Чем отличается литературная сказка фольклорной сказки. Чем отличается литературная сказка от фольклорной

Чем отличается литературная сказка фольклорной сказки. Чем отличается литературная сказка от фольклорной

В чём отличие литературной сказки от фольклорной а в чём сходство?

Литературная (иначе -авторская) сказка имеет конкретного автора, можно точно сказать, когда и кем она была написана, такие сказки уникальны.

Фольклорная (иначе-народная) сказка не имеет конкретного автора, невозможно определить, кто её создал, а время создания указывается примерное, да и то относительно, поскольку народные сказки кочуют по временам и странам, обрастая новыми подробностями, приобретая вариативность.

Укажу некоторые главные отличия:

  1. Авторство: ЛС-конкретный, ФС-нет конкретного автора.
  2. Уникальность: ЛС-уникальна (на то она и авторская), ФС-вариативна.
  3. Атропонимы (имена людей, клички животных) и топонимы (географические названия): ЛС -конкретные, иногда реальные, ФС-нет, обобщение.
  4. Структура и композиция: ЛС-свободная, с использованием самых разнообразных художественных средств, ФС-шаблонная (присказка-зачин, обязательная концовка), изобразительные средства повторяются в других сказках (например, жили-были, в некотором царстве, красна девица, трава-мурава и т п.)

Назову некоторые общие черты:

  1. Тематическое общее сходство-борьба добра со злом,
  2. Идейное-нравоучительность сказок
  3. Использование типично сказочных элементов (например, волшебные предметы).

Фольклорная сказка относится к устному народному творчеству. Повествует о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

Литературная сказка связана с народной сказкой, но у нее есть автор. Можно проследить отношение автора к героям и событиям.

В отличии от фольклорной, литературная сказка не имеет вариантов.

Фольклорная сказка возникла раньше литературной.

Как правило, литературная сказка больше по объему чем фольклорная.

Для литературной сказки больше характерно следующее: подробное красочное описание событий, персонажей, использование средств выразительности.

Для литературной сказки характерен психологизм. Читатели могут проследить за внутреннем состоянием героев, их волнениями и переживаниями.

Различия литературной сказки от фольклорной

  • У литературной сказки есть конкретный автор, в то время, как фольклорная – это продует коллективного творчества.
  • Авторская сказка имеет один вариант, она окончательная. Фольклорная же вариативна, так передавалась из уст в уста и сказитель мог добавить что-то своё.
  • Фольклорная сказка отличается от литературной языком и построением образов. Литературная сказка подчиняется литературным законам.
  • В фольклорной сказке есть зачин, концовка, в литературной сказке этих традиционных элементов может и не быть.
  • Литературной сказке присуща острота коллизий, точность характеристик героев, персонажей, психологизм.

Сходство литературной и фольклорной сказки:

  • Присутствуют волшебные предметы.
  • Волшебные числа. Например, 12 (“Двенадцать месяцев”), 3 (три сына в сказке П. Ершова “Конёк-Горбунок”).
  • Могут в литературной сказке встречаться постоянные эпитеты, которые наблюдаются в фольклорных сказках.

Прежде всего обратим внимание на наличия слова Сказка в произведениях этих жанров. То есть и народная (фольклорная) сказка и сказка литературная это прежде всего выдуманная история, которая подчинена особым законам жанра – обязательной борьбе добра и зла, наличия героя, которому приходится проходить разного рода испытания и обязательно счастливый конец. Это в этих сказках общее. Часто приводят в качестве сходства использование авторами сказок специальных приемов, для усиления сходства сказки с народной. Но это личное дело автора и не является обязательным, а следовательно не может считаться общей сходной чертой.

Теперь отличия. Прежде всего наличие и отсутствие автора, это оригинальность сюжета литературной сказки и его постоянство – раз написанная она сохраняется в своей начальной форме. Отсюда еще одно различие – литературная сказка обязательно записана, а народная изначально устная. Герои литературной сказки более тщательно прописаны и обладают индивидуальными чертами, которыми награждает их автор, сообразно своего видения жизни.

Не приводя сложных примеров и иллюстраций из Википедии и других интернет-источников можно назвать главные отличия фольклорных сказок от созданных литераторами, пусть даже и на основе народного фольклора. Сказки, как любой эпос, дошедший к нам из древней истории, теряет авторское лицо его создателя и утрачивает детализацию, касающуюся эмоций героев, предметов интерьера, особенностей присущих конкретным географическим признакам. Сохраняется лишь идея, канва произведения и его скрытая или явная мораль. Герои фольклорных сказок сильны физически, отважны и красивы и всегда одерживают победу над злыми, коварными персонажами. И те и другие при этом не избегают возможностью воспользоваться помощью волшебных и потусторонних сил в такой борьбе. Но в литературных произведениях ярче и красочнее описаны характеристики героев, предметы и место действия. И эти детали теряют архаичность а бывают взяты из реального времени создания сказки конкретным писателем. В качестве примера можно привести описание, данное А.С. Пушкиным в “Сказке о мертвой царевне”:

Читать еще:  Красивые поздравления с днем рождения галине. Смс поздравления с днем рождения галине.

Литературный автор имеет возможность ярче выразить эмоции и чувства своих героев, используя весь имеющийся у него арсенал литературных приемов.

Иными словами, я бы сравнила фольклорные сказки с морской галькой обкатанной и отшлифованной временем и многократным пересказом как морским прибоем.

Отличие литературной сказки от народной.

В литературоведении до сих пор нет единого определения жанра литературной сказки, не создано и единой классификации. Существует немалое количество определений литературной сказки, которые условно можно разделить на два типа. Первый тип определений представляет собой перечисление отдельных характеристик, которые обычно присущи литературной сказке, но в конкретных произведениях данные характеристики могут и отсутствовать. Пример – определение Л. Брауде:

Литературная сказка– ϶ᴛᴏ авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение. Основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле; произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играют роль сюжетообразующего фактора, помогают охарактеризовать персонажей (Л. Брауде).

Второй тип определений – ϶ᴛᴏ попытка обобщенного универсального определения. К примеру:

Литературная сказка – такой жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах и драматургии решаются морально-этические или эстетические проблемы. (Ярмыш Ю.Ф.).

Однако единого исчерпывающего определения литературной сказки на сегодня еще не создано.

Сказки литературные – это сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами, героями.

Фундаментом литературной сказки послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Отличия литературной сказки от народной:

1. В отличие от народной, литературная сказка принадлежит конкретному автору и имеет неизменный текст, не бытовавший до публикации в устной форме.

2. Литературной сказке, особенно в прозаической форме, свойственна изобразительность. Автор детально и красочно описывает место действия, облик и характер героев, их переживания. Но всё же, в большей мере автор уделяет внимание необыкновенным, волшебным приключениям, происходящим с героями сказки.

3. Для литературной сказки свойственна чётко выраженная авторская позиция. Читатель сразу понимает, кому из героев автор симпатизирует, кому сопереживает, а к кому относится отрицательно.

4. В литературных сказках автор очень часто проводит параллели между реальным и сказочным миром. Нередко, таким образом, автор стремится подчеркнуть негативные стороны существующей действительности.

Литературная сказка как отдельное литературное явление выделилась еще в ХІХ веке и давно стала полноправным литературным жанром.

В литературной сказке переплетаются элементы сказок о животных, бытовой и волшебной сказки, приключенческой и детективной повести, научной фантастики и пародийной литературы.

Из фольклорных источников литературной сказки главным образом преобладает народная волшебная сказка. Авторскую сказку в основном характеризует не только и не столько разработка распространенных в русском фольклоре сюжетов и мотивов, сколько стремление к овладению системой типичных для народной сказки образов, ее языком и поэтикой. Как известно, фольклорная сказка, особенно волшебная, имеет строгую форму. Герой ее схематичен, отсутствуют психологические рассуждения и подробное описание деталей, природа отображается только для развития действия и, главным образом в виде традиционных формул (темный лес, море-окиян и т.д.), она обращена в неопределенное прошлое время, события ее разворачиваются в тридевятом царстве, наличествует четкий антагонизм добра и зла. Авторская сказка весьма свободна в выборе материала и в выборе формы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏбᴩᴀᴈᴏᴍ, литературная сказка – жанр пограничный, он обнаруживает черты, свойственные и фольклору, и литературе. Литературная сказка выросла на основе фольклорной, унаследовав ее жанровые признаки, развивая и трансформируя их.

Литературная сказка всегда связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. В литературной сказке отражается социальная среда, а также мировоззрение и литературно-эстетические воззрения ее автора. Литературная сказка – целое направление в литературе, универсальный жанр, охватывающий все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.

Отличие литературной сказки от фольклорной 5 класс

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Читать еще:  Жан батист гренуй у зюскинда сканворд. Над ним стоят силуэты Грималя и какого-то мужчины

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Учитель русского языка и литературы Хачанова Наталья Борисовна Тема урока «Литературная сказка как особый жанр и ее отличия от фольклорной»(на примере произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Решаемые учебные проблемы:

– определить истоки литературной сказки А.С. Пушкина.

-раскрыть 3 гипотезы возникновения сказки

-раскрыть исконно русское в характерах главных и второстепенных героев

– формировать эмоционально-ценностное отношение к изучаемому произведению

-познакомить с авторской позицией в сказке

-уметь в процессе анализа сказки выделять языковые особенности

Задачи для учеников

– познакомиться с различными мнениями по поводу создания сказки А,С,Пушкина, определить, какие герои носят исконно русские черты и для каких целей А.С.Пушкин вводит в сказку второстепенных героев, раскрыть особенности литературного языка сказки.

Тип урока по форме : диалогический.

Тип урока по содержанию : поисковый , исследовательский.

Оборудование : интерактивная доска для сопоставления героев и сюжета сказки у Бр. Гримма и А.С.Пушкина ,прослушивание отрывка выразительного чтения сказки для обучения учеников выразительному чтению и более глубокому осмыслению.

Результаты изучения произведения А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне…»:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к русской литературе, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации(произведения других авторов русской и зарубежной литературы, интернет –ресурсов,)

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в высказываниях, формулировать выводы .

Понимание ключевых проблем при изучении произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы, понимание связи сказки с фольклором и ее принципиальное отличие ,понимание темы, идеи, духовно-нравственных ценностей русской литературы с ценностями других народов, понимание авторской позиции, определение собственной интерпретации и своего отношения к ней, осмысленное чтение , умение отвечать на вопросы по прочитанному или услышанному тексту,

Перечисленные запрограммированные результаты реализуются во взаимосвязанной системе на протяжении всего урока в разных структурных его частях, на разных этапах изучения произведения «Сказка о мертвой царевне…»

Виды деятельности : самостоятельное чтение, нахождение изобразительно выразительных средств, художественных приемов создания и характеристики персонажей сказки, сопоставление авторского отношения действующим лицам и их поступкам, выполнение письменной работы в рабочей тетради, взаимопроверка, определение и нахождение исконно русского в быте ,характерах и в выборе героев автором, определение своего отношения к героям, аргументация своего выбора.

1.Организационный момент( проверка готовности к уроку )

Предтекстовой структурный элемент урока.

Этап 1. Вхождение в тему урока:

Учитель объявляет тему урока, знакомит учеников с общими целями и задачами, с учебным материалом урока(вспоминаем прошлый урок ,где мы познакомились с биографией поэта и с самим текстом сказки).

Этап 2. Подготовка для вхождения в текст произведения, актуализация ранее полученных знаний, проверка (частичная) домашнего задания .

Актуализация раннее полученных знаний.

Текстовой структурный элемент урока:

Учитель информирует учеников об основных учебных проблемах, связанных с созданием сказки и о тех мнениях –гипотезах, которые имеют место быть.

Вхождение в тему:

Со сказкой А.С.Пушкина мы с вами познакомились на прошлом уроке, сегодня же мы обсудим более подробно происхождение сказки, поговорим о новом для нас жанре литературной сказки ,о ее характерных особенностях ,о языке .

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» — одна из наиболее известных сказок А. С. Пушкина. В основу положена русская сказка, записанная в селе Михайловском. Сюжет сказки сильно перекликается с сюжетом сказки «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Сказки братьев Гримм были опубликованы раньше, чем сказка Пушкина . Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки. Но поэт создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна.
Гипотезы о происхождении сказки :
1. Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» – это обработанный повтор народной сказки, 2. это самостоятельное произведение, 3. это заимствование из западно-европейской культуры.
Давайте вспомним, какие черты, характерные сказке ,мы нашли в литературной сказке Пушкина

4. Мачеха умирает от зависти

5. Сказка написана в прозе

5. Написана в стихах, выразительным литературным языком

Читать еще:  Группа red hot chili. Правдивая история группы Red Hot Chili Peppers: выступить голышом? Легко

Учитель говорит о поставленных задачах урока, уточняет формы работы: что и как будут делать школьники на уроке, определяет форму обратной связи: в какой форме будут подводиться итоги деятельности ученик.

Вспомним особенности жанра сказок, тематику, композицию и сюжет и особенности языка.
Во-первых, сказка предлагает перенестись в вымышленный мир (в сказке возможно всё, что невозможно в реальности -чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения).

Но самая большая ценность сказки – это непременное торжество добра и справедливости в финале.
Также идеальны и главные герои сказок: они молоды, красивы, умны, добры и из любых испытаний выходят победителями. Кроме того, их образы просты для восприятия, потому что воплощают, как правило, одно качество. Система образов в сказке строится по принципу противопоставления: герои отчётливо делятся на положительных и отрицательных, и первые всегда побеждают последних.

Восприятие и запоминание сказки облегчает и её построение: цепная композиция и троекратные повторы (троекратное обращение Елисея к силам природы). События следуют одно за другим в строгой последовательности, а напряжение с каждым повтором всё нарастает, приводя к кульминации и развязке – победе доброго начала.

Практикум
Ч ем же отличается литературная сказка от фольклорной ?

Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Работа с текстом

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к эпизоду, в котором наиболее видна яркая характеристика образов героинь .

1).Эпизод .“Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…” (Выразительное чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Найдите в тексте те художественные средства ,посредством которых Пушкин выражает исконно русское в своих персонажах ,вспомните , какие черты характера свойственны богатырям, прочитайте строки, где видно отношение братьев к царевне .

Язык персонажей сказки подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведений. Найдем строки_ “хозяюшкой она в терему меж тем одна уберёт и приготовит”. При описании царевны очень часто употребляется эпитет “тихая”: “тихомолком расцветая”, “тихо молвила она”, “тихонько улеглась”, “дверь тихонько заперла”, “потихоньку прокусила”, “тиха, недвижна стала”, “тиха, свежа лежала”. Царевна скромная, доброжелательная, ласковая девушка, красивая, соблюдающая правила народного этикета
(“честь хозяям отдала…”), трудолюбивой (“все порядком убрала”), религиозной (“засветила Богу свечку”), верной своему жениху (“Но другому я навечно отдана. Мне всех милей королевич Елисей ”).Мы видим не просто сказочные персонах ,а истинно пушкинский идеал .

Заключение Что было трудным на уроке? О чём хочется продолжить разговор?

Кого из одноклассников можете похвалить? Довольны ли вы своей работой на уроке? (предложены смайлики, дети делают свой выбор и прикрепляют на доску)

Исследовав текст и узнав много нового, мы можем сделать вывод ,что в пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героям, природе ,животным , здесь мы видим позицию автора ,чего нет в фольклорной . В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер своих героев .

Таким образом ,сохранив тесную связь со сказкой народной, в произведении гениального Пушкина она обрела самостоятельность и художественную неповторимость.

Что было трудным на уроке? О чём хочется продолжить разговор?

Кластер .Оценивание –рефлексия.

Кого из одноклассников можете похвалить? Довольны ли вы своей работой на уроке? (предложены смайлики, дети делают свой выбор и прикрепляют на доску)

Домашнее задание .урок 26 в рабочей тетради, отрывок наизуст ь.

Источники:

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1358732-v-chjom-otlichie-literaturnoj-skazki-ot-folklornoj-a-v-chjom-shodstvo.html
http://studopedia.ru/19_222596_otlichie-literaturnoy-skazki-ot-narodnoy.html
http://infourok.ru/otlichie-literaturnoy-skazki-ot-folklornoy-klass-1539250.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии