Бондарев биография. Подробная биография: бондарев юрий васильевич – фёдор раззаков (газета “советская россия”)
Бондарев биография. Подробная биография: бондарев юрий васильевич – фёдор раззаков (газета “советская россия”)
Открыт музей героя-бойца и писателя
Все в последние месяцы для него совпало так, что нельзя не сказать об этом человеке и его месте в сегодняшней нашей жизни, в нашей истории.
Юрий Бондарев. Писатель. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и Государственных премий. А еще — солдат Сталинграда.
ВОТ он, первый и главный повод, чтобы всем нам обратить в эти дни благодарное свое внимание к выдающемуся современнику: Сталинград, 60-летие величайшей битвы за Родину, которое мы отмечаем.
Поистине знаменательно, что два старейших и крупнейших из живущих сегодня русских писателей крещены в огненной сталинградской купели.
Михаил Николаевич Алексеев был политруком, и его впечатления той роковой поры отлились в очень личной книге «Мой Сталинград» — художественном документе, имеющем силу исповеди.
Юрий Васильевич Бондарев был бойцом-артиллеристом, и схватка с танковой армадой фельдмаршала Манштейна, рвавшейся вызволить из окружения армию Паулюса, навсегда запечатлена в потрясающем романе «Горячий снег».
Конечно, коли Бог дал им талант, они не могли не написать о том, что тогда пережили. Но Сталинград для них — не только в конкретных книгах. Нет, больше, гораздо больше! Он во многом определил их характер и всю последующую биографию.
Именно об этом думал я в связи с замечательными событиями, которые недавно одно за другим произошли в жизни Юрия Бондарева, наверное, не случайно совпав с юбилеем Сталинградской битвы.
События вот какие.
Первое: в Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А. Шолохова создан Музей писателя Ю.В. Бондарева.
Второе: Юрию Васильевичу вручена литературная премия имени Александра Невского «России верные сыны». Как сказано в решении о ее присуждении, «за мужественную гражданскую позицию, честь и достоинство, проявленные на протяжении всей творческой жизни».
Есть ли связь между этими событиями и лютой сталинградской зимой сорок второго — сорок третьего годов, когда вместе с товарищами насмерть стоял восемнадцатилетний сержант Бондарев?
ИНИЦИАТОРОМ создания бондаревского музея стал ректор МГОПУ Юрий Георгиевич Круглов. Профессор, доктор филологических наук, он прекрасно понимает выдающееся значение творчества Юрия Бондарева в отечественной и мировой литературе. Совершенно правомерно видит в нем достойнейшего ученика и продолжателя дела Михаила Шолохова, чье имя носит возглавляемый им университет. Потому вслед за шолоховским классом-музеем, где собран был большой и разнообразный учебно-воспитательный материал, возникла идея собрать и представить для нынешних студентов, для будущих поколений документы, характеризующие еще одного мастера русского слова.
Но ведь русский писатель творит не в башне из слоновой кости. Недаром же со школьных времен, с первых уроков литературы привыкаем мы к слитному употреблению двух этих понятий — жизнь и творчество. Естественно, в классе-музее Юрия Бондарева одно от другого тоже не отделить. И, знакомясь с рукописями мастера, с черновиками, вводящими в лабораторию напряженнейшего, взыскательного, самоистязательного труда, любой посетитель этого музея, а юный — особенно, должен обязательно задаться вопросами: ну а во имя чего такой труд? Чему он служит и чем продиктован?
Чтобы ответить по существу, надо с пристальной обстоятельностью пройтись по вехам жизненного пути автора, чьи произведения, созданные в разные годы, прочно вошли в нашу жизнь.
Ярко, с героическим и трагическим отблеском, сразу вспыхнет опять это слово: «Сталинград».
После церемонии открытия музея, когда уже Юрий Васильевич выступил перед студентами и преподавателями с глубокой речью о призвании писателя и когда в плотном окружении молодежи двинулись мы медленно от стенда к стенду, самая продолжительная остановка произошла возле раздела, посвященного Великой Отечественной войне. Несколько отрешенно, весь в себе, глядел он на предметы далекого военного быта, которые словно не только из другого времени, но из какого-то иного мира попали сюда, в этот стерильно чистый и светлый, торжественный зал. А я спросил его:
— Юрий Васильевич, если сказать совсем коротко, что значил для вас Сталинград?
— В боях под Сталинградом кончилась моя юность. Там я почувствовал себя взрослым.
Между тем, подумалось, ему не было еще и девятнадцати.
«Я ДО СИХ ПОР помню остроту тех декабрьских холодов под Сталинградом, когда все сверкало, все скрипело, все металлически звенело от жестокого мороза: снег под валенками, под колесами орудий, толсто заиндевевшие ремни и портупеи на шинелях.
А мы шли, почти без остановок, без привалов. »
Это — из его очерка «Память Сталинграда», который я увидел на музейном стенде и который заговорил с такой пронзительностью, живо перенося в атмосферу той ледяной и пламенной зимы в присталинградских степях.
«Наши лица в обмерзших подшлемниках почернели от сухих метелей, от ледяных ветров, беспрестанно прожигающих степные просторы.
Мы торопливо шли и дыханием пытались согреть примерзавшие к оружию руки.
Потом уж, на огневых позициях, мы научились согревать руки о горячие стреляные гильзы. »
Откуда же и куда они шли? И почему так торопились?
«На рассвете 12 декабря, создав трехкратный перевес на узком участке вдоль железной дороги Тихорецкая—Котельниково—Сталинград, Манштейн нанес удар встык двух армий Сталинградского фронта. Танки устремились в прорыв и к 15 декабря вышли на берег реки Аксай. За три дня беспрерывных атак они продвинулись на сорок пять километров.
Нашей разведкой были перехвачены незашифрованные радиограммы в штаб Паулюсу: «Держитесь. Освобождение близко. Мы придем!»
Вот когда, в те критические дни декабря, северо-западнее Сталинграда на степных полустанках начала выгружаться подошедшая из резерва Ставки 2-я гвардейская армия генерала Малиновского, в составе которой был сержант Бондарев. Стремительным маршем двинулась она к рубежу реки Мышкова.
«Армия Малиновского и танковые дивизии Манштейна с одинаковым упорством двигались к этому естественному рубежу, и от того, кто первым успеет к реке Мышкова, зависело многое, если не все, — напишет позже Юрий Бондарев, вспоминая те дни. — Действия вражеской и нашей сторон напоминали как бы чаши весов, на которые были положены все возможности в сложившихся обстоятельствах».
И вот они сошлись, враги и наши. И грянул бой.
«. Я хорошо помню неистовые бомбежки, когда небо чернотой соединялось с землей. И эти песочного цвета стада танков в снежной степи, ползущие на наши батареи.
Я помню раскаленные стволы орудий. Непрерывный гром выстрелов, скрежет, лязг гусениц. Распахнутые телогрейки солдат, мелькающие со снарядами руки заряжающих, черный от копоти пот на лицах наводчиков. Черно-белые смерчи взрывов.
Да, тогда так было».
Он написал все это, вспоминая, а потом заключил:
«Манштейн не выручил Паулюса. И не потому, что не хватило у него тевтонской наглости, фельдмаршальского честолюбия. У него всего этого было предостаточно.
Мы, советские солдаты, или, как нас потом в народе называли, сталинградцы, не позволили, не дали ударной группе Манштейна перевесить чашу весов под Сталинградом в пользу немецкой стороны».
А поражение немцев под Сталинградом, как очень точно скажет он, большой русский, советский писатель и отважный боец-сталинградец, «стало символическим могильным крестом, замаячившим над ореолом непобедимости фашистской Германии».
ДА, советские воины не дали тогда мощному и смертельно опасному врагу перевесить судьбоносную чашу весов. Как это было, должны знать грядущие поколения, и Музей Юрия Бондарева поможет им в этом.
Но грядущие поколения должны знать и другое! Как почти полвека спустя после исторической Сталинградской победы, казалось бы, навсегда поверженный враг незаметно и коварно перешел в наступление, повергнув на этот раз наше Отечество в небывалую, невиданную и неслыханную беду.
Конечно, удалось такое из-за предательства в наших штабах. В самом высшем командовании, что исключено было, когда Верховным был Сталин. Но сказались и совершенно новые методы войны, когда враг и его действия далеко не всегда видны. Сказались утрата бдительности, чрезмерная доверчивость, а порой и просто малодушие или прямое шкурничество, как говорили во время Великой Отечественной. Увы, шкурничество, то есть забота лишь о себе и никак не о Родине, приобрело в изменившихся условиях и среди окружившего нас «общества потребления» чрезвычайно широкий масштаб.
Горько, больно это сознавать, но шкурниками проявили себя даже те, от кого вроде бы ничего подобного невозможно было ожидать. Тем выше поднялись и благородным светом останутся в исторической памяти образцы истинного патриотизма, самоотверженности, стойкости. Такие, как Юрий Бондарев.
Он был и остался сталинградцем. Он стоит неколебимо, защищая Родину, как стоял там, в жгучей степи под Сталинградом, 60 лет назад — раненный, но не отступивший.
Одним из первых коммунист-фронтовик Бондарев распознал губительный смысл горбачевской «перестройки» и прямо сказал об этом с трибуны Всесоюзной партийной конференции.
Решительно подписал вместе с другими настоящими патриотами «Слово к народу», тревожным набатом прозвучавшее со страниц «Советской России», когда враг, наглея все больше, вгрызался в горло нашей Отчизны.
Не принял августовский «триумф» 1991-го.
Был среди добровольцев сопротивления в октябре 1993-го.
С негодованием и высоким достоинством отверг предложенный Ельциным к юбилею орден.
Не такая награда под стать патриоту, если патриотизм не на словах, а на деле!
Награда ему — признание народное. Этим признанием и любовью проникнуты читательские письма, которые, несмотря на развал в стране, на созданный вокруг писателя властью и ее прислужниками информационный вакуум, продолжают идти к Юрию Васильевичу как крепкие товарищеские рукопожатия со всей России. Особенно после выхода в свет его романа «Бермудский треугольник», посвященного трагедии 1993 года.
Вот и эта премия — «России верные сыны», подоспевшая к юбилейным сталинградским дням (не от власти, разумеется, а от читателей и коллег-писателей!), справедливо венчает неустанные сыновние труды во имя матери-Родины. Той самой, чей символ величественной фигурой возвышается на Мамаевом кургане в Сталинграде.
— Я защищал Сталинград, а не Волгоград, — заявил еще давно и вполне откровенно солдат-ветеран Юрий Бондарев, не обращая внимания на яростную травлю в свой адрес, подчеркивая неколебимую свою верность славной истории Отечества.
Он верен ей и сегодня. Для многих — вдохновляющий пример! Поэт Егор Исаев, тоже фронтовик и младший сотоварищ, с полным сердечным основанием посвятил недавно Юрию Васильевичу стихи, в которых выражена душа самых лучших, самых мужественных, самых верных из фронтового поколения:
То донимает боль в спине,
То барахлит сердчишко.
Держись! Ты дед по седине,
А по душе — мальчишка.
Давно остыл последний бой
В развалинах рейхстага,
А честь бойца — всегда с тобой,
С тобой — твоя присяга.
Живи, солдат, пока живой,
Не остывай на марше.
Салют тебе, наш рядовой!
Ура тебе, наш маршал!
Скажем и мы от всей души: многая лета отважному защитнику Отечества!
НА СНИМКАХ: стенд Музея писателя Ю.В. Бондарева, посвященный Великой Отечественной войне; сержант Юрий Бондарев в 1943-м; перед вручением премии «России верные сыны» Юрий Васильевич с поэтом Е. Юшиным (слева) и прозаиком Ю. Козловым.
55 летию Победы посвящается
– Юрий Васильевич, как поживаете?
– Замучен в тяжелой неволе. Или, как говорят в деревне, чувствую себя козлом на свадьбе, – по-моему, пошутил писатель.
– К юбилею навалилось столько! То статью хотят, то интервью, то встречу. Вот и приходится много болтать, а я не артист разговорного жанра. Моя профессия – писать.
– Пишу новый роман, кажется, тринадцатый по счету – о нашей современности. Но больше не спрашивайте: о новой книжке ни слова, я никогда не рассказываю наперед.
Мир спасёт слово – Валентина Оберемко, Аргументы И Факты
СЕГОДНЯ Бондарев редко появляется на публике. Говорит шутливо, что 16 лет давно миновало и в его годы не пристало думать о «тщеславной суетне».
— СЕЙЧАС пишу мало: после глазной операции врач запретил. С нетерпением жду конца моего карантина, и тогда уже серьёзно сяду за работу над романом, главная мысль которого — трагическое движение нашего общества. Писать нужно именно о нашей российской реальности ХХ и ХХI веков. Сегодня, по-моему, мы в большинстве своём лишены воображения, а значит — чувства. Современное общество занято исключительно практическими целями, материальными мыслями.
Бондарев Юрий Васильевич – статья об авторе
Родился в 1924 году в городе Орске, на Южном Урале. Детство и юность будущего писателя прошли в Москве. Здесь он учился в школе, вступил в комсомол, отсюда вместе со своими одноклассниками отправлялся под Смоленск на строительство оборонительных рубежей жарким летом 1941 года. Юрий Бондарев принадлежит к тому поколению, для которого Великая Отечественная война явилась первым жизненным крещением, высшей суровой школой юности. Ратный путь командира артиллерийского орудия Юрия Бондарева пролегал от стен волжской твердыни до Польши. В 1944 году, двадцатилетний коммунист, командир взвода, после второго ранения он был направлен в Чкаловское артиллерийское училище, где учился до последних дней войны. Демобилизация заставила Юрия Бондарева подумать о мирной профессии. Поиск был трудным и привел его в Литературный институт имени Горького. В тот год набор в институт был необычным. Грудь многих студентов украшали боевые ордена, это были люди, еще не успевшие сменить шинели на штатскую одежду, вчерашние фронтовики, чей жизненный опыт и гражданское мужество рождены и закалены на многотрудных солдатских дорогах. Вполне естественно, что именно эти годы дали наивысший «урожай» писателей и поэтов, которые сейчас широко известны в нашей стране и за рубежом и составляют блестящую плеяду в советской литературе. Юрию Бондареву повезло еще и потому, что его непосредственным руководителем в Литинституте оказался замечательный писатель Константин Георгиевич Паустовский – человек огромной души, тонкий знаток слова, чуткий и доброжелательный воспитатель молодых литераторов.
«Лейтенантская проза» – Юрий Бондарев
Юрий Васильевич Бондарев один из немногих представителей «лейтенантской прозы», который все еще с нами, среди живущих. Родившийся в 1924 году он пережил Великую Отечественную войну, воюя в дивизионной артиллерии. Многим из нас известны фильмы, поставленные по его книгам, это и «Батальоны просят огня», и «Горячий снег», и «Берег». Также Бондарев был соавтором сценария к знаменитой на весь мир киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение». Произведения автора были переведены более чем на 70 языков мира, а последний роман «Без милосердия» был издан автором в 2004 году. В настоящее время писатель живет и работает в Москве.
8 сентября 2004 года постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов за большой личный вклад в формирование образа города-героя Волгограда, как центра воинской славы России, а также вклад в сохранение исторической памяти героев Сталинградской битвы Юрию Васильевичу Бондареву было присвоено звание «Почетный гражданин города-героя Волгограда». Именно под Сталинградом в 1942 году начался боевой путь будущего известного писателя.
Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 года в Оренбургской области в городе Орске. Его отцом был Бондарев Василий Васильевич (1896-1988), работавшим адвокатом, народным следователем, административным работником. Матерью была Бондарева Клавдия Иосифовна (1900-1978). Скорее всего, своим долголетием писатель обязан именно своему отцу. В настоящее время писателю 89 лет. Юрий Бондарев женат, имеет двух дочерей.
В 1931 году семья Бондаревых перебралась в Москву и поселилась в Замоскворечье. Здесь будущий писатель обучался в 516-й средней школе. Как и многие мальчишки его поколения, он увлекался футболом, катанием на коньках, голубями. При этом уже тогда достаточно большое место в сфере его интересов занимали книги, чему во многом способствовала его мать, которая часто читала сыну по вечерам вслух и смогла привить Юрию любовь к русской классической литературе.
Как и для многих молодых людей своего поколения главным испытаниям характера и главным событием всей жизни для Юрия Бондарева стала война. В 1941 году, будучи комсомольцем, будущий писатель совместно с тысячами молодых москвичей принимал участие в строительстве полосы оборонительных укреплений под Смоленском. После этого была эвакуация из столицы, уже в эвакуации Бондарев заканчивает 10 класс школы. Летом 1942 года он был направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое в тот момент размещалось в городе Актюбинск. Уже в октябре 1942 года курсанты данного училища была направлены под Сталинград, на поля грандиозного сражения. В звании младшего лейтенанта Бондарев был назначен командиром минометного расчета в составе 308-го полка 98-й стрелковой дивизии.
Уже после войны, вспоминая те события, Бондарев говорил: «Я и сейчас хорошо помню те сернистые ожоги стужи в степях под Сталинградом, ледяной холод орудий, которые за ночь мороз так прокалил, что холод металла чувствовался даже сквозь рукавицы. Помню жаркий газ от горячего казенника, пороховую вонь стреляных гильз, пустынное безмолвие звездного неба в ночное время. В моей памяти навсегда сохранились воспоминания о запахе твердого и мерзлого, как камень, хлеба, сухарей, а также несказанный аромат солдатской «пшенки» в фиолетовости холодного зимнего рассвета».
Во время боев под Котельниковским Юрий Бондарев был контужен, получил легкое ранение в спину и обморожение. После окончания лечения в госпитале он служил командиром орудия в составе 23-й Киевско-Житомирской дивизии. Принимал участие в форсировании Днепра и освобождении столицы Украины. Во время боев за Житомир он был ранен повторно и снова оказался в госпитале. Начиная с января 1944 года, Юрий Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии на границе с Чехословакией и в Польше. В октябре 1944 года был направлен на учебу в Чкаловское училище зенитной артиллерии и после его завершения в декабре 1945 года был признан ограниченно годным к военной службе и демобилизован из армии по ранениям.
Фронтовой путь будущего писателя был отмечен орденами и медалями. Юрий Бондарев был награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя самыми почитаемыми солдатскими медалями «За отвагу», медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», рядом польских наград. На войне писатель вступил в коммунистическую партию и оставался верен ей до ее ликвидации в 1991 году. Примечательно, что в том же 1991 году Юрий Бондарев подписал обращение «Слово к народу». Авторы данного обращения, которое было напечатано в газете «Советская Россия», обращались к гражданам страны с критикой Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, призывали предотвратить распад страны и создавать оппозиционные движения.
Именно во время нахождения на фронтах Великой Отечественной войны в сознание Юрия Бондарева окончательно вошли ясные и кристально чистые заповеди любви к Родине, порядочности, верности. Ведь в бою все было очевидно и предельно обнажено: что есть добро, а что есть зло. При этом каждый волей неволей оказывался перед выбором и делал его раз и навсегда. Юрий Бондарев еще тогда навсегда избрал для себя берег человеческой порядочности. И тогда же на войне он понял, что «человек рождается для любви, а не для ненависти». Эти слова автор вложил в уста одного из героев своей повести «Батальоны просят огня». Основной темой и проблематикой его произведений на протяжении всей карьеры была проблема нравственного выбора (как в военное, так и в мирное время), поиск человеком своего места в мире.
Впервые печататься Юрий Бондарев начал практически сразу же после войны. Уже в 1949 году первые рассказы писателя начали выходить в популярных журналах «Смена», «Огонек», «Октябрь». В 1951 году он окончил московский Литературный институт им. Горького. В этом же году его приняли в Союз писателей. В 1953 году вышел первый его авторский сборник рассказов «На большой реке». Довольно скоро Юрий Бондарев стал одним из наиболее печатающихся авторов. Из-под его пера вышли романы «Тишина» (1962), «Двое» (1964), «Горячий снег» (1969), «Берег» (1975), Выбор (1980), «Игра» (1985), «Искушение» (1991), «Непротивление» (1996), «Бермудский треугольник» (1999), «Без милосердия» (2004). А также большое количество повестей: «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959), «Родственники» (1969) и многие другие произведения.
В произведениях автора открывается незабытое прожитое, что заставляет многих литературоведов говорить о Юрии Бондареве, как о живом классике русской литературы. Его произведения и герои стали нравственным ориентиром для многих поколений жителей нашей страны. В своих книгах на военную тематику Бондарев показывает героизм советских солдат и офицеров, раскрывая их неизменную верность народу и Родине, показывая читателю их психологию.
Многие десятки лет писатель продолжает работать над циклом миниатюр, получившим название «Мгновения». В этой своей литературной работе он предстает перед читателем, как мыслитель, романтик и философ. За все годы творчества произведения автора были переведены на более чем 70 языков, а всего с 1958 по 1980 годы за рубежом было опубликовано 130 его произведений. Выставка, которая была развернута в здании бывшей «Ленинки» к 80-летнему юбилею писателя, не смогла вместить всех имеющихся в фондах библиотеки книг Юрия Бондарева.
Неоднократно по его произволениям снимались художественные фильмы. Также он стал сооватором сценария киноэпопеии «Освобождение», которая рассказывала о глобальных событиях Великой Отечественной войны. Данный фильм только в СССР за 2 года посмотрело 350 млн. зрителей. Как один из создателей данной киноэпопеи в 1972 году Юрий Бондарев был удостоен Ленинской премии.
Помимо этого труд писателя был отмечен многими общественными и государственными наградами. Так он являлся лауреатом Ленинской премии (1972 год), 2-х Государственных премий СССР (1974 и 1983 год – за свои романы «Берег» и «Выбор»), Государственной премии РСФСР (1975 год – за сценарий кинофильма «Горячий снег»), в 1984 году писатель стал Героем Социалистического Труда. Также он лауреат премий Александра Невского, Льва Толстого, В. К. Тредиаковского, международной премии имени М. Шолохова. Награжден золотой медалью А. А. Фадеева, орденом «Большая Звезда Дружбы народов» (Германия) и многими другими наградами иностранных государств.
Стоит отметить, что Юрий Бондарев достаточно жестко оценивает современную российскую действительность. По его словам, мы живем в безвременье, время без больших идей, без нравственности и естественной доброты, без защитительной стыдливости и скромности. «Наша свобода – это свобода плевка в свое прошлое, настоящее и будущее, в святое, неприкосновенное, чистое. ». Но при этом писатель не теряет веры в будущее России, он убежден в том, что даже в очень страшной трагедии есть место надежде.
Интересные факты из биографии:
В свое время Юрий Бондарев вышел из редакционной коллегии журнала «Наш современник» в знак протеста против того, что в журнале был опубликован роман Александра Солженицына «Октябрь Шестнадцатого».
В 1994 году писатель отказался принимать из рук Б. Н. Ельцина орден «Дружбы народов». Свою позицию он выразил в телеграмме на имя первого президента России, в которой указал: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».
Источники:
http://www.sovross.ru/old/2003/009/009_4_1.htm
http://www.yuribondarev.ru/?Itemid=305&id=967&option=com_content&task=view
http://topwar.ru/25577-leytenantskaya-proza-yuriy-bondarev.html