Автор и его присутствие в литературном произведении. Московский государственный университет печати

Автор и его присутствие в литературном произведении. Московский государственный университет печати

Московский университет печати МГУП им. И. Федорова: описание, история и отзывы

Находящаяся в открытом доступе информация о высших учебных заведениях подчас предоставляет человеку противоречивые сведения, в связи с чем в его голове не может сложиться цельная, единая картина о конкретном институте или университете. В этой статье мы подробно остановимся на рассмотрении МГУП им. И. Федорова и ответим на вопрос о том, стоит ли сюда поступать или нет.

Специалисты каких областей отсюда выпускаются?

Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова – это столичный вуз, который выпускает из своих стен профессионалов в области издательского дела и полиграфии. По сути, он является единственным университетом на территории страны, осуществляющим комплексную подготовку сотрудников с высшим профессиональным образованием для дальнейшей трудовой деятельности в сфере медиаиндустрии, так как специалист с дипломом этого учебного заведения в будущем сможет работать в качестве и распространителя печатной продукции, и оформителя, и упаковщика, и дизайнера, и в целом спектре других направлений.

Институты

В настоящее время в МГУП им. И. Федорова насчитывается несколько институтов, которые в 2013 году были реорганизованы из факультетов. К ним относятся:

  • институт медиабизнеса и коммуникаций;
  • институт искусства книги и графики;
  • институт информационных технологий и принтмедиа;
  • институт журналистики и редакторского дела;
  • институт менеджмента и экономики.

До начала нулевых МГУП имени Федорова проводил подготовку специалистов на 5 факультетах и по 11 специальностям. По данным за 2000 год, численность студентов в стенах заведения составляла порядка 4 тыс. человек. Сегодня в структурной организации МГУП им. И. Федорова существует 30 кафедр, на которых трудятся 400 преподавателей. Докторов наук и профессоров насчитывается 72, кандидатов наук и доцентов – 233.

Из истории вуза

МГУП им. И. Федорова не всегда был таким, каким он знаком студентам сегодня. Основанный в 1930 году как Московский полиграфический институт на основе факультетов полиграфии Ленинградского и Московского высших художественно-технических институтов (сокращенно ВХУТЕИН), изначально МПИ был подведомствен Полиграфическому объединению ВСНХ (Высшему совету народного хозяйства). После он перешел в подчинение Наркомместпрому (Народному комиссариату местной промышленности), а затем, уже во 2-й половине 30-х годов, – Объединению государственных книжно-журнальных издательств (сокращенно ОГИЗ).

С 1949 года, согласно распоряжению советского Министерства высшего образования, в институте была установлена студенческая стипендия имени И. Федорова. В это же время, в связи с прекращением деятельности ОГИЗа, Московский полиграфический институт перешел в руки Главполиграфиздата СССР. 1993 год ознаменовался тем, что институт был переименован в МГАП – Московскую государственную академию печати. Она получила статус университета в 1997 году, а с 2010 года МГУП им. И. Федорова приобрел свое современное название, то есть начал носить имя знаменитого русского первопечатника. В 2011 году вуз перешел на универсальную болонскую систему образования, практикуемую сегодня во всех московских институтах и университетах и предусматривающую разделение обучения на уровни бакалавриата и магистратуры.

В 2013 году МГУП печати Федорова завоевал звание лучшего профильного вуза по версии учредителей конкурса «100 лучших вузов России». В марте 2017 года Министерством образовании и науки РФ было принято решение о слиянии московского государственного технического университета «МАМИ» с МГУП имени Ивана Федорова для того, чтобы создать на их основе единый Московский политехнический институт (Политех). Он начал свое функционирование в сентябре того же 2016 года.

Условия поступления и обучения

Сегодня в МГУП им. И. Федорова, факультеты и институты которого пользуются у абитуриентов востребованностью, можно поступить как на бюджетную, так и на платную форму обучения. Самый минимальный порог для поступления на коммерческую основу был выявлен для специальности «Материаловедение и технология материалов» – он составляет всего 164 балла. Для более востребованных и популярных факультетов, например «Издательское дело» или «Периодические издания и мультимедийная журналистика», этот показатель будет уже значительно выше – 240 и 368 баллов соответственно. Средний срок полного курса обучения на бакалавриате – традиционные 4 года, однако на некоторых направлениях, например «Оформление печатной продукции», цифра доходит и до 5 лет на стандартной очной форме обучения. Стоимость обучения на платной основе для бакалавров составляет минимум от 120 до 166 тыс. рублей в год, для магистров – от 70 до 140 тыс. рублей ежегодно. При этом срок обучения последних равняется двум годам, а для поступления им необходимо успешно сдать вступительное испытание внутри университета. Выпускникам же школ, поступающим на бакалавриат, придется предоставить результаты ЕГЭ, а именно такие положительно сданные предметы, как:

  • математика (профилирующий экзамен), русский язык, обществознание;
  • русский язык, литература, вступительное испытание;
  • русский язык, история, обществознание;
  • русский язык, литература.
Читать еще:  Зоны фен-шуй. Секторы фен-шуй. Сектора и зоны квартиры по фен шуй, накладываем Багуа или Ло-Шу на план.

Перечень необходимых экзаменов может варьироваться в зависимости от выбранного направления, поэтому в каждом конкретном случае его следует уточнять отдельно.

Положительные отзывы студентов

Из основных достоинств данного университета пользовательская интернет-аудитория выделила наличие профессиональных педагогов, обилие самой вариативной информации, которую студенту дают на занятиях, существование реальной возможности поступления на бюджетную основу. Кроме того, университет побуждает к постоянному саморазвитию: здесь никто не будет учиться за студента, в связи с чем он, так или иначе, со временем привыкнет добывать и анализировать информацию самостоятельно, думать своей головой. Еще один немаловажный, по мнению студентов, пункт – это неравнодушие руководства. Если у человека появились какие-то проблемы, затруднения в процессе обучения или дали о себе знать конфликтные ситуации с преподавательским составов, всегда можно обратиться к «начальству», которое выслушает и поможет разобраться.

Отрицательные отзывы

Однако вместе с тем молодежь описала и минусы, которые присутствуют в стенах заведения. К ним относятся, например, расписание МГУП им. Федорова, которое составляется деканатом очень долго и часто некорректно. Так, бывали случаи, когда студенты узнавали о занятиях прямо в тот день, когда они должны были быть, а по приходе обнаруживали, что пар будет не две, не три, а целых пять! Вместе с этим студенчество предостерегает абитуриентов, что нужно быть готовыми и к столкновению с некомпетентностью, так как под некоторых преподавателей бывает действительно сложно подстроиться. Иногда профессора оказываются просто оторваны от современности и, например, PR, маркетинг и рекламу могут преподавать в старом русле, по методикам, которые сегодня уже не используются. Также английский язык по программам ряда специальностей изучается не так долго и полно, как этого бы хотелось студентам. Мы опять же возвращаемся к теме самообразования, однако здесь уже скорее со знаком “минус”, ведь понадобится обращение к дополнительным ресурсам, поиск репетиторов и т. д.

Выпускники с большой буквы

Как бы то ни было, из стен МГУП вышло много выдающихся людей, в особенности деятелей культуры. Например:

  • В. А. Поникаров, заслуженный украинский и советский художник, член Национального союза художников Украины;
  • П. Н. Мамонов – музыкант в стиле рок, поэт, актер;
  • В. П Бурый – заслуженный деятель искусства России, художник-реставратор (высшая категория), профессор академии им. С.Г. Строганова.

Если эти люди смогли реализовать себя и найти собственную нишу в жизни, значит, альма-матер свое дело сделала – воспитала и выпустила в первую очередь достойных людей и, конечно, что не менее важно, хороших специалистов. А значит, получить здесь все необходимое при наличии заинтересованности сможет каждый.

Автор и его присутствие в произведении

Литература как вид словесного искусства обладает огромным формирующим потенциалом, восприятие художественных текстов актуализирует эстетические и морально-нравственные ценности личности. Иначе говоря, художественные произведения играют роль катализатора личностных смыслов для реципиентов. И сила воздействия произведения на личность непосредственно зависит от автора.

Образ автора в художественном произведении может рассматриваться с различных позиций, поскольку присутствие продуцента в тексте может иметь различные формы проявления.

Формы присутствия автора в тексте

Автор произведения – это, прежде всего, реальный человек, создатель текста.

С этой точки зрения может изучаться его биография, литературное наследие. В то же время следует помнить, что биографический, реальный автор чаще всего не совпадает с нарратором, рассказчиком. Причем, если изучение биографических данных, как правило, затруднений не вызывает, выявление образа нарратора, напротив, затруднено. Иначе говоря, следует разграничивать автора – реального человека и автора – рассказчика, образы которых могут не только не совпадать, но и вступать в противоречие друг с другом.

Читать еще:  Что такое анализ художественного произведения. Анализ литературно-художественного произведения

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

По мнению В. В. Виноградова, образ автора состоит, складывается из лингвистических особенностей текста, которые формируют его индивидуальную принадлежность. В качестве основного идентификатора образа автора в произведении выступает отношение автора к теме, к описываемым событиям и процессам, авторская модальность, позиция.

Причем, под авторской позицией понимается система представлений автора о высших нормах человеческих отношений, восприятие идеальной личности.

Принимая во внимание подобное понимание роли автора, само художественное произведение может пониматься как метафора авторского видения человека и мира.

Творчество автора всегда и неизменно направлено на читателя. Разумеется, бывают ситуации, когда автор пишет «в стол», однако и в этом случае создание текста всегда предполагает наличие реципиента. Соответственно, любое произведение отражает практические установки продуцента. Указанные установки могут влиять на прагматику текста, определять его жанр, стиль, выбор языковых средств.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Отдельно следует остановиться на понятии идиостиля. Указанный термин используется для обозначения особенностей формы индивидуально-авторского выражения.

Соответственно, в процессе изучения текста позиция автора может быть выявлена на основании исследований:

  • позиции автора;
  • прагматических установок произведения;
  • особенностей идиостиля.

Уровни присутствия автора в тексте

Более того, автор может быть представлен в тексте:

  1. На поверхностном уровне – в данном случае присутствие автора эксплицитное, легко интерпретируется, не требует от читателя привлечения дополнительных знаний. Чаще всего, на поверхностном уровне позиция автора легко «считывается» на основании обращения к анализу заглавия, эпиграфа, авторских примечаний, комментариев, предисловия, послесловия.
  2. На глубинном уровне – в данном случае эксплицитные средства выражения авторской позиции обретают свой смысл только в определенном контексте (в контексте художественного дискурса или определенной культурной модели).

В качестве идентификатора автора в тексте может служить и тип повествования. В свою очередь, повествование может вестись от первого и третьего лица. Основными формами повествования от первого лица выступают следующие:

  • герой-рассказчик активно участвует во всех событиях, которые происходят в произведении;
  • автор-рассказчик моделирует коммуникацию с читателем в форме диалога, в самом произведении автор вступает в диалоги с героями, открыто выражает свое отношение к происходящему.
  • нарратор, который героем не является. Для данного вида повествование свойственна открытая характеристика персонажей и событий.

В свою очередь, повествование от третьего лица представлено следующими типами:

  • авторское повествование – автор растворен в тексте, его главной целью является придание повествованию максимальной объективности, объемности;
  • несобственно-авторское повествование, при котором повествователь как бы вбирает в себя речь персонажа, автор стремится передать эмоции и чувства героя;
  • несобственно-прямая речь, при которой, наоборот, речь героя полностью поглощает голос автора.

Следует отметить, что при анализе текста разграничить несобственно-авторское повествование и несобственно-прямую речь достаточно проблематично.

Вне зависимости от формы повествования сам процесс чтения, интерпретации произведения представляет собой особый коммуникативный процесс, процесс взаимодействия автора и читателя. Более того, ряд ученых подчеркивает, что сила воздействия произведения на читателя зависит от психологической совместимости автора и читателя: личность выше оценивает те художественные тексты, психологические характеристики которых максимально полно отвечают особенностям читателя. В процессе этого коммуникативного взаимодействия осуществляется трансляция смыслов, само чтение произведения представляет собой, по сути, процесс угадывания замысла автора.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что любой художественный текст всегда создается автором – реальным человеком, писателем, который в той или иной форме всегда присутствует в тексте. Основными формами присутствия автора являются авторская позиция, прагматические установки, особенности идиостиля. Кроме того, репрезентация автора может быть поверхностной или глубинной, выраженной посредством повествования от первого или от третьего лица. В то же время, несмотря на низменное присутствие автора в тексте, личность автора не может быть представлена в произведении во всей полноте.

Читать еще:  Краткая характеристика ноздрева из мертвых душ. Характеристика и образ ноздрева в поэме мертвые души гоголя

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

4 Автор и его присутствие в произведении

Автор и его присутствие в произведении

§ 1. Значения термина «автор». Исторические судьбы авторства

Слово «автор» (от лат. аuсtог — субъект действия, основатель, устроитель, учитель и, в частности, создатель произведения) имеет в сфере искусствоведения несколько значений. Это, во-первых, творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт. Во-вторых, это образ автора, локализованный в художественном тексте, т. е. изображение писателем, живописцем, скульптором, режиссером самого себя. И наконец, в-третьих (что сейчас для нас особенно важно), это художник-творец, присутствующий в его творении как целом, имманентный произведению. Автор (в этом значении слова) определенным образом подает и освещает реальность (бытие и, его явления), их осмысливает и оценивает, проявляя себя в качестве субъекта художественной деятельности.

Авторская субъективность организует произведение и, можно сказать, порождает его художественную целостность. Она составляет неотъемлемую, универсальную, важнейшую грань искусства (наряду с его собственно эстетическими и познавательными началами). «Дух авторства» не просто присутствует, но доминирует в любых формах художественной деятельности: и при наличии у произведения индивидуального создателя, и в ситуациях группового, коллективного творчества, и в тех случаях (ныне преобладающих), когда автор назван и когда его имя утаено (анонимность, псевдоним, мистификация).

На разных стадиях культуры художническая субъективность предстает в различных обликах. В фольклоре и исторически ранней письменности (как и в иных формах искусства) авторство было по преимуществу коллективным, а его «индивидуальный компонент» оставался, как правило, анонимным. Если произведение и соотносилось с именем его создателя (библейские притчи Соломоновы и Псалмы Давида, басни Эзопа, гимны Гомера), то здесь имя «выражает не идею авторства, а идею авторитета». Оно не связывается с представлением о какой-либо инициативно избранной манере (стиле) и тем более — об индивидуально обретенной позиции творца: «Произведение скорее осознается как плод жизнедеятельности коллектива, чем как творение отдельной личности»[132].

Но уже в искусстве Древней Греции дало о себе знать индивидуально-авторское начало, о чем свидетельствуют трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. Индивидуальное и открыто заявляемое авторство в последующие эпохи проявляло себя все более активно и в Новое время возобладало над коллективностью и анонимностью.

Вместе с тем на протяжении ряда столетий (вплоть до XVII–XVIII вв., когда влиятельной была нормативная эстетика классицизма) творческая инициатива писателей (как и иных деятелей искусства) была ограничена и в значительной мере скована требованиями (нормами, канонами) уже сложившихся жанров и стилей. Литературное сознание было традиционалистским. Оно ориентировалось на риторику и нормативную поэтику, на «готовое», предначертанное писателю слово и уже имеющиеся художественные образцы.

На протяжении же двух последних столетий характер авторства заметно изменился. Решающую роль в этом сдвиге сыграла эстетика сентиментализма и в особенности романтизма, которая сильно потеснила и, можно сказать, отодвинула в прошлое принцип традиционализма: «Центральным «персонажем» литературного процесса стало не произведение, подчиненное канону, а его создатель, центральной категорией поэтики — не стиль или жанр, а автор»[133].

Если раньше (до XIX века) автор более представительствовал от лица авторитетной традиции (жанровой и стилевой), то теперь он настойчиво и смело демонстрирует свою творческую свободу. Авторская субъективность при этом активизируется и получает новое качество. Она становится индивидуально-инициативной, личностной и, как никогда ранее, богатой и многоплановой. Художественное творчество отныне осознается прежде всего как воплощение «духа авторства» (весьма характерное для романтической эстетики словосочетание).

Итак, авторская субъективность неизменно присутствует в плодах художественного творчества, хотя и не всегда актуализируется и приковывает к себе внимание. Формы присутствия автора в произведении весьма разнообразны. К ним мы и обратимся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источники:

http://www.syl.ru/article/314100/moskovskiy-universitet-pechati-mgup-im-i-fedorova-opisanie-istoriya-i-otzyivyi
http://spravochnick.ru/literatura/avtor_i_ego_prisutstvie_v_proizvedenii/
http://lit.wikireading.ru/43693

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии