Александрийская колонна на дворцовой. Александрийский столп (Александровская колонна)
Александровская колонна в Петербурге
На Дворцовой площади Санкт-Петербурга высится уникальный монумент – колонна, увенчанная скульптурным изображением ангела с крестом, а в основании обрамленная рельефными аллегориями победы в Отечественной войне 1812-го года.
Посвященный полководческому гению Александра I, памятник носит название Александровской колонны, а с легкой руки Пушкина зовется «Александрийским столпом».
Возведение монумента пришлось на конец 20-х – начало 30-х годов ХIХ века. Процесс документировался, и потому каких-либо тайн в появлении Александровской колонны быть не должно. Но если тайн нет, очень хочется их придумать, не так ли?
Из чего сделана Александровская колонна
В сети полно уверений об обнаруженной слоистости в материале, из которого изготовлена Александровская колонна. Дескать, мастера прошлого, не умея механически обработать твердый гранит, научились синтезировать гранитоподобный бетон – из которого и отлили монумент.
Альтернативное мнение еще радикальней. Александровская колонна вообще не монолитна! Она составлена из отдельных блоков, водруженных друг на друга подобно детским кубикам, а снаружи облицована штукатуркой с большим количеством гранитной крошки.
Есть и вовсе фантастические версии, способные посоперничать с заметками из палаты №6. Однако на деле ситуация не так сложна, а главное – весь процесс изготовления, транспортировки и установки Александровской колонны задокументирован. История возникновения главного монумента Дворцовой площади расписана чуть ли не по минутам.
Выбор камня для Александровской колонны
Огюст Монферран или, как он сам именовал себя на русский манер, Август Монферанд до получения заказа на монумент в честь победы в Отечественной войне 1812-го года строил Исаакиевский собор. Во время заготовительных работ в гранитном карьере на территории современной Финляндии Монферран обнаружил монолит размером 35 х 7 метров.
Монолиты такого рода – большая редкость и еще большая ценность. Так что нет ничего удивительного в бережливости архитектора, приметившего, но не пустившего в дело огромной гранитной плиты.
Вскоре у императора возникла идея памятника Александру I, и Монферран нарисовал эскиз колонны, памятуя о наличия пригодного материала. Проект был одобрен. Добычу и доставку камня для Александровской колонны поручили тому же подрядчику, который обеспечивал материалом строительство Исаакия.
Искусная добыча гранита в карьере
Для изготовления и водружения на уготованное место колонны требовалось два монолита – один для стержня сооружения, другой – для постамента. Камень для колонны высекали первым.
Первым делом рабочие очистили гранитный монолит от мягкой почвы и всякого минерального мусора, а Монферран тщательно осмотрел поверхность камня на предмет наличия трещин и дефектов. Изъянов не нашлось.
Используя молоты и кованые зубила, работники грубо выровняли верхушку массива и сделали прорезные углубления для крепления такелажа, после чего пришла пора отделения фрагмента от природного монолита.
По нижней кромке заготовки под колонну высекли горизонтальный уступ на всю длину камня. На верхней плоскости, отступив от края достаточное расстояние, вдоль заготовки прорубили борозду в фут глубиной и полфута шириной. В этой же борозде вручную, при помощи кованых шлямбуров и тяжелых молотов пробурили скважины на расстоянии фута одна от другой.
В готовые скважины поместили стальные клинья. Чтобы клинья работали синхронно и дали ровную трещину в гранитном монолите, была использована специальная распорка – железный брус, уложенный в борозду и выравнивающий клинья в ровный частокол.
По команде старшего молотобойцы, расставленные по одному человеку на два-три клина, принялись за дело. Трещина прошла точно по линии скважин!
При помощи рычагов и кабестанов (лебедок с вертикальным расположением вала) камень опрокинули на наклонно выложенную постель из бревен и елового лапника.
Таким же способом был добыт и гранитный монолит для пьедестала колонны. Но если заготовка для колонны изначально весила примерно 1000 тонн, камень для пьедестала откололи в два с половиной раза меньшим – «всего» 400 тонн весом.
Длились карьерные работы два года.
Транспортировка заготовок для Александровской колонны
«Легкий» камень для пьедестала доставляли в Петербург первым, в компании нескольких гранитных валунов. Общая масса груза составила 670 т. Нагруженную деревянную баржу поместили меж двух пароходов и благополучно отбуксировали в столицу. Прибытие судов пришлось на первые дни ноября 1831-го года.
Выгрузка производилась с использованием синхронной работы десяти волокущих лебедок и заняла всего два часа.
Транспортировку большей заготовки отложили на лето следующего года. Бригада каменотесов тем временем скалывала с нее лишний гранит, придавая заготовке округлую форму колонны.
Для перевозки колонны построили судно грузоподъемностью до 1100 тонн. Заготовку в несколько слоев обшили тесом. На берегу для удобства погрузки соорудили пристань из бревенчатых срубов, забалластированных диким камнем. Площадь настила пристани составляла 864 квадратных метра.
В море перед пристанью выстроили бревенчато-каменный мол. Дорогу к пристани расширили, очистили от растительности и выходов камня. Особо прочные останцы пришлось взрывать. Из множества бревен устроили подобие мостовой для беспрепятственного перекатывания заготовки.
Передвижение подготовленного камня к пристани заняло две недели и потребовало усилий более чем 400-т рабочих.
Погрузка заготовки на судно не обошлась без неприятностей. Бревна, выложенные в ряд одним концом на пристань, другим – на борт судна, не выдержали нагрузки и переломились. Камень, однако, не ушел на дно: утонуть ему не дало судно, распертое между причалом и молом.
У подрядчика было достаточно людей и подъемной техники, чтобы выправить ситуацию. Однако начальство для верности вызвало солдат из близлежащей воинской части. Помощь нескольких сотен рук оказалась кстати: за два дня монолит подняли на борт, укрепили и отправили в Петербург.
Во время происшествия никто не пострадал.
Подготовительные работы
Чтобы избежать случайностей при выгрузке колонны, Монферран перестроил петербуржский причал так, чтобы борт судна прилегал к нему без зазоров по всей своей высоте. Мера оказалась успешной: переваливание груза с баржи на берег прошло безукоризненно.
Дальнейшее перемещение колонны велось по наклонным настилам с конечной целью в виде высокой деревянной платформы со специальной тележкой наверху. Тележка, передвигаемая на подкладных роликах, предназначалась для продольного движения заготовки.
Камень, вырубленный для пьедестала монумента, был еще осенью доставлен к месту установки колонны, накрыт навесом и отдан в распоряжение сорока каменотесов. Обтесав монолит сверху и со всех четырех боков, рабочие перевернули камень на песочную кучу – дабы исключить раскалывание глыбы.
После обработки всех шести плоскостей пьедестала гранитный блок водрузили на фундаментную основу. Фундамент для пьедестала опирался на 1250 свай, вбитых в дно котлована на одиннадцатиметровую глубину, опиленных по уровню и вмурованных в каменную кладку. Поверх четырехметровой кладки, заполнившей котлован, выложили цементный раствор с мылом и спиртом. Податливость растворной подушки позволила выставить монолит пьедестала с высокой точностью.
За несколько месяцев каменная кладка и цементная подушка пьедестала схватились и набрали требуемую прочность. К моменту доставки на Дворцовую площадь колонны пьедестал был готов.
Установка колонны
Установка колонны массой в 757 тонн – непростая инженерная задача даже сегодня. Однако инженеры двухсотлетней давности справились с решением проблемы «на отлично».
Расчетная прочность такелажа и вспомогательных конструкций была троекратной. Рабочие и солдаты, привлеченные к поднятию колонны, действовали с большим воодушевлением – отмечает Монферран. Грамотная расстановка людей, безупречная организация управления и остроумная конструкция лесов позволили поднять, выровнять и установить колонну менее чем за час. Еще два дня ушло на выправление вертикальности монумента.
Финишная обработка поверхности, а также монтаж архитектурных деталей капители и скульптуры ангелы заняли еще два года.
Стоит отметить, что никаких скрепляющих элементов между подошвой колонны и пьедесталом нет. Монумент покоится исключительно за счет свих исполинских размеров и отсутствия в Петербурге сколько-нибудь заметных землетрясений.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
- Home
- Памятники
- Александровская колонна
Александровская колонна
Памятники
Краткое описание
Александровская колонна, или Александрийский столп, сооружена в честь победы России в Отечественной войне 1812 года. Она сделана из полированного красного гранита и имеет высоту 47,5 м. Вес колонны – более 600 тонн. Уникальна она тем, что держится на постаменте без креплений, только под тяжестью собственной массы.
История
История колонны начинается во времена правления императора Николая I, который пожелал увековечить память о своем брате – Александре I. В 1832 году колонну подняли 2 000 солдат. Использовались только канаты и ручной труд. В течение 2 лет длились различные доработки.
30 августа 1834 года, в день Святого Александра Невского, состоялась церемония торжественного открытия. Ангела на верхушке колонны жители Петербурга сразу же окрестили своим хранителем.
Колонна считалась «той вертикалью, что определяет величие России». Почти сразу на стала восприниматься и как памятник основанию российского государства.
Император называл ее «Столп Николая I Александру I», подражая Екатерине Великой и своему отцу Павлу, украшавших выдающиеся скульптуры памятными надписями
После революции 1917 года Александровская колонна чудом уцелела. На главной площади бывшей императорской столицы планировали устроить погост, а вдоль Зимнего – мемориальные могилы. Однако 600-тонная колонна просто так не падала. К счастью, весной 1918 года правительство переехало в Москву, и колонну оставили в покое.
В 1924 году, после смерти Ленина, власти приняли решили водрузить на Александровскую колонну вместо ангела с крестом статую великого вождя тов. Ленина. Всю нелепость этой идеи донес до верхов правительства Луначарский – тогдашний нарком просвещения. Так колонна уцелела во второй раз.
В 1952 году было совершено еще одно «покушение» на Александровскую колонну. В ряду сталинских переименований улиц, площадей, проспектов, на нее планировалось установить бюст И. Сталина. Однако из-за смерти вождя в марте 1953 г. такая идея потеряла всякий смысл.
Архитектор
Колонна сооружена по проекту выдающегося французского архитектора Анри Огюста Рикара де Монферрана – автора существующего ныне Исаакиевского собора.
Особенности композиции
Колонна держится на основании без внутренних креплений. Собственная тяжесть притягивает ее к центру Земли. Радиальная геометрия земной сферы позволит понять, как не падает монолитный фуст, не прикрепленный к фундаменту.
Несмотря на массивность и материал, колонна кажется легкой и невесомой, словно взмывающей вверх. Причина – в ее идеальных пропорциях: высота и диаметр соотносятся как 84:12, т.е. 7:1. Использован энтазис – прием древней архитектуры, с уменьшением диаметра снизу вверх, так что создается эффект стройности.
Великолепие пропорций колонны обеспечивает прекрасный вид со всех сторон обозреваемой вертикали
В основании колонны – величественный постамент из каменных гранитных блоков и тесовой кладки, украшенный 4 бронзовыми барельефами и надписью «Александру I – благодарная Россия». В центре бронзовая шкатулка, наполненная старинными монетами начала XIX в.
На барельефах помещены:
- аллегории Мира и Изобилия, Мудрости и Правосудия
- изображения воинских доспехов
- лавровые гирлянды, которые поддерживают 2-главые орлы, и венок из лавра
- 2 фигуры — женщина и старик, олицетворявшие реки Вислу и Неман, которые сыграли определяющую роль в победе русской армии
Колонна увенчана фигурой ангела, который обнимает руками большой крест. Скульптура имеет высоту 4,2 м, крест – 6,3 м. Автор Борис Орловский заимствовал изящество позы ангела у русских балерин.
Где находится
Адрес
Метро
- Адмиралтейская
- Невский проспект
- Гостиный двор
Как добраться
К Александровской колоне легче всего выйти с Невского проспекта, свернув на Малую Морскую улицу к знаменитой Арке Генерального штаба. Она видна с самого Невского. Если пройти под аркой, открывается панорамный вид на просторную и сдержанную Дворцовую площадь и на Александровскую колонну в центре нее.
Интересные факты
- Старинная петербургская легенда связывает скульптуру Архангела Михаила на Александровской колонне с одним из 3 столпов-ангелов. Пока они «витают» над городом, он выстоит, он будет жить. Второй ангел – на Петропавловском соборе, третий – на церкви св. Екатерины на Васильевском острове, возле Тучкова моста.
- Колонна посвящена победам России во времена Александра I, а лику ангела приданы черты лица этого императора. Скульптор Орловский несколько раз переделывал статую, пока она не понравилась Николаю I. Голова змеи, попираемая крестом, должна была непременно походить на лицо Наполеона.
- Местные жители долго боялись, что колонна упадет и не приближаться к ней. Архитектор Монферран ввел в свой моцион правило каждый день гулять вокруг нее со своей собачкой.
Тайны Александровской колонны
Волоконно-оптический эндоскоп и ультразвук помогли обнаружить неизвестные факты о строении Александровской колонны.
Через 2 года после установки монумента (1836 г) из-под бронзовой капители колонны (верхняя часть сооружения) на стержне стали появляться бело-серые пятна. В то время настоящей причины их появления установить не удалось. Поскольку испорченный вид памятника огорчал Николая I, на абаке (верхней плите) капители установили крепёж для подъёма люльки с рабочими, чтобы они регулярно осматривали и чистили колонну.
Мог ли упасть бронзовый ангел с Александровской колонны?
Навершие монумента в виде бронзовой фигуры благословляющего ангела с крестом в 1991 году вызвало серьёзные беспокойства специалистов.
Основной опорный массив скульптуры находится внутри цилиндра одетого в бронзу, на который она опирается. Первоначально Монферран предполагал сделать цилиндр из цельного гранита, но в последний момент заменил его многослойной кладкой на связующем растворе.
Поэтому важнейшим условием надежности крепления скульптуры являлась герметичность, т.е. отсутствие влаги внутри опорного цилиндра. Чтобы поддерживать сохранность монумента, за памятником постоянно наблюдали.
С конца 1980-х годов заметили, что белёсые потёки не высыхали даже в самые жаркие дни лета. Стало ясно – внутри навершия находится вода, которая проходит сквозь опорный массив. А серые пятна (высолы) на граните образуются из-за вымываемого связующего раствора кладки. Кроме того, влажная среда способствует активной коррозии опорного металлического стержня.
Что увидели реставраторы?
Лифт специального пожарного крана поднял верхолазов к ангелу в 1991 году. Они обнаружили на нём значительное количество трещин, протечек, разрушение герметизации. В сложный экономический период перестройки было не просто найти источник финансирования даже для установки прочных и надёжных лесов, не говоря уже о проведении профессионального, разностороннего обследования монумента и реставрационных работ.
Только летом 2002 года специалисты смогли увидеть ангела вблизи. Кроме потрясения от огромной и одновременно изящной фигуры, виртуозной чеканки каждой детали, каждого пёрышка крыла, они обнаружили расхождения соединительных швов, некогда залитых свинцом.
На голове и плече ангела сохранились люки, через которые удаляли формовочную землю и арматуру. В подоле одежды реставраторы обнаружили фланец (плоское кольцо) на болтах, который сняли и с помощью волоконно-оптического эндоскопа осмотрели скульптуру изнутри.
Вызвал удивление способ крепления статуи. Опорный стержень, проходящий через внутреннюю кладку цилиндра, доходит только до верха полусферы. Внутри скульптуры, как ожидали, его не оказалось.
Крылья ангела отлиты из трех частей, соединены с помощью болтов и прикреплены к спине. На голове обнаружили сквозное отверстие размером 70 х 22 мм.
Выводы реставраторов Александровской колонны
Заключение было неутешительным.
- Внутрь скульптуры попадает влага, которая просачивается в цилиндр и стекает ниже.
- В цилиндре скопилось до 3 т воды, что привело к его деформации, бочкообразному виду.
- Местами в навершии отсутствовали соединительные болты.
- Внутренняя кирпичная кладка оказалась разрушенной.
Реставраторы обнаружили совершенно аварийное состояние внутренних опор из кирпича. Чтобы 16-тонная абака (верхняя плита капители) не могла перекоситься и упасть, новые опоры сделали из гранита.
Важно было в первую очередь осушить внутреннюю кладку, укрепить её, установить дополнительные болты и винты, провести защитную обработку бронзы и ликвидировать трещины.
Постамент памятника тоже нуждался в востановлении: на бронзовых рельефах обнаружили более 110 следов от осколков снарядов, “раны войны”, которые требовали лечения.
Ультразвуковое обследование колонны позволило обнаружить видимые и невидимые трещины на поверхности и в толще гранита.
Удивительное открытие реставраторов Александровской колонны
Как сообщил корреспондент НТВ Павел Рыжков в статье “Торжество инженерной мысли переживает века”, при обследовании обнаружили интересное инженерное решение.
Ствол колонны в основании имеет прямой конус, а основание пьедестала – обратный.
Как объясняют специалисты, этот приём значительно упростил монтаж стержня и распределил нагрузку на основание и постамент.
Несколько фотографий с реставрации:
В 2003 году реставрационные работы подлинного петербургского чуда – Александровской колонны – были закончены. И всего через 4 года после их завершения главный специалист реставрационной фирмы Владимир Сорин, прогуливаясь вокруг памятника, обнаружил, что c ограждения и постамента утрачено более сотни элементов бронзового декора (копья, венки, короны и т.д.) Это уже следы “продвинутых” потомков великих мастеров, которые приходят к колонне с ножовками. Ведь просто так кусок бронзы не отломать.
Читайте по теме:
Пишите вежливые комментарии.
Ставьте палец вверх.
Делитесь с друзьями в социальных сетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.
Источники:
http://finesell.ru/zagadki-gipotezi/aleksandrovskaja-kolonna.html
http://peterburg.guide/pamjatniki/aleksandrovskaja-kolonna/
http://zen.yandex.ru/media/id/5abb47558309056c2730ee2f/5d36f89cdfdd2500aeb50557