9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чему лучше доверять при построении отношений — чувствам или разуму? Тема — номинативное предложение.

Что важнее для человека: разум или чувства?

А действительно, что важнее для человека: разум или чувства? Над этим вопросом давно бьются лучшие умы человечества. Великие ученые мужи планеты строили теории, предположения, спорили до хрипоты, но, увы, получить однозначный ответ на этот вопрос им не удалось. Человеческая жизнь столь многогранна, что в области, где правят чувства, разум часто бывает бессилен. Так что же дирижирует жизнью? Разум или чувства?

Очень часто страсть, любовь «ослепляют» человека, парализуют его волю, заставляя совершать подчас необдуманные поступки. В произведении М. Булгакова «Морфий» акушерка Анна готовит своему возлюбленному, молодому доктору Сергею Полякову, зависимому от наркотиков, раствор морфия. Анна, будучи медиком, хорошо понимала, что с каждый уколом убивает Сергея, но, любя его, не могла отказать, сопротивляться. Конечно, Анна отдавала себе отчет в своих поступках, осознавала, что каждая доза приближает кончину доктора. Сергей Поляков, такой молодой, такой подающий надежды врач, погибает.

Данное произведение является примером того, как чувства, завладев человеком, могут подавить его волю и привести к плачевному результату.

Многие люди, когда речь заходит об их авторитете, отставляют все чувства в сторону и руководствуются одним лишь только разумом. Так, Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба» в образе мудрого и уважаемого запорожского казака Тараса Бульбы изобразил человека, для которого честь — не пустой звук. Узнав о предательстве Андрия, о его романе с польской панночкой, Тарас понимает, что «пропал казак, пропал бесславно, как подлая собака» и принимает страшное решение – убить сына-предателя, опозорившего его перед казаками. В Тарасе боролись два сильнейших чувства: безграничная отцовская любовь и чувство долга перед товарищами. Конечно. Такое решение далось отцу нелегко, но мудрый Тарас не пошел на поводу у своих чувств и защитил честь своей семьи, своего рода и всего казачества. Этот поступок является примером того, как человек с четкими моральными принципами может противостоять силе эмоций.

Могут ли чувства или разум единолично управлять жизнью человека? Я считаю, что нет. «Разум и чувство -две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой», — писал В.Г.Белинский. Я абсолютно согласен с критиком, по-моему мнению, главное, чтобы разум и чувства жили в гармонии.

Как должны сочетаться разум и чувства?

Мы знаем, что разум и чувства не всегда бывают в ладах, но что делать со страхами и надеждами, куда деть чувство вины и где взять благодарность, когда в душе усталость и злость? Когда голова нам говорит, что мы не правы, чувства от этого утихают не всегда, нередко это порождает следующую волну внутреннего возмущения.

Лучше всего, когда разум и чувства дружат, поддерживают друг друга. Это помогает человеку жить в ладу с собой и эффективно решать встающие перед ним жизненные задачи.

Возможно ли это? Да, возможно, но для этого нужно потрудиться. Содружество разума и чувств — задача, решаемая только при высоком уровне развития личности. Чем ниже уровень развития личности, тем чаще жизненные вопросы решаются на уровне чувств. Женщины чаще позволяют себе жить чувствами, хотя при необходимости думают ничуть не хуже мужчин. Чем выше уровень развития личности — тем чаще идет обращение к разуму, однако лучшие результаты дает только содружество разума и чувств.

Читать еще:  Рисование 2 младшая группа елка. Организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) во второй младшей группе

Человек, живущий одной головой, не всегда понимает окружающих, обычно проигрывает им в спонтанности и в силе напора. С другой стороны те, кто живет чувствами без головы, слишком часто попадают в проблемные ситуации, которые казалось бы несложно было предвидеть.

Гармония разума и чувств возможна и необходима, при этом конкретная структура гармонии состоит не в равноправии разума и чувств, а в их иерархии: разум принимает ответственные решения, а подчиненные ему чувства ему в этом помогают. Без саботажа и своевольства.

Как в хорошей семье: муж глава семьи, а семья — счастливая и дружная.

Оптимальное взаимоотношения разума и чувств такое же, как взаимоотношения руководства и сотрудников в качественной, эффективно работающей организации. В такой организации есть службы, дающие руководству необходимую информацию, есть служба безопасности, мгновенно реагирующая по необходимости, и есть большое число сотрудников, занятых на разных производствах. Все эти службы и сотрудники исключительно важны, но все они подчиняются руководству. Гармония руководства и сотрудников в том, что руководитель разумно руководит, а сотрудники качественно делают то, что им поручено.

Такие же отношения между разумом и чувствами. Разуму нужна ориентировка, и большую часть информации ему предоставляют чувства — и внешние, и внутренние. В ситуациях опасности, где требуется мгновенное реагирование, могут включаться рефлексы, срабатывающие еще до включения головы. Кроме этого, чувства перестраивают организм под разные нужды и состояния, участвуют в процессе общения, создавая яркость и эмоциональную доходчивость. Все главные решения принимаются разумом, а чувства и эмоции — служат разуму, но не затмевают его, не мешают его работе.

Говорить о том, что перед лицом самых трудных и ответственных решений разум нередко пасует и его выручает чувства и интуиция, едва ли есть серьезные основания: нужно учесть, что большая часть тех явлений, которые не-специалисты привыкли называть «чувствами», на самом деле являются формами недискурсивного мышления, см.→.

Другое дело, бывает, что чувства настолько хорошо воспитаны, что им можно доверить уже многое: они работают уже практически самостоятельно, мудро решая все вопросы практически без включения разума. В хорошей организации руководитель не решает оперативные задачи, все делают подготовленные сотрудники. В хорошо построенной душе разуму не нужно напрягаться на каждый вопрос, чувства сами подсказывают наилучшие решения.

Если не хватает своего разума, стоит обратиться к разуму других достойных людей. Если же своя голова не работает и обратиться не к кому, — тогда прислушайтесь к себе, к своим чувствам. Чувства также могут подсказать мудрые решения, если только их тихие подсказки не заглушаются криками эмоций. Впрочем, в критической ситуации могут выручить и эмоции — в них мало разума, но бывает много силы, а это иногда спасительно. Если не позаботиться вообще ни о чем, люди переходят в режим автоматического реагирования, что, как правило, порождает проблемы.

У сына контрольная

У сына сегодня контрольная, но утром он говорит, что у него болит голова и кажется он заболевает. Реальность — он понимает, что плохо подготовился к контрольной, находится во внутренней панике и не хочет идти в школу (Голова работает слабо: сильнее оказывается страх и желание слить ответственность).

  • Сестра на это фыркает и говорит, что он дурак (О его состоянии сестра догадывается, но сочувствовать не планирует, да и думать о его проблемах не хочет. Возможно, за что-то мстит).
  • Папа требует, чтобы он немедленно отправлялся в школу (Состояние ребенка папа чувствует, но считает важным, чтобы сын на страхи не велся и за свою жизнь отвечал. Мужской подход: «Не подготовился к контрольной — твоя проблема»).
  • Мама чувствует панику сына и, подумав, предлагает решение оставить ребенка дома, но чтобы он сидел и занимался уроками. (У мамы работают и чувства, и голова, но склад мышления скорее женский, определенный ценностью «пожалеть и помочь»)
  • Бабушка состояние ребенка не чувствует, но по привычке вообразила самое страшное, ведется на свои чувства и хочет уложить ребенка в кровать (Все определяют чувства, а именно типичные для пожилых женщин страхи. Голова не включена. ).
Читать еще:  История искусств онлайн обучение. История искусства: десять лучших курсов для самостоятельного изучения

Кто устанавливает границы?

Ситуация раз. Семья решила купить машину, определили сумму, которую они могут себе позволить. Муж пошел в автосалон, продавец сыграл на его чувствах. Машина была куплена в кредит на сумму, в два раза превышающую заранее запланированную. Итоги — плачевные. Вопрос: можно ли назвать этого мужчину взрослым человеком?

Ситуация два. Девушка едет в отпуск на море, собирает чемодан. Она заранее подумала и решила, что более пяти наименований платьев, блузок, юбок и брюк на недельный отпуск ей не нужно, но затем полезла в гардероб. Там столько всего разного! Причем к этим брюкам нужна именно такая блузка, и вот к этой юбке нужно то. Девушка села за стол, взяла листок бумаги и около трех часов искала оптимальные сочетания цветов и фасонов. Комбинаторика оказалась не простой, но девушка была умной и упорной. Итого, по итогов ее расчетов, теперь в чемодан нужно упихивать восемнадцать платьев, двенадцать юбок и четырнадцать блузок. Вопрос: у этой девушки чувства действуют в рамках, определяемых ее головой, или ее умная голова обслуживает то, чем вдруг загорелись ее девушкины чувства?

ТЕМА — НОМИНАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ТЕМА-ВОПРОС

· В каких ситуациях нужно прислушаться к голосу разума?

· Всегда ли нужно прислушиваться к голосу разума?

· В каких ситуациях нужно прислушаться к голосу сердца?

· К чему стоит прислушиваться: к разуму или чувствам?

· Чем чаще руководствуется человек: разумом или чувствами?

· Должен ли разум брать верх над чувствами?

· Чувства сильнее разума… Справедливо ли это?

· Должен ли человек жить, повинуясь чувствам?

ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ

· «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств». (М. М. Пришвин)

· «Чувство — огонь, мысль — масло». (В. Г. Белинский)

· «Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным». (Лукреций)

· «Чувство — это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем, что живет. » (Пьер Симон Балланш)

· «Никогда не считайте бесполезным подчиняться влиянию, которое может пробудить в вас благородные чувства». (Джон Рескин)

Читать еще:  Цветовая палитра в драматургии А.П. Чехова: "Дядя Ваня", "Три сестры", "Чайка", "Вишневый сад"

· «Я думаю чувством, а чувствую мыслью». (Мигель де Унамуно)

· «Великим человеком может быть и благодаря своим чувствам – не только уму». (Теодор Драйзер)

· «Если разум творит человека, то чувство руководит им». (Жан Жак Руссо)

· «У сердца есть свой разум, который нашему разуму неизвестен». (Паскаль)

· «Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит, что следует делать». (Жубер)

· «Кто властвовать желает над собой, Тот должен чувства сдерживать порой». (Джеффри Чосер)

· «Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой». (В. Г. Белинский)

· «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти». (Шамфор)

· «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла». (Фирдоуси)

ТЕМА — НОМИНАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

· Спор разума и чувства…

· Разум и чувство: единство или противоборство.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ОПЫТ И ОШИБКИ»

ТЕМА-ВОПРОС

· На каких ошибках люди учатся?

· Учиться на ошибках или избегать их?

· Можно ли учиться на чужих ошибках?

· Можно ли избежать ошибок на жизненном пути?

· Что такое жизненный опыт?

· Возможно ли приобретение жизненного опыта без ошибок?

· Какие ошибки можно назвать непоправимыми?

· Какие уроки дает человеку история его народа?

· Важен ли для нас опыт предыдущих поколений?

· Чем может быть ценен для детей опыт отцов?

· Какой опыт даёт человечеству война?

· Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта?

· Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?

· Какие урок может дать нам опыт человечества?

· Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

ТЕМА-УТВЕРЖДЕНИЕ

· «Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг». (Джоан Коллинз)

· Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

· «Ошибки – это наука, помогающая нам двигаться вперед». (У. Ченнинг)

· «Никогда не бойся ошибаться — ни увлечений, ни разочарований бояться не надо. Тогда ты приобретешь силу сопротивляться злу жизни и правильно оценишь ее хорошие стороны». (Александр Грин)

· «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти». (Рабиндранат Тагор)

· «Ошибка одного — урок другому». (Джон Рей)

· «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика». (Т. Карлейль)

· «Как бы ни была богата натура человека, чтобы стать совершенной, ей необходимо использовать опыт других». (М. Нуайме)

· «НИсточник нашей мудрости – наш опыт». (Саша? Гитри)

· «Из истории мы черпаем опыт». (Иоганн Готфрид Гердер)

· «Прежде чем приступить к возведению дворца вселенной, сколько нужно еще добыть материала из рудников опыта!» (Клод Адриан Гельвеций)

· «Опыт бывает скорбный, но он преображается в знание, а знание преображается в мудрость, которая делается руководителем души». (Анни Безант)

· «Не ленись читать древние книги, ибо в них ты легко отыщешь и то, что иные с таким трудом обретали в житейском опыте, и постигнешь все». (Василий I Македонянин)

Источники:

http://4ege.ru/sochinenie/53864-chto-vazhnee-dlya-cheloveka-razum-ili-chuvstva.html
http://www.psychologos.ru/articles/view/kak-dolzhny-sochetatsya-razum-i-chuvstva-vop-zn-
http://lektsii.org/11-94433.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector