Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Vii класс (68 часов) Роды и жанры литературы Богатства и разнообразие жанров

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Vii класс (68 часов) Роды и жанры литературы Богатства и разнообразие жанров

VII класс (68 часов) Роды и жанры литературы. Из русской литературы XX века

Среди художественного богатства народа значительное место занимает устное народное творчество — фольклор. Оно из далекой давности приносит современнику мысли, мечты, ожидания народа, воссоздает его борьбу против угнетателей или иностранных поработителей. Можно сказать, что устное народное творчество представляет поэтическую биографию народа, историю его трудовой жизни и борьбы за свободу и независимость, историю ратных подвигов его знаменитых сынов. Богатством и разнообразием жанров отмечается устное творчество народа. Устное народноетворчество еще называют и фольклором, который в переводе означает — народная мудрость. Фольклор взят из источников на основе непосредственных наблюдений над окружающей жизнью. Он воссоздает историю, культуру, быт, традиции, верования народа. Жанры фольклора чрезвычайно разнообразны — это сказки, пословицы, загадки, песни, думы и т.п. Одним из самых древних и интересных жанров фольклора являются сказки. В сказках изображаются большей частью выдуманные события. Это понятно, ведь народ в этих произведениях выражал свою мечту, например, разбогатеть, дождаться справедливого суда. Украинские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Есть сказки, действующими лицами, которых являются животные, но животные необыкновенные: они умеют говорить, думать, чувствовать. Есть сказки, в которых действуют люди или исторические лица. Мир сказок не только волшебный, фантастический, а и поучительный: в сказках дается ответ на простые вопросы, которые всегда волнуют людей — что является смыслом человеческой жизни? Что такое добро и зло, жизнь и смерть? Загадка — тоже один из видов устного народного творчества, в котором описано определенное явление или существо, но не названо, а собеседник должен отгадать, о чем речь идет в загадке. Загадки, составленные народом, отмечаются своим остроумием, оригинальностью, поэтичностью. Они помогают развивать фантазию, творческое мышление. Интересную страницу устного народного творчества составляют пословицы и поговорки. В них отображается многовековая мудрость народа, практический опыт в разные периоды человеческой деятельности, раскрыты явления природы, переданы мечты. Всемирное признание получила украинская народная песня — гениальное сочинение народа. В украинских народных песнях поэтически воспроизведены исторические события, грусть и радость, мечты и желания людей. Песня раскрывает духовные корни, величие народной души. Писатель М..Г. Стельмах писал: «Украинская народная песня пережила все тяжелые времена и из глубин веков донесла в наше настоящее думы и чувства, боли и ожидания народа». Народную песню, то радостную, то печальную сочинял-воспевал пастушок, крепостной, влюбленная девушка, мужественный казак — защитник родиной земли. И песня жила, передавалась из поколения в поколение. Словно исполинское дерево разрослась украинская народная песня. И каждая ветвь этого могущественного дерева — это неотъемлемые разные стороны многогранной жизни народа. Народные песни связанны с работой, досугом, праздниками и обрядами, батрачеством, подработкой, рекрутством, борьбой народа за свободу и независимость. Украинская народная песня — самая роскошная и самая душистая из всех ветвей на дереве мирового народного творчества. Оригинальным и популярным видом устного народного творчества являются думы. Это большие повествовательные произведения преимущественно героического содержания. Чаще всего в думах рассказывается о событиях, связанных с героической борьбой народа против иностранных захватчиков. * Наша дума, наша песня * Не умрет не погибнет. * Вот где, люди, наша слава, Слава!

Читать еще:  Списки иностранных (национальных) имен. Найди своего тезку: почему в разных странах такие похожие имена

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаиче-ских произведений XX века, о ведущих прозаиках Рос-сии.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви

людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов про-изведения. Умственная, нравственная, духовная недораз-витость – основа живучести «шариковщины», «швондер-ства». Поэтика Булгакова-сатирика, Прием гротеска в

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писа-теле.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рас-сказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины ве-сенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление по-нятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писа-теле.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Тра-гизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы, Притча (углубление по-нятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии >0

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин

Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков

Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов

Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Читать еще:  В каком году появилась группа каспийский груз. Каспийский Груз: почему уход группы — к лучшему

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок

«Ветер принес издалека. », «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить. ». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин

«Вот уж вечер. »,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу. », «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано. », «Отговорила роща золотая. ». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева

«Идешь, на меня похожий. », «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной. », «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность. », «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий

«Я не ищу гармонии в природе. », «Где-то в поле возле Магадана. », «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Трост­ник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак

«Красавица моя, вся стать. », «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти. », «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу. »); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетиче ский жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Данте Алигьери Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Читать еще:  Выступление навки в ледниковом периоде. Татьяна Навка: Нужно, чтобы про Холокост помнили

Роды и жанры художественной литературы

Богатство и разнообразие жанров. Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие всех трёх родов литературы.

Тема 1

Фольклор

Жанры фольклора. «Садко-купец, богатый гость». «Барин». Детский фольклор.

Тема 2

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Жанры классической литературы XIX века. Золотой век русской поэзии.

Из истории басни. Басня в античной литературе. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена. Русская басня. Сумароков. Басни Крылова.

Из истории баллады. Трагический сюжет и нравственные позиции автора. В. А. Жуковский. «Рыбак». «Перчатка». Дж. Г. Байрон. «Хочу я быть ребенком вольным».

А. С. Пушкин. «Элегия». «Певец». «Эпиграмма». На перевод «Илиады». «Стансы». «Друзьям». «Моя эпитафия». Жанры прозы А.С. Пушкина. Из истории романа. «Барышня-крестьянка». «Дубровский».

Жанры лирики и эпоса.

М. Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта». «Элегия». «Романс». «Песня». «Стансы». «Нет, я не Байрон, я другой. » Новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия.

Из истории поэмы . М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».

Из истории комедии. Н. В. Гоголь. «Ревизор».

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Собака». «Дурак». «Воробей». «Русский язык».

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».

Н. С. Лесков. «Левша».

Из истории сатиры.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик

двух генералов прокормил».

М. Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную

А. П. Чехов. «Жалобная книга». «Хирургия»

Портрет героя в художественных произведениях разных жанров.

А. Конан Доил. «Пляшущие человечки».

Тема 3

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель.

Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике.

В. Я. Брюсов. «Труд». «Хвала Человеку». К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего. ». И. Северянин. «Не завидуй другу». Р. Киплинг. «Если».

М. Горький. «Старуха Изергиль». «Старый Год».

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Гимн обеду».

М. А. Булгаков. «Ревизор с вышибанием».

К. Г. Паустовский. «Рождение рассказа».

Роман – повесть – рассказ.

Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади».

А.В. Вампилов. «Несравненный Наконечников».

Тема 4

Великая Отечественная война в художественной литературе

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны.

А.Н. Толстой. «Русский характер».

М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину».

В. Г. Распутин. «Уроки французского».

Тема 5

Фантастика и её жанры

Р. Шекли. «Запах мысли».

Тема 6

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.

Источники:

http://ecoprog.ru/vii-klass-68-chasov-rody-i-zhanry-literatury-iz-russkoi-literatury-xx.html
http://infopedia.su/10x922c.html
http://mylektsii.ru/6-172795.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии