«Богатырь русской живописи» Виктор Васнецов. Кем был Леонардо да Винчи? Многогранная личность

«Богатырь русской живописи» Виктор Васнецов. Кем был Леонардо да Винчи? Многогранная личность

Богатырь русской живописи

Опять обратился Васнецов к сказочным былинным сюжетам. Он замыслил изобразить в них такие моменты, которые бы говорили о значении вновь построенной дороги, связывающей Донбасс с центром, о прошлом и настоящем Донецкого края.

Первая из картин, «Битва славян с кочевниками», должна была повествовать о прошлом донских степей, вторая, «Ковер-самолет», — показать сказочный способ передвижения, а третья, «Три царевны подземного царства», — богатства недр пробужденного края.

В сказке о трех царевнах рассказывается, как Иванушка спустился под землю в поисках матушки своей, Настасьи, которую унес злой Вихрь, да встретил там царевен — Золото, Драгоценный камень и Медь. После долгих злоключений Иванушка спас свою мать, вернулся на землю и женился на младшей царевне, а старшие его братья взяли в жены других сестер.

Васнецова сюжет сказки интересовал постольку, поскольку он в трех царевнах видел олицетворение подземных богатств. Он превратил царевну Медь в царевну Уголь и изобразил сестер на фоне вечернего неба, среди каменных глыб (1881 г.).


Три царевны подземного царству.

Девушки одеты в старинные наряды: одна — в золотой, другая — в расшитый, усыпанный драгоценными каменьями, а поодаль — потупя взор и сжимая тонкие пальцы, с выражением неподдельной обиды на лице, — стоит царевна Уголь, в скромном черном платье. Она — младшая сестра, и в семье, наверное, вроде Золушки или девочки Аленушки, — ишь, как недружелюбно поглядывают на нее старшие, разнаряженные сестры! На царевнах Золото и Драгоценный камень — богатые жемчужные кокошники; сестрица Уголь — без головного убора, но над ее черными волосами светится яркий горячий огонь.

И так же настоящие золото и драгоценные камни: они только могут тешить людской глаз своим холодным блеском, а незаметный черный уголь приносит пользу человеку живым теплом.

Художник много работал над образом царевны Уголь. Повторив вариант картины, он придал лицу девушки более независимый вид. Выражение глаз говорит о сознании собственной силы, сцепленные прежде руки опушены.

Старшие царевны стоят сложа руки, — должно быть, не любят работать, а по младшей сразу видно, что это трудовая девушка, что будет она, а не кто другой, невестой удалому и сметливому Иванушке. Она жизненней и проще, как прост и жизненно необходим человеку скромный каменный уголь.

«Ковер-самолет» — картина, написанная также по мотивам сказок об Иванушке-дурачке.

Заполучив Жар-птицу, везет ее Иванушка в золотой клетке на чудесном ковре-самолете. Внизу расстилается родной северный пейзаж, а ковер летит и летит, стремительно рассекая воздух, и жители ночи — совы — шарахаются прочь с дороги.

Иванушка-дурачок в сказках всегда оказывается впереди «умных» братьев. Он скор в решениях, ловок, великодушен и изобретателен. Он — любимый герой народа, и его руками добыт уголь из-под земли, поймана излучающая свет Жар-птица, побеждена воздушная стихия.


Ковер-самолет

В сказках и былинах Васнецова прежде всего привлекали не фантастические похождения героев, а их реальные человеческие качества: народный ум и доблесть, смелость и находчивость.

Картины «Три царевны» и «Ковер-самолет» дороги нам тем, что художник сумел воплотить в них свою веру в народные силы, показать в зрительных образах вековую мечту многих поколений о счастливой жизни, о власти человека над силами природы.

Самые лучшие полотна на темы русского поэтического творчества не были у Васнецова иллюстрацией какого-нибудь определенного момента, точно выбранного варианта сказки или былины.

Задачи Васнецова были значительно шире и глубже: он воспроизводил мир фольклора, воссоздавал его образы, самый характер его, оставляя за собой право свободно выбирать и наружность героя, и обстановку, и окружение, и пейзаж.

Конечно, образ пригорюнившейся в глубоком раздумье Аленушки сложился не только под влиянием сказки именно о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Здесь — отклик и на многочисленные плачи девушки-сиротки, и лирические протяжные песни о горькой судьбе, о разлуке, жалобы на тяжкую участь батрачки.

Вспомнилась Виктору Михайловичу песня, слышанная в Рябове:

«От тятеньки и от маменьки
Я осталася,
По чужой-то, дальней сторонушке
Нашаталася,
Много горюшка-кручинушки
Напрималася,
Без постелюшки я, горька сиротинушка,
Наспалася».

И еще другая песня о том, как «злая матушка потопила детушек».

У Васнецова Аленушка не сказочная красавица, а простая крестьянская молоденькая девушка, уединившаяся, чтобы предаться своему горю, которым не с кем поделиться среди людей. Она находит отклик своим настроениям и мыслям в самой природе, такой же заброшенной, грустной, простой и обыкновенной. Молоденькие, тоненькие, хрупкие, как и сама девушка, деревца на берегу заводи так же хороши своей трогательною простотою.


Аленушка

Элемент сказочности здесь отступает на задний план, он приглушен по сравнению с такими картинами, как «Три царевны подземного царства» или «Иван-царевич на сером волке».

Аленушка примостилась на большом камне, охватила руками колени и печально склонила голову со сбившимися на сторону каштановыми волосами. Ноги ее босы, и вся фигурка говорит об одиночестве, заброшенности. Мыслями Аленушка далеко. Кажется, что ее по-детски большие глаза наполнены слезами.

«. Болит мое сердечушко
Со кручинушки».

Мы не знаем, встанет она сломленной или решительной, но перед нами — остро чувствующий человек, полностью охваченный своими переживаниями. И в этом — большая художественная правда картины, сила и доступность простого, искреннего образа.

Есть среди петербургских рисунков Васнецова акварель «Витязь на коне» (1871 г.), которую мы можем по праву считать предшественницей таких больших живописных полотен, как «Витязь на распутье» и «Богатыри». Художник изобразил на ней кряжистого, бородатого, одетого в доспехи всадника на тяжелом долгогривом коне. Держа шишковатую булаву в одной руке, приподнявшись на стременах, всадник пристально осматривает степные просторы.

В этой акварели уже заложена идея, которую Васнецов разовьет впоследствии в «Богатырях»: могучий воин-крестьянин в дозоре, на страже родных границ. С другой стороны, тема одинокого витязя в чистом поле натолкнула Васнецова на мысль создать картину «Витязь на распутье», которую художник выставил в 1878 году на 6-й Передвижной выставке в Петербурге, а затем продолжал работать над ней и полностью закончил лишь к 1882 году.

Читать еще:  Подборка вкусных рецептов маринования белых грибов на зиму. Консервирование белых грибов


Витязь на распутье.

После появления картины на Передвижной Стасов писал: «Витязь» Васнецова принадлежит к лучшему, что он до сих пор сделал. Это род тяжелого, немножко неуклюжего, как и следует, Руслана, раздумывающего о своей дороге. Большой с надписью камень, торчащий из земли, богатырский конь, грузный, лохматый, ничуть не идеальный и в самом деле исторический, такой, на каких должны ездить Ильи Муромцы и Добрыни. унылость во всем поле, красная полоска зари на горизонте, солнце, играющее на верхушке шлема, богатые азиатские доспехи на самом витязе, его задумчивый вид и опустившаяся на седле фигура, — всё это вместе составляет картину с сильным историческим настроением».

Старый богатырь остановил своего коня у придорожного «бел-горюч камня», на котором высечено грозное предсказание:

«Как пряму ехати —
Живу не бывати.
Нет пути ни прохожему,
Ни проезжему, ни пролетному.
Направу ехати — женату быти,
Налеву — богату быти».

Последние две строки не читаются на камне: Васнецов поместил их внизу и скрыл подо мхом и травою. Не случайно выделил художник слова «пряму ехати», — он определил этим выбор пути витязем, пути трудного, опасного, но единственно возможного для него.

Пейзаж в картине исполнен суровости: широкая степь, поросшая пожелтевшим ковылем, разбросанные то здесь, то там большие валуны. С унылым карканьем кружит над степью вороньё, высматривая, нет ли где поживы. Около камня с надписью зловеще белеет череп когда-то погибшего витязя и кости его верного коня, как бы предостерегая тех, кто остановится у трех дорог, об опасностях прямого пути. А дальше, в траве, еще кости.

Жутко становится на душе у путника, попавшего в такое место. Но витязь на распутье ни единым жестом не выказывает волнения. Вся его фигура выражает непреклонную решимость, и, глядя на него, зритель понимает, что поедет богатырь не за счастьем, не за богатством, а прямой дорогой, где ждут его тяжелые испытания.


Битва славян с кочевниками.

«Витязь на распутье» — одна из первых вещей Васнецова, в которых он дает образ былинного богатыря, дает его таким, каким его изображала народная поэзия, — простым, величавым, мудрым, борцом «за вдов, за сирот, за бедных людей».

Васнецов называл себя «историческим живописцем несколько на фантастический лад». Его выполненная в 1881 году «Битва славян с кочевниками» и является такой исторически-фантастической картиной, в которой нашла отражение постоянно интересовавшая художника тема столкновения русских с кочевыми пограничными племенами, тема охраны родных земель.

На зеленой равнине, в бою за привольные черноморские степи, рубятся русские дружинники с кочевниками. В центральной группе огромный русский воин в стальном шишаке и кольчуге, верхом на вздыбленном вороном коне, занес над головой булаву, чтобы отразить смертельный удар. Рыжебородый кочевник на маленькой юркой степной лошадке, прикрываясь щитом, стремится поразить русского витязя копьем. К каждому из сражающихся спешат на выручку воины.

Кочевников в поле зрения как будто и больше, однако величественные русские воины полны отваги, и их непреклонная воля к победе преодолеет натиск дикой и беспорядочной вражеской орды.

«Богатырь» русской живописи: к 171-летию со дня рождения В.М. Васнецова

По эскизам Василия Поленова и Виктора Васнецова был создан усадебный храм Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Васнецов занимался и росписью храма. Его перу принадлежит икона для иконостаса – образ преподобного Сергия Радонежского. В 1895 году художник вновь обращается к образу Игумена Земли Русской и пишет картину «Преподобный Сергий Радонежский». На ней изображен известный эпизод, связанный с возникновением источника. Внизу старославянской вязью воспроизведен фрагмент текста Епифания Премудрого «Слово похвальное Преподобному Отцу нашему Сергию». Спустя почти двадцать лет брат Васнецова Аполлинарий напишет картину «Троице-Сергиева Лавра».

Особое отношение братьев Васнецовых к церковной тематике неудивительно. Оба они выходцы из многодетной семьи сельского священника, уроженцы Вятской губернии. В Вятке Виктор Васнецов окончил духовное училище и учился в Духовной семинарии. По воскресеньям семинарист шел на базар и рисовал. Его тетради были полны зарисовок по памяти. В 1866-67 годах Васнецов настолько преуспел в живописи, что его пригласили помогать декорировать Вятский кафедральный собор. Всего полгода он недоучился в Семинарии. И с благословения отца уехал в Петербург поступать в Академию художеств.

Художник сумел найти себя в самых разных областях искусства: театральной декорации, архитектуре, прикладном искусстве, иллюстрации. «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства – образа, звука, слова – в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», – говорил он.

В начале 1885 года Васнецова приглашают принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Художник соглашается: у него уже есть опыт – абрамцевская церковь Спаса, эпические полотна. Все это позволяет ему обратиться к росписи больших пространств. Верующий человек, в работе на благо Церкви он начинает видеть свое настоящее призвание. Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе, создал около 400 эскизов и 2000 квадратных метров фресок при участии помощников! За великие труды художник был удостоен звания профессора живописи.

С этого момента Васнецова буквально завалили заказами на роспись храмов. Наиболее известна выполненная Виктором Михайловичем декорировка церкви завода хрустального стекла в имении Нечаева-Мальцева в Гусь-Хрустальном в 1904 году. Художник создал росписи не на стенах, как в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся на стенах, – и сделал эскизы для мозаичных изображений.

В это же время Васнецов пишет свое знаменитое полотно «Страшный суд» – выдающееся произведение русского церковного искусства конца ХIХ в.

Особое место в религиозном творчестве Васнецова занимают образы святых. Художник разработал много иконографий, но лучше всего ему удались русские святые.

“В этих образах – вся древняя Русь, весь религиозный символизм её истории: епископ, св. княгиня, одинокий монах-летописец и князь наследник варягов. ” – писал о работах Васнецова его современник, художественный критик С. Маковский.

Читать еще:  Рассказ о профессии художника. Художественные профессии, где пригодится навык рисования

Скончался Виктор Михайлович 23 июля 1926 года. Значение Васнецова для развития национальной школы живописи трудно переоценить. Его картины по-прежнему вызывают особый интерес у всех ценителей русского искусства.

Разработка “Виктор Васнецов – богатырь русской живописи”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Я всегда был убежден, что [. ] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)

Виктор Михайлович Васнецов, наверное, первым из великих русских художников входит в нашу младенческую жизнь своими картинами-былинами, картинами-сказками и сопровождает нас в течение нее (жизни), давая нам толчки для размышлений не только работами названного направления, но и открываемыми нами его жанровыми полотнами первого периода творчества, его портретами и, наконец, сравнительно недавно пришедшей к нам его религиозной живописью.
Выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктор Михайлович Васнецов, родился в 1848 г. в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.
В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования.

Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника.
Начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в духовной семинарии (1862 — 1867), где он изучал древнерусскую литературу. Литературные образы переплетались в душе художника с фольклорными образами, насыщая его внутренний мир, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника.
Во время своей учебы в семинарии Васнецов обучался и практиковался в копировании с литографий у преподавателя гимназии и владельца иконописной мастерской Н. А. Чернышева. Это имело огромное значение в формировании Васнецова как художника, в раскрытии его художественного дарования.
В августе 1867 года Васнецов отправился в Петербург для обучения в Императорской Академии художеств. Через несколько месяцев после приезда молодой человек знакомится с Крамским, который преподавал в Школе поощрения художников . В Школе поощрения художников Васнецов познакомился с Репиным, с которым был впоследствии очень дружен. Васнецов был членом Товарищества передвижников.

С 1868 года художник увлекся графикой и к началу 1870-х годов достиг больших успехов в этой области. Его «Книжный лавочник» (Провинциальный букинист или Купец с книгой ) и “Мальчик с бутылью водки” получили бронзовую медаль на Международной выставке 1874 года в Лондоне.
Опыт работы художника в графике послужил успеху его последующих картин, написанных маслом: “Нищие певцы”, “Чаепитие в трактире”, в которых отразился его опыт изучения характеров людей и социальных явлений. Последующие жанровые композиции художника характерны для аналитического направления передвижников, склонных к лиризму, к проникновению в думы своих героев.

В Академии художник обучался по программе живописца-станковиста, но он был первым художником, который объединил роспись, оформление спектакля, архитектурное и прикладное творчество в одну художественную идею. В Академии Васнецов пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали (за композицию “Христос и Пилат перед народом”, 1870 г.).
Весной 1876 года после выхода из Академии Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа, наполненной острой борьбой. Художник знакомиться с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило еще жанровый характер, но именно там к художнику пришла идея направить свое творчество в другое русло. В это время им был написан эскиз “Богатыри”, положивший начало эпическому циклу.
Возвратившись в Россию, художник создал своеобразный жанрово-исторический цикл, отображающий русско-турецкую войну. В цикл вошли: картины “Военная телеграмма”, “Карс взяли” и рисунок “Ночью на улицах Петербурга в день взятия Плевны” (1878). Эти работы были показаны на VI выставке ТПХВ в марте 1878 года.
В это же время им были написаны эскизы к картине “Кабак”, реально отражающие состояние человека во время безудержного веселья. Художник вновь обратился к фольклору и написал эскиз к картине “Витязь на распутье” (1878), первый вариант которой был показан наVI выставке ТПХВ. Но это еще не было еще окончательным обращением художника к фольклору. Васнецов создает очередной жанровый сюжет: “Преферанс” (1879), отразивший социальное явление с точки зрения этического реализма передвижников. Этой картиной восхищался Крамской. Работы 1877 — 1879 гг. завершают десятилетний период, посвященный жанровой живописи.
Однако к 1880 году быт исчезает из творчества живописца. В. Васнецов обращается к эпосу, былинам, сказкам, истории страны. Появляется сказочно-реалистичный, с детства знакомый всем любителям живописи мир Виктора Васнецова, в котором хватило места героическим и тревожным, радостным и печальным страницам русской истории, русской жизни.
Наконец, было у В.М. Васнецова свое подвижническое десятилетие (1885—1896), когда он первым из художников принял приглашение участвовать в росписи собора Святого Равноапостольного Князя Владимира в Киеве — собора, который тридцать семь лет строился в Киеве на народные пожертвования. Расписавшего около трех тысяч квадратных метров собора (алтарь, центральная часть, иконы главного иконостаса), Виктора Михайловича Васнецова по праву можно отнести и к религиозным живописцам, пытающимся постигнуть святое и вечное в человеческой жизни.
В 1878 году по приглашению Репина и Поленова Васнецов переезжает в Москву, которая стала для художника источником национальной духовности.
С годами Васнецова все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, которые привели к рождению внутри общеевропейского символизма и модерна особого “русского стиля”. В 1880 — 1890-е годы Васнецов снова обращается к “фантазиям, отвлеченностям и выдумкам”, не одобряемым Чернышевским, но несмотря на это, историко-фольклорное направление его творчества не расходится с концепцией шестидесятников, которые во главе с Чернышевским призывали к преобразованию жизни и ее просвещению.
В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник объединяет знание народного эпоса с мастерством жанриста, преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882).
Васнецова привлекает сюжет “Слова о полку Игореве” и находясь под впечатлением этой гениальной поэмы он создает эскиз картины “После побоища Игоря Святославовича с половцами” (1880), написанный с огромной патриотической силой. Эскиз был создан художником в год русско-турецкой войны.
Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир. Тема мужественности и героизма проходит через его творчество вкупе с поисками идеала женской красоты. Художник пишет триптих “Три царевны подземного царства” (1881), второй вариант которого, созданный в 1884 году, художник называл одной из самых ценных для него работ, в которой он связывал сказочный мотив с декоративностью формы, типичной для модерна.
Одновременно с “Тремя царевнами” в 1881 году художник создает картину “Аленушка”, в которой отразил духовную связь человека и природы и обнаружил дарование тонкого пейзажиста. Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева, которое было имением И. С. Мамонтова. Абрамцево занимает исключительное место в творческой жизни художника. Мамонтовское окружение тяготело к русской национальной культуре и с восторгом приняло историко-фольклорную тематику художника. Летом 1881 года Васнецов вместе с Поленовым, Репиным, Мамонтовым принимал активное участие в строительстве церкви Спаса Нерукотворного (1881 — 1882) в Абрамцеве. При постройке церкви Васнецов был не только архитектором, но и создателем целостного решения ансамбля, он писал для церкви иконы, сочинял орнаменты, расписывал клиросы. В Абрамцеве художник построил “Избушку на курьих ножках” (1883), в которой проявился дух народного творчества.
В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.
В 1885 году А. В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885 — 1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным монументально-декоративным свершением. При создании церковной росписи Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало, воплощая в ряде мозаик и фресок фольклорные образы, в которых явственно проявляется дух народного жизнеутверждения и пантеистичесой тайны. Возрождая монументальное искусство художник создал свой “васнецовский стиль”.
По возвращении в Москву Васнецова захватила личность Ивана Грозного и в 1897 году художник создал станковое полотно “Царь Иван Васильевич Грозный”, в котором он воплотил идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой русского искусства допетровской поры.

Читать еще:  Иван васильевич герой из после бала. «Описание образа Ивана Васильевича в рассказе «После бала

В 1889 году художник создал станковое полотно “Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений.
Своим гражданским долгом художник считал написание полотна “Богатыри”, наброски к которому он исполнил еще в 1871 году. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана в 1898 году.
И до и после “Богатырей” Васнецов находился в поиске пластических решений для синтеза “нового стиля” и языка народного творчества. К 100-летию А. С. Пушкина он оформляет пушкинскую “Песнь о Вещем Олеге”, полностью проиллюстрировав ее. Заставки, концовки, заглавные буквицы, иллюстрации — все подчинено одному решению. Такой подход к оформлению книги впоследствии был развит Билибиным и художниками “Мира искусства”.
В 1899 году Васнецовым была написана небольшая картина “Гусляры”.
В конце XIX начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов. Он был автором проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е. Цветкова на берегу Москвы-реки (1901 — 1903); проектов орнаментального оформления Большого Кремлевского дворца (1901 — 1903). Васнецов был одним из участников устройства экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон.

В 1910 году художник написал полотно “Баян”, вернувшись к мотиву песнопения, отраженному еще в “Нищих певцах”. Эта же тема прослеживается и в полотнах “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали” и “Гамаюн птица вещая”.
В картинах последних лет Васнецов обращается к лирическим мотивам, но фольклор “не отпускает” его и он создает картины “Царевна-лягушка” (1901 — 1918), “Несмеяна-царевна” (1916 — 1926), “Сказка о спящей царевне” (1900 — 1926), “Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем” (1913 — 1918).
Умер В. М. Васнецов 23 июля 1926 года в Москве.

С 1986 года во Всесоюзное (с 1994 года – Всероссийское) музейное объединение “Государственная Третьяковская галерея” входит дом-музей Виктора Михайловича Васнецова, расположенный в бывшем 3-м Троицком переулке (ныне – переулок Васнецова). Он был открыт в 1953 году. Сегодня здесь хранится 25 тысяч экспонатов, которые позволяют познакомиться с биографией и творчеством знаменитого художника.

Источники:

http://www.tphv-history.ru/books/hudozhnik-viktor-vasnetsov10.html
http://stsl.ru/news/all/bogatyr-russkoy-zhivopisi
http://infourok.ru/razrabotka-viktor-vasnecov-bogatir-russkoy-zhivopisi-1354520.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии