Чтение художественной литературы занятие. Конспект НОД по художественной литературе для детей старшей группы «Чтение стихотворения Ю
Конспект НОД – Художественная литература
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Приобщение детей к поэзии посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие».
Скачать:
Предварительный просмотр:
для детей старшей группы
«Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой»
Цель: приобщение детей к поэзии через ознакомление со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой», посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
— Познакомить со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой» учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел: используя приемы визуализации текста с помощью: иллюстраций, фотографий; многократного чтения текста (воспитателем); беседы по тексту.
— Вызвать интерес к стихотворению и желание слушать его; учить детей видеть за словами образы и настроение произведения
— Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов — «чурки», «раскалялись», «томилась», «небосвод», «не повадилось», «струилась»;
— Помочь детям почувствовать красоту и выразительность стихотворения, обращая внимание на выразительные средства: метафоры, эпитеты, на композиционное построение произведения:
1 часть – воспоминания о жизни в деревенском доме;
2 часть – фокусник дым;
3 часть — картина про дым.
— Развивать внимание, память, восприятие.
— Развивать интерес к стихам, как к литературному жанру.
— Развивать диалогическую речь через формирование умения отвечать на вопросы по содержанию произведения. — Формировать литературный вкус.
Воспитывать любовь к поэзии, доброе отношение, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.
обогащать словарный запас — «чурки», «раскалялись», «томилась», «небосвод», «не повадилось», «струилась»;
Развивающая предметно-пространственная среда:
Демонстрационный материал: почтовая коробка – посылка, иллюстрация домовенка Кузи, цветные иллюстрации с изображением различных домов, дыма из труб.
• чтение художественных произведений о домах, беседы о различных строениях
Также интересное занятие по художественной литературе: Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе детского сада. Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?».
Раздается стук, вносится посылка от домовенка Кузи.(В посылке фото домовенка, домов с дымами, похожими на различные предметы, изба, стихотворение, иллюстрация к стихотворению, заготовки с изображением домиков с трубой для дорисовки дыма)
— Посмотрите, что нам передали, как вы думаете что это?
— Это посылка от домовенка Кузи
— Хотите узнать, что в посылке?
— Посмотрите, нам Кузя прислал свое фото и письмо, прочитать вам?
«Дорогие дети я живу в деревне Лапти в маленьком домике, под большой печкой. Очень люблю осень и зиму, когда люди растапливают печь, я сажусь на подоконник и наблюдаю, как из печных труб вырывается дымок. И мне сразу вспоминается стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой». Мне бы очень хотелось, что бы и вы увидели эту красоту и пофантазировали со мной. С нетерпением жду нашей встречи, ваш домовенок Кузя».
— Посмотрите, Кузя прислал нам фото своего домика. (Показ избы внутри) Дом одноэтажный, в нем одна большая комната, и большая печь, под которой он и живет. И когда люди уходят из дома, он садится на окно, и послушайте, что он видит.
Помню я, в детстве над нашей избой
В небо струился дымок голубой,
Чурки пылали за дверцей в печи
И раскаляли огнём кирпичи,
Чтобы держался наш домик в тепле,
Пшённая каша томилась в котле!
И, напевая, летел в дымоход
Дым, согревая зимой небосвод.
Очень мне нравился фокусник-дым,
Он развлекал меня видом своим,
Он превращался в дракона, в коня,
Он заставлял волноваться меня!
Мог он построить над нашей трубой
Царство любое и город любой,
Всякое чудище мог победить,
Чтоб не повадилось людям вредить!
Жалко, что этот дымок голубой
В сказку отправился вместе с трубой!
Чтобы теперь у него побывать,
Надо картинку нарисовать:
Домик с трубой, домик с трубой,
В небо струится дымок голубой!
— О чем это стихотворение?
— Ребята, а вы услышали в стихотворении новые незнакомые слова?
Чурки пылали — короткий обрубок дерева
За дверцей в печи
И раскаляли огнём — сильно нагреться
Наш домик в тепле,
Томилась в котле! — Сваренная каша ожидала, доходила до готовности.
Летел в дымоход – канал для выхода дыма из печи, топки в трубу
Зимой небосвод. – открытое небо в виде купола, свода
Чтоб не повадилось — не хотелось
В небо струится — вытекать маленьким потоком
— Оказывается, Кузя прислал нам еще и фотографии с изображением дымящих труб. Смотрите, какие интересные дымы. Посмотрите, на что похожи эти дымы?
— Встаньте, сейчас мы с вами поиграем в игру «Ветер волнуется», а когда ветер волнуется, дым принимает различные формы. Вы и будете сегодня дымом.
«- Ветер волнуется раз, ветер волнуется два, ветер волнуется три. Волшебный дымок, на месте замри».
— Посмотрите какой дым волшебный у нас, вот этот похож…, (2 раза)
Повторное прочтение стихотворения:
— Давайте еще раз прочтем стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой» (читаю)
— Что же видит из окна Кузя? (ответы детей)
— А что происходило в доме, когда топилась печь?(ответы детей)
— Как в стихотворении Юнны Мориц, называется дым? (фокусник)
— А почему его так назвали?(ответы детей)
— С каким настроением Кузя вспоминает об этом?
— Вы заметили, что в стихотворении есть какая-то просьба? (нарисовать)
— Посмотрите, в нашей посылке, есть еще домики с трубой, давайте каждый из вас придумает свой необычный дымок и нарисует его.
Дети проходят за столы и рисуют дым, затем работы вывешиваются на доску.
— Я уберу Кузины дымы, а ваши повесим и посмотрим на них, я ещё раз прочту стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой», а вы послушайте.
Чтение стихотворения третий раз:
— Как называется стихотворение, которое вы слушали? (ответы детей)
— Скажите, кто написал стихотворение «Домик с трубой»? (ответы детей)
— Как вы думаете, наши рисунки подходят к стихотворению? (ответы детей) Конечно, ведь у вас у каждого получился очень необычный и волшебный дым.
— Давайте отправим наши рисунки Кузе, пусть он тоже посмотрит и пофантазирует.
Убираем рисунки в посылку, закрываем и приклеиваем обратный адрес.
— Вечером вы покажите свои рисунки родителям, расскажите какое волшебное стихотворение мы слушали, а потом запакуем рисунки в посылку и отправим Кузе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гостях у сказки.
Серия конспектов по произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики.
Серия конспектов по произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики.
Серия конспектов по произведению А.С. Пушкина, с использованием элементов социоигровой педагогики.
Чудесные сибирские народные сказки! Из них дети узнают о своем родном прекрасном,величественном, порой суровом крае.
В занятии использованы элементы социоигровой педагогики. Проживая сказку, пропуская через себя, дети очень хорошо усваивают произведение, замечают,открывают для себя много нового и интересного.
Конспект по художественной литературе “Под грибом” средняя группа для детей с ОВЗ.
Конспект НОД по художественной литературе в старшей группе по теме «Заучивание стихотворения Романа Сефа «Совет»
Эльза Микаева
Конспект НОД по художественной литературе в старшей группе по теме «Заучивание стихотворения Романа Сефа «Совет»
Тема: «Учимся быть вежливыми».
Заучивание стихотворения Романа Сефа «Совет».
Форма НОД: Заучивание наизусть.
Цель: Формирование интереса и любви к чтению.
• воспитывать чуткость к художественному слову
• воспитывать уважительное отношение к окружающим
• продолжать развивать интерес детей к художественной литературе
• развивать активную речь в процессе деятельности
• развивать интонационную выразительность
• развивать декоративное творчество детей
• учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения
• учить детей читать наизусть небольшие стихотворения, выразительно, с естественными интонациями посредством использования мнемоквадратов
Приоритетные образовательные области: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание».
Виды деятельности: игровая, приобщение к художественной литературе, коммуникативная, двигательная.
Оборудование: Презентация о писателе, иллюстрации к стихотворению, мнемотаблица, телевизор, мультимедийное оборудование.
Виды деятельности: игровая, приобщение к художественной литературе.
1. Орг. момент. Эмоциональный настрой на занятие.
Дети стоят в кругу. Воспитатель показывает макет солнышка и читает стихотворение.
Доброе, утро! – птицы запели –
Добрые люди, вставайте с постели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по домам.
И к нам солнышко заглянуло.
Доброе, ласковое, нежное!
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Педагог предлагает детям передавать друг другу солнышко, говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко:
«Доброе утро, Настенька! И т. д.». Затем еще раз все приветствуют друг друга.
Доброе утро, солнце! (руки вверх)
Доброе утро, всем! (руки в стороны)
Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу.
Садитесь, пожалуйста, на свои места.
2. Основная часть.
– Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Кто это?
– Это Нолик и Симка.
Да, это Нолик и Симка. Ребята, им интересно, бывает ли так, что вы ссоритесь?
– Бывает, что игрушку не поделили, или обидели кого –то.
– А вы знали, что ссорится, это «очень опасно»?
-А как вы думаете, почему ссорится «Очень опасно»?
-Потому что можно остаться без друга, никто с тобой не будет играть.
Да, ребята, правильно, ссорится это «очень опасно», потому, что сразу появляется грусть, обида, раздражение. А как вы думаете, что такое раздражение?
-Раздражение – недовольное состояние, когда любая мелочь злит.
-Ребята, даже близкие друзья иногда сорятся.
Вот Дим Димыч однажды пожадничал: не захотел дать Нолику свою игровую приставку. А Нолик обиделся. И не хочет теперь жадинам помогать! Но без Нолика не обойтись, только он может забраться в кодовый замок и открыть его.
Дим Димыч уже полчаса пытается сложить хитроумную фигуру из костяшек домино, когда как нельзя некстати его отвлекает Нолик. Костяшки падают, а Дим Димыч сгоряча ссорится с Ноликом.
А вот когда Нолик и Дим Димыч ссорятся Симка рассказывает им стихотворение Романа Сефа «Совет».
В кухне, на полке,
Не ссорься напрасно –
– Это стихотворение написал очень хороший детский поэт
Роман Семёнович Сеф.
(Показ презентации о писателе)
-Вам понравилось стихотворение?
-Ребята, о чем это стихотворение?
-Это стихотворение о том, как поссорились чашка и блюдце.
– Что произошло с чашкой и блюдцем?
Как автор говорит о ссорах?
-Что ссориться очень опасно.
Вы бы хотели рассказывать такое стихотворение детям, которые ссорятся?
Воспитатель: Но прежде чем мы начнём учить, мы с вами отдохнём и проведём физминутку.
Физминутка (Тётя Весельчак)
Воспитатель показывает упражнения.
Широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 5-7 с. Повторить
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Воспитатель: Ребята мы с вами отдохнули, а теперь приступим к заучиванию стихотворения, помогут нам в этом мнемоквадраты.
-Ребята, давайте еще раз послушаем стихотворение. И посмотрим на картинки.
Воспитатель выразительно читает стихотворение и раскладывает мнемоквадраты
В кухне, на полке,
Не ссорься напрасно –
Воспитатель читает стихотворение еще раз с установкой на последующее рассказывание, во время чтения дети следят за текстом по картинкам. Для чтения стихотворения вызываются 5-6 детей.
– Ребята, нашим гостям, Нолику и Симке очень понравилось у вас на занятии, им понравилось как вы интересно, с помощью мнемоквадратов заучили стихотворение. Как вы думаете, они теперь будут меньше ссориться?
-Симка и Нолик решили подарить вам подарки. Это раскраски. Но они предлагают вам раскрасить их не обычно. Они предлагают вам их заштриховать. Вы умеете штриховать? А хотите я вас научу? Тогда присаживайтесь за столы. Посмотрите, Симка и Нолик уже заштриховали некоторые картинки. Выберите тот вариант, которым вы хотите заштриховать. Берите в руки карандаш и ведите линию из одной точки в другую. Дальше самостоятельно. Штриховать нужно аккуратно: не выходить за контуры и проводите линии на одинаковом расстоянии друг от друга.
3. Заключительная часть.
-Что мы с вами сегодня делали?
-Теперь мы можем его рассказать ребятам, которые ссорятся?
-Кто может сказать, как называется стихотворение?
-Кто написал стихотворение?
-Ребята, какое у вас настроение?
-Вам понравилось учить стихотворение по схемам?
– Вам было легко или трудно учить стихотворение по схемам?
-Что вам было особенно интересно?
-Наше занятие подходит к концу, надеюсь, что вы узнали много полезного для себя и запомнили стих. Я предлагаю поиграть вам в игру «Встретимся опять». Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Заучивание стихотворения Георгия Ладонщикова «Весна» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Заучивание стихотворения Георгия Ладонщикова «Весна». Старшая.
Конспект НОД по художественной литературе для детей старшей группы «Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой» Конспект НОД по художественной литературе для детей старшей группы «Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой» Конспект НОД для детей.
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Заучивание стихотворения К. Я. Ваншенкина «Солдат» Тема:Заучивание стихотворения К. Я. Ваншенкина”Солдат”. Задачи:познакомить детей с новым стиховорением,помочь запомнить его текст,используя.
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе по теме «Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья» Цель занятия: – запомнить новое стихотворение. -закрепить названия птиц; -познакомить с голосами птиц; Материал: -декорации цветы; -иллюстрация.
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина» Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»с использованием.
Конспект НОД по приобщению к художественной литературе «Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Весна» Цель: Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, замечать выразительные средства, развивать образность речи, воображение, учить.
Конспект НОД в первой младшей группе по развитию речи. Заучивание стихотворения «Обновки» П. Воронько Конспект НОД в первой младшей группе по развитию речи Заучивание стихотворения «Обновки» П. Воронько Цель: познакомить с произведением П.
Занятие по чтению художественной литературы в старшей группе «Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» Конспект занятия по чтению художественной литературы в старшей группе. Тема: Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет».
Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром и приобщению к художественной литературе в старшей группе «Моя малая Родина» Конспект занятия по Ознакомление с социальным миром (краеведение) + приобщение к художественной литературе в старшей группе «Моя малая Родина».
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения «На прогулке» с опорой на мнемотаблицу» НОД по развитию речи в средней группе Тема: «Заучивание стихотворения «На прогулке» с опорой на мнемотаблицу». 1. Создать условия для формирования.
Конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе. Стихотворение В. А. Осеевой «Ежинка»
Голубева Екатерина Сергеевна
Конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе. Стихотворение В. А. Осеевой «Ежинка»
Конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе.
Стихотворение В. А. Осеевой «Ежинка».
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
1. Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно, представлять события и героев, пытаться их оценить.
2. Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на ли-тературное произведение, его героев.
3. Закрепить образование существительных с суффиксами –онок, – ёнок.
1. Развивать диалогическую и монологическую речь воспитанников.
2. Совершенствовать коммуникативные навыки: умение отвечать полным предложением, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнение других, не перебивая.
1. Вызвать эмоциональную отзывчивость на произведение, чувство сопереживания, желание помочь.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки – ни одной.
Воспитатель показывает картинку «Ежи».
Воспитатель: Кто изображен на картине?
Воспитатель: Правильно ежи. Ребята скажите пожалуйста, можно брать домой животных из леса?
Воспитатель: Я хочу познакомить вас со стихотворением Валентины Осеевой «Ежинка». Из которго мы узнаем можно или нельзя брать диких животных домой.
Чтение стихотворения.
1. Беседа по содержанию.
Воспитатель задает детям вопросы.
– Ребята вам понравилось стихотворение?
– О ком это стихотворение?
– Чем любила заниматься Ежинка?
– Почему Еж вышел встречать внучку?
– Что случилось с Ежинкой?
– Кто сообщил дедушке Ежу о несчастье?
– Как автор описал Ежа в тот момент, когда он пытался догнать мальчика?
– Как вы думаете, что чувствовал дедушка, когда искал Ежинку?
– Куда мальчуган принес Ежинку?
– Чем он ее угостил?
– Как вы считаете страшно было маленькой Ежинке в доме у людей?
– Что произошло утром?
– Что спросили у Ежинки дети, когда выпускали ее в лесу?
– Что им ответил Еж?
Во время беседы если дети затрудняются дать ответ на вопрос воспитатель зачитывает отрывок из стихотворения.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте немножко отдохнем и поиграем. Физкультминутка «Ребятки в лес пришли к ежу».
Жил в лесу колючий ежик,
Был клубочком и без ножек, (Обнимают себя за плечи)
Не умел он хлопать
— Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
Не умел он топать
— Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)
Не умел он прыгать
— Прыг-прыг-прыг (Прыгают на двух ногах)
Только носом двигать
А ребятки в лес пришли,
Ежика в лесу нашли,
— Хлоп-хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши)
— Топ-топ-топ. (Выполняют «топотушки»)
— Прыг-прыг-прыг, (Прыгают на двух ногах)
Бегают на месте.
2. Повторное чтение рассказа.
Воспитатель: Ребята как вы думаете дети правильно сделали, что унесли Ежинку из леса? Почему? Какая это история?
Воспитатель: Давайте придумаем диалог дедушки Ежа и Ежинки при встрече в зеленой ложбинке после разлуки.
После занятия дети подходят к фланелеграфу и играют с Ежом и Ежинкой.
Конспект итогового занятия по чтению художественной литературы в первой младшей группе «Привяжу я козлика» Программное содержание: 1. Формировать у детей устойчивый интерес к устному народному творчеству. 2. Продолжать разучивать музыкальный.
Конспект НОД по чтению художественной литературы по ненецкой народной сказке «Кукушка» Конспект НОД по образовательной области «Художественная литература» в старшей логопедической группе «Радуга» дата: март 2018г. воспитатель:.
Конспект НОД по чтению художественной литературы на тему «Чтение русской народной сказки «Пых» (вторая младшая группа) Конспект НОД по чтению художественной литературы на тему: «Чтение русской народной сказки «Пых». (2 младшая группа) Программные задачи:.
Конспект НОД по чтению художественной литературы в младшей группе «Дорожная сказка» Цель: побуждать детей соблюдать правила дорожного движения. Образовательные: Закрепить знания правил дорожного движения. Повторить сигналы.
Конспект занятия НОД по чтению художественной литературы «Петушок и бобовое зернышко» Конспект организации совместной непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы. Тема: «Петушок и бобовое.
Конспект открытого занятия в средней группе по формированию интереса к чтению художественной литературы «По страницам книги» МБОУ Паратунская СШ Конспект открытого занятия в средней группе по формированию интереса к чтению художественной литературы «По страницам.
Конспект открытого занятия во второй младшей группе по чтению художественной литературы «Игра-путешествие «В гостях у сказки» Мдоу д/с «Солнышко». Конспект открытого занятия во второй младшей группе по чтению художественной литературы «Игра-путешествие «В гостях.
Конспект занятия по чтению художественной литературы сказки «Гуси-лебеди» в средней группе Программное содержание: 1. Познакомить детей со сказкой; закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно.
Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе «Лиса и заяц» Конспект занятия по чтению художественной литературы. Тема: «Лиса и заяц» Цели : – Помочь понять смысл произведения -Познакомить детей.
«Книги — наши друзья». Конспект НОД по чтению художественной литературы в средней группе Тема НОД: «Книги – наши друзья» Выполнила воспитатель 1 категории: Сидорова Т. Н. Образовательная область: чтение художественной литературы.
Источники:
http://nsportal.ru/detskii-sad/hudozhestvennaya-literatura/2019/02/12/konspekt-nod-hudozhestvennaya-literatura
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-hudozhestvenoi-literature-v-starshei-grupe-po-teme-zauchivanie-stihotvorenija-romana-sefa-sovet.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-chteniyu-hudozhestvenoi-literatury-v-starshei-grupe-stihotvorenie-v-a-osevoi-ezhinka.html