Человек в древнерусской литературе. «Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник – Литература – Каталог статей – Кабинет методики

Человек в древнерусской литературе. «Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник – Литература – Каталог статей – Кабинет методики

«Повесть временных лет» как литературный памятник

Величайшим историческим и литературным памятником древней Руси стала «Повесть временных лет», написанная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Об этом произведении акад. Д.С.Лихачев писал: «Высокое литературное образование Нестора, его исключительная начитанность в источниках, умение выбрать в них всё существенное, сделали ”Повесть временных лет” не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публистическим сочинением, а цельно литературно изложенной историей Руси». (Повесть временных лет-М.,Л.,1950г ч.).

Однако «Повесть временных лет» не является древнейшим летописным сводом. Более двух веков многие поколения ученных занимались изучением вопроса о возникновении и развитии летописания на Руси. В настоящее время благодаря исследованиям акад. Шахматова А.А. можно говорить об истории русского летописания. А.А. Шахматов применил сравнительно-исторический метод. Он доказал, что в основе этого историко-литературного памятника лежа более древние летописные своды, в частности , Древнейший Киевской свод. Результаты своего исследования А.А.Шахматов изложил в работе «Разыскания о древнейших летописных сводах» (СПб. 1908), «Повесть временных лет» (т.1 Пг.1916 г.)

Летописание возникает в Софийском монастыре, но в 70-х гг. XI в. летописание было перенесено в Киево-Печерский монастырь, выдающимися деятелями которого были его основатели – Антоний, Феодосий и Никон Великий. А.А.Шахматов считает, что автором Киево-Печерского летописного свода был Никон Великий. В конце XI в. возникает Киево-Печерский или Начальный свод.

Начальный свод стал основой «Повести временных лет». Первая редакция была составлена Нестором в 1113 году., вторая – Сильвестром в 1116 году., третья неизвестным автором в 1118 году.

Интересные уточнения гипотезы А.А. Шахматова об истории возникновения летописания сделаны акад. Лихачевым в кн. ”Русские летописи и их культурно-историческое значение” (М.,Л.,1947г) и в исследовании акад. Рыбакова Б.А. «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летопись» (М.,1963г).

В ”Повести временных лет” отразился интерес русского народа к историческому прошлому своей Родины. «Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть» – вот задача, которую поставил перед собой летописец. Тема Родины, её величие и могущество, её единство, глубокий патриотизм составляют идейно-тематическое содержание летописи. О чем бы ни рассказывал летописец – о воинских походах русских князей, об их деятельности, направленной на укрепление политической и религиозной независимости Руси, о братоубийственных феодальных войнах, о событиях давно минувших лет – всегда интересы Родины и высокая патриотическая идея определяют точку зрения автора, его оценку поступков князей и тех событий, о которых он повествует. Отмечая идейную направленность «Повести временных лет», историк В.О.Ключевский писал, что для неё характерна «пробуждение во всём обществе мысли о Русской земле как о чём-то цельном, неизбежном, обязательном деле всех и каждого».(В.О.Ключевский. Курс русской истории. М., 1911г.т.).

«Повесть временных лет» как исторический, так и литературный памятник

Разделы: Литература

Зачем мы обращаемся к литературе далекого прошлого? Что она дает современному читателю?
Прежде всего, конечно, культурный человек должен знать свою историю. Знакомство с историей учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. Видя, каким трудом, борьбой и подвигами строили многие поколения здание нашей культуры, мы обретаем «самостоянье» человека» (А. С. Пушкин), осознаем себя звеном в цепи поколений.
А что дает чтение летописи?
Читая летопись, мы слышим живой голос далеких предков. Произведения прошлого как бы разрушают преграды между эпохами.
Попытаемся и мы почувствовать сопричастность к истории. Но воспринять искусство древности не просто, ведь древняя литература очень своеобразна.
Летописание на Руси началось в XI веке. Первым летописцем был киево-печерский монах Никон, которого называли Великим. Жизнь его была полна бурных событий, он активно включался в политическую борьбу против тех киевских князей, которые свои интересы ставили выше общерусских, дважды был вынужден бежать в Тьмутаракань. В конце жизни он стал игуменом Киево-Печерского монастыря. Тогда-то, по-видимому, он и составил летопись. Ученые называют датой ее создания 1073 год.
Труд его продолжили другие, а в первой четверти XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор, дополнив ее новыми сведениями, дал летописи заглавие – «Повесть временных лет». Это одно из самых замечательных произведений древнерусской литературы. До нас дошла эта «Повесть…», переписанная и отчасти переработанная монахом соседнего Выдубецкого монастыря Сильвестром. Так что это произведение – плод творчества нескольких поколений летописцев.

Программа: Под ред. Г. И. Беленького (Учебник – хрестоматия для 6 классов. “Литература. Начальный курс” под ред. М. А. Снежневской).

Цель урока: Определить значение “Повести временных лет”

Задачи урока:

  • обучающие:
  • дать учащимся представление о древнерусских летописях;
  • отрабатывать умение пересказывать текст;
  • обучить выразительному чтению.
  • развивающие
  • развитие умений сопоставления текстов;
  • развитие критической мысли учащихся;
  • развитие творческих способностей.
  • воспитывающие:
  • на примере летописей показать патриотизм русского народа, такие его духовные качества, как: самоотверженность, внутренняя доброта.

Метод обучения: эвристический, проблемная ситуация.

Приёмы обучения:

  • фронтальная беседа;
  • индивидуальная работа;
  • выразительное чтение;
  • инсценировка отрывка.

Тип урока: урок закрепление с углублённым анализом текста.

Вид урока: комбинированный урок.

Предварительная работа: на прошлом уроке в качестве домашнего задания было задано: 1) перечитать “Повесть временных лет”; 2) сделать иллюстрацию к выбранному эпизоду.

Оборудование: доска с записями; выставка иллюстраций к рассказу; презентация.

I. Вступительное слово учителя

Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы с вами изучали тему: “Повесть временных лет как литературный памятник”. Сегодня мы с вами попытаемся доказать, что это произведение является одновременно и памятником историческим, и памятником литературным.

II. Фронтальная беседа с классом

Учитель: Что представляет собой повесть?

Ответ: Общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии 12 века и положенный в основу большинства дошедших до нашего времени летописных сводов. Как отдельный самостоятельный памятник, повесть не сохранилась.

Читать еще:  Проблема влияния технического прогресса на человека аргументы. Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Влияние учителя

Учитель: Сколько и какие копии существуют в настоящее время?

Ответ: В настоящее время имеется несколько копий. Из них самые замечательные две: рукописный пергаментный сборник 1337 года – хранится в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова – Щедрина (Лаврентьевская летопись) и рукописный сборник начала XV – хранится в библиотеке АНРФ (Ипатьевская летопись).

Учитель: Почему эти копии так называются?

Ответ: Лаврентьевская летопись названа по имени её летописца – монаха Лаврентия, который переписал её для Суздальского Великого князя Дмитрия Константиновича в 1337 году. Сведения эти мы узнаём из записи Лаврентия в конце переписанной им рукописи. Лаврентьевская летопись – это сборник, в состав которого вошли два произведения: сама “Повесть временных лет”, и так называемая “Суздальская летопись”, доведённая до 1305 года.
Ипатьевская летопись названа по бывшему месту хранения – Ипатьевскому монастырю в Костроме. Это тоже сборник, в состав которого входит несколько летописей, в том числе “Повесть временных лет”. В данном документе повествование доводится до 1202 года.

Учитель: Кто является автором повести?

Ответ: В списках некоторых летописных сводов составителям повести назван монах Киево-Печёрского монастыря Нестор, живший в начале XII века.

Учитель: Что является источником повести?

Ответ: Так как летопись не является единым произведением, а летописным сводом, источниками для неё послужили: Киево-Печёрский свод конца XI века, русско-византийские Договоры X века, “Сказание о грамоте Словенской”, придания о восточно-славянских племенах, о Кие, о мести Ольги древлянам, устные рассказы монахов Киево-Печёрского монастыря и другие.

Учитель: В чём особенность повести и заслуга Нестора?

Ответ: В том, что Нестор был первым древнерусским историографом, который связал историю Руси с историей восточно-европейских и славянских народов. Кроме того, особенностью повести является её привязанность с всемирной историей.

III. Работа с иллюстрациями

– А теперь давайте посмотрим на репродукцию картины В. М. Васнецова “Нестор летописец”.
Нестор, как мы уже сказали, жил в Киево-Печёрском монастыре. Он трудился в своей келье – днём при свете солнца, ночью при свете свечи. Горела лампада у иконы. Летописец писал на листах, сделанных из телячьей кожи. Такой материал был очень дорогим и назывался пергаментом. Сейчас мы пишем ручками, а на картине Васнецова летописец пишет гусиным пером, обмакивая его в чернила. Нестор одет в монашескую одежду. У него седые волосы и белая борода. Он аккуратно переворачивает уже исписанную страницу книги. Сзади него на столике лежит толстая большая книга, застёгнутая на замок. Из окна видны крепостные стены с башней и церковь на холме. Здания и келья на картине Васнецова изображены правдоподобно.
– Какое впечатление производит на вас эта иллюстрация?
– А что хотела ваша одноклассница передать вот этими рисунками?

IV. “Сказание о князе Олеге”. Инсценировка

Учитель: О ком вы узнали из повести?
Ответ: О князе Игоре, о княгине Ольге, Олеге и Святославе, Борисе и Глебе.

Учитель: Что вы помните об Олеге?
Ответ: Князь Олег с лёгкостью, обычной для сказочного героя, преодолевает все препятствия на своём пути: он без боя берёт Смоленск и Любеч, хитростью одолевает Киевом; не встречая никакого сопротивления, побеждает древлян, северян и радимичей; идёт походом на Царьград. Он запугивает греков хитростью: к ладьям приказывает приделать колёса и так, на колёсах, въезжает в Царьград. Олег мудрый и вещий, не пьёт вина, отравленного греками. Умирает он, как и другие сказочные герои, неожиданно, смертью, предсказанной вещим прорицателем, – от укуса змеи.

Учитель: В основу какого произведения легла эта легенда?
Ответ: А. С. Пушкин “Песнь о вещем Олеге”.

Учитель: Какие события баллады в летописи не описаны? Какие события поэт домыслил, вообразил?
Ответ: Встреча Олега с кудесником, вопрос Олега, пророчество кудесника. В летописи раскрывается только облик Олега, любящего коня, любимого дружинниками, слугами. О кудеснике ничего не сказано, только кратко упоминается его предсказание.

Учитель: А сейчас ваши одноклассники покажут инсценировку этой легенды.
Учитель: Удалось ли девочкам передать отношение Олега к своему коню?
Учитель: Чему учит нас эта легенда?

Ответ: Нельзя предавать друзей.

V. Фронтальная беседа с классом

Учитель: Давайте теперь обратимся к заглавию Повести: “Се повести времяньных леть, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть”.

Чтение наизусть отрывка “Расселение славян”.

Учитель: Что мы узнаём из этого отрывка?
Ответ: Здесь рассказывается о распределении земли после библейского потопа между сыновьями Ноя.

Учитель: Какие вопросы ставит перед собой летописец?
Ответ: Как возникла Русская земля?

Учитель: Какое значение имеет слово “земля”?
Ответ: Территория, народ, государство.

Учитель: Какие ещё вопросы ставит летописец повести в её заглавии?
Ответ: Какой князь начал первым княжить в Киеве и кого считать основателем династии? Как сложилось, сформировалось Русское государство, современное летописцам?

Учитель: Вывод: “Повесть это не история князей, а история государства, история русской земли. Поэтому, как бы ни была велика роль отдельного человека, князя, он интересует летописца не сам по себе, а лишь как участник истории государства, истории русской земли”. Основная мысль повести – любовь к родине. Лейтмотив “Не губите землю отцов своих и дедов” постоянно звучит в Повести.

VI. Работа с текстом: “Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича”

Учитель: В Повесть включены народные предания, героями которых являются не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов. Примером такого предания может служить “Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича”.
– Когда происходят описываемые события?
– Кто княжил в Киеве?
– Что вы знаете о княжении Святослава?
– Кто такие печенеги? Почему они напали на Киев? (Объединение тюркских и других племён в заволжских степях в VIII IX веках. Кочевники-скотоводы часто совершали набеги на Русь. В 1036 году они были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым).
– Как вы понимаете слово “отрок”? (Отрок (стар.) – мальчик-подросток в возрасте между ребёнком и юношей.)
– Как поступил отрок, чтобы спасти город?
– Что угрожало отроку, если бы враги догадались, что он киевлянин, а не печенег?
– В чём была хитрость воеводы Претича?
– С какими словами обратились жители города к Святославу?
– Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа? (Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своём занимают в обществе высокое положение: Претич – воевода, он заключает мир с печенежским князем; Святослав – русский князь, княгиня Ольга – его мать. Не занимает высокого положения только отрок, но его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.)
– Как вы понимаете слова Д. С. Лихачёва: “Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси”? (Потому что наши предки в тяжёлой борьбе с захватчиками отстояли независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной стойкости. Это может выражаться в бережном отношении к памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша страна – это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом передать нашим детям).
– Может ли повествование об отроке – киевлянине “служить современности“? (Да, являя пример мужества и самоотверженности ради спасения родной земли).
– А в каких ещё преданиях из повести говорится о простых русских людях, совершавших подвиги? (“Сказание о Кожемяке”, “Сказание о белгородском киселе”).

VII. Вывод по уроку

Читать еще:  Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Сокольникова Н.М

Учитель: Интересна ли “Повесть временных лет” современному читателю?
Давайте обратимся к словам Д. С. Лихачёва: “Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далёких предшественников, учит нас с уважением относится к их труду, борьбе, к их заботам о благе родины”.
Согласны ли вы с эти высказыванием? (Интересны, потому что из них мы узнаём об истории нашей страны. Знание прошлого даёт людям почувствовать характер своего народа).

VIII. Домашнее задание.

Чтение по свободному выбору.

IX. Подведение итогов

Учитель называет оценки за урок, называя «+» и «–» отвечающих. Ставит оценки в дневник.

«Повесть временных лет» как исторический источник и литературный памятник

Ученые установили, что летописание велось на Руси с XI по XVII в. Еще в XIX в. стало известно, что практически все сохранившиеся летописные тексты являются компиляциями, сводами предшествующих летописей. Согласно Д.С. Лихачеву, «по отношению к летописи свод более или менее гипотетический памятник, т. е. памятник предполагаемый, лежащий в основе его списков или других предполагаемых же сводов» Лихачев Д.С. Текстология…С. 367.. Нестору «Повесть временных лет» обязана своим широким историческим кругозором, введением в летопись фактов всемирной истории, на фоне которых развертывается история славян, а далее – история Руси. Благодаря государственному взгляду, широте кругозора и литературному таланту Нестора «Повесть временных лет» явилась «не просто собранием фактов русской, истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси», отмечает Д.С.Лихачев.

Во вводной части «Повести» излагается библейская легенда о разделении земли между сыновьями Ноя – Симом, Хамом и Иафетом – и легенда о вавилонском столпотворении, приведшем к разделению «единого рода» на 72 народа, каждый из которых обладает своим языком: «По потопе трое сыновей Ноя разделили землю – Сим, Xaм, Иaфeт. »

Определив, что «язык (народ) словенеск» от племени Иафета, летопись повествует далее уже о славянах, населяемых ими землях, об истории и обычаях славянских племен. Постепенно сужая предмет своего повествования, летопись сосредоточивается на истории полян, рассказывает о возникновении Киева. Говоря о давних временах, когда киевские поляне были данниками хазар, «Повесть временных лет» с гордостью отмечает, что теперь, как это и было предначертано издавна, хазары сами являются данниками киевских князей.

Точные указания на года начинаются в «Повести временных лет» с 852 г., так как с этого времени, как утверждает летописец, Русь упоминается в «греческом летописании»: в этом году на Константинополь напали киевские князья Аскольд и Дир. Тут же приводится хронологическая выкладка – отсчет лет, прошедших от одного до другого знаменательного события. Завершает выкладку расчет лет от «смерти Ярославли до смерти Святополчи» (т. е. с 1054 по 1113 г.), из которого следует, что «Повесть временных лет» не могла быть составлена ранее начала второго десятилетия XII в.

Далее в летописи повествуется о важнейших событиях IX в. – «призвании варягов», походе на Византию Аскольда и Дира, завоевании Киева Олегом. Включенное в летопись сказание о происхождении славянской грамоты заканчивается важным для общей концепции «Повести временных лет» утверждением о тождестве «словенского» и русского языков – еще одним напоминанием о месте полян среди славянских народов и славян среди народов мира.

В последующих летописных статьях рассказывается о княжении Олега. Летописец приводит тексты его договоров с Византией и народные предания о князе: рассказ о походе его на Царьград, с эффектными эпизодами, несомненно, фольклорного характера (Олег подступает к стенам города в ладьях, двигающихся под парусами по суше, вешает свой щит над воротами Константинополя, «показуя победу»).

Игоря летописец считал сыном Рюрика. Сообщается о двух походах Игоря на Византию и приводится текст договора, заключенного русским князем с византийскими императорами-соправителями: Романом, Константином и Стефаном. Смерть Игоря была неожиданной и бесславной: по совету дружины он отправился в землю древлян на сбор дани (обычно дань собирал его воевода Свенелд). На обратном пути князь вдруг обратился к своим воинам: «Идете с данью домови, а я возъвращюся, похожю и еще». Древляне, услышав, что Игорь намеревается собирать дань вторично, возмутились: «Аще ся въвадить волк (если повадится волк) в овце, то выносить все стадо, аще не убьють его, тако и се: аще не убьем его, то вся ны погубить». Но Игорь не внял предостережению древлян и был ими убит.

Читать еще:  Л.Кэрролл "Алиса в Зазеркалье": описание, герои, анализ произведения. Воспитательная, познавательная, эстетическая ценность произведения с точки зрения особенностей восприятия детьми

Ольга трижды отомстила древлянам за смерть мужа. Каждая месть соответствует одному из элементов языческого погребального обряда. По обычаям того времени покойников хоронили, положив в ладью; для покойника приготовляли баню, а потом его труп сжигали, в день погребения устраивалась тризна, сопровождавшаяся военными играми См.: Лихачев Д. С. Комментарии. – В кн.: Повесть временных лет, ч. 2. М.-Л., 1950, с. 297-301..

Восторженно изображает летописец сына Игоря – Святослава, его воинственность, рыцарственную прямоту (он будто бы заранее предупреждал своих врагов: «Хочю на вы ити»), неприхотливость в быту.

После смерти Святослава между его сыновьями – Олегом, Ярополком и Владимиром – разгорелась междоусобная борьба. Победителем из нее вышел Владимир, ставший в 980 г. единовластным правителем Руси.

В разделе «Повести временных лет», посвященном княжению Владимира, большое место занимает тема крещения Руси. В летописи читается так называемая «Речь философа», с которой будто бы обратился к Владимиру греческий миссионер, убеждая князя принять христианство. «Речь философа» имела для древнерусского читателя большое познавательное значение – в ней кратко излагалась вся «священная история» и сообщались основные принципы христианского вероисповедания.

После смерти Владимира в 1015 г. между его сыновьями снова разгорелась междоусобная борьба. Святополк – сын Ярополка и пленницы-монашки, которую Владимир, погубив брата, сделал своей женой, убил своих сводных братьев Бориса и Глеба. В летописи читается краткий рассказ о судьбе князей-мучеников, о борьбе Ярослава Владимировича со Святополком, завершившейся военным поражением последнего и страшным божественным возмездием.

Последнее десятилетие XI в. было полно бурными событиями. После междоусобных войн, зачинщиком и непременным участником которых был Олег Святославич («Слово о полку Игореве» именует его Олегом Гориславличем), князья собираются в 1097 г. в Любече на съезд, на котором решают отныне жить в мире и дружбе, держать владения отца и не посягать на чужие уделы. Однако сразу же после съезда свершилось новое злодеяние: волынский князь Давыд Игоревич убедил киевского князя Святополка Изяславича в том, что против них злоумышляет теребовльский князь Василько. Святополк и Давыд заманили Василька в Киев, пленили его и выкололи ему глаза. Событие это потрясло всех князей: Владимир Мономах, по словам летописца, сетовал, что такого зла не было на Руси «ни при дедех наших, ни при отцих наших». В статье 1097 г. мы находим подробную повесть о драматической судьбе Василька Теребовльского.

Краткий обзор композиции «Повести временных лет» показывает сложность ее состава и разнообразие компонентов как по происхождению, так и по жанровой принадлежности. В «Повесть», помимо кратких погодных записей, вошли и тексты документов, и пересказы фольклорных преданий, и сюжетные рассказы, и выдержки из памятников переводной литературы. Встречается в ней и богословский трактат – «речь философа», и житийный по своему характеру рассказ о Борисе и Глебе, и патериковые легенды о киево-печерских монахах, и церковное похвальное слово Феодосию Печерскому, и непринужденную историю о новгородце, отправившемся погадать к кудеснику.

Если говорить об историзме «Повести», то следует подчеркнуть, что художественное обобщение в Древней Руси строилось в основном на основе единичного конкретного исторического факта. Почти все события прикреплены к конкретному историческому событию или конкретному историческому лицу. Как известно, Древняя Русь в течение IX-X вв. из непрочного племенного союза превратилась в единое раннефеодальное государство. Походы киевских князей Олега, Игоря и Святослава ввели Русь в сферу европейской политики. Тесные дипломатические, торговые и культурные отношения Древней Руси с ее южными соседями – с Болгарским» царством и особенно с крупнейшим государством Юго-Восточной Европы – Византией подготовили почву для принятия христианства. Что и нашло отражение в «Повести». Очевидно, что христианизация Руси потребовала коренной перестройки мировоззрения; прежние языческие представления о происхождении и устройстве Вселенной, об истории человеческого рода, о предках славян были теперь отвергнуты, и русские книжники остро нуждались в сочинениях, которые излагали бы христианские представления о всемирной истории, давали бы новое, христианское истолкование мироустройству и явлениям природы. Характеризуя литературу Киевской Руси, Д.С.Лихачев отмечает, что она была посвящена в основном мировоззренческим вопросам. Ее жанровая система отражала мировоззрение, типичное для многих христианских государств в эпоху раннего средневековья. «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тeмa – смысл человеческой жизни». Лихачева В. Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971, с. 56.

Отметим также высокую гражданственность и патриотизм рассматриваемого литературного памятника. Патриотизм древнерусской литературы связан не только с гордостью авторов за Русскую землю, но и с их скорбью по поводу понесенных поражений, со стремлением вразумить князей и бояр, а порой и с попытками их осудить, возбудить против худших из них гнев читателей.

Таким образом, «Повесть временных лет» представляет собой не только уникальный исторический источник и литературный памятник, но и образец истинного патриотизма русского народа, любви к своей Родине.

Источники:

http://www.bukinistu.ru/osnovnyie-temyi-i-zhanryi-russkoy-literaturyi/povest-vremennyih-let-kak-literaturnyiy-pamyatnik.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659590/
http://m.studwood.ru/2489419/literatura/povest_vremennyh_istoricheskiy_istochnik_literaturnyy_pamyatnik

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии