Анализ пьесы на дне горький по действиям. Жизнь ночлежников до появления Луки (Анализ первой сцены пьесы М

Анализ пьесы на дне горький по действиям. Жизнь ночлежников до появления Луки (Анализ первой сцены пьесы М

Анализ пьесы на дне горький по действиям. Жизнь ночлежников до появления Луки (Анализ первой сцены пьесы М

Главное меню

Популярные статьи

Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ первой сцены ‘На дне’)

Некоторые люди вступают на ложный путь невольно, ибо прямого пути для них не существует.
Томас Манн

Ужасен тот, кому уже нечего терять.
Гете

Несмотря на то, что пьеса А.М. Горького «На дне» была написана в начале прошлого века (в 1902 году), уже более ста лет известные режиссеры-постановщики обращаются к ней. В героях пьесы, опустившихся «на дно» жизни, можно найти черты и современных нам людей, которые не смогли приспособиться к нарождающемуся капитализму в России и волею судьбы оказались на обочине жизни, погрязли в нищете и человеческих пороках.
Расскажем о человеческих судьбах героев Горького на примере первого действия пьесы. Драматическое произведение предназначено для исполнения на сцене, в нем нет описаний портрета, пейзажа, интерьера, и о характере персонажей читатель может судить лишь по их репликам. А пейзаж, интерьер заменяют авторские ремарки. Обратим внимание на то, как Горький описывает ночлежку Костылевых: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». С первых строк пьесы нас поражает нищенская обстановка: в подвале грязь, антисанитария, болезни. А на улице начало весны, утро. Видимо свет солнечных лучей никогда не проникнет сквозь эти каменные стены.
Но герои Горького не обращают внимания на грязь и зловонье, они привыкли к такой жизни, друг к другу и почти не замечают окружающих. Каждый герой существует будто сам по себе, живет своей жизнью. Поэтому в начале пьесы говорят сразу все присутствующие, не ожидая ответа, слабо реагируя на замечания окружающих. Параллельно идет сразу несколько диалогов: Квашни и Клеща, Насти и Барона и др. Квашня гордится тем, что она свободная женщина, не связанная узами брака, и это вызывает озлобление у Клеща. У него на руках умирающая жена. Настя, падшая женщина, читает роман «Роковая любовь», что вызывает ироничный смех Барона. За ширмой – тяжело больная Анна, которую будто бы никто не замечает, кроме Квашни. Пьянство, ругань, сквернословие – это нормально, к такой жизни все привыкли и не обращают внимания друг на друга.
Кто же они, эти жалкие обитатели человеческого «дна»? У многих героев вместо имени и фамилии существует лишь прозвище, например, Актер, Барон. По другому в пьесе их никто не называет.
Бывший Актер, потерявший свое имя, постоянно вспоминает о своей прошлой жизни в театре, в его репликах звучат цитаты из известных пьес. Но сейчас его «организм отравлен алкоголем». Рассуждая о предназначении творческих людей, Актер считает, что «талант – это вера в себя, в свою силу». Но сам он утратил эту веру, спился, потерял работу и оказался «на дне».
Проститутка Настя мечтает о светлой и чистой любви, но это вызывает лишь смех окружающих. Девушка пытается выйти из порочного круга, покинуть ночлежку и начать новую жизнь, но это лишь ее мечты.
Бубнов, бывший скорняк, вспоминает о том, что когда-то «свое заведение имел», работал, а теперь и он один из обитателей «дна», никому не нужный человек.
О прошлом Барона говорит его прозвище. Он был состоятельным человеком, родился в богатой семье, но тоже спился, промотал свое состояние, оказался в ночлежке для нищих и живет на содержании у Насти. Многие из обитателей подвала даже не верят его рассказам о былом благополучии.
Слесарь Клещ зарабатывает на жизнь тем, что подгоняет ключи к старым замкам. И все же он гордится этим: « Я – рабочий человек … Мне глядеть на них стыдно … я с малых лет работаю». Клещ мечтает вырваться из ночлежки и начать новую жизнь, как только умрет Анна.
Сатин – «интеллигент», «философ». Его речь отличается от обитателей ночлежки. В ней много слов, порой не понятных ни окружающим, ни ему самому. «Макробиотика», «оранон», «сикамбр» и др. Он считает себя образованным человеком, так как служил на телеграфе, читал много книг. Сатин много рассуждает, порой говорит афоризмами: «Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются». Свое нежелание работать он объясняет так: «Когда труд – удовольствие, жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» И с ним нельзя не согласиться. Но природный ум не нашел себе применение. А кто Сатин в настоящем? Лишь один из нищих пьяниц, обитателей ночлежки.
А Васька Пепел никогда и не имел профессии. Для него не существует идеалов, он не стремится работать, так как живет воровством: «… всякий человек хочет, чтоб его сосед совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее … честь-совесть богатым нужна». Он не может жить по-другому, так как вор и сын вора. Однако и в этом человеке сохранилась доброта, наивность, он тянется к чистоте и добру. Но Васька Пепел попадает в рабство «сильных мира сего». Содержатель ночлежки Костылев оказывается еще более низким человеком: он не отдает Василию деньги за краденые часы, считая, что Пепел и так многим ему обязан. Его жена Василиса тоже в кабале у своего мужа, который вдвое ее старше: «Озвереешь с такой жизни… Привяжи всякого живого человека к такому мужу, как ее…» Она тоже несчастна, и ее любовь к Ваське Пеплу – вызов семейному деспотизму. Ради Василисы вор готов совершить преступление – убить Костылева. Страшной ненавистью воспылала Василиса к сестре Наталье, когда узнает об измене любовника. Она готова ее убить, лишь бы сохранить Василия для себя.
Вот такой страшной жизнью живут обитатели ночлежки. Их объединяет то, что почти все они «бывшие»: бывший Актер, бывший Барон, бывший скорняк, бывший телеграфист … Их настоящее – беспробудное пьянство, нищенское существование в сыром подвале. Они живут лишь ностальгическими воспоминаниями о прошлом, порой идеализируя его. Но и будущего у них нет. Оно ужасно так же, как и настоящее. Но самое страшное в том, что герои и не стремятся изменить себя и свою жизнь. В этой пьесе так много общего с современной нам Россией конца XX начала XXI века! И все же я считаю, что каждый человек сам «кузнец своего счастья», сам виноват в том, что не смог найти выход из сложной ситуации, погряз в пьянстве и выброшен «на дно». Ведь «в карете прошлого далеко не уедешь». Необходимо быть сильнее обстоятельств и не зависеть от слабостей.

Читать еще:  Неофициальные символы олицетворяющие разные страны. Что такое символ государства? Герб российской федерации

Что растет на клумбе Что растёт на клумбе? Как красив сегодня сад! Необычный аромат! Зацвели сегодня в ряд Астры, бархатцы, салат, Всех цветов не перечесть: Ландыш есть, ромашка есть. Я люблю в саду цветы. Посажу ещё. А ты? 5.Что это за листья? Муравьишка – муравей, Собирай своих друзей! На прогулку в лес пойдём, Листьев, шишек соберём .

Введение Как сориентироваться в этом множестве звезд? Как узнать, где какое созвездие? Почему созвездия имеют такие названия и контуры? Как отыскать на небе далекие галактики и туманности? Подобные вопросы задает себе любой начинающий астроном-любитель, в том числе и я, да и многие из вас уважаемые коллеги. Когда я только планировал написание этой статьи, я ставил .

Способ сложения двузначных чисел Схематически действие сложения выглядит следующим образом: Что показывают стрелки? Если мы складываем, то получится большее число. Оно на столбе будет находиться ниже данного. К числу мы прибавляем двузначное число, в котором есть десятки и единицы. Поэтому сначала двигаемся вниз на нужное количество десятков. Затем движемся вправо .

Округление Округление — математическая операция, позволяющая уменьшить количество знаков в числе за счет замены числа его приближённым значением с определённой точностью. Правила математического округления в десятичной системе: Число округляется до N-ого знака по-разному в зависимости от N+1 знака: Если N+1 знак <5, то N-ый знак не меняется, а N+1 и все последующие .

Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)

Пьеса «На дне» завершила цикл произведений М. Горького о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей»», – писал Горький. По мере того, как формировалось социальное сознание писателя, становилась более глубокой в сравнении с рассказами 90-х годов и социально-психологическая характеристика представителей «босяцкого анархизма». Обитатели ночлежки – уже типы, в которых писатель дал огромные социально-философские обобщения.

Пьеса “На дне” была написана в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале ХХ-го века. В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле «На дне» явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно жизни», привел их к трагической гибели.

С первых сцен своего произведения Горький вводит читателя в мир ночлежки – местообитание босяков. В ремарке автор даёт подробное описание быта бедняков. Непреодолимая бедность сквозит во всём. «Подвал, похожий на пещеру» – одна эта фраза отсылает читателя к доисторическим временам, когда не было никаких бытовых условий. Ночлежники действительно не пользуются ни одним из современных благ человечества (кроме огня и молотка). Их сознание так же первобытно, это грубые, потерявшие последние остатки человеческого достоинства существа. Так, Пепел (вор, поэтому у него почти всегда есть деньги) говорит Клещу: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да вила есть…». Таким образом, читатель понимает, что проблема выживания стоит в этом обществе очень жёстко.

Читать еще:  Особенности жанра романа преступление и наказание. Жанровое своеобразие романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М

Первый акт пьесы даёт также представление и о каждом персонаже. Автор даёт как бы краткую предысторию людей. Так, о Бароне мы узнаём, что он благородного происхождения – «барин», но ночлежка, куда он попал по необъяснимым пока причинам, уже переделала его. Он насмехается над молодой девушкой Настей, вторит Пеплу, что совесть – ненужный здесь товар.

Пепел, как уже было сказано, вор. К тому же становится известно, что жена хозяина барака Костылёва, Василиса, имеет какие-то отношения с этим человеком. Правда, сам Пепел не относится к ней с любовью. Позже станет ясно, что он влюблён в другую.

Торговка пельменями Квашня одна из первых появляется на сцене. Она уверяет, что никогда не выйдет ни за кого замуж: «Чтобы я, – говорю,- свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине себя в крепость отдала – нет!». Никто ей не верит, а только насмехается.

Вообще насмешка – единственный тип отношений ночлежников друг к другу. Только Клещ отличается ещё и презрением и даже ненавистью к ночлежникам. Он уверен, что труд поможет ему вырваться с дна. И это произойдёт скоро: «Вот погоди… умрёт жена…». И действительно, Анна стала очень плоха. Всем уже надоел её надсадный кашель. А муж вообще перестал обращать на неё внимание. Лишь единственный раз он с нежность заговаривает с Анной, когда та отдаёт оставленные ей пельмени: «Не хочу… На что мне есть? Ты – работник… тебе – надо…».

Сатин и Актёр – игрок и пьяница – в прошлом образованные люди. Они и сейчас иногда начинают говорить какие-то умные слова или фразы. Актёр вспоминает свои бывшие роли, а Сатин невпопад вставляет длинные непонятные слова: Сикамбр, макробиотика, трансцендентальный. Он уже давно не помнит значения этих слов, они лишь неожиданно всплывают в голове.

Но самый мерзкий тип, который появляется в начале пьесы, – Костылёв. По признанию самих ночлежников, он «шельма», «дрянь». Сатин заявляет ему: «Кто тебя – кроме черта – любит…». Он говорит о царстве божьем, где всем всё воздастся по делам его. Так Горький первый раз вводит проблему утешающих иллюзий. А так как впервые о ней заговорил Костылёв, то понятно, как относится к ней сам автор. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью.

Так с проблемой «дна» и «хозяев» теперь органически связывается «сквозная» проблема всего творчества Горького – проблема гуманизма.

По форме начало первого акта представляет собой непрерывный диалог действующих лиц, которые в этот момент находятся на сцене, но по содержанию это лишь сумма отдельных монологов. Герои не слушают друг друга, говорят невпопад. Таким образом, Горький мастерски создаёт обстановку сумасшедшего дома, где все помешаны от горя, свалившегося на них.
Речь ночлежникоа несвязна, им трудно выражать свои мысли. Графически это подчёркивается множественными многоточиями, которые прерывают фразу на середине, иногда отделяют слова. «Слыхал… сто раз! Ну и был… эка важность. Я вот скорняк был… своё заведение имел… А вот они, руки… просто грязные… да!»,- так говорит Бубнов.

Но, в конечном счёте, вся обстановка первой сцены построена на ощущении безысходности. “Дно” описано во всей его ужасающей правде.

referat5vip.ru

Главное меню

Сочинения по произведениям: Макар Чудра, Мать, На дне, Старуха Изергиль, Фома Гордеев, Челкаш, Детство и др.

Жизнь ночлежников до появления Луки (анализ 1 сцены пьесы М. Горького «На дне»)

Пьеса М. Горького «На дне», написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла автору мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность этого произведения сразу привлекла внимание русской общественности.

Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о «босяках». Вот как писал о своей пьесе «На дне» сам автор: «Когда я создавал Бубнова, я видел перед собой не только знакомого босяка, но и одного из интеллигентов, моего учителя. Сатин – дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел «двойника» – это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме». Пьеса «явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», – писал Горький.

Читать еще:  Где можно заняться танцами. В чем отличие спортивных танцев от других направлений? Польза от занятий танцами

С первых сцен своего произведения драматург вводит читателя в мир ночлежки – местообитание босяков. В ремарке автор даёт подробное описание быта бедняков. Непреодолимая нищета сквозит во всём: «Подвал, похожий на пещеру». Одна эта фраза отсылает читателя к доисторическим временам, когда не было никаких бытовых условий. Ночлежники действительно не пользуются ни одним из современных благ человечества (кроме огня и молотка). Их сознание почти первобытно, это грубые, потерявшие последние остатки человеческого достоинства, существа. Так, Пепел (вор, поэтому у него почти всегда есть деньги) говорит Клещу: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да вила есть…». Таким образом, читатель понимает, что проблема выживания стоит в этом обществе очень жёстко.

Первый акт пьесы также даёт представление и о каждом персонаже. Например, Пепел, как уже было сказано, вор. К тому же становится известно, что жена хозяина барака, Василиса, имеет какие-то отношения с этим человеком. Правда, сам Пепел не относится к ней с любовью. Позже станет ясно, что он влюблён в другую женщину.

О Бароне мы узнаём, что он благородного происхождения – «барин». Но ночлежка, куда герой попал по необъяснимым пока причинам, уже переделала его. Он насмехается над молодой девушкой Настей, вторит Пеплу, что совесть – не нужный здесь товар.

Торговка пельменями Квашня одна из первых появляется на сцене. Она уверяет, что никогда не выйдет замуж: «Чтобы я, – говорю, – свободная женщина, сама себе хозяйка, да кому-нибудь в паспорт вписалась, чтобы я мужчине себя в крепость отдала – нет!» Никто ей не верит, а только насмехается.

Вообще насмешка – единственный тип отношений ночлежников друг к другу. Только Клещ отличается ещё и презрением, и даже ненавистью к постояльцам. Он уверен, что труд поможет ему вырваться из «дна». И что это произойдёт скоро: «Вот погоди… умрёт жена…».
И действительно, жена Клеща, Анна, стала очень плоха. Всем уже надоел её надсадный кашель. Муж вообще перестал обращать на неё внимание. Лишь единственный раз он с нежностью заговаривает с Анной, когда та отдаёт оставленные ей пельмени: «Не хочу… На что мне есть? Ты – работник… тебе – надо…».

Сатин и Актёр – игрок и пьяница – в прошлом образованные люди. Они и сейчас иногда произносят какие-то умные фразы. Актёр вспоминает свои бывшие роли, а Сатин невпопад вставляет длинные непонятные слова: сикамбр, макробиотика, трансцендентальный. Он уже давно не помнит значения этих понятий, они лишь неожиданно всплывают в голове.

Но самый мерзкий тип, который появляется в начале пьесы, – Костылёв. По признанию самих ночлежников, он «шельма», «дрянь». Сатин заявляет ему: «Кто тебя – кроме черта – любит…» Костылёв говорит о царстве божьем, где всем всё воздастся по делам его. Так Горький первый раз вводит в пьесу проблему утешающих иллюзий. Потому, что о ней заговорил Костылёв, становится понятно, как относится к этому вопросу сам автор. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Так, с проблемой «дна» и «хозяев» теперь органически связывается проблема гуманизма.

По форме начало первого акта представляет собой непрерывный диалог действующих лиц, которые в этот момент находятся на сцене. Но по содержанию это только сумма отдельных монологов. Герои не слушают друг друга, говорят невпопад. Таким образом, Горький мастерски создаёт обстановку сумасшедшего дома, где все помешаны от горя, свалившегося на них. Речь героев несвязна, им трудно выражать свои мысли. Графически это подчёркивается множественными многоточиями, которые прерывают фразу на середине, иногда отделяют слова. «Слыхал… сто раз! Ну и был… эка важность. Я вот скорняк был… своё заведение имел… А вот они, руки… просто грязные… да!», – так говорит Бубнов.

Но в конечном счёте вся обстановка ночлежки создает ощущении безысходности. “Дно” описано во всей его ужасающей правде. Каково бы ни было развитие сюжета, читатель с первых сцен понимает, что этот ужас, эта ночлежка – тупик, выбраться из которого невозможно.

Источники:

http://for-schoolboy.ru/Jizn-nochlejnikov-do-poyavleniya-Luki-analiz-pervoy-stsenyi-Na-dne–676.html
http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/na-dne/2627-zhizn-nochlezhnikov-do-poyavleniya-luki-analiz-1-stseny-pesy-m-gorkogo-na-dne
http://referat5vip.ru/sochineniya-po-literature/gorkij-m/1771-zhizn-nochlezhnikov-do-poyavleniya-luki-analiz-1-stseny-pesy-m-gorkogo-na-dne

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии