Чтение худ. Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
перспективный план Чтение художественной литературы подготовительная группа
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтение художественной литературы
Составила воспитатель: Мотасова Н. Г.
Рассказывание русской народной сказки
Цель: Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях русской сказки, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; подводить детей к осознанию и пониманию образных выражений.
Ушакова стр. 156
Беседа о А.С. Пушкине
Цель: Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.
В.В. Гербова стр. 25
Заучивание стихотворения А.С. Пушкина « Уж небо осенью дышало».
Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения; расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина
Ушакова стр. 168
Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций.
« О чем печалишься осень».
Цель: Закреплять знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух.
Ушакова стр. 158
Заучивание стихотворения Е. Трутневой « Осень».
Цель: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение Е. Трутневой « Осень» – передавая интонационную спокойную грусть осенней природы; продолжать развивать поэтический слух детей.
Ушакова стр. 161
Рассказывание украинской сказки « Хроменькая Уточка»
Цель: Познакомить с украинской сказкой, подвести к осознанию художественных образов сказки.
Ушакова стр. 169
Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка
« Про зайца – длинные уши».
Цель: Формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы; закреплять знания детей об особенностях разных литературных жанров; упражнять детей в подборе сравнений, синонимов, антонимов, воспитывать стремление к точному словоупотреблению.
Ушакова стр. 166
Ознакомление с новым жанром – басней.
Чтение басни И. А. Крылова « Стрекоза и муравей».
Цель: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией.
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе
Ольга Копылова
Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе
Ме-сяц Название произведения Программные задачи
Сентябрь Г. Сапгир «Считалки и скороговор-ки». Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями, скороговорками.
Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «В школу». Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями; обращать внимание детей на выразитель-ные средства.
Познавательно – речевое развитие. Знакомство с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало.». Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями; побуждать детей интересоваться смыслом слов.
Познавательно – речевое развитие. Чтение и пересказ произведения К. Ушинского «Четыре желания». Продолжать развивать интерес к художественной литературе; развивать уме-ние содержательно пересказывать литературные тексты, отрабатывать интона-ционную выразительность речи.
Октябрь Сказка Ф. Зальтена «Бемби». Фраг-менты.
Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.
Стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина?» Продолжать развивать интерес к художественному слову; пополнять литера-турный багаж поэтическими произведениями, прививать чуткость к художе-ственному слову.
Рассказ М. Зощенко «Великие путеше-ственники». Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, развивать у детей чувство юмора, продолжать знакомить с иллюстрациями художников.
Чтение стихотворения Д. Хармса «Очень – очень вкусный пирог». Продолжать развивать интерес к художественному слову; пополнять литера-турный багаж поэтическими произведениями, развивать у детей чувство юмо-ра.
Но-ябрь Произведения поэтов и писателей России. Чтение и обсуждение стихо-творения Ю. Владимирова «Ор-кестр». Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями; воспитывать читателя, способного испыты-вать сострадание и сочувствие к героям книги.
Русский фольклор. Небылица «Вы послушайте, ребята». Продолжать совершенствовать художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки – небылицы; продолжать раз-вивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Чтение и обсуждение сказки П. Ершова «Конек – горбунок». Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги; обеспечивать оптимальную двигатель-ную активность в течение всего дня, используя физические упражнения.
Чтение прозаического произведения «Обрывок провода» Е. Воробьева. Продолжать развивать интерес к художественной литературе; воспитывать чи-тателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги; про-должать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Декабрь Целостная картина мира, первичные ценностные представления. Литера-турная речь. Словесное искусство. «Волк и лиса» (обр. И. Соколова – Микитова). Формировать интерес и потребность в чтении; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочув-ствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем; разви-вать у детей чувство юмора.
Чтение и обсуждение рассаза Ю. Коваля «Стожок». Развивать интерес к художественной литературе; учить пересказывать текст, определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизо-ды в лицах; помочь понять поступки героев; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Знакомство со стихотворением С. Крылова «Зимняя сказка». Продолжать развивать интерес к поэзии, пополнять литературный багаж сти-хами, воспитывать интерес к познанию природы через художественные произ-ведения.
Чтение детских стихов про елку, Но-вый год, Деда Мороза, Снегурочку. Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж стихотворениями; воспитывать читателя, способного испыты-вать сострадание и сочувствие к героям книги.
Ян-варь Русский фольклор. Чтение и обсуж-дение былины «Добрыня и змей» (пе-ресказ Н. Колпаковой). Формировать интерес и потребность в чтении, пополнять литературный багаж былинами; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и со-чувствие к героям книги.
Чтение и обсуждение сказки С. Топелиуса «Три ржаных колоска» (пересказ литовской народной сказ-ки). Развивать интерес к художественной литературе; учить пересказывать текст, определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизо-ды в лицах; помочь понять поступки героев; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Чтение и обсуждение поэтического произведения С. Есенина «Береза». Продолжать развивать интерес к поэзии, пополнять литературный багаж сти-хами; воспитывать интерес к познанию природы через художетсвенные произ-ведения.
Чтение и обсуждение русской народ-ной сказки «Петушок – золотой гре-бешок и жерновцы». Развивать литературную речь, приобщать к словесному искусству, прививать интерес к художественной литературе; воспитывать читателя, способного ис-пытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Февраль Красота и выразительность языка произведения. Стихотворение П. Воронько «Лучше нет родного края» (пер. с укр. С. Маршака). Развивать интерес к художественной литературе, обращать внимание детей на выразительные средства языка; помогать почувствовать красоту и вырази-тельность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
Чтение и обсуждение сказки Х. -К. Андерсена «Гадкий утенок». Развивать интерес к художественной литературе; помочь понять поступки ге-роев, определять характеры персонажей; учить пересказывать текст, переда-вать при пересказе отдельные эпизоды в лицах; воспитывать читателя, способ-ного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». Продолжать знакомство с русской народной сказкой, учить осмысливать ха-рактеры персонажей; формировать образность речи, понимание образных вы-ражений, развивать творческие способности.
Чтение и обсуждение стихотворения Р. Бойко «Идет солдат по улице, на нем блестят медали.». Продолжать развивать интерес к художественной литературе; помогать почув-ствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову; расширять представления о российской армии посред-ством чтения стихотворений на данную тему.
Март Сказка Х. -К. Андерсона «Дюймовоч-ка». Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.
Русский фольклор. Песенка «Идет матушка-весна». Продолжать совершенствовать художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Рассматривание сюжетных картинок. Приобщение к словесному искусству. А. Прокофьев «Русская березка». Продолжать развивать интерес к художественной литературе; помогать почув-ствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову; пополнять литературный багаж стихотворениями.
Чтение поэтического произведения В. Жуковского «Жаворонок» (в со-кращении). Продолжать совершенствовать художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении поэтического произведения; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Апрель Сказка «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кона. Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.
Чтение глав: «Тренировки», «Что вид-но из окошка». «Праздник» – из лите-ратурного произведения В. Бороздина «Звездолётчики». Беседа по прочитан-ному. Продолжать развивать интерес к художественной литературе; воспитывать чи-тателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем; совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их назначением и це-лью высказывания; помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Рассматривание сюжетных картинок. Приобщение к литературному искус-ству. С. Алексеев «Первый ночной та-ран». Продолжать развивать интерес к художественной литературе; воспитывать чи-тателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем; обеспечивать оптимальную двигательную активность в течение всего дня, используя физические упражне-ния.
Чтение и обсуждение литературной сказки И. Соколова-Микитова «Соль земли». Продолжать развивать интерес к художественной литературе; обращать вни-мание детей на выразительные средства языка (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); воспитывать читателя, способного испытывать сострада-ние и сочувствие к героям книги.
Май Литературная сказка А. Ремизова «Хлебный голос». Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги.
Русский фольклор. Небылица «Вы по-слушайте, ребята». Продолжать совершенствовать художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении фольклорной песенки – небылицы; продолжать раз-вивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Чтение и обсуждение сказки А. Линд-грен «Принцесса, не желавшая играть в куклы». Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять лите-ратурный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать со-страдание и сочувствие к героям книги; обеспечивать оптимальную двигатель-ную активность в течение всего дня, используя физические упражнения.
Чтение поэтического произведения «Вот пришло и лето красное.» (рус. нар. песенка). Продолжать совершенствовать художетсвенно – речевые исполнительские навыки детей при чтении поэтического произведения; продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
Тематическое планирование по чтению художественной литературы в первой младшей группе СЕНТЯБРЬ Здравствуй, детский сад Чтение знакомых потешек Хр. 2 -4 Чтение А. Барто «Игрушки» Хр. 2 – 4 года, 229 Чтение А. Барто «Мишка»,.
Годовое тематическое планирование по чтению художественной литературы во второй младшей группе ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА Задачи образовательной деятельности -Обогащать опыт слушания литературных произведений за счет разных малых форм.
Конспект итоговой НООД по чтению художественной литературы и развитию речи в старшей группе Муниципальное автономное дошкольное учреждение городского округа Саранск «Центр развития ребёнка- детский сад №90» Конспект итоговой.
Конспект по чтению художественной литературы Конспект по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе на тему: К. Ушинский «Слепая лошадь». Цель: Подведение.
Конспект занятия по чтению художественной литературы сказки «Гуси-лебеди» в средней группе Программное содержание: 1. Познакомить детей со сказкой; закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно.
Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе Книга – не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и.
Перспективное планирование по чтению художественной литературы для первой младшей группы Месяц Название произведения октябрь 1. Чтение потешки «Водичка,водичка» 2. Обыгрывание потешки «Чики-чики-чикалочки…» 3. Разучивание потешки.
Перспективное планирование по чтению литературы и разучивание стихотворений, считалок, загадок в старшей логопедической группе Сентябрь 1 неделя – Тема «Наш детский сад» -Чтение стихотворения О. Высотская «Детский сад», З. Александрова «Катя в яслях». -Чтение отрывка.
Перспективный план занятий по чтению художественной литературы в средней группе Сентябрь 1 Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Подарки осени» 2 Пересказ сказки «Козлята и волк» Октябрь 3 Ознакомление с малыми фольклорными.
Занятие по чтению художественной литературы Занятие по чтению художественной литературы «Путешествие в сказку «Лисичка-сестричка и серый волк» (старшая группа) Цель: создание положительной.
Чтение худ. Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе
Задачи: Рассказать детям о великом русском поэте А. С. Пушкине. Помочь детям запомнить стихотворения и упражнять в выразительном чтении произведений с помощью разных приёмов.
- Рассказ воспитателя о А. С. Пушкине.
- Рассматривание иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина.
- Интересно ли слушать рассказы о животных?
- Заучивание стихотворений Д. Хармса по выбору детей («Удивительная кошка», «Очень страшная история», «Что это было?»)
- Чтение знакомых сказок А. С. Пушкина. Чтение сказок Андерсена.
- Чтение детям стихотворений об осени (по выбору воспитателя). Чтение стихотворений Д. Хармса.
- Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами»
- Расскажем стихи руками.
- Заучивание стихотворений об осени.
Задачи: Помочь детям понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи с знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с силами зла. Уточнить и обогатить представления детей о сказках А. С. Пушкина, помочь почувствовать своеобразие их языка; вызвать желание услышать другие произведения этого поэта. Побудить детей поразмыслить над тем, зачем одни люди пишут стихи, а другие с удовольствием их слушают и заучивают. Вспомнить знакомые стихи, совершенствовать выразительность речи.
- «Что за прелесть эти сказки!»
- Заучивание наизусть стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».
- Сказки А. С. Пушкина.
- В этот вечер у нас в гостях .
- Чтение рус. нар. сказок: «Царевна- лягушка», «Феникс – ясный сокол», «Василиса Прекрасная».
- Чтение стихотворений о поздней осени: А. Фета, И. Бунина, Я. Акима и др.
- Чтение рассказов о жизни и повадках различных птиц: К. Снегирёв «Про пингвинов», В. Вересаев «Братишка», В. Бианки «Подкидыш», Н. Романова «Умная ворона».
- Чтение глав из книги А. Волкова «Волшебник изумрудного города».
Задачи: Помочь детям вспомнить название и содержание знакомых им произведений писателя, определить к какому жанру относится каждое, дать возможность порадоваться встречи со знакомыми героями и книгами. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихи на зимнюю тематику.
- Беседа «Зачем нужны стихи».
- Знакомимся с новыми стихотворениями. Заучиваем понравившиеся.
- Сказки и повести К. Паустовского.
- В этот вечер у нас в гостях .
- Чтение произведений К. Паустовского «Тёплый хлеб», «Квакша», «Дремучий медведь».
- Чтение сказок Э. Топелиуса «Три ржаных колоска»
- Чтение стихотворений о зиме Н. Никитина, П. Соловьева, С. Есенина и др.
- Чтение в лицах «Песни воли», С. Маршака «Драматизация сказки», Д. Хармса «Лиса и заяц».
- Чтение детям колядок – обрядовых песен русского народа, стихотворение «Коляда» В. Брюсова.
Задачи: Закрепить знания детьми структуры сказок. Рассмотреть разные издания сказок, познакомить с художниками – иллюстраторами. Помочь детям разобраться, почему сказку Л. Ремизова «Хлебный голос» называют мудрой сказкой. Повторить с детьми известные им произведения малых форм фольклора, познакомить с новыми. Совершенствовать память, дикцию. Способствовать развитию связной речи детей.
- Беседа «Знаем ли мы сказки».
- Саша Чёрный и его поэзия.
- Мой любимый весёлый рассказ.
- Час загадок, скороговорок и считалок.
- Чтение новогодних сказок: «Двенадцать месяцев», сказки Н. Телешова «Крупеничка», и русской народной сказки «Рифмы».
- Чтение стихотворений о зиме: С. Есенина, М. Пожарова и др. Чтение стихотворений С. Чёрного «Волшебник», «Перед сном», «На коньках», «Жеребёнок» и др. Чтение произведений С. Маршака «Почта», «Пудель», «Багаж».
- Неделя весёлого рассказа. Чтение произведений Н. Носова, В. Драгунского, Л. Пантелеева.
- Чтение глав из книги Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим».
Задачи: Продолжать знакомить детей со сказками «Сивка-бурка» в обработке М. Булатова, «Никита-Кожемяка» из сборника А. Афанасьева. Помочь детям вспомнить знакомые сказки X. К. Андерсена, познакомить с новыми сказками. Упражнять детей в пересказе простых, коротких произведений с помощью воспитателя с использованием различных театров. Развивать интонационную выразительность речи.
- Великий Сказочник X. К. Андерсен.
- Знакомство со стихами Р. Сефа, Ю. Тувима, М. Карема.
- Любимые толстые книжки.
- Инсценирование «Сказки о кругленьких и длинненьких человечках» Р. Сефа.
- Чтение детям «докучных сказок» («Сивка-бурка», «Никита-Кожемяка»). Чтение сказок X. К. Андерсена.
- Чтение стихотворений Р. Софа «Приятель», «Совет», «Апчхи!», «Бесконечные стихи», «Враньё», «Чудо», «Лиловое стихотворение». Чтение и инсценировка произведений Ю. Тувима «Азбука», «Письмо к детям по очень важному делу», «Про пана Турлялинского». Чтение стихотворений А. Милна: «Баллада о королевском бутерброде», «Непослушная мама», «Воспаление хитрости», «Мы с Пухом».
- Чтение рассказов Б. Житкова, А. Раскина, А. К. Вестли, М. Гриппе.
- Чтение глав из книги О. Пройслера «Маленькая Баба Яга».
Задачи: Познакомить детей с писателем Д. Маминым-Сибиряком и его сказками. Помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых им произведений писателя, определить к какому жанру относится каждое, дать возможность порадовать встрече со знакомыми героями и книгами. Развивать интерес и любовь к книге, создавать условия для рассматривания книг. Развивать интерес к театрализованной деятельности.
- Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».
- Знакомство со стихами Е. Благининой, Э. Успенского, В. Берестова, Э. Мошковской.
- Инсценирование сказки Г. Сапгира «Смеянцы».
- Рассказы о животных.
- Чтение сказок Д. Мамина-Сибиряка «Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке», «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост», «Серая шейка», «Зелёная волна».
- Чтение стихов, посвященных весне, мамам и бабушкам. 3. Чтение детям рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Медведко». Чтение глав из повести Э. Сетон-Томпсона «Медвежонок Джонни».
- Чтение глав из книги А. Милна «Вини-Пух и все-все-все».
Задачи: Уточнить и систематизировать имеющиеся у дошкольников представления о великом русском поэте А. С. Пушкине. Помочь детям вспомнить сказки Пушкина, познакомить детей с новыми произведениями поэта. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Воспитывать у ребёнка потребность рассматривать книгу и иллюстрации.
Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/08/26/perspektivnyy-plan-chtenie-hudozhestvennoy-literatury-podgotovitelnaya
http://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnoe-planirovanie-po-chteniyu-hudozhestvenoi-literatury-v-podgotovitelnoi-grupe.html
http://doshvozrast.ru/konspekt/razvrech04.htm