Автор картины мишки в сосновом. Кто нарисовал мишек шишкину и другие секреты известных полотен

Автор картины мишки в сосновом. Кто нарисовал мишек шишкину и другие секреты известных полотен

Кто нарисовал мишек Шишкину и другие секреты известных полотен

Произведения искусства часто обретают особую популярность, если о них ходят легенды или если они неожиданно оказываются не тем, чем кажутся на первый взгляд.

«Монахиня» Ильи Репина


Илья Репин. Монахиня. 1878. Государственная Третьяковская галерея / Портрет под рентгенограммой

С портрета на зрителя задумчиво смотрит молодая девушка в строгой монашеской одежде. Образ классический и привычный — он, вероятно, не вызвал бы у искусствоведов интереса, если бы не мемуары Людмилы Алексеевны Шевцовой-Споре — племянницы жены Репина. В них обнаружилась любопытная история.

Для «Монахини» Илье Репину позировала Софья Репина, урожденная Шевцова. Девушка приходилась художнику свояченицей — и одно время сам Репин был ей серьезно увлечен, но женился на ее младшей сестре Вере. Софья же стала женой брата Репина — Василия, оркестранта Мариинского театра.

Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи. Для одного из них девушка позировала в парадном бальном туалете: светлое нарядное платье, кружевные рукава, высокая прическа. Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Как известно, художника может обидеть каждый, но немногие могут отомстить так изобретательно, как это сделал Репин. Обиженный художник «переодел» Софью на портрете в монашеские одежды.

Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. Исследователям повезло: Репин не счистил первоначальный красочный слой, что позволило в деталях рассмотреть подлинный наряд героини.

«Аллея парка» Исаака Бродского


Исаак Бродский. Аллея парка. 1930. Частное собрание / Исаак Бродский. Аллея парка в Риме. 1911

Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина — Исаак Бродский. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много. Однако чем дальше в парк — тем больше красочных слоев.

Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года. С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена — прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский.

На вопрос, почему Бродский решил спрятать свою римскую аллею, исследовали ответа не нашли. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина


Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея

Лесной пейзаж с медвежатами, играющими на поваленном дереве, — едва ли не самая известная работа художника. Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник — Константин Савицкий. Он же и написал медведицу с тремя медвежатами: знатоку леса Шишкину мишки никак не удавались.

Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки — то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Тут и пришел на помощь Савицкий. Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами — искал подходящие позы. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.

Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину.

Читать еще:  Золотой граммофон 20 лет какой год. Юбилейная церемония «Золотой граммофон»: звездные участники и подробности главного музыкального события года

«Портрет хористки» Константина Коровина

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея / Оборотная сторона портрета

На обороте холста исследователи обнаружили послание от Константина Коровина на картоне, которое оказалось едва ли не интереснее самой картины:

«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Писано на балконе в общественном саду коммерческом. Репин сказал, когда этот этюд ему показывал Мамонтов С.И., что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это — это живопись для живописи только. Серов еще не писал в это время портретов. И живопись этого этюда находили непонятной. Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам — г. Мосолову и еще каким-то. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая».

«Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» — зато их писал он, Константин Коровин. И он же якобы первым использовал приемы, характерные для того стиля, который потом назовут русским импрессионизмом. Вот только все это оказалось мифом, который художник создал намеренно.

Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. На лицевой стороне портрета нашли подпись художника краской, чуть ниже — тушью: «1883, Харьков». В Харькове художник работал в мае — июне 1887 года: писал декорации для спектаклей Русской частной оперы Мамонтова. Помимо этого, искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов.

Проанализировав эти две нестыковки, сотрудники Третьяковской галереи пришли к выводу, что портрет был написан только в 1887 году, а более раннюю дату Коровин дописал, чтобы подчеркнуть собственное новаторство.

«Мужчина и колыбель» Ивана Якимова


Иван Якимов. Мужчина и колыбель.1770. Государственная Третьяковская галерея / Полный вариант работы

Долгое время картина Ивана Якимова «Мужчина и колыбель» вызывала недоумение искусствоведов. И дело было даже не в том, что подобного рода бытовые зарисовки абсолютно не характерны для живописи XVIII века — у лошадки-качалки в правом нижнем углу картины слишком неестественно натянута веревка, которая логически должна была бы лежать на полу. Да и рановато было ребенку из колыбели в такие игрушки играть. Также камин и наполовину не поместился на холст, что выглядело очень странно.

«Просветила» ситуацию — в прямом смысле — рентгенограмма. Она показала, что холст был разрезан справа и сверху.

В Третьяковскую галерею картина поступила после распродажи коллекции Павла Петровича Тугого-Свиньина. Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» — коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать — и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. Правая, к сожалению, была утеряна, но увидеть работу целиком все-таки можно, благодаря еще одному уникальному экспонату Третьяковки. Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина.

Почему имя художника Константина Савицкого было стерто с полотна «Утро в сосновом лесу»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

К большому сожалению, имя художника Савицкого ныне пребывает в забвении, хотя его работы заслуживают большего внимания. Он был одним из выдающихся представителей передвижников, определивших историю искусства России во второй половине XIX века. Поэтому множество его полотен хранится в запасниках Третьяковской галереи и других известнейших отечественных музеях.

Легендарная история о создании полотна «Утро в сосновом лесу»

И, вспоминая об этом талантливом мастере, нельзя не упомянуть об одной щекотливой истории из его жизни. Многие знают, что именно Савицкий является автором знаменитых мишек, изображенных на полотне Шишкина «Утро в сосновом лесу». Изначально даже в углу холста стояло два автографа – Шишкина и Савицкого. Однако фамилию второго автора собственноручно стер Павел Третьяков, купивший «Утро» для своей галереи.

Читать еще:  Кисломолочные продукты: польза и вред. Что обязательно надо знать о молоке и продуктах из него

А началась эта история так: как-то, встретившись с Савицким, Шишкин поведал другу о своей грандиозной задумке, а именно написании полотна на котором на фоне затуманенного леса изображались бы медведи. И уже спустя несколько месяцев известный пейзажист пригласил коллегу в свою мастерскую, отправив письмо, в котором говорилось: «Приходи, посмотри, какую я отмахал штуковину». И, как вы понимаете, этой «штуковиной» и было «Утро в сосновом лесу», только без медведей. Константин Аполлонович незамедлительно явился и сразу же получил от друга предложение вписать в пейзаж семейку диких зверей.

Историкам до сих пор не понятен этот поступок живописца, ибо и до того, и после Шишкин всегда на своих полотнах весьма профессионально изображал и птиц, и животных самостоятельно. Кстати, сохранились даже эскизы медвежьей семьи кисти мастера. Но, так или иначе, медведи были уступлены Савицкому, и под оконченным произведением появилось два автографа, вместо одного.

А казус с удалением второго автографа произошел скорее всего по причине того, что при покупке картины Третьяков видел лишь подпись Шишкина, Савицкий же расписался чуть позже. Поэтому, когда картина была доставлена в галерею, возмущенный меценат приказал принести скипидару и собственноручно стёр вторую подпись. Этот поступок Третьякова никак не отразился на дружбе двух художников. Иван Шишкин тогда отдал четвертую часть гонорара, то есть сумму в тысячу рублей Савицкому за соавторство.

Эти два живописца всю жизнь оставались не только коллегами и добрыми друзьями, их связывали даже семейные узы. Савицкий крестил младшего сына Ивана Ивановича, названного в честь него – Константином. А позже он поддерживал друга, когда умерла его первая жена, а Шишкин, в свою очередь, помог Савицкому пережить самоубийство его супруги.

В тот тяжелый период жизни друга Иван Иванович сделал запись в своем дневнике, отмечая, что провидение заставляет художника страдать, воспитывая в нём Божий дар. И это было действительно так. В жизни Константину Аполлоновичу не раз пришлось испытать горечь утрат, но его всегда спасало любимое дело.

Несколько страниц из биографии художника

Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) был человеком исключительного ума и таланта, гениальным русским жанровым живописцем-реалистом, академиком, членом Товарищества передвижных художественных выставок, первым директором Пензенской художественной школы. Ему довелось жить и творить в эпоху политических и социальных передряг, что напрямую отразилось в его произведениях.

Сильные, запоминающиеся образы простых людей из народа – крестьян, рабочих и солдат стали главными героями его произведений.

Константин Аполлонович родился в городе Таганроге в семье военного врача. Мальчик был очень болезненным и за то длительное время, которое ему приходилось проводить в постели, пристрастился к рисованию. Косте исполнилось пятнадцать, когда он остался круглым сиротой. В его семье случилась страшная трагедия: один за другим, неожиданно, умерли отец с матерью, и подростка забрал к себе дядя, который жил в Латвии. Так Константин оказался в частном пансионе при Лифляндской дворянской гимназии.

К тому времени Константин уже определенно мечтал о петербургской Академии художеств, и через три года он покидает пансион и поступает вольнослушателем в класс исторической живописи. Однако был вынужден уйти практически сразу же после поступления. Сказалась недостаточная подготовка даровитого юноши, стремившегося стать настоящим живописцем.

Два года упорной самостоятельной подготовки и Савицкий снова студент Академии. Теперь уже талантливый молодой художник успешно осваивает академический курс и очень скоро становится одним из лучших учеников академии, получив за конкурсные работы шесть серебряных и одну золотую медаль.

Выйдя со стен учебного заведения, молодой перспективный художник еще три года состоял стипендиатом императора Александра II, что позволяло ему совершенствоваться за границей, куда в 1871 году и отправился. Он много путешествовал вместе с молодой женой по Европе, и в итоге обосновался в Париже. А четыре года спустя, трагическая гибель супруги заставила вернуться художника в Россию. Он селится в Динабурге (Литва) и, чтобы пригасить свое горе, с головой уходит в работу. Именно там были созданы самые известные картины художника: «Встреча иконы», «На войну» и некоторые другие, которые позволили вступить ему в 1878 году в члены Товарищества передвижных художественных выставок.

Читать еще:  Бэнкси произведения. Бэнкси искупил вину после того, как его работа привела к выселению бездомного

Вернувшись в 1883 году в Петербург, Савицкий начинает преподавательскую деятельность в училище технического рисования в Петербурге, затем в Московском училище, и, наконец, перебирается в Пензу, где становится первым директором картиной галереи и городской художественной школы. И нужно отметить, что на этой должности живописец проявил себя весьма профессиональным управленцем. Константин Аполлонович лично разработал учебную программу для своих учеников, которые в результате обучения получали великолепную подготовку, позволявшую лучшим выпускникам школы быть зачисленными в Академию художеств без вступительных экзаменов.

Однако, ведя активную педагогическую и управленческую деятельность, Константин Савицкий не забывал и о своем творчестве – он оставил потомкам немалое художественное наследие. В 1897 году «за известность на художественном поприще» и за подготовку будущих молодых художников К. А. Савицкому было присвоено звание академика живописи. Умер художник в возрасте 60 лет, оставаясь до последнего «у руля» своего детища – пензенской художественной школы.

Кто нарисовал медведей на известной картине Шишкина?

“Утро в сосновом лесу” – не просто самая известная картина Ивана Шишкина, но и едва ли не вообще самая известная картина в России. Почему? Конечно, благодаря мастерству живописца и покровительству Третьякова в первую очередь, но далеко не последнюю роль в этой истории сыграла фабрика кондитерских изделий “Эйнем”. В 1896 она начала выпускать конфеты “Мишка косолапый” с репродукцией картины на обертке – с этого момента “Утро в сосновом лесу” получило широчайшую известность по всей стране.

Шишкин – это “наше все” от живописи, он с нами со школьной скамьи. Но не все знают, что самих медведей на знаменитом полотне нарисовал другой художник – Константин Савицкий. Как же это произошло?

Замысел картины, как и эскизы к ней, на которых уже резвились мишки, принадлежал полностью Шишкину. Более того, на выставке, где картину впервые увидел и купил Третьяков для своей коллекции, она была подписана только именем Ивана Шишкина. И лишь потом на картине появилось две подписи – Шишкин, как человек честный, позволил соавтору Савицкому поставить и свою подпись, а также отдал ему четверть гонорара – 1000 рублей (на эти деньги сегодня можно было бы купить почти новую машину эконом-класса).

Никакой тайны на счет соавторства Савицкого Шишкин не делал. Ее бы не возникло и впоследствии, если бы Третьяков, увидев на доставленной к нему картине еще один автограф, не рассвирепел и не стер бы скипидаром вторую подпись Савицкого. Он был вне себя: картину на выставке он покупал у Шишкина, известного художника, а затем у нее появилось соавторство . Поэтому с тех пор “Утро в сосновом лесу” экспонируется только с подписью Шишкина.

Вопрос в том, зачем знаменитому уже тогда Ивану Шишкину понадобилась помощь другого художника? Савицкий был хорошим другом Шишкина и мастером бытового жанра. Существует расхожая версия о том, что якобы у Шишкина виртуозно выходила природа, но людей и животных он рисовать не умел, поэтому и обратился за помощью к анималисту Савицкому. Однако достаточно посмотреть на работы Шишкина, где он рисовал животных, чтобы понять, что эта версия едва ли выдерживает критику. У Шишкина вполне хватило бы мастерства для отрисовку медведей, а Савицкий был не анималист, а мастер бытовой сцены и рисовал в основном людей.

Вероятнее всего Шишкин просто хотел финансово помочь своему другу, так как был намного успешнее Савицкого. Так или иначе, без мишек картина во многом бы потеряла свое лицо. Пейзажи Шишкина настолько проникновенны и реалистичны, что кажется, сейчас послышится скрип дерева, шум листьев или журчание ручья, но именно медведи, олицетворяющие потаенную жизнь шишкинского леса, сделали “Утро в сосновому лесу” столь знаменитым.

А у вас с чем связаны воспоминания с «Утром в сосновом лесу» Шишкина?

Понравился пост? Подписывайся на канал и делись своим мнением в комментариях!

Источники:

http://izbrannoe.com/news/iskusstvo/kto-narisoval-mishek-shishkinu-i-drugie-sekrety-izvestnykh-poloten/
http://kulturologia.ru/blogs/240619/43485/
http://zen.yandex.ru/media/id/5d264e5923371c00ada8e7cf/5d3c8ba835c8d800b90aceea

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии