Что делать, если холст на картине провис? Причины повреждения произведений станковой живописи.

Что делать, если холст на картине провис? Причины повреждения произведений станковой живописи.

Причины повреждения произведений станковой живописи

Провисание холста

Провисание холста — довольно частое явление. Его могут вызвать колебания температурно-влажностного режима, дефекты подрамника и неравномерное натяжение холста, а также длительное наклонное, а тем более горизонтальное положение картины. Причиной стойкого провисания может стать глухое соединение углов подрамника, когда нет возможности регулировать силу натяжения холста.

Провисание холста и складки не только изменяют внешний вид картины, но влияют и на живописную поверхность: появляются разрывы и трещины в красочном слое и грунте; вследствие неравномерности натяжения холста ослабляется связь грунта с холстом и возникает опасность осыпания красочного слоя и грунта.

Механические повреждения холста

Наиболее подвержены механическим повреждениям картины на холсте. От толчков, грубых прикосновений, ударов по холсту или красочному слою на картине остаются вмятины, продавленности, иногда могут образоваться разрывы холста.

В большинстве случаев это различные формы вытянутости отдельных участков холста в виде выдавленности лицевой или оборотной стороны или в виде сгофрённости у краёв. Встречаются также пробоины, проколы, прорывы различной формы, порезы и утраты холста. Прорывы могут быть без расхождения краёв, но в большинстве случаев края расходятся из-за натяжения холста. Нити на краях прорыва по большей части разлохмачиваются и осыпаются. Иногда встречаются картины, края которых срезаны или загнуты с целью подгонки к несоответствующей раме. К механическим повреждениям холста также относятся смятости и сломы. Смятости встречаются, как правило, на углах и кромках. Сломы могут быть в любом месте. И те, и другие возникают при сгибании или заминках полотна, не натянутого на подрамник. Отпечаток внутренних рёбер планок подрамника на холсте наблюдается, когда у подрамника отсутствуют скосы, от придавленности картины к подрамнику при нарушении условий хранения.

Деформация швов

На сшивных холстах шов со временем даёт усадку.

Повреждение красочного слоя картины

Одним из обычных повреждений красочного слоя является сферический и паутинообразный кракелюр, образующийся на месте удара. По краям прорыва холста и на месте удара появляются осыпи и утраты красочного слоя и грунта. Распространенным повреждением живописи являются царапины на красочном слое.

Copyright © Галеон
г. Москва, Проспект Мира 102, стр. 34
Багетная мастерская рядом с метро
«Алексеевская», «Рижская», «ВДНХ»

Причины повреждения произведений станковой живописи

Сохранность картин определяется свойствами материалов, из которых они состоят, и окружающей их средой. Поэтому проблема «музейного климата», среды, в которой находятся предметы, является главной в деле хранения.

Понятие «музейный климат» включает температуру в помещении, относительную влажность воздуха, чистоту атмосферы, освещение. Правильное сочетание этих компонентов создает тот оптимальный режим, который необходим для нормальной жизни художественных произведений в условиях музейной экспозиции и в запасниках. На сохранность музейных экспонатов, в том числе на произведения станковой масляной и темперной живописи, оказывают пагубное влияние не только чрезмерно высокая или низкая температура и относительная влажность воздуха, но и их суточные и сезонные колебания, излишне сильная освещенность или, наоборот, отсутствие света, загрязненный воздух, различные микроорганизмы, насекомые.

Основными факторами, влияющими на сохранность живописи, являются температура и влажность воздуха.

Влажность воздуха характеризуется различными величинами. В музейной практике важны две из них: абсолютная и относительная.

Абсолютная влажность воздуха — это вес водяного пара в граммах на 1 кубический метр воздуха. Однако, в зависимости от температуры, при одной и той же абсолютной влажности воздух может быть сух или влажен. Разрушающая сила влажности измеряется не по абсолютному количеству воды, содержащейся в определенном объеме воздуха, а по относительной влажности воздуха.

Материалы, из которых состоят картины — основа, грунт, красочный и лаковый слой—различны по своим механическим и физико-химическим свойствам, вследствие чего они по-разному реагируют на изменения температуры и относительной влажности окружающей среды. Так как красочный слой масляной живописи и пленка олифы на темперной живописи представляют собой слабоводопроницаемый барьер, на колебание относительной влажности прежде всего реагирует оборотная сторона картины, то есть основа. Дерево, холст и бумага, являясь гигроскопическими материалами, содержат в себе влагу, количество которой определяется окружающей средой.

Урок 2 «Теоретическое ознакомление с реставрационными материалами и реставрируемым предметом»

Первоисточник: ОСНОВЫ МУЗЕЙНОЙ КОНСЕРВАЦИИ И ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ. Ю.И. ГРЕНБЕРГ М., 1976

СХЕМА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ КАРТИН

Общее состояние картины.

Угроза со стороны.

Характер красочного слоя.

а) преобладание корпусности или лессировок.

б) обработка светов, теней и полутеней.

г) фактурные особенности (где).

Зерно в 1 кв. сантиметре.

СЛЕДЫ БЫВШЕЙ РЕСТАВРАЦИИ

Смытость (лака, живописи).

Заделка прорывов (место, размер, характер).

Заделка трещин осыпей, выпадений краски (место, размер,

Записи (место, размер, характер).

Дублировка или перевод (качество и сохранность).

ПОРОКИ И БОЛЕЗНИ КАРТИН В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

а) Кракелюр (характер, размеры и выраженность, причины: время, механическое воздействие, повторные прописки, болезни красок, влияние холста, лака и пр.).

б) Связь красочного слоя с грунтом.

в) Выпадения, царапины (размер, место, характер).

г) Особые замечания.

ХОЛСТ (пороки ткани, разрывы – размер, место, причины).

Год, месяц и число.

Читать еще:  Отец Дианы Шурыгиной: «Сергей Семенов сел насильником и освободился насильником. Диана Шурыгина - кто это такая? Вся история, Пусть говорят, где она сейчас

Урок 3 «Практические занятия с реставрируемым предметом»

Источники: Техника реставрации картин. Е.В.Кудрявцев, М., 2002

«Реставратор не должен упускать возможность рассказать публике о целях и возможностях своей профессии, чтобы люди лучше представляли, чем занимается реставратор.»

Этический Кодекс Голландской ассоциации профессиональных реставраторов АГИТПРОСВЕТ

«Прежде всего, следует помнить, что, не имея точных данных о природе материала, из которого построен объект, не зная его свойств и техники его обработки, вообще нельзя браться за реставрацию…»

Природа материала и способы ее изучения

«. единственно разумным действием остается лишь одно: оставить их (произведения искусства) в покое или, когда необходимо, освободить их от реставрации — старой или недавней, плохой или не столь плохой».

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА

«Человек живет не только в окружении природной среды, но и в окружении памятников культуры. Поэтому сохранение природы и сохранение культурной среды стоят рядом: это проблема Экологии с большой буквы».

Экологическое законодательство как форма сохранения культурного наследия

«Искусству угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником».

Урок 1 «Вводная лекция. Знакомство, представление курса»

Урок 1 «Вводная лекция. Знакомство, представление курса»

Урок 2 «Теоретическое ознакомление с реставрационными материалами и реставрируемым предметом» Этапы реставрационных процессов

Урок 2 «Теоретическое ознакомление с реставрационными материалами и реставрируемым предметом» Этапы реставрационных процессов

Урок 2 «Теоретическое ознакомление с реставрационными материалами и реставрируемым предметом»

ХРАНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ 17/03/2019

Золотова М.В.
Основная масса художественных произведений нуждается в реставрации главным образом из-за неправильного хранения в музеях, на выставках, при транспортировке. О причинах повреждений и монтаже произведений масляной живописи говорится в настоящей статье.

Сохранность картин зависит от свойств материалов, из которых они состоят, и окружающей их среды.

Основными факторами, влияющими на сохранность живописи, являются температура и относительная влажность воздуха. Нарушения температурно-влажностного режима в музеях обычно носят сезонный характер: во время отопительного сезона наблюдаются повышенная температура и недостаточная влажность, летом и осенью до начала отопительного сезона – избыток влажности при температуре, близкой к уличной. Кроме того, температура и относительная влажность изменяются в течение суток, особенно в экспозиционных помещениях. Эти колебания зависят и от количества посетителей музея.

Температура и относительная влажность. Материалы, из которых состоят картины, – основа, грунт, красочный и лаковый слои -различны по своим механическим и физико-химическим свойствам, вследствие чего по-разному реагируют на изменения температуры и относительной влажности окружающей среды. Так как красочный слой, покрытый лаком, является водонепроницаемым, то на изменение влажности, прежде всего, реагирует оборотная сторона картины, т. е. ее основа. Дерево, холст и бумага, являясь гигроскопичными материалами, содержат в себе влагу, количество которой определяется окружающей средой.

При повышении относительной влажности (более 70-75%) холст выходит из состояния нормального натяжения. Длительное пребывание в такой атмосфере может привести к деформации холста, набуханию клея, содержащегося в грунте, образованию плесени. Нередко плесень, образовавшаяся в грунте, проникает сквозь микротрещины в красочный слой и становится заметной на лицевой стороне картины. Клей теряет адгезионные свойства, связь между грунтом и основой нарушается, и появляются отслоения красочного слоя, отслаиваются также дублировочные холсты. Под влиянием влаги происходит изменение оптических свойств лака: в нем образуется сеть мельчайших трещин, он мутнеет, синеет, затем белеет, теряет прозрачность; картина как бы покрывается мутной белой пленкой.

Высокая температура (25-ЗО°С) и сухость воздуха (относительная влажность менее 50%) приводят к пересыханию волокон холста, отчего он становится менее эластичным и менее прочным. Грунт делается хрупким и ломким. Изломы его передаются красочному слою, образуется кракелюр, а затем могут произойти отставание и осыпание красочного слоя с грунтом.

Важнейшее условие сохранности живописи – стабильность окружающей среды. Особенно опасны резкие колебания температуры и влажности воздуха. Если температура и относительная влажность в помещении музея постоянны, то в экспонатах устанавливается некоторое влажностное равновесие. Если же это равновесие нарушается, произведение поглощает или отдает влагу. Начинается движение основы, приводящее к разрушению живописи, слабеет связь красочного слоя с грунтом, возникают расслоение живописных слоев, их шелушение и осыпи.

Очень быстро и неблагоприятно для сохранности картины на изменения температуры, и особенно относительной влажности, реагируют основы из дерева. Резкие колебания атмосферы вызывают быстро чередующиеся сжатия и расширения основы, сопровождающиеся деформацией дерева, его короблением и разрывами. Движение основы и в этом случае неизбежно вызывает соответствующее напряжение грунта и красочного слоя.

Нормой, обеспечивающей хорошую сохранность масляной живописи, признан уровень относительной влажности воздуха 50-60% при температуре 17-19°С. Хранители и реставраторы должны постоянно наблюдать за состоянием окружающей среды в помещениях музея и представлять себе ту опасность, которая возникает в случае, если и относительная влажность, и температура окажутся выше или ниже нормы. При этом суточные колебания относительной влажности и температуры необходимо свести к минимуму. Превышение колебаний более, чем на 5%, рассматривается как опасное.

Один из факторов, которые непосредственно влияют на сохранность картин, – свет. В темном помещении покровные масляно-лаковые пленки и масло, на котором приготовлены краски, желтеют, вызывая общее потемнение живописи. В светлом помещении свет может отрицательно влиять на сохранность экспонатов, причем разрушения, вызываемые его воздействием, бывают значительными.

Читать еще:  Рисование яблоня с золотыми яблоками старшая группа. Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике «Яблоня с золотыми яблоками» (старшая группа)

Под воздействием света как естественного, так и искусственного, происходят два вида разрушений: видимые – изменение оттенка или цвета и невидимые – структурные разрушения или изменения физических свойств материалов произведений.

Для освещения в музеях и картинных галереях используются три вида источников света: дневной свет, лампы накаливания и люминесцентные лампы. Каждый из этих источников отличается спектральным составом света, по-разному влияющим на экспонаты (табл. 1).

Таблица 1 Распределение излучения различных источников света, %

Источник света Ультрафиолетовое излучение Видимое излучение Инфракрасное излучение
Солнечный свет 5,5 51 43,5
Лампы накаливания 0,1 10 89,9
Люминесцентные лампы 3,5 52 44,5
Фотохимические реакции, ведущие к изменению в материалах живописи, вызываются как ультрафиолетовой, так и видимой частью спектра. Особенно вредное воздействие оказывают ультрафиолетовые лучи, а также прилегающая к ним видимая синяя часть спектра.

Уменьшение длительности экспонирования картин уменьшает и опасность их повреждения. Некоторые пигменты, выгорающие под действием света, весьма чувствительны к влаге. В условиях крайней сухости выгорание долгое время может быть незначительным.

Неумелое обращение с картинами приводит к механическим повреждениям. Наиболее подвержены травмам картины на холсте. От толчков, грубых прикосновений, ударов по холсту или красочному слою на картине остаются вмятины, продавленности, разрывы (рис 1).

Одним из обычных повреждений является сферический, паутинообразный кракелюр, образующийся на месте удара. По краям прорыва холста и на месте удара появляются осыпи и утраты красочного слоя и грунта. Распространенное повреждение живописи – царапины на красочном слое. Чаще они возникают при неправильном хранении живописи в запасниках – на стеллажах без разделителей, когда картины составлены штабелями.

Рис. 1. Механическое повреждение картины

Сломы красочного слоя возникают при неправильной накатке картин на вал и неквалифицированной натяжке на подрамник. Неверно сделанный подрамник также является причиной плохой сохранности картины.

Состояние сохранности музейных экспонатов необходимо точно и подробно фиксировать в документации. Подробное описание сохранности картин при новых поступлениях должен делать хранитель совместно с реставратором. Для картин, выполненных на холсте, описание делают в следующем порядке.

1. Подрамник. Особенности его конструкции: раздвижной или глухой; имеются или отсутствуют колки (клинья), скосы, перекладины, крестовины и т. д.

2. Холст. Дублирована ли картина, состояние дублировки и кромок, прорывы холста, вмятины, натяжение холста на подрамник, хорошо ли натянут холст, нет ли деформации от неправильной натяжки; если есть – указать, в каком месте.

3. Оборот картины. Наличие загрязнений – масляных пятен, грязи, пыли. Наличие надписей, наклеек, печатей.

4. Красочный слой и грунт. Техника живописи (масляная, темперная), различные виды кракелюра, расслоение красочного слоя, осыпи, утраты, вздутия, отставания красочного слоя от грунта, царапины и потертости красочного слоя -места их расположения и размеры, загрязнения поверхности и следы реставраций.

5. Лаковое покрытие. Царапины, прожухание, помутнение, разложение.

Реставраторам необходимо регулярно проводить профилактический осмотр экспозиции. Периодичность таких осмотров определяется условиями хранения в каждом музее, но не реже одного раза в месяц. Любое повреждение экспоната в музее должно сразу фиксироваться в дефектных актах.

Картины на холсте при экспозиции нуждаются в технических приспособлениях, обеспечивающих их лучшую сохранность. Процесс монтажа заключается в изготовлении подрамника, натягивании на него холста, укреплении картины в раме. Помимо сохранности картины, это должно способствовать и ее эстетическому восприятию.

Подрамник предназначен для того, чтобы держать холст в растянутом виде (рис. 2). Плохо сделанный подрамник отрицательно влияет на сохранность картины. Основные его дефекты следующие:

Рис.2. Общий вид подрамника

– «глухое» соединение углов, не дающее возможности регулировать натяжение холста, отчего возникают его деформации и провисание;

– отсутствие скосов на внутренних гранях, что влечет за собой сломы и осыпи красочного слоя;

– непрочность, что при натягивании холста может дать перекос;

– неплотное соединение планок по углам и на крестовине. Особенно плохие подрамники у картин современных живописцев.

Подрамник любой картины, хранящейся в музее, должен соответствовать всем требованиям консервации – быть изготовленным из сухого дерева, без сучков, точно соответствовать размеру картины, быть прочным, раздвижным с клиньями (рис. 3), иметь перекладину или крестовину, внутренние скосы на планках.

Рис.3. Клинья, номер и надпись на подрамнике

Рама (конвертирование), используемая для экспонирования картины, кроме эстетических функций, несет еще и защитные. Картина не должна входить в раму плотно. Между картиной и пазами рамы должен быть зазор 1-3 см, в зависимости от размера картины. Это расстояние необходимо на тот случай, если в дальнейшем придется расклинить подрамник для регулирования натяжения холста. Картину к раме не следует крепить гвоздями -лучше использовать деревянные или металлические зажимы.

Для защиты от внешней среды тыльную сторону картин конвертируют дерматином, а с лицевой стороны закрывают стеклом. Стекло предохраняет красочный слой от загрязнения и механических повреждений. Застекление проводят так, чтобы живописная поверхность не касалась стекла, для этого используют прокладки из пробки или дерева. Картина как бы помещается в конверт с определенным микроклиматом, что надежно защищает се от пыли и других загрязнений. Разрешается конвертировать только «здоровые», чистые произведения.

Читать еще:  Курсовая работа: Проблематика творчества Оскара Уайльда. Проблема соотношения красоты внешней и внутренней

Номера и надписи к картине наносятся обычно краской на подрамник, в левом верхнем или нижнем углу (см. рис. 3). На больших картинах инвентарный номер ставится в двух местах: внизу и вверху. На картинах без подрамников шифр и номер ставятся на кромке холста, с оборотной стороны, в левом нижнем углу.

Нельзя приклеивать на холст, как с лицевой, так и с оборотной стороны ярлыки и номера, ставить печати, штампы, делать надписи красками, чернилами и т.д.

На картинах с деревянной основой инвентарный номер наносится белой или голубой краской на обороте в тех же местах, что и на подрамнике.

Развеска картин в экспозиционных залах должна быть надежной и удобной. Для этого в залах, вверху, на некотором расстоянии от стен укрепляют специальные штанги. Это дает возможность не портить стену гвоздями и легко перевешивать картины на другие места стен. Картины подвешивают на шнурах, мягкой проволоке или на тонких стальных тросах. Шнур продевают через кольца, ввинчиваемые в раму, и завязывают узлом либо у картины, либо у штанги.

Существуют и другие способы развески картин на штангу – например, с помощью крючков. Чтобы придать картине наклон, кольца ввинчивают в боковые планки, на расстоянии, равном 1/3 высоты картины от верхнего края. Не следует делать большие наклоны, так как при этом, особенно у большемерных картин, сильнее провисает холст. Запрещается ввинчивать кольца и забивать гвозди в подрамник. Чтобы картины не касались стены (особенно внешней стены здания) во избежание охлаждения, отсыревания, а также лучшей циркуляции воздуха между стеной и экспонатом и смягчения действия на картину вибраций стены, к нижней части рамы, на обороте прикрепляют пробочные прокладки, что дает возможность отодвинуть нижний край рамы на 2—4 см от стены. Нельзя вешать картины вблизи радиаторов, вентиляционных отверстий и форточек.

Картину на холсте следует брать в руки осторожно, без рывков, только за раму или за планки подрамника. При этом пальцы рук не должны находиться между крестовиной или планками подрамника и холстом. Рука не должна прикасаться к самой картине – ни к холсту, ни к красочному слою, – иначе возможны травмы. Нести картину нужно плавным, равномерным шагом, стараться, чтобы холст не вибрировал. Нельзя двигать картину по полу. Ставить ее надо без стука, мягко, избегая сотрясений. Если картины прислоняют друг к другу, даже на короткое время, необходимо соблюдать правила хранения картин в штабелях.

Для хранения живописи в запасниках должны быть устроены стойки, обтянутые металлической сеткой, на нее с двух сторон вешают картины в рамах. Кроме стабильно установленных стоек, практикуется развеска картин на подвижных щитах. Щиты легки и удобны, могут устанавливаться стационарно и временно. Они двигаются по рельсам, проложенным по потолку или полу, расстояние между ними сокращается до 20-30 см, что позволяет разместить в фонде большее количество предметов при свободном доступе и осмотре каждого из них.

Полотна больших размеров часто хранятся без подрамников, накатанными на вал. Раз в год валы раскатывают и проверяют состояние живописи. Накатывается картина красочным слоем наружу. Процесс накатывания – ответственное дело, выполняют его квалифицированные работники с участием реставраторов и хранителей.

Крайне нежелательно хранение произведений в штабелях. При таком хранении всегда существует опасность нанесения травмы, а картины лишены доступа воздуха. Это можно допустить лишь как временную меру с условием соблюдения следующих требований: картины на холсте подбирают по размерам, ставят в штабели в рамах, лицевой стороной друг к другу, между рамами кладут амортизационные подушки из холста и ваты, сшитые попарно лямками. Если в штабель помещают картины без рам, следует ставить их по размеру, лицом к лицу, без прокладок, почти параллельно одна к другой, наклон должен быть как можно меньше, что ослабит давление картин друг на друга. Касаться картины могут лишь твердыми частями, чтобы не вызывать вмятин, царапин, прорывов. Картины в штабелях ставят не на пол, а на подставки из дерева, высотой не менее 25 см.

Музейный хранитель и реставратор должны обладать достаточными знаниями в области физических и химических свойств материалов, из которых состоят хранимые ими экспонаты, знать условия, приемлемые для их нормального существования, изучить причины их разрушения и вести в этом направлении всю организационную работу в музее.

Гренберг Ю.И. Основы музейной консервации и исследования произведений станковой живописи М, 1976.

Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. Министерство культуры СССР. М., 1984.

Киплик Д.И. Техника живописи. М., 1998.

Первоисточник: Монтаж и сохранность музейных предметов в экспозиции. Методическое пособие. Труды ГИМ Выпуск 168. М., 2007

Источники:

http://www.baget1.ru/conservation-restoration/povrezhdenija-proizvedenij-stankovoj-zhivopisi.php
http://megalektsii.ru/s66352t1.html
http://in.gallerix.ru/public/6473/hranenie-proizvedeniy-stankovoy-maslyanoy-zhivopisi/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии