0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Апофеоз войны анализ. «Апофеоз войны» Верещагина оказался любимой картиной директора николаевского музея

«Апофеоз войны», Верещагин Василий Васильевич — описание картины

Это полотно можно считать самым ярким и выразительным обличителем ужасов войны. Хотя она была создана под впечатлением от примитивной жестокости восточных завоевателей, у нее нет узкой направленности — она адресована всем, кто затевал и затевает войны. Недаром сам автор оставил на раме полотна надпись о том, что картина посвящается завоевателям прошлого, настоящего и будущего.

По легендам, за войсками Тимура оставались груды трупов и черепа, сложенные в пирамиду. Даже в те дни, когда жил художник, варварская традиция сохранилась — восточные правители рассматривали отрубленные части тела врагов как военные трофеи. Художник воспринял эту привычку как символ. В результате получилась уникальная по своей выразительной силе картина, которая не утратила своей актуальности и в наше время.

По силе воздействия на сознание смотрящего, заключенной в этом полотне, ее вполне можно сравнивать с лучшими произведениями Дали, настолько она пропитана самим духом символизма. Но, в отличие от Дали, ее символизм не безобиден и лишен абстрактности. Все, что изображено на полотне — это символы одного конкретного, безжалостного и неотвратимого бедствия — войны.

Лишив картину характерных временных, исторических зацепок, художник сделал ее отражением результата любых военных действий, вне зависимости от того, когда и где они могли происходить. Такой эффект война производила тысячу лет назад, в наши дни, такой она может остаться и в будущем. Полотно просто кричит об этом: «Люди, посмотрите, что вы делаете!?».

Огромная выразительная сила полотна достигнута минимальными художественными средствами. Перед нами обширная панорама, представляющая собой пустынную, выжженную местность с отдельными уцелевшими остовами сгоревших, обугленных деревьев. В ней нет жизни, нет ни капли зеленого цвета — только мертвый желтый песок и черные сухие деревья. Единственный признак жизни здесь — это стая черных воронов, символов смерти. Они на полотне везде — летают в небе, сидят на деревьях, справляют тризну по павшим.

Вдалеке виднеется разрушенный город, также изображенный желтыми «сухими» красками. Он пуст и заброшен, в нем не осталось жителей, вообще нет ничего живого. Всю эту картину массового опустошения освещает яркое безжалостное солнце под холодным, безжизненным и равнодушным небом.

На переднем плане полотна изображена огромная гора человеческих черепов, сложенных в пирамиду. На ней сидят вороны, а множество следов от ударов сабель и пуль свидетельствуют о том, что перед нами защитники и мирные жители города. Вот что принесла с собой война — смерть, разрушения и полное опустошение. Край, который когда-то был ярким и цветущим, полным жизни и радости, превратился в страшное место, где остались только падальщики.

На картине нет указания ни на конкретное место действия, ни на временной период, ни на того, кто совершил все эти злодеяния. Хотя изначально картина задумывалась как историческая, отражающая итоги походов Тамерлана, который славился своей жестокостью и особым пристрастием к отрубанию голов, замысел перерос сам себя. Полотно стало гениальным обличителем всех войн. Где бы они не велись, за что бы ни боролись люди, итог войн всегда один — массовые бессмысленные жертвы, разрушенные до основания города, плодородные земли, превращенные в бесплодные пустыни, населенные лишь воронами и ползучими гадами.

Художник, всю жизнь участвовавший в военных действиях и отдавший свою жизнь за царя и Отечество, как никто другой хорошо знал суть войны, видел ее итоги собственными глазами. Ему удалось создать уникальную по выразительности и символичности картину — яркое обличение безжалостности войны.

bittally.ru

Не так давно стало известно, что две картины выдающегося русского живописца — «Жемчужная мечеть в Агре» и «Портик церкви XVII века в Ярославле» выставлены на аукцион лондонского торгового дома Christie»s. Оценочная стоимость первой картины достигла 2 миллионов долларов, а второй — 750 тысяч долларов. Так, директор николаевского музея имени Верещагина, в комментарии отметил, что картины живописца по высоким ценам продаются не только там. Более того, музейщик рассказал, каким творением Верещагина восхищается он сам.

Прежде всего, Росляков, услышав от корреспондента NL, что в Лондоне картины Верещагина продаются почти за 3 миллиона долларов, поспешил добавить, что его полотна пользуются популярностью и дорого оцениваются не только там.

Картины Верещагина не только в Лондоне продаются. Например, она продавались года два назад в Нью-Йорке. Очень дорого стоили — 1,5 миллиона. Правда, там была очень большая работа. Из палестинской серии. А сейчас, цены еще больше растут. Да, цены на такие вещи со временем поднимаются. Причем это далеко не предел, — улыбнулся он.

Помимо этого, музейщик рассказал о своей любимой картине Верещагина.

Картина Василия Верещагина «Апофеоз войны» (1871). Оригинал творения хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». «Апофеоз войны» — это протест Верещагина против войн, насилия и душегубства.

Называется она «Апофеоз войны». Это черепа. Черепа людей, убитых на войне. Это самая трагическая картина, но самая, на мой взгляд, у него знаковая. Она меня ничем не привлекает, но очень глубокую идею выражает: война — это смерть. Вот это страшно. И война кроме смерти ничего не несет. Он (прим. NL — Верещагин) был пацифистом, он был человеком, настроенным против всех войн, — признался Росляков.

Читать еще:  Катакомбы капуцинов палермо. Страшнее хоррора: катакомбы капуцинов - тысячи мумий в одном месте

Сам директор музея считает, что противостояние России и Украины, которое сейчас у всех на устах, в любом случае закончится миром.

Тут гадать на кофейной гуще я не буду. Думаю, что не закончится ничем, потому что все-таки в последний момент должны вспомнить, что мы народы родственные. Поэтому воевать друг с другом — это уже, по-моему, что-то близкое к паранойе, — добавил он.

Напомним о том, как на презентации картины не обошлось без ЧП и крови.

Никогда не был в фаворе у правителей. Оно и понятно: вместо того, чтобы изображать батальные сцены в дворцовом стиле, где полные энтузиазма солдаты в новеньких мундирах рвутся в бой, а щегольские генералы гарцуют на упитанных конях, он рисовал страдания, опустошение, раны и смерть. Будучи профеессиональным военным, художник оказался в 1867 году в Туркестане. Имперская Россия как раз вела там захват территорий и «умиротворяла» местные народы, так что Верещагин вдоволь насмотрелся на трупы. Его ответом на вооруженный конфликт как таковой стало полотно «Апофеоз войны».

Считается, что картина была инспирирована безжалостным подавлением восстания уйгуров на западе Китая. По другой версии, она была навеяна рассказами о том, как правитель Кашгара казнил людей тысячами и складывал их черепа в пирамиды. Среди них был и европейский путешественник, голова которого венчала вершину этого ужасного кургана. Поначалу картина «Апофеоз войны» называлась «Торжество Тамерлана», но круглые следы от пуль в черепах неминуемо отсылали наблюдательного зрителя в более поздние времена. Кроме того, иллюзию Средневековья развеивала надпись, которую сделал художник на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

«Апофеоз войны» произвел гнетущее впечатление на великосветскую публику в России и за рубежом. Императорский двор счел эту и другие батальные полотна художника порочащими русское воинство, а один генерал из Пруссии даже уговаривал Александра II сжечь все картины Верещагина о войне, потому что они оказывают «самое пагубное влияние». Из-за этого произведения мастера не продавались, лишь частный меценат Третьяков купил несколько полотен из Туркестанской серии.

На картине «Апофеоз войны» изображен курган из на фоне выжженной дотла степи. Руины города на заднем плане и остовы сгоревших деревьев дополняют вид разрушения, запустения, гибели. Безоблачное, сверкающее голубизной небо только усугубляет гнетущее впечатление от полотна. Желтая колористика, в которой выполнено произведение, и черное вороньё, кружащее над грудой черепов, как будто заставляют нас почувствовать исходящий под палящим солнцем трупный запах. Картина потому и воспринимается как аллегория войны, всякой войны, вне времени и пространства.

Это не единственное полотно об ужасах военного времени, которое написал Верещагин. «Апофеоз войны» так можно назвать и его вторую картину, которая появилась несколько позже, когда художник совершил поездку в Индию. В то колонизаторы жестоко подавили восстание сипаев. Чтобы насмеяться над индуистскими верованиями о развеивании праха над священной они привязывали несколько восставших к пушкам и расстреливали их пороховыми зарядами. Полотно «Английская казнь в Индии» была продана в Нью-Йорке частному лицу на аукционе и с тех пор след ее пропал.

К сожалению, современный человек так привык к насилию и смерти, происходящих ежедневно по всему миру, что массовыми убийствами сейчас никого не удивишь. Чтобы создать «Апофеоз войны», Верещагин имел всего несколько черепов, которые он и изобразил в различных ракурсах. Однако в Камбодже на практике воссоздали нарисованное художником. Верещагин не знал, что для того, чтобы пирамида из человеческих голов была устойчивой, черепа должны быть без нижней челюсти. Однако ужасающие реалии ХХ века делают нас всех печальными «экспертами» в этом деле.

Апофеоз войны — Верещагин Василий Васильевич. 1871. Холст, масло. 127 х 197 см

Это полотно можно считать самым ярким и выразительным обличителем ужасов войны. Хотя она была создана под впечатлением от примитивной жестокости восточных завоевателей, у нее нет узкой направленности — она адресована всем, кто затевал и затевает войны. Недаром сам автор оставил на раме полотна надпись о том, что картина посвящается завоевателям прошлого, настоящего и будущего.

По легендам, за войсками Тимура оставались груды трупов и черепа, сложенные в пирамиду. Даже в те дни, когда жил художник, варварская традиция сохранилась — восточные правители рассматривали отрубленные части тела врагов как военные трофеи. Художник воспринял эту привычку как символ. В результате получилась уникальная по своей выразительной силе картина, которая не утратила своей актуальности и в наше время.

По силе воздействия на сознание смотрящего, заключенной в этом полотне, ее вполне можно сравнивать с лучшими произведениями , настолько она пропитана самим духом символизма. Но, в отличие от Дали, ее символизм не безобиден и лишен абстрактности. Все, что изображено на полотне — это символы одного конкретного, безжалостного и неотвратимого бедствия — войны.

Лишив картину характерных временных, исторических зацепок, художник сделал ее отражением результата любых военных действий, вне зависимости от того, когда и где они могли происходить. Такой эффект война производила тысячу лет назад, в наши дни, такой она может остаться и в будущем. Полотно просто кричит об этом: «Люди, посмотрите, что вы делаете!?».

Огромная выразительная сила полотна достигнута минимальными художественными средствами. Перед нами обширная панорама, представляющая собой пустынную, выжженную местность с отдельными уцелевшими остовами сгоревших, обугленных деревьев. В ней нет жизни, нет ни капли зеленого цвета — только мертвый желтый песок и черные сухие деревья. Единственный признак жизни здесь — это стая черных воронов, символов смерти. Они на полотне везде — летают в небе, сидят на деревьях, справляют тризну по павшим.

Читать еще:  Характеристика футуризма в литературе. Футуризм в русской литературе: характеристика течения

Вдалеке виднеется разрушенный город, также изображенный желтыми «сухими» красками. Он пуст и заброшен, в нем не осталось жителей, вообще нет ничего живого. Всю эту картину массового опустошения освещает яркое безжалостное солнце под холодным, безжизненным и равнодушным небом.

На переднем плане полотна изображена огромная гора человеческих черепов, сложенных в пирамиду. На ней сидят вороны, а множество следов от ударов сабель и пуль свидетельствуют о том, что перед нами защитники и мирные жители города. Вот что принесла с собой война — смерть, разрушения и полное опустошение. Край, который когда-то был ярким и цветущим, полным жизни и радости, превратился в страшное место, где остались только падальщики.

На картине нет указания ни на конкретное место действия, ни на временной период, ни на того, кто совершил все эти злодеяния. Хотя изначально картина задумывалась как историческая, отражающая итоги походов Тамерлана, который славился своей жестокостью и особым пристрастием к отрубанию голов, замысел перерос сам себя. Полотно стало гениальным обличителем всех войн. Где бы они не велись, за что бы ни боролись люди, итог войн всегда один — массовые бессмысленные жертвы, разрушенные до основания города, плодородные земли, превращенные в бесплодные пустыни, населенные лишь воронами и ползучими гадами.

Художник, всю жизнь участвовавший в военных действиях и отдавший свою жизнь за царя и Отечество, как никто другой хорошо знал суть войны, видел ее итоги собственными глазами. Ему удалось создать уникальную по выразительности и символичности картину — яркое обличение безжалостности войны.

(1842-1904) — великий русский художник. Наиболее известен, как художник-баталист. За свою жизнь написал немало настоящих шедевров живописи, среди которых: Наполеон в России, Нападают врасплох, В турецкой покойницкой, Ход в зиндан в Самарканде, Торжествуют, После неудачи, Двери Тимура и многие другие. Самой известной работой Верещагина, которую можно назвать «визитной карточкой» художника, является картина «Апофеоз войны».

Картина «Апофеоз войны » написана в 1871 году, холст, масло, 127 × 197 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Изначальное название картины «Торжество Тамерлана ». Есть несколько версий насчёт того, чем вдохновился художник для создания этой картины. По одной версии, своей работой он хотел показать историю войн Тамерлана, после походов которого оставались лишь груды черепов и пустые города. По другой версии, всё так же связанной с Тамерланом, художник изобразил историю, в которой женщины Багдада и Дамаска пожаловались предводителю на то, что их мужья погрязли в разврате и изменах. Тамерлан приказал каждому из своих воинов принести голову мужей-развратников, в итоге которых скопилось 7 пирамид. Вторая версия менее правдоподобная, так как она слабо перекликается и с первым и со вторым названием картины. По третьей версии Верещагин создал эту картину после того, как услышал о Валихан-торе из Кашгара, который складывал в огромную пирамиду головы казнённых людей. «Торжество Тамерлана» или «Апофеоз войны» входит в туркестанскую серию картин художника, которую он создал во время путешествия по Туркестану, где видел множество смертей и самых ужасных событий. Эти переживания сподвигли его на создание работы, которая в яркой символичной форме рассказывает об ужасах войны, что приносит только горе и разрушение.

На картине «Апофеоз войны» представлена пирамида, состоящая из черепов. Некоторые черепа имеют явные повреждения от сабель и пуль. Пирамида находится на безжизненных землях бескрайней пустыни, что ещё раз подчёркивает опустошительность войны. На фоне пирамиды стоит опустевший, полуразрушенный город. Вокруг стоят обугленные деревья. Здесь живут только вороны — символы смерти в искусстве.

Почему я вспомнил об этой картине?
Я нередко совершаю виртуальные путешествия. Сегодня забрел на Пресню. Побродил около Росгидромета, вспомнил свою работу в Госкомгидромете. Недалеко от здания Комитета стоял деревянный рубленный дом на каменном фундаменте. Кто-то сказал мне, что это дом художника Василия Верещагина. За глухим забором, заброшенный дом облюбовали бомжи. И вскоре дом сгорел. Сегодня нет глухого забора, убраны все головешки, но фундамент сохранился.


Фундамент дома в Нововаганьковском переулке

Чей он был? Мне трудно сказать. Ответа в инете я не нашел.
Но этот дом, судя по биографии художника, не был домом Василия Верещегина. Большой дом Верещагина находился в Больших Котлах. Василий Васильевич Верещагин на излучине Москвы-реки, в деревне Нижние Котлы купил в 1892 году участок, на котором по собственному проекту построил дом и мастерскую.


Усадьба Верещагина в Нижних Котлах

Строительство дома было связано с женитьбой в 1890 году на двадцатитрехлетней Лидии Васильевне Андреевской. Вскоре появились дети, а вместе с ними и семейное «гнездо». Верещагин стал владельцем просторного дома с огромной мастерской. Адрес звучал так: «Москва. За Серпуховской заставой. Деревня Нижние Котлы».
Погиб Верещагин в 1904 г. во время русско-японской войны на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине. Тогда же погиб и адмирал Макаров.
Вдова Верещагина после гибели мужа продала дом и участок, новый владелец пустил его на слом.
Не исключено, что сгоревший дом на Пресне принадлежал кому-то из рода Верещагиных. [Позже выяснил, что дом принадлежал действительно Верещагину, но не имевшего родства с художником]
А еще картина напомнила мне войну в Сирии.

Читать еще:  Читать статью луч света темном царстве. Катерина – луч света в темном царстве - сочинение

Апофеоз войны анализ. «Апофеоз войны» Верещагина оказался любимой картиной директора николаевского музея

«Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга». Василий Верещагин, неоднократно участвовавший в кампаниях русской армии, привозил с поля боя честный репортаж: умирающие люди, причем не только в схватке с врагом, но и из-за глупых ошибок руководства; бессмысленная жестокость и варварство; тяжелые полевые условия. Бескомпромиссно честный в деталях и фактах Верещагин постоянно слышал в свой адрес обвинения в клевете на русскую армию. Сам же художник хотел сказать совершенное иное.

Сюжет

Посреди раскаленной степи высится пирамида из обожженных солнцем человеческих черепов. Каждый из них выписан очень четко, можно даже определить, от чего умер человек — от пули, сабли, сильного удара. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку.

За грудой костей, на горизонте виднеется разрушенный город. Рядом же кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, это пир во время чумы.

Василий Верещагин всегда внимательно относился к оформлению рамы — у каждой его картины она индивидуальная. Часто художник просил нанести поясняющие надписи, которые носят репортажный характер — они поясняют сюжет и передают эмоции автора. Для «Апофеоза войны» Верещагин попросил написать на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Этой фразой художник передает идею полотна: важно помнить, какой ценой даются военные триумфы.

Контекст

«Апофеоз войны» — единственная картина, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета — события XIV века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение на своем пути. Например, придя в Иран и взяв крепость Себзевар, Тамерлан приказал возвести башню, замуровав в ее стены живьем 2 тыс. человек. А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. мирных жителей. По воспоминаниям современников, сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.

Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х годов. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только писал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени. По созданным эскизам художник работал два года в Мюнхене. Вошедшие в Туркестанскую серию картины, а также этюды и эскизы были впервые показаны в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве.

В России военные, в том числе и Кауфман, называли Верещагина клеветником. Журналисты писали, что герои Туркестанской серии — туркмены, торжествующие над русской армией, а «Апофеоз войны» якобы воспевает их подвиги.

А между тем во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна. Есть среди его работ и те, что показывают красоту мира, экзотику мест: сутолока базар с его пестрыми товарами, резные минареты, местные жители и их быт. Показывая такие картины, Верещагин открывал зрителям новый дивный мир, на фоне которого война, смерть, жестокость выглядели как недоступная пониманию бессмыслица.

Судьба художника

Василий Верещагин родился в семье богатого помещика в Череповце. Его отец настоял на том, чтобы каждый из его четверых сыновей стал военным. Василий закончил морской кадетский корпус и по получении звания офицера вышел в отставку, намереваясь стать художником. В ответ на это отец заявил, что если Василий осуществит задуманное, может домой не возвращаться. Это была их последняя встреча.

Верещагин был точен в каждой детали. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. А вот критика и власть с сомнением относились к нему как художнику, говоря, что он скорее фотограф, но никак не живописец. Современникам Василий Васильевич казался ужасным, кровавом, экзотически жестоким. Были и те, кто подозревал его в намеренном смаковании деталей — чтобы пощекотать людям нервы. Сам же художник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а «умные люди» уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».

Как профессиональный военный, Верещагин знал истинное лицо войны. Его возмущало, что из-за бездарного командования гибнут почем зря люди. А в ставке пьют шампанское во славу государя, полагая, что чем больше погибло людей, тем громче слава.

Участвовал он и в Балканских войнах. Его серия картин показывает огромное число раненых и умирающих людей. На своих выставках он буквально кричал о бессмысленных жертвах. Зрители не верили и по-прежнему обвиняли живописца в клевете.

Верещагин решил больше не писать о войне. Несколько лет он посвящает путешествиям по Индии, Японии, Ближнему Востоку. Занимался он и исследование личности Наполеона, о котором им создано не только несколько полотен, но и написаны книги.

С началом Русско-японской войны Верещагин получил предложение сопровождать вице-адмирала С. О. Макарова. 31 марта 1904 года они, будучи на броненосце «Петропавловск», погибли, когда судно подорвалось на мине.

Источники:

http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2077-apofeoz-voyny-vereschagin-vasiliy-vasilevich-opisanie-kartiny.html
http://www.bittally.ru/apofeoz-vainy-apofeoz-voiny-vereshchagina-okazalsya-lyubimoi.html
http://weekend.rambler.ru/read/38906936-apofeoz-voyny-vereschagina-istoriya-kartiny/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector
×
×