Азбука в русском искусстве первой половины хх века. О зебрах в изобразительном искусстве

Азбука в русском искусстве первой половины хх века. О зебрах в изобразительном искусстве

Изобразительное искусство в первой половины XX в

Прогрессивные изменения в XX в. отразились на всех сторонах общественной жизни и привели к кардинальным переменам практически во всех видах культуры и искусства. Новая эпоха принесла в искусство новое содержание, а новое содержание требовало новых форм выражения.

Великие художники XX в. стремились не копировать действительность, а создавать ее своим творческим воображением. Это было главным содержанием творчества художников и скульпторов модернизма. Они называли себя по-разному — экспрессионистами, абстракционистами, кубистами, сюрреалистами, но программа была одна: «Долой внешнее проявление материи, долой вещь, долой материю!», цель — оторваться от внешних атрибутов проявлений жизни и проникнуть глубоко в ее сущность.

Сюрреализм получил особенно широкое распространение благодаря таланту и популярности Сальвадора Дали. Представители сюрреализма провозгласили источником искусства сферу подсознания (инстинкты, галлюцинации и сновидения), а методом — свободное изложение подсознательных ассоциаций. Главная черта сюрреализма — пугающая противоестественность сочетания предметов и явлений, которым придается видимость достоверности.

У кубистов также был свой гений — Пабло Пикассо (1882—1973), каталонец по происхождению, но практически всю жизнь проживший во Франции. Кубизм отошел от реалистического отображения мира и выдвинул в качестве основного содержания конструирование объемной формы на плоскости, сооружение простых, устойчивых геометрических фигур и разложение сложных форм на простейшие, которые представлялись объемным видением мира. Пабло Пикассо прошел большой и сложный творческий путь от классического реализма, через неоклассицизм, сюрреализм к кубизму. Его произведения отмечены неповторимым блеском самовыражения и глубиной выразительных средств. В 1937 г., потрясенный полным уничтожением фашистами испанского города Герника, он написал свое, пожалуй, самое выдающееся произведение — «Герника», которое сейчас украшает галерею Прадо в Мадриде.

Экспрессионизм провозгласил единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства. Внешний мир представлялся в их произведениях изломанным, уродливым, иррациональным. Это направление представлено большим числом последователей, хотя ярких представителей не выдвинуло. Выделялись Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии.

Абстракционизм был наиболее крайним направлением в изобразительном искусстве, отказывающемся от реализма, т. е. изображения реальных предметов и явлений. Его основным методом было выражение стихийности и бессознательности творчества в динамике пятен и объемов.

Все эти направления возникли в искусстве еще до Первой мировой войны и в первые годы своего существования подвергались гонениям и критике. Выставки запрещались, а разгневанная публика освистывала авторов. Они были непонятными, но постепенно нашли своих сторонников и почитателей.

Читать еще:  Почему дубровский становится разбойником. Cочинение «В.Дубровский - благородный разбойник

Переход в XX в. от созерцания реального бытия к широким обобщениям, утверждению абстрактного мышления создал почву для модернизма. При более глубоком рассмотрении абстрактно-модернистское направление в философии и искусстве имеет долгую историю и восходит к великому греческому философу Платону. При всей странности и трудном восприятии произведения модернистов были приняты обществом и стали частью демократического направления в искусстве.

Азбука в русском искусстве первой половины хх века. О зебрах в изобразительном искусстве

Войти

Интересный и удобный ход получается :))
— находится что то любопытное и перво-наперво отправляется в музей! — Там тема обрастает обсуждениями,
дополнениями и полезными подробностями с кучей картинок как я люблю.
. А уж потом такое осмысленное и нарядное — хорошо и себе припасти для красоты и памяти! )

Добавлю ещё что Азбука Е.М. Бем — была выпушена не так давно полным комплектом в наборе открыток.

тут вот сказано —
http://jili-bili.ru/catalog/?prod=65843

Потом подумал ещё про поздние и стали вспоминаться уже и Азбуки Алисы Порет, и Сацинского. и. . )))

Оригинал взят у sergej_manit в Азбука в русском искусстве первой половины ХХ века

Первая половина ХХ века было необычайно интересным временем для русского и мирового искусства, оно характеризуется различными стилями и экспериментами. Активные художественные поиски коснулись и русского алфавита, особенно интересны работы художников объединения «Мир искусства».

В 1904 году Александр Бенуа создает «Азбуку в картинках», в которой художник представил не просто сумму букв, а целый мир от А до Я. Каждый лист – это сцена, главный герой которой – предмет, название которого начинается с данной буквы. Художник, изображая событие или вещи, намекает на место или время действия. Например, лист «У-улица, ураганъ» напоминает о наводнении, произошедшем в Петербурге 1903году. В «Азбуке в картинках» Бенуа отразилась целая эпоха Серебряного века.

Добужинский М.В. в 1911г. на каждую букву алфавита изобразил кого-то из своих коллег по объединению в «Азбуке «Мира искусства». Каждый рисунок помогает глубже проникнуть в суть личности изображенного и самого времени, пусть через насмешку. Художник не обошел и себя, создав карикатурный автопортрет.


В 1914-1916 годы Н.М. Чернышев создает «Мифологическую азбуку», которая отличается неординарностью и тщательной проработкой.

И.Я. Билибин, художник – иллюстратор, в своем сказочном варианте азбуки радует нас изящностью и неповторимым стилем. Искусное владение черно-белой графической техникой и орнаментом делают его работу непревзойденной.

Читать еще:  Основные черты древнерусской литературы. Основные особенности древнерусской литературы

Любопытно сравнить его работу с азбукой Е.М. Бем « Святой пророк Наум, поставь на ум!» – насколько по-разному решали Иван Билибин и Елизавета Бем поставленные задачи. Азбука талантливой художницы похожа на лубочные картинки, отсюда популярность по сей день.

Среди авангардных художников в разработке азбучной темы значительное место занимает творчество С. Чехонина.

После революции С. Чехонин разрабатывает новые шрифты, используя его в прикладных целях.

Революция отразилась не только в судьбах людей, но и в искусстве. Художники рисовали специальные, тематические азбуки. В. Маяковский в 1919 году создал «Советскую азбуку», используя стихи-лозунги.

«Антирелигиозная азбука» М. Черемныха (1932) индивидуальна и эмоциональна по трактовке: короткие рифмовки, все слова начинаются с иллюстрируемой буквы, яркая образность, тексты написаны самим художником. Талант автора налицо!

В 1918 году художник П. Митурич, сотрудничавший с поэтом Велимиром Хлебниковым, придумал «Пространственную азбуку». Никаких букв в нашем обычном представлении здесь нет, но разглядывая с разных сторон композицию, возникает ассоциация с напечатанным текстом.

А. Крученых, поэт и художник, экспериментатор в области слова, придумал язык «зауми», в своих коллажах представлял образы буквенных знаков.

В 1920-е годы и позже происходит возврат от «заумных» изобретений «на землю». В 1926 году художник–анималист В. Ватагин создает свою « Азбуку в картинках». Лебедев В., создавая свою Азбуку, ставил цель: доступность для детей младшего возраста, и это ему удалось.

Самой доброй и празднично яркой является «Сказочная азбука Татьяны Мавриной, созданная в 1969 году. Сказочные «буквицы» Мавриной Т. выделяются своей игривостью и жизнерадостностью.

Время идет, поиски художников на азбучную тему продолжаются.

Азбука в русском искусстве первой половины ХХ века

Первая половина ХХ века было необычайно интересным временем для русского и мирового искусства, оно характеризуется различными стилями и экспериментами. Активные художественные поиски коснулись и русского алфавита, особенно интересны работы художников объединения «Мир искусства».

В 1904 году Александр Бенуа создает «Азбуку в картинках», в которой художник представил не просто сумму букв, а целый мир от А до Я. Каждый лист – это сцена, главный герой которой – предмет, название которого начинается с данной буквы. Художник, изображая событие или вещи, намекает на место или время действия. Например, лист «У-улица, ураганъ» напоминает о наводнении, произошедшем в Петербурге 1903году. В «Азбуке в картинках» Бенуа отразилась целая эпоха Серебряного века.

Читать еще:  Дубровский анализ произведения. Анализ произведения "дубровский" пушкина, образы героев

Добужинский М.В. в 1911г. на каждую букву алфавита изобразил кого-то из своих коллег по объединению в «Азбуке «Мира искусства». Каждый рисунок помогает глубже проникнуть в суть личности изображенного и самого времени, пусть через насмешку. Художник не обошел и себя, создав карикатурный автопортрет.


В 1914-1916 годы Н.М. Чернышев создает «Мифологическую азбуку», которая отличается неординарностью и тщательной проработкой.

И.Я. Билибин, художник – иллюстратор, в своем сказочном варианте азбуки радует нас изящностью и неповторимым стилем. Искусное владение черно-белой графической техникой и орнаментом делают его работу непревзойденной.

Любопытно сравнить его работу с азбукой Е.М. Бем « Святой пророк Наум, поставь на ум!» – насколько по-разному решали Иван Билибин и Елизавета Бем поставленные задачи. Азбука талантливой художницы похожа на лубочные картинки, отсюда популярность по сей день.

Среди авангардных художников в разработке азбучной темы значительное место занимает творчество С. Чехонина.

После революции С. Чехонин разрабатывает новые шрифты, используя его в прикладных целях.

Революция отразилась не только в судьбах людей, но и в искусстве. Художники рисовали специальные, тематические азбуки. В. Маяковский в 1919 году создал «Советскую азбуку», используя стихи-лозунги.

«Антирелигиозная азбука» М. Черемныха (1932) индивидуальна и эмоциональна по трактовке: короткие рифмовки, все слова начинаются с иллюстрируемой буквы, яркая образность, тексты написаны самим художником. Талант автора налицо!

В 1918 году художник П. Митурич, сотрудничавший с поэтом Велимиром Хлебниковым, придумал «Пространственную азбуку». Никаких букв в нашем обычном представлении здесь нет, но разглядывая с разных сторон композицию, возникает ассоциация с напечатанным текстом.

А. Крученых, поэт и художник, экспериментатор в области слова, придумал язык «зауми», в своих коллажах представлял образы буквенных знаков.

В 1920-е годы и позже происходит возврат от «заумных» изобретений «на землю». В 1926 году художник–анималист В. Ватагин создает свою « Азбуку в картинках». Лебедев В., создавая свою Азбуку, ставил цель: доступность для детей младшего возраста, и это ему удалось.

Самой доброй и празднично яркой является «Сказочная азбука Татьяны Мавриной, созданная в 1969 году. Сказочные «буквицы» Мавриной Т. выделяются своей игривостью и жизнерадостностью.

Время идет, поиски художников на азбучную тему продолжаются.

Источники:

http://vek-noviy.ru/nauka-i-kultura-v-pervoy-polovine-xx-veka-1918-1945gg/izobrazitelnoe-iskusstvo-v-pervoy-polovinyi-xx-v.html
http://sergej-manit.livejournal.com/209004.html
http://kid-book-museum.livejournal.com/740352.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии