Анализ стихотворения “на братских могилах” пожалуйста. Анализ и интерпретация поэтического текста владимир высоцкий «братские могилы» – презентация

Анализ стихотворения “на братских могилах” пожалуйста. Анализ и интерпретация поэтического текста владимир высоцкий «братские могилы» – презентация

Цыпкайкина С. А.: Образ войны в творчестве В. Высоцкого и А. Литвинова (на материале песен “Братские могилы” и “День победы”)

Образ войны в творчестве В. Высоцкого

и А. Литвинова (на материале песен

«Братские могилы» и «День победы»)

Творчество Высоцкого оказало огромное влияние не только на его отдельных современников, но и на весь литературный процесс конца XX в. После смерти поэта начинается новый этап развития русской песенной традиции, характерной особенностью которого является синтез авторской песни и русского рока. В настоящее время данный жанр мало изучен, что обусловлено новизной и молодостью явления, которому еще только предстоит дать название. Ввиду своей «неформальности» такого рода исполнители известны лишь узкому кругу людей, так как их выступления проходят в небольших залах и квартирных концертах.

Одним из представителей данного направления является А. Литвинов (творческий псевдоним Веня Д’ркин), который был увлечен творчеством Высоцкого с юности, что сказалось на жизненных принципах молодого поэта. Во многих темах, затронутых Д’ркиным, мы видим этическую близость мировоззрению Высоцкого. Жизненные принципы, которые обозначил Высоцкий в стихотворении «Я не люблю», во многом схожи с мировоззрением Литвинова (песня «Хожу и Гажу»). В творчестве обоих авторов четко прослеживается позиция неприятия насилия (например, «Песня сентиментального боксера» Высоцкого и «Серебряный Сендей» Литвинова). Сближает двух поэтов отношение к любви как волшебной стране, куда могут попасть только влюбленные. Это особое место прекрасно, так как лишено молвы, пустословья. Любовь помогает людям постичь значимость непреходящих ценностей.

Среди всего разнообразия тематических пластов лирики особое положение занимают тексты, посвященные военным событиям. Высоцкий в своих песнях показал события Великой Отечественной войны не с точки зрения политической идеологии, а с нравственных позиций. Несомненно, в военной лирике Высоцкого доминирует патриотическая тематика, но в некоторых произведениях все отчетливее звучит неприятие войны, которая стала источником великого горя для многих народов («Братские могилы», «Разведка боем», «Песня о друге»).

Интерес к данной теме во многом обусловлен тем, что Великая Отечественная война оказала непосредственное влияние на жизнь Высоцкого. Боль потери близких людей, разрушение городов и сел, голод и лишения, — все это было знакомо Высоцкому не понаслышке. В стихотворении «Братские могилы» отражено все многообразие чувств и переживаний автора, которые были знакомы многим людям того времени.

Начинается произведение с описания современной Высоцкому действительности: братские могилы с Вечным огнем, цветы и «гранитные плиты». Эти реалии хранят память о военных событиях, о тех, кто отдал свою жизнь во имя мира: «Здесь нет ни одной персональной судьбы — // Все судьбы в единую слиты». Перед лицом общей беды происходит сплочение людей, именно поэтому безымянные могилы стали называть братскими — здесь похоронены те, кого породнила война.

Память о подвиге народа хранит Вечный огонь. В мировой художественной культуре образ огня сложен и многозначен. Огонь — «сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы» [431]. Повторяя определение горящий, автор подчеркивает, что огонь является неотъемлемой частью военных событий. С одной стороны, он несет смерть, разрушение: горящие русские хаты, горящий Смоленск, горящий рейхстаг. С другой стороны, в христианском искусстве пылающее сердце — эмблема некоторых святых, таким образом, метафора горящее сердце солдата подчеркивает любовь к людям, которая помогала забывать бойцам о смерти во имя спасения всего народа, во имя светлого будущего нового поколения.

Вечный огонь — напоминание о подвиге погибших солдат, напоминание о войне как величайшем зле человечества.

В конце XX в. к теме войны в своем творчестве обратился рок-поэт — А. М. Литвинов. На его мировоззрение повлияли события не только Великой Отечественной войны, но и военные действия в Афганистане и Чечне, что не могло не отразиться на творчестве поэта. В стихотворении «День Победы» Литвинов продолжает темы (бессмысленности войны и ответственности человека за это зло), которые были только пунктирно намечены в стихотворении Высоцкого «Братские могилы» («На братских могилах не ставят крестов, Но разве от этого легче. »).

В тексте Высоцкого благодаря описанию топоса (горящий Смоленск и горящий рейхстаг) мы легко угадываем, каким военным событиям посвящено стихотворение, в произведении Литвинова знаковой является характеристика времени:

А на войне. А на войне, где поляжем костьми,
Либо февраль, либо март-апрель, либо победа.

Победа приурочена месяцу маю, поэтому несложно догадаться, что в стихотворении описаны события, посвященные Великой Отечественной войне.

В произведении Высоцкого показана реальность военных событий 1941–1945 гг., доминирует патриотическая тематика, нет многоуровнего подтекста, только последний вопрос выводит читателя на философские размышления. В стихотворении Литвинова все иначе, значимую роль в тексте играют фигуры умолчания — многоточия, которые, оставаясь пробелами в ткани произведения, являются художественно значимыми недоговоренностями, в которых скрыта авторская позиция, многие мировоззренческие аспекты бытия. Таким образом, автор выходит на философское обобщение, его интересует система общечеловеческих ценностей.

Читать еще:  Кого чарли чаплин считал счастливыми. Chaplin’s World: «Чарльз и Чарли — две разные истории

Название текста Литвинов позаимствовал у Владимира Харитонова — автора слов песни «День Победы». Композиция, известная в исполнении Л. В. Лещенко, является гимном величию и могуществу народа-победителя с небольшой ноткой грусти. Военные перипетии показаны здесь весьма обобщенно:

Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели,
Этот день мы приближали, как могли.

Многократное повторение словосочетания день Победы придает песне Харитонова торжественность. Д’ркин, иронически переосмыслив данный текст, показал День Победы с другой стороны:

Если в окопе забиты сортиры,
Некормлены дети, дырявые кеды.
И сорванный голос на песне о мире —
Скоро к тебе придет День Победы!

Благодаря переносу ударения на последний слог «слово “победа” по своему звуковому облику больше начинает напоминать слово “беда”» [432], таким образом, в песне Дыркина День Победы превращается в день великой беды, страдания и отчаяния. Военная победа, по мнению автора, — это победа абсурда человеческой жизни, жестокости и расчета, когда проявляются худшие качества людей. Отчего же автор приходит к столь пессимистическому выводу?

Начинается стихотворение Литвинова с парадоксальных утверждений: «А смерти нет! Она может быть там, где есть мир», «Так и жизни же нет! Она может быть там, где есть мир». По мнению автора, война нарушает естественный природный цикл смены жизни и смерти, лишает людей самого ценного — любви. На войне нет жизни, потому все «полягут костьми»; нет смерти, так как здесь умирают не естественной смертью, а погибают насильственно. Гибель становится частью повседневной реальности, и люди уже не замечают человеческих потерь.

Рассматривая на многих уровнях оппозицию война — мир, автор акцентирует внимание на том, что жестокой является любая война. Однако люди вновь и вновь развязывают кровопролитные кампании. Таким образом, виновник любой войны — человек. Поэтому автор с горечью и иронией говорит о бессмысленности человеческой жертвы:

Как потухшим костром догорел паренек,
Значит, он победил, и какой ему прок
От расстановки тактических сил.
Он уже всех простил, он уже все забыл.

Метафора гибели «потухшим костром догорел паренек» ассоциативно противопоставляется «горящему сердцу солдата» Высоцкого. Таким образом, в стихотворении «Братские могилы» автор осознает необходимость жертвы во имя спасения Родины, в тексте Литвинова потухший костер — обвинение «сильным мира сего», развязавшим войну, где жизнь паренька ценится не более, чем уголек (строка Д’ркина «Как потухшим костром догорел паренек» — измененная фраза текста В. Харитонова «Как в костре потухшем таял уголек»).

Пронизаны иронией строки, в которых говорится о Дне Победы как метафоре страдания и отчаяния:

Если Кривая поводит боками,
И если уже не приносят обеда,
И лечащий врач разводит руками —
Победа! Победа! Победа.
И если в госпитале камень на камне,
И если уже не приносят обеда,
И лечащий врач разводит руками —
Победа! Победа! Победа! Победа.

Не случайно в песне появляется образ лечащего врача, который бессилен помочь. К моменту написания данного текста Литвинов был смертельно болен. Образ войны в его произведении становится метафорой того, что заставляет людей страдать: будь то антигуманная государственная политика или болезнь.

Несмотря на то, что творчество Высоцкого и Литвинова разделено несколькими десятилетиями, несмотря на то, что их судьбы связаны с разными социально-политическими формациями, в их творчестве прослеживается преемственность литературных тем, жизненных взглядов и убеждений. При сопоставлении стихотворений «Братские могилы» и «День Победы» становится очевидным, что в своей песне Литвинов продолжает размышлять над вопросом, заданным Высоцким: «Но разве от этого легче. ».

Примечания

[431] Тресиддер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Полько. М., 1999. С. 246.

[432] Гавриков В. А. Жизнь и творчество Вени Д’ркина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: Сб. науч. тр. Вып. 10. Екатеринбург, Тверь, 2008. С. 177–178.

Тема войны в поэзии Высоцкого

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тема: «Тема войны в поэзии Высоцкого».

дать представление о жизни и творчестве поэта;

ответить на проблемный вопрос: как представлена война в поэзии Высоцкого?

раскрыть своеобразие военной лирики В.Высоцкого, сопричастность поэта, гражданскую позицию;

способствовать воспитанию уважения к величайшему чувству любви, воспитывать в ученике гражданина своей Родины;

определить, каким же был лирический герой В.С. Высоцкого;

развивающие задачи: развивать основы монологической речи, сопоставления, анализа, обобщения;

развивать ассоциативное мышление.

Тип урока: комбинированный урок.

Тема войны в поэзии Владимира Высоцкого

Все меньше вас, участники войны, –

Осколки бродят, покидают силы.

Не торопитесь, вы и не должны

К однополчанам в братские могилы.

Читать еще:  Основные проблемы современной фольклористики. Возникновение и развитие фольклора, его специфические признаки

1. Слово учителя . “Нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой -то степени владеет пером. Мы дети военных лет, для нас это вообще никогда не забудется.. У всех нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я отдаю дань этому времени своими песнями. Это почётная задача- писать о людях, которые воевали. И самое главное, я считаю, что во время войны просто есть больше возможности, больше пространства для раскрытия человека, ярче он раскрывается. Тут уже не соврешь, люди на войне всегда на грани , за секунду или за полшага до смерти. Люди чисты, и при них всегда интересно писать,”- так говорил В.Высоцкий о своих военных произведениях.

– Звучит песня ” На братских могилах”

2.Сообщение ученика .Биография В.Высоцкого

Высоцкий родился 25 января 1938 г. в Москве, в семье служащих. Отец, Семён Владимирович Высоцкий (1916—1997), — кадровый военный, полковник. Мать, Нина Максимовна (урождённая Серёгина) (1912—2003), — по специальности переводчик с немецкого. Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на Первой Мещанской улице. Во время Великой Отечественной войны два года жил с матерью в эвакуации в городе Бузулук на Урале. В 1943 г. возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 г. пошел в первый класс 273-й школы Ростокинского района. В 1947—1949 с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой-Высоцкой проживал в г. Эберсвальде (Германия), где научился играть на фортепиано.

3. Ученик . Будучи сыном офицера-фронтовика, живя с ним среди военных, он хорошо знал их жизнь, много слышал от отца и его фронтовых друзей о войне, о героизме и трусости. Тема войны для Высоцкого- это прежде всего тема благодарности тем, кто не дожил до Победы, кто остался жив, пройдя все дороги войны.

В одной из телепередач Высоцкий сказал:” Почему я обращаюсь к военной тематике? Вопрос, по- моему, праздный.” И далее, собираясь исполнить песню “Мы вращаем землю”, поэт- патриот заявляет:” Её исполнять надо петь стоя”. Так и поет. Для него это тема святая.

– Звучит песня о войне.

4.Учитель . На многое в военной теме поэт взглянул по-новому, с позиции человека сегодняшнего дня .Сказал так, как до него ещё никто не говорил .Высоцкий создал в литературе свою ” творческую лабораторию”. Он попробовал себя в разных интонациях, искал для своих “пьес” всё новые и новые краски, новые детали .Слово у поэта приобретает гиперболичность. Удивительна образность, метафоричность военного стиха.

– Чтение и анализ стихотворения “Смерть истребителя”.

-От какого лица ведется повествование в стихотворении? Что усиливает это прием?

(Повествование ведется от лица самолета. Это изобразительный и композиционный прием усиливает трагичность происходящего.)

Как ведется себя машина? Почему её одушевляет поэт?

( Машина одушевлена: самолет, оружие летчика,”устал от ран”)

Я – “Як”-истребитель, Мотор мой звенит,

Небо – моя обитель,

Но тот, который во мне сидит,

Считает, что он – истребитель.

Почему машина “взбунтовалась” против человека?

В этом бою мною “юнкерс” сбит,

Я сделал с ним, что хотел.

А тот, который во мне сидит,

Изрядно мне надоел.

– Какой вывод можно сделать?

( На войне даже “терпенью машины бывает предел”, а человек делает своё ратное дело, делает даже за пределами сил! И если он гибнет в своей машине , то и ей гореть на земле. Не машины в конечном итоге решали судьбу победы, а человек.)

5. Чтение и анализ стихотворения “Звезда”.

В каких словах поэт подчеркивают трагизм стихотворения?

Я бы звезду эту сыну отдал,
Просто на память…
В небе висит, пропадает звезда —
Некуда падать.

Какой смысл вкладывает автор в слово”звезда”?

( “Звезда”- это не только награда, но и символ смерти.)

Вот снова упала, и я загадал —
Выйти живым из боя!
Так свою жизнь я поспешно связал
С глупой звездою.

– Как поэт изображает героизм одних и карьеризм других?

Нам говорили: «Нужна высота!»

И «Не жалеть патроны!»

Вон покатилась вторая звезда –

Какой художественный прием использует автор?

( Развернутая антитеза :”нам”-“вам”)

– В какой строчке стихотворения подчеркнут мотив случайности, недолговечности?

Звезд этих в небе — как рыбы в прудах,
Хватит на всех с лихвою.
Если б не насмерть,- ходил бы тогда
Тоже героем.

Что утверждает в этом стихотворении Высоцкий?

( Главное на этой земле ни чины, ни награда, а сама жизнь.)

6.Чтение и анализ стихотворения “Песня о погибшем друге”.

-Кому посвящено стихотворение “Песня о погибшем друге”?

“Посвящается маршалу авиации дважды Герою Советского Союза Н. М. Скоморохову и его погибшему другу. В 43-м году, во время великой воздушной битвы над Кубанью, был такой человек, летал в небе, – Скоморохов, Николай Скоморохов. Он сейчас жив, генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза. Был эпизод, когда он сбил “бриллиантовую двойку”: это была знаменитая немецкая дивизия “Удэт”, они все были кавалеры Бриллиантовых Крестов, лично награжденные Гитлером, настоящие асы. И вот двое – двойка из этой эскадрильи – сбили друга Николая Скоморохова, его близкого друга. И тогда Скоморохов стал вылетать на индивидуальную охоту – поспит несколько минут и снова вылетает – искать именно тех двоих: он запомнил, что у них были за номера на фюзеляжах. Он их нашел, достал и сбил обоих – в одном бою двух уничтожил. И один даже спрыгнул с парашютом, попал на нашу территорию, взяли его в плен. И он стал спрашивать: “Кто меня сбил?” Ну а ему говорят: ” Скоморохов”. Он говорит :”Это неправда, нас предупреждают: “Осторожно! Скоморохов в воздухе!”. Но это было так на самом деле. И вот в память о погибшем друге Николая Михайловича Скоморохова я написал эту песню,”- писал В.Высоцкий.

Читать еще:  Как рассказать про космос детям: картинки, мультфильмы и описания. Как нарисовать космос: финалисты конкурса и пошаговый мастер-класс Рисунок к теме новый год в космосе

– Как в этом стихотворении поэт усиливает горечь утраты боевого товарища?

– Какой прием использован в строчках:

Он уснул – не проснулся,
Он запел – не допел.
Так что я вот вернулся,
Глядите – вернулся, —
Ну а он – не успел.,

– Почему герой чувствует себя виноватым?

– Почему герою приходится оправдываться ?

Военные стихи Высоцкого- это стихи о настоящих людях. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых .Таким людям можно доверить и собственную жизнь , и родину. Такие люди не подведут.

Сегодня не слышно биенье сердец —
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
«На этот раз мне не вернуться,
Я ухожу – придет другой».
Мы не успели оглянуться —
А сыновья уходят в бой!

Звучит песня “Давно смолкли залпы орудий”.

Какой бы памятник я поставил В.Высоцкому?

Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта.

Анализ стихотворения ,, На братских могилах не ставят крестов Пожалуйста, срочно

Анализ стихотворения ,, На братских могилах не ставят крестов

Пожалуйста, безотлагательно надобно .

  • Леонид Соторов
  • Литература
  • 2019-06-30 17:15:01
  • 0
  • 1

Свои выступления В. Высоцкий начинал стихотворением Братские могилы, которое было написано им в 1964 году. В. Высоцкий нередко писал о войне, писал глубоко и проникновенно, желая сам никогда в боевых деяниях не участвовал. Секрет такой проникновенности, таковой яркости образов, кроется в невозможном ощущенье гражданственности поэта.

Композиционно стихотворение состоит из 4 катренов. Не считая того, повторение первых 2-ух исходных строф в конце стихотворения показывает на то, что композиция кольцевая. Таковой тип композиции концентрирует внимание читателя на стихотворном пространстве.

Сюжет поэтического творения

Как такого сюжета нет. На первом плане переживания пота. Его собственное, личное, переосмысление событий.

Ритм и интонация

Стихотворение написано амфибрахием. Оно торжественно и строго. В тексте находятся многогранные идиоглоссы, которые взаимодействуя друг с другом, образуют уникальный поэтический мир творенья.

Детализированный разбор катренов1 катрен

Строчки первого катрена очень лаконичные, требовательные, точные. Практически в каждой строке находится глагол (ставят, плачут, приносят, поджигают), с подмогою которого появляется фонетически верная стихотворная форма. Все предложения неопределенно-собственные. Это подчеркивает масштабность произошедшей катастрофы – братские могилы, бойцы без имен, общая боль утраты, общая скорбь. Также с подмогою этого приема подчеркивается особенность места – нет крестов, нужен особенный памятник, особенный знак памяти Постоянный огнь, тут не вопят, так как боль утраты так велика, что можно только молчком тосковать, отдавая дань памяти букетами цветов. Передавая реальную картину, создатель старается пробудить в чтеце эмоции, вынудить вспомнить и сопереживать.

С поддержкою метафоры (земля вставала на дыбы) создатель пытается передать весь накал произошедших здесь когда-то событий. Также тут есть противопоставление (фонетически достигается с подмогою забавы глаголов в одной строке он есть, а в иной нет). Сначала шум и грохот, а позже тишина могильных плит. В третьей и четвертой строках присутствует смысловая перекличка, акцентированная моноритмом разные судьбы соединяются в одну. Также в 2-ух заключительных строфах присутствует аллитерация и ассонанс.

В третьем катерне на фронтальный план выдвигается слово пламенеющий. С подмогою этого слова создается основной образ, вида Постоянного огня, в котором мерцают блики горящих хат и пламенеющих сердец боец, погибающих за свою Отчизну.

В заключительном катрене важно направить внимание на вопрос. Вопрос не просит ответа, ответ ясен. Вопрос занимает главную, сильную позицию в тексте. Разумеешь, что бойцы ушли юными, сгорели в пламени войны, но предать их память невероятно.

Источники:

http://vysotskiy-lit.ru/vysotskiy/kritika/cypkajkina-obraz-vojny-v-tvorchestve-vysockogo.htm
http://infourok.ru/tema-voyni-v-poezii-visockogo-2580210.html
http://obrazovalka.com/qa/literatura/8584643-analiz-stihotvorenija-na-bratskih-mogilah-ne-stavjat-krestov-pozhalujsta-srochno.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии