Аспекты перинатальной психологии». Перинатальная психология или психология родительства
Перинатальная психология или психология родительства.
Перинатальная психология или психология родительства.
Есть такое понятие, еще пока малоизвестное многим родителям, как перинатальная психология.
Что такое перинатальная психология?
Перинатальная психология — это наука о психической жизни, не рождённого ребенка или только что родившегося (не родившегося ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом, а после рождения ребенок называется новорожденным в течение 4 недель).
Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новорожденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка. В этой области работают специально обученные перинатальные психологи в тесном сотрудничестве с врачами.
Каково направление перинатальных психологов?
– Подготовка к родительству обоих супругов;
– Подготовка к беременности и материнству;
– Юное и возрастное материнство;
– Психологическая работа с бесплодием и суррогатным материнством;
– Сопровождение в родах и послеродовой период;
– Психологическое консультирование пациентов при применении ЭКО и др.
Психологи утверждают, что все мы родом из детства, и я как перинатальный психолог, могу сказать, что корень многих «взрослых» проблем нужно искать ДО, ВО ВРЕМЯ и ПОСЛЕ РОДОВ.
Начнем с того, что ребенка желать должны оба родителя. Супруги должны договариваться в планировании беременности. Обоюдное согласие зачать ребенка служит первым толчком формирования у него здоровой психики. Ученые всего мира давно уже доказали, что, находясь в утробе матери, младенец уже умеет чувствовать. И, конечно же, ему передаются эмоции матери. И тогда появляется вопрос, если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная психология утверждает, что не только можно, но и необходимо. Зарождение позитивного или негативного восприятия мира, отношения к окружающим начинается именно в период внутриутробного развития. Восприятие окружающего мира посредством общения через маму и переживание малышом периода родов, а также информация, которую он получает в начале своей жизни, откладывается на подсознательном уровне и оказывает мощное влияние на всю последующую жизнь ребенка. И чем естественнее будет относиться будущая мама к своей беременности, тем здоровее будет ребенок.
Беременность и роды непременно влекут за собой перемены в отношении женщины к себе и к окружающим. При зачатии два организма матери и ребенка начинают жить общей жизнью, образуя диаду. Весь организм женщины кардинально перестраивается, чтобы оптимально обеспечить жизнедеятельность вдвоем. Беременность, независимо от того желанная она или нет, как и рождение ребенка, сопровождаются большими нагрузками на все системы организма женщины, что может повлиять на состояние её здоровья, на развитие ребенка, привести к повышению тревожности, к появлению страхов, депрессивных переживаний. Происходит изменение и социального статуса супругов, которые становятся матерью и отцом. Таким образом, появление в семье нового члена неизбежно приводит к перестройке семейной системы и меняет супружеские отношения. Супружество – это не только, когда все хорошо, а когда пара объединяется друг с другом в любых сложностях.
В разные периоды жизни желание иметь ребенка определяется разными мотивами. Все зависит от семьи, от ее развития. Существует различные способы развития семьи. В любой семье могут возникать кризисы. А кризис – это нормальная и естественная ступень развития любой семейной системы. Бывает, что рождается ребенок в период кризиса в семье, и возможно, зачастую это попытка разрешить семейные проблемы. Но, из-за такой попытки разрешить проблему с помощью беременности и родов, родители ставят новорожденного в неблагоприятные условия развития. И бывает наоборот, что из-за семейных кризисов беременность не наступает.
А если забеременеть не получается и по медицинским показателям оба супруга здоровы, как быть?
В этот момент на помощь и приходят перинатальные психологи, которые помогают найти причины бесплодия. Эти причины могут быть разными и всё очень индивидуально. Одной из причин, являются страхи.
Существует группа страхов, которая препятствует появлению беременности:
– страхи / проблемы социального статуса будущих родителей;
– страх изменения привычного образа жизни;
– страх изменения отношений, когда появится ребенок;
– страх быть плохой матерью;
– страх сопротивляться семейной истории (обязательно надо родить, а я пока не хочу, но…);
– экзистенциальные страхи (невозможность предугадать родится ли ребенок здоровым);
С этими видами страхов перинатальные психологи работают с помощью разных методов психотерапии. Это и гештальт – терапия, это арт-терапия, сказко – терапия и др.
Конечно же, беременность это не то состояние, которое надо лечить. Однако, беременность, являясь кризисом адаптации, может актуализировать психологические проблемы и провоцировать психические (чаще невротические) расстройства.
Можно утверждать, что состояние беременности это, как правило, амбивалентное состояние. Для будущей матери период беременности – время существования разнонаправленных потребностей и поиск гармоничного их примирения. Наблюдая за беременными женщинами, можно заметить, что беременность часто переживается ими как болезнь. По многочисленным жалобам на соматические симптомы молодые мамы обращаются к врачам. Бывают случаи, что некоторых мамочек госпитализируют по акушерским показаниям в отделение патологии беременности для того, чтобы снизить невротическую тревожность.
Поэтому важной задачей психотерапии во время беременности является адаптация, в частности адаптация к новому образу своего тела. Иногда беременность – это чуть ли не первая возможность тела предъявить свое существование, которое нельзя не заметить. Принятие своей телесности является важным процессом в формировании материнской сферы – это становление женской зрелости, которая является развитием материнских чувств во взаимодействии с собственным ребенком. Принять свое тело во время беременности – это важный аспект женщины.
Но, чрезмерный контроль своего тела или ребенка внутри во время беременности, считается одной из причин ТОКСИКОЗА.
(Причина токсикоза может быть как физическая – это заболевания ЖКТ и др., так и психологическая – все индивидуально).
Ведь малыш в состоянии уже внутриутробно почувствовать является ли он желанным для родителей, и способен воспринимать мамино настроение и общение с окружающими её людьми. Он должен еще в животе получить эмоциональный опыт.
Для этого перинатальные психологи применяют различные психотерапевтические техники.
Это может быть индивидуальная психотерапия для беременной мамы и отдельно для «беременного» папы, могут быть арт – техники, рисунки себя как мамы в «новом мире», рисунки будущего ребенка, это может быть и прослушивание спокойной музыки, чтение сказок, занятие специальными дыхательными телесными техниками, плавание, посещение курсов «Я мама», а также курсов по грудному вскармливанию и др.
Все это может помочь сформировать положительное отношение к ребенку еще во внутриутробном периоде, а также может помочь научиться переживать различные эмоции к ребенку.
Какой бы вариант помощи как будущим родителям вы бы не выбрали, прислушивайтесь к себе, к своему телу, к своим желаниям, возможно, будет тяжело и страшно, но пройти этот путь совместно – с кем-то, значительно облегчит его вам.
Работа перинатальных психологов очень ответственна и обширна. Даже если беременность только запланированная – это уже шаг вперед, и женщине нужно время, чтобы осознать и принять этот шаг.
А еще важно осознать, КОМУ РОЖАТЬ РЕБЕНКА (для кого) и ДЛЯ ЧЕГО? И если есть потребность стать родителями, то без разницы как появится ребенок.
Аспекты перинатальной психологии». Перинатальная психология или психология родительства
Чтобы посмотреть информацию о учебной программе Перинатальная психология, пройдите на страницу программы:
В нашей стране оценка течения беременности и родов сводится к изучению физиологических процессов и осложнений данного периода, а психоэмоциональная сторона беременности и родов часто не принимается во внимание. Известно, что ребенок ведет активную жизнь в чреве матери. Все, что она делает, тем или иным образом передается ребенку. Многие реакции плода связаны с состоянием матери. Например, ребенок совершает судорожные движения в тот момент, когда мать волнуется. Ребенок четко воспринимает информацию от матери, и если она отвергает ребенка, то он чувствует это отвержение.
В современной психологии отдельной наукой выделена психология беременности, развития плода и новорожденного ребенка, как в последствии влияющая на личность и ее становление, развитие и психоэмоциональное состояние в целом.
Прената́льная и перината́льная психоло́гия (лит. pre — до, лит. peri — около, лат. natalis — относящийся к рождению) — наука о психической жизни нерожденного ребенка или только что родившегося. Область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь.
Перинатальная психология предполагает 2 базовых аксиомы:
- наличие психической жизни плода (еще неродившегося ребенка в утробе матери);
- наличие долговременной памяти у плода и новорожденного (ребенка в течение 4 недель после рождения).
Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новорожденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка. Это – редкий пример деятельности, когда разные специалисты в общем, находят общий язык. А занимаются этим психологи, психотерапевты, акушеры, педиатры, педагоги.
Предполагается, что долговременная память плода распространяется на события, происходящие во время беременности, родов, послеродовом периоде. Эти события влияют на формирование подсознания и на формирование психических и поведенческих реакций взрослого человека.
Особенно сильно перинатальные события влияют на:
- поведение человека в критических ситуациях: стресс, развод, служебные трудности, аварии и т.п.
- тягу человека к экстремальным видам спорта, службе в армии и отношению к войне, отношение к сексу, азартным играм и вообще ко всему “острому”.
Перинатальная психология
Предмет: развитие психики ребенка.
Объект: диада «мать-дитя»; система «ребенок-родители»
Цель: оптимизация развития ребенка
Область исследования:
- психическое развитие ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периоде;
- мать (родители) как условие психического развития ребенка;
- детско-родительские и семейные отношения;
- терапевтические и коррекционные методы оптимизации психического развития ребенка, психического и физического состояния матери (родителей) и детско-родительских отношений.
Задачи:
- диагностика готовности к материнству и отцовству;
- выявление связи психического состояния матери в беременности, родах, послеродовом периоде с развитием ребенка;
- психологическая поддержка и помощь матери и семье в период планирования, ожидания, рождения и раннего развития ребенка.
Средства воздействия:
- оптимизация состояния матери и отца;
- принятие беременности, ребенка и материнства (родительства);
- повышение материнской компетентности;
- гармонизация семейных отношений.
Результаты воздействия: гармонизация детско-родительских отношений, оптимизация психического и физического развития ребенка.
Основные достижения:
- разработаны теоретические основы профилактики нарушений, оптимизации и коррекции психического развития ребенка в пренатальном и раннем постнатальном периоде;
- выявлена взаимосвязь между психологическими проблемами родителей и особенностями психического развития ребенка;
- предложены методы диагностики психологической готовности к материнству (родительству);
- разработаны методы и средства психологической помощи ребенку, матери и семье в подготовке к родительству и преодолению психологических и психосоматических проблем зачатия, беременности, родов, лактации и развития ребенка.
Базовые перинатальные матрицы
Основателем теоретической базы считается Станислав Гроф, американец чешского происхождения, один из основателей трансперсональной психологии. Он вывел теорию перинатальных матриц. Кратко его основные положения заключаются в следующем. У человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. Они называются базовыми перинатальными матрицами.
1. Матрица наивности. Эта матрица соответствует периоду беременности до момента начала родов. Когда начинается ее формирование – не очень ясно. Скорее всего, для нее необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода – т.е.22-24 недели беременности. Некоторые авторы предполагают клеточную память, волновую память и т.п. В этом случае матрица наивности начинает формироваться сразу после зачатия и даже до него. Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше.
2. Матрица жертвы. Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Примерно соответствует 1 периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а “выход” из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть компенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода и формирует патологическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери, боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода и тогда матрица жертвы также формируется патологическая. При плановом кесаревом сечении матрица сформироваться не может, при экстренном она формируется.
3. Матрица борьбы. Примерно соответствует 2 периоду родов. Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это спорно. Скорее всего, она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.
4. Матрица свободы. Начинается с момента рождения и формирование ее заканчивается в период первых 7 дней после рождения, либо в первый месяц, либо создается и пересматривается всю жизнь человека. Т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. Разные исследователи по-разному оценивают продолжительность формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.
Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т.п.).
Сам С. Гроф, занимаясь перинатальными матрицами, проводил опыты с использованием ЛСД на 5 тысячах человек. Он сравнивал разные типы галлюцинаций у этих людей с обстоятельствами их рождения. Кроме того, Гроф пытался установить связь базовых перинатальных матриц с теми психосоматическими заболеваниями (язвенная болезнь, гипертония, колит, нейродермит и т.п.), которыми испытуемые болели во взрослом возрасте. Сейчас для взрослых существуют методики прохождения и исправления своих матриц с помощью методик холотропного дыхания, т.е. дыхания с созданием управляемой гипоксии. Это довольно сложное мероприятие проводится только специалистами – психологами.
Пути передачи информации.
Если мы признаем наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной плоду и обратно. По современным представления существуют 3 основных пути:
1. Традиционный – это через маточно-плацентарный кровоток. Через плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями. Таковы, например, гормоны стресса, эндорфины, и т.п.
2. Волновой – электромагнитное излучение органов, тканей, отдельных клеток и т.п. в узких диапазонах. Например, есть гипотеза, что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматозоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электромагнитного излучения. Зигота (оплодотворенная яйцеклетка) тоже извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне, а не на гормональном. Также больной орган матери излучает “неправильные” волны плоду и соответствующий орган у будущего ребенка может сформироваться тоже патологичным.
3. Водный – через водную среду организма. Вода может являться энергоинформационным проводником и мать плоду может передавать некую информацию просто через жидкостные среды организма.
Электромагнитное поле беременной женщины работает в миллиметровом диапазоне, изменяется в соответствии с изменениями окружающей среды и играет роль одного из механизмов адаптации. Ребенок, в свою очередь, тоже обменивается с матерью информацией в этом же диапазоне.
Интересно, что проблема суррогатного материнства может быть рассмотрена совсем с другой стороны. Суррогатная мать, вынашивающая чужого (генетически) ребенка в течении 9 месяцев, неизбежно информационно влияет на него и это получается частично ее ребенок. Вынашиваемый ребенок также влияет на свою биологически неродную мать.
Проблема “нежеланных детей “, т.е. детей нежеланных для одного из родителей или для обоих, детей нежеланного пола, детей с дальнейшим нарушением социальной адаптации – это хлеб большой армии специалистов в цивилизованных странах. “Не желанность” – очень расплывчатое понятие. Кому из родственников мешает появление этого ребенка, когда, по какой причине – всегда по-разному. Как дети в перинатальный период узнают о своей не желанности? Может быть, потом на не желанность спихиваются все проблемы человека, которые больше не на что списать.
Занимаются этими проблемами энтузиасты и все это не более чем гипотезы, хотя и очень красивые и, хочется верить, в чем-то верные.
Практические выводы.
Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная психология утверждает, что не только можно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания.
Главное – это достаточное количество положительных эмоций, испытываемых матерью. Классически беременным предлагалось смотреть на красивое, на природу, на море, не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если мать рисует, даже не умея этого делать, и в рисунке передает свои ожидания, тревоги и мечты. Огромный положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится “мышечная радость”, которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при длинных прогулках.
Проблемы перинатальной психологии
Сложившаяся в преддверии третьего тысячелетия демографическая ситуация в России заставляет обратить особое внимание на проблемы беременности и рождения здоровых детей. По статистике в настоящее время в разных регионах России доля рождающихся здоровыми детей составляет от 4% до 10%, т.е. около 90% детей рождаются больными. В связи с этим в XXI в. может произойти значительное снижение интеллектуального и морально-нравственного уровня нации.
Во внутриутробный период не только формируются анатомические органы и физиологические системы, начинается их функционирование, но также начинается и психическая (в том числе эмоциональная) жизнь еще неродившегося ребенка. Важным фактором всего последующего развития человека является перинатальная память, которая включает в себя воспоминания о прохождении беременности и родов. Уже в дородовый период жизни ребенка начинает формироваться базовое доверие или недоверие к миру, которое основывается на информации, поступающей к ребенку от матери.
Связь между эмоциональным неблагополучием беременной и течением родового процесса получила подтверждение клиницистов. В связи с этим считается, что именно эмоциональные аспекты беременности могут стать предметом коррекционного и развивающего воздействия. Беременная женщина должна быть счастливой. Для этого необходимо создать ряд соответствующих психологических служб, главной целью которых будет помощь женщинам в подготовке к родам: это – ее положительное отношение к родоразрешению; восприятие родов как радостного события; полное подавление тревоги и страха; умение управлять собой и своими эмоциями и полное единение со своим еще не родившимся ребенком.
Именно этим занимается перинатальная психология, берущая начало из работ С.Грофа. И если мы хотим, чтобы будущее поколение людей было лучше и гармоничнее нынешнего, мы с сегодняшнего дня должны начать осознанное движение в направлении оздоровления общества.
Первым шагом могло бы стать формирование общественного мнения на основе научных достижений перинатальной психологии, признающего, что общество в целом и каждый его член в отдельности ответственны за жизнь и здоровье каждого зачатого человека. Такое общественное мнение способствовало бы созданию зоны комфорта для будущей матери и максимальному устранению психотравмирующих раздражителей.
Вторым необходимым шагом должно стать формирование новой философии и технологии родовспоможения, призванных уменьшить уровень стресса матери и объем негативной информации, наносящей травму ребенку, груз которой человек несет всю последующую жизнь.
Третьим аспектом должно стать продолжение научных исследований в области перинатальной психологии, которой предстоит, прежде всего, найти ответы на вопросы: каким образом информация (в первую очередь, эмоциональная) поступает от матери к ребенку? Каким образом полученная информация фиксируется в его памяти? Ответы на эти и другие вопросы позволят ближе подойти к пониманию того, что мы называем психикой человека, к решению и профилактике ряда психологических проблем у будущих поколений людей.
Перинатальная психология: мистика или реальность
Рождение ребенка – важнейший момент в жизни супругов. К нему следует готовиться, так как за эти девять предстоящих месяцев будет заложена основа его личности и фундамент его судьбы. Это самый таинственный этап жизни человека и, наверное, чрезвычайно важный. Для будущих родителей важно знать не только особенности внутриутробного физического развития, но и познакомиться с духовной жизнью своего еще не родившегося ребенка, с основными положениями его интеллектуального и психического развития, которые обосновывает перинатальная психология. Это – новое направление в науке, изучающее формирование и развитие психики ребенка с момента зачатия и до его появления на свет, включая все этапы рождения. Действительно, психическая жизнь еще не появившегося дитя таинственна и сложна. Она тесно связана с жизнью матери в этот период. Все мысли, слова, эмоции, стрессовые переживания теперь касаются не только ее, но и ребенка. Не случайно во многих странах Востока отсчет прожитых лет человека начинается с момента зачатия. В давние времена на Руси оберегали беременную женщину от дурного глаза и от худого слова, от травмирующих ситуаций от травмирующих не родившегося, но и.
Перинатальная психология: основные положения
Основоположником данного направления научного знания является известный ученый в области трансперсональной психологии Станислав Гроф, который утверждает, что именно в период внутриутробного развития и рождения в психике каждого человека прочно закладываются программы, которые раскрываются или проявляются в дальнейшей жизни человека. Эти девять месяцев невидимой жизни маленького человека могут предопределить всю его дальнейшую жизнь, проявляясь в особенностях поведения, свойствах личности, увлечениях и выборе профессии. Ученый назвал эти программы, каждая из которых связана с определенным периодом развития и стадией родов перинатальными базовыми матрицами. Наше сознание подобно сложнейшему компьютеру, и информация, записанная в этих базовых программах, работает всю жизнь человека.
Перинатальная психология, как область психологических знаний о человеке, возникла недавно, но она уже привлекла пристальное внимание не только психологов и психотерапевтов, но и педагогов, специалистов медицины.
Матрица Наивности
Первая базовая перинатальная программа формируется в период внутриутробного развития ребенка. Ее называют Матрицей Наивности или Нирваны. Для нее характерно состояние полного удовлетворения всех потребностей, любви и блаженства, ощущения бесконечного благополучия. Все желания этого крошечного человечка осуществляются в момент их возникновения, ему не нужно прикладывать никаких усилий. Он един с организмом матери, поэтому все осуществляется само собой. При благоприятном течении беременности ребенок получает более высокий психический потенциал к адаптации к окружающему миру и возможность быть здоровым, сильным и успешным в будущем.
Все, чем живет в это время будущая мать, все ее переживания, мечты, разочарования, сомнения запечатлевается в программе, становятся неосознанными фактами биографии будущего человека. Ведь стоит заволноваться женщине, как малыш сразу же откликнется. Любое эмоциональное состояние заставляет малыша реагировать. Пока они представляют собой единое целое, он, малыш, прилежно усваивает на неосознанном уровне материнский опыт. Формируется первая базовая матрица, которая, если не управлять, то влиять будет весьма серьезно на жизнь человека.
Что же происходит, когда завершающая фаза формирования первой перинаталной матрицы нарушается, когда по медицинским показаниям ребенку помогают родиться через кесарево сечение? Он лишается двух последующих — они просто не откладываются в его психике. Такой человек становится носителем только матрицы наивности, и это ведет к появлению своеобразных свойств личности. Он отличается слишком высоким доверием к окружающим людям и сниженным инстинктом самосохранения. Волевые качества недостаточно развиты: ему трудно определить цели в жизни, а если они появляются, ему не хватает настойчивости, трудолюбия и упорства в их достижении. Ведь в его матрице живет неосознанная программа, что все необходимое должно прийти само собой. Нет, они не становятся бездельниками. Но некая пассивность присутствует в их характере.
Желанные дети. Случайные дети. Мы редко планируем рождение своих детей. Все происходит часто неожиданно, а иногда и не вовремя. Начинаются сомнения, просчитываются различные варианты, выслушиваются мнения самого разного толка. Быть или не быть ребенку – этот вопрос может стоять перед женщиной не один день. Наконец решение принимается в пользу жизни. Но что там записалось в матрице? Ему рады? Ему сделали одолжение, разрешив родиться и жить? Будет ли он здоров после того, как его собирались убить? Почувствует ли себя малыш желанным и любимым? Какую миссию мы иногда возлагаем на плечи еще не родившегося ребенка? Как часто он становится спасителем отношений мужчины и женщины, заставляя их вступать в брак или сохранить его от распада. Страшно подумать, насколько разрушительны слова недовольства и раздражения матери или, не дай Бог, проклятия в адрес ребенка. Он родится, и она будет безумно любить его, но программа может начать свою разрушительную работу. Поэтому каждой женщине следует быть чрезвычайно ответственной в этот период своей и его жизни.
Матрица жертвы
Начало родовых схваток знаменует собой формирование второй базовой матрицы. Тяжелый момент не только для матери, но и для ребенка. Страдает и женщина, и ее рождающийся ребенок. Пока они еще крепко связаны, поэтому и боль, и эмоции у них общие. Эту, формирующуюся во время схваток программу называют матрицей Жертвы. После девяти месяцев блаженства все меняется. Стенки матки начинают сжиматься, причиняя боль и лишая его состояния благополучия и любви. Все остается в прошлом. Он – жертва, ему нужно «бежать», но выхода нет, так как шейка матки еще не раскрылась. Но даже, казалось бы, в этой безвыходной ситуации ребенок принимает участие в своем рождении, как утверждают специалисты. Он борется за свою будущую жизнь; он помогает матери и себе, вбрасывая через плаценту в кровь женщины гормоны, замедляющие или ускоряющие процесс. Что же приводит к патологическому формированию этой матрицы? Стремительные роды, а также долгий период схваток фиксируют в программе безвыходность ситуации, состояние отчаяния. Страх матери перед родами способствует выработке гормонов стресса, что ведет к переживанию ребенком ужаса, беспомощности и безысходности.
Какова роль программы второй перинатальной матрицы в жизни человека? Все, что пережил малыш на этой стадии родов, может проявиться в его поведении в трудных ситуациях. Тот, кто благополучно прошел эту стадию своего рождения всегда найдет в себе силы для борьбы, терпения в достижении поставленной цели, не отчаиваться и не винить себя в случае поражения. Он получил опыт решения безвыходных ситуаций. В его программе зафиксировалась уверенность, что все трудности и препятствия можно преодолеть, что, борясь, он справится с ними.
Если человек становиться обладателем матрицы, в которой записались какие-либо ошибки, то в нем развивается обостренное чувство долга, он отличается высокой ответственностью и повышенной старательностью, склонностью к самообвинению. Любая сложная ситуация вырастает в его глазах до чудовищных размеров, из которой он боится не найти выхода. В нем присутствует бессознательный страх перед трудными обстоятельствами, и он является препятствием в решении проблем. Даже маленький ребенок начинает пасовать перед какой-либо трудностью. «Нет, у меня не получится!», — говорит такой малыш, даже не попытавшись что-либо сделать. Нужно отметить, что у совсем маленьких детей часто проявляются «базовые страхи» — страх темноты, одиночества, боли, сказочных существ, необъяснимых явлений и конечно, страх смерти. Эти детские необъяснимые страхи хранятся в памяти многих взрослых людей.
Матрица Борьбы и Пути
Она закладывается с момента раскрытия шейки матки и до рождения дитя. Эта матрица характеризуется тем, что переживания отчаяния и безысходности преодолены, так как есть выход. Но, проходя через родовой канал, плод временно переживает нехватку кислорода, страх смерти. Это толкает его действовать, чтобы пройти через препятствие к жизни. Он – больше не Жертва, он – Борец за свою жизнь, сам прокладывает себе путь. Поэтому эта программа и называется матрицей Борьбы и Пути. Если этот этап рождения пройден малышом благополучно, то он получает бесценный опыт преодоления препятствий и трудных ситуаций. Став взрослым, он будет ценить свою жизнь и бороться там, где необходимо, но не будет кидаться в бой, если в этом нет необходимости и ради своего самоутверждения.
Если потужной период был долгим и трудным, в программе человека жестко фиксируется стадия страдания и борьбы. Вся его дальнейшая жизнь станет бессознательным вызовом смерти и бесконечной борьбой за выживание. Это проявляется в выборе деятельности человека и профессии, его часто опасных увлечениях. Посмотрите на людей, занимающихся экстремальными видами спорта: их жизнь – это бесконечный поединок со смертью. Вызывают недоумения рискованные действия молодых людей, которые ради лайков и роликов в Интернете бросают вызов смерти. Кто победит?
Многие специалисты утверждают, что при кесаревом сечении третья матрица не закладывается, другие утверждают, что в момент извлечения плода из матки она формируется, хотя в усеченном виде.
Матрица Свободы
Первый вздох ребенка, первый его крик знаменуют начало формирования четвертой матрицы. Он пришел в этот мир, преодолев столько трудностей, боли, борьбы, напряжения и переживаний. Путь пройден, борьба закончилась, все испытания остались в прошлом. Но что он получил взамен? Свободу! Но она принесла ему ощущение полного одиночества в этом чуждом ему мире. И как важны для пришельца первые минуты и часы жизни! Ему так нужны именно в этот момент любовь и защита матери, так важно ощущать ее дыхание и слышать, как и прежде, спокойное биение ее сердца. Если эти потребности ребенка соблюдены, то Свободу он воспринимает с чувством безопасности и уверенности. Если в первые часы своей жизни его отлучают от матери, и он не получает по каким-либо причинам ее заботу и внимание, то страх свободы зафиксируется в матрице. Став взрослым, человек может испытывать бессознательное напряжение в ситуации свободы, так как она для него непосильная ноша. Возможности свободно действовать и принимать самостоятельные решения будут напрягать его всегда.
Исследователи называют различные сроки формирования четвертой матрицы – от первых минут и часов после рождения и до месяца. Многие специалисты утверждают, что она формируется всю последующую жизнь, и отношение к свободе постоянно претерпевает изменения.
Какой же можно сделать вывод? Наверное, мало у кого проходит формирование этих на первый взгляд мистических матриц гладко, без нарушений и всякого рода сбоев. К сожалению, не все находится в нашей власти. Но и не так уж мало. Вот несколько советов будущим мамам.
Во-первых, серьезно отнеситесь к своему здоровью. Наиважнейший фактор, от которого зависит и благополучное течение беременности, и роды, и здоровье малыша.
Во-вторых, помните, что судьба ребенка во многом закладывается еще в период беременности. И вам выбирать то, как вы проживете эти девять месяцев, какие чувства и эмоции впустите в свою жизнь, чему будете радоваться и с кем общаться.
В-третьих, не отчаивайтесь, если в период беременности и родов произошли какие-то отклонения от нормы. Специалисты по перинатальной психологии считают, что любые ошибки в формировании базовых матриц можно скорректировать. Грудное вскармливание (желательно до года), внимание, любовь и ласка, разумное воспитание способны исправить многие ошибки, случающиеся во время родов.
В –четвертых, займитесь интеллектуальным развитием еще не родившегося малыша. Да, да! Не удивляйтесь! Уже пора. Знаете ли вы, что к концу шестого месяца развития плода завершается формирование клеток головного мозга. Он начинает слышать и воспринимать все, что происходит вокруг вас. Научитесь общаться со своим малышом. Ваш голос он слышит прекрасно. Поэтому пойте ему песенки, разговаривайте с ним, слушайте вместе с ним музыку, читайте стихи. Известно, что детишки, приобщенные к музыке еще до рождения, бывают более спокойными, легко обучаемыми. Они более способны к овладению иностранными языками. Какую музыку слушать? Специалисты советуют спокойную, мелодичную музыку, а вот агрессивную лучше избегать. Произведения Вивальди и особенно Моцарта пользуются в наше время у будущих мамочек большой популярностью. Вы слышали о феномене Моцарта? Эта музыка оказывает, по мнению специалистов, уникальное воздействие на развивающийся плод.
Перинаталная психология — модное в наши дни научное направление. Найдите время познакомиться с ее основными положениями. Это поможет решать многие проблемы не толко в вашей жизни, но и в жизни вашего ребенка.
Источники:
http://www.b17.ru/blog/77424/
http://or-sun.ru/prenatalnaya-i-perinatalnaya-psixologiya/
http://lyubov-semya.ru/perinatalnaya-psihologiya-mistika-ili-realnost/