Честь подходит на драгоценный камень. Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений

Честь подходит на драгоценный камень. Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений

Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений

ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ

ТЕМЫ…1.Называться человеком легко, быть человеком труднее. 2. Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»? 3. Почему честь ценилась во все времена? 3. Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? 4. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

АФОРИЗМЫ

Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций) Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, — свою честь (Виктор Гюго) Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир) Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен) Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский) Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер) Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев) Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А.П.Чехов)

Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений

Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства. А.С. Пушкин, «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить имя четы Пушкиных. Поэт не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников.

Герой повести А.С. Пушкина «Выстрел» Сильвио, «первый буян по армии», ищет предлога для драки, чтобы утвердить свое первенство в гусарском полку. Его цель не убить, а доказать, что он сильный и может властвовать над людьми. Он болен самовлюбленностью и эгоизмом. Оставив за собой выстрел, герой не стал убивать графа, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать. Вопрос о чести, как понимает читатель, даже не стоит – храбрость героя вызывает также сомнение.

Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Из-за необоснованной ревности Ленский вызывает на дуэль своего друга Онегина.

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин убивает на дуэли Грушницкого, вступившись за честь оклеветанной дамы. Трусость и малодушие Грушницкого нашли выражение в его бесчестном поведении по отношению к княжне Мери и к товарищу, которому он завидовал.

Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер искренне доверял старому другу, ввел в свой дом, помог с деньгами, а Долохов опозорил его имя. Герой вступился за свою честь. Но, понимая, что глупая, «фальшивая» Элен не заслуживает того, чтобы из-за неё произошло убийство, готов раскаяться не из страха, а потому, что уверен в виновности жены.

Аналитика культурологии

Электронное научное издание

ИСТОКИ ЗАРОЖДЕНИЯ КОДЕКСА ЧЕСТИ В РОССИИ

честь, кодекс чести, дворянин, дуэль

Аннотация:

В статье рассматриваются основания кодекса чести, которые выступали неотъемлемой частью личности дворянина, его души являлась честь. Оскорбление чести смывалось зачастую вызовом на дуэль. Несмотря на запрет и уголовное наказания, отказ от дуэли был невозможен и означал потери достоинства, репутации в окружаемом обществе, изгнание. Честь – безоговорочный закон, регламентирующий поведение ее обладателя.

Текст статьи:

Дуэль всегда была прерогативой высшего класса сословий. Её участниками являлись представители дворянского происхождения. Истоки появления дворянства, возникают из профессиональных слуг государства, состоящих главным образом из военных. Военная служба являлась привилегией, признаком благородства, доблести. Этому почету обязывает появление в России указа «Табеля о ранга», которое возводит военную службу в привилегированное положение. Статус дворянина провозглашал образец поведения высоко идеалистических морально-нравственных качеств, пронизывающих всю его жизнь.

Основной причиной необходимости в дуэли была защита чести. Неотъемлемой частью личности дворянина, его души являлась честь. Оскорбление чести смывалось зачастую вызовом на дуэль. Несмотря на запрет и уголовное наказания, отказ от дуэли был невозможен и означал потери достоинства, репутации в окружаемом обществе, изгнание. Честь – безоговорочный закон, регламентирующий поведение ее обладателя.

Корни дворянского кодекса чести уходит в далекое прошлое и кроется в обычаях, традициях, впитываемые в детстве через воспитание и образование будущего поколения, результаты которого направлены, в дальнейшем, на служение государству, Родине, Отчизне. Все остальные сословия могли обладать достоинством, но не честью. Манеры, поведение, стиль одежды – все это включалось в образ жизни, в мировоззрение и мироощущение дворянина, где в совокупность черт характера, совмещались не только природные качества, но и приобретенные в своеобразном строго регламентированном обучении. Таким образом, этические нормы, принятые и употребляемые в обществе тесно переплетались с этикетными. Нормы жизни и быта являлись своеобразным ритуалом, ограничивающиеся рамками приличия.

Читать еще:  Напишите,какие представления древних греков отразились в мифе о Деметре и Персефоне и какой древнеегипетский миф можно сопоставить с этом мифом? Религиозные представления древних греков. Танатологические представления древних греков о душе

Большая часть кодекса дворянской чести возникли из неписаных правил средневекового мировоззрения рыцарства, а дуэль с большим видоизменением из рыцарского поединка. Следует учитывать, что перенимались основные постулаты из других культур и смешивались с национальными приоритетами, тем самым появлялась новая идеология понимания в стремлении воспитания идеала личности.

Основными постулатами кодекса дворянской чести составляли морально-этические принципы, базирующихся на взаимодействии основ из воинских и христианских культур, которые пронизывали образ жизни дворян. Ключевыми позициями являлись почитание старших, защита слабых и униженных, оберегание чести и достоинства, присутствие сила духа и мужества, храбрость, честность, скромность, простота, непринужденность, уважение своих традиций, чувство долга и ответственности, переплетающие с чувством собственного достоинства. Вот этими качествами должен был обладать истинный дворянин.

Большую роль в реформирования образования и настойчивого внедрения в сознания идеологии дворян, как элитарного слоя общества, соответствующих европеизированных норм светского воспитания сыграло правление Петра I в России. Благодаря его влиянию первостепенное значения стало уделяться получение достойного и разнообразного образования. Отныне к этому вопросу: подготовки отпрыска из дворянской семьи к жизни и процветанию в обществе среди себе подобных, стали подходить более осознанно.

Первостепенно воспитание начинается с семьи. Огромное значение и влияние над контролем этого процесса возлагалось на мать. Ее непосредственная забота была направлена на телесное и душевное состояние ребенка. Процесс воспитания ребенка в семье являлся высшей обязанностью родителей. У малыша сначала появлялась нянюшка, а затем к подрастающему дитю нанимались гувенер или гувернантка. Влияние эпохи и нравов, царящих во времени, отражались в привитии соответствующего комплекса манер и правил. Придавалось значение и умственному развитию ребенка, и физическому. Конечно, домашнее образование носило более

поверхностный характер, зачатки для последующего продолжения.

В семье уделялось внимание воспитанию благопристойной речи ребенка, светским манерам держаться в обществе, знанию иностранного языка (не менее четырех), музицированию и пению, танцам, рисованию, чтению, верховой езде, фехтованию, плаванию. Распространенно было устраивание балов, домашних и публичных театральных представлений.

После указа 1834 г . Министерства народного просвещения об учреждении «домашних наставников», появились домашние учителя, имеющие либо иностранное происхождение, либо русское. Чаще всего гувернеры-иностранцы были выходцами из Европы: Германии, Франции, Англии, Швейцарии. В конце XVIII- XIX вв. России было распространенно повсеместное популяризация французской культуры. В связи с появлением большого количества домашних учителей из Франции. Соответственно гувернеры-иностранцы в русских дворянских семьях старались привить воспитанникам стиль поведения, этикет, принятый в Европе.

Воспитание девочек в семье было более продолжительным по времени, чем мальчиков. Мальчики раньше отправлялись в школу, затем лицей и т.д. Девочек строго воспитывали помимо преподавания знаний в области науки и искусства, также в умении правильно ходить, находится за столом, держать себя в обществе, рукоделию. Придавалось значение образованию таких черт как сострадание, вежливость, аккуратность, чистоплотность, простота.

Нравственные нормы и основы хорошего тона усваивались детьми в большом семейном кругу. Несмотря на большое количество детей в семье, также было много родственников: тети, дяди, двоюродные, троюродные. И все родные по своему усмотрению могли активно вмешиваться в процесс воспитания детей. Основной принцип воспитания детей – умение заслужить своим поведением внимание и любовь родителей, что упрощало их взаимоотношения. Безоговорочным в семье был авторитет отца. Дети не могли общаться с родителями на равных, запрещено было обращение «ты» демонстрация чувств на публике. В доме царил строгий режим. Дети начинали день рано и были заняты с утра и до вечера. Одно занятие сменялось другим; интеллектуальное чередовалось с физическим, играми. В качестве наказания существовала градация: от отказа сладкого, гуляния, игр, до применение розг, изоляции и т.д. Правилами хорошего тона считалось учтивое и внимательное обращение ко всем: к нищему, к прислуге и т.д. Явное не внимание к собеседнику, с которым общаешься, считалось невежественным отношением и причинение ему осознанно обиды. Прививались навыки заботы о своем внешнем облике, правила гигиены. Сочетание простоты с изыском. Воспитание, главным образом, было нацелено не на раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, а на приближение личности к соответствующему эталону, идеалу.

Читать еще:  Биография иоганна себастьяна баха. Самое известное произведение иоганна себастьяна баха Какие произведения иоганн себастьян бах

Научившись в семье читать и писать, в дальнейшем, предлагалась система дворянских образовательных учреждений. Обучение мальчиков велось раздельно от обучения девочек. Мальчикам предоставлялась возможность в получение образования в военных учебных заведениях (училища, кадетские корпуса, гимназии), а девочкам предлагались женские пансионы, институты благородных девиц.

Политика обучения в учебных заведениях XVIII-XIX вв. отражала, прежде всего, настрой правителей государства. Продуктом обучения должен был стать человек абсолютно новых воззрений. Образование строилось на традициях, которые требовали строгого соблюдения. Своеобразный режим отождествлялся с ритуалом.

Юные леди постигали не только точные науки, но и уроки домоводства, танцы, обязательное знание иностранных языков. Строгий надзор за соблюдением правил порядка возлагался на классных дам. Девочки подготавливались к испытаниям в жизни не только психологически, но и физически. Большое внимание уделялось физическим нагрузкам, укрепляющие здоровья барышень и формирующих целостный образ личности, закаляющих и поддерживающих силы духа, придающие мужество. Регламентировался и чутко контролировался весь быт, образ жизни, внешний облик. Естественность, простота, чуткость, милосердие, сдержанность, изящество, терпение – качества, которыми наделялась благородная девица. Особый акцент делался на привития облика морали и значение репутации у женщины в обществе. Результаты обучения проверялись на экзаменах, в которых принимали участие члены царской семьи.

Привилегией мужчин дворянского рода являлась военная карьера, менее престижной считалась гражданская, «статская» служба. Поэтому главный упор делался на выносливость, образованность и физическую подготовленность. Во всех учебных заведениях преподавались предметы военной науки, однако некоторые дворяне старались получить еще и частные дополнительные уроки.

Для истинного дворянина личная и семейная честь, а также достоинство офицерского звания были почитаемы и дороже жизни. Оскорбление или обида, не может лишит его честного имени или уважение окружающих людей, если он докажет общественности способность защитить свою честь и достоинство звания, ценой своей жизни. Эти постулаты из «Дуэльного кодекса» характеризуют не только мировосприятие людей того времени, но и образ жизни, что повлекло за собой появление дуэльной лихорадки. Для того чтобы следовать данным заповедям, надо верить в правоту этих действий. Истинные ценности прививалась не только в семье, но и в учебных заведениях.

Надо заметить, что учебный план образовательных заведений был сложен по структуре, но логически строен и прогрессивен. Он включал как обязательные предметы (точные науки), так и дополнительные (науки искусства, изящества, физической полготовки, иностранный язык). Характерен был четкий режим дня и соответствующие правила. Например, в Московском университете была введена общая форма одежды, обязывали пудрить волосы и на первом курсе обучения студент получал шпагу, как атрибут к одежде. Тщательно продумывались методы и приемы обучения, поощрение и наказание, права и обязанности учащихся и учителей и т.д. Уделялось внимание вопросу нравственного воспитания молодежи.

Обыденная жизнь не служащего дворянина была не менее интересной и ритуализированной, требующая знания и умения в различных областях светскости. Посещение театров, балы, салонные беседы и частные переписки – все это входило в своеобразный ритуал действий и представляющий простор для проявления, самовыражения личности, владеющей навыками этикета, особым даром общения непринужденностью и элегантностью.

Следует учесть, что дворяне с детства, с истоков осознавали свое предназначение, привилегии. Главной основой своей сословной принадлежностью считалась честь. Негласный закон, принятый в светском обществе было поддержание чести, готовность рисковать своей жизни в ответ на оскорбление или намек на унижение в свой адрес или близких.

Образ жизни, стиль поведения усваивались путем подражания, с помощью строго регламентированных норм. Эти нормы заучивались с момента взросления, становления личности. Начиная с семьи, через обучение в учебных заведениях формировалась соответствующая идеология, на основе возвышенных истин морали.

Литература:

  1. Востриков А.В. Книга о русской дуэли. СПб.,2004
  2. Кондрашин И. Кодекс светского поведения. М., 2006
  3. Лотман Ю.М. Быт и традиции русского дворянства(XVIII-XIX века). СПб.,1994
  4. Муравьева О.С. «Во всем блеске своего безумия». ( Утопия дворянского воспитания) Русские утопии(Альманах «Канун»). Вып.I. СПб.,1995
Читать еще:  Чем прославился станиславский. Константин сергеевич станиславский - биография, информация, личная жизнь

Кодекс дворянской чести на страницах литературных произведений;

Інтерпретація результатів

Високий загальний бал, як правило, мають зрілі, інтелектуально розвинені діти; посидючі, акуратні, спокійні, з високою мотивацією до малювання. Особливо це характерно для дівчаток. Високий бал також часто одержують глухі діти.

Низький загальний бал характерний для дітей з органічними розладами та порушеннями, а також з низьким рівнем інтелектуальних здібностей, з порушенням зору. Звичайно, в цієї групи дітей (з дефектами зору) оцінка за поданим тестом нижча, ніж оцінка вербальних здібностей.

У дітей зі зниженим загальним інтелектом вербальні здібності виражені гірше, а невербальні (наприклад, малювання) — краще.

Більш висока змістовна оцінка в порівнянні з формальною вказує на ймовірність порушень нервової системи, зниження інтелекту, дефекти зору. Відзначено, що високий бал за змістовними пунктами характерний для глухих дітей.

Якщо, навпаки, формальна оцінка значно вища за змістовну, отже, або малюнки робилися при низькій мотивації їх авторів, або дітьми-невротиками, або дітьми із затримкою психічного розвитку (ЗПР). У дітей з ураженням ЦНС і ураженням зору ніколи не буває високої формальної оцінки

История русской дуэли ХIХ века – это история человеческих трагедий, высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в дворянском обществе того времени. Существовал даже кодекс дворянской чести. Готовность платить жизнью за неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание этого достоинства. А.С. Пушкин, «невольник чести», защищая честь своей жены и свою честь, вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить имя четы Пушкиных. Поэт не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестию ценою собственной жизни. М.Ю. Лермонтов тоже пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Среди дуэлянтов были не редки бретеры – люди, щеголявшие свой готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости. Такие негативные варианты дуэли изображены в повести А.С. Пушкина «Выстрел». Герой повести Сильвио, «первый буян по армии», ищет предлога для драки, чтобы утвердить свое первенство в гусарском полку. Он кичится своим превосходством и удачливостью, демонстрирует презрение к смерти, ест черешни под дулом пистолета в угоду своему самолюбию. Его цель не убить, а доказать, что он сильный и может властвовать над людьми. Он болен самовлюбленностью и эгоизмом. Оставив за собой выстрел, герой не стал убивать графа, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать. Вопрос о чести, как понимает читатель, даже не стоит – храбрость героя вызывает также сомнение. Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Из-за необоснованной ревности Ленский вызывает на дуэль своего друга Онегина. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин убивает на дуэли Грушницкого, вступившись за честь оклеветанной дамы. Трусость и малодушие Грушницкого нашли выражение в его бесчестном поведении по отношению к княжне Мери и к товарищу, которому он завидовал. В драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает собственную жену, поверив в искусно сплетенную интригу. Эгоист и злодей загубил невинную душу ради своих амбиций. Болезненное самолюбие

и ложное представление о чести сделали его игрушкой в руках недоброжелателей и толкнули на злодейство. Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым в романеэпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер искренне доверял старому другу, ввел в свой дом, помог с деньгами, а Долохов опозорил его имя. Герой вступился за свою честь. Но, понимая, что глупая, «фальшивая» Элен не заслуживает того, чтобы из-за неё произошло убийство, готов раскаяться не из страха, а потому, что уверен в виновности жены. Литературные герои эпохи ХIХ века вызывали обидчиков к барьеру и порой шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, ценой которой была сама жизнь

Источники:

http://lektsii.org/16-44287.html
http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/575-origins-of-origin-of-the-code-of-honor-in-russia.html
http://studopedia.su/20_126298_kodeks-dvoryanskoy-chesti-na-stranitsah-literaturnih-proizvedeniy.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии