Башкирская легенда об урал батыре кратко. Конспект познавательного занятия в старшей группе

Башкирская легенда об урал батыре кратко. Конспект познавательного занятия в старшей группе

Сказание о Урал-Батыре
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Много сказок, легенд, преданий дошло к нам из седой старины. Но самая главная легенда башкирского народа – это легенда «Урал Батыр».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия в старшей группе

«Сказание о Урал-батыре»

Конспект познавательного занятия в старшей группе «Сказание о Урал-батыре»

Образовательная область «Познавательное развитие»

– Формирование первичных представлений о малой родине;

– закрепление пространственного представления: слева, справа, вверху, внизу;

– воспитание интереса к устному народному творчеству башкирского народа.

Образовательная область «Речевое развитие»

Цель : воспитание любви и интереса к художественному слову. Знакомство детей с художественной литературой.

– Формировать и совершенствовать связную речь;

– развивать литературную речь;

– вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры, чувств и переживаний;

– развитие памяти, мышления, воображения.

Предварительная работа: Чтение богатырских сказок, беседы по прочитанному, рассматривание снимков с видами природы Башкирии, иллюстраций наскальных рисунков Каповой пещеры.

О БЕРЕЗОВОМ ЛИСТЕ.

Взгляни на глобус:

Вот он шар земной

На нем Башкирия

С березовый листок величиной.

На глобусе страна не велика-

Размер обыкновенного листка.

А если вглубь веков заглянешь ты-

Узришь народного величия черты.

По тропам нашей радостной земли

Чредою поколения прошли,

И славу их вздымал за веком век,

И горе их – на дне башкирских рек.

Они ушли в века,

На скалах след клинка.

Много сказок, легенд, преданий дошло к нам из седой старины. Но самая главная легенда башкирского народа – это легенда «Урал Батыр».

«Урал Батыр» -это сказание поэтов-сэссенов или по другому народных сказителей. Эти поты не только сочиняли, но и запоминали, исполняли , передавали из поколения в поколение старинные сказания. А свои выступления сопровождали под звуки музыкального инструмента – курай.

Эти старинные сказания слушал, записывал и донес до нас учитель ,собиратель народных сказаний МухамедшаБурангулов.

Но кто же такой Урал Батыр, чем же он прославился, что даже горы носят его имя. Так вот слушайте, ребята.

Давным давно, когда еще не было Уральских гор, жили старик со старухой. И был у них сын по имени Урал. Когда Урал вырос и стал настоящим батыром, он начал заботиться о родителях, ходить на охоту, добывать пищу. Так они и жили. Но однажды Урал пошел на охоту и увидел, что листья на деревьях стали желтеть, трава никнуть, быстрые реки высыхать, трудно стало дышать. Все в округе медленно умирали- и звери, и птицы, и люди. И тогда дал старик алмазный меч сыну своему Уралу и сказал: «Говорят, где то очень далеко отсюда есть живая вода, добудь ее и все снова оживет».

Урал взял отцовский меч и пошёл, куда глаза глядят. Шёл он, так шёл, пока не вышел перекрёстку семи дорог. Там повстречал седобородого старика и обратился к нему с вопросом: «Как найти родник с живой водой?»

Старик указал дорогу и добавил, что по дороге встретится ему табун лошадей, в табуне будет один единственный конь белой мсти– это конь Акбузат. Попробуй оседлать его и он сослужит тебе верную службу.

Говорят, стоял Акбузат

Узды не ведавший никогда:

Камышинками уши торчат,

Грива – как девичья коса;

Грудь соколиная, узки бока,

Крут и легок в копытах он,

Ноздри – как дольки чеснока

Шея тонкая, как змея,

Двойная макушка, впалые щёки,

Словно вытянутые ноги, Как у хищного волка глаза,

Веки над ними – туч полоса;

А помчится, вспорхнув как птица,- Только следом пыль заклубится.

Воспитатель: Кто такой Акбузат?

Дети: Это волшебный крылатый конь Урал-Батыра

Воспитатель: Да, это волшебный крылатый конь Урал-Батыра.

Долго пришлось ехать Урал-Батыру к источнику живой воды, и тут он увидел, что путь к роднику закрывает ужасный девятиглавый дэв. Урал-Батыр долго сражался с ним и, наконец, победил. И на том месте, где упал побеждённый дэв, образовалась гора Яман-тау.

– Яман-тау в переводе на русский значит «Ужасная гора».

– Что значит Яман-тау?

И вот открылся источник живой воды, всё вокруг зацвело, зазеленело, зажужжали пчёлы, стали носить янтарный мёд в свои ульи. На лицах людей появились улыбки. Люди зажили весело, радостно, вспомнили свои любимые песни и пляски.

А давайте, ребята, и мы с вами отдохнем, исполним башкирский танец «Киндертукмау»

Воспитатель: Много лет прошло с тех пор, как Урал победил дэва. Жизнь стала хорошей, стало селиться много народа. Урал женился, и родилось у них трое сыновей: Идель, Яик и Сакмар. Много стало народа в этих местах и вскоре стало не хватать питьевой воды. И, однажды, Урал батыр выхватил свой меч, трижды взмахнул им над головой и глубоко рассек землю. И отправил он своих сыновей искать большую реку. Долго шли сыновья, не оглядываясь. Но вот обернулся назад Идель и увидел, что вслед за ним широкой лентой движется белая вода. Так родилась река Агидель. Так же родились реки Яик и Сакмар.

Так появился мир, в котором башкиры живут и ныне. И это все благодаря героическим подвигам Урал Батыра.

А сейчас наши дети прочитают отрывки из эпоса «Урал-Батыр»

Башкирские игры «Медный пень», «Сопожник».

Когда совершив свой последний подвиг Урал умер, людей охватило горе. Но потом они решили сохранить о нем память навсегда. Народ с великим уважением похоронил Урала на самой возвышенной точке. Каждый из людей принес на его могилу горстку земли. Так выросла огромная гора. Ну а горы стали называть в его честь- Уралом.

Уже много столетий в любой школе мира на уроках географии дети узнают, что граница между Европой и Азией проходит по огромному Уральскому хребту. Так имя древнего башкирского героя становится известно миллиардам жителей нашей планеты. Эти могучие вершины- вечный памятник подвигам Урал-батыра, навсегда подарившим башкирской земле и людям невероятную по красоте природу, неисчерпаемое богатство недр и великую историю.

Песня « Родина моя».

Ребята вы сегодня слушали повествование о Урал-Батыре, а сейчас ответьте на несколько вопросов.

– Ребятки, как образовались Уральские горы?

– Как звали богатырского коня Урал-Батыра?

– Как называется река Белая на башкирском языке?

– Что дал Уралу отец и куда отправил?

– С кем пришлось сражаться Урал-Батыру, чтобы добыть «живую воду»?

– Какую сказку вы сегодня услышали? Как она называется?

Вместе с воспитателями на глобусе или на карте найти Уральские горы, которые разделяют Европу и Азию.

Используемая литература: Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, Москва Мозаика-Синтез 2005 г., Башкирское народное творчество. Богатырские сказки. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988 г.

Читать еще:  Откуда пошло выражение как фанера над парижем. Как возникло выражение пролетая, как фанера над парижем

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду. Формирование основы взаимодействия семьи и ребёнка, о правилах и нормах поведения в семье. В данном материале предс.

Материал для инсценипрования эпоса “Урал батыр&quot.

Презентация “Урал батыр&quot.

Конкурсная работа “Урал-батыр&quot.

Конкурсная работа “Урал-батыр”. Сражение с драконом.

Конспект познавательного занятия в старшей группе для детей с ОНР «По следам Урал-батыра»

Татьяна Румянцева
Конспект познавательного занятия в старшей группе для детей с ОНР «По следам Урал-батыра»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Задачи:

– Формирование первичных представлений о малой родине;

– закрепление пространственного представления: слева, справа, вверху, внизу;

– воспитание интереса к устному народному творчеству башкирского народа.

Образовательная область «Речевое развитие»

Цель: воспитание любви и интереса к художественному слову. Знакомство детей с художественной литературой.

Задачи:

– Формировать и совершенствовать связную речь;

– развивать литературную речь;

– вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры, чувств и переживаний;

– развитие памяти, мышления, воображения.

Образовательная область «Физическое развитие»:

Цель дыхательного упражнения:

– Активизировать работу стволовых отделов мозга;

– Ритмировать правое полушарие, энергетизацию мозга.

Цель глазодвигательного упражнения:

– Развивать межполушарное взаимодействие;

– Формировать сканирование пространства.

Цель ходьбы по «камешкам»:

Оборудование: «Пещера», скамейка, напольная дорожка «камешки», картинки белки, мухомора, ромашек, божьей коровки, жёлтые и красные мячи, цветы жёлтые и красные из картона, корзины для мячей, «сухой дождь» из атласных ленточек (цвета радуги, минеральная вода в бутылке. Методы: Дыхательная гимнастика, игра «Пчёлки и мёд», релаксация «Волшебный сон», загадки, гимнастика для глаз, ходьба по «камешкам».

Предварительная работа: Чтение богатырских сказок, беседы по прочитанному, рассматривание снимков с видами природы Башкирии, иллюстраций наскальных рисунков Каповой пещеры.

Ход занятия:

О БЕРЕЗОВОМ ЛИСТЕ.

Взгляни на глобус:

Вот он шар земной

На нем Башкирия

С березовый листок величиной.

На глобусе страна не велика-

Размер обыкновенного листка.

А если вглубь веков заглянешь ты-

Узришь народного величия черты.

По тропам нашей радостной земли

Чредою поколения прошли,

И славу их вздымал за веком век,

И горе их – на дне башкирских рек.

Они ушли в века,

На скалах след клинка.

Много сказок, легенд, преданий дошло к нам из седой старины. Но самая главная легенда башкирского народа – это легенда «Урал Батыр».

(Под тихую мелодию). В стародавние времена, когда еще не было ни Урал-тау, ни Агидели, обитали, говорят в степи старик со старухой. Долго прожили они со старухой, а потом старуха умерла, и остался старик с двумя малолетними сыновьями, которых звали Шульген и Урал. (Музыка утихает).

И мы сейчас с вами находимся в той самой степи, где стояла юрта, в которой жил старик со своими сыновьями.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое степь?

Дети: Да, это огромное пространство, где нет лесов, гор. Это бескрайняя равнина, где растут разные травы, цветы. Очень красиво колышется под ветром ковыль. Давайте поиграем в игру «Ветерок».

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Урал вырос батыром, которому не было равного на белом свете. (Под тихую музыку) Случилось так, что в ту самую пору, когда он начал ходить на охоту, землю постигла страшная беда: высохли реки и озера, пожухли травы, пожелтели листья на деревьях, трудно стало дышать. И тогда дал старик алмазный меч сыну своему Уралу и сказал: «Говорят, где-то очень далеко отсюда есть живая вода. Добудь её и всё снова оживёт».

Урал взял отцовский меч и пошёл, куда глаза глядят. Шёл он, так шёл, пока не вышел перекрёстку семи дорог. Там повстречал седобородого старика и обратился к нему с вопросом: «Как найти родник с живой водой?»

Старик указал дорогу и добавил, что по дороге встретится ему табун лошадей, и будет среди них конь Акбузат. Вскочи на него и мчись дальше верхом.

Говорят, стоял Акбузат

Узды не ведавший никогда:

Камышинками уши торчат,

Грива – как девичья коса;

Грудь соколиная, узки бока,

Крут и легок в копытах он,

Ноздри – как дольки чеснока

Шея тонкая, как змея,

Двойная макушка, впалые щёки,

Словно вытянутые ноги, Как у хищного волка глаза,

Веки над ними – туч полоса;

А помчится, вспорхнув как птица,- Только следом пыль заклубится.

Воспитатель: Кто такой Акбузат?

Дети: Это волшебный крылатый конь Урал-Батыра

Воспитатель: Да, это волшебный крылатый конь Урал-Батыра.

Долго пришлось ехать Урал-Батыру к источнику живой воды, и тут он увидел, что путь к роднику закрывает ужасный девятиглавый дэв. Урал-Батыр долго сражался с ним и, наконец, победил. И на том месте, где упал побеждённый дэв, образовалась гора Яман-тау.

– Яман-тау в переводе на русский значит «Ужасная гора».

– Что значит Яман-тау?

И вот открылся источник живой воды, всё вокруг зацвело, зазеленело, зажужжали пчёлы, стали носить янтарный мёд в свои ульи.

– Давайте и мы поиграем в игру «Собери мёд».

Игра «Собери мёд».

Ход игры: Дети делятся на две команды. И по команде: – «Раз, два, три – начни!», дети переносят «нектар» (мячи разного цвета, в свои «ульи». (Под музыку).

Воспитатель: Много лет прошло с тех пор, как Урал победил дэва. Жизнь стала хорошей, стало селиться много народа. Урал женился, и родилось у них трое сыновей: Идель, Яик и Хакмар. Много стало народа в этих местах и вскоре стало не хватать питьевой воды. И, однажды, Урал батыр выхватил свой меч, трижды взмахнул им над головой и глубоко рассек землю. И отправил он своих сыновей искать большую реку. Долго шли сыновья, не оглядываясь. Но вот обернулся назад Идель и увидел, что вслед за ним широкой лентой движется белая вода. Так родилась река Агидель. Так же родились реки Яик и Хакмар.

– Вот и мы с вами дошли до следа Иделя, по его следам течёт река Агидель. Давайте переберёмся на другую сторону реки по камушкам.

«Переход» через «реку» по «камушкам». (Профилактика плоскостопия).

Релаксация «Волшебный сон». (Музыка для релаксации)

Воспитатель: Устали? Давайте сделаем привал, приляжем на «травку».

Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена и расслаблена

Читать еще:  Гуманитарий или технарь тест онлайн. Как понять – ребенок технарь или гуманитарий? Так к чему готовить ребенка

Губы чуть приоткрываются

Все чудесно расслабляются

Дышится легко, ровно, глубоко,

Мы спокойно отдыхали

Сном волшебным засыпали

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Всем открыть глаза и встать!

– Ну, что пойдем дальше? Ой, какой дождь пошёл сильный!

«Сухой дождь». (Идем под «сухим дождём»)

– Скорее все в пещеру. А вы знаете, говорят, именно здесь на берегах Агидели, в глубокой пещере находился крылатый конь Урал батыра – белогривый Акбузат.

– Сейчас эту пещеру называют Каповой пещерой. Когда-то в Каповой пещере была стоянка древних людей, которые на стенах рисовали животных: мамонтов, лошадей и даже отпечатки рук. Давайте и мы с вами оставим отпечатки своих рук.

– Посмотрите, здесь, наверное та самая «живая вода». Хотите пить?

– А сейчас нам нужно подняться на ту самую Уральскую гору.

«Уральская гора» (подъём на скамейку).

Воспитатель: Давайте оглянемся вокруг, как прекрасна природа Урала, как много красивых цветов, растений.

Гимнастика для глаз.

Сейчас я загадаю вам загадки, ответы на которые вы должны отыскать глазами, отгадать их и сказать где они находятся: вверху, внизу, справа или слева.

Отработка движений глаз по 4 основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево).

Загадки:

Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен ядовит.

Стоят в поле сестрички-

Жёлтые глазки, белые реснички.

«Спинка в веснушках, Ах, как неловко!»

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко.

Вот молодцы! А сейчас давайте спустимся с горы и вернёмся в свой любимый д. /с. (Под тихую музыку) «Вместе весело шагать по просторам».

Легенда про Урал-Батыра, по следам которого мы сегодня прошли, говорит, что Уральские горы появились на месте могилы Урал-Батыра.

«Шли дни, месяцы, годы, но не прерывался поток людей к этому священному месту. И каждый человек бросал туда землю, пока над могилой Урала не образовалась огромная гора. Ту гору назвали Уральской.»

– Ребятки, как образовались Уральские горы?

– Как звали богатырского коня Урал-Батыра?

– Как называется река Белая на башкирском языке?

– Что дал Уралу отец и куда отправил?

– С кем пришлось сражаться Урал-Батыру, чтобы добыть «живую воду»?

– В какой пещере мы с вами сегодня оставили свои отпечатки пальцев?

– Какую сказку вы сегодня услышали? Как она называется?

Используемая литература: Козлова С. А. «Мой мир» Кор- рекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л. И. Катаева. – М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000 г. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, Москва Мозаика-Синтез 2005 г., Башкирское народное творчество. Богатырские сказки. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988 г.

Дидактическая игра «В магазине игрушек» Цель: 1. Развивать у детей пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, между, рядом. 2. Закреплять ориентировку на.

Перспективный план кружка «Акбузат» (озакомление с башкирским языком как с государственным языком) октябрь – апрель Проект «Я познаю Башкортостан» Знакомство детей с башкирским языком; с особенностями культуры и быта, традициями башкирского.

Конспект познавательного занятия Путешествие по Башкортостану в подготовительной группе

Познавательное занятие в подготовительной группе на тему:
«Путешествие по Башкортостану»

Программное содержание: Обогащать знание детей посредствам их ознакомления с водными ресурсами родного края.
Закрепить знания детей о горном ландшафте и богатстве лесов нашей республики.
Формировать патриотические чувства и чувства гражданственности через привитие любви к родному краю, бережному отношению к природе.

Материал и оборудование:
Макет плана-маршрута,
Макет (гора, река, домики),
Кукла Ваня,
Карта РБ (нарисованная),
Карты РБ (детские),
Картинки деревьев,
Картинки птиц,
Елка искусственная,
Баночки по 2 шт.на стол (с водой, с мелом),
Карандаши цветные,
Стаканчики,
Диск с башкирской музыкой,
Ноутбук.

Предварительная работа:
Знакомство с горным ландшафтом РБ;
Знакомство с деревьями, животными, птицами РБ;
Знакомство с картой РБ;
Работа по индивидуальным картам;
Знакомство с легендой « О происхождении Уральских гор».

Ход занятия:
Звучит башкирская музыка.
Воспитатель читает стихотворение М. Карима «О березовом листочке».
О березовом листочке.
Взгляни на глобус.
Вот он- шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной
Всего лишь на всего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же – великая Россия-
Так зелена, так высока!
Веками тот листок
Сорвать с березы
Пытались и огонь,
И ливни, и морозы,
Заморские далекие ветра,
И заморозки с самого утра.
Но зеленел листок
Среди ветвей, питался соком
Матери своей
Но, бури и ветра
Преодолев,
Крепчает листьев
Радостный напев.
В. О чем это стихотворение? А как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Д. Мы будем говорить о Башкортостане.
В. Что вы знаете о нашей республике?
Д. Мы знаем про леса, горы, наш город.
Ответы детей
В. Мы опять станем исследователями и отправимся в путешествие, чтобы продолжать наше знакомство с нашей республикой. Нам еще многое предстоит узнать. Ребята, а сейчас подойдите все к столу (дети встают вокруг стола).
В. Перед нами находится план – маршрута нашего путешествия. Мы будем продвигаться, делая остановки. А Ваня нам будет показывать нам путь.
(перед детьми на стене макет маршрута, и кукла Ваня. На доске висит карта РБ – нарисованная).
В. Итак, отправляемся в путь. Ваня подошёл к лесу, зеленым золотом называют наши леса. Покажите на карте ,где находятся леса.
Ребенок показывает.
В. Какими деревьями богат наш Башкортостан? Надо показать на карте и назвать их.
(за другим столом лежат картинки деревьев. Дети выбирают и называют).
В. Какие животные обитают в наших лесах?
Д. волк, лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось, кабан.
В. Каких птиц можно увидеть в Башкортостане? Покажите на картинке и назовите. Подойдите к елочке , где находятся птицы.
Ответы детей.
В. Что дает человеку лес?
Ответы детей.
В. Что дома сделано из дерева?
Ответы детей.
В. Все правильно. Фабрики выпускают для нас мебель. Деревоперерабатывающие заводы готовят бумагу и отправляют в типографию. А может ли человек обойтись без леса? И почему?
Д. Человек не может обойтись без леса. Мы дышим воздухом, который дает нам лес.
В. А чем богаты леса?
Д. В лесу растут ягоды, грибы, лекарственные травы, живут животные, птицы.
В. Как человек должен заботиться о лесе, вести себя в лесу?
Д. Надо сажать больше деревьев. Нельзя шуметь в лесу, ломать ветки, рвать цветы, грибы, кидать мусор, разорять гнезда, муравейники.
В. Вы внимательные к природе, исследователи. И понимаете, что лес надо беречь, а также бережно относится к книгам, мебели.
А теперь пройдем к столу и сядем. (дети садятся).
В. Отправляемся дальше. Ваня, привел нас к горе. (воспитатель передвигает куклу).
В. Неповторима красота природы Башкортостана. Здесь есть и густой таежный лес, и степи, и высокие горы. Какие горы знаете вы? И кто может показать их на карте.
Ребенок показывает, дети называют.
Д. Уральские горы, Ямантау, Янгантау, Иремель.
В. Кто может вспомнить и рассказать легенду об Уральских горах?
Ребенок коротко рассказывает легенду, «Как возникла Луна и Уральские горы».
Давным – давно на небе было два солнца. И эти два солнца беспрерывно и неустанно озаряли лик земли. И сильно страдали от этого люди. Не в силах спать от постоянного света. И сказал тогда один бай: «Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, кроме дочери дам еще богатства». Весть эту разослали повсюду, куда письмо дойдет и лошадь доскачет.
После этого стали собираться мелкие стрелки – мэргэны. Многие пытались стрелять в небеса, но не могли нанести солнцам никого ущерба. И каждого неудачливого стрелка бай отправлял обратно домой со словами: «Кому нужна такая ваша меткость?» Одним из последних приехал батыр по имени Урал, чтобы свою сноровку попробовать. Взял он свой лук, натянул тетиву- все вокруг так и зазвенело ,и загудело. Стрела попала прямо в одно из солнц, пробило его насквозь, развалив его на две части и полетело дальше. «Ай! Ай!» – только и крикнул весь народ.
Одна половинка солнца осталось висеть на небе, другая упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Расколовшись надвое, солнце потеряло свой блеск.
После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудиться. Ввиду того, что люди на земле при раздели солнца стали кричать «Ай», одну часть расколотого солнца стали называть «Ай». Гору, которая образовалась из второй половины, в честь Урала батыра стали называть Уральскими.
В. Чем богаты горы Башкортостана? Какими полезными ископаемыми?
Д. Наши горы богаты нефтью, рудой, глиной, каменным углем, гранитом, мелом.
В. Молодцы. Богаты и щедры наши горы. И вы как исследователи очень старались, показали свои знания.
Таня, прочти стихотворения Салавата Юлаева « Ай, Урал, ты мой Урал»

Читать еще:  Как правильно ставить в букмекерской конторе. Анализ как основополагающий фактор успеха

Ай, Урал, ты мой Урал,
Великан седой – Урал!
Головой под облака
Поднялся ты мой Урал!
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.
Вмести с полную рукой
Серебром одет Урал,
Вмести с утренней росой
Золотом блестит Урал.
По бокам твоим, Урал
Встали темные леса,
А у ног твоих Урал,
Степь – зеленая краса.
В. Молодец, Таня. Ребята вы обратили внимание, с какой любовью к родному краю она прочитала стихотворение. Отдохнем немного. Выходите из-за столов. Превратимся в деревья. А Данил будет водящим. Все вмесит: Ветки качаются раз, ветки качаются два, ветки качаются три, а ну-ка, деревья, замри!
Дети принимают неподвижную позу, чтобы можно было узнать, что это за дерево.
(Руки высоко тянутся, ноги вместе – это тополь; руки изогнуты в локтях, опущены вниз, голова опущена – это ива; руки широко расставлены и направлены в верх, ноги расставлены – это дуб и т.п) Водящий выбирает ребенка, который удачнее всех изобразил то или иное дерево и угадывает, какое это дерево.
В. Отдохнули, превращаемся обратно в детей. Садимся на места.
Ваня идет дальше. Куда же он пришел?
Д. К реке.
В. А вы знаете, что-нибудь про реки?
Д. нет.
В. Хотелось бы узнать?
Д. Да.
В. Послушайте отрывок из рассказа Гузель Галиевой о сомой большой реке Башкортостана. Подойдите к макету. (воспитатель рассказывает и показывает на макете).
В. Как называется самая большая река Башкортостана?
Д. Белая.
В. Почему ее назвали Белая? А как на башкирский язык переводится Белая.
Д. ПО-Башкирски река Белая переводится Агидель. Ак – это белая, идель – это река.
В. Давайте с помощью опыта определим, как образовалась Агидель. Представьте себе, что в стакане обыкновенная речная вода. А в другом стакане- мел. Налейте воду в стакан с мелом (дети выполняют). Какая вода получилась?
Д. Белая.
В. Вот так берет свое начало река Белая. Родники из – под земли проходят через меловые залежи и выходит на поверхность белого цвета. Так как называется река Белая?
Д. Агидель
В. Почему ее так назвали Белая?
Д. Потому, что в земле находится мел. Он предает белый цвет.
В. К этой реке присоединяются много речушек и ручейков. Потому про нее говорят, что она полноводная. (индивидуальный опрос детей).
В. Сегодня мы узнали о самой большой полноводной и главной реке Башкортостана – Агидель. Но мы исследователи, и все новые знания заносим на карту нашей республики. Как вы думаете, чем мы можем дополнить наши карты?
Д. Отметить реку.
В. Конечно. Где берет начало река Агидель?
Д. Агидель берет начало на горе Иремель.
В. Кто сможет показать это на карте? (ребенок показывает на большой карте).
В. Агидель берет начало с горы Иремель, спускается в лесную зону. Становится шире, Почему?
Д. Потому что присоединились еще ручейки.
В. Она протекает почти через весь Башкортостан и выходит за ее пределы. Вот почему ее назвали самой большой. В Башкортостане еще много рек с которыми мы познакомимся позже (воспитатель показывает и объясняет).
В. Дорогие исследователи приступайте к работе над своими картами.
(дети работают самостоятельно)
В. Где мы сегодня останавливались? О чем говорили.
Д. Мы говорили про леса, горы, реку.
В. А с чем вы сегодня познакомились?
Д. Мы сегодня познакомились с самой большой рекой Башкортостана.
В. А с чем бы вам еще хотелось еще познакомиться?
(ответы детей)
В. Башкортостан – это наша Родина. И мы должны беречь и любить свой край. И об этом Эльвира прочитает стихотворение.
Башкортостан.
З. Кульбеков
Башкортостан – чудесная земля!
Кругом сады, зеленые поля.
На зорьке тихо, солнце ясное
Как белый лебедь, Агидель плывет.
Башкортостан родная сторона,
Солнцем и добром она полна.
Клокочет кровь земли в твоей груди,
Летят составы нефти и руды.
Стоит скалой моя республика всегда
На страже мира, счастья и труда!
Башкортостан – родная сторона,
Солнцем и добром она полна.

  • WebUrokCom_3785993528e5da
    Размер файла: 50 kB Загрузок: 1

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2018/03/27/skazanie-o-ural-batyre
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-poznavatelnogo-zanjatija-v-starshei-grupe-dlja-detei-s-onr-po-sledam-ural-batyra.html
http://weburok.com/1885155

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии