Беседа о пословицах и поговорках в старшей группе. Беседа о пословицах и поговорках в старшей группе Пословица за много дел не берись продолжение

Беседа о пословицах и поговорках в старшей группе. Беседа о пословицах и поговорках в старшей группе Пословица за много дел не берись продолжение

Конспект НОД для детей старшей группы ” Пословица недаром молвится. ”
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Непосредственно образовательная деятельность по теме “Пословица недаром молвица. ” направлена на обогащение детьми знаний о русском фольклоре.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Для детей старшей группы

«ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ…»

Цель: Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками

Образовательные учить обнаруживать в некоторых текстах особую, иносказательную манеру повествования. Дать детям представление о жанровых особенностях, назначении пословиц.

Развивающие: развивать творческое воображение; умение воспринимать идею, образное содержание пословиц,

Воспитательные: Воспитывать интерес к русскому народному фольклору .

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое.

Технологии: игровые, здоровьесберегающие, ИКТ.

Материал: костюм Емели, Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского народа.

Предварительная работа: Чтение сказки «По щучьему велению», рассматривание иллюстраций, книг, чтение поговорок.

Зайдя в группу, дети видят там сидящего на стуле героя сказки «По щучьему велению».

-Ребята, посмотрите А кто это у нас в гостях? ( ответы детей)

-Правильно это Емеля.

-А что нужно сделать чтоб узнать зачем он к нам пришёл? ( ответы детей)

(Дети задают вопрос Емели)

– Жду, когда мне калачи принесут.

– Калачи? Вот так дела! Боюсь тебя расстроить, Емеля, но только сегодня на обед в детском саду будут щи из свежей капусты и макароны с котлетой, а на полдник ‒ запеканка. Калачей в нашем меню, к сожалению, нет.

– Как это, нет? Здесь же ясно написано ( достаёт «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского народа» и читает)

– «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». Я даже на стул из-за этого пересел.

– Так вот почему ты сегодня без печи!

– Ну, конечно. Калачи-то, наверное, вкусные будут.

– Ребята, как вы думаете, дождётся Емеля калачей, если будет просто сидеть на стуле? Ответы детей

– А что же мне ещё нужно для этого сделать?(ответы детей)

(Взять муку, просеять её, замесить тесто, испечь в печи)

– Так, значит, в этой книге неправда написана?

– Почему же, неправда, Емеля? Не сидеть на печи – значит… Ответы детей( не лениться).

– Так бы сразу и сказали. Зачем только нужны такие непонятные выражения?

– Это выражение, Емеля, содержит в себе народную мудрость. Ведь речь идёт не только о калачах: без труда ни одно дело само собой не сделается. Выражение «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» ‒ образное и называется

– А много их, этих пословиц, существует?

– Очень много. Дети, какие пословицы вы знаете?

Игровое упражнение «Кто больше назовёт?»

(Дети озвучивают пословицы, изображение которых они видят на экране и стараются их объяснить.)

– Вот видишь, Емеля, пословицы могут быть самыми разными: о дружбе и вражде… ( Дети помогают продолжить перечисление …о смелости и трусости, о мудрости и глупости…)

– Я, например, вспомнила пословицу «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»

– Постойте, постойте. Но, ведь о том же самом говорится и в моей пословице про калачи.

– Правильно, Емеля. Дело в том, что у пословиц, так же как и у отдельных слов, могут быть похожие значения. Послушайте пословицы и постарайтесь выбрать из них те, которые покажутся вам близкими по смыслу.

Словесная игра «Найди похожие выражения»

(Выполнение задания сопровождается коллективным обсуждением значения каждой пословицы)

Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь ;

Дурной пример заразителен;

Цыплят по осени (т.е., только осенью) считают .

На сердитых воду возят;

Одной рукой узла не завяжешь ;

В гостях хорошо, а дома лучше;

Одна пчела много мёда не наносит .

  1. Трусливому зайке и пенёк – волк ;

Семь раз отмерь – один раз отрежь;

Семеро одного не ждут;

У страха глаза велики .

– Ох, как же сложно разобраться, о чём в пословице говорится. Я лучше не буду больше в эту толстую книгу заглядывать.

– Дело в том, Емеля, что пословицы можно встретить не только в толковом словаре.

-А где ещё, ребята, как вы думаете?( ответы детей) ( В устной речи; в рассказах, сказках, стихах – художественной литературе .)

– Верно. Вот послушайте одну историю.

Читать еще:  История танца «лезгинка. Лезгины: национальность, описание, история и интересные факты

Чтение рассказа, иллюстрирующего пословицу.

В скверике присела на скамейку отдохнуть старушка. Рядом играли дети. На скамейке лежали их игрушки: потрёпанный, без колёс и стёкол автобус, одноухий заяц без хвоста, чистенькая ярко-зелёная машина.

Посмотрела старушка на игрушки, потом на детей и сразу догадалась, что хозяин разбитого автобуса и зайца – вон тот неряха в грязной рубашке, а хозяин чистенькой машины – мальчик в опрятном синем свитерке. «Эх, ‒ вздохнула старушка, ‒ какие сами – такие и сани!

-Что означает эта последняя фраза? Разве среди детских игрушек были санки? ( Ответы детей)

– А как вы понимаете пословицу «Один ‒ за всех, и все – за одного»? ( Ответы детей)

– Вспомните известные вам сказки, мультфильмы, о героях которых можно было бы так сказать.( Ответы детей).

– Что значит фраза «Скучен день до вечера, когда делать нечего?» ( Ответы детей)

Словесная игра «Продолжи пословицу»

– За двумя зайцами погонишься – …(Ответы детей)

– В пословице говорится – «…ни одного не поймаешь». Почему? (Ответы детей)

– Чему нас учит эта мудрость? (Ответы детей)

-Сначала нужно сделать одно дело, а потом уже браться за другое.

-Кончил дело – … (гуляй смело);

-Любишь кататься, люби и … (саночки возить);

-Поспешишь – … (людей насмешишь);

-Тише едешь – … (дальше будешь).

– Да, верно люди говорят: «Берись дружно, не будет грузно». Т.е. вместе всегда легче справиться с любым делом. Без вас я бы так и не понял, что выражение «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» ‒ пословица. А пословица – это… (чешет затылок, вспоминая определение).

– Дети, помогайте Емеле.

Пословица – это образное выражение, в котором заложена какая-нибудь народная мудрость.

– Верно. Именно это я и хотел сказать.

– Ну, что ж, ребята спасибо вам за помощь. В гостях, как говорится, хорошо, а дома лучше. Пойду я тесто месить, да калачи выпекать. А вы не скучайте, ко мне в гости приходите на чай с калачами.

-Петя, как ты, думаете наш Емеля понял значение поговорки?

-А, вам ребята понравилось играть с Емелей? ( ответы детей)

-А, что для вас было самым трудным? ( ответы детей)

-А, на что вам не составила труда ответить? ( ответы детей)

Конспект НОД по пословицам и поговоркам

Елена Семенова
Конспект НОД по пословицам и поговоркам

Конспект НОД по пословицам и поговоркам.

Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками; показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.

2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.

3. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

Оборудование: игрушка (Незнайка, ПК, листы бумаги, карандаши.

Ход занятия.

Восп. Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово-пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки.

-А вы, ребята знаете? (ответы детей). Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы.

Слайд №2. Здесь изображена курица, высиживающая цыплят. Как можно объяснить: «Яйца курицу не учат»? (ответы детей) Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему- либо ребёнка. Ваша мама и папа, воспитатель в детском саду, потом учитель будут передавать свои знания и умения вам, пока вы не вырастите.

Следующий слайд№3. Происхождение пословицы «Цыплят по осени считают» ведет от сравнения: вырастить цыплят после того, как они вылупились летом из яиц, трудно. Многие из них дохнут маленькими и не доживают до осени, и поэтому только осенью можно сказать, сколько цыплят удалось вырастить. Пословица означает: достижения и успехи нужно считать не в начале дела, и не ходу его, а уже по конечному результату. К этой пословице подходит ещё одна – «Сделал дело, гуляй смело.»

Слайд№4. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался, (Умываемся.)

Читать еще:  Правила поведения посетителей в музее (теперь скрыт). Правила поведения в школьном музее

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Слайд№5. Эта пословица призывает нас готовиться ко всему заранее. Появилась она в те далёкие времена, когда машин не было и люди ездили на лошадях, запряжённых летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что позаботиться о санях нужно ещё летом, тогда и первый снег с морозами не страшен! А зимними вечерами стоит подумать уже и о лете, например, починить телегу для перевозки урожая.

Она призывает заботиться о том, что понадобится тебе в будущем. Например, летом ты можешь привести в порядок свои лыжи, а зимой – починить велосипед.

Слайд№6. Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу. На мой взгляд, это очень мудрая пословица. Она подходит ко всем ситуациям, профессиям в жизни человека. Ты хочешь стать врачом, учителем, или ещё кем-то, чтобы добиться чего- то нужно много трудиться! Сначала стараться на занятиях в садике, потом в школе, институте и тогда только ты станешь успешным в жизни человеком!

Слайд№7. Смысл этой пословицы состоит в том, что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.

Слайд№8. Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители.

Слайд№9. Предложить детям объяснить смысл русской поговорки – «Что с воза упало, то пропало». После того, как дети выскажут свои мнения, педагог поясняет, что воз – это то, что везёт лошадка. Иногда лошадка перевозила воз сена, или мешки с мукой, или дрова. Впереди на возу сидел дед и управлял лошадкой. Дед смотрел вперед и не видел, что делается сзади. Если что-то с воза упадет, то оно так и останется лежать на дороге – пропадет.

– Хорошо это или плохо?

– Плохо, так как можно все растерять, что везешь.

Восп. Вот мы с вами обсудили все пословицы. А теперь нарисуйте ту картинку по пословице, которая больше всего понравилась.

Дети рисуют (самостоятельный выбор).

А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу, вот послушайте:

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос

Лишь торчат на грядке

-Что это? Пословица? (нет) Правильно, загадка.

-Чем отличается пословица от загадки?

Восп. Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы знаете? Загадайте своим друзьям. (дети загадывают друг другу). Ну что, Незнайка прощается с вами, пойдёт пословицы сочинять. Придёт к нам в следующий раз. До свидания!

Ознакомление детей с пословицами и поговорками.

Форма работы с детьми – ознакомление детей с пословицами и поговорками

Прогрессивные педагоги (Я.А. Каменский, Е.И. Тихеева и др.) всегда считали, что в основе воспитания детей дошкольного возраста должны лежать национальные традиции. По их мнению, с самого раннего возраста необходимо приобщать детей к отечественной культуре, народному слову.

Вопросы ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками рассматривались в работах А.П. Усовой, Т.С. Комаровой, А.П. Ильковой, Н.В. Гавриш, О.С. Ушаковой и др.

Так А.П. Илькова выделила четыре этапа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с пословицами.

На первом этапе обучение предусматривает расширение представлений детей о малых формах фольклора и в частности о пословицах. Основной формой работы являются фольклорные праздники: «Посиделки», «Год кончается, год начинается», где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений.

Второй этап обучения направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам. На этом этапе предлагаются упражнения этимологического и стилистического характера: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери сочетания слов».

Третий этап посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц как фразеологических единиц.

Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц в самостоятельной речи. Основными приемами являются задания продолжить пословицу по заданному началу, сочинить сказку по пословице, рисование по пословице.

Кроме того, А.П. Илькова систематизировала пословицы в виде следующих групп:

Читать еще:  Я стесняюсь своего тела виктория комар результат. «Я стесняюсь своего тела»: от них отказались специалисты

тематические, отражающие знакомые детям стороны жизни и связи между явлениями;

художественные пословицы в стихотворной и прозаической форме;

логико-тематические изречения, выражающие отношения между признаками и свойствами объекта;

инокультурные пословицы, разных языковых культур.

Исследователи делают вывод о том, что пословицы доступны пониманию дошкольников, если они отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая образовательная работа по ознакомлению с пословицами.

Работа с пословицей развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает народной мудростью, развивает и обогащает речь. Систематическая работа над пословицей очень многое дает детям. Они учатся запоминать народные изречения, относить их к определенной теме, анализировать их смысл, обобщать их, понимать их обобщенный характер.

Поэтому для преодоления имеющихся проблем в развитии детей целесообразно использование в работе пословицы и поговорки, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счет знакомства с образностью и многозначностью родного языка, развития мышления и других психических процессов.

Алгоритм работы с пословицей

Моделирование ситуации. Воспитатель вводит детей в ситуацию поговорки, пословицы, фразеологического оборота.

Объяснение непонятных слов, образных выражений. Объяснение смысла пословицы, поговорки (сначала это делает педагог вместе с детьми, затем сами дети).

Придумывание небольшого рассказа, сказки раскрывающей смысл пословицы или поговорки (сначала это делает педагог вместе с детьми, затем сами дети).

Создание рисунка к пословице или поговорке (сначала дети обговаривают содержание рисунка вместе с педагогом, в последующем дети делают это самостоятельно.

Рассматривание рисунков, их обсуждение.

Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные.

Игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц».

Дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает», «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает. («Пословица недаром … молвится». «Без дела жить – только … небо коптить».)

Можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по смыслу: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде. («Родная земля и в горести мила», «Родина мать умей за неё постоять»)

Можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу. Например: на картинке изображен какой-нибудь вид работы – «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело, гуляй смело»; на картинке изображена женщина с ребенком – «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет милее дружка, чем родная матушка».

Изобрази пословицу пантомимой. Пословицу показывает желающий ребенок, остальные отгадывают. Упражнение не только позволяет запомнить пословицы или повторить выученные, но и способствует раскрепощению детей, установлению лучшего взаимопонимания между ними.

Нарисуй пословицу. Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Педагог показывает рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Постепенно образуется «банк» рисованных пословиц.

Изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и туже пословицу изобразят разные ребята. Желательно найти интересные моменты на каждой схеме.

Найди лишнюю пословицу.

Найди пару. Среди нескольких найти пары пословиц, близких по смыслу:

Картинка + рассказ + пословица. Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица.

Проведя беседы с детьми по патриотическому воспитанию нужно обязательно использовать пословицы и поговорки, например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет».

Еще одна форма работы с детьми – это сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц. («Где храбрость и отвага – до победы два шага»; «В бою нужна не только винтовка, но смекалка и сноровка»; «Человек без друзей – что солнце без лучей»; «Работай смелее – будешь жить веселее».

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/02/24/konspekt-nod-dlya-detey-starshey-gruppy-poslovitsa-ne-darom
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-poslovicam-i-pogovorkam.html
http://infourok.ru/oznakomlenie-detey-s-poslovicami-i-pogovorkami-494499.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии