Бунин иван – темные аллеи – часовня. Анализ рассказа И.А.Бунина «Часовня» (Из цикла “Темные аллеи”)

Бунин иван – темные аллеи – часовня. Анализ рассказа И.А.Бунина «Часовня» (Из цикла “Темные аллеи”)

Анализ рассказа И.А.Бунина «Часовня» (Из цикла “Темные аллеи”)

Рассказ И.А. Бунина «Часовня» входит в знаменитый цикл «Темные аллеи». Все рассказы этого цикла посвящены одной теме – они описывают различные проявления любви между мужчиной и женщиной. Именно в «Темных аллеях» Бунин выразил свое отношение к этому чувству, изложил свою «философию любви». В какой-то мере бунинский взгляд отражает уже название цикла. «Темные аллеи» любви – это то, что глубоко спрятано внутри каждого человека, это его инстинкты и желания, его эмоции, которые он подчас не понимает и не может контролировать, но которые во многом определяют его жизнь.
Рассказ «Часовня», датированный 2 июлем 1944 года, один из самых коротких в цикле. Но, в то же время, и один из самых философских, глубоких, на мой взгляд. Всего несколько строк, а сколько за ним стоит авторских размышлений, раздумий зрелого уже человека… Мысли писателя здесь – не только и не столько о любви, сколько о сути человеческого бытия, о смысле жизни, о законах мироздания.
«Часовня» – это рассказ–воспоминание. Несмотря на то, что повествование ведется в настоящем времени, мы понимаем, что рассказчик вспоминает случай из своего детства. Интересно, что Бунину важно передать именно «детское» восприятие всего описываемого. Может быть, это объясняется я тем, что дети острее и тоньше чувствуют, их ум и душа еще не так зашорены и слепы, как у взрослых?
Взору детей в рассказе открывается странный, но очень яркий контраст. С одной стороны, они видят торжество жизни. Рассказчику вспоминается солнечный летний день, насыщенный светом, красками, теплом и светом. С другой стороны, детей интересует нечто другое – их притягивает заброшенное кладбище и окна полуразвалившейся часовни.
С самых первых строк произведения Бунин показывает, что жизнь – это соединение контрастов, противоположностей, компромисс между светом и тьмой, добром и злом. И нельзя однозначно сказать, где заканчивается одно и начинается другое.
Так, все кладбище заросло цветами и травами: «бугры в высоких цветах и травах». На этом фоне торжества жизни еще более одинокой выглядит полуразвалившаяся часовня. Детей, как магнит, притягивает именно она, а вернее то, что находится внутри, за узким разбитым окном. Рассказчик говорит, что ему и его друзьям, ничего не видно, они лишь чувствуют холодное дуновение – прикосновение другого мира. Дети еще не могут рационально объяснить свое любопытство, но на уровне чувств они понимают, что прикасаются к чему-то очень важному, потустороннему, скрытому – к какой-то великой тайне: «Везде светло и жарко, а там темно и холодно…»
Их благоговейный интерес усиливает тот факт, что внутри часовни находятся тела давно умерших людей. Возможно, в этот момент дети впервые прикоснулись к одному из важнейших вопросов человечества – вопросу смерти. Конечно, они еще не понимают всей его глубины и трагичности, но что-то заставляет их и дальше всматриваться вглубь часовни, где «лежат холодные ящики» с телами.
И опять мы сталкиваемся с контрастом – приближаясь к смерти, дети учатся познавать жизнь, саму ее основу – любовь: «…у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте…»
Автор подчеркивает, что среди гробов с «бабушками и дедушками» был гроб с молодым дядей, «который сам себя застрелил». Почему он это сделал? Рассказчик передает краткий диалог, который произошел, судя по всему, между детьми. Один из них объясняет, что этот человек был очень влюблен, а «когда очень влюблен, всегда стреляют себя…» Всего несколько слов, по-детски наивных и простых, и больше никаких объяснений и комментариев. Но больше ничего и не нужно – за этими словами кроется огромная жизнь души, глубокая человеческая трагедия, очень сильное и яркое чувство.
Этими словами, в сущности, можно объяснить и бунинское понимание любви. Это чувство, считает писатель, всегда связано с трагедией, с темным и бессознательным, оно построено на контрастах, также, как и сама жизнь. Контраст, сочетание несочетаемого – вот универсальный закон человеческого бытия в целом и во всех его частностях, говорит нам Бунин-философ и писатель. Это подтверждают и финальные строки произведения: «И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна».
Название рассказа – «Часовня» – конечно, неслучайно. Эта полуразвалившаяся постройка стоит как бы на грани двух миров, жизни и смерти, света и тьмы. Часовня призвана напоминать о вечном, о высоком, о тайном – о самом главном в жизни. Об этом нам говорит и автор, призывая читателя остановиться, задуматься, поразмышлять…

Список использованной литературы:
1. Вся русская литература: Учебное пособие / Автор-составитель И.Л. Копылов. – Минск: Современный литератор, 2003. – С. 404-412.
2. Литература: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под общей редакцией В.Е. Красовского. – М.: Эксмо, 2005. – С. 430 -435.
3. Русская литература. 20 век: Справочные материалы / сост. Л.А. Смирнова. – М.: Просвещение, 1995. – С. 16 – 40.

Читать еще:  Пословицы поговорки крылатые выражения про восток. Реферат: Русские и восточные пословицы

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Тема памяти в рассказе И. Бунина « Часовня»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Название образовательного учреждения: МБОУ – СОШ С. Ягодного Асиновского района Томской области.

Автор: Краснопёрова Марина Васильевна

Контактный телефон : 89528985245

Название номинации : методическая разработка

Тема урока: тема памяти в рассказе И. Бунина « Часовня»

Программа используемая в работе:

Автор учебника(УМК)- Литература 7 класс под редакцией В. Я Коровиной

Технологии и методики:

Метод обучения , использованный на уроке , частично-поисковый.

Частично-поисковый ,потому что на уроке знания не предлагаются учащимся в готовом виде, их необходимо добыть самостоятельно, самостоятельно рассуждать, анализировать , делать выводы, тем самым формируются осознанные прочные знания. Преобладает творческий характер познавательной деятельности (анализ текста).

На уроке используются компьютерные технологии для повышения качества образования учащихся .

Групповые технологии. При групповой форме работы у учащихся развивается самостоятельное творчество, чувство товарищества. Групповая технология формирует общественное мнение, готовит к работе в старших классах

Итоги урока . Урок имеет большое воспитательное значение, он призывает быть внимательными к окружающим, позволяет увидеть мир в красках и заставляет задуматься над такими вечными проблемами как жизнь и смерть.

Учебная работа на уроке предполагается быть разнообразной: индивидуальная, работа с текстом, работа в группах. Чередование различных видов самостоятельной деятельности учащихся .

Представленный урок рекомендуется для проведения в среднем звене обучения. Данный урок не занимает особого, закреплённого программой места в системе уроков по литературе и может проводиться внутри изучения любой темы, как внеклассное чтение.

Структурные компоненты урока:

1. Организационный момент , характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2.Психологическая подготовка – необязательная часть структуры традиционного урока, но эти 3-4 минуты позволяют мобилизовать детей на активную познавательную и творческую работу.

3.Даётся также эпиграф , который уже сориентирован на работу с текстом

4 .Главная, основная часть урока ,— это работа с текстом И. Бунина, содержание которого имеют яркую воспитательную направленность. Содержание текстов помогает показать ценность жизни, поднимает вопросы памяти и забвения.

На этом этапе используются различные виды работы: работа на основе текста, поиск изобразительно-выразительных средств и их разграничение.

Таким образом, целью работы с текстом является формирование умений текстовосприятия.

Работа ведётся на репродуктивном и проблемном уровнях, а работа с картинкой позволяет выстроить ассоциативный ряд образов, развивает воображение учащихся.

5. Домашнее задание ( дифференцированное, по выбору учащихся ). Домашнее задание является логическим продолжением работы на уроке.

Урок реализовала Краснопёрова Марина Васильевна – учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория.

Урок — анализ миниатюры

Тема памяти в рассказе И. Бунина « Часовня»

Любовь и смерть связаны неразрывно.
И.А. Бунин

Учебно – методическое обеспечение: рассказ И. Бунина « Часовня»

Авторский медиапродукт: презентация из 8 слайдов( среда Power Point )

Среда: программа для создания презентации Power Point , текстовый редактор Microsoft Word Power Point .

Вид медиапродукта: презентация

Структура медиапродукта: последовательные кадры презентации

Раскрыть философское содержание рассказа И. А Бунина.

Развить умение анализировать текст.

1 Воспитывать у учащихся чувство языка через исследовательскую работу с текстом.

2. Воспитывать умение слушать отвечающих. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников, работа в группах учит работать в коллективе.

1 Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме. (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время выполнения самостоятельной работы, когда выполнялась работа при частичном комплексном анализе текста ).

1. Обучать правильной монологической речи учащихся и анализу текста.

В начале урока учащиеся получают текст новеллы.

Вступительное слово учителя. Рассказ об обстоятельствах работы И.А. Бунина над циклом «Тёмные аллеи». Затем учитель читает рассказ-миниатюру.

Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения по рассказу И. Бунина « Часовня» и проследим как автор освещает тему памяти.

– Какое настроение у вас вызвало это произведение? Слайд № 1 (Изображение часовни)

( Грустное, элегическое, минорное. Дети обращают внимание на то, что миниатюра напоминает стихотворение в прозе, содержит многие признаки лирического произведения: это эмоциональная окраска, концентрация мыслей и чувств, особый ритм, мелодичность.)

– Посмотрите на дату создания произведения. С какими вехами в истории страны это связано?

Что такое часовня?

– Посмотрите как трактует С. И. Ожегов слово «часовня» в своём словаре . Слайд № 2 (Изображение часовни и трактовка)

( Часовня – маленькое здание для молений, богослужений с иконами и, в отличие от церкви, без алтаря.

Читать еще:  Теория литературы как наука: предмет изучения, методы, законы. История и теория литературы

– Какие ассоциации вызывает у вас слово “часовня”?

(Покой, тишина, молитва. Это символ вечности, место, разделяющее мир живых и мёртвых. Это час воспоминаний, откровения, общения с Богом, вечностью, час ухода от внешней суеты, отрешённости от мира — момент истины для человека)

– Вспомните жизненную ситуацию, когда вам было страшно и весело одновременно?

– Кто герой рассказа?

( мы видим происходящее не только глазами взрослого, но и глазами детей.)

Работа по группам.

Карточка № 1 1 – 2 мин. ( 1 группа)

– Найдите в тексте доказательства того, что мы видим происходящее глазами детей?

(Стиль становится другим с появлением детей: “Там ничего не видно, оттуда только холодно дует”. Это детская речь с особой лексикой, построением предложений: “холодно дует”, “стреляют себя”, “дедушки и бабушки”, “жутко и весело” и т.д. Маленькие герои задают детские вопросы (“А зачем он себя застрелил?”), следуют детской логике (“…а когда очень влюблён…”).И по-детски, как в сказках, делят мир на “свой” (это цветы, травы, солнце) и “чужой” (железные ящики, холод, чужая смерть).

Найти образы , которые указывают на « свой» мир. (свой” -это цветы, травы, солнце)

Найти образы , которые указывают на «чужой» мир. (железные ящики, холод, чужая смерть).

– Что увидели дети?

Карточка № 2 Работа в группах ( 1 – 2 мин.)

Попробуйте воспроизвести разговор детей, когда они смотрели в часовню. – Почему им жальче молодого человека , чем бабушек и дедушек? ( Обсуждение в группах и представление своих вариантов монолога)

Обращаемся к анализу композиции.

Нетрудно заметить, что в её основе — антитеза:

Карточка № 3 Работа с текстом ( 1 – 2 минуты)

– Найти в тексте примеры с антитезой.

(Противопоставляются холод и жара, тьма и свет, старое и новое, молодость и старость, день и ночь, дети и взрослые… Детям и жутко, и весело, они испытывают и удивление, и страх, находясь в земном, ярком, солнечном мире и желая заглянуть в мир потусторонний… Вокруг — буйный рост трав и в то же время — часовня “разрушающаяся”. Итак, мы убеждаемся в том, что произведение пронизано контрастами)

– Попробуйте выделить из перечисленных вами антитез доминирующую.

Обобщая всё сказанное, выделяем доминирующую антитезу: жизнь — смерть .

– Какую картину мы видим в начале произведения?

(В начале произведения — картина старой, умирающей усадьбы, разрушающейся часовни. Создаётся впечатление, что смерть торжествует над жизнью.)

Карточка № 4 Работа с текстом ( 1 – 2 минуты)

– Какой приём использует автор , чтобы создать такое впечатление? Нахождение эпитетов.

(Об этом говорят очень выразительные эпитеты (старая, заброшенное, одинокая, разрушающаяся, разбитое. ) . Окружающая природа борется с разрушением, но время всесильно и непобедимо. “Река времён” уничтожает, кажется, всё, что встаёт на её пути. Но властна ли она над человеческой памятью, любовью?

Перейти границу они не пытаются: исчезнет тайна, ради которой они и заглядывают туда, откуда “холодно дует”. Детское повествование заканчивается репликой: “…всегда стреляют себя…”.

Если обратиться к анализу художественного времени, то можно заметить, что это два разных мира. Докажите примерами из текста какие два мира показаны в произведении . ( Найти примеры из текста.)

лето, день, солнце (настоящее время) – и ночь, холод, тьма (прошлое).

– Как видим, в основе миниатюры опять антитеза.

Но противопоставляются и ещё две “формы” времени: “всегда” (знаменательно, что это слово обрамляет произведение) и “давно”, “молодой” и “старые” (последний эпитет относится и к разрушающейся, заброшенной усадьбе). Приходим к выводу, что в миниатюре сосуществуют все три времени: настоящее, прошедшее и будущее, связанное с образами детей.

Итак, в миниатюре происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного — к вечному. И всё снова и снова возвращается на круги своя.

– И последнее на что мы с вами обратим внимание при анализе текста – это художественное пространство.

В конце урока работа в группах.

Карточка № 5 Работа в группах

Работа с текстом ( 2 – 3 минуты)

– Обратите внимание в какой форме употреблены глаголы в тексте. ( 1 группа)

Кроме этого, все глаголы рассказа — в форме настоящего времени. Создаётся удивительное ощущение, что эту историю рассказывает немолодой человек, вспоминающий своё детство. Но как гармонично переплетаются воспоминания и как будто сегодняшние переживания!

Итак, в миниатюре происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного — к вечному. И всё снова и снова возвращается на круги своя

( Одни выписывают – ТАМ ( 2группа)

Другие – ЗДЕСЬ) ( 3 группа)

выписать слова — приметы художественного пространства. Ребята приходят к выводу, что и здесь господствует противопоставление.

Здесь – Слайд. № 3( Поле, сад, усадьба, “синее море неба” — здесь. Здесь — солнце, цветы, жара)

Там — темно и холодно, там “железные ящики”. Слайд № 4( Темное пространство)

Читать еще:  Сделать брошь бохо из джинсов. Броши в стиле бохо своими руками. Полоску из льняной ткани скручиваю в жгутик.

Границей между двумя мирами является характерный для художественного мира Бунина образ окна .

Кроме того, в миниатюре происходит равномерное чередование тьмы и света, холода и солнца, “своего” и “чужого” мира, прошлого и настоящего, жизни и смерти. Таким образом, всё в жизни, природе взаимосвязано и находится в гармонии, равновесии. И последнее предложение служит тому подтверждением (запись подтверждения): Слайд № 5( “И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна ”. )

– Как построено предложение. Какие приёмы использует автор.?

Оно всё построено на противопоставлениях: жарче–холоднее, солнце–тьма, печёт–дует, чем–тем . И если соединить эти слова друг с другом, то “проявятся” весы, качели,

– Символом чего могут быть качели в данном тексте?

(символизирующие равновесие, гармонию жизни.) Слайд № 6(Весы)

Так гениально соединяются в рассказе французская старость и русское детство — два пространства и два времени. В одном воспоминании, в одном небольшом эпизоде — мгновение и вечность.

– К какому выводу мы приходим, опираясь на построение текста?

(Приходим к выводу, что построенное на противопоставлениях произведение говорит о вечности незыблемых законов жизни, о естественном поступательном ходе времени, о памяти и забвении.)

– Как вы можете объяснить смысл заглавия рассказа? Символом чего может быть часовня?

( Часовня как память).

– Какие чувства вы испытываете когда бываете на кладбище?

– Как воспринимается такое жизненное явление , как смерть?

– Что нового для себя вы открыли?

( Что жизнь быстротечна, что все мы смертны).

Итак, в миниатюре происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного — к вечному. И всё снова и снова возвращается на круги своя.

Прокомментировать эпиграф. Слайд №7( Любовь и смерть связаны неразрывно. И.А. Бунин)

Письменно ответить на вопрос: “В чём смысл названия рассказа И. Бунина «Часовня»?”

Мини — сочинение « О чём заставил меня задуматься рассказ И. Бунина « Часовня»)

Анализ рассказа «Часовня» (Бунин И. А.)

Анализируемый мной рассказ И.А. Бунина «Часовня» входит в цикл «Тёмные аллеи» и является в нём самым коротким, но от этого не менее значимым, он несёт в себе довольно глубокий философский смысл.

Само название данного произведения достаточно символично и обладает определённой семантикой: часовня представляется нам тихим, уютным местом, где можно побыть наедине со своими мыслями, обратиться к Богу, помолиться.

Но по мере прочтения рассказа перед нами предстаёт совершенно противоположный образ: полуразрушенное кирпичное здание с зияющим окном, из которого «ничего не видно, оттуда только холодно дует». И вообще, она являет собой скорее усыпальницу, где «в железных ящиках лежат какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя, который сам себя застрелил», а не тихую молельню.

Нарратором в рассказе выступает сам автор, однако пространственно-временная организация текста указывает на то, что он повествует о событиях в ретроспективе, интерпретируя их детским взглядом. В отличие от взрослых, дети воспринимают всё через образы, и этот прием помогает Бунину передать контрасты окружающего мира наиболее ярко.

Солнечный летний день, наполненный светом, теплом и всевозможными красками символизирует радость жизни. В то же время детей влечет и нечто другое, тайное, потустороннее, совершенно противоположное: заброшенное, заросшее кладбище, одинокая, полуразрушенная часовня, темнота и холод, железные ящики с умершими людьми, – все, что олицетворяет смерть.

Заглядывая «в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли», они ощущают, приближение к чему-то новому, потустороннему: «Везде светло и жарко, а там темно и холодно…». «Всё это очень интересно и удивительно», прикасаясь к «смерти», дети познают жизнь.

Молодость и старость – тоже противоположны, но в контексте данного произведения мы понимаем, что их объединяет тот факт, что жизнь может прекратиться и в молодом и в старом возрасте. Помимо гробов со стариками, в часовне лежит молодой человек, который «был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя». Автор простыми, наивными детскими словами передаёт всю трагедию данного обстоятельства. Хотя любовь являет собой прекрасное удивительное глубокое чувство, она может стать причиной большой человеческой драмы.

Таким образом, становится понятно, что основным приёмом данного произведения является антитеза, а именно противопоставление композиционных образов, создающее эффект резкого контраста. Конфронтируют настоящее и прошлое, молодость и старость, свет и тьма, тепло и холод, жизнь и смерть… А символической границей между противоположными мирами является «разрушающаяся кирпичная часовня», а точнее давно разбитое окно этой самой часовни, которое является художественной выделительной деталью в миниатюре Бунина.

Финальная фраза рассказа: «И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна» подтверждает, что вся наша жизнь построена на контрастах, таков закон бытия.

Источники:

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00358061229678103255
http://infourok.ru/tema-pamyati-v-rasskaze-i-bunina-chasovnya-1236441.html
http://www.kritika24.ru/page.php?id=60425

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии