Андрей платонов детские рассказы. Художественный мир рассказов андрея платоновича платонова

Андрей платонов детские рассказы. Художественный мир рассказов андрея платоновича платонова

Урок литературы по теме “Художественный мир Андрея Платонова”. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Форма: лекция с презентацией.

Тема: «Художественный мир Андрея Платонова».

Цель: ввести учащихся в своеобразный мир человека и писателя А.А.Платонова.

Задачи.

  • Познакомить с трудной биографией человека Платонова.
  • Дать обзор творчества писателя.
  • Дать представление об особенностях художественного мира Андрея Платонова.

Ход урока

1. Лекция учителя.

Имя Андрея Платонова становится все более известным в нашей стране. Он родился в 1899 г., а умер в 1951г. Все самые страшные, неудобные, неуютные годы России прошли у него на глазах, он прожил и пережил их. Во всем написанном – реальная судьба страны, нашего народа, самого писателя. Один из героев его рассказа «Старый механик» говорит фразу, которая определит и самого Платонова, его место в нашей культуре и истории литературы: «Народ там есть…а меня там нет… А без меня народ неполный!»

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился в семье слесаря – железнодорожника на окраине Воронежа. Жизнь железных дорог вошла в мир будущего писателя и его будущих произведений. В 7 лет мальчик был отдан в первоклассную церковно – приходскую школу, а на 8 году был переведен в Воронежское городское училище, в котором проучился 2 года. Впоследствии он писал: »У нас семья была одно время в 10 человек, а я – старший сын – один работал, кроме отца».

«Работал я во многих местах, у многих хозяев», – вспоминал писатель. «Мальчиком» на складе страхового общества, потом конторщиком, позднее – помощником машиниста локомобиля, литейщиком на трубном заводе, электромонтером в железнодорожных мастерских. Мир техники увлек подростка. Он мечтает создать вечный двигатель, сидит по ночам над чертежами, а вечерами, вернувшись с работы, строит в сарае из 2-х газовых труб турбину с 6 системами спиралей.

Была у юного Кулибина с 12 лет и другая страсть: писание стихов. Мало кто из читателей даже сейчас знает, что писатель Платонов начинался со стихов. Некоторые из них публиковались в Воронежской газете в 1918 – 1921 г.г. В 1922 г. вышел первый и единственный сборник стихов Платонова «Голубая глубина». С тех пор он ни разу не переиздавался и стал библиографической редкостью (стихи зачитать).

Революцию встретил Платонов восемнадцатилетним юношей. Едва поступив в железнодорожный политехникум (1918 г.), он вынужден был прервать учебу и занять место помощника машиниста на паровозе своего отца. В течение 2-х лет в Воронежском крае полыхали пожары гражданской войны. Здесь были и австро-германские оккупанты, и Каледин, и Краснов, и Деникин. Вместе с отцом Платонов подвозит красноармейцам боеприпасы, а в 1919 г. его командируют для оказания помощи по мобилизации населения на борьбу с Деникиным. О гражданской войне Платонов знал не понаслышке.

Расцвет творчества пришелся на 20 – 40 г. Он автор романов («Чевенгур», «Котлован»), повестей, рассказов, пьес, стихов, литературно обработанных сказок, публицистических и литературно-критических статей.

При жизни печатался мало. А писал тихо, не стараясь никого ни перекричать, ни растолкать, ни оглушить. Он создал свой, особенный художественный мир – «прекрасный и яростный» – и думал так о своем будущем: «Иногда мне кажется, что у меня нет общественного будущего, а есть будущее, ценное только для меня одного».

В годы Великой Отечественной войны корреспондент «Красной звезды» А.Платонов пишет рассказы, в которых сами названия раскрывали смысл гуманистической концепции писателя: «Неодушевленный враг», «Пустодушие», но – «Одухотворенные люди».

Прикованный к постели прогрессирующей болезнью (последствия бомбежки под Львовом в 1944 г.), писатель не оставлял работу и после войны.

В последние годы жизни Платонов написал рассказы «Возвращение» и «Афродита», несколько пьес и киносценариев. В 1950 г. вышел сборник сказок в его пересказе. Многое не было опубликовано при жизни А.Платонова: повести «Ювенильное море», «Чевенгур», «Джан» увидели свет только после смерти писателя.

Раздумья Андрея Платонова о жизни, истории и национальном самосохранении могло бы быть определено такой формулой писателя: «Я помню их, ты запомни меня, а тебя запомнит, кто после тебя народится… Так и будет жить один в другом, как один свет».

Умер Андрей Платонов тихой смертью, дома. До конца его жизни рядом с писателем была жена и дочь.

2. Работа с презентацией. (Приложение 1)

3. Запись списка произведений писателя.

Список произведений.

  1. Романы: «Чевегур» (1926-1929), «Котлован» (1928-1930).
  2. Повести: »Ювенильное море», «Джан» (1934), «Впрок» (1931).
  3. Рассказы: «Усомнившийся Макар» (1924), «Река Потудань», «В прекрасном и яростном мире», «На заре туманной юности…», «Мать», «Афродита», «Возвращение» и другие.

4. Обобщение по теме:

а) узнали вы на уроке какие-то новые сведения о писателе А.Платонове?

б) какие его произведения вы уже прочитали?

в) каким был художественный мир Андрея Платонова?

5. Домашнее задание: прочитать рассказ А.Платонова из предложенного списка (на выбор).

Андрей Платонов – 8 рассказов

Андрей Платонов – 8 рассказов краткое содержание

8 рассказов читать онлайн бесплатно

Перед глазами Дванова, привыкшими к далеким горизонтам, открылась узкая долина какой-то древней, давно осохшей реки. Долину занимала слобода Петропавловка — огромное стадо голодных дворов, сбившихся на тесном водопое.

На улице Петропавловки Дванов увидел валуны, занесенные сюда когда-то ледниками. Валунные камни теперь лежали у хат и служили сиденьем для задумчивых стариков.

Эти камни Дванов вспомнил, когда сидел в Петропавловском сельсовете. Он зашел туда, чтобы ему дали ночлег и чтобы написать статью в губернскую газету. Дванов написал, что природа не творит обыкновенного, поэтому у нее выходит хорошо. Но у природы нет дара, она берет терпеньем. Из редких степных балок, из глубоких грунтов надо дать воду в высокую степь, чтобы основать в степи социализм. Охотясь за водой, сообщал Дванов, мы одновременно попадем в цель своего сердца — нас поймут и полюбят равнодушные крестьяне, потому что любовь не подарок, а строительство.

Читать еще:  Человек паук будет ли продолжение. Новый Человек-паук: каково будущее героя во вселенной «Марвел

Дванов умел интимное соединять с общественным, чтобы сохранить в себе влечение к общественному.

Дванова начала мучить уверенность, что он уже знает, как создать социалистический мир в степи, а ничего еще не исполняется. Он не мог долго выносить провала между истиной и действительностью. У него голова сидела на теплой шее, и что думала голова, то немедленно превращалось в шаги, в ручной труд и в поведение. Дванов чувствовал свое сознание, как голод, — от него не отречешься и его не забудешь.

В подводе Совет отказал, и мужик, которого все в Петропавловке звали богом, указал Дванову дорогу на слободу Каверино, откуда до железной дороги двадцать верст.

В полдень Дванов вышел на нагорную дорогу. Ниже лежала сумрачная Долина тихой степной реки. Но видно было, что река умирала: ее пересыпали овражные выносы, и она не столько текла, сколько расплывалась болотами. Над болотами стояла осенняя тоска. Рыбы спустились ко дну, птицы улетели, насекомые замерли в щелях омертвелой осоки. Живые твари любили тепло и Раздражающий свет солнца, их торжественный звон сжался в низких норах и замедлился в шепот.

Дванов верил в возможность подслушать и собрать в природе все самое звучное, печальное и торжествующее, чтобы сделать песни — мощные, как естественные силы, и влекущие, как ветер. В этой глуши Дванов разговорился сам с собой. Он любил беседовать один в открытых местах. Беседовать самому с собой — это искусство, беседовать с другими лицами — забава. Оттого человек идет в общество, в забаву, как вода по склону.

Дванов сделал головой полукруг и оглядел половину видимого мира. И вновь заговорил, чтобы думать:

«Природа — основа дела. Эти воспетые пригорки и ручейки — не только полевая поэзия. Ими можно поить почву, коров и людей и двигать моторы».

В виду дымов села Каверино дорога пошла над оврагом. В овраге воздух сгущался в тьму. Там существовали какие-то молчаливые трясины и, быть может, ютились странные люди, отошедшие от разнообразия жизни для однообразия задумчивости.

Из глубины оврага послышалось сопенье усталых лошадей. Ехали какие-то люди, и кони их вязли в глине.

Молодой отважный голос запел впереди конного отряда.

Есть в далекой стране.
На другом берегу,
Что нам снится во сне.
Но досталось врагу…

Шаг коней выправился. Отряд хором перекрыл переднего певца, но по-своему и другим напевом.

Кройся, яблочко.
Спелым золотом.
Тебя срежет Совет
Серпом-молотом…

Одинокий певец продолжал в разлад с отрядом:

Вот мой меч и душа,
А там счастье мое…

Отряд смял припевом конец куплета:

Эх, яблочко.
Задушевное,
Ты в паек попадешь,—
Будешь прелое…
Ты на дереве растешь
И дереву кстати,
А в Совет попадешь
С номером-печатью…

Люди враз засвистали и кончили песню напропалую:

И-эх, яблочко.
Ты держи свободу:
Ни Советам, ни царям,
А всему народу…

Песня стихла. Дванов остановился, интересуясь шествием в овраге.

— Эй, верхний человек! — крикнули Дванову из отряда. — Слазь к безначальному народу!

Дванов оставался на месте.

— Ходи быстро! — звучно сказал один густым голосом, вероятно, тот, что запевал. — А то считай до половины — и садись на мушку!

Дванов не сообразил, что ему надо делать, и ответил, что хотел:

— Выезжайте сами сюда — тут суше! Чего лошадей по оврагу морите, кулацкая гвардия!

Отряд внизу остановился.

— Никиток, делай его насквозь! — приказал густой голос.

Никиток приложил винтовку, но сначала, за счет бога, разрядил свой угнетенный дух:

— По мошонке Исуса Христа, по ребру богородицы и по всему христианскому поколению — пли!

Дванов увидел вспышку напряженного беззвучного огня и покатился с бровки оврага на дно, будто сбитый ломом по ноге. Он не потерял ясного сознания и, когда катился вниз, слышал страшный шум в земле, к которой на ходу прикладывались поочередно его уши. Дванов знал, что он ранен в правую ногу — туда впилась железная птица и шевелилась колкими остьями крыльев.

В овраге Дванов схватил теплую ногу лошади, и ему стало нестрашно у этой ноги. Нога тихо дрожала от усталости и пахла потом и травою пройденных дорог.

— Страхуй его, Никиток, от огня жизни! Одежда твоя.

Дванов услышал. Он впился в ногу коня обеими руками, нога превратилась в напирающее живое тело. У Дванова сердце поднялось к горлу, он вскрикнул в беспамятстве того ощущения, когда жизнь из сердца переселяется на кожу, и сразу почувствовал облегчающий, удовлетворительный покой. Природа не упустила взять от Дванова то, зачем он был создан: семя размножения. В свою последнюю пору, обнимая почву и коня, Дванов в первый раз узнал гулкую страсть жизни и удивился ничтожеству мысли перед этой птице бессмертия, коснувшейся его обветренным трепещущим крылом.

Подошел Никиток и попробовал Дванова за лоб: тепел ли он еще? Рука была большая и горячая. Дванову не хотелось; чтобы эта рука скоро оторвалась от него, и он положил на нее свою ласкающую ладонь. Но Дванов знал, что проверял Никиток, и помог ему:

— Бей в голову, Никита. Расклинивай череп скорей!

Никита не был похож на свою руку — это уловил Дванов, — он вскрикнул тонким паршивым голосом, без соответствия покою жизни, хранившемуся в его руке.

Читать еще:  Как я спас деда мороза георгиев читать. Отзыв о рассказе С.Георгиева «Я спас Деда Мороза

— Ай ты цел? Я тебя не расклиню, а разошью: зачем тебе сразу помирать — ай ты не человек? Помучайся, полежи — спрохвала помрешь прочней!

Подошли ноги лошади вождя. Густой голос резко осадил Никитка:

— Если ты, сволочь, будешь еще издеваться над человеком, я тебя самого в могилу вошью. Сказано — кончай, одежда твоя. Сколько раз я тебе говорил, что отряд не банда, а анархия!

— Мать жизни, свободы и порядка! — сказал лежачий Дванов. — Как ваша фамилия?

— А тебе сейчас не все равно? Мрачинский!

Дванов забыл про смерть. Он читал «Приключения современного Агасфера» Мрачинского.

— Вы писатель! Я читал вашу книгу. Мне все равно, только книга ваша мне нравилась.

— Да пусть он сам обнажается! Что с я дохлым буду возиться — его тогда не повернешь! — соскучился ждать Никита. — Одежда на нем в талию, всю порвешь, и прибытка не останется.

Дванов начал раздеваться сам, чтобы не ввести Никиту в убыток: мертвого действительно без порчи платья не разденешь. Правая нога закостенела и не слушалась поворотов, но болеть перестала. Никита заметил и товарищески помогал.

— Тут, что ли, я тебя тронул? — спросил он, бережно взяв ногу Дванова.

— Тут, — сказал Дванов.

— Ну, ничего, — кость цела, а рану салом затянет, ты парень не старый. Родители-то у тебя останутся?

— Останутся, — ответил Дванов.

— Пущай остаются, — говорил Никита. — Поскучают и забудут. Родителям только теперь и поскучаться! Ты — коммунист, что ль?

— Дело твое: всякому царства хочется!

Вождь молча наблюдал. Остальные анархисты возились у коней и закуривали, не обращая внимания на Дванова и Никиту. Последний сумеречный свет погас над оврагом, — наступила очередная ночь.

— Так вам понравилась моя книга? — спросил вождь.

Дванов был уже без плаща и без штанов. Никита клал их в свой мешок.

— Я уже сказал, что да, — подтвердил Дванов и посмотрел на преющую рану на ноге.

— А сами-то вы сочувствуете идее книги — вечному анархизму, так сказать, бродячей душе человека? — допытывался вождь.

— Нет, — заявил Дванов. — Идея там чепуховая, но написана книга сильно. Так бывает. Вы там глядели на человека, как обезьяна на Робинзона: понимали все наоборот, и вышло замечательно.

Лучшие книги Андрея Платоновича Платонова

Этот роман-утопия выдающегося русского писателя Андрея Платонова (1899—1951) при жизни автора так и не был издан и увидел свет только в 1988 году. Платонов изображает жизнь так, как она могла бы выглядеть при коммунизме. «Эх, хорошо сейчас у нас в Чевенгуре. На небе луна, а под нею громадный трудовой район — и весь в коммунизме, как рыба в озере!» Автор сталкивает утопические идеи по переустройству мира «по коммунистическому велению» и «хотению масс» с необходимостью повседневной кропотливой работы. Его герои наивно надеются, что «социализм где-нибудь нечаянно сложится вместе от страха бедствий и для утешения нужды».

Этот роман-утопия выдающегося русского писателя Андрея Платонова (1899—1951) при жизни автора так и не был издан и увидел свет только в 1988 году. Платонов изображает жизнь так,…

Выходец из провинциальной рабочей семьи, Платонов всей душой принял Октябрьскую революцию, — и тем интереснее тот факт, что в его произведениях с небывалой силой передана личная мировоззренческая трагедия, необычайно ярко выраженная в “Котловане”. Сама идея построения “Общепролетарского дома” превращает “Котлован” в шокирующую своей мощью антиутопию, где детали реальности обретают невероятные, карикатурно-преувеличенные размеры. Этот удивительный дом, задуманный как символ коммунистического “земного рая”, в действительности становится кладбищем несбыточных фантазий.

Выходец из провинциальной рабочей семьи, Платонов всей душой принял Октябрьскую революцию, — и тем интереснее тот факт, что в его произведениях с небывалой силой передана личная…

Проза Андрея Платонова – явление в русской литературе необычайное. Его яркое, самобытное, цельное творчество поражает расширением рамок языка, расширением смысловых значений слов, расширением самого сознания. Максим Горький писал Платонову: “В психике Вашей, – как я воспринимаю ее, – есть сродство с Гоголем. Поэтому попробуйте себя на комедии, а не на драме. Драму оставьте для личного удовольствия”. Платонов не последовал совету, и в итоге литература получила одного из самых загадочных, разбивающих любой канон писателей, глубже и полнее прочих отразившего трагедию сиротства народа, оторванного революцией от корней и брошенного на произвол стихий в обезбоженном мире. И судьба самого Платонова – часть этой трагедии. “А без меня народ не полный!” – говорит герой его рассказа. Не полны и без Андрея Платонова ни русский народ, ни русская литература.

Проза Андрея Платонова – явление в русской литературе необычайное. Его яркое, самобытное, цельное творчество поражает расширением рамок языка, расширением смысловых значений слов,…

Повесть “Котлован” – одно из самых известных произведений А.Платонова, а также один из самых пронзительных текстов русской литературы.
В сборник вошли роман “Чевенгур”, повести “Город Градов”, “Котлован”, рассказы “Усомнившийся Макар”, “Третий сын”, “Фро”, “Возвращение”.
Вступительная статья Сергея Залыгина “Читая Платонова”, заявление “В комиссию по приему в члены Союза советских писателей”, статья “О социалистической трагедии”.

Повесть “Котлован” – одно из самых известных произведений А.Платонова, а также один из самых пронзительных текстов русской литературы.
В сборник вошли роман “Чевенгур”, повести…

Андрей Платонов – один из самых ярких представителей русской литературы XX столетия. Его необыкновенные произведения, написанные “в усилии к будущему”, расширяют рамки языка и сознания, позволяют взглянуть на Россию и личный трагический мир человека с неожиданной стороны. Роман “Счастливая Москва” долгое время был неизвестен читателям: только в 1991 году произведение впервые появилось в печати. Печальная история воспитанницы одного из детдомов столицы, девушки по имени Москва Честнова, чья спокойная уверенность в счастливой жизни сталкивается с горькими разочарованиями в эпохе и людях, не может не волновать.

Читать еще:  Сообщение про тропинина. Тропинин василий андреевич – галерея произведений (226 изображений)

Андрей Платонов – один из самых ярких представителей русской литературы XX столетия. Его необыкновенные произведения, написанные “в усилии к будущему”, расширяют рамки языка и…

Два долгих дня, пешком, идет красноармеец Никита Фирсов в родную деревню. В родительском доме встречает его только отец, мать умерла, так и не дождавшись любимого сына с войны. На следующий день происходит встреча Никиты с подругой детства – Любой. Никита начинает ухаживать за изнуренной от голода и учебы девушкой…
Продюсер издания: Владимир Воробьёв
©&? ИП Воробьев
©&? ИД СОЮЗ

Два долгих дня, пешком, идет красноармеец Никита Фирсов в родную деревню. В родительском доме встречает его только отец, мать умерла, так и не дождавшись любимого сына с войны. На…

Перед вами “Котлован” – шедевр отечественной антиутопической притчи, книга, которую сравнивают с “Процессом” Кафки и “1984” Оруэлла, и повести “Ювенильное море”, “Эфирный тракт”, “Епифанские шлюзы”, “Город Градов”, “Ямская слобода”.
Когда-то – запрещенные властью произведения талантливого писателя.
Теперь – классика не только русскоязычной, но и мировой прозы.

Перед вами “Котлован” – шедевр отечественной антиутопической притчи, книга, которую сравнивают с “Процессом” Кафки и “1984” Оруэлла, и повести “Ювенильное море”, “Эфирный тракт”,…

В книгу замечательного русского советского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899—1951) вошли рассказы, объединенные темой детства и юности: «Песчаная учительница», «Глиняный дом в уездном саду», «На заре туманной юности», «Июльская гроза», «Цветок на земле» и др. Тема подрастающего человека, взросления души, впрямую связанная с темой чуткого, щедрого сердца матери, материнского света, материнской ни с чем не сравнимой любви,— одна из главных в многообразном творчестве писателя.

В книгу замечательного русского советского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899—1951) вошли рассказы, объединенные темой детства и юности: «Песчаная учительница», «Глиняный…

Вошедшие в сборник произведения замечательного русского писателя А.П. Платонова (1899—1951) — это классика не только русскоязычной, но и мировой литературы.

В книгу выдающегося писателя вошли его публицистические размышления, литературно-критические статьи, заметки и письма о времени становления нового мира, дается объективная картина 1930—40-х годов в восприятии современника — участника и свидетеля событий тех лет.
Книга адресована массовому читателю. Фотографии из архива дочери писателя.

В книгу выдающегося писателя вошли его публицистические размышления, литературно-критические статьи, заметки и письма о времени становления нового мира, дается объективная картина…

В книгу входят наиболее известные рассказы и сказки, включенные в школьную программу.

Писатель учит нас смотреть на мир с любовью, тепло и по-доброму относиться друг к другу, отдавать все силы ума и души всему окружающему нас.

Для среднего школьного возраста.

В книгу входят наиболее известные рассказы и сказки, включенные в школьную программу.

Писатель учит нас смотреть на мир с любовью, тепло и по-доброму относиться друг к другу,…

Рассказ впервые напечатан в 1946 году в журнале «Новый мир» (№ 10-11) под названием «Семья Иванова», затем существенно переработан автором и под итоговым названием впервые опубликован посмертно в сборнике Платонова «Рассказы», изданном в 1962 году.
Он принадлежит к числу ключевых произведений Платонова, отражающих стержневой в его творчестве сюжетный мотив возвращения, причём, что характерно для Платонова, — возвращения, отменяемого новым уходом (и, в данном случае, новым возвращением). Другой принципиальный для Платонова мотив, нашедший отражение в рассказе, — мотив отвыкания и привыкания.

Рассказ впервые напечатан в 1946 году в журнале «Новый мир» (№ 10-11) под названием «Семья Иванова», затем существенно переработан автором и под итоговым названием впервые…

В основу публикуемых в настоящей книге произведений большого русского писателя Андрея Платонова легли противоречия послереволюционной России. Сочетание изображения реальной жизни России 1921-1922 гг. с фантастикой, гротеском, юмором, порой горьким сарказмом создает неповторимую платоновскую прозу.
Все, что написано А.Платоновым, рождено, по его собственным словам, “всем громадным обстоятельством социалистической революции”, прочувствовано “обнаженным сердцем”.
В книгу вошли три его знаменитых произведения: повести “Ювенильное море”, “Котлован” и роман “Чевенгур”.

В основу публикуемых в настоящей книге произведений большого русского писателя Андрея Платонова легли противоречия послереволюционной России. Сочетание изображения реальной жизни…

Партия направила инженера Вермо в мясосовхоз № 101 «Родительские дворики». Аккурат накануне его появления доярка Айна покончила с собой при странных обстоятельствах.

“Корова” (1938) – рассказ выдающегося русского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899-1951) о рано повзрослевшем, чутком и вдумчивом мальчике, который умеет по-настоящему сопереживать, понимать и любить.
Материалом для создания иллюстраций, помещенных в этой книге, послужили кадры из анимационного фильма “Корова” (1989), снятого по рассказу Платонова. Фильм, созданный в новаторской технике живописи на стекле, стал успешным творческим дебютом Александра Константиновича Петрова, ныне почетного члена Российской Академии художеств, лауреата двух Государственных премий (1990, 1995), обладателя премии Американской киноакадемии “Оскар” (2000) и других престижных наград. Фильм “Корова” отмечен многочисленными премиями российских и международных кинофестивалей, в том числе – за лучший дебют.
Издание сопровождается статьей известного художника-мультипликатора Юрия Норштейна о творчестве Александра Петрова.

“Корова” (1938) – рассказ выдающегося русского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899-1951) о рано повзрослевшем, чутком и вдумчивом мальчике, который умеет по-настоящему…

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/637989/
http://nice-books.ru/books/proza/sovetskaja-klassicheskaja-proza/133773-andrei-platonov-8-rasskazov.html
http://www.livelib.ru/author/14008/top-andrej-platonov

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии