Честь и бесчестие белая гвардия. Сочинение: Честь в произведении «Белая гвар­дия» Булгакова

Честь и бесчестие белая гвардия. Сочинение: Честь в произведении «Белая гвар­дия» Булгакова

Люди долга и чести в романе Булгакова “Белая гвардия”

Роман «Белая гвардия» открывается образом 1918 года. Именно образом, тех страшных и величественных дней. В этот год лето было очень солнечным, зима изобиловала снегом, а высоко в небе стояли две звезды. Дом и город – два главных неодушевленных героя книги. Дом изобилует семейной идиллией, а город в один, далеко не прекрасный день, перечеркивает ее существование ужасной войной.

В своей книге автор избегает прямого противопоставления белых и красных, подчеркивая, что все они едины, не зависимо от того, к какому лагерю принадлежат. Весь ужас

Автор выводит на первый план основные общечеловеческие ценности: дом, родину семью. Но вот признавать эти ценности, согласились далеко не все его герои. С ужасающим реализмом он смог передать душевные терзания людей и трагизм ситуации. Новизна романа, заключалась еще и в том, что спустя пять лет после завершения гражданской войны, он смог показать офицеров белой гвардии не в облике злейшего врага, а как простых людей, среди которых есть и хорошие и плохие,

Например, в Алексее, в Малышевом, в Най-Турсе он ценил верность чести, мужественность и прямоту. Для них символ веры был непоколебимым стержнем, пошатнувшимся с отречением от престола Николая II.

Най-Турс человек чести. Он срывает с молодого юнкера погоны и прикрывает его отход одним лишь пулеметом. Человеком чести оказывается и Николка. Он мечется по простреливаемым улицам, разыскивая родственников Най-Турса, что бы сообщить им о его смерти. А потом, рискуя собой, похищает тело убитого командира, извлекая его из горы замерзших трупов, из подвала анатомического театра. Малышев идет на рискованный шаг, распуская юнкеров по домам, когда понимает, что эта битва проиграна, а они еще слишком молоды и им хочется жить.

Помимо чести и долга перед отечеством, автора волновала и тема загробной жизни. У кого-то эта вера была стойкой и непоколебимой, у кого то выветрившейся. Самым ярким примером чистой веры в высшие силы являются молитвы Елены, о спасении жизни своего брата. Обращения к богородице совершает чудо: Алексей выздоравливает. Смысловая кульминация романа, завершается со сном Алексей Турбина о вере в Бога. Он показывает, что все люди равны перед ним и рано или поздно, ком то придется ответить за пролитую кровь.

Страдания и муки братоубийственной войны, заставили написать Булгакова роман, по сути являющийся без религиозным, но с явными чертами христианской веры. Хотя, не смотря на отсутствие веры во всевышнего люди не забывали об истинных ценностях своей жизни и продолжали свято их соблюдать.

Сочинение: Честь в произведении «Белая гвар­дия» Булгакова

«Честь — дороже жизни» (Ф. Шиллер)

Что такое честь? Что входит в это понятие? Это те главные моральные качества, которые способны удер­жать человека от разных пороков: лжи, предательства, подлости, лицемерия, слабодушия. Без чести нет на­стоящей жизни. Во все времена ценилась честь, во все времена преклонялись перед людьми чести и доблести, за нее сражались, умирали, ее защищали. А если человек терял честь, то считалось, что жизнь напрасно прожита.

В мировой художественной литературе всегда были живы и никогда не тускнели такие понятия, как благо­родство, долг, ответственность, честь.

Обратимся к роману М.А. Булгакова «Белая гвар­дия». В романе изображены офицеры белой гвардии. Их можно поделить на две группы: люди чести и люди без чести. К людям, для которых честь дороже жизни, отно­сятся Алексей и Николка Турбины, Мышлаевский, Шервинский, Най-Турс, Малышев и многие другие.

Читать еще:  Окончание фамилии на их национальность. Как определить окончание фамилий по национальности: особенности и интересные факты

Так, полковник Най-Турс пытается организовать за­щиту Города от петлюровцев. Но вскоре понимает, что он и его юнкера брошены командованием, что ребята обре­чены. И тогда полковник приказывает юнкерам срывать погоны, уничтожать документы и уходить, а сам при­крывает их отход. Спасает он своих мальчиков ценой собственной жизни, потому что не мог допустить того, чтобы его мальчишки стали пушечным мясом.

Полковник Малышев понимает, что невозможно вое­вать людям, которые никогда не держали оружия в ру­ках. Честь офицера не позволяет Малышеву вести этих людей под пули, и он распускает дивизион, не думая о наказании, которое может последовать за этим поступ­ком.

Мышлаевский не покинул поста под Городом, где со­рок человек в легкой одежде на морозе ждали смену, ко­торая так и не пришла.

Сумели сберечь честь и достоинство Турбины и пото­му выстояли, хотя многое потеряли и заплатили дорого за ошибки и просчеты.

Именно офицерская честь подсказывала этим людям, как жить и бороться. А честь, как считает Булгаков, есть то, без чего невозможно жить на земле.

Вспомним еще одно произведение, в котором герои готовы расстаться с жизнью, но не потерять честь. Это повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Защита родины, чести, борьба за православную веру — вот основные про­блемы повести. Тарас Бульба — главный ее герой, опыт­ный и мудрый предводитель казацкого войска. Он бес­пощаден к врагам, он суров, когда дело касается испол­нения долга. Моральные устои и принципы Тараса так высоки, что он не может простить предательства сыну Андрию. Когда его старший сын Остап вместе со своими товарищами попал в плен и погиб страшной смертью, Тарас, будучи свидетелем казни сына, восхищается им, одобряя его поведение — поведение человека чести. Сам Тарас тоже погиб мученической смертью и встретил ее достойно. Все запорожцы погибают как герои, не пре­давшие законов товарищества, не потеряв чести и досто­инства.

Итак, размышления над страницами произведений Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова приводят к мысли о том, что никогда не должно устареть такое понятие, как честь. Именно честь помогает человеку жить, сделать правильный жизненный выбор, осуществлять духовную связь с людьми. Но правильный выбор может сделать только высоконравственный человек, даже если этот вы­бор — смерть.

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

  • 1. “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)
  • 2. Авторская позиция в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Все похожие сочинения (21) ↓

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

Читать еще:  Шолохов судьба человека андрей соколов в плену. Эпизоды, наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова «Судьба человека

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Читать еще:  Высказывания писателей о толстом льве николаевиче. Самые мудрые цитаты льва толстого, которые стоит знать всем

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Источники:

http://school-essay.ru/lyudi-dolga-i-chesti-v-romane-bulgakova-belaya-gvardiya.html
http://sochineniye.ru/sochinenie-chest-v-proizvedenii-belaya-gvar-diya-bulgakova/
http://www.ukrlib.com.ua/sochin-rus/printout.php?id=22&bookid=52

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии