Чем отличается фэнтези от фантастики кратко. Чем отличается жанр фэнтези от фантастики в фильмах, литературе кратко: сравнение, сходства и различие
Чем отличается:: фантастика и фэнтези
Таким образом, фантастика и фэнтези, несмотря на кажущееся сходство, довольно сильно отличаются друг от друга. В повествование фантастических произведений включаются научные разработки и открытия, а в фэнтезийные – элементы волшебства и фольклора. Писатель-фантаст с научной точки зрения объясняет читателю, почему альтернативная реальность изображена тем или иным способом. Автор, творящий в жанре фэнтези, никаких объяснений не дает. Он лишь представляет читателю тот мир, который придумал. Если в фантастических произведениях главный конфликт – между человеком и обществом, то фэнтезийные произведения чаще всего показывают эпичное противостояние добра и зла.
Научная фантастика и фэнтези – два жанра в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве, имеющие сходные черты. Основное сходство в том, что авторы фантастических и фэнтезийных произведений намеренно не стремятся к правдоподобности повествования. Действие может разворачиваться в альтернативной реальности, а героями могут быть фантастические существа. Однако фантастика и фэнтези отличаются тем, что имеют различные: стилистику, типичных персонажей, основной конфликт. Кроме того, у авторов разные подходы к описанию и разъяснению читателю законов альтернативной реальности.
Истоки и развитие фантастики
Нужно отметить, что истоки литературы и прочих видов искусства, в которых описываются необычные события и не существующие в реальном мире персонажи, конечно, в фольклоре. В народных мифах, легендах и сказках мы видим первые примеры фантастических допущений. Герои этих фольклорных произведений часто имеют нечеловеческую силу, живут дольше, чем обычные люди, или могут воздействовать на предметы и живых существ при помощи магии. Кроме того, сами герои легенд и сказок зачастую сами оказываются мифическими существами.
Интерес к литературе, в которой использовались фольклорные мотивы, был всегда. Это были как чисто развлекательные произведения, так и поучительные истории.
В 19 веке и начале 20 столетия человечество находилось на этапе технологического и научного подъема. Ученые, изобретатели, инженеры и конструкторы сделали очень много значимых открытий и изобретений: паровой двигатель и двигатель внутреннего сгорания, телеграф, телефон, строение атома, автомобили, самолеты и т.д.
Людям было интересно, каким будет мир будущего, как развитие технологии повлияет на жизнь их потомков. Общественный интерес ко всему научному породил новый жанр литературы – научную фантастику. Первые произведения этого направления появились уже во второй половине 19 века. Одним из отцов этого жанра является Жюль Верн. Ключевая особенность фантастических произведений состоит в том, что в повествование вводится какое-то значимое техническое новшество или же неизвестный до сих пор закон природы.
Первоначально, когда общество с оптимизмом смотрело на технический прогресс, действие происходило в утопическом технологически развитом мире. Такое воодушевление мы видим в произведениях Жюля Верна и Герберта Уэллса. С начала же 20 века появились идеи о том, что развитие технологий приводит к тому, что люди становятся бездушными и сами уподобляются машинам. Эти настроения нашли отражение в жанре антиутопии. Эти произведения чаще всего изображают мир будущего, в котором наука и технология вторглись абсолютно во все сферы жизни человека.
Люди будущего в антиутопических произведениях ежедневно пользуются благами цивилизации, однако повсеместная автоматизация приводит к утрате человеческих ценностей: доброты, любви, сострадания. Уходит в прошлое институт семьи и брака. При этом человек рассматривается не как личность, а как винтик единого государственного механизма. Поэтому людям будущего навязывается одна линия поведения, одна идеология. Инакомыслие преследуется и подавляется. Главный мотив антиутопических произведений – трагедия мыслящего и чувствующего человека, который противостоит бездушному социуму.
Огромный интерес общества в 20 веке привлекли исследования космоса. Поэтому произведения фантастического жанра, в которых фигурируют полеты на космических кораблях, поиски инопланетного разума и исследования других планет, получили большое развитие. Первоначально авторы пытались отразить уникальность нашего мира через сравнение с другими планетами, старались предположить, каким будет контакт с обитателями других планет. Но в дальнейшем эти произведения стали носить скорее развлекательный характер, а жанр назвали “космической оперой”.
Возникновение жанра фэнтези
Современный жанр фэнтези начал формироваться в начале 20 века. Огромное влияние на формирование основных его законов и традиций оказало творчество Джона Рональда Руэла Толкина. Интерес к фэнтезийным произведениям появился на фоне некоторой усталости читателя от повального материализма, который царил в прозе с середины 19 века.
Людям надоел чересчур рациональный мир будущего. Ответом на это и стал жанр литературы, в котором присутствовали фольклорные мотивы, мифические существа, приключения и магия.
Действие в фэнтезийных произведениях наиболее часто происходит в гипотетическом мире, напоминающем Средневековую Европу. В нем наряду с законами природы действуют законы магии.
Часто этот мир бывает населен волшебными существами: эльфами, орками, гномами, троллями и т.д. Считается, что сильное влияние на такой облик фэнтезийных произведений оказали рыцарские романы, описывающие эпоху правления короля Артура.
Поэтому книги этого жанра часто напоминают историко-приключенческие романы. Разница лишь в наличии элемента волшебства. Причем магия для обитателей фэнтезийного мира – обычное явление, не выходящее за рамки нормы.
Это отличает фэнтезийную литературу от сказок, хотя некоторые фольклорные сюжеты своего народа авторы пытаются по-своему интерпретировать. Вследствие этого многие фэнтезийные произведения имеют национальный колорит.
Различие в описании законов мироустройства
В фантастических произведениях сюжет часто разворачивается в мире, который очень далек от реального. Однако, чаще всего, автор разъясняет читателю, почему мир стал именно таким, что послужило отправной точкой произошедших изменений. Обычно кардинальные перемены связаны с изобретением какой-либо революционной технологии или открытием неизвестного до сих пор закона природы.
Часто писатели в своих произведениях за отправную точку берут не современность, а прошлое и пытаются показать, как выглядел бы мир, если бы на первый план вышла бы иная, чем в реальности, технология.
Примером являются произведения поджанра “паропанк” (“стимпанк”), где авторы изображают мир, в котором доминирующей оказалась технология производства паровых машин, а не двигателей внутреннего сгорания. В любом случае, автор научно-фантастического произведения дает читателю научное объяснение устройству мира.
А вот писатели, работающие в жанре фэнтези, лишь описывают альтернативную реальность, в которой происходит действие. При этом никакой видимой связи с реальным миром не прослеживается. Законы мироздания подаются читателю как данность и никак не объясняются. При этом и существование магии и разумных рас, отличных от человеческой, – это тоже заданная писателем норма описываемого мира.
Добро и зло
В фэнтезийных произведениях тем или иным образом присутствует борьба между светлыми и темными силами. При этом часто и завязкой сюжета служит происшествие, которое пробуждает разрушительные силы зла и вынуждает главных героев искать способ спасти мир от уничтожения.
В любом случае, зло в классических фэнтезийных произведениях – это человек или мистическое существо, которое при помощи магии стремится уничтожить или поработить все живое. Многие авторы стремятся отойти от этой традиции.
Например, в произведениях Анджея Сапковского, строго говоря, нет ни положительных и ни отрицательных героев. А глобальное противостояние “добра” и “зла” – это военный конфликт между двумя политическими альянсами, а не сражение между силами света и тьмы. Но, в любом случае, в фэнтезийных произведениях четко прослеживается противоборство двух сил.
В современных фантастических произведениях чаще бывает, что один герой или группа героев противостоит целому социуму. Действующие лица тем или иным способом могут сражаться с тоталитарным государством или мегакорпорацией, которая контролирует жизнь общества. Часто эта борьба выглядит тщетной и бесполезной.
Например, в антиутопических произведениях главный герой, как правило, погибает или же его заставляют подчиниться установленному порядку. Можно также сказать, что конфликт в фантастических произведениях не между добром и злом, а между навязанными нормами и стремлением героя к свободе. Герои борются за то, чтобы быть “не такими, как все”.
Смешение жанров
Несмотря на различия между жанрами фантастики и фэнтези, многие авторы стараются в своих произведениях совместить черты и того, и другого направления.
Например, существует такой поджанр, как технофэнтези, в котором наравне существуют и развиваются как технологии, так и магические искусства (роман Н. Перумова и С. Лукьяненко “Не время для драконов”).
А поджанр “научное фэнтези” является ответвлением от научной фантастики, в котором присутствуют мифологические мотивы (например, романы братьев Стругацких “Понедельник начинается в субботу” и “Сказка о Тройке”).
Несмотря на каноны жанра, действие некоторых фэнтезийных романов происходит в современности. При этом волшебство и привычные нам технологии вроде телевидения, сотовой связи или Интернета успешно сосуществуют ( романы С. Лукьяненко из цикла “Дозоры”).
Чем отличается научная фантастика от фэнтези. Чем отличается жанр фэнтези от фантастики в фильмах, литературе кратко: сравнение, сходства и различие
Чем фэнтези отличается от фантастики?
У Андрея Фурсова читала такое определение, что фантастика – это будущее как будущее, а фэнтези – это будущее как прошлое. Расцвет фантастики как жанра литературы пришелся на 60-е годы прошлого века. Тогда это была научная фантастика, с очень оптимистичными сюжетами, верой в могущество науки, человеческого разума. Но с 70-х годов, начался поворот к вытеснению всего оптимистичного и светлого из культуры. Началась культурная революция рок, секс, наркотики, началось планомерное разрушение образования. И постепенно жанр фантастики начал вытесняться жанром фэнтези, где от человека ничего не зависит, потому что есть магия, волшебство, против которого человек бессилен.
Фантастика – это то, что нереально на данный момент времени, но теоретически может появится в будущем. Межгаллактические полеты например.
Фэнтази – это сказка, какие-то придуманные новые миры. Всякая магия, эльфы, гномы и т.п.
А мне кажется, что фэнтези – это сказки, которые придумал писатель и никогда этого не было и не будет. Фантастика – это то, чего ещ не было, но может произойти.
Личное мое представление о том чем отличается фантастика от фэнтези:
В фантастике присутствуют различные инопланетяне, роботы-кибоги, мутанты, и всякая подобная ерунда.
В фентези же присутствуют волшебные существа, такие как русалочки, феи, гномы.
Фэнтези – это выдуманный сказочный мир, в котором нет четких правил, заданных в начале произведения. Исход книги может решиться в пользу героя совершенно неожиданно благодаря какому-нибудь волшебному предмету. Тогда как в фантастике (и тем более в научной фантастике), как и в детективном романе, quot;правила игрыquot; оговорены в начале и не меняются до конца произведения. И зачастую в начале книги можно применив логику догадаться, какой выход найдет герой из затруднительного положения.
Я думаю что фэнтези это новое модное слово заменяющее слово сказка. Ну а фантастика она как была фантастикой так пока и остатся. Хотя может через пару лет и фантастику как нибудь по модному назовут. Если уже анонс фильмов называют трейлер, то до переименования фантастики не долго осталось.
Фэнтези оперирует реалиями, уходящими в сказочные архетипы, мифы, легенды, а также построенные на их основе рыцарские романы. Мир фэнтези – мифологичен. Фантастика подразумевает возможность научного объяснения существующего в авторском воображении.
В фэнтези действие, как правило, происходит в прошлом (обычно Средние века), а в фантастике – в будущем.
Есть версия, что в фэнтези мир зиждется на законах магии, в фантастике на принципах технологии.
На самом деле вс не так. Фантастика общее название для литературы о чм-то нереальном. О нереальном мире, о нереальных существах, о чм-то нереальном в нашем мире.
Если это нереальное происходит в мире, где развиты компьютерные и био-технологии, где можно перенести память и сознание живого существа на электронный носитель, где практикуется техническое улучшение биологических тел, где миром заправляют колоссальные научно-производственные центры эта стилистика называется киберпанк. Даже если действуют там эльфы с орками. Если это нереальное происходит в мире, где развита магия, эта стилистика будет называться фентези. Даже если магия там подчиняется строгим законам, изучается и т. п. Если нереальное описано так, что погружает читателя в атмосферу страха и безысходности, что по ходу дела там творятся таинственные ужасные вещи, это будет называться хоррор (ужасы). Это вс внешнее, исключительно стилистические, декоративные характеристики. Смотрите: один и тот же детективный сюжет может разыгрываться и там, и сям. И называться он будет фантастическим детективом. Соответственно, киберпанковым, фентезийным или хоррор. Или приключенческий сюжет точно так же.
И вс это фантастика.
Какая разница между фэнтези и фантастикой? Этот вопрос задают многие любители этих жанров.
Фантастика – это нечто невероятное и нереалистичное, но в серьзном (взрослом) жанре.
Фэнтези – это сказка и почти то же самое, что и фантастика, но фантастика не серьзная (детская).
Те, кто не верит в сказки, смотрят фантастику.
Те же, кому нравятся сказки, предпочитают фэнтези.
Например: фильм quot;Война мировquot; – фантастика.
А фильм quot;Хоббитquot; – это фэнтези.
Для себя разделяю присутствием сказочных, фольклорных персонажей. Если они есть – значит фентези.
Современный русскоязычный термин quot;фантастикаquot;, в более полном варианте quot;научная фантастикаquot;, соответствует англоязычному термину quot;science fictionquot;. В англоязычной литературе quot;science fictionquot; противопоставляется quot;fantasyquot;. Фэнтэзи – это просто сказки, с участием мифических существ – эльфов, гномов, ведьм, демонов, колдунов, говорящих животных и тому подобного, с безудержной фантазией автора. Лет тридцать назад термина фэнтэзи в русском языке практически не было, этот жанр официально не был признан советской властью. Зарубежные писатели, работавшие в жанре фэнтези, до начала quot;перестройкиquot; почти не переводились. Даже Фрэнка Баума (quot;Волшебная Страна Озquot;) мы читали только в пересказах и подражаниях А.Волкова (quot;Волшебник Изумрудного городаquot;). Мы могли читать в русских переводах только писателей, гениально балансировавших между quot;science fictionquot; и quot;fantasyquot;, как, например, Клиффорд Саймак, создавший свой неповторимый стиль, или Станистав Лем. Все это объединялось одним термином quot;научная фантастикаquot;, сократившимся до quot;фантастикаquot;, поскольку наличие иной, не научной фантастики, в стране победившего всех соцреализма официально не предполагалось.
Если спросить об этом первого встречного, то, скорее всего, он ответит, что для него это не суть важно, главное, чтобы сюжет был интересным. Если задать этот вопрос специалистам узкого профиля, то он вызовет огромное количество эмоций и разразившуюся дискуссионную борьбу за право того или иного определения быть верным и вопрос этот вообще сочтут некорректным.
Но для широкого круга читателей и зрителей фантастика и фэнтези – это увлекательные литературные жанры в духе необычного, нереального, но удивительно интересного замысла. Чтобы разобраться, можно ли и нужно ли их сравнивать, начнём по порядку.
Фантастика – в переводе с греческого, означает искусство воображения. Возникновение фантастики, как литературного направления началось в XIX веке с ростом научно-технического прогресса и связано с именами Герберта Уэллса и Жуль Верна. В России первыми фантастами стали Александр Вельтман, Владимир Одоевский, Александр Бестужев-Марлинский, уже позднее мир узнал имена братьев Стругацких, Ивана Ефремова, Александра Грина, Александра Беляева. Тесная связь с наукой обособляла фантастику от художественной литературы и притягивала людей, так или иначе связанных с научными знаниями: учёных, студентов, людей технических профессий. То есть изначально фантастика предполагала именно научную фантастику, пытающуюся логически объяснить основные представления о человеке, его мире и теоретических возможностях его способностей в будущем. То есть, главное в этом определении – это будущее.
С середины 20 века, понятие «фантастика» значительно расширило рамки своего определения. В 70-80-х годах ХХ века научная фантастика сама по себе потерпела ряд изменений, приближающих её к общему литературному потоку, упрощая научные рамки и определённые ранее правила. Постепенно, под привычным понятием «фантастика», стали пониматься и работы авторов, связанные с мистикой, «хоррором» (литература ужасов), фэнтези (волшебная, магическая фантастика) и т.д. То есть, фэнтези как литературное направление, если и можно сравнивать, то именно с научной фантастикой, а не с фантастикой в целом.
Фэнтези предполагает свободную фантазию (видимо от этого слова и произошло), не предполагающую какого-то объяснения. Это вид фантастической литературы, допускающий всё иррациональное, сверхъестественное – колдуны, Боги, волшебники и т.д.
Изначально фэнтези предполагает неизведанное, неопознанное и недосягаемое нашим сознанием прошлое, в котором нарушены все привычные законы физики, математики, логики и т.д. Например, магия, отрицающая законы тяготения, сохранения энергии, любые причинно-следственные связи. Хотя есть версии, что магия как раз таки очень хорошо продуманная и просчитанная область познания, но надо оговориться, что паранормального познания. Иными словами, фэтнези – где магия, фантастика – где физика.
По мнению А. Сапковского, фэнтези – это жанр или поджанр фантастики, родоначальником которого являются Говард, Льюис, Толкин, Муркок, Нортон, Ле Гуин. Главным истоком фэнтези он называет не волшебную сказку из нашего детства (которая называется народным эпосом), а легенды про короля Артура, аналогов которым такого уровня чрезвычайно мало. Именно этот архетип и стал прообразом большинства произведений жанра фэнтези, в основе которого противостояние Добра и Зла, Прогресса и Разрушения и стоящие за этим Силы. Но и эта характерная особенность фэнтези, как жанра в начале своего развития, теряется при сравнивании с научной фантастикой, ведь борьба светлого и тёмного – основа литературного замысла практически любого произведения. Как подметил один из критиков, фэнтези – это то, что мы угадываем с первых же строк книги или первых минут фильма, но объяснить и дать точное и конкретное определение не можем.
В фантастике насчитывается несколько десятков жанров от детской фэнтези, магического реализма, утопии и антиутопии, «мягкой» научной фантастики до киберпанков, космической фантастики, технофэнтези, апокалипсиса и постапокалипсиса.
Как видим, фэнтези – это часть мира фантастики. Но! В начале XXI века именно эти два понятия слились, перемешались и растворились. Если первоначально, научная фантастика – это роботы, звездолёты, инопланетяне, а фэнтези – это маги, гномы, мечи и сказочные персонажи, то всё большее распространение приобретают произведения, где научные открытия совершаются фэнтезийными героями и наоборот, где антураж одного направления накладывается на другой и зачастую самый грамотный критик не в силах определить, куда отнести тот или иной фильм или литературное творение.
Эта тенденция синергизма свойственна всему научному и ненаучному миру. Наступила эпоха, когда во всех сферах необходим синтез знаний. Наука признает паранормальные явления и комментирует толкования Библии. Литературные течения – это всего лишь отражение реальной действительности. Слияние понятий научного и ненаучного продиктовано переизбытком информационных потоков, которые сливаются друг с другом, создавая новые эмоциональные ощущения.
» С. Лукьяненко – все эти нашумевшие серии, прекрасно экранизированные и привлекшие множество поклонников, несомненно относятся к обозначенному жанру.
При этом ближайшая родственница фэнтези – научная фантастика – значительно сдала свои позиции именно в XXI веке. В чем секрет такой популярности фэнтези? Чем отличается фэнтези от фантастики? Постараемся разобраться по пунктам.
Фантастика и фэнтези: различие и сходство жанров
На идею написать эту статью меня натолкнули обсуждения в комментариях. К тому же фантастика и фэнтези – это два моих любимых жанра, обладающие совершенно неисчерпаемыми возможностями для выражения самых разных идей и огромным творческим потенциалом. Да и работаю я чаще всего именно с такими текстами. Поэтому хотелось бы прояснить ситуацию.
Иногда фэнтези считают поджанром фантастики или даже «недофантастикой», фантастикой для ленивых авторов, которым не хочется заморачиваться наукой. Можно услышать и презрительную оценку фэнтези, как примитивной, низкопробной литературы. Это совсем не так. Качество литературы зависит не от жанра, а от таланта, умения и усердия автора. К тому же фантастика и фэнтези абсолютно разные жанры.
Главное отличие
Различие этих жанров связано с тем, что у них совершенно разные истоки, корни, происхождение.
Фантастика родилась из мечты человека об удивительных научных и технических открытиях, которые могут изменить жизнь человека. Поэтому на первом месте в фантастике наука и техника. Именно они делают возможным преобразования реальности, открытие новых миров и удивительных способностей человека. Как бы фантастичны ни были описываемые миры и существа, обитающие в них, в фантастике всегда делается акцент на реализм, а любая необычность представлена как научно обоснованная и существующая в соответствии со строгими законами.
Фэнтези основана на мифах и сказках, которые, по сути, и есть преобразованные мифы. В них центральное место занимает древняя магия – способность людей воздействовать на окружающее с помощью заклинаний и амулетов. В фэнтези присутствуют все древнейшие верования человечества. Например, анимизм – вера в бестелесные духовные сущности – дал начало мифам о духах и демонах, неупокоенных душах и призраках. А представление о способности людей превращаться в зверей легло в основу мифов об оборотнях.
Вся классическая фэнтези замешана на мифах Западной Европы, в которых действуют эльфы и гномы, фейри и драконы. Родоначальник европейской фэнтези Д. Р. Толкиен прежде чем написать свои книги, проделал огромную работу по изучению мифологии.
С развитием жанра появились произведения, основанные на других мифологических системах. Например, книги М. Семеновой – на восточнославянской, А А. Сапковского – на западнославянской. “Гроза в Безначалье” Г. Л. Олди – это переработка древнеиндийской мифологии, а “Мессия очищает диск” – древнекитайской.
Сейчас написано много книг, авторы которых придумывают свои оригинальные сущности, свои магические законы и фэнтезийные миры. А еще появился поджанр — городское фэнтези, основное на современных мистических байках, легендах, мифах.
Получается, что в основе фантастики — мечта, а в основе фэнтези – сказка. Согласитесь, это довольно близко, но не одно и то же.
Что общего у фэнтези и фантастики, и чем они отличаются от реалистической литературы
На первый взгляд, вроде бы все понятно, но иногда такой вопрос возникает. Так вот главное отличие этих двух жанров от реализма и одновременно то, что их объединяет, – наличие фантдопущения. То есть такой идеи, факта/артефакта, события, которое не соответствует привычной нам реальности, не вписывается в нее.
Фантдопущение может быть, на первый взгляд, не слишком значительным, но кардинальным образом меняющим реальность, которую описывает автор. Например, в романе А. Беляева «Человек-амфибия» таким фантдопущением является вживление человеку акульих жабр – и сюжет разворачивается совершенно фантастическим образом. Или достаточно допустить, что за дверцей старого шкафа открывается вход в иной мир, и герои оказываются в невероятной сказочной стране Нарнии.
В последнее время характерно появление множества поджанров, например, постапокалипсис, магический реализм. А то и происходит смешение магии и техники как, например, в направлении магопанк. Или я недавно читала книгу, в которой ученик мага Мерлина из VI века случайно оказывается в далеком будущем на огромной космической станции.
Кого-то такое смешение и путаница раздражают. Меня нет. Я, вообще, за свободный полет фантазии. Главное, чтобы было интересно, достоверно, и чтобы автор соблюдал законы, им же установленные.
На сегодня все. Как-нибудь я вам расскажу о новых направлениях в этих жанрах, а пока ненадолго прощаюсь с вами. Но вы знаете, что я всегда на связи и готова ответить на ваши комментарии.
Источники:
http://www.ikirov.ru/news/17330-chem-otlichaetsya-fantastika-i-fentezi
http://mode-house.ru/chem-otlichaetsya-nauchnaya-fantastika-ot-fentezi-chem-otlichaetsya-zhanr/
http://zen.yandex.ru/media/id/5cbe0213953d9400b3fa10f2/5d716ac14e057700ad6de8ee