Архитектор дворца советов. Дворец советов: главные секреты самого грандиозного архитектурного проекта ссср
Дворец Советов в СССР: история проектирования одного из самых грандиозных сооружений
Дворец Советов как символ победы социализма в СССР
Дворец Советов СССР по мысли возглавлявшего в то время государство Сталина и его ближайших сподвижников должен был стать символом молодого социалистического государства и продемонстрировать всем преимущества нового строя. То, что данное сооружение так и не было построено, вовсе не умаляет достоинства тех, кто принимал самое активное участие в создании проектов и подготовке технической документации.
Начало конкурса на проектирование Дворца Советов
Конкурс, в соответствии с которым в самом центре Москвы на месте знаменитого храма Христа Спасителя должен был быть возведен монументальный Дворец Советов, был объявлен в самом начале 1930-х годов. К участию в конкурсе были привлечены лучшие проектные мастерские не только Советского Союза, но и европейских стран, а также США. Поначалу заказ не детализировал требования к новому сооружению. Говорилось только, что это здание должно стать символом социалистического строя, полностью соответствовать характеру и духу эпохи, а также представлять собой безусловную художественно-архитектурную ценность. Возможно, именно из-за размытости формулировок первый этап конкурса, прошедший в 1931 году, так и не выявил победителя.
Основные требования к самому масштабному сооружению в СССР
Уже в следующем году специальный совет, который отвечал за Дворец Советов, его проектирование и дальнейшее возведение, конкретизировал свои требования к будущему шедевру. В соответствии с новым заказом это здание должно было быть построено в классическом стиле, но имея в виду все новейшие достижения архитектурно-художественной мысли. Дворец Советов должен был поразить всех своей монументальностью, изяществом и цельностью, отражать все самое лучшее, что дает человеку социалистический строй. Правда, стоит сказать, что заботясь о внешнем оформлении, совет по строительству практически не касался технической и экономической стороны дела. А ведь для такого мощного здания требовался не менее мощный фундамент, что в условиях Москвы с ее крайне неустойчивыми почвами многим казалось практически неосуществимым.
Особенности проекта Б. Иофана по строительству Дворца Советов
К маю 1933 года совет принял решение, в соответствии с которым за основу принимался проект Б. Иофана, сделавшего ставку на ярусность и высотность. По предложению знаменитого архитектора планировалось создать самое высокое на тот момент здание в стране с двумя залами на двадцать и шесть тысяч человек соответственно, которое венчала бы огромная фигура пролетария, срывающего оковы. Впоследствии в этот проект был внесен ряд корректив, которые не только изменили внешний облик сооружения, но и заменили пролетария на Ленина.
Фундамент будущего Дворца Советов – архитектурный шедевр Никитина
Окончательно проект был доработан к 1939 году, тогда же началось и строительство фундамента. Взялся за эту работу известный инженер Никитин, который для того, чтобы протекающая вблизи Москва-река не размывала грунт, пропитал периметр котлована специальным расплавленным битумом. Высокое качество и новаторский характер работ отмечали не только отечественные, но и зарубежные специалисты. Впоследствии этот фундамент был использован при строительстве бассейна “Москва”.
Дворец Советов: судьба нереализованного проекта
Дворец Советов, этот грандиозный памятник победе социализма в нашей стране, так и не был построен. Сегодня на его месте снова высится храм Христа Спасителя. Однако те идеи, которые были сформулированы при проектировании этого гигантского сооружения, легли в основу многих современных архитектурных технологий.
Архитектура и Проектирование | Справочник
Вы здесь
Проекты Дворца Советов СССР
Конкурсный проект Дворца Советов в Москве: проект И. Жолтовского, 1931 г. (высшая премия)
Огромное значение в архитектурной жизни СССР имело проектирование Дворца Советов СССР, начатое в 1931 г. Было проведено четыре этапа конкурса. Первый этап (февраль 1931 г.) носил предварительный характер, и его целью было уточнение конкурсной программы. Заказ на составление проектов получили ведущие архитекторы и бригады, представляющие различные архитектурные группы и течения. Всесоюзный открытый конкурс на проект Дворца Советов проходил в том же 1931 г. Программа требовала соответствия здания его социальному назначению, характеру эпохи и статусу художественно-архитектурного памятника столицы СССР. Предусматривалось создание большого зала на 15 тыс. чел. для проведения съездов, малого на 6 тыс. чел. для конференций, митингов, театральных представлений и т. п. Кроме того, два зала по 500 чел., два зала по 200 чел. и большое число различных служебных и обслуживающих помещений.
На конкурс было представлено 160 проектов, среди них 24 проекта из других стран (США — 11, Германия — 5, Франция — 3 и др.). Совет строительства Дворца Советов не принял ни одного из представленных проектов, считая не без оснований, что все они не ответили на поставленную задачу — создание памятника социалистической эпохи, однако наградил авторов 16 проектов, из которых три проекта были отмечены высшими премиями (проекты И. Жолтовского, Б. Иофана — СССР и Г. Гамильтона — США). Присуждение высших премий проектам различной творческой направленности подчеркивало необходимость дальнейших поисков и использования различных архитектурных средств для создания монументального архитектурного образа.
Совет строительства Дворца Советов в своем постановлении от 28 февраля 1932 г. ориентировал дальнейшие поиски на высотную композицию. В постановлении было также сказано: «Монументальность, простота, цельность и изящество архитектурного оформления Дворца Советов, долженствующего отражать величие нашей социалистической стройки, не нашли своего законченного решения ни в одном из представленных проектов. Не предрешая определенного стиля, Совет строительства считает, что поиски должны быть направлены к использованию как новых, так и лучших приемов классической архитектуры, одновременно опираясь на достижения современной архитектурно-строительной техники».
Следует отметить, что это указание относилось в основном лишь к художественным проблемам проектирования, в то время как создание полноценного архитектурного сооружения неразрывно связано с решением функциональных, технических, экономических и многих других задач. Однако многие архитекторы односторонне считали, что единственно важной стороной проектирования Дворца Советов является его художественный образ.
К третьему этапу конкурса, проходившему с марта по июль 1932 г., были привлечены 15 творческих коллективов-бригад, отмеченных премиями на предыдущем этапе. Большинство представленных проектов носило явно историзирующий характер, интерпретируя в грандиозных масштабах известные исторические образы Дворца Дожей, мавзолея Адриана, мавзолея Цецилии Метеллы и др. Конкурс опять не дал положительных результатов, и было решено провести четвертый этап, проходивший с августа 1932 г. по март 1933 г. К участию в конкурсе были привлечены наиболее видные архитекторы. В итоге Совет строительства 10 мая 1933 г. постановил принять за основу для дальнейшей разработки проект Б. Иофана, который развивал высотную ярусную композицию. В одном объеме размещались большой круглый зал на 20 тыс. чел. и на этой же оси за ним — полукруглый малый зал на 6 тыс. чел. Все сооружение завершалось 18-метровой статуей «Освобожденный пролетарий». Общая высота здания со скульптурой составляла 260 м.
Постановлением от 4 июля 1933 г. Совет строительства Дворца Советов поручил вести дальнейшую работу над проектом коллективу архитекторов: Б. Иофану (руководитель), В. Щуко и В. Гельфрейху. Одновременно Совет строительства вынес решение о завершении композиции монументальной скульптурой Ленина высотой 50-75 м, трактуя здание Дворца Советов в качестве пьедестала скульптурного памятника.
В 1934 г. авторским коллективом был создан эскизный проект Дворца Советов, представлявший сложную многоступенчатую композицию, высотой 415 м вместе с 80-метровой скульптурой вождя. В1939 г. проектирование в основном было закончено. Был разработан технический проект и началось строительство, прерванное начавшейся Великой Отечественной войной. Проект Дворца Советов так и не был осуществлен.
Завершение проектирования Дворца Советов во второй половине 30-х годов проходило уже в условиях полного пересмотра творческих позиций и поворота направленности архитектуры в сторону взаимодействия с исторической традицией (Строго говоря, тема Дворца Советов, особенно завершение его проектирования, должна была бы рассматриваться в гл. 2-й хронологически, и по своей творческой направленности. Мы рассматриваем эту тему до конца здесь лишь в интересах ее монографической цельности.). Технический проект Дворца Советов отличался от эскизного укрупнением уступчатых объемов и сведением их к трем высотным вертикально расчлененным цилиндрам, увеличивающимся по высоте здания. Композиция дворца состояла из трех основных элементов – скульптуры, ярусного пьедестала и стилобатных прямоугольных частей (высота 210 м и 100 м высота скульптуры В. И. Ленина). В центре прямоугольного плана размещался большой зал, предназначенный для проведения сессий Верховного Совета СССР, митингов, собраний и др., рассчитанный на 20000 чел., высотой 100 м и диаметром 160 м. К нему примыкал полукруглой формы малый зал на 6000 чел. Над большим залом в высотной части Дворца размещались залы Палат и Президиум Верховного Совета СССР.
Дворец Советов должен был стать грандиозным сооружением. Вся архитектурная часть здания трактовалась в качестве постамента памятника вождю. Такая трактовка была во многом противоречива. Кроме того, установка скульптуры на огромной высоте, по-видимому, затруднила бы ее правдивое восприятие.
Конкурсный проект Дворца Советов в Москве: эскизный проект 1933-1935 гг. В. Гельфрейх, Б. Иофан, В. Щуко, скульптор С. Меркулов. Макет (общая высота 415 м со скульптурой, скульптура В. И. Ленина 80 м)
Конкурсный проект Дворца Советов в Москве: технический проект Дворца Советов, 1937—1939 гг. В. Гельфрейх, Б. Иофан, В. Щуко, скульптор С. Меркулов. Большой зал (вариант бригады А. Хрякова), разрез, план
Конкурсный проект Дворца Советов в Москве: проект Б. Иофана, 1933 г. (был принят за основу для дальнейшей разработки). Макет
Архитектор дворца советов. Дворец советов: главные секреты самого грандиозного архитектурного проекта ссср
30 декабря 1922 года на первом Съезде Советов было провозглашено создание СССР. Тогда же С. М. Киров выдвинул амбициозную идею – построить Дворец Советов, который стал бы символом страны.
Однако к воплощению задумки приступили только в 1931 году. На каждом этапе – от проекта до подготовки к воплощению и начала грандиозной стройки – Дворец Советов был сооружением, подобного которому в мире не существовало.
Борьба архитектурных стилей
В июне 1931 года объявили конкурс проектов. Через несколько месяцев был уничтожен храм Христа Спасителя. «Отжившее», по замыслам властей, должно было уступить место новому. На конкурс подавали заявки как профессиональные архитекторы, так и рядовые граждане Союза. В числе участников конкурса был также великий французский архитектор Ле Корбюзье.
Во второй тур вышли работы Б. Иофана, И. Жолтовского и Г. Гамильтона. Все три проекта были выдержаны в монументальной стилистике. Позже подобный стиль назовут «сталинским ампиром». Выбор этих проектов знаменовал конец эпохи советского конструктивизма – легкость и ажурность уступили место помпезности и массивности. Оскорбленный игнорированием своего продуманного проекта Ле Корбюзье писал: «Народ любит королевские дворцы».
В 1933 году был определен победитель – строительство должно было вестись по проекту Б. Иофана. Но эскиз-победитель сильно отличался от итогового варианта.
Трансформация идеи
Знаменитой башни с фигурой Ленина на первом эскизе не было: Дворец Советов выглядел как комплекс зданий, а на башне располагалась фигура Освобожденного Пролетария. Постепенно башня приобретала уровневую структуру, сопровождающие здания убирались. Высота здания должна была составлять 420 метров, из которых 100 – это высота статуи.
Грандиозная статуя Ленина (один палец вождя был величиной с двухэтажный дом) на верхушке появилась только в 1939 году. Мысль сделать здание постаментом принадлежала не Иофану, а итальянцу Бразини. Сам Иофан хотел расположить памятник перед Дворцом, но властям пришлось по вкусу предложение Бразини.
В центральной части Дворца предусматривался Большой зал на 22 тысячи человек. Сцена находилась в середине, зрительские ряды шли амфитеатром. Рядом с ним размещались фойе, подсобные помещения, Малый зал. В высотной части находились палаты Верховного Совета СССР, Президиум, кабинеты.
Грандиозная стройка
По проекту для строительства Дворца и всей инфраструктуры потребовалось бы снести едва ли не все исторические здания Волхонки. Предполагалось сделать грандиозную автостоянку, залитую бетоном площадь, отодвинуть ГМИИ им. А. С. Пушкина.
На стройплощадке впервые в СССР выполнили предварительный анализ грунта с помощью колонкового бурения – пробурили ряд скважин глубиной до 60 метров и проанализировали состав почвы. Место оказалось удачным – на этой территории располагались плотные известняки и скальный «островок». Чтобы грунтовые воды не подтачивали фундамент, впервые применили битумизацию: вокруг котлована пробурили почти 2000 скважин, в них залили битум. Дополнительно установили откачивающие воду насосы и добавили изолирующее покрытие.
Для финальной облицовки грандиозного сооружения построили камнеобрабатывающий комбинат, который потом «помог» сделать Москву гранитной: на нем обрабатывались каменные панели для метро, мостов и домов.
Для производства бетона для Дворца недалеко от него был основан завод. На строительство фундамента (также спроектированного особым образом – в виде колец) потребовалось 550 тысяч кубометров бетона. Диаметр каждого кольца составлял около полутора сотен метров. На них устанавливались 34 колонны. Площадь одной колонны в поперечном сечении составляла 6 кв. м. На такой колонне мог уместиться автомобиль.
Каркас здания создавался из особой марки стали, созданной специально для строительства – «ДС». Вспомогательный каркас, направлявший нагрузку на основной – из устойчивой к коррозии стали, попроще. Рядом с Ленинскими горами был основан завод, где элементы подготавливали к монтажу.
Основной каркас решили монтировать на бетонных кольцах. Чтобы поднимать балки, на этих кольцах предполагалось собирать краны. Чем выше, тем меньше кранов: монтаж статуи должен был осуществлять только один кран.
Финал строительства
Проект предполагалось завершить к 1942 году. В 1940-м каркас достиг семи этажей, но началась война. Качественная сталь требовалась для производства противотанковых ежей, и пришлось демонтировать каркас. После войны у страны не было ресурсов на подобные сооружения. Проект перенесли на Воробьевы горы, где постепенно вместо Дворца выросло здание МГУ. В основу высоток был положен проект Иофана, и общие черты хорошо видны.
Еще одним следом от проекта служит станция метро «Кропоткинская» – она замышлялась как подземный вестибюль Дворца и построена с максимальным размахом.
Источники:
http://www.syl.ru/article/80550/dvorets-sovetov-v-sssr-istoriya-proektirovaniya-odnogo-iz-samyih-grandioznyih-soorujeniy
http://arx.novosibdom.ru/node/2427
http://russian7.ru/post/dvorec-sovetov-glavnye-sekrety-samog/