Человек природа отечественной и мировой. Понимание национализма в отечественной и мировой литературе

Человек природа отечественной и мировой. Понимание национализма в отечественной и мировой литературе

Понимание национализма в отечественной и мировой литературе;

Национализм считают одной из мощных сил современности, идеи его по степени влияния сравнивают с идеями либерализма и демократии. Национализму посвящены, особенно на Западе, многочисленные работы политологов, антропологов, политических и социальных психологов. Внимание к нему было связано с антиколониальным движением, ростом этнического самосознания в развитых индустриальных странах, с национальными движениями, в том числе на постсоветском пространстве.

Среди политиков, ученых, общественных деятелей, вовлеченных в национальные движения, идут споры. С одной стороны, нельзя не признать справедливым стремление людей сохранить целостность своего народа, его язык, культуру, с другой стороны, многие считают, что ориентация на сохранение культурной специфики этносов часто перерастает в требование определенных преимуществ для них, служит целям обоснования неравенства в гражданских правах, а поиски традиционных корней, ведущие к архаизации, препятствуют процессам модернизации и демократизации.

В СССР, а потом в России дискуссии о национализме стали возможны только в условиях начавшейся демократизации. Но именно тогда возникли массовые национальные движения, представители элит в союзных и автономных республиках выступили с обоснованием идей национализма. Полемика вокруг национальных проблем выходила далеко за пределы научного сообщества, она оказалась неотъемлемой частью всей политической жизни нашего общества.

В советской, а затем в российской науке и общественно-политической практике термин «национализм» использовался в негативном смысле — как политическое клеймо при оценке отступления от интернационализма. В социологии под национализмом имели в виду систему установок и политических идей об исключительности, превосходстве «своего» народа над другими, нетерпимости, нежелании смешиваться с другими народами (эксклюзивизм), а также действия, направленные на их дискриминацию.

Под влиянием национальных движений в союзных республиках, которые в начале перестройки способствовали падению тоталитарного режима, у российских политиков и ученых вырос интерес к мировому опыту оценки национализма. Еще в СССР начали переводиться работы Э. Геллнера, обсуждаться идеи Э. Кендури, Э Хобсбаума, Э. Смита, Б. Андерсена, Д. Холла. В западной литературе национализм трактовался как принцип, согласно которому политические и национальные единицы должны совпадать.

Верность идеям этнического возрождения стала мобилизующей силой общественных движений, направленных на достижение собственной государственности22. Нация должна быть как можно более независимой, что требует достижения ею некоторого политического суверенитета23.

Суть национализма состоит в том, что это одновременно и политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию политической власти, и политика, оправдывающая такие действия с помощью доктрины приоритета интересов и ценностей нации24.

Несоответствие деклараций национализма его реальной практике, которое реально имеет место, не избавляет от необходимости объективного анализа сути национализма. Поэтому ученые пытались найти такое определение понятия «национализм», с которым согласились бы и его противники, и его сторонники (последние воспринимали его позитивно). Приведенное выше понимание национализма отражает не оценку его, а именно суть.

В начале национальных движений в СССР признанию права народов самим решать свою судьбу, создавать государственность и определять меру независимости способствовала привычная для советской науки ленинская трактовка права наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Это право, пусть и декларативное, было записано в Конституции СССР, а кроме того все прекрасно помнили ленинские высказывания о национализме больших и малых народов, о позитивной направленности национально-освободительных движений в процессе деколонизации. Все упиралось в одну проблему — отсутствие действенного механизма осуществления этого права.

Но вскоре обнаружилось несоответствие деклараций национализма реальной практике, что отмечалось и в западной литературе правда тогда оно не вызвало к себе особенно острого внимания. Впоследствии же неоднократные нарушения гражданских прав людей, не принадлежавших к титульной национальности, в получивших независимость государствах на постсоветском пространстве снова дали основание для употребления термина «национализм» (прежде всего в политической литературе) в оценочном (негативном) смысле. Несостоятельности его постулатов была, например, посвящена статья П.Е. Канделя «Национализм и проблема модернизации в посттоталитарном мире»25. Политики в России не употребляли понятие «национализм» в нейтральном смысле. Задачей же ученых было проанализировать объективно его суть.

В науке считается общепризнанным разделение национализма на гражданский (государственный) и этнический— этнонационализм.

Первый иногда называют территориальным и считают его основанным на свободном самоопределении личности и рациональным. Такой национализм, отождествляемый с патриотизмом, признается нормой человеческого общежития, поскольку направлен на консолидацию всего населения государства с помощью юридических институтов, общегражданских прав, культуры, идеологии. Но в крайних вариантах он нацелен на государственную экспансию либо на агрессивные формы шовинизма или изоляционизма.

Этнический национализм (этнонационализм) может быть политическим или культурным. Основанный на понимании нации как этнической общности, политический этнонационализм имеет целью достижение или удержание государственности, включая институты, ресурсы, культурную систему.

Культурный этнонационализм направлен на сохранение целостности народа, на поддержание и развитие его языка, культуры, исторического наследия. Он играет положительную роль при двух непременных условиях: во-первых, если не содержит в себе идей культурной замкнутости и изоляционизма, негативной направленности против других культур, и во-вторых, если у него нет стремления возродить и распространять те архаические элементы в культуре, которые препятствуют развитию этноса.

Читать еще:  Где василий степанов. Шизофрения? Василий Степанов вышел из больницы и рассказал о падении из окна

Обычно критике подвергается именно политический этнонационализм, который характеризуют как направленный на достижение преимуществ для одного народа во власти, идеологии, культуре. Этнонационализм доминирующих народов в крайних формах доходит до дискриминации по отношению к другим национальностям, узурпации государственных институтов и идеологии. Этнонационализм недоминирующих этнических групп в экстремальных формах преследует цели сепаратизма, устранения неравенства любыми путями и средствами.

Различая гражданский и этнический национализм, Э. Смит, на наш взгляд, верно отмечает, что это всего лишь два идеальных типа и что «каждый национализм содержит гражданские и этнические элементы в разной степени и разной форме»26. Характер национализма, его направленность зависят от источников, которые его порождают и питают.

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

Т. к. конкретная формулировка темы сочинения будет известна лишь на экзамене, предлагаем вашему вниманию опорные материалы, которые могут стать основой любого сочинения в рамках данного направления. К некоторым тезисам приведено несколько примеров из литературных произведений, вы можете использовать их все или только один.

Человек и природа… Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Человек в свою очередь воздействует на окружающий мир, преобразовывая его. Задумаемся над вопросами: как именно влияет природа на человека, как человек относится к природе?

Основная часть. Тезис+аргумент

(эстетический аспект, красота природы, восхищение ею, любовь к природе)

Несомненно, каждый человек хотя бы раз в жизни замечал красоту природы, любовался прекрасными пейзажами. Это и пламенеющий над снежной равниной закат, и бездонная синева небес, по которой плывут причудливые облака. Это и яблони в цвету, распространяющие вокруг дурманящий аромат, и ковер желтых шуршащих листьев в осеннем парке. Сколько прекрасного вокруг! Всего и не перечислить! И человек, конечно, не может остаться равнодушным к окружающему его великолепию, не может не почувствовать преклонения перед совершенством природы и царящей в ней гармонией.

Тема восхищения красотой природы затрагивается во многих произведениях русской и зарубежной литературы. Вспоминается стихотворение «Осень». Лирический герой стихотворения прямо выражает чувства, охватывающие его при виде осеннего пейзажа. Ему нравится любоваться прекрасными картинами поздней осени, он ощущает любовь к природе:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье…

(восприятие природы как живого существа, одушевление природы)

Любуясь картинами природы, человек невольно задумывается над вечными вопросами мироздания. Сегодня мы слишком поглощены повседневными заботами, нечасто находим возможность вглядеться в окружающую нас красоту. Лишь в редкие минуты, оставаясь наедине с природой, мы понимаем, что окружающий нас мир тоже живой, у всего есть душа. Вспомним произведения русских поэтов. Практически все они одушевляли природу. Так, у каждое творение живое, даже дорога:

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем, совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

(«Нивы сжаты, рощи голы. »)

(влияние природы на человека)

Действительно, красота природы способна вызвать восхищение. Более того, она способна повлиять на душевный мир человека, изменить его внутреннее состояние. Эта мысль выражена в стихотворениях русских поэтов. Например, в стихотворении «Осень» красота природы рождает энергию, заставляет жить полной жизнью, пробуждает вдохновение. «И с каждой осенью я расцветаю вновь», – говорит лирический герой и продолжает свою мысль в строках: «И пробуждается поэзия во мне». А вот лирический герой в стихотворении «Из Гете», напротив, ощущает умиротворение и живительный покой, даруемый слиянием с мирозданием:

Спят во тьме ночной;

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Влияние природы на человека может быть невероятно сильным, причем красота природы способна не только изменить его настроение, но даже спасти ему жизнь. Об этом повествует в рассказе «Голубая стрекоза». Автор описывает, как тяжело раненный боец попросил отнести его к ручью. Юноша смотрел на воду в лучах заходящего солнца, на беспрерывно летающую над ней стрекозу и улыбался. Рассказчик уверен, что жизнь этого человека спасли не только доктора, но и красота лесного ручья и даже стрекоза.

Чарующая сила красоты способна изменить характер человека, повлиять на его поведение. Случайно столкнувшись с чем-то прекрасным в природе, человек и сам хочет стать лучше. Так, в рассказе Ю. Яковлева «Разбуженный соловьями» главный герой, мальчик по имени Селюженок, полностью меняется после того, как однажды ночью услышал пение соловья. Если до этого случая он славился хулиганским поведением, даже воровством, то после стал вести себя совершенно иначе, даже стал проявлять интерес к творчеству: вылепил из пластилина фигурку соловья, стал посещать художественную студию. Изменилось и отношение к нему окружающих.

Читать еще:  Старые дикторы центрального телевидения. Дикторы советского телевидения - достояние отечественной культуры

(единство человека и природы)

Общение с природой возвращает нас к тому состоянию, когда человек еще не был противопоставлен природе, не был оторван от нее. Именно в эти минуты мы вспоминаем о том, что мы – дети природы, так же, как и все другие существа. Мы начинаем сознавать, что человек и природа неразделимы. Мысль о единстве всех живых существ на земле звучит в стихотворении в прозе «Собака». Лирический герой, глядя в глаза своей собаке, понимает, что между ними нет никакой разницы, они равны: «Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек».

Природа дает нам все необходимое для жизни. Существование человечества без нее немыслимо. Это значит, что человек обязан заботиться об окружающей среде, сохранять ее для будущих поколений. Однако часто случается так, что человек варварски относится к природе, уничтожает растения и животных, загрязняет почву, воду и воздух. Это может привести к самым пагубным последствиям. Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Так, Р. Бредбери в «Марсианских хрониках» («Октябрь 2026. Каникулы на Марсе») говорит о том, как люди уничтожили Землю, и теперь на ней ничего больше не осталось: «Ничего не осталось. Никакого Миннеаполиса, никаких ракет, никакой Земли… Земля погибла». Лишь одна семья смогла добраться до Марса и стать марсианами, потому что другого дома у них больше нет. Писатель хочет донести до нас мысль о необходимости изменить свое отношение к природе.

О важности заботы человека об окружающей среде задумывается и В. Солоухин в произведении «Трава». Он рассказывает историю о том, как однажды вылил антифриз из машины на лужайку. Земля получила сильный ожог, три года на этом месте не росла трава. Этот случай заставил писателя задуматься, как бездумно люди уничтожают траву, а ведь может случиться так, что ее совсем не останется. Что тогда будет? «Страшное, жуткое, безнадежное зрелище!» – делает вывод писатель.

Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в лирическом отступлении в романе Г. Троепольского «Белый Бим, Черное ухо». Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом уничтожали ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и уничтожать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автор говорит о новом указании уничтожать ворон и обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Он заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара. Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.

(природа и технический прогресс)

К сожалению, в погоне за техническим прогрессом человек часто пытается нарушить законы природы, забывая, что вмешательство в миропорядок может обернуться непредсказуемыми и пагубными последствиями. О возможности изменять естественный ход вещей в природе задумывались многие писатели-фантасты. Например, Р. Шекли в рассказе «Страж-птицы» повествует о том, чем закончилась попытка людей искусственно предотвращать убийства с помощью роботов-птиц. Преследуя благую цель, люди наделили механических стражей способностью распознавать намерения людей нанести кому-либо вред. Затем птицы должны были любой ценой остановить потенциального преступника. Что же из этого вышло? Птицы очень скоро посчитали убийцами и охотников, и рыболовов, и крестьян, пашущих землю. А еще врачей и даже водителей, которые хотели выключить зажигание в машине. Нетрудно догадаться, против кого обернулось изобретение, созданное из лучших побуждений. Автор предостерегает человечество от необдуманных попыток вмешиваться в природу и переделывать ее по своему усмотрению.

(человек и животные)

Никто не станет спорить с утверждением, что огромную роль в нашей жизни играют братья наши меньшие. Для многих питомцы становятся членами семьи. Именно домашние любимцы становятся для нас образцом верности и беззаветной преданности.

Тема взаимоотношений человека и животных затрагивалась многими писателями. Обратимся к рассказу Э. Сетон-Томпсона «Чинк». Щенок в течение нескольких дней охранял имущество пьянствовавшего где-то хозяина, при этом изнемогая от голода (он ничего не ел все это время, ведь хозяйскую еду он должен был охранять!) Кроме того, его терзал постоянный страх перед его заклятым врагом –шакалом, постоянно донимавшим его. Возвратившись, Обри, хозяин Чинка, был несказанно поражен его мужеством и преданностью. Не может остаться равнодушным и читатель.

Братья наши меньшие учат нас любви и заботе. Именно благодаря им мы узнаем, что такое сострадание живым существам, ответственность за них, учимся быть признательными. К. Паустовский в рассказе «Заячьи лапы» повествует о том, как заяц вывел из огня деда Лариона и тот в благодарность вылечил его и оставил у себя. Писатель хочет донести до нас мысль о важности чувства признательности за добро, необходимости заботы о живых существах.

Читать еще:  Как сделать и где разместить карту желаний по фен-шуй? Как сделать карту желаний — Блог ведической астрологии.

Добрые чувства пробуждаются в раннем детстве. Именно тогда закладывается чувство любви ко всему живому, доброта и способность к состраданию. Писатель -Михайловский в рассказе «Тёма и Жучка» описывает, как маленький мальчик не может остаться равнодушным к судьбе собаки, провалившейся в колодец. Среди ночи он идет спасать Жучку, хотя ему и страшно. Способность преодолевать свой страх ради помощи живому существу, попавшему в беду, говорит о мужестве мальчика. Такой человек никогда не будет злым, жестоким или безразличным к чужой беде, будь то человек или животное.

К сожалению, нередки случаи жестокого отношения к животным. Некоторые люди бросают своих питомцев, случается, избивают их или даже убивают. Есть даже целые сообщества догхантеров, которые занимаются уничтожением бездомных собак. Страшно представить, на что способны люди без сердца. О бесчеловечном отношении человека к братьям нашим меньшим пишет Ю. Яковлев в рассказе «Он убил мою собаку». Жестокие хозяева бросили собаку, ее подобрал мальчик и привел домой. Однако родители были против. Сначала отец выгнал собаку на улицу. Однако главный герой, Таборка, все равно не расстался с ней: поселил ее в сарае, даже привел в школу. Тогда отец подозвал собаку и выстрелил ей в ухо. Невозможно без содрогания читать строки, в которых описывается это хладнокровное убийство. Показывая жестокость своего персонажа, автор призывает нас одуматься, пробуждает в наших сердцах чувство жалости к бездомным животным. Ведь не по своей воле они стали такими. В этом тоже наша вина.

Л. Андреев в рассказе «Кусака» говорит о предательстве «добрых» людей. Дачники приручили бездомную собаку, дали ей имя и надежду. Она поверила людям, полюбила их всем сердцем. И что же? Дачный сезон закончился, люди уехали, бросив Кусаку на произвол судьбы. Она больше не была им нужна. Андреев акцентирует внимание читателя на страданиях животного, жестоко преданного людьми.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть неразрывность связи между человеком и природой. Мы не должны забывать о том, что природа – наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг – отвечать ей добром на добро, заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

«Человек и природа в отечественной и мировой литературе»

Информация по данным направлениям устарела. На 2015-2016 учебный год появились новые тематические направления.

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

Если рассматривать пейзаж, как единицу, используемую автором в своем произведении, то он может использоваться с разной целью. Функций пейзажа несколько: может выступать в качестве фона, на котором протекают события, или передавать внутреннее состояние героев, или же задавать общую тональность произведения, а также быть образом-символом.

Но если смотреть глобально, с позиции экологических, социальных проблем, связанных с природой, то здесь всё достаточно просто. Есть конкретная проблема, в которой, разумеется, виноват человек. Вспомним повесть «Прощание с Матёрой» В.Г. Распутина (Матёра – это деревня). Сначала идет описание жизни, несколько судеб, история этой деревни, но потом оказывается, что вся эта история будет затоплена. Виной тому – предстоящее строительство ГЭС. Разумеется, жители, а в массе своей это старики, встали грудью на защиту своей земли. Потому что у многих здесь же похоронены их предки.

Здесь отражены проблемы старой и новой жизни, традиций. Молодежь смотрела с оптимизмом на это, потому как ждала новой жизни в городе. А старики просто хотели спокойно дожить свой век на родной земле.

В «Слове о полку Игореве» – природа является отдельным персонажем, которому уделено большое внимание. Она во всех смыслах живая: происходит солнечное затмение перед походом на половцев, что является дурным знаком, предвещая, таким образом, беду. Она же, природа, помогает князю Игорю сбежать из плена. Но она помогает не всем, только самым достойным.

  • «Слово о полку Игореве»
  • И.С. Тургенев «Записки охотника», «Ася»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
  • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • В.П. Астафьев «Царь-рыба»
  • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
  • В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»
  • Ч. Айтматов « Плаха »
  • В.М. Шукшин «Заревой дождь».
  • Красота природы
  • Природа в жизни человека
  • Русская природа в изображении М.М. Пришвина
  • Картины природы, которые я представляю, читая стихотворения о природе
  • Поэзия родной природы
  • Роль природы в жизни человека
  • Благодарная природа и неблагодарный человек
  • Зимнее утро
  • Природа – главный помощник человека
  • Борьба человека за чистоту окружающего мира

Весь текущий опыт и материалы я объединил в одном документе.

Источники:

http://studopedia.su/13_164204_ponimanie-natsionalizma-v-otechestvennoy-i-mirovoy-literature.html
http://pandia.ru/text/80/126/9441.php
http://neznaika.info/human_nature.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии