Автор произведения один день ивана денисовича. История создания и появление в печати произведения А

Автор произведения один день ивана денисовича. История создания и появление в печати произведения А

Анализ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» – правдивое изображение сибирских будней жертв сталинских репрессий. Произведение позволяет читателю представить, какая судьба ожидала тех, кто не угодил советской власти. В школе его изучают в старших классах. Быстро подготовиться к уроку и освежить знания о рассказе перед ЕГЭ поможет представленный в статье анализ произведения.

Краткий анализ

Год написания – 1959.

История создания – Произведение А. И. Солженицын задумал зимой 1950-1951 гг., когда пребывал в лагере в северном Казахстане. Замысел был реализован только спустя 9 лет в 1959 г. в Рязани.

Тема – В произведении развивается тема лагерной жизни политических заключенных, жертв сталинского режима.

Композиция – А. И. Солженицын описал один день из жизни заключенного, поэтому основой для композиции стали временные рамки от утра до вечера, вернее, от подъема до отбоя. Анализируемое произведение – сплетение рассказов, раздумий, в которых важную роль играют детали.

Жанр – Рассказ, хотя перед публикацией редактор порекомендовал А. Солженицыну назвать свое произведение повестью, и автор прислушался к совету.

Направление – Реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус 🎁

  • Тест по произведению

История создания

История создания произведения связана с лагерной жизнью А. Солженицына. Писатель задумал его в 1950-1951. Тогда он отбывал срок в северном Казахстане. Позже Александр Исаевич вспоминал: «Я в 50-м году, в какой-то долгий лагерный зимний день таскал носилки с напарником и подумал: как описать всю нашу лагерную жизнь?

1961 – год написания варианта произведения без некоторых наиболее резких политических моментов. В том же 1961 году Солженицын передал рукопись главному редактору журнала «Новый мир» А. Твардовскому. Произведение автор не подписал, но А. Берзер, сотрудница редакции, добавила псевдоним А. Рязанский. На редактора рассказ произвел «сильнейшее впечатление», о чем свидетельствует запись в его рабочей тетради.

Редакция предложила Александру Исаевичу изменить название: и рукопись была названа «Щ-854. Один день одного зэка». Издатели также внесли коррективы в жанровое определение, предложив назвать произведение повестью.

Автор разослал рассказ коллегам-писателям и попросил составить о нем отзывы. Так он надеялся продвинуть свое произведение к публикации. Однако Александр Исаевич понимал, что произведение может не пройти цензуру. За помощью обратились к Н. Хрущеву, и он добился разрешения на публикацию. Рассказ Солженицена «Один день Ивана Денисовича» увидел мир на страницах журнала «Новый мир» в 1962 г.

Публикация произведения стала грандиозным событием. Во всех журналах и газетах появлялись отзывы о нем. Критика считала, что рассказ стал разрушительной силой для господствующего доселе соцреализма.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Для лучшего усвоения материала по рассказу А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» анализ его следует начинать с характеристики мотивов.

В литературе «послесталинского» времени активно развиваются мотивы репрессий, ссылок. Особенное место они занимают в творчестве писателей, которым довелось побывать в лагерях. В анализируемом произведении раскрывается тема жизни политических заключенных в ссылке. Основные герои рассказа – заключенные и надзиратели.

А. Солженицын описывает всего один день из жизни сосланного в северные края мужчины, Шухова Ивана Денисовича, что определило и смысл названия. Это крестьянин, который честно защищал Родину на фронте. Шухова взяли в плен, но он сумел сбежать, за что и попал в ссылку. Нечеловеческие условия жизни не смогли убить истинно крестьянскую душу. Иван Денисович сохранил простодушие, доброту. В то же время, он был хитер. Внутренний стержень помог ему выжить.

Кроме Ивана Денисовича в произведении есть и другие образы заключенных. С нескрываемым восхищением А. Солженицын рассказывает об Алеше-баптисте, который под давление условий не отказался от своих взглядов, об украинцах, молящихся перед едой. Также читатель может понаблюдать за командиром, который заботился о своих подопечных, как настоящий отец.

Каждый образ – инструмент для раскрытия определенной грани лагерной жизни. В контексте главной темы формируется проблематика рассказа. Особое внимание следует обратить на такие проблемы: человеческая жестокость, несправедливость режима, взаимопомощь как способ выживания, любовь к ближнему, вера в Бога. Автор только поднимает острые для его эпохи вопросы, выводы же читатель должен сделать сам.

Идея рассказа – показать, как политический режим может разрушать судьбы, калечить человеческие тела и души. А. Солженицын осуждает репрессии, чтобы потомки не совершали таких ошибок.

Композиция

Строение рассказа продиктовано его содержанием и временными рамками описываемых событий. Сначала А. Солженицын рассказывает о подъеме в пять часов утра. Это и есть экспозиция, которая переносит читателя в лагерный барак и знакомит его с главным героем.

Развитие событий – все передряги, в которые Иван Денисович попадает за день. Сначала его застают лежащим после «подъема», потом отправляют мыть полы в надзирательской. Разговоры с Алексеем баптистом и сговор с заключенным, получившим богатую посылку, тоже относятся к развитию событий.

Кульминаций в произведении минимум две – эпизод, когда надзиратель ведет Шухова отбывать наказание и сцена, где Цезарь прячет еду от надзирателей. Развязка – отбой: Шухов засыпает, понимая, что прожил день счастливо.

Читать еще:  Как нарисовать красивый рисунок на новый год. Видео: как нарисовать снеговика на Новый год

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Один день Ивана Денисовича».

А. И. Солженицын по настоятельству редакции определил произведение как повесть. На самом деле – это рассказ. В нем можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на сюжетной линии Шухова, система образов не очень разветвленная. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь.

История создания и появление в печати произведения А. И. Солженицына “Одного дня Ивана Денисовича”

По мнению самого А. И. Солженицына, история создания произведения довольно-таки проста. Первоначально мысль о таком рассказе возникла у него в 1952 году. Находясь в тот момент в заключении, писатель не мог ее осуществить. Так продолжалось долгих 7 лет. Произведение первоначально имело название “Щ-854 (Один день одного зэка)”. Автор вспоминал: “Сел, и как полилось! со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить. Я невероятно быстро написал “Один день Ивана Денисовича””.
“Как это родилось?” – продолжал рассказывать писатель. – Просто такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно было описать весь лагерный мир – одним днем. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, там всю историю лагерей, – а достаточно в одном дне все собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет все”.
По признанию писателя, главный образ произведения был собирательный, он сложился из личного опыта автора, наблюдений за осужденными, а также отчасти прототипом образа стал никогда не сидевший солдат Шухов, воевавший с Солженицыным в годы войны. Остальные герои были взяты все из лагерной жизни, с их настоящими биографиями.
Первому появлению рассказа в печати предшествовала настоящая драматическая история. Писатель, хранивший все написанное в специальных тайниках, осенью 1961 года через своего бывшего тюремного друга передал “облегченную” после авторской редакции рукопись рассказа “Щ-854” в журнал “Новый мир”. “Я отдал, – вспоминал Александр Исаевич, – и охватило меня волнение, только не молодого славолюбивого автора, а старого огрызчивого лагерника, имевшего неосторожность дать на себя след”.Главный редактор журнала – известный российский поэт А. Т. Твардовский – очень высоко оценил рукопись. Вскоре А. И. Солженицын получил телеграмму из журнала с приглашением прибыть в редакцию. Ближайшие недели и месяцы были посвящены тому, как получить разрешение на печать рассказа. С просьбой решить этот вопрос А. Т. Твардовский решил написать письмо самому Н. С. Хрущеву – руководителю страны в тот период. Письмо долго сочинялось и редактировалось, но все же попало в нужные руки. После двукратного обсуждения рассказа руководство страны разрешило напечатать “Ивана Денисовича”. 20 октября 1962 года Н. С. Хрущев принял Твардовского и объявил свое “высочайшее добро”. Рассказ появился уже в ноябрьском номере журнала и сразу стал настоящей сенсацией. Как писал ближайший соратник А. Т. Твардовского, литературный критик и литературовед Владимир Лапшин, еще “не было такого мгновенного и ослепительного успеха книги. Два ее отдельных издания разошлись в считанные часы. Находились энтузиасты, которые, не имея шанса достать журнал или книгу, переписывали для себя и своих знакомых ее текст от руки, просиживая вечера в библиотеке до самого ее закрытия”.

Сочинение по литературе на тему: История создания и появление в печати произведения А. И. Солженицына “Одного дня Ивана Денисовича”

Другие сочинения:

История создания повести “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына Солженицын начал писать в начале 60-х годов и получил известность в “самиздате” как прозаик и беллет­рист. Слава обрушилась на писателя после опубликования в 1962-1964 годы. в “Новом мире” повести “Один день Ивана Денисовича” и рассказов “Матренин двор”, “Случай на станции Read More .

Характеристика произведения “Один день Ивана Денисовича” Солженицына А. И Произведению А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” принадлежит особое место в литературе и общественном сознании. Рассказ, написанный в 1959 г. (а задуманный еще в лагере в 1950 г.), первоначально носил название “Щ-854 (Один день одного зэка)”. Солженицын писал о Read More .

Искусство создания характера. (По повести А. И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича) Лауреат Нобелевской премии Александр Исаевич Солженицын – писатель-гуманист, человек необыкновенной судьбы: неоднократно был репрессирован, прошел через предательства друзей, перенес смертельную болезнь. Огромная сила воли, мужество этого человека-праведника помогли ему в самых трудных обстоятельствах. Смысл своей жизни он находил в моральной Read More .

Творческая история создания повести “Один день Ивана Денисовича” Отклики на “Ивана Денисовича” были столь многочисленные и настолько “живые”, что Солженицын в 1963 г. издал на их материале документальную книгу “Читают Ивана Денисовича”. Повесть принесла писателю всемирную известность, но она же и стала причиной особого контроля над ним со Read More .

Читать еще:  Не стреляйте в белых лебедей жанр произведения. «Не стреляйте в белых лебедей» главные герои

Проблематика одного из произведений А. И. Солженицына (по повести “Один день Ивана Денисовича”) Александр Исаевич Солженицын известен, прежде всего, как автор произведения “Архипелаг ГУЛАГ” – трагического повествования о жизни заключенных в лагерях ГУЛАГа. Но не менее значимы другие его рассказы и повести: “Матренин двор”, “Раковый корпус”, “В круге первом”. Теме жизни заключенных посвящена Read More .

История создания и анализ повести “Один день Ивана Денисовича” Крупные эпические произведения Солженицына сопровождаются как бы сжатыми, сгущенными их вариантами – рассказами и повестями. Сжатие времени и концентрация пространства – один из основных законов в художественном мире писателя. Вот почему его талант тяготеет к жанру рассказа и повести. Однако Read More .

Художественные особенности повести Солженицына “Один день Ивана Денисовича” В судьбе Александра Исаевича Солженицына события, обычные для миллионов его сограждан, сплелись с событиями редкими и даже исключительными. Произведение “Один день Ивана Денисовича” было задумано в 1950 – 1951 годах, когда автор работал каменщиком в Экибастузском Особом лагере. Написалась же Read More .

Герой повести-рассказа Солженицына “Один день Ивана Денисовича” Образ Ивана Денисовича как бы сложен автором из двух реальных людей. Один из них – Иван Шухов, уже немолодой боец артиллерийской батареи, которой в войну командовал Солженицын. Другой – сам Солженицын, отбывавший срок по пресловутой 58-й статье в 1950-1952 гг. Read More .

История создания и появление в печати произведения А. И. Солженицына “Одного дня Ивана Денисовича”

По мнению самого А. И. Солженицына, история создания произведения довольно-таки проста. Первоначально мысль о таком рассказе возникла у него в 1952 году. Находясь в тот момент в заключении, писатель не мог ее осуществить. Так продолжалось долгих 7 лет. Произведение первоначально имело название “Щ-854 (Один день одного зэка)”. Автор вспоминал: “Сел, и как полилось! со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить. Я невероятно быстро написал “Один день Ивана Денисовича”.
“Как это родилось?” – продолжал рассказывать писатель. – Просто такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно было описать весь лагерный мир – одним днем. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, там всю историю лагерей, – а достаточно в одном дне все собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет все”.
По признанию писателя, главный образ произведения был собирательный, он сложился из личного опыта автора, наблюдений за осужденными, а также отчасти прототипом образа стал никогда не сидевший солдат Шухов, воевавший с Солженицыным в годы войны. Остальные герои были взяты все из лагерной жизни, с их настоящими биографиями.
Первому появлению рассказа в печати предшествовала настоящая драматическая история. Писатель, хранивший все написанное в специальных тайниках, осенью 1961 года через своего бывшего тюремного друга передал “облегченную” после авторской редакции рукопись рассказа “Щ-854” в журнал “Новый мир”. “Я отдал, – вспоминал Александр Исаевич, – и охватило меня волнение, только не молодого славолюбивого автора, а старого огрызчивого лагерника, имевшего неосторожность дать на себя след”.Главный редактор журнала – известный российский поэт А. Т. Твардовский – очень высоко оценил рукопись. Вскоре А. И. Солженицын получил телеграмму из журнала с приглашением прибыть в редакцию. Ближайшие недели и месяцы были посвящены тому, как получить разрешение на печать рассказа. С просьбой решить этот вопрос А. Т. Твардовский решил написать письмо самому Н. С. Хрущеву – руководителю страны в тот период. Письмо долго сочинялось и редактировалось, но все же попало в нужные руки. После двукратного обсуждения рассказа руководство страны разрешило напечатать “Ивана Денисовича”. 20 октября 1962 года Н. С. Хрущев принял Твардовского и объявил свое “высочайшее добро”. Рассказ появился уже в ноябрьском номере журнала и сразу стал настоящей сенсацией. Как писал ближайший соратник А. Т. Твардовского, литературный критик и литературовед Владимир Лапшин, еще “не было такого мгновенного и ослепительного успеха книги. Два ее отдельных издания разошлись в считанные часы. Находились энтузиасты, которые, не имея шанса достать журнал или книгу, переписывали для себя и своих знакомых ее текст от руки, просиживая вечера в библиотеке до самого ее закрытия”.

Суровая правда жизни в произведениях А. И. Солженицына .Первым осмелился сказать правду о сталинизме.первый призвал и себя, и нас не лгать. “Литературная газета”. 1989, 7 июня Не прямой линией, а параболой вычерчен творческий путь Александра Солженицына. Его имя.

Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына “Матренин двор” .Есть она тот самый праведник, Без которого. не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. А. Солженицын. Матренин двор В своем рассказе “Матренин двор” А. И. Солженицын выступает преемником.

Читать еще:  Художественное своеобразие медного всадника. Идейно-художественный анализ «Медного всадника» Пушкина А

Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына (“Палачи и жертвы”) Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запретом, сейчас заняло свое место в истории русской литературы советского периода. В 1989 году в нашей стране был опубликован цикл произведений “Архипелаг ГУЛАГ”.

Затеряться в самой нутряной России Писателя Александра Солженицына с первого момента его появления в литературе провозглашали “новым Толстым” и по сей день приноравливают его к “новому Толстому” – или пеняют на “нового Толстого”, кем он.

Один день и целая жизнь русского человека На дню у него выдалось сегодня много удач. А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича Повесть А. И. Солженицына “Один день Ивана Дени­совича” была написана в 1959 году за удивительно корот­кий.

Жизненный и творческий путь Александра Исаевича Солженицына Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы. После издания в России “Архипелага ГУЛАГ” (а произошло это.

Судьба народа в творчестве А. Твардовского и ее художественное воплощение Судьба народа была одной из главных, если не самой главной темой творчества А. Твардовского. Поэт знал об этой судьбе не понаслышке, он сам был частью народа, сам пережил все те.

Смысл названия рассказа “Матренин двор” Первое название рассказа было “Не стоит село без праведников”. Праведник – во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности (правила;.

Мотив праведничества и жертвенности в рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” Цына Матренин двор основан на фактах биографии самого писателя. Однако в нем отражены не годы, проведенные в сталинских лагерях, а жизнь писателя в деревне Милыдево Владимирской области. Главная героиня рассказа.

Один день и вся жизнь (по повести А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”) (Первый вариант) “На отчаяние не откликаются словословиями”. Повесть А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” была написана писателем в период работы над “Кругом первым” за рекордно короткий срок – сорок дней. Это своеобразный.

“Цепи рвем на ощупь” сопротивление в условиях несвободы (на примере главы “Сорок дней Кенгира” книги А. И. Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ” В третьем томе своего “художественного исследования” советских тюрем и лагерей “Архипелаг ГУЛАГ” Александр Солженицын очень много внимания уделяет восстаниям заключенных, особенно участившимся после смерти Сталина и ареста Берии, когда в.

Характерисика образа Цезаря Марковича Цезарь Маркович – заключенный. Когда-то картины снимал для кино, но и первой не доснял, как посадили. Молодой еще. Усы у него черные, слитые, густые. В зоне не сбрили, потому что.

Отображение истории народа в творчестве Солженицына Школьное сочинение по рассказу “Матренин двор”. Солженицын Александр Исаевич жил в нелегкие годы Советской России. Один из многих авторов он творил в Сталинскую эпоху, которая характеризуется господствующими насилием, деспотизмом и.

Иван Денисович 2 ИВАН ДЕНИСОВИЧ – герой повести-рассказа А. И.Солженицына “Один день Ивана Денисовича” (1959-1962). Образ И. Д. как бы сложен автором из двух реальных людей. Один из них – Иван Шухов, уже.

Проблемы общества в некоторых произведениях А. И. Солженицына Сегодня мы снова и снова обращаемся к нашей истории для того, чтобы не повторилось все это: коллективизация, бездарные приказы высшего военного эшелона во время войны, ГУЛАГ. Мы обращаемся к истории.

Символ целой эпохи Рассказ (или, по определению некоторых исследователей, повесть) Александра Исаевича Солженицына “Один день Ивана Денисовича” был задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-1951 гг. Замысел был осуществлен.

Гуманистические идеалы в творчестве А. И. Солженицына (на материале произведения “Один день Ивана Денисовича”) Жизнь не многому может научить того, кто не научился переносить страдания. А. Граф Я не знаю, почему, из-за каких роковых обстоятельств, но судьба моего народа и его лучших представителей –.

Комплексный анализ произведения “Матренин двор” А. И. Солженицына 2 Рассказ Александра Исаевича Солженицына “Матренин двор” – произведение, основанное на реальных событиях, можно сказать автобиографичное. Автор действительно после возвращения из лагеря работал в сельской школе и жил в доме у.

Рецензия на рассказ А. И. Солженицына ” Один день Ивана Денисовича “ ” Один день Ивана Денисовича ” связан с одним из фактов биографии самого автора – Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950-51 г. на общих работах был создан этот рассказ. Главный.

История создания повести “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына Солженицын начал писать в начале 60-х годов и получил известность в “самиздате” как прозаик и беллет­рист. Слава обрушилась на писателя после опубликования в 1962-1964 годы. в “Новом мире” повести “Один.

Сейчас вы читаете: История создания и появление в печати произведения А. И. Солженицына “Одного дня Ивана Денисовича”

Источники:

http://obrazovaka.ru/sochinenie/odin-den-ivana-denisovicha/analiz-proizvedeniya-solzhenicyna.html
http://rus-lit.com/istoriya-sozdaniya-i-poyavlenie-v-pechati-proizvedeniya-a-i-solzhenicyna-odnogo-dnya-ivana-denisovicha/
http://studentguide.ru/solzhenicyn-a-i/istoriya-sozdaniya-i-poyavlenie-v-pechati-proizvedeniya-a-i-solzhenicyna-odnogo-dnya-ivana-denisovicha.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии