1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями. Обычаи и традиции азербайджанского народа

Главные семейные традиции азербайджанского народа — ПОДРОБНО

Не секрет, что азербайджанская культура является коллективистской. В подобных культурах на первое место индивид ставит интересы семьи, клана, и уже потом — собственные. В то же время группа защищает своих членов, когда им что-то угрожает.

Основная группа, вокруг которой строится деятельность жизни азербайджанца, — его семья. По словам доктора философских наук по истории Бахмана Фазилоглу, семья занимает особое место в жизни наших соотечественников. Это видно по тому, что подготовка к созданию новой семьи порой начинается уже с рождения ребенка, например, девочкам собирают приданое.

По словам доктора философии по истории Хагигат Захидовой, предполагается, что формирование семейных образований на территории Азербайджана происходило уже в конце периода энеолита. Подобные предположения основываются на результатах раскопок. Информацию о семье в Азербайджане периода ранней бронзы можно получить из шумерских записей. В них отмечается, что для свержения правителя Ура Утухенгаля и освобождения из-под его власти кутиев и тириканов его обвинили в «Разлучении жены с мужем, родителей с детьми». Это свидетельствует о высокой роли, придаваемой семье на территории древней Месопотамии и Азербайджана. Древние кути считали семью священной.

Семейные традиции средневекового Азербайджана отражены в устном народном творчестве и произведениях классиков литературы. Сравнительный анализ работ позволяет предположить, что с тех пор семейно-бытовые традиции и обычаи мало изменились.

По словам доктора Захидовой, дети являются основной ценностью азербайджанской семьи. Скорейшее появление детей в молодой семье отражено в сказках и дастанах. В них часто упоминается свадьба длиною в сорок дней и сорок ночей, через девять месяцев, девять дней, девять часов и девять минут после которой молодая жена рожает сына-пехлевана (как вариант — солнце или луноликую прекрасную дочь). Герой эпоса «Деде Горгуд» Баяндур хан говорит: «Того, у кого нет ни сына, ни дочери, Аллах не любит, и мы не полюбим». Ребенок считался украшением дома, дом без детей сравнивали с мельницей без воды. Желая добра, говорили — «Пусть у тебя будет много детей», проклятием же считались слова — «Пусть твой род закончится на тебе», или «Оставайся одиноким, как сова».

Дети мужского пола особенно ценились. Завязывая невесте красную ленту на свадебном платье, говорили — «Пусть у тебя будет 7 сыновей и 1 дочь», при входе в дом мужа молодой супруге давали подержать на руках мальчика. Тому, кто сообщал отцу или деду весть о рождении мальчика, вручали подарок. В то же время к рождению девочки относились довольно равнодушно. Тот, у кого не было сына, считал себя несчастным человеком. Иногда если в семье рождались только девочки, их называли Гызбяс, Гызайыт, Гызетяр, Бястигыз, Бясти и т.п. Все эти имена означают одно — девочек достаточно. Об этом говорится в поэме Самеда Вургуна «Слово о колхознице Басти»:

«Мать, плача, назвала тебя «Басти»,

Что значит «баста», «хватит», «отпусти»».

В то же время рождение первенца становилось большим праздником вне зависимости от пола. В семье заранее готовились к появлению ребенка — шили одежду, постельное белье, готовили одеяла и матрасы, покупали колыбель. В знатных семьях было принято заказывать у мастеров богато украшенные колыбели.

Как отмечает доктор Захидова, большим праздником становился обряд имянаречения малыша. В некоторых регионах этот обряд проводили на седьмой день после рождения, в других — на десятый. Накрывали богатый стол, приглашались родственники и соседи. В правое ухо ребенку читался «азан», в левое — «икама», после этого малышу давали имя. Имена обычно выбирали из священного Корана. Наряду с именами пророков, халифов, имамов и их детей младенца так же называли в честь бабушек и дедушек. Кроме арабских имен детям так же давали имена, имеющие тюркское или персидское происхождение. Имена мальчиков обычно обозначали мужество, честность, бесстрашие, мудрость и другие положительные качества, девочек — мягкость, благородство, счастье и мудрость, а так же названия цветов, птиц и зверей.

Появление первого зуба у малыша так же становилось большим праздником, готовили хедий и раздавали его родственникам и соседям.
Воспитание детей начинается еще в колыбели с пеленания, кормления и игр. Насреддин Туси пишет: «Ребенка надо начинать воспитывать уже после отлучения от груди, когда его нрав еще не успел испортиться. Его необходимо приучать к дисциплине». В азербайджанских семьях детей с младых ногтей учат тому, что за столом не следует болтать, нельзя перебивать старших, повышать на них голос, особенно на пожилых, необходимо слушать старших, некрасиво ходить с руками в карманах или размахивать ими и т.п. Родители приучают ребенка есть только то, что добыто честным трудом, не завидовать, быть порядочным, не забывать об окружающих, помогать нуждающимся. Детям также прививалось уважение к пожилым, соседям, женщинам, любовь к труду.

Детей растили в уважении к родителям, через пример родителей они впитывали основные модели поведения.

Особую роль в азербайджанской семье играл отец. Хотелось бы привести любопытный эпизод из эпоса «Деде Горгуд»: Купцы увидели своего спасителя по правую руку от Бейбуры хана. Они подбежали и поцеловали его руки. Бейбура хан разгневался — негоже отдавать предпочтение сыну в присутствии отца, это считалось неуважением.

Читать еще:  1 стремление авторов определить героя своего времени. Тема «Герой нашего времени в современной литературе

Уважительное отношение к отцу закреплено в азербайджанской культуре. Его прививала, в первую очередь мать, почтительно относясь к мужу. Когда отец заходил в комнату, мать с детьми вставали. Когда отец возвращался с работы, мать или одна из дочерей мыли ему ноги. Во время обеда никто не начинал есть до того, как отец не скажет «Бисмиллах» и не приступит к трапезе.

Уважение к матери так же занимало важную роль в жизни каждого азербайджанца. Муж советовался с ней по всем вопросам, касающимся семейных дел. Труд матери на благо детей, воистину, огромен. Насреддин Туси писал, что мать кормит ребенка, поощряет его совершать добрые дела и предостерегает от дурного. Мать так сильно любит детей, что готова отдать за них жизнь. Право матери называли правом Бога. Пророк Мухаммед (с.а.в.) лаконично обозначил вклад матерей в одной фразе: «Рай — под ногами матерей». Если сравнить права отца и матери, права отца находятся в духовной сфере, матери — в материальной. По этим причинам дети начинают раньше чувствовать материнскую заботу и проявляют к ней большую привязанность.

Важную роль также уделяли физическому и интеллектуальному развитию детей. Дети в ханских и бекских семьях учились стрелять из лука. Отцы брали их с собой на охоту. Мальчики с детства учились верховой езде. Девочки также занимались физическими упражнениями. Свидетельства о физическом развитии детей можно найти в таких произведениях, как «Деде Горгуд», «Шах Исмаил», «Мухаммед-Гюляндам» и других. По достижению 6-7-летнего возраста их отправляли к молле, дети из богатых семей учились в медресе, а также за границей.

Вся жизнь азербайджанца была посвящена заботе о семье и детях. Как отмечает доктор Фазилоглу, даже когда дети вырастали, родители старались помочь им при создании собственных семей и облегчить бытовые тяготы. Таким образом, человек мог всегда рассчитывать на помощь близких и не чувствовать себя одиноким.

От кого произошли азербайджанцы?

Материал о происхождении армянского народа, просто вынуждает нас сделать реверанс и в сторону Азербайджана, чтобы не обидеть вечных стран-соперников в регионе!
К тому же, происхождение азербайджанцев не так просто, как принято думать!

Искусственный народ

Как и мордва , азербайджанцы — современный термин, который использовался для общего обозначения народов Кавказа, проживавших в одноименной провинции Ирана «Иранском Азербайджане» и вокруг озера Урмия.
Он стал широко употребим, когда СССР включил половину «большого Азербайджана» в свой состав, назвав это образование Азербайджанской ССР.
Такой примитивный подход позволял отнести этот сложный этнос к одной единице, но совершенно игнорировал многочисленные различия.
Ведь даже население Азербайджана и его иранской части довольно сильно различается.

Первоначально Азербайджаном назвалась область Атропатена (Северная Мидия), что переводится как «земля Атурпата», которая занимала юг Азербайджана нынешнего и часть Иранского Азербайджана.

Атурпат — «хранитель огня», иранское имя зороастрийского происхождения, который был легендарным царем этих мест. Собственно с приходом индоевропейцев сюда и начинается история Азербайджана.

Компоненты азербайджанского народа

Огнепоклонники-зороастрийцы стали основным населением этих земель, ассимилировав автохтонные племена Кавказа, близких в древним европейцам. До сих пор, Азербайджан зовется «страной огня», хотя уже давно исповедует ислам, а не культ Ахура-Мазды.
Благодатные земли притягивали желающих легкой наживы, скоро здесь появятся скифы, массагеты и родственные им парфяне, а затем и тюрки: огузы, гунны, хазары.

Последние и переломили этническую историю региона, сделав доминирующим тюркский, а не иранский элемент, как было ранее.
Арабское завоевание, принудительная исламизация страны еще более укрепила связь Азербайджана с миром ислама.
И тюрки, и арабы, а позднее и монголы будут исповедовать ислам, а значит азербайджанские народы будут постоянно сражаться под флагами разных халифатов, неся веру или просто борясь за чужие интересы.

Иранское население и его культурная парадигма все более растворялась и исчезала в тюркском мире, окончательно это закрепилось во время расцвета империи Османов, где один из турецких родов — сельджуки, прямо происходит от потомков смешанного населения тюрок, остатков массагетов и населения современного Азербайджана.

Азербайджанцы как народ сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами — гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., — и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI—XIII в.
В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов.
С. Гаджиева (известный дагестанский ученый-этнограф)

Долгое время, зона границы между Ираном и Оттоманской портой, была и зоной границы тюркского и иранского частей азербайджанского народа.
Но в 19 веку, она стала уже окончательно размытой.

Мнение генетиков

Генетики любят все запутывать.
Так вышло и с азербайджанцами. Согласно их данным, генетический след тюрок довольно слаб и принадлежал узкой группе мужчин, вероятно элите тюрок, которые набирали себе гаремы среди местных женщин.
А вот большинство азербайджанцев имеют гаплотипы автохтонных народов Кавказа, что подчеркивает их весомую роль к складывании народа.
Значительно и распространение ггруппы R1B и типичной для Ближнего Востока G.
А вот доля иранской R1A довольно скромна. Это опровергает мнение о высокой доле персов, в генезисе азербайджанцев.

Антропология об азербайджанцах

Азербайджанцы — европеоиды средиземноморского и понтийского типов, почти тотальным преобладанием темных глаз и волос.
Форма головы-длинная, рост средний и выше среднего, преобладает астеническое сложение и ускоренный обмен веществ.
Удлиненная голова у азербайджанцев, едва ли не главный отличительный признак, так как прочие кавказские народы широкоголовы.
Это связывается с мнением о длинноголовости индоевропейцев Ирана, однако генетики отрицают их весомый вклад.

Читать еще:  Знак stop что означает. Знак стоп ПДД — где нужно останавливаться и какие штрафы за нарушение

Словарь Брокгауза и Эфрона называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе

Мнение лингвистов

Здесь роль специалистов по языку не слишком существенна : азербайджанцы говорят на тюркском языке, огузской группы, с сильным влияние языков кыпчакской группы (иранских).
Скорее всего, это второй язык, который азербайджанцы восприняли от тюркских завоевателей, а вот данных об их исходном языке не сохранилось.

Так от кого же произошли азербайджанцы?

Суммируя все данные: азербайджанцы — неоднократно смешанный народ.
Исходный субстрат из аборигенов Кавказа получил сначала индоарийское влияние от Мидии до Парфии, а затем тюркское.
Последние оказало решающее воздействие на язык и религию народа, но довольно слабо сказалось на антропологии населения!

Так как ближайшие морфологические аналогии каспийской группы популяции отмечаются среди населения Афганистана и Северной Индии, то и предков азербайджанцев следует искать среди тех древних народов, которые одновременно дали начало нуристанцам и многим народам Северной Индии…
Но даже при отсутствии палеоантропологических данных соматологические материалы говорят о том, что непосредственных предков азербайджанского народа нужно искать среди древних народов Передней Азии и что в этногенезе азербайджанцев решающими являются связи в юго-восточном направлении.
Контакт с народами, говорившими на тюркских языках, и связанный с ним переход на тюркскую речь не оказал сколько-нибудь заметного влияния на формирование антропологических особенностей азербайджанского народа
В. Алексеев (российский антрополог)

Нынешние азербайджанцы культурно и лингвистически близки туркам, однако по происхождению они не в меньшей степени близки самым древним народам Кавказа и Ближнего Востока.

История Азербайджана

Научно-популярный портал по истории Азербайджана

  • Home
  • /
  • История Азербайджана
  • /
  • Рекомендуем
  • /
  • Следы древних поверий в традициях азербайджанцев

Следы древних поверий в традициях азербайджанцев

Рафига Кулиева

В Азербайджане на протяжении длительного времени происходило смешение исламских обрядов с местными обрядами и традициями языческого происхождения. Известно, что и после арабской экспансии и воцарения ислама исламизированные реликты доисламских верований и культов наряду с мусульманскими элементами продолжали оказывать влияние на поведение значительной части людей в быту, на обычаи и традиции.

Пережитки древних верований сохранялись главным образом в свадебных и погребальных обычаях. Наиболее полный комплекс архаических черт можно наблюдать в почитании камня, пережитков которого немало в обычаях азербайджанцев.

Из глубины веков до наших дней дошли огромные сооружения из камня – мегалиты, менгиры, кромлехи. Мегалиты и кромлехи служили погребальными памятниками, поэтому ученые связывают их не только с культом солнца, но и культом мертвых .

Исследованиями установлено, что дольмены и менгиры в древности служили в ритуалах вызывания дождя и солнца. Известны были кромлехи близ селения Ходжалы, каменные круги в окрестностях Гянджи и близ селения Аскеран Агдамского района. Эти сооружения древнейшие культовые объекты и одновременно своего рода надгробья. Каменные сооружения круглой формы представляли собой свидетельство культа солнца (круг символизирует солнце).

Оригинальную разновидность мегалитов представляют собой вишапы, известные преимущественно на Кавказе – в Азербайджане (Нахчыван), Грузии, на Северном Кавказе. Восходя к культу рыбы, они впоследствии изменили свое культовое значение. Дольмены и мегалиты встречались во многих регионах мира, в том числе на Ближнем Востоке, Иране и на Кавказе.

В Азербайджане и в целом на Кавказе известны каменные святилища пиры, имевшие, согласно поверьям, свойство способствовать зачатию и увеличению молока у кормящих женщин. Такие каменные сооружения фаллической формы почитались в древности как «самостоятельное божественное средство», а в символ плодородия превратились позднее. В народе подобные пиры назывались «эюбяк дашы» («камень пупка»).

В древности горы считались обиталищем духов и богов. На территории Азербайджана издревле священными считались горные вершины Килигдаг, Бабадаг, БешБармак и ряд других.

Почитание некоторых гор вошло составной частью в мировые конфессии, примером чему может служить гора Беш-Бармак («пять пальцев»), причудливой формы вершина которой ассоциируется с «рукой творца». Поскольку в исламе изображение руки обозначает руку имама Али, гора с определенного времени стала местом поклонения этому мусульманскому святому и связываться с исламом.

Культ гор основывается на вере во вселившихся в них антропоморфных духов. Так, на горе Бабадаг (Губа) камни считаются священными и именуются «баба дашы» (камень деда). Согласно поверью, святилище на горе дарует исцеление только безгрешным людям, и каждый, кто не выдерживает трудного пути к источнику целебной воды на высоте 3635 метров над уровнем моря, грешен. Показательно, что семикратное восхождение к святилищу Бабадаг приравнивалось хаджу.

Гора Асхаби-кяф на западе Азербайджана (Нахчыван) пользовалась известностью на всем Ближнем Востоке. «Асхаби-кяф» означает «место жития святых»: арабское слово «асхаби» трактуется как «близкие Магомета», «кяф» «пещера». Согласно легенде, в находящейся на этой горе пещере нашли убежище семеро отроков и одна собака, а в коранической 18-й суре «Кяф» говорится о том, как пророк Моисей (Муса) встретился с Хызром, хозяином горы Кяф.

Согласно этнографическим материалам, в Азербайджане с древнейших времен почитаются горные вершины, именуемые в народе «ожаг дагы» или «зийарят дагы» т.е. святая гора, или гора паломников.

Археологами установлено, что в домусульманском Азербайджане были распространены изображения животных, птиц и людей, как в виде рисунков, так и скульптур. Среди таких объектов знамениты наскальные изображения Гобустана, которые, по мнению одних ученых, связаны с культом гор и камня, а другие связывают их с тотемизмом и магией. Рисунки на скалах датируются верхним палеолитом, т.е. 30 тыс. лет до н.э.

Одна из форм почитания камня обычай, когда при переходе через высокие горы или приближении к святилищу бросают камень и произносят молитву. Следствием этого старинного ритуала служат довольно большие скопления камней в таких местах. Еще одно средство исполнения желания поднятие на пире (священное место) тяжелого камня. Согласно другому поверью, кто переставит брошенные камни, понесет наказание. Есть также поверье, что если на пире камень сдвинуть с места, то наутро он окажется на прежнем месте.

Читать еще:  Литературоведческий анализ художественного произведения пример. Анализ художественного произведения по экспериментальной методике

Согласно архаическим воззрениям азербайджанцев, при жизни каждый получает свой камень, над которым имеет полную власть. Но при некоторых обстоятельствах камень может быть обращен против его владельца. С этим представлением связан древний обряд забрасывания камнями как выражение общественного порицания, который позже был включен в мусульманский шариат как мера наказания за нарушения постулатов семейной жизни.

Во многих регионах Азербайджана при долгой агонии умирающему вкладывали в руку камень, веря, что этим можно облегчить его муки, ибо душа после смерти вселится в камень (даша донду). При выносе покойника со двора следом бросали черный камень, при этом говоря: «ардынcа гара даш»: согласно поверью, если бросить камень вслед за покойником, то смерть больше не придет в дом, и заключенная в камне душа покойного покидает дом навсегда.

На Абшероне после того, как убрано тело покойного, принято было класть на это место черный камень, чтобы душа умершего переселилась в него, а затем бросать камень на кладбище. Во всех регионах Азербайджана был распространен обычай прикладывать к боку умершей беременной женщины камень, чтобы в него перешла душа неродившегося ребенка.

Согласно археологическим данным, в древних захоронениях голову умершего клали на камень, причем ритуал этот восходит к эпохе бронзы. Обычай класть камень в могилу рядом с телом покойника зафиксирован в Азербайджане Яном Стрейсом, побывавшим в XVII веке в Шамахе: «В тот день умер сын хана, полугодовалый ребенок, которого предали земле… Хан целовал своего ребенка, а благородные дворяне маленький камень…».

Укоренившийся обычай ставить надгробие над могилой умершего связан с забытыми в наше время древнейшими воззрениями, согласно которым покойник воскресает после смерти, и дух его переходит в помещенные на могиле сооружения, он видит посещающих могилу.

Наиболее распространенным могильным сооружением является «баш дашы» (головной камень), представляющий собой вертикальную плиту-стелу, устанавливаемую в головной части погребения лицевой стороной к востоку и представляющую собой измененную со временем форму врытых в землю камней.

Во время археологических работ в разных частях Азербайджана были обнаружены стелы, датируемые III тыс. до н.э. и в основном имеющие погребальное назначение. Хотя ислам запрещает оставлять на могиле какие-либо признаки захоронения, укоренившаяся традиция оказалась сильнее, так что мусульманским богословам пришлось дать приемлемую трактовку надгробий.

Поклонение камням выражалось в сложных обрядовых элементах. Среди такого рода обрядов – магический обряд вызывания дождя. У азербайджанцев бытовало поверье, согласно которому, переворачивая камень, можно «перевернуть» погоду. Согласно древним представлениям азербайджанцев, менгиры в стоячем положении благоприятствовали дождю, и для прекращения дождя их валили на землю.

Культовое значение камня зависит и от его цвета серого, голубоватого, черного. Особым почтением пользуются черные камни, чаще всего встречающиеся в святилищах и именуемые «камень очага» («очаг дашы»). В народе также сохранялась вера в «бярякят дашы» («камень изобилия»), который в некоторых регионах Азербайджана принято было держать в муке, чтобы она в доме не переводилась.

Согласно архаическим представлениям, камень может служить своему владельцу амулетом от бед, козней злых духов и от сглаза, а также талисманом, приносящим счастье, богатство, удачу. У азербайджанцев было принято над входной дверью жилища вешать пучок травы «цзярлик» (рута) от сглаза. Различные амулеты носили пришитыми к одежде, на шнурке, подвешивали над входной дверью или на стенах квартир.

Амулеты из археологических кладов дают этнографический материал для изучения духовной культуры народа.

Среди азербайджанцев существовали поверья, связанные с ролью речных камней в качестве оберегов. Камни-обереги вывешивались на фасадах домов. На глиняном кувшине для сбивания масла подвешивали связку бус из пасты и камешек, призванных охранять кувшин от сглаза, обеспечить быстрое сбивание масла и его обилие. Камень, используемый как оберег от сглаза, должен был иметь естественное отверстие.

Археологические раскопки холма Кюльтепе выявили камешки с отверстиями, относящиеся к периоду до III тыс. до н.э., т.е. каменному веку. По мнению ученых, обнаруженные при раскопках бусы и подвески «имели магическое назначение предохраняющих амулетов». В святилищах имелись большие камни с отверстиями, через которые принято трижды проходить больным и бесплодным женщинам. Аналогичным образом в местечке Деликдаш близ города Ханкенди (Карабах) больных для исцеления протаскивали через дыру в камне; такой же обряд проделывали на горе Бабадаг.

Археологические и этнографические данные показывают, что среди амулетов чаще всего встречались сердолик, янтарь, сапфир, бусы из агата, коралл, бусы от желтухи и т.д. Особой популярностью на Кавказе пользовался сердолик. Бирюза, поэтически названная “небесным камнем”, считалась талисманом во все времена.

Кроме того, признанный знаток драгоценных камней Абу Рейхан Бируни писал, что голубая бирюза помогает от сглаза и бессонницы: «бирюза стареет, умирает и снова обновляется, бирюза приносит победу».

Согласно этнографическим данным, бусы из поделочных камней играли роль оберега от злых духов, дурного глаза, нечистой силы, болезней, для защиты биополя человека. Эти амулеты носили не только люди, их вешали и на шею животным.

Камни, деревья, огонь, вода, солнце, луна и другие объекты природы прежде других наделялись суеверной фантазией древнего человека чудесными свойствами. Поклонение этим объектам в древности составляет в совокупности сложный комплекс, именуемый культом природы.

По материалам журнала IRS Наследие. Фото – С.Алескеров

*Все фото и изображения принадлежат их законным владельцам. Логотип — мера против несанкционированного использования.

Источники:

http://news.day.az/society/747008.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5a730e6586516519459ba346/5b8d218908fc4100aaa4930a
http://azerhistory.com/?p=20513

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector