Черты отличия человека от человекообразных обезьян. Происхождение человека в классическом понимании

Черты отличия человека от человекообразных обезьян. Происхождение человека в классическом понимании

Черты отличия человека от человекообразных обезьян. Происхождение человека в классическом понимании

Сходства и отличия
человека и человекообразных обезьян

  • крупный размер тела, отсутствие хвоста
  • сходные формы ушной раковины, жевательных поверхностей коренных зубов
  • 4 группы крови, 5 долей в легких, 7-8 сосочков в почке, червеобразный отросток
  • сходные заболевания (СПИД, сифилис, проказа)
  • сходная мимика, сложное поведение
  • 46 хромосом у человека, 48 у понгид
  • 91% генов одинаковы у человека и шимпанзе

Отличия
1) Скелет:

  • в связи с большим объемом мозга мозговая часть черепа больше лицевой
  • в связи с прямохождением
    • сводчатая стопа
    • расширенный таз
    • изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник)
    • грудная клетка расширена в стороны
  • в связи с трудовой деятельностью большой палец руки хорошо развит и сильнее противопоставлен остальным пальцам
  • в связи с речью развит подбородок

2) Объем мозга в 2 раза больше, объем коры в 3 раза больше за счет извилин. Благодаря этому человек может вырабатывать вторую сигнальную систему, т.е. способность оперировать словами-понятиями, отделенными от конкретных предметов. (Например, слово «стол» обозначает понятие, которому может соответствовать множество очень разных предметов.)

Вторая сигнальная система не врожденная, она формируется в процессе обучения человека в детском возрасте. Таким образом, для формирования человека обязательно требуется общество.

Тесты

151-01. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?
А) общий план строения
Б) уровень обмена веществ
В) строение передних конечностей
Г) забота о потомстве

151-02. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?
А) строением кисти руки
Б) дифференциацией зубов
В) общим планом строения
Г) уровнем обмена веществ

151-03. У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты(-а)
А) условные рефлексы
Б) вторая сигнальная система
В) органы чувств
Г) забота о потомстве

151-04. Человека отличает от человекообразных обезьян наличие
А) заботы о потомстве
Б) первой сигнальной системы
В) второй сигнальной системы
Г) теплокровности

151-05. Человек, в отличие от животных, услышав одно или несколько слов, воспринимает
А) набор звуков
Б) местонахождение источника звуков
В) громкость звуков
Г) их смысл

151-06. У человека, в отличие от человекообразных обезьян, есть
А) диафрагма
Б) S-образный позвоночник
В) борозды и извилины в конечном мозге
Г) стереоскопическое цветовое зрение

151-07. Речь человека отличается от «языка животных» тем, что она
А) обеспечивается центральной нервной системой
Б) является врождённой
В) возникает осознанно
Г) содержит информацию только о текущих событиях

151-08. Человек и современные человекообразные обезьяны сходны тем, что
А) владеют речью
Б) способны к обучению
В) способны к абстрактному мышлению
Г) изготовляют каменные орудия труда

151-09. Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении
А) сводчатой стопы
Б) S-образного позвоночника
В) гортани
Г) кисти

151-10. Чем отличается человек от шимпанзе?
А) группами крови
Б) способностьюк обучению
В) генетическим кодом
Г) способностью к абстрактному мышлению

151-11. У человека, в отличие от других животных,
А) развита вторая сигнальная система
Б) клетки лишены жёсткой оболочки
В) есть бесполое размножение
Г) две пары конечностей

151-12. У человека, в отличие от других представителей класса млекопитающих,
А) зародыш развивается в матке
Б) имеются сальные и потовые железы
В) имеется диафрагма
Г) мозговой отдел черепа больше лицевого

151-13. Сходство обезьяны и человека заключается в
А) одинаковой степени развития коры мозга
Б) одинаковых пропорциях черепа
В) способности к образованию условных рефлексов
Г) способности к творческой деятельности

151-14. Какая особенность скелета характерна для человека и человекообразных обезьян, в отличие от других млекопитающих?
А) большой палец руки противопоставлен всем остальным
Б) кисть крючкообразная, со слабо развитым большим пальцем
В) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти
Г) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно

151-15. Какая из перечисленных особенностей строения черепа человека является приспособлением к речи?
А) наличие выступающего подбородка
Б) вертикальный лоб
В) срастание костей черепа
Г) увеличенная по сравнением с лицевой мозговая часть черепа

Тема 4.4. Происхождение человека. – 10-11 класс, Пасечник (рабочая тетрадь).

Положение человека в системе животного мира

1. Дайте определение понятия.
Антропология – это наука о происхождении человека.

2. Заполните таблицу

Развитие взглядов на происхождение человека

3. Каковы основные доказательства происхождения человека от животных?
Данные сравнительной анатомии и эмбриологии показывают черты сходства в строении тела и развитии человека и животных.
Черты, присущие Хордовым:
У человека на ранних стадиях развития внутренний скелет представлен хордой, нервная трубка закладывается на спинной стороне, тело имеет двустороннюю симметрию. Далее хорда заменяется позвоночным столбом, формируется череп, пять отделов головного мозга. Сердце на брюшной стороне тела, есть скелет парных свободных конечностей.
Черты, присущие классу Млекопитающие:
Пять отделов позвоночника, кожа покрыта волосами, есть потовые и сальные железы. Вскармливание детей молоком, четырехкамерное сердце, теплокровность, диафрагма.
Черты, присущие Плацентарным:
Вынашивание плода внутри тела, питание плода через плаценту.
Основные черты отряда Приматы:
Строение конечностей, ногти, глаза в одной плоскости, замена молочных зубов на постоянные.
Сходные черты с человекообразными обезьянами. Наличие атавизмов (черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей данного вида) – это хвост, многососковость, обильный волосяной покров и др. и рудиментов (органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции и имеющиеся у всех особей данного биологического вида) – это аппендикс, зубы «мудрости» и др.

4. Охарактеризуйте положение человека в системе органического мира.
Царство Животные, Подцарство Многоклеточные, тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, подкласс Плацентарные, отряд Приматы, подотряд Человекообразные обезьяны, семейство Люди (Гоминиды), род Человек (Homo), вид Человек разумный (Homo sapiens), Подвид Homo sapiens sapiens.

Читать еще:  Александрой харитоновой и виктор васильев. Виктор Васильев и Анна Снаткина: пять лет как один день

5. Составьте таблицу.

Черты сходства и черты отличия человека и человекообразных обезьян.

Основные стадии антропогенеза

1. Дайте определение понятия.
Антропогенез – часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих; процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

2. Какая концепция лежит в основе современных научных представлений о происхождении человека?
В основе современных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных, причем первые научные доказательства в пользу этой концепции были представлены Ч. Дарвином в его труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Ученые считают, что от какой-то группы дриопитеков (вымершей группы высших обезьян), начинается эволюционная линия гоминид.

3. Какие палеонтологические находки позволяют выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян?
Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян. К ним относятся останки австралопитека архантропов (питекантропа, синантропа), палеоантропа (неандертальца), кроманьонца, их орудия труда и наскальные рисунки. То есть, у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.

4. Почему нельзя утверждать, что человек произошел от человекообразной обезьяны?
Развитие человека и человекообразных обезьян – это не последовательные ступени, а параллельные ветви эволюции, расхождение между которыми в эволюционном плане очень глубокое. То есть, у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.

5. Заполните таблицу.

Основные стадии антропогенеза

Движущие силы антропогенеза

1. Дайте определение понятия.
Социальная эволюция – процесс структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная форма или структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы.

2. Составьте схему.

Факторы антропогенеза.

3. Какова роль биологических и социальных факторов в антропогенезе?
В антропогенезе важная роль принадлежит не только биологическим факторам (изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь, накопленный опыт трудовой деятельности и общественного поведения). Особенности человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. На первых этапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся обстоятельствам. Однако впоследствии способность передавать из поколения в поколение генетические приобретения в виде разнообразной научно-технической и культурной информации стала играть все более важную роль, освобождая человека от жесткого контроля естественного отбора. Социальные закономерности приобрели большое значение в эволюции человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей – будущее популяции, стариков – хранителей информации о способах выжить. Победа популяций в борьбе за существование обеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвовать собой во имя племени. Человек – общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе коллективного труда.
В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.

4. Какие современные проблемы человеческого общества вы можете назвать?
Люди все больше пользуются суррогатами и имитациями естественной биологической активности, доходящей до «виртуализации» жизни. Для человеческой популяции характерны явления, невозможные для популяций животных. В популяции человека накапливается генетический груз наследственных заболеваний, предрасположенность к болезням, злокачественные новообразования, инфекции, психические и аллергические расстройства, явления дезадаптации и т.д. у жителей больших городов наблюдаются явления стресса перенаселения. Многие люди поддерживают свое существование и дееспособность только при помощи искусственных приспособлений и лекарств.
Быстрый рост населения создает экономические проблемы и усиливает социальное неравенство людей. Все больше наблюдается разрыв между максимальными возможностями получения благ и их доступностью для большинства людей. У разных людей жизненные шансы очень неравны.
Стимулируется и вырабатывается продукция, которая не только не нужна для жизни человека, но и приносит вред (алкоголь, табак, наркотики).
Все эти факторы в целом в итоге могут привести к кризису современной человеческой цивилизации, деградации и исчезновению Человека разумного как вида.

5. Какие факторы способствовали развитию у человека прямохождения?
Насчет развития у человека прямохождения существует ряд гипотез. Появление у предков человека S-образного позвоночника, сводчатой стопы, расширенного таза, прочного крестца — наследственные изменения, которые способствовали прямохождению.
Согласно гипотезе Яна Линдблада, обезьяноподобные предки человека вынуждены были подниматься на задние конечности при поиске пищи в воде и при переходе водных преград вброд. Также, предки человека вынуждены были из-за изменений климата и флоры слезать с деревьев на землю. Чтобы искать пищу в высокой траве, им необходимо было привставать с четверенек на задние конечности.

6. Какие преимущества и какие проблемы, в том числе и со здоровьем, появились у человека в связи с прямохождением?
Особи, способные передвигаться на задних конечностях, оказались в более выгодном положении. Расширился кругозор, освободились руки, при помощи которых предки человека получили возможность использовать подручные средства – палки и камни, а впоследствии – изготавливать сами орудия труда.
К недостаткам прямохождения можно отнести потерю скорости, большую нагрузку на ноги, позвоночник. Также, произошло неправильное распределение объема крови между нижней и верхней половинами тела. При этом нижние конечности находятся постоянно в состоянии гипертонии, в то время как верхние – гипотонии.
Вертикальное положение тела человека приводит к нарушению пищеварения и болям в спине, варикозным расширениям вен и другим расстройствам его жизненно важных функций. Эта же причина чрезвычайно затрудняет и затягивает беременность и роды.

Читать еще:  Максим фадеев инстаграм официальная страница. Максим Фадеев в Instagram — официальная страница и фото

7. Можно ли утверждать, что биологическая эволюция современного человека полностью остановилась?
Эволюция – непрерывный процесс, поэтому и для вида Человек разумный она не остановилась. Эволюция перешла на другой уровень. Человек приспосабливается к новым условиям жизни, физический труд становится менее важным и распространенным. В связи с ослаблением биологических факторов и увеличением социальных человек будет подвергаться изменениям как внешним, так и внутренним, каким именно, – это является вопросом времени, ответ на который ученые ищут уже сегодня.

Происхождение человеческих рас

1. Дайте определения понятий.
Человеческие расы – исторически сложившиеся группировки людей внутри вида Homo sapiens sapiens, характеризующиеся сходством морфологических и физиологических черт.
Расизм – антинаучная идеология о неравенстве человеческих рас.

2. Рассмотрите рисунок «Расы человека». Подпишите на нем названия известных вам рас.
Австрало-негроидная, европеоидная, монголоидная.

3. Какие гипотезы расогенеза вам известны?
Расогенез – это процесс возникновения и становления человеческих рас. Существует несколько гипотез расогенеза.
Первая – моноцентризм. Ученые признают общность происхождения, социально-психического развития, единый уровень умственного развития. Доказательства моноцентрической гипотезы переводят ее в разряд теорий (гипотеза + доказательства):
• различия во второстепенных признаках;
• генетическая изоляция отсутствует;
• биологические эволюционные изменения (уменьшение массивности скелета, увеличение роста, ускорение развития) проявляются у представителей всех рас;
• результаты, полученные при изучении ДНК человека: первым было разделение африканской ветви на негроидную и монголоидно- европеоидную около 40-100 тыс. лет назад.
Полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков и в разных местах. Их гипотеза менее обоснована научно.

4. Что является основными факторами расогенеза?
• Естественный отбор;
• Мутации;
• Изоляция;
• Смешение популяций.
По мере заселения человеком земного шара, сталкиваясь с новыми условиями среды, выживали и давали потомство приспособленные индивиды. Сформировавшиеся в ходе биологической эволюции морфологические признаки объясняются:
• характером окружающей среды;
• климата;
• пищевых ресурсов;
• количеством солнечного света.

5. Заполните таблицу.

Человеческие расы

6. Какие аргументы можно привести с позиций критики расистских теорий?
Для людей всех рас характерны видовые признаки:
• сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);
• физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);
• возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;
• все едины по происхождению.
По генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Расовые отличия являются результатом приспособления людей к определенным условиям существования, а также исторического и общественно-экономического развития человеческого общества.

Конспект урока по биологии на тему “Доказательства происхождения человека. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Труд и происхождение человека. Факторы антропогенеза” (9 класс).

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Выбранный для просмотра документ урок 54. Происхождения человека. 9 класс..docx

Дата ______ Класс: 9

Тема уроков № 54 Доказательства происхождения человека. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Труд и происхождение человека.

Тип урока: изучение с первичным закреплением новых знаний.

Цель: сформировать знания о происхождении и эволюции человека в результате развития животного мира на Земле.

Образовательные : познакомить с взглядами некоторых ученых на эту глобальную проблему, рассмотреть доказательства происхождения человека, сходство и различия человека и человекообразных обезьян, место человека в системе животного мира, факторы антропогенеза;

Развивающие : продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изучаемый материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.

Воспитательные : воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, чувство коллективизма, сопереживания; совершенствовать навыки групповой работы.

Оборудование: приложения, таблицы.

Происхождение человека – одна из самых сложных и интригующих глав эволюции на Земле, “мучительная, древняя загадка”

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Я пришла к вам на урок с отличным настроением, которое можно сравнить с солнцем (показываю изображение солнца)!

А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение. Я рада, что у вас хорошее настроение

Мы закончили изучение темы «Развитие органического мираНе менее интересным является вопрос “Происхождение человека”.

Мы откуда появились?
Звезд далёких порожденье?
Или все ж планете нашей
Мы обязаны рожденьем?
Надел душой Создатель?
Или разум как зарница
Вспыхнул в теле наших предков?
Как могли мы появиться?!
Скрыто тайной все навеки.
НО откуда б мы ни взялись,
Раз, возникнув Человеком,
Надо, чтоб мы им оставались. ».

Я думаю, что каждый из вас задумывался над данным вопросом.

Запишите тему урока: Доказательства происхождения человека. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Труд и происхождение человека. Предпосылки антропогенеза.

Работа в группах

А). Развитие взглядов по вопросу о происхождении человека.

Человечество с незапамятных времен интересовалось вопросом своего происхождения. Попытки понять и объяснить возникновение человека можно встретить в легендах, сказаниях, верованиях.

Выступления учащихся с сообщениями легенды и мифы по данному вопросу.

В древней философии в решении этого вопроса существовало 2 направления:

Читать еще:  Описание ростовщика в повести портрет гоголя. «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

материалистическое, пытающиеся объяснить происхождения человека (ПЧ) естественным путем;

идеалистическое, утверждающее, что человек создан сверхъестественными божественными силами, которое господствовало в течение многих веков.

В Библии рассказывалось о том, как, сотворив чудесным образом мир, растения и животных, бог затем создал из земного праха людей. Рассказ этот в различных частях Библии выглядит по- разному. Библия полна противоречий, поэтому в средние века католическая церковь запрещала чтение этой «священной книги» всем, кроме духовенства.

Церковники всячески препятствовали постановке вопроса о ПЧ, преследуя и карая всех, кто посмел усомниться в Библии.

Идея о естественном ПЧ могла вырасти лишь на почве материалистического мировоззрения, истоки которого мы находим в античное время. Так, Анасимандр ( VI в до н .э.) считал, что первые живые существа возникли из ила, нагретого солнцем. Затем некоторые из них переселились на сушу, где и подверглись дальнейшим изменениям. Он полагал, что таким путем возник человек.

В XVIII в. Появились довольно полные анатомические описания обезьян.

К.Линней поместил человека и обезьян в один отряд приматов.

В конце XVIII в. – начале XIX в. Появляются и первые эволюционные представления о ПЧ.

«Изучив все части тела всех животных, – пишет А.Каверзнев, – и, сравнив их друг с другом, надо будет признать, что все животные происходят от одного общего ствола. Ибо, не говоря уже об органах пищеварения, кругооборота соков, об органах движения, которые имеют все животные, у всех животных наблюдается удивительное сходство, которое, по большей части, соединяется с внешним несходством. С этой точки зрения можно бы, пожалуй, не только кошку, льва, тигра, но и человека, обезьяну и всех других животных рассматривать, как членов одной единой семьи».

Ламарк одним из первых связал ПЧ с общей идеей эволюции. Он считал, что какая – то наиболее высокоразвитая обезьяна в силу, каких – то причин утратила привычку лазать по деревьям и стала ходить по земле на двух ногах. Изменившиеся условия жизни изменили и строение этой обезьяны- освободили руки, изменили жевательный аппарат. Новые потребности завершились возникновением сознания и речи. Однако механизм этого процесса Ламарк объяснить не смог.

Ч.Дарвин в «Происхождение видов» специально не останавливался на вопросах антропогенеза, он лишь вскользь упоминает о том, что его теория, возможно, прольет свет на вопрос о ПЧ, что вызвало негодование со стороны церковников.

Сравнивая строение тела человека и человекообразных обезьян, Дарвин сделал вывод, что человек произошел от общих с обезьянами предков.

Ч.Дарвин в своей книге “Происхождение человека и половой отбор” (1871г) рассматривал вопрос о положении человека в природе.

Работа в группах по заданию:

Прочитайте предложенные тезисы из данной работы Ч.Дарвина, обсудите их, выскажите свои рассуждения по вопросу ПЧ.

“Я старался по мере сил доказать мою теорию, и, мне кажется, мы должны признать, что человек со всеми его благородными качествами, с его божественным умом, который постиг движение и устройство Солнечной системы, словом, со всеми высокими способностями, все-таки носит в своем физическом строении неизгладимую печать низкого происхождения”.

“Земля долго готовилась к принятию человека, и в одном отношении это строго справедливо, потому что человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы отсутствовало какое – либо из звеньев этой цепи, человек не был бы тем, кто он есть…”

Дарвин не сумел найти ответ на вопрос: почему произошел резкий и относительно быстрый переход от обезьяны к человеку?

Это смог сделать Ф.Энгельс, создавший трудовую теорию антропогенеза , которую изложил в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Б). Доказательства ПЧ от животных.

Работа в группах по заданиям:

Используя материал на страницах 253- 255 параграфа 54 учебника под редакцией М.Гильманова, подготовьте материал по предложенному доказательству , обсудите в группах, запишите в тетради и выступите с ним перед классом:

Сравнительно- анатомические доказательства.

В). Систематическое положение человека.

Что же представляет Человек разумный среди всего многообразия видов в природе?

Человек – биологический вид, являющийся частью биосферы и, следовательно, продуктом её эволюции.

Используя таблицу 17 на страницах 253 параграфа 54 учебника под редакцией М.Гильманова, выполните ряд заданий:

Разберите и запишите в тетради систематическое положение человека.

Изучите принадлежность человека к каждой из этих таксономических групп.

Почему ученые определили человеку такое место в системе органического мира?

Вид – Человек разумный

Г). Сходство человека и человекообразных обезьян.

Используя приложение № 2, выделите основные черты сходства человека и человекообразных обезьян и запишите их в тетради:

Современные человекообразные обезьяны (шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон) и человек

не имеют хвоста;

могут ходить на задних конечностях, хотя опираются при этом на руки;

на пальцах ногти;

состав крови близок к человеческому;

могут болеть гриппом, оспой, холерой и другими инфекционными болезнями, заражаться теми же паразитами;

обладают хорошей памятью, могут применять простейшие орудия, например, палки или камни при добывании пищи;

эмоции они выражают почти как так же, как человек: смеются, плачут, сердятся, ласкают детенышей.

Д). Различия человека и человекообразных обезьян.

Основные анатомические отличия заключаются в особенностях строения черепа, позвоночного столба, конечностей, мозга, в весе головного мозга, в способности человека говорить и мыслить, и самое главное, в общественном укладе жизни.

Используя приложение № 3, выделите основные черты различия между человекообразными обезьянами и человеком и заполните таблицу «Различие человека и человекообразных обезьян»:

Источники:

http://www.bio-faq.ru/bio/bio151.html
http://www.biogdz.ru/10-11-klass/tema-4-4-proiskhozhdenie-cheloveka.html
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-biologii-na-temu-dokazatelstva-proishozhdeniya-cheloveka-shodstvo-i-razlichiya-cheloveka-i-chelovekoobraznih-o-1009863.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии