Биография шумана краткое содержание самое главное. Шуман Роберт – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Биография шумана краткое содержание самое главное. Шуман Роберт – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Шуман Роберт – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.

ШУМАН (Schumann) Роберт (1810-56), немецкий композитор и музыкальный критик. Выразитель эстетики немецкого романтизма. Основатель и редактор “Нойе цайтшрифт фюр музик” (“Новый музыкальный журнал”, 1834). Создатель программных фортепианных циклов (“Бабочки”, 1831; “Карнавал”, 1835; “Фантастические пьесы”, 1837; “Крейслериана”, 1838), лирико-драматических вокальных циклов (“Любовь поэта”, “Круг песен”, “Любовь и жизнь женщины”, все 1840); внес вклад в развитие романтической фортепианной сонаты и вариаций (“Симфонические этюды”, 2-я редакция 1852). Опера “Геновева” (1848), оратория “Рай и Пери” (1843), 4 симфонии, концерт для фортепиано с оркестром (1845), камерные и хоровые сочинения, музыка к драматической поэме “Манфред” Дж. Байрона (1849).

ШУМАН (Schumann) Роберт (полное имя Роберт Александер) (8 июня1810, Цвиккау – 29 июля 1856, Эндених, предместье Бонна), немецкий композитор.

Победила любовь к музыке

Родился в семье книготорговца и издателя. Рано обнаружил способности пианиста и композитора, а также литературный дар (до зрелого возраста сохранил юношеское пристрастие к творчеству немецкого писателя-романтика Жана Поля, в чьем творчестве лирика причудливо переплетается с гротеском и иронией). В 1828 отправился в Лейпциг изучать право, однако значительную часть своего времени посвящал литературным занятиям и музицированию; брал уроки фортепиано у видного педагога Фридриха Вика (1785-1873), написал несколько фортепианных пьес и песен. Из Лейпцига Шуман переехал в Гейдельберг, где также вместо юриспруденции занимался главным образом музыкой. Вскоре он сумел убедить свою семью в том, что карьера пианиста больше соответствует его наклонностям, и в 1830 вернулся в Лейпциг, где поселился в доме Вика. Вскоре он повредил руку (возможно, из-за использования самодельного механизма для тренировки пальцев) и вынужденно отказался от намерения стать концертирующим пианистом. Тем не менее он продолжал сочинять музыку для фортепиано; в 1830 появился его опус 1 – “Вариации на имя ABEGG” (в теме этих вариаций зашифрована фамилия тогдашней подруги композитора).

В 1834 Шуман основал в Лейпциге периодическое издание Neue Zeitschrift fur Musik (“Новый музыкальный журнал”) и до 1844 оставался его главным редактором и выступал в нем в качестве автора. Проявил себя как блестящий, проницательный музыкальный критик, приверженец передовых тенденций в искусстве, первооткрыватель молодых талантов. Свои статьи Шуман нередко подписывал псевдонимами Эвзебий и Флорестан, первый из которых олицетворял лирически-созерцательную, второй – импульсивную, пылкую сторону его личности. Эти герои, наряду с Ф. Шопеном, Ф. Листом, Н. Паганини и будущей женой Шумана пианисткой Кларой Вик вошли в состав придуманного Шуманом фантастического “Давидова братства” (Davidsbund), противостоящего филистерским взглядам на искусство. Для музыкального воплощения своей склонности к фантазированию в литературных образах молодой Шуман избрал форму фортепианного цикла, состоящего из разнообразных по настроению и фактуре характерных пьес. В течение 1830-х годов появились циклы “Бабочки”, “Карнавал” (в нем фигурируют музыкальные “портреты” членов Давидова братства – давидсбюндлеров), “Танцы давидсбюндлеров”, “Детские сцены”, “Крейслериана” (по мотивам прозы Э. Т. А. Гофмана), “Венский карнавал”, сборник миниатюр “Фантастические пьесы”. “Флорестановское” и “эвзебиевское” начала прихотливо сочетаются и в многочастных непрограммных произведениях этого же периода – трех сонатах (третья из них включает обаятельные “Вариации на тему Клары Вик”), масштабной трехчастной Фантазии, “Симфонических этюдах” (в форме вариаций на тему Ф. Вика), “Юмореске”.

Сердечные дела всегда играли важную роль в жизни Шумана, влияя на его творчество. В середине 1830-х годов начался роман Шумана с Кларой, дочерью Вика, который всячески стремился воспрепятствовать их браку. Противодействие Вика было преодолено только решением суда, в 1840 признавшего за Кларой право на замужество без отцовского согласия. Период борьбы за Клару и вынужденной разлуки с ней был отмечен в жизни композитора глубокими депрессиями. Бракосочетание Шумана и Клары состоялось в сентябре 1840. Биографы композитора часто именуют этот год “годом песен”. В едином творческом порыве Шуман создал свыше 100 песен для голоса с фортепиано, в том числе вокальные циклы “Любовь и жизнь женщины” (на слова А. Шамиссо, в 8 частях) и “Любовь поэта” (на слова Г. Гейне, в 16 частях). Песни, составляющие каждый из циклов, складываются в целостный сюжет с трагическим концом; оба цикла завершаются большими фортепианными “эпилогами”, ностальгически воссоздающими безмятежную атмосферу начальной песни (в “Любви и жизни женщины”) или одной из центральных частей (в “Любви поэта”). Изобилующий деталями, насыщенный подтекстами фортепианный аккомпанемент – отличительная черта большинства лучших вокальных миниатюр Шумана, в том числе из сборника “Мирты” (26 песен на слова разных поэтов) и тетрадей на слова Гейне (соч. 24) и Й. фон Эйхендорфа (соч. 39).

Читать еще:  Норвежский писатель кнут гамсун произведения. Норвежский писатель Кнут Гамсун: биография, лучшие произведения и экранизации

Зрелый Шуман

В 1841 Шуман писал преимущественно оркестровую музыку. Из-под его пера вышли, в частности, 1-я симфония, первая редакция 4-й симфонии и предназначенная для Клары поэтичная Фантазия для фортепиано с оркестром, впоследствии ставшая первой частью Фортепианного концерта ля минор (закончен в 1845). В 1842, пока Клара находилась в длительной концертной поездке, Шуман, который не любил бывать в тени собственной жены и поэтому предпочитал оставаться дома, написал несколько крупных камерно-инструментальных опусов, в том числе популярный Квинтет для фортепиано и струнных. К этому времени стиль Шумана, в значительной степени утратив прежнюю импульсивность и непосредственность, стал более уравновешенным, на смену характерной для произведений 1830-х годов многослойной, богато декорированной (“арабесочной”) фактуре пришли более экономные и традиционные формы изложения. Следующий, 1843 год был отмечен созданием большой симфонической кантаты (по существу, светской оратории) “Рай и Пери” (по поэме Т. Мура) и началом работы над музыкой для солистов, хора и оркестра к отдельным сценам “Фауста И. В. Гете; первой была написана музыка к заключительной сцене трагедии – одно из самых величественных и гармоничных творений композитора.

Тогда же Шуман занял должность профессора только что открывшейся Лейпцигской консерватории, во главе которой стоял его друг Ф. Мендельсон. Очень скоро обнаружилось, что Шуман совершенно неспособен к преподаванию; его попытки заняться дирижированием также привели к весьма скромным результатам. В 1844 Шуман вместе с семьей переехал в Дрезден, где его продолжали преследовать депрессии, серьезно затруднявшие его деятельность. Лишь в 1847-48 композитор пережил относительный творческий подъем, сочинив несколько камерных опусов, ряд песен и хоров и оперу “Геновева” (ее премьера в Лейпциге прошла без особого успеха). В 1848 Шуман основал и возглавил дрезденское Общество хорового пения, силами которого в 1849 были впервые исполнены отрывки из его музыки к “Фаусту”.

В 1850 Шуман занял пост городского музикдиректора в Дюссельдорфе. Поначалу он чувствовал себя счастливым и испытал прилив вдохновения, о чем выразительно свидетельствуют обаятельные Концерт для виолончели с оркестром и 3-я симфония, так называемая “Рейнская” (одна из ее частей навеяна впечатлениями от знаменитого Кельнского собора). Однако возможности Шумана-дирижера оказались слишком ограниченными для работы в качестве музыкального руководителя целого большого города; в 1852-53 его физическое и душевное состояние ухудшилось, и он осознал, что больше не сможет выполнять свои обязанности. Последние крупные опусы Шумана (Фантазия для скрипки с оркестром, 3-я соната для скрипки и фортепиано, Концерт для скрипки с оркестром) свидетельствуют об упадке его вдохновения. В 1854 у Шумана начались галлюцинации, и 27 февраля он совершил попытку самоубийства, после которой был помещен в психиатрическую больницу, где умер два года спустя. Судя по всему, душевная болезнь Шумана явилась результатом сифилиса, которым он заразился в юности. До последнего дня о нем заботились Клара и молодой И. Брамс.

У Клары и Роберта Шуман родилось восемь детей. Клара пережила своего мужа на 40 лет. До 1854 она сочиняла музыку; ее лучшие произведения (Фортепианное трио, некоторые песни) характеризуются незаурядной фантазией и мастерством. Современники ценили Шуман-пианистку не только за блестящее владение новейшим репертуаром (Шопен, Шуман, Брамс), но и за высокую культуру интерпретации и певучий тон. До конца жизни она поддерживала близкие отношения с Брамсом.

Читать еще:  Двойники и антиподы. Двойники и антиподы Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф

Краткая биография Роберта Шумана

Шуман Роберт Александер (1810—1856), немецкий композитор.

Родился 8 июня 1810 г. в городе Цвиккау в семье книгоиздателя. Занятия музыкой начал с семи лет.

В 1828 г. поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. В Лейпциге Шуман познакомился с Ф. Виком, одним из лучших преподавателей фортепианной игры, и стал брать у него уроки. В 1829 г. перешёл в Гейдельбергский университет, но понял, что юристом не станет. Вернувшись в 1830 г. в Лейпциг, продолжил занятия с Виком. Однако в 1831 г. из-за травмы правой руки должен был отказаться от карьеры пианиста. После этого начал писать музыку и выступать в печати как музыкальный критик.

В 1834 г. он основал в Лейпциге «Новый музыкальный журнал» и до 1844 г. был его главным редактором, издателем и основным автором.

В своём творчестве композитор уделял большое внимание фортепианной музыке. Один за другим были написаны знаменитые циклы «Вариации» (1830 г.), «Бабочки» (1831 г.), «Карнавал» (1835 г.), «Фантастические пьесы» (1837 г.), «Танцы Давидсбюндлеров» (1837 г.; вторая редакция, под названием «Давидсбюндлеры», появилась в 1851 г.). А 1838 год принёс сразу несколько шедевров: «Детские сцены», «Крейслериана», «Новелетты».

В 1840 г. Шуман женился на дочери своего учителя, Кларе Вик, талантливой пианистке. Этот год стал для композитора поистине годом песен: тогда появились вокальные циклы «Любовь поэта» (на стихи Г. Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на стихи А. Шамиссо), «Мирты» (свадебный подарок Кларе).

Обращался Шуман и к симфонической музыке. Он автор четырёх симфоний (1841, 1846, 1850, 1851 гг.). Для солистов, хора и оркестра были созданы оратория «Рай и Пери» (1843 г.), опера «Гановева» (1848 г.), «Реквием по Миньоне» (1849 г.; Миньона — персонаж романа И. В. Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера»), Реквием и Месса (оба 1852 г.), сцены из «Фауста» (1853 г.; по одноимённой трагедии Гёте) и др.

Счастливая семейная и творческая жизнь композитора была омрачена постепенно развивавшимся психическим заболеванием, ставшим причиной того, что последние два года жизни Шуман провёл в больнице.

Скончался 29 июля 1856 г. в Энденипе близ Бонна.

Музыка Шумана нашла признание во всём мире. Слова композитора «Разум ошибается, чувство — никогда» могут служить эпиграфом не только к его собственным произведениям, но и к творчеству целой плеяды сочинителей-романтиков.

Интересные факты из жизни Роберта Шумана

Роберт Шуман – немецкий композитор и один из лучших представителей романтизма как направления в музыкальном искусстве. Его имя стоит в одном ряду с лучшими композиторами мира.

Талант к музыке проснулся у Шумана с раннего детства. Он мог бы стать величайшим пианистом, однако вмешательство судьбы не позволило ему этого сделать. Вместо этого Шуман посвятил себя написанию музыки и подарил миру множество прекрасных произведений.

Музыка – дело неприбыльное

Талант к музыке проснулся у Роберта Шумана еще когда он был десятилетним ребенком. Родители восхищались своим маленьким, но таким способным сыном, и всячески его поощряли. Однако когда молодым юношей

Роберт заявил, что музыка – это именно то дело, которым он хочет заниматься всю свою жизнь, его родители воспротивились. Разве сможет их сын получать нормальный доход, занимаясь какой-то музыкой? В то, что ему удастся стать в один ряд с великими композиторами современности, родители Шумана мало верили. Поэтому и выбрали для своего сына весьма престижный род занятий – юриспруденцию. Однако пересилить себя и заняться адвокатским делом Роберту Шуману так и не удалось.

Чрезмерное усердие

Шуман мечтал стать великим пианистом и делал для этого все возможное. Он часами упражнялся и разрабатывал кисти рук для более искусной игры. Он даже придумал для себя весьма странное упражнение: привязывал средние пальцы бечевкой к потолку, создавая своеобразное напряжение, и в таком положении рук играл самые сложные произведения. Чрезмерное усердие Шумана привело к тому, что со временем он растянул сухожилия на пальцах.

Читать еще:  Восточные поэмы байрона проблематика и поэтика корсар. «Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение - Сочинение любую на тему

Длительная терапия помогла Шуману избавиться от травмы, но она не прошла бесследно и оставила свой отпечаток на способности Роберта играть. Его пальцы потеряли былую чувствительность, и после этого он мог справиться только с самыми простыми произведениями. Тогда он и принял решения, заниматься, на его взгляд, менее достойным занятием – писать музыку.

Война за возлюбленную

Учителем музыки и наставником для Шумана был Фридрих Вик. Роберт даже поселился в его доме, ради занятий музыкой. Там он и познакомился с любовью всей своей жизни. Ею оказалась дочь Вика Клара. Девушка ответила Шуману взаимностью, однако преградой между влюбленными стал отец девушки. Он всячески противился браку между молодыми людьми, зная, что за душой у Шумана ни гроша, и, кроме того, он знаменит тем, что ведет разгульную жизнь.

Не такую партию для своей дочери хотел Фридрих Вик. Поэтому, на долгие полтора года он увозит Клару в путешествие. После возвращения семьи Виков в Германию, контакт между влюбленными снова налаживается, и они принимают смелое решение – отстаивать свою любовь в суде. Около двух лет длились судовые слушанья и, в конце концов, любовь одержала победу, а Клара получила официальное разрешение вступить в брак с Шуманом.

Творческая амнезия

Шумана не очень радовал род его занятий, а именно – написание музыки. Поэтому, к своим творениям он относился очень пренебрежительно. Интерес у него вызывал только процесс написания произведений, а результат быстро становился ему неважным и неинтересным.

Часто он забывал о том, что написал то или иное произведение. С этим связан один забавный случай. Как-то Шуману принесли партитуру с созданным им самим произведением. Посмотрев на нее, он сказал, что в мире появился новый, весьма талантливый композитор, и Шуману было бы интересно с ним познакомится.

Преподавательская деятельность

Когда в Лейпциге только открылась консерватория, Шуман был приглашен туда в качестве профессора. Управлял консерваторией на тот момент его давний друг, композитор Мендельсон. Однако, талант преподавателя у Шумана так и не проснулся. Он пробовал себя также в роли дирижера, но и это не принесло каких-либо трудов.

Тяжелые последствия разгульной жизни

Существует мнение, что вследствие разгульной жизни, которую Шуман вел еще до того, как вступить в брак с Кларой Вик, композитор «подцепил» венерическое заболевание – сифилис. До свадьбы Шуман даже проходил курс лечения от этой болезни, но он оказался не весьма успешным. Бытует мнение, что именно это заболевание и послужило причиной дальнейших проблем с психикой у композитора, и, как результат — смерти.

Неустойчивая психика

Как любой творческий человек, Шуман имел тонкую душевную организацию. Это привело к развитию у него душевного расстройства. Как-то композитор даже попытался совершить суицид. Он бросился в воды Рейна, однако его вовремя заметили и спасли. После этого Роберт Шуман вынужден был провести долгие два с половиной года в лечебнице для душевнобольных. Именно там Шумана и застала смерть.

Многодетная семья

За годы совместной супружеской жизни у Роберта Шумана и Клары Вик родилось восемь детей. Самая печальная история связанна с самым младшим сыном. На момент его рождения Шуман уже пребывал в лечебнице. Поэтому, как сын никогда не видел своего знаменитого отца, так и Шуману так и не удалось увидеть своего наследника.

Источники:

http://www.piplz.ru/page.php?id=584
http://citaty.su/kratkaya-biografiya-roberta-shumana
http://vivareit.ru/interesnye-fakty-iz-zhizni-roberta-shumana/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии