1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отличается фантастика от фэнтези? Основные различия. Чем отличается фэнтези от фантастики

Фантастика и фэнтези: различие и сходство жанров

На идею написать эту статью меня натолкнули обсуждения в комментариях. К тому же фантастика и фэнтези – это два моих любимых жанра, обладающие совершенно неисчерпаемыми возможностями для выражения самых разных идей и огромным творческим потенциалом. Да и работаю я чаще всего именно с такими текстами. Поэтому хотелось бы прояснить ситуацию.

Иногда фэнтези считают поджанром фантастики или даже «недофантастикой», фантастикой для ленивых авторов, которым не хочется заморачиваться наукой. Можно услышать и презрительную оценку фэнтези, как примитивной, низкопробной литературы. Это совсем не так. Качество литературы зависит не от жанра, а от таланта, умения и усердия автора. К тому же фантастика и фэнтези абсолютно разные жанры.

Главное отличие

Различие этих жанров связано с тем, что у них совершенно разные истоки, корни, происхождение.

Фантастика родилась из мечты человека об удивительных научных и технических открытиях, которые могут изменить жизнь человека. Поэтому на первом месте в фантастике наука и техника. Именно они делают возможным преобразования реальности, открытие новых миров и удивительных способностей человека. Как бы фантастичны ни были описываемые миры и существа, обитающие в них, в фантастике всегда делается акцент на реализм, а любая необычность представлена как научно обоснованная и существующая в соответствии со строгими законами.

Фэнтези основана на мифах и сказках, которые, по сути, и есть преобразованные мифы. В них центральное место занимает древняя магия – способность людей воздействовать на окружающее с помощью заклинаний и амулетов. В фэнтези присутствуют все древнейшие верования человечества. Например, анимизм – вера в бестелесные духовные сущности – дал начало мифам о духах и демонах, неупокоенных душах и призраках. А представление о способности людей превращаться в зверей легло в основу мифов об оборотнях.

Вся классическая фэнтези замешана на мифах Западной Европы, в которых действуют эльфы и гномы, фейри и драконы. Родоначальник европейской фэнтези Д. Р. Толкиен прежде чем написать свои книги, проделал огромную работу по изучению мифологии.

С развитием жанра появились произведения, основанные на других мифологических системах. Например, книги М. Семеновой – на восточнославянской, А А. Сапковского – на западнославянской. «Гроза в Безначалье» Г. Л. Олди — это переработка древнеиндийской мифологии, а «Мессия очищает диск» — древнекитайской.

Сейчас написано много книг, авторы которых придумывают свои оригинальные сущности, свои магические законы и фэнтезийные миры. А еще появился поджанр — городское фэнтези, основное на современных мистических байках, легендах, мифах.

Получается, что в основе фантастики — мечта, а в основе фэнтези – сказка. Согласитесь, это довольно близко, но не одно и то же.

Что общего у фэнтези и фантастики, и чем они отличаются от реалистической литературы

На первый взгляд, вроде бы все понятно, но иногда такой вопрос возникает. Так вот главное отличие этих двух жанров от реализма и одновременно то, что их объединяет, – наличие фантдопущения. То есть такой идеи, факта/артефакта, события, которое не соответствует привычной нам реальности, не вписывается в нее.

Фантдопущение может быть, на первый взгляд, не слишком значительным, но кардинальным образом меняющим реальность, которую описывает автор. Например, в романе А. Беляева «Человек-амфибия» таким фантдопущением является вживление человеку акульих жабр – и сюжет разворачивается совершенно фантастическим образом. Или достаточно допустить, что за дверцей старого шкафа открывается вход в иной мир, и герои оказываются в невероятной сказочной стране Нарнии.

Читать еще:  Как это сделано, как это работает, как это устроено. Рисуем на асфальте с детьми: идеи для крутой летней фотосессии Правда ведь кажется, будто это всё реально

В последнее время характерно появление множества поджанров, например, постапокалипсис, магический реализм. А то и происходит смешение магии и техники как, например, в направлении магопанк. Или я недавно читала книгу, в которой ученик мага Мерлина из VI века случайно оказывается в далеком будущем на огромной космической станции.

Кого-то такое смешение и путаница раздражают. Меня нет. Я, вообще, за свободный полет фантазии. Главное, чтобы было интересно, достоверно, и чтобы автор соблюдал законы, им же установленные.

На сегодня все. Как-нибудь я вам расскажу о новых направлениях в этих жанрах, а пока ненадолго прощаюсь с вами. Но вы знаете, что я всегда на связи и готова ответить на ваши комментарии.

Чем отличается:: фантастика и фэнтези

Таким образом, фантастика и фэнтези, несмотря на кажущееся сходство, довольно сильно отличаются друг от друга. В повествование фантастических произведений включаются научные разработки и открытия, а в фэнтезийные — элементы волшебства и фольклора. Писатель-фантаст с научной точки зрения объясняет читателю, почему альтернативная реальность изображена тем или иным способом. Автор, творящий в жанре фэнтези, никаких объяснений не дает. Он лишь представляет читателю тот мир, который придумал. Если в фантастических произведениях главный конфликт — между человеком и обществом, то фэнтезийные произведения чаще всего показывают эпичное противостояние добра и зла.

Научная фантастика и фэнтези — два жанра в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве, имеющие сходные черты. Основное сходство в том, что авторы фантастических и фэнтезийных произведений намеренно не стремятся к правдоподобности повествования. Действие может разворачиваться в альтернативной реальности, а героями могут быть фантастические существа. Однако фантастика и фэнтези отличаются тем, что имеют различные: стилистику, типичных персонажей, основной конфликт. Кроме того, у авторов разные подходы к описанию и разъяснению читателю законов альтернативной реальности.

Истоки и развитие фантастики

Нужно отметить, что истоки литературы и прочих видов искусства, в которых описываются необычные события и не существующие в реальном мире персонажи, конечно, в фольклоре. В народных мифах, легендах и сказках мы видим первые примеры фантастических допущений. Герои этих фольклорных произведений часто имеют нечеловеческую силу, живут дольше, чем обычные люди, или могут воздействовать на предметы и живых существ при помощи магии. Кроме того, сами герои легенд и сказок зачастую сами оказываются мифическими существами.

Интерес к литературе, в которой использовались фольклорные мотивы, был всегда. Это были как чисто развлекательные произведения, так и поучительные истории.

В 19 веке и начале 20 столетия человечество находилось на этапе технологического и научного подъема. Ученые, изобретатели, инженеры и конструкторы сделали очень много значимых открытий и изобретений: паровой двигатель и двигатель внутреннего сгорания, телеграф, телефон, строение атома, автомобили, самолеты и т.д.

Людям было интересно, каким будет мир будущего, как развитие технологии повлияет на жизнь их потомков. Общественный интерес ко всему научному породил новый жанр литературы — научную фантастику. Первые произведения этого направления появились уже во второй половине 19 века. Одним из отцов этого жанра является Жюль Верн. Ключевая особенность фантастических произведений состоит в том, что в повествование вводится какое-то значимое техническое новшество или же неизвестный до сих пор закон природы.

Первоначально, когда общество с оптимизмом смотрело на технический прогресс, действие происходило в утопическом технологически развитом мире. Такое воодушевление мы видим в произведениях Жюля Верна и Герберта Уэллса. С начала же 20 века появились идеи о том, что развитие технологий приводит к тому, что люди становятся бездушными и сами уподобляются машинам. Эти настроения нашли отражение в жанре антиутопии. Эти произведения чаще всего изображают мир будущего, в котором наука и технология вторглись абсолютно во все сферы жизни человека.

Люди будущего в антиутопических произведениях ежедневно пользуются благами цивилизации, однако повсеместная автоматизация приводит к утрате человеческих ценностей: доброты, любви, сострадания. Уходит в прошлое институт семьи и брака. При этом человек рассматривается не как личность, а как винтик единого государственного механизма. Поэтому людям будущего навязывается одна линия поведения, одна идеология. Инакомыслие преследуется и подавляется. Главный мотив антиутопических произведений — трагедия мыслящего и чувствующего человека, который противостоит бездушному социуму.

Читать еще:  Как Д. Фонвизин описывает просвещенных и невежественных дворян в пьесе «Недоросль»? Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И

Огромный интерес общества в 20 веке привлекли исследования космоса. Поэтому произведения фантастического жанра, в которых фигурируют полеты на космических кораблях, поиски инопланетного разума и исследования других планет, получили большое развитие. Первоначально авторы пытались отразить уникальность нашего мира через сравнение с другими планетами, старались предположить, каким будет контакт с обитателями других планет. Но в дальнейшем эти произведения стали носить скорее развлекательный характер, а жанр назвали «космической оперой».

Возникновение жанра фэнтези

Современный жанр фэнтези начал формироваться в начале 20 века. Огромное влияние на формирование основных его законов и традиций оказало творчество Джона Рональда Руэла Толкина. Интерес к фэнтезийным произведениям появился на фоне некоторой усталости читателя от повального материализма, который царил в прозе с середины 19 века.

Людям надоел чересчур рациональный мир будущего. Ответом на это и стал жанр литературы, в котором присутствовали фольклорные мотивы, мифические существа, приключения и магия.

Действие в фэнтезийных произведениях наиболее часто происходит в гипотетическом мире, напоминающем Средневековую Европу. В нем наряду с законами природы действуют законы магии.

Часто этот мир бывает населен волшебными существами: эльфами, орками, гномами, троллями и т.д. Считается, что сильное влияние на такой облик фэнтезийных произведений оказали рыцарские романы, описывающие эпоху правления короля Артура.

Поэтому книги этого жанра часто напоминают историко-приключенческие романы. Разница лишь в наличии элемента волшебства. Причем магия для обитателей фэнтезийного мира — обычное явление, не выходящее за рамки нормы.

Это отличает фэнтезийную литературу от сказок, хотя некоторые фольклорные сюжеты своего народа авторы пытаются по-своему интерпретировать. Вследствие этого многие фэнтезийные произведения имеют национальный колорит.

Различие в описании законов мироустройства

В фантастических произведениях сюжет часто разворачивается в мире, который очень далек от реального. Однако, чаще всего, автор разъясняет читателю, почему мир стал именно таким, что послужило отправной точкой произошедших изменений. Обычно кардинальные перемены связаны с изобретением какой-либо революционной технологии или открытием неизвестного до сих пор закона природы.

Часто писатели в своих произведениях за отправную точку берут не современность, а прошлое и пытаются показать, как выглядел бы мир, если бы на первый план вышла бы иная, чем в реальности, технология.

Примером являются произведения поджанра «паропанк» («стимпанк»), где авторы изображают мир, в котором доминирующей оказалась технология производства паровых машин, а не двигателей внутреннего сгорания. В любом случае, автор научно-фантастического произведения дает читателю научное объяснение устройству мира.

А вот писатели, работающие в жанре фэнтези, лишь описывают альтернативную реальность, в которой происходит действие. При этом никакой видимой связи с реальным миром не прослеживается. Законы мироздания подаются читателю как данность и никак не объясняются. При этом и существование магии и разумных рас, отличных от человеческой, — это тоже заданная писателем норма описываемого мира.

Добро и зло

В фэнтезийных произведениях тем или иным образом присутствует борьба между светлыми и темными силами. При этом часто и завязкой сюжета служит происшествие, которое пробуждает разрушительные силы зла и вынуждает главных героев искать способ спасти мир от уничтожения.

В любом случае, зло в классических фэнтезийных произведениях — это человек или мистическое существо, которое при помощи магии стремится уничтожить или поработить все живое. Многие авторы стремятся отойти от этой традиции.

Например, в произведениях Анджея Сапковского, строго говоря, нет ни положительных и ни отрицательных героев. А глобальное противостояние «добра» и «зла» — это военный конфликт между двумя политическими альянсами, а не сражение между силами света и тьмы. Но, в любом случае, в фэнтезийных произведениях четко прослеживается противоборство двух сил.

В современных фантастических произведениях чаще бывает, что один герой или группа героев противостоит целому социуму. Действующие лица тем или иным способом могут сражаться с тоталитарным государством или мегакорпорацией, которая контролирует жизнь общества. Часто эта борьба выглядит тщетной и бесполезной.

Читать еще:  Высказывание тимати о премии муз тв. Скандал на "Премии Муз-ТВ": Лепс, Фадеев и Тимати навсегда отказались от участия в номинациях

Например, в антиутопических произведениях главный герой, как правило, погибает или же его заставляют подчиниться установленному порядку. Можно также сказать, что конфликт в фантастических произведениях не между добром и злом, а между навязанными нормами и стремлением героя к свободе. Герои борются за то, чтобы быть «не такими, как все».

Смешение жанров

Несмотря на различия между жанрами фантастики и фэнтези, многие авторы стараются в своих произведениях совместить черты и того, и другого направления.

Например, существует такой поджанр, как технофэнтези, в котором наравне существуют и развиваются как технологии, так и магические искусства (роман Н. Перумова и С. Лукьяненко «Не время для драконов»).

А поджанр «научное фэнтези» является ответвлением от научной фантастики, в котором присутствуют мифологические мотивы (например, романы братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»).

Несмотря на каноны жанра, действие некоторых фэнтезийных романов происходит в современности. При этом волшебство и привычные нам технологии вроде телевидения, сотовой связи или Интернета успешно сосуществуют ( романы С. Лукьяненко из цикла «Дозоры»).

В чем разница между фантастикой и фентези?

Давайте попробуем разобраться.
На первый взгляд человека состороны все просто: это практически одно и тоже. И так, что мы имеем. Множественные миры, множество рас, различные сверхспособности, невозможные события и персонажи.
С другой стороны, человек, который прочитал немоле количество фантастики и фентези, чаще всего легко укажет жанр новой книги или фильма, не особо сомневаясь. Но вот с формулировками будет очень тяжело. Прежде чем читать дальше, попробуйте сами что-нибудь придумать, а потом, прошу, отпишитесь в комментариях.
Примеры:
1)Фентези — это средневиковье, а фантастика будущее. Нет, это не отличие. Есть фентези современное(Киндрэт Алексей), а есть фанстика в настоящем или прошедшем (Двадцать тысяч льё под водой — Жюль Габриэль Верн)
2)Фентези сверхспособности человека, а фантаста — это развитая технология. Опять нет. Возьмем Властелина колец, кроме 3 магов и нескольких эльфов никто не обладает сверхспособностями. И возьмем людей Х, где все обладают, а технологией сверх наших только целебро.
3) Фентези — магия, Фантастика — технология. Очень похоже, но тоже нет. Ведь есть технофентези, где технология развита исключительно на магии (машины работающие на магии, механические люди в которых бьется волшебное сердце и т. д.). А есть фантастика, где магия объяснена технологией или наукой (Например звездные войны, где джедаи могут двигать предметы, влиять на разум собеседника или метать молнии. Но их способности объянены через мидихлорианы).

Мое мнение, в том что фентези отрицает науку, а фантастика ее дополняет, не меняя основы

Разберемся с нашими противоречиями в свете вышеуказанной гипотезы.

1)Подтверждено. Не важно в каком времени происходят события, не в этом отличие.
2)Подтверждено. Средиземье и его законы (маги, драконы, эльфы, демиурги) опровергают науку. Способности людей Х обоснованы мутациями(или эволюцией(мнение Магнетто)).
3)Подтверждено. Если технология основана на магии, если объясненное основано на необъясненном, то это фентези, а если наоборот то это фантастика.

В начале, когда сер Толкиен придумал Средиземье и когда фентези набрало обороты популярности, тогда граница межде фентези и фантастикой была явной(Властелин колец, кольцы тьмы, Перумов про мага и Земли без радости, Дети зимы, хроники амбера И Войны сорока островов, звездные войны, геном, линия грез, звездный путь). Но чем дальше в наше время, тем больше писатели, стремясь создать свой стиль, стирали грани между жанрами (киндрет, дозоры Лукьяненко).

Мое мнение:
Резюме: фентези отрицает науку, а фантастика ее дополняет, не меняя основы. Фентези — это анти — наука, а фантастика — это псевдо — наука.

Прошу приведите примеры ваших рассуждений о том что такое фентези и фантастика, и примеры, которые не подходят под мою гипотезу.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5cbe0213953d9400b3fa10f2/5d716ac14e057700ad6de8ee
http://www.ikirov.ru/news/17330-chem-otlichaetsya-fantastika-i-fentezi
http://pikabu.ru/story/v_chem_raznitsa_mezhdu_fantastikoy_i_fentezi_3159190

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×