Что композиция для чего она. Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы

Что композиция для чего она. Что такое композиция в литературе: приемы, виды и элементы

Композиция литературного произведения. Основные композиционные приемы

Композиция (от лат. «строй»). Мир произведения – воссозданная в нем реальность посредством речи и при участии вымысла. Предметность произведения: материальные данности, психика человека, его сознание – духовно-телесное единство человека.

Наиболее крупные единицы мира произведения: персонажи, составляющие систему, и события, которые слагают сюжет. Основные компоненты изобразительности – акты поведения, портрет, явления психики, факты бытия, окружение персонажей (пейзаж и интерьер) – персонажная. Событийная – исторические, вечные события.

Композиция – состав и определенное расположение частей, элементов и образов в произведении в некоторой значимой временной последовательности; захватывает все уровни произведения.

– держать элементы в составе целого (организующая)

Хализев: К. – это система соединения знаков, элементов произведения.

Грехнев: К. – это художественное целое, слагающееся из частей. Способ организации частей в составе целого, настроенный на эстетически совершенное выражение этой художественной идеи.

Идеальное графическое изображение композиции – ломаная линия.

Многоуровневая композиция. Федотов:

– композиция сцен, сюжетов, эпизодов (инверсия, ретардация)

– архитектоника (объем, главы, стихи или проза)

– образный строй (система персонажей)

– композиция речевого и стихового уровней (смена способов художественного изложения, соотношение статического и динамического, звуковая, синтаксическая организация текста).

Персонажи: главные, второстепенные, внесценические, герои-двойники, протагонистыантагонисты.

1) повтор: слова (рефрен), ситуации (ситуации-эхо). Пр. Твардовский «Василий Теркин», Блок «12».

Кольцевая композиция: Гоголь «Ревизор», Блок «Ночь. Улица…»

Лейтмотив – важный мотив, выраженный разными способами. Пр. Лермонтов «Маскарад» – мотив ошибки и обмана.

2) противопоставление. Пр. ШвабринГринев, «Война и мир», «Поднятая целина» – трагическоекомическое.

Контраст как зеркальная композиция. Пр. «Евгений Онегин», все сцены зеркально соотносятся.

Усиление впечатления путем подбора однородных фактов, образов, деталей. Пр. «мертвые души» – описание дома помещика.

Монтаж. Два образа, расположенные рядом, рождают новый третий смысл. Пр. Чехов «Ионыч».

Субъектная организация произведения характерна для реалистических произведений. Пр. «Война и мир» – Бородинское сражение показано глазами Пьера. «Отцы и дети» – пейзаж глазами Аркадия. Полифонический роман (У Достоевского авторский голос вступает в диалог с позициями героев).

Образ автора в литературном произведении. Способы и формы авторского присутствия в литературном произведении и их обусловленность родовой принадлежностью. Субъектная организация произведения.

Автор – духовная инстанция, которая неким образом персонифицирована в произведении.

Активно образом автора занимались лингвисты (Виноградов, Якубинский).

Образ автора всегда присутствует.

Лингвисты рассматривают образ автора как языковую сущность.

Шкловский изучал изменение образа автора.

Главными стали работы Бахтина. Первым разграничит биографического автора от того автора, которого мы видим как субъект произведения, как носителя речи. Когда звучит «я» – это не обязательно прямая проекция. Пушкин «Евгений Онегин». В тексте мы всегда имеем дело с той или иной трансформацией биографического автора.

Как понимается образ автора – зависит от специфики произведения. Наиболее автор приближен к биографическому в лирике. В Серебряном веке стали разграничивать автора и лирического героя (А.Блок). Изучая в таком ключе лирику прошлого, обнаружили, что лирический герой и автор – также разные люди (Денис Давыдов; К.Н.Батюшков). Даже в самом автопсихологическом и субъективном роде литературы возникает дистанция между биографическим автором и автором в произведении. Автор в произведении – носитель речи, выражающий какой-либо взгляд.

В эпосе субъект речи может быть абсолютно разным, менять обличие, приобретать биографию и личность. С другой стороны грань может быть размыта (А.С.Пушкин «Пиковая дама»).

Самый безавторский род литературы – драма. Автор стыдливо прячется за авторскими ремарками. Однако автор присутствует и там. В названии, эпиграфе, как он поступает с героями, какой конфликт избирает и как его решает.

Авторское присутствие будет выражаться по-разному в каждом роде литературы.

Субъектная организация. Взгляд персонажей на ситуацию; внешние точки зрения – постороннее наблюдение; внутренняя точка зрения – герой говорит о себе сам.

22.Пространство и время в литературном произведении. Виды художественного времени и пространства. Понятие хронотопа. Функции, виды хронотопа.

Любая мысль локализована в пространстве и времени – первым об этом стал говорить Бахтин.

Хронотоп – взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе. Лотман «Художественное пространство у Гоголя».

Перемещения в пространстве (воспоминание).

Автор выбирает художественно значимые фрагменты. В некоторых жанрах становится нормой недосказанность, мгновенная смена пространства, временных координат. «Мцыри». Место действия не в деталях, а в предметах. Абстрактные (отвлеченные понятия) и конкретные пространства (привязывает изображенный мир к топографическим реалиям; влияет на структуру произведения).

У Толстого: герои пути и степи. Герой пути ищет в развитии, изначально есть заданность направления к наивысшей цели (Пьер, Болконский). Герой своего круга; обживается своим миром в любых условиях (Платон).

– локальный (жизненное мнение автора; события в ограниченном мнении и пространстве)

– психологический (переживания, размышления)

– контекстуальный (сходятся линии автора и мира; разные одномоментные события)

185.94.188.253 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Что такое композиция

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Произведения искусства имеют особые законы построения.

В музыке, живописи, литературе их совокупность называют термином «композиция».

Нас больше всего интересует композиция литературного произведения. Об этом и поговорим.

Композиция — это.

Термин происходит от латинского composition – «составление» и на практике означает:

умение грамотно выстроить ряд музыкальных, визуальных или словесных образов, гармонично распределив их между частями целого.

В литературе композиция – это построение художественного произведения. Она включает в себя набор композиционных элементов и приёмов.

Анализ композиционных особенностей текста помогает понять, что писатель считает самым важным, чему уделяет минимум внимания, что хочет выделить особенно.

Различают два типа композиции:

Внешнюю называют архитектоникой. Она всегда наглядна, по ней можно судить, как построен текст: сколько в нём глав, абзацев, четверостиший.

Внутренняя связывается с понятием «повествование» и складывается из описаний, авторских отступлений, вставных рассказов, диалогов, других элементов. Анализировать композицию нужно, двигаясь от внешней структуры к внутренней.

Читать еще:  Настоящий инстаграм Яны Кошкиной – yana koshkina official: фото и видео. Муж Яны Кошкиной

Виды композиции

Существует 5 композиционных разновидностей:

  1. Линейная. Характерна для большинства произведений. Сюжет начинается в одной точке времени и пространства, а заканчивается в другой. Схема движения традиционна: от настоящего – к будущему. Примеров множество: роман «Обломов» А.И.Гончарова, роман-эпопея «Война и мир» Л.Н.Толстого, пьеса «На дне» М.Горького.
  2. Обратная. Движение происходит от настоящего к прошлому. Классический образец – роман В.Набокова «Машенька». На всём протяжении действия, ожидая приезда любимой женщины, герой вспоминает прошедшую историю их любви.
  3. Рамочная. Основной повествовательный эпизод «вставлен» в раму менее важных по значимости событий. Часто это выглядит как рассказ, изложенный от лица героя в дружеской беседе. Примеры: «Первая любовь» И.С.Тургенева, «После бала» Л.Н.Толстого, «Нетерпение сердца» С.Цвейга.
  4. Зеркальная. Отдельные сцены как бы отражают друг друга, при этом отражения не всегда совпадают, выделяя контрасты, либо совпадают так, что позволяют увидеть суть происходящего. Пример – «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Татьяна пишет Онегину, Онегин пишет Татьяне. Если наложить одну ситуацию на другую, получатся две истории о любви без ответа.
  5. Кольцевая. Известное стихотворение А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» начинается так же, как заканчивается. Приём закольцовывания лирического сюжета помогает подчеркнуть ограниченность описываемого мира.

Композиционные приёмы

Чтобы добиться яркого художественного эффекта, писатель пользуется специальными приёмами:

    Экспозиция. Сюжет разворачивается не сразу, а после определённой истории, готовящей читателя к его восприятию. Иногда в экспозицию выносится моральное наставление или авторское предисловие, написанное в свободной форме.

Например, перед тем, как познакомить нас с Печориным, М.Ю.Лермонтов в предисловии к роману «Герой нашего времени» с досадой предупреждает, чтобы смысл названия не воспринимали буквально, а также объясняет, что портрет его героя – лишь диагноз, поставленный поколению, но не образец поведения, как могут подумать некоторые критики.

  • Ретроспекция. Обращение к прошлому для поиска событий, объясняющих настоящее положение дел. Ретроспективно большинство рассказов И.Бунина, например, «Тёмные аллеи», «Антоновские яблоки».
  • Разрыв. Повествование обрывается на самом интересном месте. Должна последовать развязка, но автор заводит речь совсем о другом. На разрывах построена композиция романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». В зарубежной литературе этот приём встречается в романе Л.Стерна «Сентиментальное путешествие».
  • Элементы композиции

    Теперь поговорим о том, из чего композиция состоит и что, собственно, мы должны анализировать, когда о ней говорим. Здесь 12 позиций. Вот они:

    1. Повествование. Изложение событий в той последовательности, в которой они происходили. Естественный ход сюжета, логичный, например, в устном рассказе персонажа о каком-либо происшествии.
    2. Описание. Чтобы задержать внимание читателя на человеке, месте, обстановке комнаты, писатель подробно их описывает. Мы часто пропускаем описание батальных сцен или природы, но это неправильно. В художественном тексте важна каждая деталь. Например, без описания «равнодушной природы» в конце романа «Отцы и дети» не понять отношения Тургенева к Базарову.
    3. Портрет. При анализе портрета обратите внимание, что называется первым. Обычно это глаза – «зеркало души», но иногда писатель начинает с описания какой-нибудь рюшки, бородавки или воротничка, а о глазах не говорит ничего. Так любит делать Н.В.Гоголь, чтобы подчеркнуть бездуховность своих персонажей.
    4. Пейзаж. Он бывает морским, городским, сельским, горным, степным. Различают также сентиментальный (или пасторальный) пейзаж, пейзаж романтический и реалистический. Его детали либо гармонируют, либо контрастируют с поведением героев, создавая определённый эффект. Например, в рассказе Е.Замятина «Пещера» индустриальный пейзаж сдавливает героев. Вместо человеческого прогресса, с которым обычно ассоциируется город, мы чувствуем регресс (это как?), возвращение в каменный век.
    5. Диалог. В диалоге раскрываются противоположности. Король диалогов Ф.М.Достоевский превращает обычные беседы героев (Порфирия и Раскольникова, Ивана и Алёши Карамазовых) в метафизические споры о добре и зле, Боге и дьяволе. Диалог ускоряет развитие сюжета, оживляет повествование.
    6. Монолог – это шаг в сторону от основного действия, минутка внимания, прикованного к одному герою. Гениальные монологи в чеховских пьесах рассказывают о сложности внутреннего мира каждого человека. Часто монолог подчёркивает одиночество героя, его замкнутость в самом себе.
    7. Авторское отступление. Классический пример – лирические отступления «Мёртвых душ», включающие размышления Н.В. Гоголя о России. Они не всегда связаны с ходом сюжета, но хорошо прописывают идейный фон произведения.
    8. Вставной рассказ. В тех же «Мёртвых душах» есть «Повесть о капитане Копейкине», которую можно читать и как отдельный текст, и как часть поэмы. Она обращает читателя к тайнам авторского замысла.
    9. Система персонажей. Герои не живут по отдельности: даже сохраняя внешнее одиночество, они находятся в постоянном взаимодействии, как фигуры на шахматной доске. Их сложная связь отчасти определяет ход сюжета. Иногда автор меняет изначальный план произведения, отталкиваясь от тех изменений, которые происходят с героем по логике его характера. Так вышло с Анной Карениной в романе Л.Н.Толстого.
    10. Сюжет. Ход событий в произведении и связанные с ними душевные искания героев.
    11. Фабула – событийная схема произведения, отличающаяся от сюжета примерно так же, как скелет организма от самого организма.
    12. Авторская характеристика. Этот элемент присутствует не всегда, но порой автор не может удержаться от выражения отношений к своему герою. В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» такие характеристики проскальзывают в авторских ремарках.

    Заключение

    Композиция – это стройная и заранее продуманная система сложных частей художественного целого.

    Если она хорошо сформирована, нарушение любого из её звеньев грозит обвалом всему произведению.

    Вот почему, когда мы читаем классику, важно не упускать ни малейшей детали.

    Элемент композиции в художественном произведении: примеры

    Сегодня говорим на тему: «Традиционные элементы композиции». Но для начала следует вспомнить, что такое «композиция». Впервые мы встречаемся с этим термином еще в школе. Но всё течет, всё меняется, постепенно даже самые крепкие знания стираются. Поэтому читаем, ворошим старое, а недостающие пробелы восполняем.

    Композиция в литературе

    Что такое композиция? Прежде всего обращаемся за помощью к толковому словарю и узнаем, что в буквальном переводе с латыни данный термин означает «составление, сочинение». Что и говорить, без «сочинения», то есть без «композиции», невозможно никакое художественное произведение (примеры следуют далее) и никакой текст в целом. Отсюда выходит, что композиция в литературе – это определенный порядок расположения частей художественного произведения. Кроме того, это те или иные формы и способы художественного изображения, которые имеют непосредственную связь с содержанием текста.

    Читать еще:  Василий шибанов на современном языке. Баллада "Василий Шибанов" А.К Толстого: анализ - perchik1967

    Основные элементы композиции

    Когда мы открываем книгу, то первое, на что мы надеемся и что предвкушаем – это красивое занимательное повествование, которое будет удивлять либо держать нас в напряжении, а после долго не отпускать, заставляя вновь и вновь мысленно возвращаться к прочитанному. В этом смысле писатель – это настоящий художник, который прежде всего показывает, а не рассказывает. Он избегает прямого текста типа: «А сейчас я буду рассказывать». Наоборот, его присутствие невидимо, ненавязчиво. Но что необходимо знать и уметь для такого мастерства?

    Композиционные элементы – вот та палитра, в которой художник – мастер слова, смешивает свои краски, чтобы в дальнейшем получился яркий, красочный сюжет. К ним относятся: монолог, диалог, описание, повествование, система образов, авторское отступление, вставные жанры, сюжет, фабула. Далее – о каждом из них подробнее.

    Монологическая речь

    В зависимости от того, сколько людей или персонажей в художественном произведении участвуют в речи – один, два или более, – выделяют монолог, диалог и полилог. Последний – это разновидность диалога, поэтому на нём останавливаться не будем. Рассмотрим только первые два.

    Монолог – это элемент композиции, заключающийся в использовании автором речи одного персонажа, которая не предполагает ответ или не получает его. Как правило, она обращена к слушателям в драматическом произведении или к самому себе.

    В зависимости от функции в тексте различают такие виды монолога, как: технический – описание героем произошедших или происходящих в настоящее время событий; лирический – передача героем своих сильных душевных переживаний; монолог-принятие – внутренние размышления персонажа, который находится перед сложным выбором.

    По форме выделяются следующие типы: авторское слово – обращение автора к читателям, чаще всего через того или иного персонажа; поток сознания – свободное течение мыслей героя как они есть, без очевидной логики и не придерживающиеся правил литературного построения речи; диалектика рассуждений – изложение героем всех за и против; диалог в одиночестве – мысленное обращение персонажа к другому действующему лицу; апарт – в драматургии несколько слов в сторону, которые характеризуют настоящее состояние героя; стансы – также в драматургии лирические размышления персонажа.

    Диалогическая речь

    Диалог – это еще один элемент композиции, беседа двух или более действующих лиц. Обычно диалогическая речь – это идеальное средство передачи столкновения двух противоборствующих точек зрения. Она же помогает созданию образа, раскрытию личности, характера.

    Здесь хочется сказать о так называемом диалоге из вопросов, который предполагает разговор, состоящий исключительно из вопросов, причем ответная реплика одного из персонажей – это и вопрос, и ответ на предыдущее замечание одновременно. Художественное произведение (примеры следуют далее) Ханмагомедова Айдына Асадуллаевича «Горянка» – яркое тому подтверждение.

    Описание

    Что такое человек? Это и особый характер, и индивидуальность, и уникальный внешний вид, и среда, в которой он родился, воспитывался и существует в данный момент жизни, и его дом, и вещи, которыми он себя окружает, и люди, далёкие и близкие, и окружающая его природа… Список можно продолжать до бесконечности. Поэтому, создавая образ в литературном произведении, писатель должен смотреть на своего героя со всех возможных сторон и описывать, не упуская ни одну деталь, даже больше – создавать новые «оттенки», которые невозможно даже представить. В литературе выделяют следующие виды художественных описаний: портрет, интерьер, пейзаж.

    Портрет

    Это один из самых важных композиционных элементов в литературе. Он описывает не только внешний облик героя, но и его внутренний мир – так называемый психологический портрет. Разнолико и место портрета в художественном произведении. С него может начинаться книга или, наоборот, им заканчиваться (А. П. Чехов, «Ионыч»). Описание внешности может быть и сразу после совершения персонажем какого-то поступка (Лермонтов, «Герой нашего времени»). Кроме того, автор может нарисовать персонажа одним махом, монолитно (Раскольников в «Преступлении и наказинии», князь Андрей в «Войне и мире»), а другой раз и рассеять черты по тексту («Война и мир», Наташа Ростова). В основном писатель сам берётся за кисть, но иногда предоставляет это право кому-то из действующих лиц, например, Максим Максимычу в романе «Герой нашего времени», чтобы он как можно точнее описал Печорина. Портрет может быть написан иронично (Ипполит Курагин), сатирически (Наполеон в «Войне и мире») и «парадно». Под «увеличительное стекло» автора иногда попадает только лицо, определенная деталь или вся стать – фигура, манеры, жесты, одежда (Обломов).

    Описание интерьера

    Интерьер – это элемент композиции романа, позволяющий автору создать описание жилища героя. Оно не менее ценно, чем портрет, поскольку описание вида помещения, обстановки, атмосферы, царящей в доме – всё это играет бесценную роль в передаче характеристики персонажа, в понимании всей глубины созданного образа. Интерьер обнаруживает и тесную связь с художественной деталью, которая и является той частью, через которую познается целое, и тем единичным, через которое видится множественное. Так, к примеру, Достоевский в романе «Идиот» в мрачный дом Рогожина «повесил» картину Гольбейна «Мёртвый Христос», дабы еще раз обратить внимание на непримиримую борьбу истинной веры со страстями, с безверием в душе Рогожина.

    Пейзаж – описание природы

    Как писал Федор Тютчев, природа – это не то, что мы себе представляем, она не бездушна. Наоборот, в ней много скрыто: и душа, и свобода, и любовь, и язык. То же самое можно сказать и о пейзаже в литературном произведении. Автор с помощью такого элемента композиции, как пейзаж, изображает не только природу, местность, город, архитектуру, но тем самым и раскрывает состояние персонажа, и противопоставляет естественность природы условным человеческим убеждениям, выступает в роли некоего символа.

    Вспомните описание дуба при поездке князя Андрея в дом к Ростовым в романе «Война и мир». Каким он (дуб) был в самом начале пути – старый, угрюмый, «презрительный урод» среди улыбающихся миру и весне берёз. Но при второй встрече он неожиданно расцвёл, обновился, несмотря на столетнюю жесткую кору. Он все же подчинился весне и жизни. Дуб в данном эпизоде – это не единственно пейзаж, описание оживающей природы после продолжительной зимы, но и символ произошедших в душе князя перемен, нового этапа в его жизни, который сумел «переломать» уже почти укоренившееся в нем желание быть изгоем жизни до конца своих дней.

    Читать еще:  Красивые интернациональные имена для мальчиков. Ксения шварценбах (швейцария) дети русских родителей за рубежом: скажи мне, как тебя зовут

    Повествование

    В отличие от описания, которое статично, в нём ничего не происходит, ничего не меняется и в целом оно отвечает на вопрос «какой?», повествование включает в себя действие, передает «последовательность происходящих событий» и ключевым вопросом для него является «что случилось?». Если говорить образно, то повествование как элемент композиции художественного произведения можно представить в виде слайд-шоу – быстрой смены картинок, иллюстрирующих какой-либо сюжет.

    Система образов

    Как у каждого человека есть своя сеть линий на подушечках пальцев, образующая неповторимый рисунок, так и каждое произведение обладает своей уникальной системой образов. Сюда можно отнести образ автора, если таковой имеется, образ рассказчика, главных персонажей, героев-антиподов, второстепенных героев и так далее. Их отношения выстраиваются в зависимости от идей и целей автора.

    Авторское отступление

    Или лирическое отступление – это так называемый внесюжетный элемент композиции, при помощи которого личность автора как бы врывается в сюжет, тем самым прерывая непосредственный ход сюжетного повествования. Для чего это нужно? Прежде всего для установления особого эмоционального контакта между автором и читателем. Здесь писатель выступает уже не в роли рассказчика, а открывает свою душу, поднимает глубоко личные вопросы, рассуждает на моральные, эстетические, философские темы, делится воспоминаниями из собственной жизни. Таким образом, читателю удаётся перевести дух перед потоком следующих событий, остановиться и более глубоко вникнуть в идею произведения, задуматься над поставленными перед ним вопросами.

    Вставные жанры

    Это еще один немаловажный композиционный элемент, который является не только необходимой частью сюжета, но и служит более объёмному, глубокому раскрытию личности героя, помогает понять причину его того или иного жизненного выбора, его внутренний мир и так далее. Вставными могут быть любые жанры литературы. Например, рассказы – это так называемые рассказ в рассказе (роман «Герой нашего времени»»), поэмы, повести, стихи, песни, басни, письма, притчи, дневники, поговорки, пословицы и многие другие. Они могут быть как собственного сочинения, так и чужого.

    Сюжет и фабула

    Эти два понятия зачастую либо путают между собой, либо ошибочно полагают, что это одно и то же. Но их следует различать. Сюжет – это, можно сказать, скелет, основа книги, в котором все части взаимосвязаны и следуют одна за другим в том порядке, который необходим для полной реализации авторского замысла, раскрытия идеи. Иными словами, события в сюжете могут происходить в разные временные периоды. Фабула – это та основа, но в более сжатом виде, и плюс – последовательность событий в их строго хронологическом порядке. Например, рождение, детство, отрочество, юность, зрелость, старость, смерть – это есть фабула, то сюжет – это зрелость, воспоминания из детства, отрочества, юности, лирические отступления, старость и смерть.

    Сюжетная композиция

    У сюжета, точно так же, как и у самого литературного произведения, есть свои этапы развития. В центре любого сюжета всегда существует конфликт, вокруг которого и развиваются основные события.

    Начинается книга с экспозиции или пролога, то есть с «разъяснения», описания той обстановки, той отправной точки, с чего всё начиналось. Далее следует завязка, можно сказать, предвидение будущих событий. На этом этапе читатель начинает осознавать, что будущий конфликт уже не за горами. Как правило, именно в этой части и встречаются главные герои, которым суждено вместе, бок о бок пройти через грядущие испытания.

    Продолжаем перечислять элементы сюжетной композиции. Следующий этап – развитие действия. Обычно это самый весомый кусок текста. Здесь читатель уже становится незримым участником событий, он со всеми знаком, он чувствует, в чем соль происходящего, но всё ещё заинтригован. Постепенно центробежная сила его засасывает, медленно, неожиданно для самого себя, он оказывается в самом центре водоворота. Наступает кульминация – самый пик, когда и на главных героев, и на самого читателя обрушивается настоящая буря чувств и море эмоций. И тогда, когда уже понятно, что самое страшное позади и можно дышать, в дверь тихонько стучится развязка. Она всё разжевывает, объясняет каждую деталь, раскладывает все вещи по полочкам – каждую на своё место, и напряжение потихоньку спадает. Эпилог же подводит окончательную черту и кратко обрисовывает дальнейшую жизнь главных и второстепенных героев. Однако не все сюжеты имеют одинаковое строение. Традиционные элементы сказочной композиции совсем иные.

    Сказка

    Сказка – ложь, да в ней намек. Какой? Элементы композиции сказки кардинально отличаются от своих «собратьев», хотя при чтении, лёгком и непринужденном, этого не замечаешь. В этом и заключается талант писателя или даже целого народа. Как наставлял Александр Сергеевич, читать сказки просто необходимо, особенно простонародные, потому что в них заключены все свойства русского языка.

    Итак, какие же они – традиционные элементы сказочной композиции? Первые слова – это присказка, которая настраивает на сказочное настроение и обещает уйму чудес. Например: «Будет эта сказка сказываться с утра самого и до обеда, поевши мягкого хлеба…» Когда слушающие расслабляются, усаживаются удобнее и готовы слушать дальше, настает самое время зачина – начала. Представляются основные герои, место и время действия, а также проводится еще одна черта, разделяющая мир на две части – реальный и волшебный.

    Далее идёт сама сказка, в которой нередко встречаются повторы для усиления впечатления и постепенного приближения к развязке. Кроме того, стихи, песни, звукоподражания животным, диалоги – всё это также неотъемлемые элементы композиции сказки. У сказки имеется и своя концовка, которая вроде как подводит итог всем чудесам, но в то же время намекает на бесконечность волшебного мира: «Живут, поживают и добра наживают».

    Источники:

    http://studopedia.ru/10_298839_kompozitsiya-literaturnogo-proizvedeniya-osnovnie-kompozitsionnie-priemi.html
    http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kompoziciya-chto-ehto-takoe-literature.html
    http://fb.ru/article/282544/element-kompozitsii-v-hudojestvennom-proizvedenii-primeryi

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии