Андрей платонов произведения. Художественный мир рассказов андрея платоновича платонова

Андрей платонов произведения. Художественный мир рассказов андрея платоновича платонова

Художественный мир Платонова

Автор: Ирина Нестерова ✔ 05.04.2019

Нестерова И.А. Художественный мир Платонова // Энциклопедия Нестеровых

Платонов обладал мощным даром при помощи повествования раскрывать удивительные грани свободы. Творчество Платонова своеобразно и спорно, но интересно и сегодня, так как живой язык его повествования привлекателен для читателя.

Особенности творчества Платонова

В произведениях А.Платонова звучат скорбь и жалость. Для своих героев он выбирал тернистый путь страдания. Правда, которую искал герой произведений Платонова не всегда на самом деле правда, но и не ложь. Это лишь авторское восприятие реальности. При этом главная цель героев Платонова восстанавливать нарушенный порядок жизни и духа.

Сирота и ребенок живут почти в каждом герое писателя. Они брошены, оставлены у них нет дома. Сиротство у Платонова – это не только индивидуальная черта характера, но и знак разрушенной целостности.

В диалогах платоновских героев искрится юмор, народный фольклор с его сатирической составляющей делает юмор его персонажей умным и актуальным.

Платоновский персонаж может валять дурака, при этом задавая новый взгляд на знакомые вещи.

Платонов использует прием “деметафоризации” и метонимические конструкции. Каждая из единиц текста построена по законам целого, как бы сверхсмысла. Любимая синтаксическая конструкция Платонова – сложноподчиненные предложения с избыточным употреблением союзов “потому что”, “чтобы”, “так как”, “дабы” фиксирующих причины, условия, цели тог мира, который создается в сознании героя.

В мире, воссозданном в творчестве Платонова, можно найти черты самых разных стилей, поэтик и идеологических систем. Структура каждой единицы повествования и текста подчинена двойной задаче:

  • воссоздать конкретное проявление существующего мира;
  • выразить то, к чему должно быть и чего не миновать.

У Платонова странные герои и оборванные финалы произведений. Его творения невозможно пересказать на основе логики героев.

Повесть А. Платонова “Котлован”

Замысел Котлована относится к осени 1929 года, а основная работа велась в первые месяцы 1930 года. В 1929 году Платонов работал в Наркомате земледелия. Там он занимался вопросами мелиорации на территории Воронежской области.

По словам самого Платонова, ему очень важно, “чтобы к моей выпяченной наблюдательности все прилипало и прикалывалось”. В этом и проявлялось платоновское эстетическое восприятие и установка – дать возможность оказаться в литературе той жизни, которая еще не находила своего воплощения в русской литературе.

Осенью 1929 года у Платонова умерла мать. Поздней осенью писатель покинул Наркомат земледелия. На этом закончился важный период жизни Платонова.

В критической статье Авербаха содержался такой фрагмент: “Нам нужно величайшее напряжение всех мускулов. А к нам приходят с проповедью расслабленности! А нас хотят разжалобить! А к нам приходят с проповедью гуманизма!”

“Задумчивость” героя превозмогает не только включенность в “общий темп труда”, но и естественную для человека заботу о средствах к существованию. Экспозиция повести “Котлован”подключала героя к тому типу “сомневающегося человека” из народа, который прошел по дорогам гражданской войны.

Главный образ повести вызывает у читателя исторические, мифологические, исторические ассоциации с библейской Вавилонской башней, которая строится на месте разрушенного Божьего храма.

Каждая из встреч Ващева в его родном городе мотивирует начало путешествия героя в поисках правды “общего и отдельного существования”. Эта искомая правда обозначена в повести понятием “истины”. Именно истина, по мнению Платонова являет собой связующее звено между “Путем и жизнью”.

“Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество”, – писал Ф.М. Достоевский. Эта идея нашла отражение в “Котловане”. Платов намеренно возвращается к вопросам жизни и пути человека. При этом Платонов явно полемизирует с тем собой, который принадлежит к революционной эпохе. К тому себе, кто претворял великий проект Царства Земного, Общего Дома – башни, объединенных глобальной идеей преодоления человеком -пролетарием всего природно-исторического.

“Мы будем искать истину, а в истине благо” – эти пафосные идеи из ранних трудов Платова становятся источником трагизма в повести “Котлован”.

Сомневающийся платоновский герой – от Пухова до Ващива – наделен не только “умными руками”, но и ограниченностью мышления.

Через конфликт общечеловеческой истины и исторической реальности Платонов воссоздает ситуацию, пророчески свидетельствующую о нарушении связей человека с прошлым, с домом-очагом, с обществом и словом как фактом культуры и жизни человеческой.

Тема будущего, прошлого и настоящего России отражены в повести. Прошлое – это крестьянская Росси, настоящее – строительство пролетариата, будущее – детство, что обретет себя в этом доме и воскрешение Движение Вощева связывают в повести эти как бы распавшиеся части России.

Мотив прижизненного разделения тела с душой в повести – один из наиболее повторяющихся и многослойных: мужик ложиться в пустой гроб “как скончавшийся”, не веря в воскрешение с “горем смерти”.

В этом страшном мрачном мире уместен инфернальный герой медведь. Он же Медведев. О его судьбе рассказывается больше, чем о прошлом деревни. Именно этот герой “лучше всех осознает” преимущества колхозного смысла жизни и поэтому призван судить кулаков. Однако этот суд становится источником ужаса для самого Медведева- медведя. Здесь Платонов явно боится спрямить.

Читать еще:  Виды экспозиции в литературе. Что такое экспозиция в литературе? Определение и примеры

В трагическом финале повести А. Платонов уравновешивает два враждующих мироотношения их общим стремлением “спастись в пропасти котлована”.

Здесь мы видим, что антитеза в повести использована и как стилистический прием, и как черта мировосприятия, и как принцип композиции.

У А. Платонова в повести ” Котлован” Настя – это символ будущего. Она являет собой “тот социалистический элемент, который дает душевные силы строителям”. Смерть девочки символизирует собой крах новообретенного советского смысла жизни, победа древнего мифа над утопией строительства всеобщего дома. Смерть Насти – это возвращение к мучительному вспоминанию смысла.

Умирая Настя возвращается от языка новой социальной утопии к словесной игре, возвращается к матери. Смерть девочки с именем, за которым стоит воскрешение – это остановка действия в повести и финальный вопрос.

Будущее в повести А.Платонова “Котлован”

Платонов создает образ будущего, которое ждет всех советских людей по его мнению. При этом в повести явно прорисовываются две части будущего: строительство дома, где все найдут свое счастье и образ девочки Насти. Строители живут в ужасных условиях, их уже не радует то, что они создают будущее. И тут в ткань повести писатель внедряет образ Насти. Она говорит языком новой социальной утопии: “Ликвидируй кулака, как класс. Привет бедному колхозу, а кулакам нет!”. Своим появлением девочка вселила надежду в измученные сердца рабочих. Они старались поскорее окончить работу. Сколько труда они бы не вкладывали, котлован существенно не увеличивался. Место “энтузиазма труда” занимает “озверение” от него. И даже детская наивность Насти бессильна перед окружающей людей “низовой бедностью земли”. Если образ девочки – это будущее, то очевиден намек автора на то, что девочка умрет. Не зря Чиклин ставил один гроб, чтобы девочка в нем спала.

Финал повести красноречив и символичен. Гибнет сирота Настя. Это олицетворяет крах нового “советского смысла жизни”, подчеркивает несостоятельность, по мнению Платонова, коммунистической утопии. Писатель считал, что тяжелый труд на благо коммунизма бессмыслен, так как коммунизм – это тупик.

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (1899 – 1915)

Художественный мир Платонова.

Его творчество – загадка, оно не похоже на всё, что знали прежде, и во многом необъяснимо. И доброжелатели, и хулители Платонова ещё в 20 – 30годы говорили о его странных героях, неожиданных и оборванных финалах, о невозможности пересказать произведение. Но даже у самых яростных обличителей Платонова прорывалось восхищение мощным художественным даром писателя: плотностью повествования, универсальностью обобщения на уровне одной фразы текста, колоссальной свободой в языковой стихии русского языка.

Он выбрал для своего героя тернистый путь страдания в поисках той правды, которая должна восстановить нарушенный порядок жизни и духа. «Сирота земного шара», «круглый сирота», «представитель общества сиротства» – это ключевые образы – понятия, ставшие лейтмотивами платоновского мира. Они представлены в нём то как характеристика героя, то как цельный сюжет произведения. Сирота и ребёнок живут практически в каждом герое Платонова. Они брошены, оставлены, у них нет дома – очага, матери и отца. Сиротство у Платонова – это не только индивидуальная черта характера, но и знак – символ разрушенной целостности национальной жизни, обезбожения мира и человека.

«Три вещи меня поразили в жизни, – писал Платонов, – дальняя дорога в скромном русском поле, ветер и любовь»…Дальняя дорога – как влечение жизни. Движение – это есть жизнь, а отсутствие его, остановка равносильны смерти. Платонов и революцию воспринял не только политически, но и философски – как проявление всеобщего движения, как важнейший шаг к преображению мира и человека. Этой дорогой жизни ведёт писатель своих героев, вместе с ними наблюдая за происходящим и живя с мечтой о новом обществе, где главным будет Человек. В своих произведениях он как бы предчувствует и предупреждает о возможной трагедии жизни, если в процессе преобразования мира будет забыт человек, ради которого совершаются революции и провозглашаются реформы.

Повесть «Котлован» (1930)

Замысел «Котлована» относится к осени 1929 года по апрель 1930. Именно на этот период приходится пик коллективизации. 7 ноября 1929 года появилась статья Сталина «Год великого перелома», в которой обосновывалась политика сплошной коллективизации. 27декабря Сталин объявил о «начале развёрнутого наступления на кулака» и о переходе к «ликвидации кулачества как класса». 2 марта 1930 года в ст. «Головокружение от успехов» Сталин ненадолго затормозил насильственную коллективизацию, а в апреле «Правда» опубликовала его статью «Ответ товарищам колхозникам».

«Котлован» создаётся даже не по горячим следам – он пишет практически с натуры: хронологическая дистанция между изображаемыми событиями и повествованием отсутствует. Вместо героического преобразователя мира, героя поступка, писатель показывает «задумавшегося» человека. Герои этого произведения роют котлован для строительства будущего дома, «куда войдёт на поселение весь местный класс пролетариата».

Особым подбором слов автор характеризует работу своих героев. Вощев «не жалел себя на уничтожении сросшегося грунта». Чиклин «грузно разрушал землю ломом», «спешно ломал» вековой «грунт». Козлов «рубил топором обнажившийся известняк». Герои повести – уставшие, недоумевающие люди, мучительность существования которых подчёркнута пейзажем (опустошённый летний день, усталые вечера, умершая трава, слепое равнодушное солнце, сумрачные облака). Никто, кроме Вощёва, размышляющего о жизни, не видит птиц и неба… Работа и сон – вот 2 сменяющих друг друга физических состояния, в которых пребывают землекопы. Символична параллель с птицей, которая всегда являлась олицетворением свободы, порыва к счастливой жизни. А здесь – «вся в поту» – мгновенно умирает в воздухе, скудное печальное существо, погибшее от утомления своего труда. С помощью этих деталей выражается авторская тревога человека, который превращён в рабочий механизм, труд которого лишён творческого начала, а жизнь бездуховна. Цена построения «дома» по плану сверху – «эксплуатация» рабочей «трудармии», насилие над миллионами крестьян, обесценивание человеческой жизни. Вощеву Платонов отдал не только черты собственной биографии – своё тридцатилетие и перелом в производственной жизни, но и ключевые сюжеты собственных раздумий над «проклятыми вопросами жизни».

Читать еще:  Камеди клаб программа муть говорят. Гарик харламов и тимур батрутдинов посмеялись над дианой шурыгиной

Книги (424)

Этот роман-утопия выдающегося русского писателя Андрея Платонова (1899—1951) при жизни автора так и не был издан и увидел свет только в 1988 году. Платонов изображает жизнь так, как она могла бы выглядеть при коммунизме. «Эх, хорошо сейчас у нас в Чевенгуре. На небе луна, а под нею громадный трудовой район — и весь в коммунизме, как рыба в озере!» Автор сталкивает утопические идеи по переустройству мира «по коммунистическому велению» и «хотению масс» с необходимостью повседневной кропотливой работы. Его герои наивно надеются, что «социализм где-нибудь нечаянно сложится вместе от страха бедствий и для утешения нужды».

Этот роман-утопия выдающегося русского писателя Андрея Платонова (1899—1951) при жизни автора так и не был издан и увидел свет только в 1988 году. Платонов изображает жизнь так,… Развернуть

Выходец из провинциальной рабочей семьи, Платонов всей душой принял Октябрьскую революцию, — и тем интереснее тот факт, что в его произведениях с небывалой силой передана личная мировоззренческая трагедия, необычайно ярко выраженная в “Котловане”. Сама идея построения “Общепролетарского дома” превращает “Котлован” в шокирующую своей мощью антиутопию, где детали реальности обретают невероятные, карикатурно-преувеличенные размеры. Этот удивительный дом, задуманный как символ коммунистического “земного рая”, в действительности становится кладбищем несбыточных фантазий.

Выходец из провинциальной рабочей семьи, Платонов всей душой принял Октябрьскую революцию, — и тем интереснее тот факт, что в его произведениях с небывалой силой передана личная… Развернуть

Проза Андрея Платонова – явление в русской литературе необычайное. Его яркое, самобытное, цельное творчество поражает расширением рамок языка, расширением смысловых значений слов, расширением самого сознания. Максим Горький писал Платонову: “В психике Вашей, – как я воспринимаю ее, – есть сродство с Гоголем. Поэтому попробуйте себя на комедии, а не на драме. Драму оставьте для личного удовольствия”. Платонов не последовал совету, и в итоге литература получила одного из самых загадочных, разбивающих любой канон писателей, глубже и полнее прочих отразившего трагедию сиротства народа, оторванного революцией от корней и брошенного на произвол стихий в обезбоженном мире. И судьба самого Платонова – часть этой трагедии. “А без меня народ не полный!” – говорит герой его рассказа. Не полны и без Андрея Платонова ни русский народ, ни русская литература.

Проза Андрея Платонова – явление в русской литературе необычайное. Его яркое, самобытное, цельное творчество поражает расширением рамок языка, расширением смысловых значений слов,… Развернуть

Повесть “Котлован” – одно из самых известных произведений А.Платонова, а также один из самых пронзительных текстов русской литературы.
В сборник вошли роман “Чевенгур”, повести “Город Градов”, “Котлован”, рассказы “Усомнившийся Макар”, “Третий сын”, “Фро”, “Возвращение”.
Вступительная статья Сергея Залыгина “Читая Платонова”, заявление “В комиссию по приему в члены Союза советских писателей”, статья “О социалистической трагедии”.

Повесть “Котлован” – одно из самых известных произведений А.Платонова, а также один из самых пронзительных текстов русской литературы.
В сборник вошли роман “Чевенгур”, повести… Развернуть

Андрей Платонов – один из самых ярких представителей русской литературы XX столетия. Его необыкновенные произведения, написанные “в усилии к будущему”, расширяют рамки языка и сознания, позволяют взглянуть на Россию и личный трагический мир человека с неожиданной стороны. Роман “Счастливая Москва” долгое время был неизвестен читателям: только в 1991 году произведение впервые появилось в печати. Печальная история воспитанницы одного из детдомов столицы, девушки по имени Москва Честнова, чья спокойная уверенность в счастливой жизни сталкивается с горькими разочарованиями в эпохе и людях, не может не волновать.

Андрей Платонов – один из самых ярких представителей русской литературы XX столетия. Его необыкновенные произведения, написанные “в усилии к будущему”, расширяют рамки языка и… Развернуть

Два долгих дня, пешком, идет красноармеец Никита Фирсов в родную деревню. В родительском доме встречает его только отец, мать умерла, так и не дождавшись любимого сына с войны. На следующий день происходит встреча Никиты с подругой детства – Любой. Никита начинает ухаживать за изнуренной от голода и учебы девушкой…
Продюсер издания: Владимир Воробьёв
©&? ИП Воробьев
©&? ИД СОЮЗ

Читать еще:  Обычаи и традиции: самые жесткие примеры. Почему ученики испугались, услышав глас Бога? Самые распространенные суеверия и обычаи

Два долгих дня, пешком, идет красноармеец Никита Фирсов в родную деревню. В родительском доме встречает его только отец, мать умерла, так и не дождавшись любимого сына с войны. На… Развернуть

Перед вами “Котлован” – шедевр отечественной антиутопической притчи, книга, которую сравнивают с “Процессом” Кафки и “1984” Оруэлла, и повести “Ювенильное море”, “Эфирный тракт”, “Епифанские шлюзы”, “Город Градов”, “Ямская слобода”.
Когда-то – запрещенные властью произведения талантливого писателя.
Теперь – классика не только русскоязычной, но и мировой прозы.

Перед вами “Котлован” – шедевр отечественной антиутопической притчи, книга, которую сравнивают с “Процессом” Кафки и “1984” Оруэлла, и повести “Ювенильное море”, “Эфирный тракт”,… Развернуть

В книгу замечательного русского советского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899—1951) вошли рассказы, объединенные темой детства и юности: «Песчаная учительница», «Глиняный дом в уездном саду», «На заре туманной юности», «Июльская гроза», «Цветок на земле» и др. Тема подрастающего человека, взросления души, впрямую связанная с темой чуткого, щедрого сердца матери, материнского света, материнской ни с чем не сравнимой любви,— одна из главных в многообразном творчестве писателя.

В книгу замечательного русского советского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899—1951) вошли рассказы, объединенные темой детства и юности: «Песчаная учительница», «Глиняный… Развернуть

Вошедшие в сборник произведения замечательного русского писателя А.П. Платонова (1899—1951) — это классика не только русскоязычной, но и мировой литературы.

В книгу выдающегося писателя вошли его публицистические размышления, литературно-критические статьи, заметки и письма о времени становления нового мира, дается объективная картина 1930—40-х годов в восприятии современника — участника и свидетеля событий тех лет.
Книга адресована массовому читателю. Фотографии из архива дочери писателя.

В книгу выдающегося писателя вошли его публицистические размышления, литературно-критические статьи, заметки и письма о времени становления нового мира, дается объективная картина… Развернуть

В книгу входят наиболее известные рассказы и сказки, включенные в школьную программу.

Писатель учит нас смотреть на мир с любовью, тепло и по-доброму относиться друг к другу, отдавать все силы ума и души всему окружающему нас.

Для среднего школьного возраста.

В книгу входят наиболее известные рассказы и сказки, включенные в школьную программу.

Писатель учит нас смотреть на мир с любовью, тепло и по-доброму относиться друг к другу,… Развернуть

Рассказ впервые напечатан в 1946 году в журнале «Новый мир» (№ 10-11) под названием «Семья Иванова», затем существенно переработан автором и под итоговым названием впервые опубликован посмертно в сборнике Платонова «Рассказы», изданном в 1962 году.
Он принадлежит к числу ключевых произведений Платонова, отражающих стержневой в его творчестве сюжетный мотив возвращения, причём, что характерно для Платонова, — возвращения, отменяемого новым уходом (и, в данном случае, новым возвращением). Другой принципиальный для Платонова мотив, нашедший отражение в рассказе, — мотив отвыкания и привыкания.

Рассказ впервые напечатан в 1946 году в журнале «Новый мир» (№ 10-11) под названием «Семья Иванова», затем существенно переработан автором и под итоговым названием впервые… Развернуть

В основу публикуемых в настоящей книге произведений большого русского писателя Андрея Платонова легли противоречия послереволюционной России. Сочетание изображения реальной жизни России 1921-1922 гг. с фантастикой, гротеском, юмором, порой горьким сарказмом создает неповторимую платоновскую прозу.
Все, что написано А.Платоновым, рождено, по его собственным словам, “всем громадным обстоятельством социалистической революции”, прочувствовано “обнаженным сердцем”.
В книгу вошли три его знаменитых произведения: повести “Ювенильное море”, “Котлован” и роман “Чевенгур”.

В основу публикуемых в настоящей книге произведений большого русского писателя Андрея Платонова легли противоречия послереволюционной России. Сочетание изображения реальной жизни… Развернуть

Партия направила инженера Вермо в мясосовхоз № 101 «Родительские дворики». Аккурат накануне его появления доярка Айна покончила с собой при странных обстоятельствах.

“Корова” (1938) – рассказ выдающегося русского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899-1951) о рано повзрослевшем, чутком и вдумчивом мальчике, который умеет по-настоящему сопереживать, понимать и любить.
Материалом для создания иллюстраций, помещенных в этой книге, послужили кадры из анимационного фильма “Корова” (1989), снятого по рассказу Платонова. Фильм, созданный в новаторской технике живописи на стекле, стал успешным творческим дебютом Александра Константиновича Петрова, ныне почетного члена Российской Академии художеств, лауреата двух Государственных премий (1990, 1995), обладателя премии Американской киноакадемии “Оскар” (2000) и других престижных наград. Фильм “Корова” отмечен многочисленными премиями российских и международных кинофестивалей, в том числе – за лучший дебют.
Издание сопровождается статьей известного художника-мультипликатора Юрия Норштейна о творчестве Александра Петрова.

“Корова” (1938) – рассказ выдающегося русского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899-1951) о рано повзрослевшем, чутком и вдумчивом мальчике, который умеет по-настоящему… Развернуть

Источники:

http://odiplom.ru/lab/hudozhestvennyi-mir-platonova.html
http://skolakras.narod.ru/materiales/AndPlat.htm
http://www.livelib.ru/author/14008/top-andrej-platonov

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии