежит государству или находится в распоряжении общины;
  5. значительная роль родоплеменных религий и церкви. Более подробно о значении религиозного фактора в жизни традиционного общества можно узнать здесь:
    ” alt=””>
  6. доминирование внеэкономических способов принуждения (рабство, феодальная зависимость);
  7. в политической сфере отсутствие плюрализма (это как?) и склонность к авторитаризму (это как?), который необходим для сохранения традиций;
  8. преобладание коллективизма над индивидуализмом.

При ответе на вопрос что такое традиционное общество нужно знать, что в нем очень сильны родственные связи и фактически не выражены деловые.

В течение всей жизни люди привязаны к одному месту и практически никогда его не покидали. Поездки на 30-50 км для крестьян воспринимались так, как путешествия на другой конец планеты современными людьми.

Традиционное и индустриальное общество имеют тесную связь, так как второе пришло на смену первому в результате процесса модернизации (это как?), затронувшего все сферы общественной жизни. Но случилось это довольно поздно по меркам развития человечества - только в Новое время.

Особенности менталитета людей традиционного общества

Согласно концепции (это как?) первобытного мышления Л.Леви-Брюля, традиционное общество — это социум, в котором доминируют коллективные представления. Они передаются между поколениями и не зависят от конкретного индивида.

По мнению ученого, первостепенное значение имеют коллективные чувства и ощущения, нежели интеллектуальная деятельность представителей социума.

Человек традиционного общества обладает огромной верой в сверхъестественное и возможностью взаимодействия с ним.

Он воспринимает окружающую действительность как неразрывно-целостную и не способную меняться.

В отношениях между людьми преобладают коллективные установки. Индивидуализм отрицается и критикуется, так как может привести к нарушению установленного порядка, поэтому коллективные интересы (государства, общины, клана) всегда доминируют над частными.

В таком обществе формируется мифологическое (это как?) и религиозное мировоззрение.

Оба характеризуются иррациональностью и наличием большого количества догм (что это?), усвоение которых как бы консервировало мышление человека, исключая мысли о чем-то новом.

Последние рассматривались в качестве угрозы коллективу и категорически отвергались не только микросоциумом, но и на государственном уровне. Вспомним гонения инквизиции (что это?) на еретиков (кто это?).

Читать еще:  Что означает имя Егор: характеристика, совместимость, характер и судьба. Значение имени Егор (Георгий)

Примеры традиционных обществ

Примеры традиционного общества многочисленны, так как к нему можно отнести любую цивилизацию, существовавшую до начала промышленной революции.

  1. речные цивилизации Древнего Востока (Египет, Междуречье, Индия, Китай);
  2. военные деспотии (Урарту, Хетты, Ассирия, Персидская держава);
  3. античные цивилизации (Греция, Рим);
  4. средневековые европейские государства (Англия, Франция);
  5. цивилизации доколумбовой Америки (инки, ацтеки, майя) и многие другие.

Несмотря на кажущуюся отсталость и архаичность традиционное общество сыграло важную роль в развитии мировой цивилизации.

Во время его существования были созданы многочисленные изобретения, которыми мы пользуемся и сейчас, заложены основы мировых религий, а также сформированы основные политические институты (государство (это как?), политические элиты, формы правления).

Традиционное общество: признаки и примеры аграрного общества, примеры

Что такое традиционное общество? Характеристика

В современном обществознании человеческие общества принято делить на три типа: традиционные (аграрные) , индустриальные (промышленные) и постиндустриальные (информационные) . Переход от традиционного общества к индустриальному и информационному происходит в результате процесса модернизации.

Традиционное общество – это общество, которое регулируется традицией и обычаями, то есть опытом прошлых поколений. Для таких обществ характерны жесткая сословная иерархия и низкая социальная мобильность, религиозная культура, традиционная экономическая система (натуральное хозяйство, ручной труд, общая собственность на землю и капитал).

Традиционное общество стремится сохранить свои устои и меняется постепенно – его эволюция обычно происходит на протяжении нескольких поколений.

Синонимы к термину «традиционное общество» – доиндустриальное общество, аграрное общество. Аграрным обычно называют общество, где более 50% населения заняты в сельском хозяйстве. Не любое традиционное общество является аграрным – бывают, к примеру, традиционные общества охотников-собирателей.

Крестьянин в поле. Роспись из древнеегипетской гробницы. Источник: Википедия

Примеры традиционных обществ

Примерами традиционных обществ могут служить любые общества до начала промышленной революции: Древний Египет и Китай, средневековая Русь и Франция, Англия до XVIII века etc.

Так, на Руси существовало деление на сословия: крестьян, боярство, дворянство, духовенство, переход из сословия в сословие был затруднен. Крестьянин занимался сельским хозяйством и традиционными промыслами, как и его предки. Продукцию он производил не на продажу – для рынка – а для собственного потребления (натуральное хозяйство). Преобладала религиозная культура. Власть принадлежала монархам – князьям, а в дальнейшем царям.

Владимир Маковский. «Крестьянские дети». 1890 г.

Какое общество – традиционное? Признаки и черты

Экономика традиционного общества:

Основная сфера производства – сельское хозяйство.

Основной производимый продукт – пища.

Производство основано на ручном труде.

Господствует натуральное хозяйство.

Замкнутые социальные структуры, низкая социальная мобильность.

Преобладают отношения родства, структуры «семейного» типа.

Преобладают монархические формы правления, власть передается по наследству.

Политические свободы отсутствуют, власть авторитарна.

Господствуют традиционные религиозные ценности.

Коллективизм преобладает над индивидуализмом.

Рисунок из средневековой французской рукописи изображает три сословия: духовенство, рыцарство и крестьянство. Источник: Википедия

Переход от традиционного общества к обществу индустриальному. Промышленная революция

Переход от традиционного общества к индустриальному происходит в рамках промышленной революции – замене ручного труда машинным.

Индустриальная революция началась в Великобритании во второй половине XVIII века, после изобретения парового двигателя, и завершилась в развитых странах в течение XIX века.

Промышленная революция вызвала повышение производительности труда, быстрый прирост населения, урбанизацию – рост городов. Большинство населения теперь было занято в промышленном производстве. Главным средством производства стала не земля, а капитал. На смену традиционным религиозным ценностями пришли ценности индивидуального успеха.

Паровая машина. Гравюра XVIII века

Промышленная революция совершилась не одномоментно и не уничтожила традиционное общество полностью – в некоторых странах и регионах этот переход продолжается до сих пор.

Промышленная революция, с одной стороны, вела к позитивным последствиям: росту производства и уровня жизни, прогрессу науки и образования, демократизации общества. С другой стороны, у нее оказалось немало негативных последствий: разорение крестьянства и ремесленников (пауперизация), утрата прежних социальных связей, духовный кризис, вред для окружающей среды.

Традиционное и индустриальное общество – сравнительная таблица различий

Традиционное общество обычно противопоставляют индустриальному и постиндустриальному.

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Найдено 6 определений термина ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

не индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изме- няющемуся индустриальному обществу. Понятие широко использовалось в социальных науках, но в последние несколько десятилетий стало считаться весьма спорным и избегаться многими социологами. См. Аграрная цивилизация

Читать еще:  Бизнес план открытия хореографической студии. Подготовительный этап перед открытием студии танцев

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ

социальная форма развития человеческой жизнедеятельности, основанная на системе “личной зависимости” (К. Маркс). Совместная деятельность людей определена традицией, внеэкономическим принуждением, точным воспроизведением образцов, ориентацией на прошлое. Традиция сохраняет нормы и модели поведения, она “закрыта” от вмешательства, сомнения, определяет устойчивый социальный порядок, систему социальных ролей и статусов. Понятие О. т. в целом охватывает многообразие обществ докапиталистической формации. О. т. развивается в рамках локального “мира-экономики” (Ф. Бро-дель). М. В. Заковоротная

Общество традиционное

докапиталистические (доиндустриальные) общественные уклады аграрного тина, для которых характерны высокая структурная устойчивость и способ регуляции общественных отношений, основанный на традиции. Для традиционного общества характерны инерционность принятых культурных образцов, обычаев, способов действия, трудовых навыков, преобладание предписанных моделей поведения. В нем существует относительно простой и устойчивый тип разделения труда, тяготеющий к сословному или даже кастовому закреплению. Понятие традиционного общества введено в западной социологии, чтобы подчеркнуть отличие всех прочих типов общественной организации от индустриально-рыночных, капиталистических обществ.

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

общество, основанное на воспроизведении схем человеческой деятельности, форм общения, организации быта, культурных образцов. Традиция в нем выступает главным способом передачи социального опыта из поколения в поколение, социальной связью, подчиняющей себе личностное развитие человеческих индивидов. Если пользоваться общепринятой терминологией, можно сказать, что Т. о. охватывает развитие докапиталистических формаций или социальную эволюцию вплоть до начала развития индустриального общества. Если использовать гипотезу К. Маркса о трех ступенях истории, отличающихся разными формами взаимосвязанности индивидов, можно охарактеризовать Т. о. как систему (или системы), где доминируют формы личной зависимости человека от человека. Этим формам соответствует внеэкономическое принуждение, которое и выступает ограничителем личных свобод человеческих индивидов. Т. о. не поощряет индивидуального творчества, и социальные инновации осуществляются в нем как бы сами собою, эволюционным путем на протяжении жизни и деятельности многих поколений.

Т. о. является “закрытым”, “замкнутым” обществом, оберегающим нормы и стандарты своей культуры от воздействия и влияний со стороны других обществ и культур. Т. о. начинает утрачивать свои позиции по мере развития торговых, экономических контактов между странами, в ходе создания универсальных средств общения, техники и технологии, отделяющей личные связи между людьми от их функций в процессах разделения деятельности. Возникновение машин и индустриальной технологии окончательно подрывает систему личных зависимостей, скреплявшую основные структуры Т. о.

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

доиндустриальное общество, примитивное общество) – понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. не существует. Представления о Т.О. базируются, скорее, на его понимании как асимметричной современному обществу социокультурной модели, чем на генерализации реальных фактов жизни народов, не занятых индустриальным производством. Характерным для экономики Т.О. считается господство натурального хозяйства. Товарные отношения при этом либо вообще отсутствуют, либо ориентированы на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты. Основным принципом организации социальных отношений является жесткая иерархическая стратификация общества, как правило, проявляющаяся в делении на эндогамные касты. При этом основной формой организации социальных отношений для подавляющего большинства населения является относительно замкнутая, изолированная община. Последним обстоятельством продиктовано господство коллективистских социальных представлений, ориентированных на строгое соблюдение традиционных норм поведения и исключающих индивидуальную свободу личности, равно как и понимание ее ценности. В совокупности с кастовым делением эта особенность практически полностью исключает возможность социальной мобильности. Политическая власть монополизируется в рамках отдельной группы (касты, клана, семьи) и существует преимущественно в авторитарных формах. Характерной особенностью Т.О. считается либо полное отсутствие письменности, либо ее существование в виде привилегии отдельных групп (чиновников, жрецов). При этом письменность достаточно часто развивается на языке, отличном от разговорного языка подавляющего большинства населения (латынь в средневековой Европе, арабский язык – на Ближнем Востоке, китайская письменность – на Дальнем Востоке). Поэтому межпоколенная трансляция культуры осуществляется в вербальной, фольклорной форме, а основным институтом социализации является семья и община. Следствием этого была чрезвычайная вариативность культуры одного и того же этноса, проявлявшаяся в локальных и диалектных различиях. В отличие от традиционной социологии, современная социально-культурная антропология не оперирует понятием Т.О. С ее позиций, это понятие не отражает реальной истории доиндустриальной стадии развития человечества, а характеризует лишь ее последний этап. Так, социокультурные отличия между народами, находящимися на стадии развития “присваивающего” хозяйства (охота и собирательство) и теми, которые прошли стадию “неолитической революции”, могут быть не менее и даже более значительными, чем между “доиндустриальными” и “индустриальными” обществами. Характерно, что в современной теории нации (Э. Гелнер, Б. Андерсон, К. Дойч) для характеристики прединдустриальной стадии развития используется более адекватная нежели, нежели понятие “Т.О.”, терминология – “аграрное”, “аграрно-письменное общество” и т.д.

Читать еще:  Высказывания критиков о произведении герой нашего времени. Критика «Герой нашего времени» Лермонтов

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

об-во, основанное на воспроизведении схем чел. деятельности, форм общения, организации быта, культ. образцов. Традиция выступает в нем гл. способом передачи соц. опыта из поколения в поколение, соц. связью, подчиняющей себе личностное развитие индивидов. В общепринятой терминологии понятие Т.о. охватывает развитие докапиталистических формаций или соц. эволюцию вплоть до начала развития индустриального общества; обозначает совокупность об-в и обществ. укладов, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Первоначально употреблялось по отношению к архаическим обществ. укладам на докапиталистических стадиях развития. В основе деления об-в на «традиц.» и «совр.», или «индустриальное», лежит апология совр. капитализма как «наивысшего» этапа в развитии человечества. Проблема Т.о. в этом смысле понимается как проблема «модернизации» его структур, т.е. разрушения старых форм обществ. жизни и ускорения индустриального развития, приобщения к «зап. цивилизации». О противоположности «традиц.» и «совр.» об-в в той или иной степени писали все классики зап. социологии — О.Конт, Г.Спенсер, Ф.Теннис, Э.Дюркгейм, М.Вебер; разработка проблем Т.о. в совр. социологии связана с именами Р.Редфилда, М.Леви, У.Ростоу, Д.Эптера, С.Эйзенштадта и Ф.Риггса. В своей классич. форме теории Т.о. опирались на ярко выраженную дихотомию «примитивного» и «развитого» об-ва, причем критерии развитости сводились к параметрам, связанным в осн. с уровнем технологии. В частн., У.Ростоу относил к традиционным об-ва, неспособные порождать и использовать техн. новшества, в крых существует предел росту производства продуктов на душу населения. М.Леви связывает существование Т.о. с отсутствием специализации и дифференциации производственных и обществ. функций. В наст. время ведущими теориями Т.о. явл. теории «многомерных моделей» Ф.Риггса и Д.Эптера. Особенностью этих теорий явл. отказ от подчеркивания «цивилизаторской миссии» зап. технологии, признание неоднородности Т.о., стремление найти новые критерии оценки «развитости» об-ва, в т.ч. учесть чел. (в основном психол.) факторы. Развитием классич. теорий Т.о. явл. также разл. теории «плюралистических» Т.о., характеризующие его как культурно разнородное и разобщенное об-во, а также теория «патримониального об-ва» С.Эйзенштадта, описывающая Т.о., в к-ром старые формы жизни разрушены, а новые соц.-полит. структуры пока не сложились. Т.о. представляет тип социокульт. системы, к-рая характеризуется слабой дифференциацией соц. интов. Система соц. стратификации и соц. мобильности либо вовсе отсутствует (первобытное об-во), либо носит сословно-кастовый характер. Господство религ. ценностей обеспечивает высокую соц. сплоченность. В то же время поведение индивидов жестко регулируется религ. традициями, обычаями и ритуалами. Т.о. явл. «закрытым», «замкнутым», это об-во, оберегающее нормы и стандарты своей культуры от воздействия и влияний других об-в и культур. Его характерные черты — доминирование традиции над инновацией, зависимость соц. жизни от мифол. и религ. представлений, цикличность развития, коллективистский характер об-ва, авторитарный характер власти, преобладание недеятельного типа личности. В последнее время в социол. мысли прослеживается стремление отойти от излишней «технологизации» критериев Т.о., учитывать факторы культуры и социальной психологии. Лит.: Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1999; Козловский В.В. и др. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995; Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984; Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М., 1985. Л.Г.Скульмовская

Найдено схем по теме ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — 0

Найдено научныех статей по теме ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — 0

Найдено книг по теме ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — 0

Найдено презентаций по теме ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — 0

Найдено рефератов по теме ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Источники:

http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/tradicionnoe-obshchestvo-chto-ehto-takoe-ego-priznaki-primery.html
http://www.anews.com/p/117651037-tradicionnoe-obshhestvo-priznaki-i-primery-agrarnogo-obshhestva-primery/
http://terme.ru/termin/tradicionnoe-obschestvo.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии