1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличаются портреты музыкальные и литературные. Методическая разработка по музыке на тему: Портрет в музыке

Портрет в музыке «В каждой интонации спрятан человек…»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебные цели (цели УД обучающихся):

— освоить знание понятия “портрет” в музыкальном произведении;

— освоить знание понятия “выразительность” и “изобразительность”;

— выработать умение определять на слух, какой музыкальный “портрет” создал композитор на примере творчества С. С. Прокофьева;

Цели будут считаться достигнутыми, если

— ученик правильно воспроизводит определение понятия “портрет” в музыке;

— ученик правильно воспроизводит определение понятия “выразительность” и “изобразительность”;

— сможет на слух определить, какой портрет, образ нарисовала нам музыка.

Педагогические цели:

1. Oрганизовать УД обучающихся:

— по освоению ими понятия “портрет” в музыке;

— по освоению ими понятий “выразительность” и “изобразительность”;

— по освоению ими различных выразительных средств, используемых композиторами для создания “портретов” в музыке;

— по отработке умений слышать в конкретных музыкальных произведениях различные музыкальные образы героев;

2. Развития: способствовать развитию воображения и фантазии учеников при осознании ими “портретов” в музыке;

3. Воспитания: создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства на основе восприятия и анализа музыкальных и литературных образов.

Педагогические задачи.

Организовать:

  • знакомство обучающихся с определением понятия “портрет” в музыке;
  • понимание особенностей музыкального образа;
  • деятельность обучающихся по выработке умения определять на слух музыкальный образ;
  • обсуждение с обучающимися, какие чувства, эмоции, впечатления возникают у них при прослушивании определенных музыкальных произведений;
  • рефлексивную оценку результатов учебной деятельности обучающихся

Тип урока: комбинированный

Оснащение урока: аудио- и видеооборудование; презентация.

Ход урока

Дети входят в кабинет под музыку “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига (слайд№1 – фон)

Распевание: исполнение на инструменте мелодии Э.Грига “Утро”.

— Душа музыки (хором)

— давайте, споём на слог “ля” (фа мажор).

— а теперь поём со словами: (слайд №2)

Солнышко всходит и небо светлеет.

Природа проснулась, и утро пришло

Давайте споем песню, которую я задавала вам выучить на дом. Она, о чем нам рассказывает?

— А как вы думаете, о чем еще может музыка нам рассказать?

— Итак, как вы думаете, какая будет тема нашего урока сегодня? О чем мы будем сегодня разговаривать?

— о том, как музыка может изображать человека. Рисовать его портрет

Это могут быть как взрослые, так и дети, мужчины или женщины, девочки или мальчики, а также звери или птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность иногда, как они ходят, как говорят, какое у них настроение. Музыка может выражать чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность.

— Откройте учебник на странице 26-27. Внизу на стр.26 мы видим понятия “выразительность” и “изобразительность”. (То же на доске – слайд №4). Как вы поняли, что же такое “Изобразительность”? Выразительность”?

— Вы большие молодцы! Давайте послушаем с вами отрывок из музыкального произведения уже хорошо нам знакомого композитора С. С. Прокофьева (слайд №5)

— Почему вы решили, что это именно этот персонаж?

— Что же такое портрет в музыке? Как вы думаете?

— портрет в музыке – это изображение человека, его характера с помощью звуков, мелодий

Послушайте внимательно и об особенностях этого стихотворения скажите после прослушивания (читаю). Какие особенности?

Подберите портрет девочки из представленных иллюстраций (слайд№9).

— почему именно эта картинка?

— за счет чего? Как вы определили?

Ребята, такой быстрый темп прочтения, говорения называется СКОРОГОВОРКОЙ (слайд №10)

— Представьте, что вам предложили бы написать музыку к этому стихотворению. Какая она бы была? Вам нравится такая девочка?

Давайте послушаем, как С. С. Прокофьев нарисовал портрет этой девочки.

Слушаем песню “Болтунья”

При помощи чего?

— быстрый темп, веселый характер.

На экране сцены из балета “Ромео и Джульетта” и портрет Г.Улановой в роли Джульетты. Говорю об этом детям (слайд №11).

— Какой у неё характер? Что она делает?

— Эта интонация построена на гамме до мажора, которая быстро взлетает вверх.

Поем гамму до мажора, постепенно ускоряем на слог “ля”(слайд 12)

Смотрим видео “Джульетта-девочка” (приложение 2 , 21 мин.)

— Озорной, она бегает

— Правильно. Как вы думаете, почему?

— Скажите, а Джульетта вам нравится?

— Она лёгкая, мечтательная, влюблённая

Вы правы, музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли, и характеры людей. Через них мы можем увидеть и животных, и тараторящую без умолку девочку, и лёгкую и мечтательную Джульетту.

Читать еще:  Тренировка эмоционального интеллекта. Упражнения для развития эмоционального интеллекта

Вам понравилось наше занятие сегодня? (слайд №14)

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Музыкальный портрет – каждый человек звучит!

Оказывается, человек может звучать…. В нотах, музыкальных фразах, мелодиях раскрывается его характер, изображается «лицо». Известно, что портрет, написанный художником, способен передавать сущность человека, оставляя некую тайну. Каждая часть лица, каждый изгиб тела на холсте воскрешает нас как личность, при этом сохраняя что-то сокровенное.

Музыка же, как и любой другой вид искусства, воплощает в жизнь нечто прекрасное. Она передает настроение, заряжая человека позитивом. Очень часто мы ищем себя в строках песен, пытаемся уловить любую нотку и сопоставить ее со своей личностью.

А представьте эти два величайших вида искусства вместе – живопись и музыка! Портрет человека в музыке. Интересно?

Музыкальный портрет – это…

Прежде всего, это искусство, которое раскрывает Вашу душу, музыкально передает эмоции и характер человека. Это Ваше, личное, неповторимое, как и сам человек. С помощью музыкального портрета, вы рассматриваете себя с разных сторон, раскрывая все более глубокие грани вашего внутреннего мира. Мелодия, списанная фактически с вашего «я», способствует улучшению духовного состояния — с этим не поспорить! Ведь слушая определенную музыку, Вы испытываете эмоции. А если это музыка Вашей души? Приходилось ли рассматривать ее со стороны? Это неизгладимое впечатление – реальность приобретает другие очертания: любовь, красота, безграничность…

Как составляют музыкальный портрет?

Вы никогда не задумывались, что такое умиротворение? Иногда, в некоторые моменты, ты ощущаешь какое-то душевное спокойствие. Тебя ничего не волнует, ты ходишь по нескончаемым стезям, там, глубоко внутри. Когда теряются мысли, и ты погружаешься в нечто большее, что невозможно описать. Это нечто поднимается глубоко изнутри, из самых тайных комнат сердца.

Какое количество людей способны прочесть неизведанный мир?
Музыкальный портрет может создать только гений, гений души. Он может не только прочесть, но и воспроизвести это в музыку, ощутить, понять Ваше мышление, сознание, открыть волю. Воспроизвести музыку, которая играет внутри Вас.

Все полнота искусства создания музыкального портрета обитает в уникальной среде интуитивного мира. Для того чтобы создать его, композитору нужен личный контакт с человеком либо личная фотография или видеозапись. Когда собрана вся информация о человеке, музыкант записывает портрет в студии, обеспечивая мелодии качественное звучание. В практике также бывало такое, что композитор записывает музыкальный портрет в присутствие человека, о котором пишет. Но в любом случае, с личной встречей или без нее, качество не изменится. Это в любом случае будет то, что называется – музыкальное изображение внутреннего мира.

Хотите услышать, как звучит музыкальный портрет? Примеры здесь

Музыкальный портрет имеет два вида создания:

1) Импровизация (экспромт) — это воссоздание чувств автора сразу в запись

2) Прописанная пьеса – сложная, разработанная до мелочей композиция в нотах. Подобного рода композицию впоследствии можно аранжировать. Данная мелодия имеет вид произведения, над которым нужно трудиться определенное время.

Музыкальный портрет – историческое наследие и эксклюзивный подарок

Современного человека очень тяжело удивить, не так ли? Представьте, что Вы получаете в подарок самого себя – свой внутренний мир, давно знакомые и родные Вам чувства и переживания. Только облеченные в язык музыки. Это не только актуально и ново для нашего мира, это кажется невероятным и невообразимым!

Заказывая музыкальный портрет, Вы можете сделать подарок любимому человеку. Ведь автор может написать музыкальный портрет лично Ваш или, например, выразить Ваши чувства к любимому человеку – изобразить его таким, каким Вы его видите! Музыкант может написать портрет о любви, о дружбе и т.д. В музыкальном портрете можно воплотить всю многогранность личности!

Узнать об услуге и заказать музыкальный портрет можно здесь.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Мир чарующих звуков. Палитра человеческих чувств, переживаний.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. 6-й класс

Цели и задачи урока:

  • Воспитательные: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы, воспитание человека высокой культуры.
  • Развивающие: развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся, формирование их духовных потребностей, литературных, художественных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности.
  • Образовательные: формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки. Совершенствование навыков прочтения музыкального, художественного и литературного текста.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ

  1. Организационный момент
  2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
  3. Этап усвоения новых знаний.
  4. Этап закрепления новых знаний.

Оборудование: аудиозапись, музыкальный центр, мультимедийный центр, фортепиано, раздаточный материал (карточки «Средства музыкальной выразительности», «Портрет в искусстве России (Репродукции портретов)»

1. Организационный момент

Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню вальса звук прелестный…» ( Приложение №1. Слайд 1 .)

Учитель читает стихи Листова

Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час.
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят.
А под окном шумят метели
И звуки вальса не звучат.
Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс.

Читать еще:  Дорожный знак желтый ромб в белой рамке. Правила дорожного движения про знак главной дороги

Приложение №2 . Видео фрагмент исполнения романса «Я помню вальса звук прелестный..» М.Магомаевым и Т. Синявской

Презентация Слайд 2

Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви.

Презентация. Слайд 3

Ученики читают строки Пушкина со слайда:

Мечта в волшебной сени
Мне милую яви,
Мой свет, мой добрый гений,
Предмет моей любви…
А.С.Пушкин

Учитель: Тема урока сегодня, ребята, «Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи»

Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, к какому виду искусства относится портрет?

(Портрет – это жанр изобразительного искусства.)

Презентация. Слайд №4 (портреты)

Учащиеся читают стихи со слайда на фоне проецируемых портретов:

От красок шумно и светло,
Картины воздух обступили,
Я музыку сюда бы ввел,
Чтобы они заговорил
С.Тюрин

Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIIIвек в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.

Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735-1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т.п.

Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Презентация Слайд №5 Ф.Рокотов. Портрет А.Струйской

Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Он является ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

Презентация Слайд №6

Учитель : Расскажите, пожалуйста, об образах тех героинь на портретах, которые представляют вам светских красавиц 18 века (портреты……………). Какие средства выразительности использует художник?

А может ли музыка нарисовать портрет?

Звучит «Вальс-фантазия» Глинки для симфонического оркестра. Слайд №4 (музыкальный фрагмент)

Учитель: Знакома ли вам эта музыка?

Ученики: (это вальс)

Учитель: Это «Вальс – фантазия» М.И.Глинки. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.

«Вальс-фантазия» — это необычная для того времени в танцевальной музыке драматическая поэма.

Как звучит музыка этого вальса?

Ученики: музыка звучит как взволнованная речь.

Учитель: Как обычно в вальсе строится музыкальная фраза?

(Обычно на симметричных фразах по четным тактам 2, 4, 8 ).

Учитель: А как здесь строятся фразы (по 3 такта), поэтому музыка воспринимается как взволнованная речь

Свое понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами: « Все искусства, а, следовательно, и музыка, требуют свыше:

  1. Чувства… — это получается от вдохновения свыше
  2. Формы. Forme значит красота, т.е. соразмерность частей для составления стройного целого… Чувство и форма – это душа и тело. Первое – дар высшей благодати, второе приобретается трудом…»
    Учитель: удивительное произведение русской симфонической музыки «Вальс-фантазия», как и романс «Я помню чудное мгновенье», были сочинены Глинкой под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн.
    Учитель: Ребята, постарайтесь ответить на несколько вопросов: 1)почему композитор дал своему произведению название «Вальс-фантазия»?
  3. В какой обстановке наиболее приемлемо звучание «Вальса-фантазии» — на балу, балетной сцене, в симфоническом концерте? Почему?
  4. Это просто танец, или в музыке Глинки слышится нечто большее?
  5. К какой области музыки можно отнести это сочинение («легкой» или «серьезной»)?

Презентация Слайд №7,

Презентация Слайд №8

Учитель: точно как и Пушкин посвятил свое стихотворение ее матери Анне Петровне Керн.

Приложение №8 Слайд №9

«Тригорское. Гостиная в доме Прасковьи Александровны Осиповой». Здесь впервые через 3 года после смерти Пушкина, Глинка исполнил свой романс.

Звучит фортепианное вступление к романсу «Я помню чудное мгновенье…»

Ученики читают стихи:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,

Презентация Слайд №10

Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Читать еще:  Йен сомерхолдер говорит о нине добрев. Нина Добрев уходит из «Дневников вампира»: как она попрощалась с фанатами, Сомерхолдером, и что об этом думает жена Йена

Презентация Слайд №11 «Аллея Керн»

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

Презентация Слайд №12, 13

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Презентация Слайд №14

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь

Презентация Слайд №15

И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Учитель: на сколько разделов можно разбить данное стихотворение? И определите образный смысл каждого из шести четверостиший (встреча, воспоминание. Забвение, уныние, новое свидание и порыв вдохновения и счастья)

Учитель: А теперь давайте в полном объеме прослушает романс М.И.Глинки на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Приложение №5 Слайд №16

Какие характеристики можно дать этой музыке? (Это исповедь сердца, это скрытая от чужих глаз «дневниковая запись» переживаний, раздумий, отчаяния и восторга.

Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.

Трехчастная форма, в которой написан романс, имеет свои особенности – реприза в ней не буквальная, а видоизмененная. С чем же связаны эти изменения? Вторая половина репризы – выражение радости, восторга («И сердце бьется в упоенье), кульминация всего романса, обобщение и завершение главной музыкальной мысли. Пусть учащиеся попытаются самостоятельно ответить на такие вопросы:

  • Какие изменения произвел Глинка в стихотворении Пушкина? С какой целью?
  • Какими чертами обладает мелодика романса на разных этапах его драматургического развития?
  • какими средствами музыкальной выразительности композитор подчеркивает оттенки пушкинского текста?

В конце урока можно предложить учащимся домашнее задание в виде отзыва — рисунка, или отзыва в стихах или прозе.

Презентация Слайд №18.

Федор Степанович Рокотов, «Портрет А. П. Струйской»

Федор Степанович Рокотов – выдающийся русский художник-портретист. Известно, что по происхождению Рокотов был крепостным крестьянином, но получил вольную. Художник учился в Академии художеств в Петербурге у таких известных мастеров своего времени, как Токке, Ротари, Антропов. Но, как считали многие ценители искусства, он сумел превзойти своих учителей. В 1756 г. Рокотов переехал в Москву, т. к. его не устраивал показной блеск петербургской жизни, ее суетность и несерьезность. В 60-е гг. художник стал академиком живописи. Рокотов был настолько известен и популярен, что даже удостоился чести писать портрет наследника престола, великого князя Петра Федоровича.

Несмотря на свое происхождение, Рокотов был человеком очень образованным и интеллигентным, что, в частности, объясняется окружением художника, которое состояло из образованных людей, многие из них были связаны с Московским университетом, который в то время являлся чем-то вроде просветительского центра России. Безусловно, общение с такими людьми оказало огромное влияние на художника и нашло отражение в его творчестве. Может быть, именно поэтому многие работы Рокотова несут на себе отпечаток высокой духовности и интеллигентности.

Ф. С. Рокотовым были написаны портреты поэта В. И. Майкова, А. И. Воронцова, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, портрет неизвестной в розовом платье и др. В портретах Рокотова впервые в истории русской живописи были с большим мастерством переданы внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания. Особой прелестью отличаются женские портреты художника и, в частности, портрет А. П. Струйской, который приковывает внимание зрителя необычайной одухотворенностью лица молодой девушки. Особенно необычны в этом портрете глаза – живые, немного лукавые и загадочные. Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Учитель: Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Какими образом они усиливают восприятие образа А.Струйской?

Для художественной манеры Рокотова характерно неприятие всего внешне эффектного. Отсюда такая искренность, одухотворенность и вместе с тем некоторая приглушенность чувств героев. Большую роль в работах художника играет свет. Герои его портретов словно выступают из тени, при этом освещаются отдельные фрагменты лица, шеи, одежды. Другие жэ фрагменты так и остаются в тени. Возникает впечатление, что на модель направлен неяркий поток света, в лучах которого мерцают матовая кожа лица и шелк одежды. Идеалом человеческой красоты для художника являлась красота не внешняя, а внутренняя. В его понимании истинную красоту человеку придает высокая духовность, заключенная в материальной оболочке, которая служит лишь отражением этой внутренней духовности.

Ф. С. Рокотов является, наряду с Д. Г. Левицким и В. Л. Боровиковским, величайшим русским художником-портретистом XVIII в. Многие его портреты хранятся в Третьяковской галерее, а также в других музеях России и зарубежья. Рокотов Федор Степанович. «Портрет А.П.Струйской»

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/657004/
http://www.liveinternet.ru/users/5829905/post356603978/
http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2017/10/16/dva-muzykalnyh-posvyashcheniya-portret-v-muzyke-i-zhivopisi

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector