Анализ поэмы василий теркин краткое средства выразительности. Анализ стихотворения василий теркин переправа

Анализ поэмы василий теркин краткое средства выразительности. Анализ стихотворения василий теркин переправа

Анализ главы Переправа из поэмы Василий Теркин

Произведение Александра Твардовского «Василий Теркин» — это поэма, сочиненная народом во время битвы. Ее знал почти каждый боец, который защищал свою строну. Больше всего современным читателем запомнилась глава «Переправа».

Сюжет

Враг подорвал мост, который соединял два речных берега. Отважные солдаты решаются одолеть реку, но на там обосновался недруг. Поскольку дело было в ноябре, река уже покрывалась льдом. Солдатом было нелегко одолеть реку. Когда первые лодки достигли берега, раздались звуки оружия. Осталось только одно – дожидаться весточку с вражеского берега.

Не дождавшись вестей, было принято решение: остаться на ночлег на берегу. Многие солдаты чувствовали свою вину за то, что их сослуживцы были без их поддержки. Караульные заметили, что к ним приближается человек с вражеской берега. Это был Василий Теркин. Он был одним из тех солдат которым удалось переплыть. Придя в себя, он поведал о том, что им удалось переправиться и что его солдаты еще воюют на том берегу. Но чтобы одержать победу над врагом им нужна будет помощь артиллерии. Мужественный боец просит не тратить спирт на оттирание, а лучше дать ему выпить.

Темы и проблемы

  • Подвиг. Главный герой обычный, простой парень. Стойкий духам и крепким характером показывает автор поэмы главного героя. Эти качества хорошо запоминаются читателю. Поскольку приятно читать про человека, который идет на подвиг без пафоса, как будто ничего особого не происходит.
  • Патриотизм. Каждый боец верен своей родине и каждый хочет освободить ее от врагов. Теркину не нужны награды и медали. Он и не думает о них. Василий и его сослуживцы воюют на противоположном берегу с врагами рискуя своей собственной жизнью. Все герои идут биться за свою родную землю.
  • Преданность. Несмотря на то что врагов намного больше чем бойцов, ни один солдат на вражеской территории не предает своих сослуживцев. Каждый из них верит в освобождение своей родины.
  • Проблема оккупации. Автор специально разделяет врагов и советских солдат рекой. Это как некий символ реки крови наших предков. Пролив много крови советские солдаты освобождали свои города и деревни от захватчиков, сила и мощь которых была во много раз больше русских войсков.
  • Проблема жестокости войны. Война никого не чадит, она ставить людям условия, которые важнее жизни. Многие солдаты жертвуя собой, пытаются победить врага. Так и в поэме: главный персонах жертвовал собой решается доплыть до противоположного берега, не зная о том доплывет он или нет.

Главная мысль

Автор все подробно для читателя расписывает и показывает в поэме. Главный герой рискует своей жизнью ставит перед собой цель: доплыть до своих и рассказать о том, что они доплыли и что им нужна помощь. Если бы он не доплыл, то никто бы и не узнал о его подвиге. Он не думая о почете и награде сделал свое дело, чтобы освободить весь мир от фашизма и нацизма, поскольку это самая большая угроза для человечества.

Русский боец совершая подвиги, не думает о защите своих личных интересов, он делает дар всему человечеству, рискуя своей жизнью ради другой жизни. Это и есть основная мысль главы.

Настроение

Автор не был солдатом он просто писал о работе корреспондентов. Поэму Твардовского приняли читатели за честность и открытость. В поэме описывается о священном долге не только к родине, но и ко всему миру. У солдат есть цель: помогать своим товарищам в бою любой ценой. В произведение описывается настроение истинного самопожертвования.

Средства художественной выразительности

Александр писал поэму простым и понятным языком. Он использует эпитеты, сравнения и аллитерацию. Все это помогает автору описать все что происходить на войне.

В поэме нет определенных рамок. В ней описывается настоящий патриотизм без пафоса. За это и полюбили ее читатели.

2 вариант

Сюжет: о чем она?

Войска переправляются с одного берега реки на другой. Для того, чтобы пересечь реку самим и переправить оружие, приходится использовать плоты. Очень сильно осложняет ситуацию то, что дело происходит ночью, поэтому приближение врага остается незамеченным. В переправу попадает снаряд, начинается перестрелка. В этой неразберихе люди теряют друг друга, оружие, плоты. Часть людей оказывается в воде, еще часть остается на берегу, не успев взойти на плоты. Солдаты, которые успели переправиться не знают, остался ли кто-то в живых, пока не показывается плывущий Василий Теркин. Он и рассказывает, что на том берегу все живы, им нужен огонь. Но боец не просто переплыл реку один раз, он собирается плыть обратно, невзирая на холод и усталость. Взвод получает новую надежду.

Темы и проблемы

В этом отрывке говорится о подвиге. Подвиге народа и личном подвиге одного человека. Когда вокруг война, есть ли разница между общим и личным? Между долгом и опасностью. Над этим предложено подумать читателю, а Василий Теркин свой выбор сделал. Не задумавшись, он один вплавь добирается в ледяной воде до противоположного берега, чтобы помочь выжившим товарищам. Есть ли еще такая самоотверженность? Здесь и проблема человечности, которая так часто утрачивается в экстремальных условиях. Ведь люди и в обычной жизни часто забывают о других, что уж говорить о моментах, когда жизнь под угрозой.

Главная мысль и идея

Василий Теркин — простой солдат. Миллионы таких парней ушли на войну. Но он готов в любой момент совершить подвиг ради товарищей, ради страны, ради общей Победы. Этот человек не знал, есть ли кто-то на том берегу, получится ли у него доплыть, но раз есть шанс, он должен это сделать обязательно. Читателю предложено задуматься о том, какой ценой далась победа, если даже такой небольшой эпизод как переправа через реку несет в себе столько опасностей. Кроме того, здесь мы видим очередное напоминание о том, что герои — это такие же люди. Все накануне сидели вокруг костра, шутили, смеялись, писали письма родным. Люди из разных городов, разных профессий, с разной судьбой могут объединиться перед лицом опасности, жить одной целью.

Каким настроением она наполнена?

В самом начале главы настроение слегка меланхоличное. Чувствуется состояние единения бойцов, то как они в тишине налаживают переправу. Тихие разговоры, мысли о том, сколько всего уже пройдено, а сколько осталось. Но дальше начинает нарастать тревога. Темп повествования ускоряется, пока не начинается хаос. Здесь своеобразный пик действия, когда все происходит молниеносно. Далее следуют трагические ноты, когда выжившие люди грустят по павшим товарищам. И снова дух поднимается, когда показывается плывущий боец. Появляется надежда. В конце нехарактерный для А. Твардовского пафос снижается юмористическим моментом, когда солдат просит налить еще водки. И вся глава завершается воодушевлением и надеждой.

Читать еще:  Слова материальны интересные факты биография известных людей. Интересные факты из жизни Пушкина для детей: помощь в изучении биографии поэта в школе

Средства художественной выразительности

А. Твардовский историю свою словно рассказывает читателю лично. У него присутствуют восклицательные предложения, риторические вопросы, вопросно-ответная форма изложения. Быстрый темп повествования помогают держать предложения, где один пропущенный член заменен тире. Также присутствуют повторяющиеся конструкции, которые находятся в значимых местах текста и позволяют соединить разные по настроению отрывки в единое целое. В моменте опасности бурлящую стихию помогает описать звукопись. Аллитерация создает впечатление бурлящий реки, звуков ломающегося льда. Присутствуют и противопоставления: жизни и смерти, ночи и огня, ледяной воды и теплых человеческих тел. Это все создает живую картину боя, без пафосных рассуждений, просто как он есть. Ведь именно простота и близость к людям делает сцены описанные А. Твардовским такими живыми и эмоциональными.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ главы Переправа из поэмы Василий Теркин

Популярные сегодня темы

Весьма милая картина, мне она нравится. Здесь несколько персонажей (характеров), все хорошо читаются. В середине, конечно, обладатель того самого первого фрака – счастливец. Это высокий молодой человек

Это понятие зародилось в русском языке после написания повести Михаила Афанасьевича Булгакова Собачье сердце. Некоторые верят, что повесть является политической сатирой

«Снежная королева», произведение писателя из Дании, Ганса Андерсена, опубликованного в 1844 году, повествует о дружбе двух маленьких детей, Кая и Герды. Сказка воспитывает в людях добро

Мне кажется, никакой проблемы с совестью не существует. Люди, которые обладают этим свойством души и не заглушают совесть, имеют единственную трудность – как сделать больше добра, как помочь наибольшему количеству людей.

Рассказ повествует о печальной судьбе хорошего человека, страдавшего от своей доброты и незлобивости. Осип Степаныч Дымов – врач, пишущий диссертацию по своей специальности. Он хороший медик, увлеченный наукой.

Анализ «Василий Теркин» Твардовский

Творчество Александра Твардовского широко известно в России и за её пределами. Именно поэма “Василий Тёркин” стала его визитной карточкой, принесла огромную славу и признание. Поэму изучают в 8 классе, при подготовке к урокам литературы понадобится подробный анализ произведения по плану и дополнительная информация о биографии и истории создания Твардовским “Василия Тёркина”. В “Василий Тёркин” анализ специфичен из-за автономности глав и отсутствия общего сюжета, поэтому мы предлагаем ознакомиться с полным разбором художественного текста в нашей статье.

Краткий анализ

Год написания – 1942-1945.

История создания – Главный герой – полностью вымышленный персонаж, повествование о нём автор закончил вместе с победой русской армии в Великой отечественной войне.

Тема – подвиг простого солдата, русский характер, нравственная сила русского человека.

Композиция – 30 глав с прологом и эпилогом, автономных, но объединённых общей целью и образом главного героя.

Жанр – поэма, лироэпическое произведение, “книга про бойца”.

Направление – реализм.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Бонус

  • Тест по произведению

История создания

Главный персонаж поэмы – вымышленный герой – был придуман и назван редколлегией ленинградской газеты “На страже Родины”, в которую входили помимо самого автора, художники и поэты. Василий должен был стать главным персонажем небольших стихов-фельетонов. Однако персонаж стал настолько популярен, что Александр Твардовский решил написать более масштабное произведение.

В 1942 году были написаны и опубликованы первые главы легендарной поэмы. До 1945 года она печаталась в газетах частями, в 1942 году было опубликовано первое издание поэмы, ещё неполное. Таким образом, Твардовский работал над поэмой в течение трёх лет. Она оказалась настолько востребованной, что известия о том, что работа над ней закончена, вызвало множество писем с просьбой написать продолжение истории о Василии Тёркине.

Замысел поэмы пришёл к Твардовскому ещё во время русско-финской войны в 1939 году, когда он участвовал в боевых событиях в качестве военного корреспондента. Великая отечественная война, в которой принимал участие сам автор, стала толчком к написанию произведения, в котором угадываются реальные события: битва на Волге, переправа через реку Днепр, взятие Берлина. В 1942 году после участия в самых горячих сражениях автор возвращается в Москву и начинает работу над поэмой.

Тема, которую выбрал Твардовский многогранна и разнопланова, в его произведении всё держится на юморе и оптимизме – так же, как и в реальной жизни бойцов в военно-полевых условиях. Несмотря на давление со стороны власти за отсутствие в поэме упоминаний о значимости партии, её вклада в победу и борьбу, писатель не стал включать в повествование идеологические моменты. Они, по словам автора, были совершенно несовместимы с общим тоном произведения, его идеей и целями. Несмотря на то, что цензура требовала правки сочинений, “Василий Тёркин” переиздавался всеми известными изданиями (“Знамя”, “Правда”, “Известия”), его популярность росла. Каждый школьник знал наизусть строки из стихотворения, его декламировали на радио, читали бойцам на фронте, дарили издания в знак особых боевых заслуг.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тему бессмертной поэмы Твардовского можно обозначить следующим образом: вера в победу, сила русского характера, подвиг простого солдата. Поэма повествует о простом парне, который живёт, смеясь, не унывает, верит в победу и держится за жизнь. Его характер, юмор и подвиги – стали настоящей легендой для бойцов на фронте. Люди верили, что Василий – реальный человек, ровнялись на него, мечтали увидеть героя и пожать ему руку.

Такой “живой образ” получился у писателя благодаря его фронтовому опыту, художественным средствам и силе таланта. Основная мысль произведения в том, чтобы верить в победу, продолжать жить и бороться в любой ситуации, даже перед лицом смерти (как это делает Тёркин в одной из глав). Критика и цензура была недовольна тем, чему учит читателя поэма, необходимо было подчеркнуть роль партии в победе над врагом. Но общая направленность повествования, его стиль и характер были чужды идеологии, поэтому проблемы, поднятые в поэме лишены партийности и идеологической окраски.

Главный герой становится близким и родным читателю, он друг, боевой товарищ, парень из соседней роты, но ни харизматичный лидер, ни наставник, ни правительственный угодник. Из-за споров и давления со стороны цензуры Твардовский пережил серьёзный творческий кризис в 1942-43 гг., но смог обойти запреты и воплотить первоначальную идею произведения.

Композиция

В структуре поэмы 30 глав, пролог и эпилог. Она не подчинена географическим или определённым историческим датам. Время действия – Великая отечественная война, место – фронтовые дороги – именно эта универсальность и обобщённость образа Тёркина сделала произведение бессмертным. “У войны сюжета нету” – говорил сам автор поэмы.

Читать еще:  Образ, место и значение воланда и его свиты в романе «мастер и маргарита. Функции образа Воланда

Именно эта особенность свойственна композиции произведения – оно собрало воедино несколько историй, объединив их образом главного героя. Ещё одной особенностью построения художественного текста является диалог самого автора со своим персонажем – они однополчане, земляки. Многие важные моменты автор подаёт в форме споров или бесед со своим героем. Каждая глава поэмы может считаться отдельным стихотворением – все они закончены и имеют слабую связь, относительную автономность. Это обусловлено тем, что поэма печаталась отдельными главами, и читатель мог быть не знаком с содержанием предыдущих частей.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Василия Теркина».

Жанр произведения определён как поэма. По существу – это скорее лироэпическое произведение, так как оно содержит множество сюжетных повествований, но и лирические отступления равнозначны эпическому началу. Сам автор называет жанр “книгой про бойца”, так как уложиться в традиционные структуры и компоненты ему не удавалось. Слишком особенной, самобытной получилась у него история о парне-рубахе Василии, чтобы попасть в рамки определённого жанра. Очень масштабна проблематика, затронутая автором, чтобы уместиться в жанр поэмы или повести в стихах.

«Василий Тёркин», анализ поэмы Твардовского

История создания

Замысел создания произведения о неунывающем бойце Васе Тёркине возник у Твардовского ещё во время финской кампании, когда он был военным корреспондентом. В редакции газеты «На страже Родины» решили создать комикс о бойце, а Твардовскому было поручено вступительное слово, в котором определится характер героя и манера общения с читателем. Стихотворение «Вася Тёркин» было напечатано в 1940 г, а затем появилась книжка «Вася Тёркин на фронте».

Весной 1941 г. были написаны первые главы поэмы «Василий Тёркин» и напечатаны в газете «Красноармейская правда» в четырёх сентябрьских номерах 1942 г. В том же году эти главы вышли отдельной книгой. В последующие три года поэма многократно перерабатывалась, в неё добавлялись новые главы. Последнюю главу Твардовский написал летом 1945 г.

Литературное направление и жанр

Поэма относится к литературному направлению реализма, описывает типичного героя в типичных обстоятельствах. Не зря в одной из глав появляется второй Тёркин, который уверен, что книга о нём, да и в каждом взводе есть свой Тёркин.

Сам Твардовский определил жанр произведения как «книга про бойца без начала и конца». Это очень точная характеристика особенностей лиро-эпического жанра поэмы, основанная на целях поэта.

Он решил «писать не поэму, повесть или роман в стихах», потому что отказался от последовательно развивающегося сюжета. Многожанровую природу произведения, которое довольно формально относят к жанру поэмы, Твардовский осознавал и определял в нём наличие следующих жанров: лирика, публицистика, песня, поучение, анекдот, присказка, разговор по душам, реплика к случаю. Твардовский ещё не упомянул былину и сказку, влияние которой особенно чувствуется в главах «Солдат и смерть», «От автора», «Два солдата».

Из литературных предшественников поэмы можно указать народные поэмы Некрасова и «Евгения Онегина» Пушкина, в котором автор – товарищ главного героя, взявшийся описать его жизнь. Если «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни, то «Василий Тёркин» – энциклопедия военной жизни, жизни народа на войне и во время войны. Даже «Война и мир» Толстого созвучна «Василию Тёркину». Приметы героической эпопеи в повести – всестороннее изображение войны (бой, быт, фронт и тыл, подвиги и награды, жизнь и смерть). Кроме того, «Василий Тёркин» – хроника, которую можно писать «без начала и конца, без особого сюжета».

Тема, основная мысль и композиция

Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина. Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона. Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.

Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.

В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно». Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению. Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.

Предмет изображения в каждой главе свой. Поскольку Твардовский писал свои главы прямо в военной обстановке, то они хронологически соответствуют течению войны (отступление – наступление – победное движение на Запад). В то же время главы раскрывают хронику жизни на войне главного героя. «На привале» – о том, как Тёркин попал в свою часть. «Перед боем» – о выходе Тёркина из окружения. «Переправа» – о неучтённом подвиге героя, переплывшего реку. «Тёркин ранен» – о ранении Тёркина в руку и спасении его танкистами. «Поединок» – о рукопашной с немцем. «Кто стрелял?» – о подвиге Тёркина, сбившего из винтовки самолёт. «Генерал» – о вручении Тёркину награды. «Бой в болоте» – о многодневном взятии населённого пункта «Борки». «В наступлении» – о том, как Тёркин повёл в наступление взвод после смерти командира. «Смерть и воин» – о тяжёлом ранении Тёркина в ногу. «По дороге на Берлин» – о движении Тёркина от западной границы до Германии.

Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.

Герои и образы

В центре повествования – Василий Тёркин, крестьянин из-под Смоленска, начавший воевать рядовым в пехоте, но за время войны совершивший героические поступки, награждённый орденом. Тёркин – воплощение всего русского народа, русского характера, неунывающий оптимист, притерпевшийся к тяготам военного быта, шутник и балагур, но сентиментальный парень. Тёркин не забывает поддержать и помочь, но и совершает подвиги. Он боится смерти и имеет недостатки. Герой символизирует каждого человека, весь народ-победитель.

Читать еще:  Андрей и влад соколовские об отношениях в семье. Рита Дакота и Влад Соколовский: история любви, свадьба Личная жизнь Влада Соколовского

Уже при первом знакомстве автор даёт Тёркину определение «парень обыкновенный». Твардовский не сообщает никаких внешних примет своего героя: Тёркин не наделён «отменной красотой», «не высок, не то чтоб мал».

Подобно фольклорному, сказочному герою или богатырю, Тёркин защищён от гибели, пуля или бомба по нему ещё не нашлась. Герой остаётся невредим «под огнём косым, трёхслойным, под навесным и прямым». Ранения, даже тяжёлые, заживают на герое легко. А уж в тех случаях, когда боец лежит, истекая кровью, на помощь приходят боевые товарищи, потому что самая святая и чистая дружба – военная. Так происходит, когда Тёркин ранен в руку и его подбирают танкисты («Тёркин ранен»), когда Тёркин ранен в ногу после наступления и спасён похоронной командой («Смерть и воин»).

Во второй главе «От автора» Твардовский опровергает слухи о гибели своего героя как несостоятельные и несуразные: «Неподвержен Тёркин смерти, коль войне не вышел срок». Здесь же Твардовский описывает Тёркина, с одной стороны, как литературного героя, который переживёт самого автора, с другой – как типичного и обычного русского человека, который изведал всё худое, терял родимый край, при этом не только не унывал, но и подбадривал остальных. Тяготы может пережить только тот, кому «нипочём труды и муки, горечь бедствий и потерь».

В этой главе, написанной в переломное время войны, Твардовский делает фамилию Тёркина говорящей. Это не просто тёрка, острое слово и шутка. Тёркин повторяет два девиза: «Не унывай» и «Перетерпим, перетрём». На этих двух китах народного характера покоится победа русского народа.

Ещё одна причина непобедимости Тёркина – его богатырская природа. Тёркин – богатырь не сказочный, а былинный. Это не фантастический герой, а человек, чьё призвание – защита родной Русской земли, которую он прошёл пешком. Твардовский перечисляет все черты такого бойца-богатыря, которые часто противоположны: простой, опасающийся в бою, но весёлый, твёрдый и гордый, серьёзный и потешный, ко всему привыкший, святой и грешный.

Определение «русский чудо-человек» не делает героя сказочным или волшебным. Наоборот, Твардовский каждого читателя превращает в своего героя и богатыря.
Несколько глав «От автора» и глава «О себе» посвящены автору, который не выпячивает себя, признавая первенство в поэме Тёркина. Автор – только земляк героя, впрочем, их судьбы похожи.

Поэма как энциклопедия жизни народа-освободителя изображает разные народные типы. Это командир, который, зайдя в отступлении домой, не спал ни с женой, ни один, а рубил дрова, стараясь ей помочь. Героями показаны спасшие Тёркина танкисты, которые потом, в другой главе, дарят Тёркину гармонь убитого командира, фольклорные дед и баба, сначала провожавшие отступающие войска, а потом встречавшие при наступлении.

Твардовский подчёркивает и выделяет подвиг русской женщины, находящейся в тылу. Она привечает не только своего мужа, но и его товарищей-бойцов, она провожает на войну сына или мужа, пишет ему письма и даже смиряет свой плохой характер, чтобы радовать мужа на фронте. Автор кланяется и «доброй женщине простой», и матери-солдатке, которая, воплощая всех матерей, получает награду за страдания в виде материального добра (лошадка с подводой, перина, домашняя утварь, коровка, овечка). Девчонки для героев – воспоминание о мирной жизни, которую все вынуждены были оставить. Быть рядом с девушкой, хороша она собой или нет, – награда для воина. Именно девушкам Тёркин стремится показать свою воображаемую медаль, именно безвестной санитарке, которая подарила ему шапку при перевязке, он обязан спасением.

Ни одной фамилии, кроме Тёркина, не упомянуто в поэме. И это неспроста, если герои – всякий и каждый. Немного также сказано о врагах. Они показаны как бы общим планом. Подробно прописан только немец, с которым Тёркин сражался врукопашную. В нём, как и в других немецких врагах, подчёркиваются сытость, холёность, размеренность и точность, забота о здоровье. Но эти, в общем, положительные качества вызывают омерзение и отвращение, как чесночный запах изо рта. Другие вскользь упомянутые немцы достойны только насмешек и жалости, но не страха или благоговения.

Героями поэмы становятся даже предметы – постоянные спутники солдата в войне: шинель, оду которой поёт Твардовский, гармонь и кисет, баня, вода и пища.

Художественное своеобразие

Изображая фольклорного добра молодца, Твардовский использует фольклорные сюжеты. В главе «Два солдата» улавливается сюжет сказки «Суп из топора». В главе «Солдат и Смерть» – сюжет сказки о солдате и чёрте. Твардовский использует пословицы и поговорки: лишь бы дети были здоровы, пушки к бою едут задом, делу время – час потехе. Кроме того, строки многих народных и авторских песен вошли в текст: «Три танкиста», «Москва майская», «По долинам и по взгорьям», «Походная песня» Пушкина.

Многие выражения поэмы стали афоризмами: «Бой идёт святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле», «Мне не надо, братцы, ордена», «У войны короткий путь, у любви – далёкий».

Почти в каждой главе трагическое и смешное перемежаются, как и лирические и эпические отрывки. Но несколько глав более смешные, чем грустные: «В бане», «О награде». Рассказ идёт то от имени автора, то от имени Тёркина, не меняется только точка зрения на войну, на своих и врагов.

Строфы, размер и рифмовка

Почти вся поэма написана разговорным четырёхстопным хореем, передающим шаг пехотинца. Находкой Твардовского стали строфы с разным количеством строк (от двух до десяти). Твардовский завершал строфу вместе с каждой отдельной мыслью. Рифмовка в пределах строфы разнообразная: неупорядоченно чередуется смежная и перекрёстная. Некоторые строки могут не иметь рифмы или рифмоваться по три строки.

Сами рифмы часто неточные, ассонансные или диссонансные. Всё это разнообразие рифмовок и строф служит одной цели – приблизить речь к разговорной, сделать стихи понятными и живыми. С этой же целью Твардовский отдаёт предпочтение простой бытовой лексике, просторечным выражениям и грамматическим конструкциям (использование предлога про вместо о). Он говорит просто даже о патетическом, речь его героя и автора подобны и просты.

Источники:

http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-glavy-pereprava-iz-poehmy-vasilij-terkin
http://obrazovaka.ru/sochinenie/vasiliy-terkin/analiz-proizvedeniya-tvardovskogo.html
http://goldlit.ru/tvardovsky/1173-vasilii-terkin-analiz

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии