3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Борхес история жизни и творчества. Смотреть что такое «Борхес, Хорхе Луис» в других словарях

Хорхе Луис Борхес

Биография

Биография аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса примечательна тем, что, являясь мастером короткого рассказа, поэтом и публицистом, он обновил язык художественной литературы и открыл путь новому поколению испано-американских романистов. Талантливый прозаик внес вклад в развитие жанра фэнтези и стал одним из родоначальников движения магического реализма в латиноамериканской новеллистике XX века.

Детство и юность

Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо родился 24 августа 1899 года в пригороде Буэнос-Айреса. Его мать Леонор Асеведо Суарес была потомком испано-итальянских эмигрантов, участвовавших в аргентинской войне за независимость, а отец Хорхе Гильермо Борхес Хаслам, работавший адвокатом, имел португальские и английские корни.

Нора и Хорхе Луис Борхес в детстве

Небогатые, но образованные родители с ранних лет прививали детям любовь к литературе, поэтому Хорхе Луис и его сестра Нора, впоследствии ставшая художницей, получили достойное воспитание и к началу обучения в школе умели читать и писать и знали 2 языка: английский и испанский.

Практикуясь в творчестве под присмотром отца, мальчик начал сочинять рассказы и увлекся переводами, один из которых в 1908 году был опубликован в местном журнале. Родители разглядели писательский талант сына и старались развить его способности, определив в 4-й класс одного из учебных заведений Буэнос-Айреса.

Хорхе Луис Борхес в молодости

Однако начальная школа не смогла предоставить новых знаний не по годам развитому ребенку, и он вместо того, чтоб делать уроки, продолжал работать над рассказами, вызывая гнев преподавателей и насмешки одноклассников.

Интерес к учебе у Борхеса пробудился после того, как отец, начавший терять зрение, в 1914 году оставил юриспруденцию и перевез семью в Швейцарию. Там Хорхе Луис начал изучать французский язык и увлекся немецкими философами, а также поступил в Женевский колледж и завязал знакомство с писателем Морисом Абрамовичем, продлившееся до конца жизни.

Хорхе Луис Борхес и его мама Леонор

Когда родитель прошел курс лечения в Швейцарском офтальмологическом центре, Борхесы планировали вернуться на родину, но начало Первой мировой войны и политические волнения в Аргентине заставили их передумать и остаться в Европе до 1921 года.

В это время Хорхе Луис увлекся поэзией и начал сочинять стихи на французском языке. Он некоторое время жил в Испании, где под влиянием поэтов Гийома Аполлинера и Томмазо Маринетти примкнул к представителям литературного авангардизма и опубликовал первое оригинальное произведение под названием «Гимн морю».

Книги

Вернувшись в Аргентину, Борхес сочинил и опубликовал поэтический сборник «Жар Буэнос-Айреса», а затем начал писать эссе для литературных журналов и альманахов. Постепенно отойдя от поэзии, молодой человек изобрел жанр философского рассказа и вскоре стал одним из самых влиятельных испаноязычных авторов современности.

Писатель Хорхе Луис Борхес

В начале карьеры Хорхе Луис стал соучредителем изданий «Призма» и «Проа», которые иногда распространялись среди читателей как листовки, наклеенные на стены зданий. Интересен тот факт, что, сожалея о некоторых из ранних публикаций, Борхес стремился добыть и уничтожить выпуски журналов, содержавших неудачные примеры художественного творчества.

В середине 1930-х годов писатель заинтересовался экзистенциализмом и начал работать в стиле, который критики назвали «ирреальность», где в основе сюжетов лежали философия и воображение, а не традиционный жизненный опыт.

Адольфо Биой Касарес, Виктория Окампо и Хорхе Луис Борхес

Борхес регулярно пополнял собственную библиографию публикациями в журнале «Sur», основанном в 1931 году Викторией Окаммпо, которой через 10 лет после знакомства писатель посвятил рассказ «Сад расходящихся тропок». Это издание принесло Хорхе Луису известность в испаноязычном мире и стало началом плодотворного сотрудничества с начинающим фантастом Адольфо Касаресом.

Работая под псевдонимами Онорео Бустос Домек и Суарес Линч, писательский дуэт опубликовал несколько сборников, среди которых особенной популярностью пользовались детективные миниатюры, повествовавшие о приключениях дона Исидора Пароди, такие как «Двенадцать символов мира» и «Бог быков», созданные в начале 1940-х годов, и пародийное произведение «Модель для смерти».

Хорхе Луис Борхес

В 1933 году Борхес начал сотрудничать с редакцией литературного приложения к газете «Crítica» и впервые опубликовал произведения, вошедшие в сборник под названием «Всемирная история низости». Это были рассказы, включавшие элементы публицистики, перемешанные с фантастическим изложением реальных событий, и литературные подделки, выдаваемые автором за переводы отрывков из известных, но редко читаемых книг.

В последующие годы Хорхе Луис служил литературным советником в издательстве «Emecé Editores» и вел еженедельную колонку в журнале «El Hogar», а потом нашел работу в муниципальной библиотеке Минеля Кане. Обязанности каталогизатора фонда оставляли много времени для литературного творчества, и Борхес с удовольствием экспериментировал со стилем, создавая рассказы, посвященные размышлениям о связи автора произведения с его историческим контекстом.

Хорхе Луис Борхес в библиотеке

В этот период писатель издал сборник «Вымышленные истории», включавший такие миниатюры, как «Пьер Менар, автор “Дон Кихота”», «Вавилонская библиотека» и «Фунес, чудо памяти», а также литературное исследование под названием «История вечности», ставшее кладезем философских размышлений и ярких цитат.

Кроме того, в 1952 году в Аргентине напечатали цикл эссе под названием «Новые расследования», где автор размышлял о творчестве коллег и анализировал некоторые из известных произведений, заставляя читателя решать бесконечные ребусы и головоломки. Самыми знаменитыми рассказами такого жанра стали «Зеркало загадок», «Версии одной легенды», «Несколько слов по поводу (или вокруг) Бернарда Шоу» и «Новое опровержение времени».

Хорхе Луис Борхес в старости

Параллельно Борхес начал публичную карьеру лектора, став президентом общества аргентинских писателей, и взялся за создание сценариев к художественным фильмам. В 1955 году Хорхе Луиса назначили директором Национальной библиотеки, где через 4 года он полностью потерял зрение.

Слепота не помешала писателю продолжить работу над собственными произведениями, которые он диктовал матери, ставшей его личным секретарем. В 1961 году Борхес получил первый международный приз и вызвал интерес представителей англоязычного мира. Аргентинское правительство организовало литератору поездку в Америку, во время которой он выступал с лекциями, а затем последовало турне по Европе.

Читать еще:  Николай константинович рерих. Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая

Хорхе Луис Борхес с поклонницами

В этот период жизни писатель получил безоговорочное признание и стал обладателем многочисленных литературных премий, среди которых была награда за выдающийся вклад в тайны детективного жанра, французский орден Почетного легиона и приз Konex Awards за многолетние достижения в искусстве.

В 1967 году Борхес начал 5-летнее сотрудничество с переводчиком Норманом Томасом ди Джованни, который помог писателю познакомить англоговорящих читателей с такими сочинениями, как «Книга вымышленных существ», написанная в соавторстве с Маргаритой Герреро, «Книга песка», «Семь ночей» и другими.

Личная жизнь

Большую часть жизни Борхес находился в обществе матери, поддерживавшей сын с детских лет. Именно она в 1967 году устроила первый брак писателя с вдовой по имени Эльзе Эстете Мильан. Леонор Асеведо ожидала, что женщина позаботится об окончательно ослепшем пожилом человеке, но ее надежды не сбылись, и личная жизнь супругов спустя 3 года после свадьбы закончилась разводом.

Хорхе Луис Борхес и его жена Мария Кодама

После этого Хорхе Луис долгое время находился под опекой экономки Фанни и личной помощницы Марии Кодама, судя по многочисленным фото – сопровождавшей писателя в поездках по миру и в 1986 году ставшей его второй женой. Она оставалась с Борхесом вплоть до его смерти в 1986-м и позже стала противницей перезахоронения останков знаменитого аргентинца.

Смерть

Последние месяцы жизни Борхес провел в Женеве в компании новообретенной супруги Марии Кодама. Зная о приближавшемся конце, писатель спокойно принимал неизбежное. Он много размышлял о смерти и в итоге попросил об исповеди у священнослужителей, представлявших католическое и протестантское религиозные направления.

Могила Хорхе Луиса Борхеса

14 июня 1986 года Борхес скончался от рака печени и был похоронен на швейцарском Кладбище Королей после церемонии отпевания в кафедральном соборе Святого Петра.

Хорхе Луис Борхес — биография, информация, личная жизнь

Хорхе Луис Борхес

Хорхе Луис Борхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899 года, Буэнос-Айрес, Аргентина — 14 июня 1986 года, Женева, Швейцария) — аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.

Его полное имя — Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (исп. Jorge Francisco Isidoro Luis Borges Acevedo), однако, по аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. Со стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни. Мать Борхеса происходила, по-видимому, из семьи португальских евреев (фамилии её родителей — Асеведо и Пинедо — принадлежат наиболее известным еврейским семьям выходцев из Португалии в Буэнос-Айресе).

Сам Борхес утверждал, что в нём течёт баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь. В доме разговаривали по-испански и по-английски. С раннего возраста Хорхе Луис увлекался поэзией, в возрасте четырёх лет научился читать и писать. В 1905 году Борхес начал обучение английскому с домашней учительницей. В следующем году он написал свой первый рассказ «La visera fatal».

В возрасте десяти лет Борхес перевёл известную сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц».

Обучение в школе Борхес начал в 9 лет сразу с четвёртого класса. Это был неприятный опыт для мальчика, так как одноклассники насмехались над ним, а учителя не могли научить его ничему новому.

В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны возвращение в Аргентину отложилось и семья осела в Женеве, где Хорхе Луис и его сестра Нора пошли в школу. Он изучил французский и поступил в Женевский колледж, где начал писать стихи на французском. В 1918 году Хорхе переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам — авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 года в испанском журнале «Греция» появилось первое стихотворение Хорхе Луиса.

Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом. В родном городе Борхес продолжает печататься, а также основывает свой ​​собственный журнал «Призма», а затем ещё один под названием «Проа».

В 1923 году накануне поездки в Европу Борхес публикует свою первую книгу стихов «Жар Буэнос-Айреса», в которую вошли 33 стихотворения, а обложку которой разработала его сестра.

Со временем Борхес отошёл от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники «Вымыслы» (Ficciones, 1944), «Хитросплетения» (Labyrinths, 1960) и «Сообщение Броуди» (El Informe de Brodie, 1971). В рассказе «Смерть и буссоль» борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как криминальное расследование; рассказ «Фунес, чудо памяти» рисует образ человека, буквально затопленного воспоминаниями, противопоставляет «сверхпамять» логическому мышлению, как механизму обобщения. Эффект подлинности вымышленных событий достигается у Борхеса введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имен писателей-современников, фактов собственной биографии.

После года в Испании, Борхес окончательно переехал в Буэнос-Айрес, где он сотрудничал с несколькими периодическими изданиями и приобрел репутацию яркого представителя молодых авангардистов. Устав от ультраизма, Борхес пытался основать новый жанр литературы, где бы объединялись метафизика и реальность. Но и от этого писатель быстро отошел, начав писать фантастические и магические произведения. В 1930 Борхес познакомился с 17-летним писателем Адольфо Биой Касаресом, который стал его другом и соавтором многих произведений.

В 1930-х годах Борхес пишет большое количество эссе по аргентинской литературе, искусству, истории, кино. Одновременно он начинает вести колонку в журнале «El Hogar», где пишет рецензии на книги иностранных авторов и биографии писателей. Начиная с первого выпуска, Борхес регулярно публиковался в журнале «Sur», ведущем литературном журнале Аргентины, основанном в 1931 году Викторией Окампо. Для издательства «Sur» Борхес переводит произведения Вирджинии Вульф. В 1937 году он издает антологию классической аргентинской литературы. В своих произведениях с 1930-х годов писатель начинает сочетать вымысел с реальностью, пишет рецензии на несуществующие книги и т. д.

Конец 1930-х годов стал для Борхеса тяжелым: сначала он похоронил бабушку, потом отца. Поэтому он был вынужден материально обеспечивать свою семью. С помощью поэта Франсиско Луиса Бернардеса писатель поступил хранителем в муниципальную библиотеку Мигеля Кане в буэнос-айресском районе Альмагро, где проводил время, читая и сочиняя книги. Там же писатель едва не погиб от сепсиса, разбив голову. Годы работы библиотекарем 1937-1946 год Борхес, впоследствии называл «девять глубоко несчастливых лет», хотя именно в тот период появились первые его шедевры. После прихода к власти Перона в 1946 г. Борхес был уволен с библиотечной должности.

Читать еще:  Названия произведений русской литературы. Самые известные русские писатели и их произведения

Хорхе Луис Борхес вместе с Адольфо Биой Касаресом и Сильвиной Окампо участвовал в создании Антологии фантастической литературы в 1940 году и Антологии аргентинской поэзии в 1941 году. Вместе с Биой Касаресом он писал детективные рассказы о доне Исидро Пароди; эти сочинения появлялись в печати под псевдонимами «Бустос Домек» и «Суарес Линч». Произведение «Ficciones» Борхеса получил гран-при Аргентинского союза писателей. Под названием «Поэмы (1923-1943)» Борхес опубликовал свои поэтические работы из трёх предыдущих книг в журнале «Sur» и газете «La Nación».

В августе 1944 года в гостях у Биой Касареса и Сильвины Окампо Борхес познакомился с Эстель Канто, в которую влюбился. Эстель вдохновила Борхеса на написание рассказа «Алеф», которое считается одним из его наилучших произведений. Несмотря на сопротивление матери, Борхес предложил Эстели пожениться, но этого так никогда и не произошло. В 1952 их отношения завершились.

В начале 1950-х годов Борхес вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга.

Начало 1950-х годов ознаменовался признанием таланта Борхеса в Аргентине и за её пределами. В 1950 году Аргентинский союз писателей избрал его своим президентом, которым он пробыл три года. В Париже был напечатан первый перевод Борхеса на французский — «Вымыслы» (исп. Ficciones, 1944). В то же время в Буэнос-Айресе выходит серия рассказов «Смерть и буссоль», где борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как уголовное расследование. В 1952 писатель публикует эссе об особенностях аргентинского испанского «Язык аргентинцев». В 1953 некоторые рассказы из сборника «Алеф» переводятся на французский в виде книги «Хитросплетения» (фр. Labyrinths). В том же году издательство «Emecé» начинает публиковать полное собрание сочинений Борхеса. 1954 режиссёр Леопольдо Торре Нильссон снимает фильм «Дни ненависти» по рассказу Борхеса.

В 1955 после военного переворота, который сверг правительство Перона, Борхес был назначен директором Национальной библиотеки Аргентины (хотя уже почти ослеп) и занимал этот пост до 1973. В декабре 1955 года писатель был избран членом Аргентинской академии литературы. Он активно пишет и преподает на кафедре немецкой литературы в Университете Буэнос-Айреса.

В 1972 Хорхе Луис Борхес едет в США, где получает многочисленные награды и читает лекции в нескольких университетах. В 1973 году он получает звание почетного гражданина Буэнос-Айреса и уходит с поста директора Национальной библиотеки.

В 1975 происходит премьера фильма «Мертвец» Эктора Оливера по одноименному рассказу Борхеса. Того же года в возрасте 99 лет умирает мать писателя. С этого момента в путешествиях его сопровождает Мария Кодама, на которой он женится 26 апреля 1986.

В 1979 Борхес получил премию Сервантеса — самую престижную в испаноязычных странах награду за заслуги в области литературы.

Поздние стихи Борхеса были опубликованы в сборниках «Делатель» (El Hacedor, 1960), «Хвала тени» (Elogia de la Sombra, 1969) и «Золото тигров» (El oro de los tigres, 1972). Его последней прижизненной публикацией была книга «Атлас» (Atlas, 1985) — собрание стихов, фантазий и путевых записок.

В 1986 он переезжает в Женеву, где и умирает 14 июня в возрасте 86 лет от рака печени и эмфиземы легких. В феврале 2009 года было предложено перезахоронить останки Хорхе Луиса Борхеса на кладбище Реколета в Буэнос-Айресе, но из-за решительного отказа вдовы писателя проект не был реализован.

Библиография Хорхе Луиса Борхеса:

Fervor de Buenos Aires (1923) / Жар Буэнос-Айреса
Luna de enfrente (1925) / Луна напротив
Inquisiciones (1925) / Расследования
El tamaño de mi esperanza (1926) / Размеры моей надежды
El idioma de los argentinos (1928) / Язык аргентинцев
Cuaderno San Martín (1929) / Тетрадь площади Сан-Мартин
Evaristo Carriego (1930) / Эваристо Каррьего
Discusión (1932) / Обсуждение
Historia universal de la infamia (1935) / Всеобщая история бесчестия
Historia de la eternidad (1936) / История вечности
Ficciones (1944) / Вымыслы
Artificios (1944) / Изобретения
El Aleph (1949) / Алеф
Otras inquisiciones (1952) / Новые расследования
El Hacedor (1960) / Делатель
El otro, el mismo (1964) / Другой, тот же самый
Para las seis cuerdas (1965) / Для шести струн
Elogio de la sombra (1969) / Похвала тени
El informe de Brodie (1970) / Сообщение Броуди
El oro de los tigres (1972) / Золото тигров
El libro de arena (1975) / Книга песка
La rosa profunda (1975) / Сокровенная роза
La moneda de hierro (1976) / Железная монета
Historia de la noche (1977) / История ночи
Siete noches (1980) / Семь вечеров
La cifra (1981) / Тайнопись
Nueve ensayos dantescos (1982) / Девять эссе о Данте
La memoria de Shakespeare (1983) / Память Шекспира
Atlas (1984) / Атлас
Los conjurados (1985) / Заговорщики.

Борхес, Хорхе Луис

Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо

прозаик, поэт, публицист, библиотекарь

Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (исп. Jorge Luis Borges ; 24 августа 1899 года, Буэнос-Айрес — 14 июня 1986 года, Женева) — аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй [1] . В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.

Содержание

Биография

Его полное имя — Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (исп. Jorge Francisco Isidoro Luis Borges Acevedo ), однако, по аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. Со стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни. Мать Борхеса происходила, по-видимому, из семьи португальских евреев (фамилии её родителей — Асеведо и Пинедо — принадлежат наиболее известным еврейским семьям выходцев из Португалии в Буэнос-Айресе). Сам Борхес утверждал, что в нём течёт баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь [2] . В доме разговаривали по-испански и по-английски. В возрасте десяти лет Борхес перевёл известную сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц».

Читать еще:  Основные правила игры в колесо фортуны. Колесо Фортуны (Правила: Настольные и карточные игры)

Сам Борхес так описал своё вступление в литературу:

С самого моего детства, когда отца поразила слепота, у нас в семье молча подразумевалось, что мне надлежит осуществить в литературе то, чего обстоятельства не дали совершить моему отцу. Это считалось само собой разумеющимся (а подобное убеждение намного сильнее, чем просто высказанные пожелания). Ожидалось, что я буду писателем. Начал я писать в шесть или семь лет.

В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны возвращение в Аргентину отложилось. В 1918 году Хорхе переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам — авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 года в испанском журнале «Греция» появилось первое стихотворение Хорхе Луиса. Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом.

Со временем Борхес отошёл от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники «Вымыслы» (Ficciones, 1944), «Хитросплетения» (Labyrinths, 1960) и «Сообщение Броуди» (El Informe de Brodie, 1971). В рассказе «Смерть и буссоль» борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как криминальное расследование; рассказ «Фунес, чудо памяти» рисует образ человека, буквально затопленного воспоминаниями, противопоставляет «сверхпамять» логическому мышлению, как механизму обобщения. Эффект подлинности вымышленных событий достигается у Борхеса введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имен писателей-современников, фактов собственной биографии.

В 1937—1946 годах Борхес работал библиотекарем, впоследствии он называл это время «девять глубоко несчастливых лет», хотя именно в тот период появились первые его шедевры. После прихода к власти Перона в 1946 г. Борхес был уволен с библиотечной должности. Судьба вновь вернула ему должность библиотекаря в 1955 году, причем весьма почётную — директора Национальной библиотеки Аргентины, — однако к тому времени Борхес был слеп. Пост директора Борхес занимал до 1973 года.

Хорхе Луис Борхес вместе с Адольфо Биой Касаресом и Сильвиной Окампо участвовал в создании Антологии фантастической литературы в 1940 году и Антологии аргентинской поэзии в 1941 году. Вместе с Биой Касаресом он писал детективные рассказы о доне Исидро Пароди; эти сочинения появлялись в печати под псевдонимами «Бустос Домек» и «Суарес Линч».

В начале 1950-х годов Борхес вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга.

Поздние стихи Борхеса были опубликованы в сборниках «Делатель» (El Hacedor, 1960), «Хвала тени» (Elogia de la Sombra, 1969) и «Золото тигров» (El oro de los tigres, 1972). Его последней прижизненной публикацией была книга «Атлас» (Atlas, 1985) — собрание стихов, фантазий и путевых записок.

Признание и награды

Начиная с 1960-х гг. Борхесу был присуждён ряд национальных и международных литературных премий, в том числе:

  • 1944 — Гран-при ассоциации аргентинских писателей
  • 1956 — Государственная премия Аргентины по литературе
  • 1962 — Премия Национального фонда искусств Аргентины
  • 1961 — Международная издательская премия «Форментор» (совместно с Сэмюэлом Беккетом)
  • 1966 — Мадоннина, Милан
  • 1970 — Литературная премия Латинской Америки (Бразилия), выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию
  • 1971 — Литературная Иерусалимская премия
  • 1973 — Премия Альфонсо Рейеса (Мексика)
  • 1979 — Премия Сервантеса (совместно с Херардо Диего) — самая престижная в испаноязычных странах награда за заслуги в области литературы
  • 1979 — Всемирная премия фентези (англ.World Fantasy Award for Life Achievement)
  • 1980 — Международная литературная премия Чино дель Дука
  • 1980 — Премия Бальцана — международная премия за высшие достижения в науке и культуре
  • 1981 — Премия Итальянской рес­публики, премия «Ольин Йолицли» (Мексика)
  • 1981 — Премия Балрог в области произведений в жанре фэнтези. Специальная награда
  • 1985 — Премия Этрурии
  • 1999 — Национальная премия литературных критиков США (англ.National Book Critics Circle Award)

Борхес был удостоен высших орденов Италии (1961, 1968, 1984), Франции (Орден искусств и литературы, 1962, Орден Почётного легиона, 1983), Перу (орден «Солнце Перу», 1965), Чили (Орден Бернардо О’Хиггинса, 1976), ФРГ (Большой крест Ордена «За заслуги перед ФРГ», 1979), Исландии (Орден Исландского Сокола, 1979), Ордена Британской империи (1965), Испании (Орден Альфонсо X Мудрого, 1983), Португалии (Орден Сантьяго, 1984). Французская академия в 1979 году наградила его золотой медалью. Он избирается членом Американской академии искусств и наук (1968), почётным доктором ведущих университетов мира. В 1990 г. один из астероидов получил название en:11510 Borges.

После смерти

Борхес умер в Женеве 14 июня 1986 года и был похоронен на женевском Кладбище Королей, неподалёку от Жана Кальвина. В феврале 2009 года Национальный конгресс Аргентины должен был рассмотреть законопроект о возвращении в Буэнос-Айрес праха Хорхе Луиса Борхеса. Эта инициатива исходила от представителей литературных кругов, однако вдова писателя, возглавляющая фонд его имени, возражает против перенесения останков Борхеса в Аргентину [3] .

В 2008 году в Лиссабоне был открыт памятник Борхесу. Композиция, отлитая по эскизу земляка литератора Федерико Брука, по мнению автора, глубоко символична. Она представляет собой гранитный монолит, в котором инкрустирована бронзовая ладонь Борхеса. Как считает скульптор, который в 80-е годы сделал с руки писателя слепок, это символизирует самого творца и его «поэтический дух». На открытии монумента, установленного в одном из парков в центре города, присутствовала вдова писателя Мария Кодама, возглавляющая фонд его имени, видные деятели португальской культуры, в том числе писатель Жозе Сарамаго.

Борхес и творчество других деятелей искусства

В 1965 году Астор Пьяццолла сотрудничал с Хорхе Луисом Борхесом, сочиняя музыку к его стихотворениям.

По произведениям Борхеса снято более тридцати фильмов [4] . Среди них — фильм «Вторжение» режиссёра Уго Сантьяго, снятый в 1969 году по рассказу Борхеса и Адольфо Биой Касареса. В 1970 году вышел фильм Бернардо Бертолуччи «Стратегия паука» по мотивам рассказа Борхеса «Тема предателя и героя».

В фильме аргентинского кинорежиссёра Хуана Карлоса Десансо Любовь и ужас (2001) роль Борхеса сыграл известный актёр Мигель Анхель Сола (исп. Miguel Ángel Solá ).

Источники:

http://24smi.org/celebrity/31683-khorkhe-luis-borkhes.html
http://stuki-druki.com/authors/Borges.php
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/2065

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector