Бальзак шагреневая кожа основная тема произведения. Секрет наслаждения по «Шагреневой коже» Оноре Де Бальзака

Бальзак шагреневая кожа основная тема произведения. Секрет наслаждения по «Шагреневой коже» Оноре Де Бальзака

Билеты (вариант 6)
14. Философский и социальный смысл романа Бальзака «Шагреневая кожа».

14. Философский и социальный смысл романа Бальзака « Шагреневая кожа».

Оноре Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что “действительность в искусстве не есть действительность в жизни”, и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит всюду». “Повсюду” сейчас – торжество капитализма, самоутверждение буржуазного общества. Показ утвердившегося буржуазного общества – такова основная задача, поставленная историей перед лит-рой – и Б. ее разрешает в своих романах.

Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами, , которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам: 1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, сельской жизни; 2) философские этюды; 3) аналитические этюды.

Ярчайшим примером философских повестей является « Шагреневая кожа», которую автор назвал «формулой нашего теперешнего века, нашей жизни, нашего эгоизма», он писал, что всё в ней « миф и символ». Само французское слово Le chagrin может быть переведено как « шагрень», но оно имеет омоним, едва ли не известный Бальзаку: Le chagrin – «печаль, горе». И это немаловажно: фантастическая, всемогущая шагреневая кожа, дав герою избавление от бедности, на самом деле явилась причиной ещё большего горя. Она уничтожила желание наслаждаться жизнью, чувства человека, оставив нём лишь эгоизм, порождённым как можно дольше продлить свою утекающую сквозь пальцы жизнь, и, наконец, самого своего обладателя. Именно поэтому Бальзак заставил разбогатевшего банкира Тайфера, совершив убийство, одним из первых приветствовать Рафаэля де Валантена словами: « Вы наш. « Французы равны перед законом» – теперь для него ложь, с которой начинается хартия. Не он будет подчинятся законам, а законы – ему». В этих словах действительно заключена формула жизни Франции 19 века. Изображая перерождение Рафаэля де Валантена после получения миллионов, Бальзак, используя условность, допустимую в философском жанре, создаёт почти фантастическую картину существования человека, ставшего слугой среди богатства, превратившегося в автомат. Сочетание философской фантастики и изображения действительности в формах самой жизни составляет художественную специфику повести. Связывая жизнь своего героя с фантастической шагреневой кожей Бальзак, например, с медицинской точностью описывает физические страдания Рафаэля, больного туберкулёзом. В « Шагреневой коже» Бальзак представляет фантастический случай как квинтэссенцию закономерностей своего времени и обнаруживает с его помощью основной социальный двигатель общества – денежный интерес, разрушающий личность. Этой цели служит и антитеза двух женских образов – Полины, которая была воплощением чувства доброты, бескорыстной любви, и Феодоры, в образе которой подчеркиваются присущие обществу бездушие, самолюбование, суетность и мертвящая скука.

Одной из важнейших фигур повести является образ антиквара, в суждениях которого отражены мысли Бальзака о том, что человеческая жизнь вполне может быть определена глаголами « желать», « мочь» и « Знать». « Желать – сжигает нас, – говорит он, – а мочь – разрушает, но знать даёт нашему слабому организму возможность вечно пребывать в спокойном состоянии». В состоянии «желать» находятся все честолюбцы, учёные и поэты – Растиньяк, Сешар и Валантен. Состояния «мочь» достигают лишь те, кто умеет приспосабливаться к обществу, где всё продаётся и покупается. Лишь один Растиньяк сам становится министром и женится на наследнице миллионов. Рафаэль же получает шагрень, которая действует не хуже каторжника Вотрена. В состоянии « знать» находятся те, кто презирая чужие страдания, сумел приобрести миллионы, – это сам антиквар и Гобсек. Однако, на деле и они превратились в слуг своих сокровищ, в людей, подобных автоматам ( антиквару 102 года!). Если же они, подобно Нусинжену, вдруг оказываются одержимы желаниями, не связанными с накоплением денег ( увлечение куртизанкой Эстер), то они сами становятся фигурами, одновременно зловещими и комическими, ибо выходят из свойственной им социальной роли.

Секрет наслаждения по «Шагреневой коже» Оноре Де Бальзака.

Каждый день – это проблема выбора между храбростью и трусостью, щедростью и жадностью, милосердием и жестокостью: выбирать – кем быть, каким быть, иногда этот выбор приходится делать ценою всей нашей жизни.

Мера страдания определяет меру истины. А сделка с дьяволом определяет её критерии…

«Что смерть, если ты перед этим понял смысл жизни?….»

Щноре Де Бальзак (из романа)

Обедневший, но гордый аристократ, Рафаэль де Валентен хочет издать свой роман: «Теория воли». Но куда бы он не обращался, везде ему отказано. К тому же, его жестко обманула возлюбленная. И главный герой бросается в Сену, но в двух шагах от смерти он случайно попадает в лавку древностей к скупщику. Тот предлагает ему выгодную сделку: взять «шагреневую кожу», которая будет исполнять все его желания, но предупреждает, что взамен каждого желания постепенно сокращается его жизнь. Самоубийство отсрочено. Теперь жизнь Рафаэля буквально находится между «желать» и «мочь».

Читать еще:  Гоголь николай васильевич жизнь. Николай гоголь - биография, информация, личная жизнь

События романа очень напоминают сказочную фабулу. Ведь с Рафаэлем происходит чудо: ему возвращают жизнь, жизнь полнокровную, богатую и счастливую, но за определённую плату. Жизнь — это чудо, это подарок, и она бесценна, но герою пришлось ощутить её ценность, когда появилась угроза его жизни. Теперь он расплачивается за каждое своё желание минутами и часами – временем из своей жизни. Он выкупает свою жизнь у смерти.

Когда мы выходим из детства, основная проблема заключается в том, что мы привыкаем к жизни, и она становится для нас слишком обыкновенной. В романе символично описывается именно такой момент. Жизнь, наполненная любовью – чудо, но Рафаэль перешёл границу иллюзий детства и юношества, он вступает в зрелость. Этапом его взросления становится «Женщина без сердца». И здесь наступает некий момент экзистенциального поиска главного героя, десакрализации «мифа о любви». Сама по себе идея “мифа о любви” утопична: во взрослой жизни за всё, в том числе и за любовь к женщине, нужно платить. Лишившись своих иллюзий, «мифа о любви» (безусловная любовь -редкое явление), человек понимает, что жизнь ПУСТА. Он утрачивает ощущение священного и символического подвига перед жизнью: терпеть лишения, утрату, голод и превратности судьбы ради смысла – безусловной любви. Именно крушение любовных иллюзий сподвигнуло Рафаэля проникнуть за пределы обычной мирской реальности.

Пространство романа, так же, как и в сказке наполнено символами, знамениями другой реальности. Роман «Шагреневая кожа» подобен сказке, где внутреннее метапро­странство роста и развития героя не менее реально, чем объективная сторона нашей жизни. Рафаэль, прототип которого О.Бальзак взял из собирательного образа своих современников, в реальном мире не существует. Это символичный образ человека, с которого снимают узду, и для него нет ничего опаснее его собственных желаний. Вследствие десакрализации «мифа о любви» он лишается способности не только видеть великое, но и ценить жизнь. Его существование утратило нечто «сакральное», ценное, присущее «сказочности» — поиск и момент веры, надежды. И тем не менее, несмотря на отчаяние, на грани самоубийства, герой отбрасывает идею десакрализации, и принимает сказочные условия, берёт шагреневую кожу и начинает верить в её действие. Итак, для того, чтобы понять духовную сторону реальности, Рафаэль отправляется в сказку. В романе происходит ментальный эксперимент: проверяется свобода воли. И главный герой очень дорого расплачивается за свои желания.

Итак, Рафаэль из романа О.Бальзака, как и каждый человек, переходя во взрослую жизнь понимает, что всё в ней имеет свою цену. Люди живут по определённому распорядку в неких сферах жизни: деньги, слава, карьера, семья, здоровье, взаимоотношения. Каждый из них, будем условно говорить, располагает энергией этих сосудов. Энергии больше или меньше – не важно, главное – знать где её достать: из сокровищницы души. Но если энергия души человека уходит на корыстные цели, удовлетворение физиологичных желаний, «сосуд жизни» быстро истощается. Тогда, возможно пойти на сделку с дьяволом. Но функция сказки о «шагреневой коже» не ограничиваются только воспитанием, она уходит дальше, выше — первый мост к сакраль­ному.

По концепции романа, каждому человеку отмерено определённое количество энергии, по масштабам его души. И, самое интересное, что высшая энергия – это любовь, и ничто её заменить не может, даже физиологичные аспекты любовных взаимоотношений – лишь тень на фоне подлинных чувств. Прочитав роман, можно сделать вывод, что, имея какие-то желания, каждый из нас совершает сделку. Разница лишь в том, сохраняем ли мы при этом полную ответственность перед происходящим или нет. Бальзак проецирует проблему подобной сделки с совестью в пространство современного культурного поля. В его произведении метафорично идёт речь об истощении жизненного запаса энергии души.

Символ шагреневой кожи.

Герой любой сказки, в какой-то момент доходит до границы, отделяющей обыкновенный мир от мира иного, мира «за гранью», мира испытаний, мира «дремучего леса» бессознательного. Другой мир (речь о сакральном внутреннем мире Рафаэля) не является потусторонним – это борьба, накала страстей в душе Рафаэля, в котором осуществляется обряд иници­ации. И скупщик «посвящает» героя «шагреневой кожей» «Шагран» по-французски означает горе, страдание. Мера страдания определяет меру истины. А сделка с дьяволом определяет её критерии. Не зря говорят, что «желания – это демоны». Желания в романе поданы в виде искушений «шагреневой кожи»: завладеть всем, ведь жизнь коротка, наслаждайтесь ею, пока не поздно. Душа связана как с телом, так и с нашим духом. Искусство немыслимо без наслаждения эстетического, но наслаждение может стать целью в жизни. Тогда оно греховно. Желания превращаются в демонические, когда они только лишь служат безграничному наслаждению. Наслаждение очень часто путают с понятием счастья. Но счастье всё же основано на законах высшей справедливости: любви, которая зиждется на милосердии, сострадании, жертвенности, радости и благодарности. Наслаждение ради наслаждения чаще всего осуждается православием и христианством в целом. Почему? Все из-за идеи, что мера страдания определяет меру истины. За каждое желание положено отстрадать. Вспомним русскую поговорку: Христос терпел и нам велел.

Читать еще:  Тимуровское движение в детской литературе. Программа по организации возрождения тимуровского движения

Под списком желаний и оккультным подходом к их исполнению подразумевается сделка с дьяволом. Символика «ШАГРЕНЕВОЙ КОЖИ» – символика ИСКУШЕНИЯ. Роман Бальзака буквально отвечает на вопрос: насколько человек высокоразвитый способен противостоять искушению? Сначала автор оставляет Рафаеля наедине со своими желанием, наедине с «размером его души». Главному герою позволено всё. И он выбирает для себя очень простые, ограниченные радости, а когда радости исчерпаны – наступает пресыщение. Здесь у Бальзака мы усматриваем некую долю осуждения, но это специфика осуждения не частного выбора человека, а масштаба душ этой эпохи. Естественный отбор среди людей утверждает принцип движения жизни. Получая возможность осуществить свои желания, герой отказывается от духовности, не пишет новых романов, не служит идее. Он желает лишь физического удовольствия, его желания физиологичны. В этом романе Бальзак отдаёт дань эпохе разложения нравов и упаднических настроений XIX в., которые отразились на передовых людях того времени. Когда миром правят банкиры, желания людей упираются в чувственные наслаждения, в преступления против морали. Мораль банкиров такова: жить сегодняшним днём, подразумевая свою конечность и тленность жизни.

Сегодня, я нахожу перекличку настроений той эпохи с веком нынешней технократии. Когда в наше время поднимается вопрос о законе и справедливости, о причине и следствии, о расплате за свои желания, мы возвращаемся в эпоху банкиров. И хотя в реальном мире точно так же не существует скупщика желаний, владельца антикварной лавки, торговца желаниями, хранителя «шагреневой кожи», мы с вами прекрасно понимаем символику образа. Скупщик и хранитель наших желаний, каждый раз приходит к нам, когда мы в жизни сталкиваемся с подоб­ными препятствиями. Мы постоянно общаемся со своей совестью, проводником между миром яви и нави, скупщиком из лавки, «Кощеем» из сказки, одним из многоликих аватаров Дьявола, в одной из его ипостасей.

Рассматривая символику романа, нашему взору открывается трансцендентальная реальность: страсти и желания убивают и иссушают душу. У каждого из нас от рождения существует энергия желаний. Список желаний человека – этакий ящик Пандоры. Перед нами главный герой романа – гордый и обаятельный молодой человек, наделённый высокими способностями и тонкой душевной организацией, имеющий сильные амбиции, желания, жажду жизни. Он героичен в своём экзистенциальном поиске, но он проигрывает перед жизнью – он погибает. «Шагреневая кожа» символично является напоминанием о расплате за желания.

Быть или не быть?

Философский вопрос, поднимавшийся классиками мировой литературы в таких произведениях, как «Идиот» Достоевского, «Преступление и наказание» Достоевского, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Гамлет» Шекспира, «Портрет Дориана Грея» Оскар Уфйльда, и многих других произведениях. Ответили ли эти романисты на риторический вопрос: быть или не быть? Однозначно – вряд ли. Фаустовская традиция – вопрос сделки с дьяволом – остаётся открытым. В «Шагреневой коже» нет прямого присутствия дьявола, но есть намёк на его аватары: многоликость. В центре внимания – проблема сделки главного героя Рафаэля де Валантена – что лучше, жить полнокровно, но кратко, или долго и однообразно влачить жалкое существование? Рафаэль выбрал первое, а что выбираем мы, последователи Бальзака? Если спроецировать проблему подобной сделки в пространство современного культурного поля? Что выбираем мы?

Выводы, решения, ценности в вопросах:

Во-первых: жить полнокровно или пустить жизнь на самотёк? – такими вопросами может задаваться лишь хозяин своей судьбы, лишь тот, у кого есть возможности на оба выбора! Ни смело, ни дерзко ли – вопрос, адресованный провидению, задать себе, поставить перед самим собой – согласитесь?! И тем не менее, каждый из нас, вступая во взрослую жизнь, задаётся таким вопросом.

Во-вторых: чем мы можем расплатиться за право выбора? Каждый человек, переходя во взрослую жизнь понимает, что всё в ней имеет свою цену. Мы располагаем некими энергетическими сосудами жизни. Энергии немного, но как нам суждено её распределить? В чьей это власти?

В продолжение статьи хочу пригласить вас на игру «Трансформация» и Госпожу игры (при себе иметь список желаний), игры вконтакте: https://vk.com/event115080532

Игра «Трансформация» – это игра превращение, которая позволяет оторваться от реальной ситуации и поднимает в круг духовных истин, ментальных установок.

“Шагреневая кожа” О. де Бальзака

Оноре Бальзак (1799–1850 гг.) наряду со Стендалем принадлежит к классическому этапу реализма XIX века. Бальзак сумел наиболее полно выразить дух XIX столетия; согласно английскому писателю Оскару Уайльду, мастеру парадоксов, XIX век, “каким мы его знаем, в значительной мере изобретен Бальзаком”. Уайльд имеет в виду, что Бальзак обладал самым мощным, после Шекспира, писательским воображением и в своем творчестве сумел создать самодостаточную, саморазвивающуюся, универсальную модель мира, точнее, французского общества первой половины XIX века. Главное творение Бальзака — “Человеческая комедия”. Она объединяет все произведения зрелого этапа его творчества, все, написанное им после 1830 года. Замысел объединить свои отдельно публиковавшиеся романы, повести, новеллы в единый цикл произведений впервые возник у Бальзака в 1833 году, и первоначально он планировал назвать гигантское произведение “Социальные этюды” — заглавие, подчеркивающее сходство принципов Бальзака-художника с методологией науки его времени. Однако к 1839 году он остановился на другом заглавии — “Человеческая комедия”, которое выражает и авторское отношение к нравам его века, и писательскую дерзость Бальзака, мечтавшего, что его произведение станет для современности тем же, чем “Божественная комедия” Данте была для средневековья. В 1842 году было написано “Предисловие к “Человеческой комедии”, в котором Бальзак изложил свои творческие принципы, охарактеризовал идеи, положенные в основу композиционной структуры и образной типизации “Человеческой комедии”. К 1844 году относится авторский каталог и окончательный план, в котором значатся названия 144 произведений; из них Бальзак успел написать 96. Это самое масштабное произведение литературы XIX века, надолго, особенно в марксистской критике, ставшее эталоном литературного творчества. Цементируют гигантское здание “Человеческой комедии” личность автора и обусловленное ею единство стиля, изобретенная Бальзаком система переходящих персонажей и единство проблематики его произведений.

Читать еще:  Смысл сказки лиса заяц и петух. Урок литературного чтения «Русская народная сказка «Лиса, кот и петух

Роман “Шагреневая кожа” (1831 г.) основан на том же конфликте, что “Красное и черное” Стендаля: столкновение молодого человека со своим временем. Поскольку этот роман принадлежит к разделу “Человеческой комедии”, названному “Философские этюды”, конфликт этот решается здесь в наиболее отвлеченном, абстрактном виде, к тому же в этом романе нагляднее, чем у Стендаля, проявляется связь раннего реализма с предшествующей литературой романтизма. Это один из самых красочных романов Бальзака, с динамичной прихотливой композицией, с цветистым, описательным стилем, с будоражащей воображение фантастикой.

Главный герой “Шагреневой кожи” — Рафаэль де Валантен. Читатель знакомится с ним в момент, когда он, измученный унизительной нищетой, готов покончить с собой, бросившись в холодные воды Сены. На пороге самоубийства его останавливает случай. В лавке старика-антиквара он становится обладателем волшебного талисмана — шагреневой кожи, исполняющей все желания обладателя. Однако по мере исполнения желаний талисман уменьшается в размерах, а с ним укорачивается жизнь владельца. Рафаэлю нечего терять — он принимает дар антиквара, не очень веря в волшебство талисмана, и начинает растрачивать жизнь в желаниях всех наслаждений молодости. Когда он осознает, что шагреневая кожа в самом деле сокращается, он запрещает себе желать вообще чего бы то ни было, но поздно — на вершине богатства, когда его пылко любит, и без шагреневой кожи, очаровательная Полина, он умирает в объятиях своей возлюбленной. Мистический, фантастический элемент в романе подчеркивает его связь с эстетикой романтизма, но сам характер проблем и способ их постановки в романе характерны для реалистической литературы.

Рафаэль де Валантен по происхождению и воспитанию — утонченный аристократ, но его род лишился всего в ходе революции, а действие в романе разворачивается в 1829 году, в конце эпохи Реставрации. Бальзак подчеркивает, что в послереволюционном французском обществе честолюбивые желания естественно возникают у молодого человека, и Рафаэля обуревают желания славы, богатства, любви прекрасных женщин. Автор не ставит под вопрос законность и ценность всех этих устремлений, а принимает их как данность; центр проблематики романа смещается в философскую плоскость: какова цена, которую человеку предстоит заплатить за осуществление его желаний? Проблема карьеры поставлена в “Шагреневой коже” в самом общем виде — кипение самолюбия, вера в собственное предназначение, в свою гениальность заставляют Рафаэля испытать два пути к славе. Первый заключается в упорном труде при полной нищете: Рафаэль с гордостью рассказывает, как в течение трех лет жил на триста шестьдесят пять франков в год, работая над сочинениями, которые должны были его прославить. В романе появляются сугубо реалистические подробности, когда Рафаэль описывает свою жизнь в бедной мансарде “на три су — хлеба, на два — молока, на три — колбасы; с голоду не умрешь, а дух находится в состоянии особой ясности”. Но страсти увлекают его с ясного пути ученого в пучину: любовь к “женщине без сердца”, графине Феодоре, воплощающей в романе светское общество, толкает Рафаэля к игорному столу, к безумным тратам, и логика “каторги наслаждений” оставляет ему последний выход — самоубийство.

Мудрец-антиквар, передавая Рафаэлю шагреневую кожу, объясняет ему, что отныне его жизнь — лишь отсроченное самоубийство. Герою предстоит постичь соотношение двух глаголов, руководящих не просто людскими карьерами, но всей человеческой жизнью. Это глаголы желать и мочь: “Желать сжигает нас, а мочь — разрушает, но знать дает нашему слабому организму возможность вечно пребывать в спокойном состоянии”. Вот символика талисмана — в шагреневой коже соединены мочь и желать, но за его могущество положена единственно возможная цена — человеческая жизнь.

Читайте также другие темы главы “Литература XIX века”:

Перейти к оглавлению книги “Зарубежная литература”

Источники:

http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/bilety-6/shagrenevaya-kozha.htm
http://www.b17.ru/article/59413/
http://licey.net/free/15-analiz_proizvedenii_zarubezhnyh_pisatelei_biografii_inostrannyh_pisatelei/61-zarubezhnaya_literatura/stages/2058-shagrenevaya_kozha_o_de_balzaka.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии