Черный цвет в романе преступление и наказание. Курсовая работа Символика цвета в романе Ф

Черный цвет в романе преступление и наказание. Курсовая работа Символика цвета в романе Ф

Курсовая работа: Цветовая символика в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Цветовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Достоевский Ф.М.

Все уровни организации художественного текста “Преступления и наказания” подчинены стержневой мысли произведения. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Раскольникова о делении человечества на две неровные части неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых занимает сам герой. Роман проникнут символикой. Многие исследователи обращали внимание на “символическую заостренность литературных характеров Достоевского”. Но совершенно особую роль в произведении играет цвет.

В произведениях Достоевского цвет, цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Анализируя использование цвета в романе “Преступление и наказание”, можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Но цветовая гамма в описаниях писателя вовсе не ограничивается только желтым цветом, так как на протяжении всего романа мы встречаем и белый, и красный, и черный цвета, которые играют немаловажную роль во всех описаниях.

Вернемся к основному цвету произведения — желтому. Какова его символика? Прежде всего, желтый цвет ассоциируется с болезнью, если речь идет о человеке. И напротив, когда говорится о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое, он способен вызвать радостные эмоции. Однако в романе “Преступление и наказание” этого не происходит. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей — это болезненный цвет. Например: “Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару”; “Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою. ”

Здесь “желтый сахар” сочетается с надтреснутым сломанным чайником и “слитым чаем”, который также имеет желтый цвет. Во втором примере — “желтый стакан”, т.е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: “пожелтелая меховая кацавейка” Алены Ивановны, “совсем рыжая, вся в дырах и пятнах” шляпа Раскольникова и т.д.

Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями… “Мебель вся очень старая из желтого дерева… громовые картинки в желтых рамках. ” Так описывает автор квартиру старухи процентщицы. А вот описание жилища Раскольникова: “Это была крошечная клетушка, шагов в б длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями. ” Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом. Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно-желтый цвет. Например: Мармеладов — “с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками. ”; лицо Порфирия Петровича было “цвета больного, темно-желтого”.

Иногда в описании портретов героев определение “желтый” уступает место близкому по эмоциональной и цветовой окраске определению “бледный”. Например: “бледное, с горящими глазами лицо” Сонечки, “… краска бросилась в бледное лицо Дуни” и т.д. Желтизна и бледность — неотъемлемая характеристика всех жителей Петербурга. Это подтверждается в эпизоде встречи Сони с незнакомым барином: “широкоскулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. ”

Таким образом, желтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Автор наблюдает за своими героями через “желтые очки”. Так случается с человеком, который теряет сознание и какое-то время видит все в желтом цвете. И на этом же фоне большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь красный. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. Раскольников замечает, что в квартире “стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном… Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром… Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки”.

Контраст красного цвета на фоне желтого оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова. Так же резко на фоне болезненно-желтого цвета выделяются и другие краски, и прежде всего цвет глаз у героев. Это “замечательные голубые глаза Сонечки” и уже совсем другие голубые глаза Свидригайлова с “холодным, тяжелым взглядом”; это “прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом” на первых страницах романа и эти же глаза “с воспаленным”, а затем и “помертвевшим взглядом” после совершенного убийства и т.д. По этим примерам можно увидеть, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т.е. глубокого, цвета к “воспаленному”, т.е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т.е. бесцветному.

На фоне желтого, серого и красного обособляется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой. Зеленый — цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение. Он встречается во втором, “африканском” сне Раскольникова об оазисе, выражая неосознанную жажду душевной ясности и чистоты, наяву же это чувство подавляется. Сонечка — идеал христианской кротости и смирения появляется в конце произведения в зеленом платке. Сам момент, когда она его надевает, символичен. Это случается в Сибири, в остроге, куда она в очередной раз приходит навестить Раскольникова в то утро, когда в нераскаявшемся убийце происходит перелом. Идя утром на “работы”, он видит дальний берег, где “была свобода, где жили люди, не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли времена Авраама и стад его”. Именно в это утро Раскольников понимает, что бесконечно любит Соню, чувствует, что воскрес, что наконец-то “наступила жизнь”.

Итак, можно сделать вывод о том, что использование определенных цветов в романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Автор использует в описании практически всю гамму цветовых обозначений (черный, сиреневый, голубой, синий, коричневый, розовый и т. п.) и не ограничивается, как это может показаться на первый взгляд, только желтой палитрой.

Презентация НОУ “Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Исследовательская работа по литературе учеников 10 класса Пономарёва Фёдора, Мочалова Михаила Учителя: Шитова М.В., Миронович С. Н. 2014г

Эта тема нас заинтересовала потому, что влияние цвета на эмоциональное состояние человека является предметом пристального изучения психологов, учёных, эзотериков. Эта тема «Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сегодня, по-нашему, важна, значима и очень актуальна, так как цвет, по мнению всех психологов и эзотериков, влияет на характер, состояние души, внутренний мир человека, на его отношение к жизни и даже на его работоспособность. А что может быть важнее ЧЕ – ЛО – ВЕ – КА?! Психология (от греческого – душа; – значение) – это наука, изучающая поведение и психологические процессы людей и животных. Основной вопрос – что движет человеком, его поведением в той или иной ситуации, каковы процессы его внутреннего мира. Эзотерика (от греческого – внутренний) – это область специфических взглядов о глубинно – мистической сути человеческой души, жизни, включая религию. (Философский словарь. Издательство «Политическая литература», М. 2004 г.)

Читать еще:  Как сделать ставки на спорт бизнесом: перспективные схемы, советы по выбору вида спорта и букмекерской конторы. Заработок на ставках

Цель: Значение символики цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Задачи: 1)Изучить историю символики цвета с точки зрения психологии и эзотерики. 2)Определить роль колоративной лексики 3)Узнать, как Ф. М. Достоевский использует цветовую гамму в романе

Символика цвета имеет данную историю. Люди с незапамятных времён придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные спектры дающие семь цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный – цвет Марса, синий – цвет Венеры, жёлтый – цвет меркурия, зелёный – цвет Сатурна, пурпурный – цвет Юпитера, жёлтый – цвет Солнца, фиолетовый – цвет Луны

Цвет и характер Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находят своё подтверждение в теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи. Каждый человек отдаёт предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трём (в зависимости от того, где эти цвета используются – в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т. д.). Белый – синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нём заложен многозначительный смысл; Чёрный – цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни; Серый – любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур; Красный – цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный; Коричневый – выбирают те, кто твёрдо и уверенно встал на ноги; Жёлтый – символизирует спокойствие, непринуждённость в отношениях с людьми, интеллигентность; Синий – цвет неба, расслабления, скромности и меланхолии; Такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устаёт; Зелёный – цвет природы, самой жизни, весны. Тот кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения; Оранжевый – любимый цвет людей, обладающих интуицией

Учёные о роли цвета. Влияние цвета на эмоциональное состояние человека давно является предметом пристального изучения психологов. Хазрат Иннайят Хан писал: «Первый вопрос, возникающий в сознании умного человека, таков: что есть в звуке и цвете, что взывает к человеку?» Цвет – это один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. Известный немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте разработал теорию цвета и сформулировал тонкие психологические состояния, связанные с восприятием контрастных цветовых сочетаний, в знаменитом «Учении о цвете», над которым он работал 20 лет. Работа Иоганна Вольфганга Гёте актуальна до сих пор и стала основой для бесчисленных научных разработок, в том числе и в области медицины

Символическое значение цвета в романе Достоевского «Преступление и наказание». Роман проникнут символикой. Многие исследователи обращали внимание на «Символическую заострённость литературных характеров Достоевского». Но совершенно особую роль в произведении играет цвет. Жёлтый цвет в романе присутствует почти во всех помещениях и создает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали. Грязно-желтый, уныло желтый, болезненно желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. Ф.М. Достоевский трактует красный цвет и как позитивный, привлекающий и радующий, и как отрицательный: красный – цвет здоровья, счастья, радости – становится цветом болезни, страдания, горя (болеющая чахоткой Катерина Ивановна с красными пятнами на щеках). Голубой цвет символизирует бесконечность и даль, тоску и верность. Именно благородство и самопожертвование Сонечки подчеркивает Достоевский голубым цветом глаз героини. Благодаря Соне в нераскаявшемся убийце происходит перелом

На фоне желтого и красного обособляется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости. Использует Достоевский и символику других цветов. Например, чёрный – неизвестность. Это олицетворение скорби, темной силы, страха и ужаса Контрастен чёрному белый цвет, который является не только символом чистоты, невинности, но и печали. Белый, как правило, обозначает чистоту и непорочность. Ярким подтверждением этому является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице, которая предпочла смерть позору. Здесь мы видим и белое платье, и белый рюш, мраморного цвета руки, светлые волосы, белые нарциссы с зелёными стеблями, которые у некоторых народов возлагают на могилы. Серый цвет в роман также символичен. С самим понятием «серый» возникает множество ассоциаций. Серость в отношении к людям говорит об их никчемности, забитости, не способности к проявлению и реализации самих себя

III. Заключение Итак, можно сделать вывод о том, что использование определённых цветов в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Автор использует в описании практически всю гамму цветовых обозначений (красный, жёлтый, зелёный, белый, чёрный и т. п.) и не ограничивается, как это может показаться на первый взгляд, только жёлтой палитрой. Конечно, жёлтый цвет встречается в романе наиболее часто, чем остальные. Таким образом, жёлтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создаёт глубокое впечатление всеобщей убогости и болезненности. Писатель как бы наблюдает за своими героями через «жёлтые очки». Мы убедились, что основным приёмом использования цветовых определений, символов, является противопоставление основного жёлтого, болезненного фона другим цветовым обозначениям, характеризующим душевный порыв героев.

Мы увидели, что наиболее часто используемыми цветами в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» являются жёлтый, голубой, красный, белый, серый и чёрный. Безусловно, использование определённых цветов в романе играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. По нашему мнению, цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и его сюжетной схеме и идеальному содержанию, а также помогает понять идею произведения, характеры героев и их душевное состояние. Благоприятные Нейтральные Неблагоприятные Голубой – символизирует бесконечность глубины и простора Чёрный – неизвестность Жёлтый – болезненность Зелёный – ясность и чистота Серый – никчёмность, забитость, серость Красный – цвет крови и преступления Белый – чистота, непорочность, вера в будущее Белый – Белый – смерть (белое платье)

Любая мысль у Ф. М. Достоевского, добрая или злая, по его собственному выражению, «наклёвывается, как из яйца цыплёнок». Мы считаем все художественные особенности и поэтика «Преступление и наказание» служат средством раскрытия особой духовности Достоевского. Работая над произведением, писатель главным образом стремился проследить «психологический процесс преступления». Именно потому «Преступление и наказание» считается произведением, в котором наиболее ярко обозначилось своеобразие психологизма писателя.

Читать еще:  Как нарисовать зайца по клеткам? Графические диктанты (Рисование по клеточкам) Способы математического диктанта по клеткам.

Таким образом, мы убедились, что цвет обладает лечебными свойствами, а его отсутствие – губительно сказывается на здоровье человека. Цвет – это жизнь. Мы прониклись этой темой так глубоко, что не только изучили символику цвета в романе Достоевского «Преступление и наказание», но и провели своё наблюдение – опрос среди учащихся 10 класса. Нам захотелось узнать, какое значение имеет цветовая гамма в жизни каждого из нас. Вопросы: 1)С каким настроением вы просыпаетесь, приходите в школу? Жёлтый (2) Красный (7) Зелёный (5) Синий (3) Чёрный (1) 2)Какими цветами радуги вы можете описать данный предмет? Жёлтый (5) Красный (3) Зелёный (7) Синий (1) Чёрный (2) 3)Каким цветом вы можете описать свой дом, школу? Жёлтый (7) Красный (1) Зелёный (1) Синий (3) Чёрный (6) 4)Какими оттенками цвета вы можете обозначить взаимоотношения с одноклассниками, друзьями? Жёлтый (4) Красный (4) Зелёный (4) Синий (6) Чёрный (0) 5)С каким настроением вы уходите из школы? Жёлтый (10) Красный (3) Зелёный (4) Синий (1) Чёрный (0) Анализируя ответы учащихся 10 класса, мы пришли к выводу, что преобладают зелёный, красный, жёлтый оттенки цвета. Хочется верить, что большинство наших одноклассников любят жизнь, школу и всё, что их окружает.

Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Настоящая работа представляет собой попытку выявления и исследования символического значения цвета в прозе Ф. М. Достоевского. Стремление наиболее полно выявить множество очевидных и скрытых смыслов, содержащихся в образах, диктуется желанием понять духовный мир писателя и систему его ценностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ЦВЕТОПИСЬ КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
ГЛАВА 2. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
2.1. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА
2.2. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ
2.3. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ПЕТЕРБУРГА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Прикрепленные файлы: 1 файл

символика цвета в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА»

Факультет_______ русского языка и литературы _____________________

Кафедра____________ литературы _ __________________________

Тема. Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Студента 5 курса

к. ф. н., доц. Кондратьева В. В.

ГЛАВА1. ЦВЕТОПИСЬ КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

ГЛАВА 2. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

2.1. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА

2.2. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ

2.3. РОЛЬ ЦВЕТА В СОЗДАНИИ ОБРАЗА ПЕТЕРБУРГА

Настоящая работа представляет собой попытку выявления и исследования символического значения цвета в прозе Ф. М. Достоевского. Стремление наиболее полно выявить множество очевидных и скрытых смыслов, содержащихся в образах, диктуется желанием понять духовный мир писателя и систему его ценностей.

Содержание работы находится в русле тенденций современного литературоведения, активно разрабатывающего проблему интерпретации художественного текста.

Чтобы понять глубинный смысл произведения, нужно знать “язык цветов”, их символический смысл. В работе выявлена символика цветов в русской литературе на примере романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Актуальность данной работы определяется следующими фактами:

1) Символика цвета в романе Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» недостаточно изучена.

2) Достоевский по праву считается одним из лучших писателей в мире. Тонкий психологический анализ внутреннего мира героев его романов ещё глубже раскрывается через призму символики цвета, где не последнее место занимают христианские символы.

Несмотря на большое количество работ, исследующих смысловое многообразие произведений писателя, этот аспект изучения его творчества остается актуальным, поскольку процесс постижения смысла великих художественных творений, к числу которых принадлежат произведения Ф.М. Достоевского, нескончаем. Никакому акту осмысления произведений искусства (даже самому проникновенному и глубокому) не дано оказаться единственно и исчерпывающе правильным, ведь любой художественный текст является, по определению Б. М. Гаспарова, «частицей непрерывно движущегося потока человеческого опыта» и каждый раз существует в новой смысловой среде, какой является «каждый новый случай предложения и восприятия текста».

Предмет исследования: Символика цвета в романе Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание».

Объект исследования: роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Целью исследования данной работы является раскрытие символики цвета в романе «Преступление и наказание».

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1) Изучить теорию вопроса по проблеме цветописи в художественном тексте.

2) Исследование теоретического материала по символике цвета.

3) Перечислить цвета в романе Ф. М. Достоевского и выявить их связь с образами героев.

4)Анализ символики цвета «Преступления и наказания»

Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы, в которых рассмотрены теория определения символа, проблемы символа и его связь с реалистическим искусством ( А.Ф. Лосев, С.С. Аверинцев, А.П. Квятковский), работы по изучению символики света Достоевского в данном произведении (А.Ф. Лосев, К.В. Мочульский).

ГЛАВА 1. ЦВЕТОПИСЬ КАК ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

. Символ только тогда истинный символ,

когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине.

Д. Мережковский(О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы)

Вопрос об использовании цвета в литературном творчестве как особого приема, средства передачи авторского сознания и особенности идиостиля еще тщательно не разработан, не имеет четкой теоретической основы. Но говорить об абсолютном отсутствии информации по данной теме нельзя, так как цвет изучается и в других сферах: дизайне, психолингвистике, искусстве вообще, иконографии, фольклоре и мифологии.

Цветопись – Искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения.[Кузнецов А. С. эл. ресурс]

Для исследователей цвет в литературе имеет особый, исключительный интерес, так как писатель, как и любой человек, использует его интуитивно, подсознательно, что говорит об индивидуальном миросозерцании, неординарном взгляде на окружающий мир. Хотя употребление того или иного цвета может быть объяснено религиозными убеждениями, образованием, воспитанием, именно в этом и есть принципиальное различие цвета в литературе от цвета, например, в живописи, где использование цвета часто, но не всегда, подчинено традициям, в которой колорит входит в систему изучения живописи непосредственно. Закономерность в использовании цветообозначений уходит корнями в глубокую древность. В памятниках древнерусской письменности преимущественно названными, по свидетельству Д. С. Лихачева, оказываются белый, черный, красный цвета [Лихачев Д. С. эл ресурс]. В работе Л. В. Зубовой та же особенность отмечена и для русской классической литературы.[Зубова Л. В. эл. ресурс] Проблема цвета интересует представителей разных наук.

С помощью цвета можно вызвать у читателя сложную гамму чувств и настроений при восприятии художественного произведения, так как он обладает огромной силой эмоционального воздействия, способностью выражать не только “видимые”, внешние признаки, но и тончайшие психологические состояния. На протяжении всей своей истории человечество выработало целую систему ассоциаций, связанных с тем или иным цветом, имеющих особое символическое значение. Следует также помнить, что в каждой национальной культуре присутствует специфическое восприятие цвета. Все это необходимо учитывать при анализе произведений, для обозначения стиля автора.

Все цветообозначения можно условно разделить на две функциональные группы:1)называющие цвет предмета в натуре[Лихачев Д. С. эл. ресурс], – изображение одной из реальных характеристик чего-либо. В таком рассмотрении цвета нельзя говорить об абсолютном отсутствии символического значения, так как в каждой культуре есть исторически сложившиеся ассоциации, параллели цвета с другими объектами и явлениями действительности. [Кандинский В. эл. ресурс] 2) несущие в себе подчас трудноразличимое символическое значение. Именно эта группа цветообозначений в большей мере может раскрыть отдельные грани индивидуального стиля писателя.

Читать еще:  Образ одного из помещиков мертвые души. Образы помещиков в поэме «Мертвые души» Гоголя

Цвет играет важную роль в литературных произведениях, причем важно учитывать, что изображение цвета не является целью писателя, а служит реализацией творческих замыслов. В использовании цвета раскрывается индивидуальный стиль писателя, авторское виденье мира и его воплощение в произведениях.

ГЛ. 2. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РОМАНЕ Ф. М. ЖОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Совершенно особый подход к цвету мы наблюдаем в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Лучшие романы Достоевского «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» значительно менее красочны, чем «Война и мир» Толстого и «Анна Каренина». Хотя нельзя не отметить общие черты в эволюции колорита в романах Толстого и Достоевского. У обоих писателей переход к зрелости ознаменован снижением и ограничением цветности.

В чем же причина резкого понижения цветности в русской демократической литературе 50-80 годов XIX века? Может быть, это отражение остроконфликтных, кризисных состояний эпохи, приближающих не только литературу, но и часть живописи к атмосфере трагедии?

Достоевский пишет в «Подростке»: «Я записываю лишь события, уклоняясь всеми силами от всего постороннего, а главное – от литературных красот».[Достоевский, с. 2] Художник, как известно, не был мастером пейзажного искусства, в его произведениях пейзажи малочисленны. Но закатов, изображений закатного солнца у него много. Целых 45 описаний! И из них – поразительная вещь – только в четырех упоминается цвет. Остальные лишены красок вовсе, зато очень грустны. «Пейзаж – это состояние души», – сказал кто-то. К Достоевскому этот афоризм имеет самое прямое отношение. У него особая, своеобразная восприимчивость к цвету.

Достоевский – творец психологически акцентированного, острозвучащего цветового штриха. И этот штрих всегда направлен, ему придается множество сложных оттенков, бытовых и психологических подтекстов. Достоевский дает примеры использования экспрессивного цвета. Экспрессия эта создается применением цвета обычного, но рядом идет острая сюжетная разработка. Достоевский вводит читателя в мир усложненной, но чрезвычайно выразительной трактовки цвета. Он создает совершенно оригинальное направление в использовании его в литературе.

2.1. РОЛЬ ЦВЕТА В РАСКРЫТИИ ОБРАЗА РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА.

Произведение Ф. М. Достоевского отличает предельный драматизм идейных столкновений, катастрофичность ситуаций, непримиримость суждений. Достоевский искренне и страстно высказывает и отстаивает свои идеи, взгляды, он страдает, не находя ответов на сложные вопросы бытия. Герой интересует Достоевского не как элемент действительности, обладающий определенными и твердыми социально-типическими и индивидуально- характерологическими признаками, не как определенный облик, слагающийся из черт односмысленных и объективных, в своей совокупности отвечающих на вопрос – “кто он?”. Нет, герой интересует Достоевского, как особая точка зрения на мир и на себя самого, как смысловая и оценивающая позиция человека по отношению к себе самому и по отношению к окружающей действительности. Достоевскому важно не то, чем его герой является в мире, а то, чем является для героя мир и чем является он сам для себя самого. [Бахтин М. М. эл. ресурс]

Умами многих людей прошлого века владела ложная идея превосходства одних людей над другими, права сильной личности повелевать другими, решать их судьбы. Пленниками этой идеи стали герои анализируемого романа — Родион Раскольников и Аркадий Иванович Свидригайлов.

Родион Раскольников — главный герой романа, живет в мрачной, угнетающей обстановке Петербурга. Бедный студент. Раскольников чувствует себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков, разряженной публики. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни, Раскольников решается на убийство процентщицы Алены Ивановны.

Идея заключалась в том, что, по мнению Родиона, можно совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести»: можно убить глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку(1, эл. ресурс), взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел.

Раскольников много думал об этой идее, пока не нашел ей объяснение. Он пришел к выводу, что все человечество издавна делится на две категории: на людей обыкновенных, подчиняющихся силе, «тварей дрожащих» и на сверхлюдей, которым все дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже перед преступлением. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон:

Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель. Так доселе велось и так всегда будет!(1, эл. ресурс)

Уверовав в эту идею, Родион хочет испытать себя: кто он — «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»? Но, убив старуху-процентщицу, Раскольников убедился, что он вовсе не «существо высшего порядка», так как преступление не принесло ему ничего, кроме страданий и мук совести.

И вот, пытаясь переделать в себе человеческую натуру, отделить волю от совести, Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Играя роль «властелина», он понимает, что такая роль не для него. Убив процентщицу, Родион убивает все то человеческое, что связывало его с окружающим миром, с людьми: «Я себя убил, а не старушонку».(1, эл. ресурс)

После убийства Раскольников переживает состояние отрешенности от мира, его душа объята «мертвым холодом». Это ужасное ощущение становится расплатой за совершенное преступление.

Герой понял, что все люди незримо связаны между собой и каждый человек, его жизнь — безусловная ценность, поэтому никто не имеет права распоряжаться жизнью другого человека.

Трагизм Раскольникова — в ложности его собственной теории. Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к прежней, нормальной жизни смог только через страдания.

Самым распространенным цветом в романе оказывается желтый. Он присутствует почти постоянно, оказывает сильнейшее воздействие на действующих лиц и читателя, и даже является двигателем сюжета, определяя роковую участь героев. С. М. Соловьев, пишет, что произведение Достоевского создано при использовании фактически одного желтого фона! Этот желтый фон — великолепное, целостное живописное дополнение к драматическим переживаниям героев[Соловьев С. М. эл. ресурс]. Достоевский явно не любит желтый цвет: свое отрицательное отношение к желтому он высказывал неоднократно. Кроме воспоминаний о детстве, на отношение к цвету влияли, должно быть, и другие факторы, прежде всего – знания традиционного к нему отношения в народе, в христианстве.

Пронзительно желтый цвет в народной символике связывается с завистью и ревностью (“желтый от зависти»). Чаще всего желтый цвет понимается как цвет Солнца: по своей двоякой природе это “цвет чутья, догадки, интуиции, так легко сбивающих с толку, в которых ведь заключена своеобразная солнечная мощь, всепроникающая и всепросветляющая. Золотисто-желтый, с легкой красноватинкой цвет относится чаще всего к зрелой мудрости; бледно-желтый – к коварной агрессивности, например в представлении о цвете одежды Иуды.[Лосев А. Ф. эл. ресурс] Поэтому в средние века иудеи должны были носить желтые одежды.

Источники:

http://ronl.org/kursovyye-raboty/literatura-i-russkiy-yazyk/799944/
http://infourok.ru/prezentaciya-nou-simvolika-cveta-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-1140997.html
http://www.referat911.ru/Literatura/simvolika-cveta-v-romane-f/82873-1731291-place1.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии