1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Через мечты развивается эмоциональный интеллект. Как развить эмоциональный интеллект, зачем его развивать

Как развить эмоциональный интеллект, зачем его развивать

Вы хотите управлять своими эмоциями, быть счастливым без внешних стимулов? Высший уровень развития эмоционального интеллекта – все, что для этого нужно. Он обеспечит постоянную внутреннюю мотивацию, удовлетворяющую вас жизнь (без труда будете понимать, что вам нужно именно сейчас), рациональное и продуктивное решение вопросов без включения лишних, ненужных или опасных эмоций. Понимать, управлять и регулировать свои и чужие эмоции просто. Из статьи вы узнаете, как именно это делать.

Зачем развивать эмоциональный интеллект

«Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его. Оно зависит не от обстоятельств, а от себя», – Лев Толстой, отечественный писатель и мыслитель.

Управление эмоциями автоматически предполагает управление разумом. Нельзя быть продуктивным в ситуации эмоциональной «зашлакованности» или принимать серьезные решения в моменты тревоги, гнева, раздражения. Зачем развивать эмоциональный интеллект? Чтобы мыслить ясно и в верном направлении, чем ускорять течение дел в своей жизни и обеспечивать легкость общения и взаимоотношений.

Человек, способный управлять эмоциями, весел и активен. Его жизнь – мир возможностей и радости, за что ее невозможно не любить. Его противоположность – заложник негативных и хаотичных мыслей, угрюмый и недовольный собой тип. За неуместные эмоции ему приходится расплачиваться здоровьем, деньгами, репутацией, иногда жизнью.

Эмоциональный интеллект (EQ) – основа харизмы, обаяния, стрессоустойчивости, умения оставаться уравновешенным в любой ситуации. Кроме того, это залог продуктивных и крепких отношений в семье и на производстве. Понимание эмоций других людей – обязательный компонент для умения общаться. А общаться нам приходится каждый день.

Эмоциональный интеллект позволяет:

  • выражать и понимать эмоции (свои и чужие);
  • включать эмоции в рассуждения;
  • оценивать эмоции и определять их причины;
  • контролировать эмоции и управлять ими.

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

  • отличаются большей работоспособностью и продуктивностью;
  • больше остальных довольны своей внешностью (особенно девушки) и весом;
  • точнее других определяют эмоции по мимике;
  • ответственнее относятся к учебе, работе (меньше пропусков по неуважительным причинам).

Признаки низкого эмоционального интеллекта

Определить наверняка уровень EQ и необходимость его развития можно с помощью специальных тестов. Однако есть несколько признаков, позволяющих заподозрить низкий уровень эмоционального интеллекта:

  • неуверенность в себе, сомнение в правильности действий;
  • излишняя самокритика;
  • проблемы и трудности в общении, неспособность найти общий язык с людьми;
  • скромное и непредвзятое отношение к окружающим людям.

Как развить эмоциональный интеллект

Речь идет о развитии навыка, соответственно, применимы те же способы развития, что при формировании других навыков. Но прежде обратите внимание на условия развития:

  • ежедневные тренировки;
  • терпение и дисциплина;
  • высокая мотивация.

Обрести контроль над своими, а тем более чужими эмоциями не просто. Не ждите легкой и быстрой победы, будьте готовы к трудностям и маленьким шагам назад ради мощного прыжка вперед. Итак, как развить эмоциональный интеллект:

  1. Изучите свои индивидуально-личностные особенности. Они влияют на то, что, когда и как вы чувствуете. Условия и специфика принятия решений также обусловлена характером, темпераментом и другими психическими особенностями. Например, холерику в силу врожденных причин очень сложно контролировать эмоции, а флегматик испытывает явные трудности с их пониманием. Проведите полноценную личностную диагностику с помощью психологических методик. Помните, что человек меняется ежедневно, даже врожденные особенности корректируются. Наблюдайте за собой, фиксируйте изменения с помощью рефлексии. Нужно узнать, кто вы, а уже затем учиться понимать, что чувствуете.
  2. Будьте осознанными, расслабленными и открытыми. Познание своих эмоций начинается с медитации и релаксации, то есть обретения максимального единства тела и разума. Освойте эти и другие техники саморегуляции, например, дыхательные. Они позволят сохранять и возвращать рациональность в напряженных ситуациях, ограничат от принятия решений сгоряча.
  3. Определите, какой именно компонент эмоционального интеллекта требует доработки: выражение и понимание эмоций, рассуждение и сравнение, оценка и поиск причин, управление. Определите актуальный для себя уровень эмоционального интеллекта.
  4. После того как познаете свои эмоции, переходите к изучению других людей. Начните с попыток поставить себя на место другого человека. Почему человек раздражен? Он устал, обижен, недоволен своей жизнью? Каждый день проводите это упражнение – придумывайте как можно больше причин (источников) той или иной эмоции (чувства).
  5. Ведите дневник настроения и учитесь дифференцировать эмоции. Учитесь проговаривать свои чувства, отличать тревогу от страха, а злость от обиды. Записывайте динамику чувств. Это позволит определить корни эмоций, процентное соотношение позитива и негатива и преобладающие эмоции.
  6. Развивайте интеллект, расширяйте кругозор. Ограниченность мышления и восприятия ограничивает и понимание эмоций. Смотрите фильмы, читайте книги, творите, ходите на выставки. Чем в больших сферах будете задействованы вы, тем больше вы узнаете разносторонних и уникальных людей, осознаете невозможность обобщения и многообразие человеческих чувств.
  7. Разбейте свое окружение на жизненно важных и второстепенных людей. Сконцентрируйте эмоциональный интеллект на первой группе. С близкими людьми эмоциональное общение должно быть особенно интересным и содержательным. Окружайте себя теми, у кого хочется учиться, гармоничными и эмоционально интеллектуальными людьми.
  8. Учитесь мыслить с перспективами, не давайте обещаний, которые не сможете выполнить. Не обещайте, даже если уверены, что справитесь. Кроме субъективных факторов на жизнь влияют внешние стимулы, которые не всегда можно предугадать.
  9. Формируйте позитивное мышление и ответственность за собственную жизнь. Вы – источник всех событий в сценарии жизни. Учитесь быть независимым от внешних обстоятельств.
Читать еще:  Сценарий страницы казачьей поэзии. Новосибирский государственный областной дом народного творчества

При осознании глубоких психологических проблем и травм, мешающих самостоятельно работать над развитием эмоционального интеллекта, обратитесь к психотерапевту.

Здоровым людям кроме названных рекомендаций будет полезен психологический тренинг. Как непосредственно по повышению мастерства общения или эмпатии, так и более узкого профиля: повышение самооценки, личностный рост, управление гневом и т. д.

Упражнения на развитие отдельных компонентов EQ

Кроме общих рекомендаций по развитию EQ познакомьтесь с практическими упражнениями для развития отдельных навыков. Возможно, вам не хватает умений только в одном из них.

Осознанность

Заткните уши и максимально напрягите зрительный анализатор. Внимательно рассмотрите все, что вас окружает. Постепенно картина должна стать ярче, а вы заметите новые детали в привычной для вас обстановке.

Затем закройте глаза и напрягите слух. В обычных условиях мы воспринимает звуки на расстоянии максимум 1,5 метра от нас. Сконцентрируйтесь, вы должны услышать большее.

Третьим этапом закройте глаза и уши, чувствуйте. Вы должны осознать свое тело и его взаимодействие с внешним миром. Возможно, вы ощутите ветерок или покачивание.

Достаточно проводить методику раз в неделю, чтобы научиться лучше распознавать интонации и кратковременную мимику. Вы сможете точнее определять истинные и скрытые мотивы собеседника, посылы в вашу сторону, а также свои реакции на это. Кроме того, станете лучше понимать, как тело реагирует на те или иные эмоции.

Адаптивность (приспособление к ситуациям)

Запишите на карточках названия эмоций. Вытаскивайте карточки по одной и изображайте те эмоции, которые на них записаны. Упражнение можно проводить в виде игры в компании.

Самооценка

Определите свою «позу силы». Что это такое? Поза, повышающая уровень дофамина – гормона радости, удовольствия, активности, эйфории. К наиболее популярным позам силы относится: прямая вытянутая осанка, вздернутый вверх нос и подбородок, поднятые вверх руки. Вставать в такие позиции на людях не стоит – не так поймут. А вот дома уделять по минуте на свою позу силы нужно. Также эффективно постоять в таком положении перед переговорами – во время них будет проще запомнить и усвоить информацию, вы будете чувствовать себя увереннее.

Мотивация

Выпишите 10 ваших любимых занятий. Теперь каждое из них назовите одним глаголом, максимально точно передающим содержание. Один глагол – один месяц. Теперь 10 дней в каждом месяце вам нужно прожить под девизом конкретного глагола.

Послесловие

Существует интересное мнение, что эмоциональный интеллект – это мудрость. В данном контексте под мудростью понимается способность объединить ум, логику и эмоции. Также можно сказать, что эмоциональный интеллект – это комплекс социальных навыков, эмпатии, мотивации (адекватное преодоление неудач и трудностей, восприятие нового, выстраивание планов и целей, стремление к самоактуализации), саморегуляции и осознанности (осознание своих мыслей и эмоций, тела и поведения). Эмоциональный интеллект – баланс разума и сердца, та золотая середина, о которой мечтают многие. Развивать EQ и повышать его уровень можно и нужно на протяжении всей жизни.

Думать сердцем: Как и зачем развивать эмоциональный интеллект

Современная культура нацелена на продуктивность. Для многих активных людей это выливается не только в постоянное нервное напряжение, но и стремление рационализировать всё и вся в ущерб своим эмоциям. Но именно комфортное эмоциональное состояние позволяет добиваться больших успехов и помогает двигаться дальше, а рассудочные решения далеко не всегда совпадают с тем, чего нам хочется «в глубине души». На помощь может прийти концепция эмоционального интеллекта, которая поможет лучше понимать себя и свои импульсы. Объясняем, что это такое, и для чего нужно.

Чем отличаются чувства и эмоции?

И чувства, и эмоции влияют на наше психологическое состояние, но они существенно различаются. Чувством называется осознаваемый эмоциональный опыт (вспышка гнева, например). Эмоции возникают против воли человека, порождают конкретные чувства и часто бывают слишком сложны для того, чтобы отдавать себе в них отчет. В то же время их можно и нужно анализировать, чтобы уметь отделять себя от своего негативного опыта или настроения и сохранять приятный эмоциональный фон. Правда, чувственная сторона жизни может быть такой запутанной, что на осознание объемной эмоции может потребоваться много времени: иногда распознать влюбленность в лучшего друга за спектром постоянно вспыхивающих позитивных и негативных чувств получается только спустя годы и с помощью терапевта.

Дело осложняется и тем, что единого перечня эмоций до сих пор нет. В 1972 году психолог Пол Экман составил список шести базовых эмоций, в него вошли гнев, отвращение, удивление, счастье, грусть, страх. Позже Экман добавил в него смущение, увлечение, презрение, стыд, гордость, удовлетворение и волнение. Роберт Плутчик предложил другую классификацию эмоций, так называемое колесо. По его мнению, есть 8 главных эмоциональных пространств, которые могут пересекаться и порождать новые эмоции. Например, выцветшие изумление и ужас могут породить трепет, а досада и скука — вылиться в презрение.

Читать еще:  Проверка выигрыша лотерейных билетов золотая подкова. Как играть в лотерею «Золотая подкова» — правила, проверка билета, отзывы

Откуда взялась концепция
эмоционального интеллекта?

Понятие эмоционального интеллекта относительно новое, раньше такое словосочетание воспринималось как оксюморон. Серьезно о нем впервые заговорили в 1990 году после одноименной статьи Питера Саловея и Джона Майера для журнала Imagination, Cognition, and Personality. Они определили его как способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать эту информацию для дальнейших рефлексий и действий. Саловей и Майер отметили, что считают эмоциональный интеллект подсистемой уже известного социального интеллекта, который позволяет «понимать людей и управлять ими».

Дальше дров в костер подбросил — и продолжает подбрасывать — писатель, психолог и родной дядя автора «Мифа о красоте» Наоми Вульф Дэниел Гоулман: именно после его книги-бестселлера об эмоциональном интеллекте узнал широкий круг читателей. Гоулман сумел найти правильную интонацию для разговора с огромной аудиторией и увлечь ее не самой простой темой. Правда, писатель не только разжевал труды предшественников, но и предложил собственную трактовку: по его мнению, эмоциональный интеллект состоит не из четырех сфер, как предлагали Саловей и Майер, а из пяти.

Из чего он состоит?

В классической модели у эмоционального интеллекта четыре составляющих. Самосознание — способность распознавать свои эмоции и чувства; самоконтроль — возможность управлять ими; общественное осознание позволяет понимать эмоциональные процессы, происходящие в обществе; менеджмент отношений, затрагивающий и межличностные, и групповые. Гоулман соглашается с первыми двумя позициями, но по-своему комбинирует и разбивает остальные: помимо самосознания и самоконтроля, в его модели присутствуют внутренняя мотивация, эмпатия и социальные навыки. В целом классификация Гоулмана выглядит упрощенной, зато она крайне практична и не вызывает отторжения даже у тех, кто впервые сталкивается с темой.

Правда ли, что эмоциональный
интеллект важнее IQ?

В последние десятилетия ум оценивали только на основании IQ. Тем, кому «повезло» получить высокий показатель, прогнозировали большое будущее, а людям с низким подбрасывали всё новые способы для прокачивания интеллектуальных способностей. В Microsoft, например, раньше отбирали кандидатов по тому, как быстро они могли решить логические задачи.

О том, что кроме интеллекта есть другие не менее важные составляющие ума (в англоязычной литературе — intelligences), заговорил профессор Гарварда Говард Гарднер. Он утверждает, что ум следует оценивать не по IQ или другому единственному показателю, но по семи. Это склонность к лингвистике, логико-математическому мышлению (то, что в ущерб остальному так ценят в школах) и пониманию собственного тела, музыкальные способности, пространственное мышление и, наконец, способность хорошо ладить с другими людьми и собой. Позже Гарднер добавил к ним «ум натуралиста» (Невилл Долгопупс, привет) и еще допустил, что компетенции в экзистенциальных и моральных вопросах тоже могут быть небесполезными категориями при анализе личности.

Так что вынесенное в заголовок нашумевшей книги Гоулмана утверждение, что эмоциональный интеллект может быть важнее IQ хоть и верно (для некоторых людей в некоторых обстоятельствах), но больше является маркетинговой уловкой: эмоции, в отличие от интеллекта, всё еще свежая тема, на которой можно эффектно спекулировать.

Зачем развивать эмоциональный интеллект?

Наверняка вы не раз слышали о том, как легко кому-то продвигаться по карьерной лестнице. Или как хорошо кому-то удается общаться с собственными детьми. У героев этих ситуаций почти наверняка высоко развит эмоциональный интеллект, который позволяет им не только яснее осознавать свои цели (а значит, быстрее достигать их), но и успешно выстраивать коммуникацию с людьми на разных уровнях — в какой-то момент развития это становится необходимой ступенью в любой области.

Если продуктивность не кажется вам такой уж привлекательной, подумайте о том спокойствии, с каким можно воспринимать не самые похвальные свои и чужие поступки и эмоции, — развитый эмоциональный интеллект это позволяет. Стать бесчувственным чурбаном никому не грозит — наоборот, без ненужных рефлексий освобождается время на то, чтобы наслаждаться приятными проявлениями жизни и свести к минимуму неприятные (и сделать из них все необходимые выводы). Отметим, что самостоятельная работа со своими эмоциями не заменяет врачебной помощи, так что, если вы подозреваете у себя срочные или серьезные психологические проблемы, не стоит решать их самостоятельно.

Как это сделать?

Любопытствующим можно сперва пройти тест на определение эмоционального интеллекта. В конце этого опросника, например, дадут весьма мягкую оценку вашего эмоционального навыка, которую можно взять за отправную точку. Кроме того, тесты подобного рода помогают узнать себя в предлагаемых ситуациях («находясь в группе друзей, всегда ли вы можете понять, что чувствует каждый из них?») и самостоятельно проанализировать свои способности. А вообще, систем оценки много (SASQ, MSCEIT, ECI, например), но для того, чтобы в них вникнуть, требуется либо действительно много свободного времени, либо помощь специалиста.

В любом случае небесполезно будет почитать статьи Майера с Саловеем и работы Гоулмана. Первые два дадут академический взгляд, полезный для общего развития, а к книгам Гоулмана можно обращаться за более насущной информацией. Он дает ее достаточно, чтобы познакомиться с темой, и заставляет читателя выполнять несложные, но показательные упражнения вроде ведения дневника эмоций. Если времени на статьи и книги нет, можно воспользоваться проверенными методиками для саморазвития, пример хорошей есть здесь. Важно помнить, что развитие эмоционального интеллекта, как и любая другая перестройка, требует времени и отдачи, так что не стоит переживать, если в течение месяца у вас не наладится личная жизнь или вы не взлетите по карьерной лестнице (но наверняка даже за этот короткий срок будут заметны маленькие изменения в отношениях с людьми и собой).

Читать еще:  Аниме в жанре романтика приключение комедия фэнтези. Лучшие аниме-сериалы: фэнтези и мистика

Через мечты развивается эмоциональный интеллект. Как развить эмоциональный интеллект, зачем его развивать

Эмоциональный интеллект — это способность понимать эмоции, чувства и переживания — свои и чужие. Он позволяет сделать весь спектр эмоций своим помощником для достижения целей и выполнения любых задач.

Мы редко задумываемся о том, что вызывает раздражение, радость или гнев. Человек с развитым эмоциональным интеллектом умеет считывать эти сигналы и реагирует не на поступки и эмоции, а на причины, которые за ними стоят. Даже самые сильные переживания не застилают такому человеку глаза.

Кому нужно развивать эмоциональный интеллект?

Сегодня мир меняется очень быстро: для достижения успеха уже недостаточно быть специалистом в какой-то одной сфере знаний или получить один диплом о высшем образовании. Поэтому как никогда важно развивать так называемые мягкие навыки, среди которых и те, что можно причислить к эмоциональному интеллекту. Это актуально для людей любого возраста, но особенно — для подростков.

Подростковый возраст — время, когда идет активный процесс построения внешних коммуникаций. Если до этого момента мир ребенка был в достаточной степени определен, а практически все проблемы решали взрослые, то в подростковом возрасте человек выходит на новый этап коммуникации и социализации. Он сам начинает принимать решения: с кем ему общаться и кем быть, впервые возникают сложные жизненные ситуации.

Поэтому нужно помочь подростку развивать несколько аспектов одновременно, а именно понимание своих целей, намерений, переживаний и умение выстраивать общение с ровесниками, родителями и другими взрослыми. Этому и способствует хорошо развитый эмоциональный интеллект.

Как это сделать?

Важно понимать, что работа над эмоциональным интеллектом ждет и родителей подростков. В пубертате происходит гормональная перестройка, в результате которой дети становятся очень сложными для коммуникации: кажется, подростки совсем не слышат взрослых, а о передаче опыта речь почти не идет. Здесь потребуется развитый эмоциональный интеллект самих родителей.

Главное, не забывайте: намерения подростка всегда позитивны, какими бы негативными действиями они не проявлялись. Мудрость родителей в этот момент должна заключаться в том, чтобы не реагировать на резкие и, порой, неадекватные действия, а попытаться понять намерения, а также пересмотреть требования, предъявляемые к подростку.

Родительская помощь будет заключаться в выполнении вместе с ребенком заданий для развития эмоционального интеллекта. Вот несколько практик, которые я рекомендую. Предложите выполнить их своему подростку. Кстати, возрастных ограничений у этих практик нет: для многих взрослых они окажутся не менее полезными.

Про понимание себя

Упражнение «Квадрат настроений»

Считывание настроения, в котором находится собеседник, позволяет оценить перспективы общения и быстро подобрать подход. Ниже представлена схема, которая наглядно покажет, почему иногда так сложно наладить коммуникацию и договориться о чем-то.

Это квадрат эмоций или настроений. Настроение можно определить по двум критериям. Удовольствие — это эмоциональная составляющая. Энергия — физическая. Попробуйте сейчас оценить уровень своей энергии и уровень эмоций. В каком вы секторе?

Кстати, человек может действовать эффективно в любом из четырех состояний, примеры подходящих занятий для каждого находятся внутри цветных квадратов.

Постепенно можно научиться распознавать, в каком секторе настроения находится собеседник, и тогда общаться станет проще.

Про общение со сверстниками

Упражнение «Не обижайся!»

Когда кто-то говорит обидные слова или пытается задеть, важно помнить, что все прозвища, «обзывалки» к реальности никакого отношения не имеют. От того, что тебя назвали слоном, уши или хобот не вырастут. Это всего лишь «кривое зеркало», мимо которого всегда можно пройти, проигнорировав странное изображение. Игнорирование — еще один способ не обижаться и не «подпитывать» своей реакцией обидчика. Чтобы было проще, нужно задать себе вопрос: «Разве мне так важно мнение человека, который это говорит?» После этого полностью отстранитесь.

Перейти в режим игнора помогает ассоциативная цепочка. Посмотрите вокруг себя. Что вы видите? Например, видите стол, стул, шкаф. Эмоций ноль. И продолжаете — обидчик. Стол–стул–шкаф-обидчик — никаких эмоций. А еще можно представить себе обидчика в какой-нибудь смешной или глупой ситуации, чтобы злиться на него просто не получалось. На самом деле придется еще постараться не засмеяться.

Про общение с родителями

Слова часто вызывают негативную реакцию только из-за своей окраски, хотя их смысл нейтральный или даже позитивный. Самая яркая реакция обычно бывает на слово «должен»: «ты должен учиться», «должен убраться в комнате», «должен гулять с собакой», «должен слушать, что тебе говорят».

Сказать по правде, никто никому ничего не должен. Ты — никому, но и тебе — никто и ничего. Осознание этого помогает по-новому взглянуть на многие вещи. Вот как можно расшифровать несколько привычных реплик родителей.

1. «Ты должен учиться» = «я беспокоюсь за твое будущее».

2. «Ты должен убраться в комнате» = «тебе будет комфортнее».

3. «Ты должен гулять с собакой» = «твой пес тоже живой, и он по тебе скучает».

Звучит куда более оптимистично! А теперь к каждому «должен» в левой колонке можно написать справа, почему этого стоит хотеть. Например, «Ты должен учиться» может значить «Я хочу хорошо учиться, чтобы в будущем иметь хорошую работу и достойный уровень жизни».

Я уверена, что осознанное развитие эмоционального интеллекта у подростков и взрослых улучшает качество жизни, отношения в семье, кроме того, развитые soft skills — хороший фундамент для успешной жизни ребенка, какую бы сферу деятельности он не выбрал.

Источники:

http://psychologist.tips/3049-kak-razvit-emotsionalnyj-intellekt-zachem-ego-razvivat.html
http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/214785-emotional-intelligence
http://www.rbc.ru/trends/green/5dcbda2a9a794740f70f2be0

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector