Бэнкси произведения. Бэнкси искупил вину после того, как его работа привела к выселению бездомного

Бэнкси произведения. Бэнкси искупил вину после того, как его работа привела к выселению бездомного

Картина Бэнкси самоуничтожилась сразу после продажи с аукциона. Кажется, теперь она ещё ценнее

Мастер стрит-арта Бэнкси уничтожил одно из своих самых известных произведений в тот момент, когда его продали на аукционе «Сотбис» в Лондоне за 860 тысяч фунтов (75,2 миллиона рублей). Для этого ему даже не пришлось прикасаться к картине: похоже, он подготовился к осуществлению этого плана много лет назад. Теперь коллекционеры пытаются понять, не сделало ли уничтожение картину ещё дороже, чем она была.

Один из экземпляров знаменитой картины «Девочка с шаром» от известного своими работами на социальные темы художника Бэнкси был выставлен на аукционе «Сотбис», но покупатели вряд ли были готовы к тому, что их ждало. 5 октября картину продали за 860 тысяч фунтов (75,2 миллиона рублей), пишет Financial Times. Однако сразу после этого включилось миниатюрное устройство в раме, которое, похоже, вмонтировал туда сам художник.

Внутри широкой рамы картины оказался шредер, и как только прозвучало объявление о том, что картина продана, он включился. Картина стала сползать вниз и появлялась под рамой уже разрезанной на длинные полосы. Затем процесс остановился, но внутри рамы оставалось меньше половины картины, а большая часть была уничтожена. По словам старшего директора «Сотбис» Алекса Бранчика, этот сюрприз от Бэнкси в очередной раз подтверждает его неординарность.

Он, пожалуй, величайший художник в британском стрит-арте, и сегодня мы увидели небольшое проявление гения Бэнкси.

Бранчик заявил, что непричастен к уничтожению картины и не знает, как Бэнкси удалось это сделать. «Девочка с шаром» была в распоряжении аукционного дома «Сотбис» с 2006 года, и вряд ли аккумуляторы в шредере могли продержаться так долго. При этом, когда остатки картины снимали со стены, не было видно никаких внешних источников питания. Также неизвестно, как Бэнкси или его сообщники выбрали момент, чтобы включить шредер. По одной из версий, сам художник с пультом дистанционного управления находился среди участников торгов.

Обычно, если лот с аукциона оказывается повреждён до того, как покупатель вынесет его с собой, покупка считается отменённой. Но в этом случае всё не так просто, считает Бранчик. По его словам, уникальность самоуничтожившейся картины делает её даже интереснее.

Можно предположить, что эта работа теперь стала более ценной. Это точно первое произведение, которое оказалось внезапно разрезанным в момент окончания аукциона.

Но даже Бэнкси не всегда может уследить, что происходит с его работами. Летом в Москве прошла выставка его творчества в Центральном доме художника. За вход брали деньги, но сам Бэнкси был очень удивлён, когда узнал о существовании такой выставки. Но организаторы с уверенностью заявляли, что не делают ничего плохого, и даже угрожали тем, кто их критиковал.

Гений яркого контекста: как Бэнкси покорил мир искусства

Сегодня в Париже откроется предаукционная выставка Artcurial, где среди прочих лотов будут представлены две работы Бэнкси. Сами торги состоятся через неделю, и можно предположить, что произведения загадочного анонима побьют прежние рекорды. После недавнего скандала на торгах Sotheby’s, где его полотно самоуничтожилось, о творчестве граффитиста заговорили даже люди, совершенно далекие от искусства. Не являясь самым дорогим современным художником, Бэнкси, похоже, стал самым известным. Хотя — парадокс — его настоящего имени публика не знает. «Известия» разбирались в феномене Бэнкси.

Робин Гуд из Бристоля

Считается, что Бэнкси родился в середине 1970-х в Бристоле. В конце 1980-х — начале 1990-х этот город стал центром британской андеграундной среды, породившей такие музыкальные группы, как Massive Attack и Portishead. Визуальным аналогом мрачных ритмов трип-хопа оказались эксперименты граффитистов, пытавшихся вопреки закону преобразить унылые пейзажи промышленных и спальных районов. Бэнкси был одним из тех парней, что устраивали ночные вылазки, вооружившись баллончиками с краской, и бегали от копов. А чтобы не получить обвинение в порче городского имущества, он сохранял инкогнито.

Читать еще:  Рождённые Терпсихорой: Как сложились судьбы детей Айседоры Дункан. Айседора Дункан: история жизни танцовщицы

Одна из картин Бэнкси — протестующий с букетом цветов вместо коктейля Молотова

Однажды Бэнкси придумал использовать трафареты — это экономило время на создание работы, поскольку граффити становились всё масштабнее, а следовательно, возрастал риск попасться. Трафаретные изображения и стали фирменной особенностью его стиля. Известность, однако, он получил только в середине 2000-х, зато мировую: его ироничные работы на злободневные социальные или политические темы постепенно стали узнаваемы далеко за пределами Англии. К тому же художник не ограничивался территорией родной страны в своем творчестве — созданные им изображения появлялись в самых разных уголках планеты.

В своем искусстве Бэнкси издевался над политиками, протестовал против войны и бедности, высмеивал капитализм. И его образы попадали точно в цель: в отличие от высоколобого contemporary art, нуждающегося в комментариях кураторов и табличках-пояснениях, граффити Бэнкси понятны сразу. Протестующий с букетом цветов вместо коктейля Молотова, военные вертолеты с розовыми девчачьими бантами, мальчик, горько рыдающий под иконкой Instagram «0 лайков, 0 репостов», Стив Джобс в образе сирийского беженца. Изображения разлетались по интернету, становились мемами, органично «врастали» в современную массовую культуру.

Порой бывало, что очередные граффити, появившиеся на какой-нибудь неприметной стене в провинциальном городке, не сразу распознавали как работу Бэнкси и закрашивали. Вскоре, однако, об этом становилось известно, и скандал только подогревал интерес к таинственному художнику. А его имидж эдакого Робин Гуда XXI века усиливался демонстративным пренебрежением Бэнкси к коммерческим механизмам: он принципиально не сотрудничает с аукционами и не работает на заказ.

Культура

Арт и дизайн

Бэнкси против всех: как уничтожают работы гения стрит-арта

Как и почему уничтожаются работы Бэнкси

В октябре на аукционе «Сотбис» произошел беспрецедентный случай: картина «Девочка с шаром» британского уличного художника Бэнкси самоуничтожилась после того, как была продана за $1,4 млн. Акт самоуничтожения тут же посчитали акцией протеста против коммерциализации искусства. «Газета.Ru» рассказывает о наиболее ярких случаях столкновения художника с властями и истеблишментом.

«Похоже, нас только что «отбэнксили»

Новость о том, что картина Бэнкси «Девочка с шаром» оказалась разрезанной на мелкие ленточки, после того, как ушла с финального молотка, тут же вызвала резонанс в мире искусства.

«Похоже, нас только что «отбэнксили», — заявил глава отделения современного искусства «Сотбис» Алекс Бранзик после инцидента. Он рассказал, что ранее аукционный дом не сталкивался с подобной ситуацией: «Теперь это является частью художественной работы. Мы никогда не сталкивались с подобной ситуацией в прошлом Бэнкси, возможно, величайший британский уличный художник, и сегодня вечером мы стали свидетелями его гениальности».

На следующей день Бэнкси опубликовал в своем инстаграме видео про уничтожение картины. Оказалось, что несколько лет назад художник тайно встроил внутрь рамы «Девочки с шаром» шредер, — на случай, если работу выставят на аукцион.

Публикация от Banksy (@banksy) 6 Окт 2018 в 10:09 PDT

«Стремление к разрушению — это тоже творческое стремление», — этой строчкой Бэнкси сопроводил пост к видео. Цитата, приписанная художнику Пабло Пикассо, на самом деле принадлежит русскому философу Михаилу Бакунину.

По словам британского арт-дилера Оффера Уотермана, то, что случилось с изображением «Девочки с шаром», является блестящим пиар-ходом.

«Стоимость работы вырастет не столько благодаря предмету искусства самому по себе, сколько благодаря связанному с ним концептуальному событию», — рассказал Уотерман в интервью The New York Times.

Экспонат с аукциона — один из 600 неподписанных принтов «Девочки с шаром». Как сообщили искусствоведы компании MyArtBroker, после инцидента они получили множество запросов от владельцев принтов картины о том, стоит ли им поступать со своей копией так же, как и Бэнкси.

Читать еще:  Рэпер гуф рассказал правду о романе с кети топурией и изменах айзе анохиной. Алексей Долматов (Гуф) - биография рэп исполнителя

We’ve had a number of #Banksy print owners contact us today asking if they shred their artwork will it be worth more. Please, Please DON’T. The events of the last 24hrs are a very unique piece of art history. #GirlWithBalloon

Один из владельцев принта, чье имя не раскрывается, попытался повторить перфоманс Бэнкси и также разрезал картину. Коллекционер определил стоимость испорченной копии в £80 тыс., хотя цена неподписанных принтов «Девочки с шаром» обычно оценивается в 40 тыс. Искусствоведы не допустили лот к продаже, посчитав поступок глупым, и заявили, что новая цена принта составляет всего £1.

«Бэнкси — уникальный случай для мира искусства. Ни один художник не способен захватить сердца и умы публики так, как это делает он. Однако когда Бэнкси совершает что-то абсурдное, как пропускание своей собственной картины через шредер, это, естественно, сильно сказывается на цене. То, что этот человек [один из владельцев копии] сделал сегодня, кажется бесполезным разрушением принта стоимость в £40 тыс. и снижает эту ценность почти до нуля.

Мы настоятельно рекомендуем, чтобы никто другой не пытался нажиться на том, о чем история будет судить как о блестящем ходе. В мире существует ограниченное число принтов «Девочки с шаром», сегодня мы потеряли один из них, и это позор», — прокомментировала ситуацию Джои Сайер, соосновательница компании МyArtBroker.

Самоуничтожение «Девочки с шаром» тут же расценили как протест Бэнкси против капиталистической системы арт-рынка — искусствоведов, арт-критиков и других влиятельных персон мира искусства, назначающих баснословные цены за картины, в том числе, и его собственные.

Искусство, у которого нет ценника

В октябре 2013 года Бэнкси отправился в Нью-Йорк, где в рамках своего проекта «Лучше снаружи, чем внутри» («Better Out Than In») ежедневно оставлял на улицах города по одному произведению стрит-арта. Название проекта было вдохновлено цитатой французского импрессиониста Поля Сезанна: «Все картины, нарисованные внутри, в студии, никогда не будут лучше тех, что созданы вне ее».

Одной из первых работ, созданных на улицах Нью-Йорка, была «Улица в игре» («The Street Is in Play»). На ней изображены два мальчика, которые пытаются добраться до баллончика, красующегося на предупреждающем знаке с надписью «Граффити — это преступление».

В интервью изданию Village Voice Бэнкси описал планы своего месячного пребывания в городе.

«Я знаю, что стрит-арт все больше походит на основное направление в искусстве, нацеленное на продажу, поэтому мне захотелось создать искусство, у которого нет [и не может быть] ценника», — сказал он.

В рамках проекта Бэнкси также провел акцию в Центральном парке, где продавались авторские копии его работ по $60 за штуку. Бэнкси пытался подчеркнуть доступность и дешевизну своих произведений, однако не распродал их и к концу дня. Покупатели не поверили, что работы популярного во всем мире художника могут стоить так дешево.

«Как только ты получаешь прибыль от изображения, которое ты оставил на улицах города, оно волшебным образом превращается в рекламный объект. Когда граффити не считается преступлением, оно теряет всю свою суть», — поделился Бэнкси.

Бэнкси VS политики

Работы Бэнкси часто рассматривают в контексте политического и антивоенного высказывания. В 2015 году художник создал граффити на стене лагеря беженцев во французском Кале, изобразив одного из основателей Apple Стива Джобса в образе мигранта из Сирии.

«Нас часто убеждают в том, что миграция — это ущерб для принимающей страны, но Стив Джобс был сыном сирийских мигрантов.

Apple — компания с самым большим доходом в мире, ежегодно она платит семь миллиардов долларов налогов. И все это благодаря тому, что страна приняла к себе молодого сирийца из Хомса», — заявил Бэнкси.

В октябре 2015 году художник передал строительные материалы своей разобранной выставки «Dismaland» (проект представлял из себя «депрессивную» пародию на Диснейленд) французским лагерям мигрантов и направил во Францию бригаду рабочих, которая помогла построить приюты для беженцев с Ближнего Востока.

Читать еще:  Малочисленные народы китая. Население Китая: история, демография и национальный состав

Художник или вандал?

Несмотря на огромную популярность Бэнкси во всем мире, вопрос о том, насколько законно его искусство, часто вызывает споры между художником и городскими властями. Произведения, размещенные на городских постройках, значительно увеличивают стоимость недвижимости, поэтому их порча квалифицируется как вандализм.

В 2007 году Бэнкси создал граффити «Единая нация под наблюдением» («One Nation Under CCTV») на стене почтового здания Лондона. На ней был изображен ребенок в красной толстовке, который закрашивает надпись на стене, в то время как за ним наблюдает полицейский. Через год суд приказал уничтожить работу «независимо от репутации ее создателя».

Это не единственный случай конфликта художника и властей. Большинство работ Бэнкси, созданных в рамках проекта «Лучше снаружи, чем внутри» в 2011 году в Нью-Йорке, также были уничтожены. Часть из них была испорчена другими уличными художниками.

В 2014 году чиновники сочли оскорбительной одну из работ художника и обвинили его в расизме. Речь идет о граффити, на котором были изображены пять серых голубей, держащих в крыльях таблички с надписями «Мигрантам здесь не место», «Возвращайтесь в Африку» и «Держитесь подальше от наших червяков» по отношению к маленькой яркой птице зеленого цвета.

Изображение появилось в городе накануне выборов в местных парламент. По мнению муниципалитета, граффити являлся намеком на одного из участников выборов, выступавшего за ужесточение миграционного контроля, писала газета The Guardian.

Однако городским властям вряд ли удастся предъявить обвинение художнику, ведь никто точно не знает, кем является Бэнкси. В 2016 году специалисты Лондонского университета попытались определить личность художника с помощью метода профилирования. По последним данным, под псевдонимом Бэнкси может скрываться выпускник публичной школы в Бристоле Робин Каннингем. Кроме того, весьма популярно мнение, что за личностью легенды стрит-арта скрывается участник культового трип-хоп-коллектива Massive Attack Роберт дель Найя, — новые работы Бэнкси часто появляются как раз в тех городах, где выступает группа.

Город VS Бэнкси

Работы Бэнкси часто уничтожали не только по распоряжению городских властей, но и в результате общественного непонимания. Он работает как анонимный художник и не подписывает свои произведения, поэтому трудно определить, какой автор скрывается за тем или иным граффити.

В 2011 году одна из ранних работ Бэнкси «Горилла в розовой маске» («Gorilla in a Pink Mask»), созданная на стене мусульманского культурного центра, была закрашена во время ремонта постройки. После того, как представитель центра узнал о том, что работа принадлежала известному художнику, он пообещал помочь восстановить рисунок.

В 2016 году в австралийском Мельбурне знаменитое граффити с крысами было уничтожено в связи со строительными работами. До этого работа не раз попадала под руку горожан: в 2010 году крыс Бэнкси смыли во время уборки, в 2012-м — разрушили строители, а в 2013-м — вовсе закрасили.

Помимо этого, произведения художника нередко страдают и от рук обычных граждан, — более того, это касается не только оригиналов, размещенных в городской среде, но и копий, выставляемых в галереях. По словам организатора проходящей в Петербурге выставки «Бэнкси: гений или выдал?» Александра Начкебия, посетители нередко пытаются оставить тэги на стенах экспозиции.

«Однажды на выставку пришел человек с билетом, который он нарисовал сам, кроме того, с ним была большая компания с аналогичными контрамарками. Автора идеи мы пропустили по его нарисованному билету, оценив его чувство юмора, а остальные пошли в кассу за настоящими билетами», — рассказал «Газете.Ru» Начкебия.

Источники:

http://medialeaks.ru/0610sda-self-destruct-painting/
http://iz.ru/801349/sergei-uvarov/genii-iarkogo-konteksta-kak-benksi-pokoril-mir-iskusstva
http://www.gazeta.ru/culture/2018/10/22/a_12030751.shtml

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии